Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ СОВРЕМЕННЫМ ВЫЗОВАМ И УГРОЗАМ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ИСХОДЯЩИХ ОТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ СОВРЕМЕННЫМ ВЫЗОВАМ И УГРОЗАМ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ИСХОДЯЩИХ ОТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
199
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ УГРОЗЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ / КИБЕРТЕХНОЛОГИИ / БЕЗОПАСНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СФЕРА / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ СЕТИ / ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / КРИТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кобец Петр Николаевич

Введение: различные долгосрочные прогнозы свидетельствуют о необходимости в дальнейшей перспективе проведения исследований по поиску новых форм и видов противодействия терроризму в информационной сфере, а также по организации и тактике борьбы с рассматриваемым феноменом. В этих целях в проведенном исследовании автором изучены и научно обоснованы современные возможности противодействия различным вызовам и угрозам в сфере информационной безопасности Российской Федерации, исходящих со стороны субъектов международного терроризма. Материалы и методы: автором были использованы различные оценки современных возможностей противодействия вызовам и угрозам в сфере информационной безопасности нашей страны, исходящих со стороны субъектов международного терроризма, а также материалы национальных структур, отвечающих за борьбу с терроризмом, научные публикации отечественных и зарубежных экспертов по рассматриваемой проблеме. В процессе исследования использовались анализ, синтез, формально-логический, исторический и ряд частнонаучных методов. © Кобец П. Е. , 2022 Результаты исследования: опасность кибертерроризма обусловлена тем, что нападавшие, могут действовать незаметно и брать под свой контроль различные соцсети на регулярной основе собирать политическую, экономическую и финансовую информацию. Кибератаки могут быть нацелены на различные отечественные организации во всех секторах деятельности качественные изменения показателей современных вызовов и угроз в сфере информационной безопасности нашей страны, исходящих от международного терроризма подчеркивают важность совершенствования работы с данным противоправным явлением. Во многом такое положение дел объясняется важностью роли профилактического воздействия на рассматриваемую преступность. В сложившейся ситуации не обойтись без комплексной программы мер противодействия рассматриваемому феномену. Выводы и заключения: автором предпринята попытка поиска и научного обоснования более совершенных возможностей противодействия новым вызовам и угрозам в сфере информационной безопасности нашего государства, исходящих со стороны международного терроризма. В этой связи наряду со многими теоретиками и специалистами в нашей стране по рассматриваемой проблеме, им предложено собственное видение совершенствования мероприятий государственной политики Российской Федерации по противодействию терроризму в информационной сфере. Научная новизна проведенного исследования, определяется первые проведенным комплексным анализом проблематики совершенствования современным вызовам и угрозам в сфере информационной безопасности Российской Федерации, исходящих со стороны международного терроризма. Практическая значимость работы может выражаться в том, что изложенные в ней выводы и результаты могут быть использованы в дальнейшей работе правоохранительных органов в сфере противодействия различного рода вызовов и угроз в сфере информационной безопасности нашей страны, исходящих со стороны международных террористических организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING COUNTERACTION TO MODERN CHALLENGES AND THREATS IN THE FIELD OF INFORMATION SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION EMANATING FROM INTERNATIONAL TERRORIST ORGANIZATIONS

Introduction: various long-term forecasts indicate the need, in the future, to conduct research on the search for new forms and types of countering terrorism in the information sphere, as well as on the organization and tactics of combating the phenomenon under consideration. To this end, in the conducted research, the author has studied and scientifically substantiated the modern possibilities of countering various challenges and threats in the field of information security of the Russian Federation emanating from the subjects of international terrorism. Materials and methods: the author used various assessments of modern possibilities of countering challenges and threats in the field of information security of our country, emanating from the subjects of international terrorism, as well as materials of national structures responsible for the fight against terrorism, scientific audiences of domestic and foreign experts on the problem under consideration. In the process of research, analysis, synthesis, formal-logical, historical and a number of specific scientific methods were used. The results of the study: the danger of cyberterrorism is due to the fact that attackers can act unnoticed and take control of various social networks on a regular basis to collect political, economic and financial information. Cyberattacks can target various domestic organizations in all sectors of activity. qualitative changes in the indicators of modern challenges and threats in the field of information security of our country emanating from international terrorism emphasize the importance of improving work with this illegal phenomenon. In many ways, this state of affairs is explained by the importance of the role of preventive impact on the crime in question. In the current situation, it is impossible to do without a comprehensive program of measures to counteract the phenomenon under consideration. Findings and Conclusions: the author made an attempt to find and scientifically substantiate better opportunities to counter new challenges and threats in the field of information security of our state, emanating from international terrorism. In this regard, along with many theorists and specialists in our country on the problem under consideration, they were offered their own vision of improving the measures of the state policy of the Russian Federation to counter terrorism in the information sphere. The scientific novelty of the study is determined by the first comprehensive analysis of the problems of improving modern challenges and threats in the field of information security of the Russian Federation, emanating from international terrorism. The practical significance of the work can be expressed in the fact that the conclusions and results set out in it can be used in the further work of law enforcement agencies in the field of countering various kinds of challenges and threats in the field of information security of our country emanating from international terrorist organizations.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ СОВРЕМЕННЫМ ВЫЗОВАМ И УГРОЗАМ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ИСХОДЯЩИХ ОТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2022. № 2 (101). С. 51—64. Vestnik of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. no.2 (101). P. 51—64.

12.00.08. Уголовное право и криминология.

Уголовно-исполнительное право.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ СОВРЕМЕННЫМ ВЫЗОВАМ И УГРОЗАМ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ИСХОДЯЩИХ ОТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Научная статья УДК 323.285

DOI: 10.55001/2312-3184.2022.84.76.005 Кобец Петр Николаевич,

Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России, Российская Федерация, Москва, [email protected]

Введение: различные долгосрочные прогнозы свидетельствуют о необходимости в дальнейшей перспективе проведения исследований по поиску новых форм и видов противодействия терроризму в информационной сфере, а также по организации и тактике борьбы с рассматриваемым феноменом. В этих целях в проведенном исследовании автором изучены и научно обоснованы современные возможности противодействия различным вызовам и угрозам в сфере информационной безопасности Российской Федерации, исходящих со стороны субъектов международного терроризма.

Материалы и методы: автором были использованы различные оценки современных возможностей противодействия вызовам и угрозам в сфере информационной безопасности нашей страны, исходящих со стороны субъектов международного терроризма, а также материалы национальных структур, отвечающих за борьбу с терроризмом, научные публикации отечественных и зарубежных экспертов по рассматриваемой проблеме. В процессе исследования использовались анализ, синтез, формально-логический, исторический и ряд частнонаучных методов.

Результаты исследования: опасность кибертерроризма обусловлена тем, что нападавшие, могут действовать незаметно и брать под свой контроль различные соцсети на регулярной основе собирать политическую, экономическую и финансовую информацию. Кибератаки могут быть нацелены на различные отечественные организации во всех секторах деятельности качественные изменения показателей современных вызовов и угроз в сфере информационной безопасности нашей страны, исходящих от международного терроризма подчеркивают важность совершенствования работы с данным противоправным явлением. Во многом такое положение дел объясняется важностью роли профилактического воздействия на рассматриваемую преступность. В сложившейся ситуации не обойтись без комплексной программы мер противодействия рассматриваемому феномену.

© Кобец П. Е. , 2022

Выводы и заключения: автором предпринята попытка поиска и научного обоснования более совершенных возможностей противодействия новым вызовам и угрозам в сфере информационной безопасности нашего государства, исходящих со стороны международного терроризма. В этой связи наряду со многими теоретиками и специалистами в нашей стране по рассматриваемой проблеме, им предложено собственное видение совершенствования мероприятий государственной политики Российской Федерации по противодействию терроризму в информационной сфере. Научная новизна проведенного исследования, определяется первые проведенным комплексным анализом проблематики совершенствования современным вызовам и угрозам в сфере информационной безопасности Российской Федерации, исходящих со стороны международного терроризма. Практическая значимость работы может выражаться в том, что изложенные в ней выводы и результаты могут быть использованы в дальнейшей работе правоохранительных органов в сфере противодействия различного рода вызовов и угроз в сфере информационной безопасности нашей страны, исходящих со стороны международных террористических организаций.

Ключевые слова: террористические угрозы; информационная безопасность; противодействие терроризму; кибертехнологии; безопасность информации; информационная сфера; социальные сети; социальная среда; международный терроризм; телекоммуникационные сети; фундаментальные интересы; конфиденциальные данные; профилактическое воздействие; информационное пространство; критическая инфраструктура.

Для цитирования: Кобец П. Н. Совершенствование противодействия современным вызовам и угрозам в сфере информационной безопасности Российской Федерации, исходящих от международных террористических организаций // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. — 2022. — № 2 (101). — С.51—64.

DOI: 10.55001/2312-3184.2022.84.76.005

12.00.08 Criminal law and criminology; penal law.

Original article

IMPROVING COUNTERACTION TO MODERN CHALLENGES AND THREATS IN THE FIELD OF INFORMATION SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION EMANATING FROM INTERNATIONAL TERRORIST ORGANIZATIONS

Peter N. Kobets

All-Russian Scientific Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Russian Federation, Moscow, [email protected]

Introduction: various long-term forecasts indicate the need, in the future, to conduct research on the search for new forms and types of countering terrorism in the information

sphere, as well as on the organization and tactics of combating the phenomenon under consideration. To this end, in the conducted research, the author has studied and scientifically substantiated the modern possibilities of countering various challenges and threats in the field of information security of the Russian Federation emanating from the subjects of international terrorism.

Materials and methods: the author used various assessments of modern possibilities of countering challenges and threats in the field of information security of our country, emanating from the subjects of international terrorism, as well as materials of national structures responsible for the fight against terrorism, scientific audiences of domestic and foreign experts on the problem under consideration. In the process of research, analysis, synthesis, formal-logical, historical and a number of specific scientific methods were used.

The results of the study: the danger of cyberterrorism is due to the fact that attackers can act unnoticed and take control of various social networks on a regular basis to collect political, economic and financial information. Cyberattacks can target various domestic organizations in all sectors of activity. qualitative changes in the indicators of modern challenges and threats in the field of information security of our country emanating from international terrorism emphasize the importance of improving work with this illegal phenomenon. In many ways, this state of affairs is explained by the importance of the role of preventive impact on the crime in question. In the current situation, it is impossible to do without a comprehensive program of measures to counteract the phenomenon under consideration.

Findings and Conclusions: the author made an attempt to find and scientifically substantiate better opportunities to counter new challenges and threats in the field of information security of our state, emanating from international terrorism. In this regard, along with many theorists and specialists in our country on the problem under consideration, they were offered their own vision of improving the measures of the state policy of the Russian Federation to counter terrorism in the information sphere. The scientific novelty of the study is determined by the first comprehensive analysis of the problems of improving modern challenges and threats in the field of information security of the Russian Federation, emanating from international terrorism. The practical significance of the work can be expressed in the fact that the conclusions and results set out in it can be used in the further work of law enforcement agencies in the field of countering various kinds of challenges and threats in the field of information security of our country emanating from international terrorist organizations.

Keywords: terrorist threats; information security; countering terrorism; cyber technologies; information security; information sphere; social networks; social environment; international terrorism; telecommunications networks; fundamental interests; confidential data; preventive impact; information space; critical infrastructure.

For citation: Kobets P. N. I Sovershenstvovanie protivodejstvija sovremennym vyzovam i ugrozam v sfere informacionnoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii, ishodjashhih ot mezhdunarodnyh terroristicheskih organizacij [Improving counteraction to modern challenges and threats in the field of information security of the Russian federation emanating from international terrorist organizations]. Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii —

Vestnik of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022, vol. no, 2 (101) pp. 51—64 (in Russ.).

DOI: 10.55001/2312-3184.2022.84.76.005

С каждым годом с изменением социально-экономических условий в обществе усложняется криминальная ситуация, существенные нововведения претерпевают различные виды законодательства Российской Федерации. Обозначенные выше процессы диктуют обязательную потребность по переосмыслению возникающих проблем в сфере информационной безопасности Российской Федерации, а также обусловленных ею возникающих угрозах, не только с теоретических и правовых позиций либо уголовной и правовой защиты цифровых информационных данных, но также и с точки зрения и позиции науки криминологии.

В этой связи нельзя не отметить тот факт, что в условиях начала нового тысячелетия информационно-телекоммуникационные технологии возможно использовать в качестве разновидности вооружения. В этой связи в настоящее время кибертерроризм выступает в качестве одного из в наибольшей степени опасных разновидностей террористической угрозы, из-за того, что его последствия могут быть ужасающими, поскольку террористы, специализирующиеся на совершении террористических атак с использованием кибертехнологии, стремятся в первую очередь нанести вред государственным, коммерческим и частным информационно-телекоммуникационным системам. Одними «из крайне опасных считаются атаки, которые были направлены на расшатывание и подрыв информационных основ органов государственной власти и управления» [1, с. 32]. Наглядным примером этому утверждению могут являться различные террористические атаки, прошедшие в ряде зарубежных стран.

Развитие киберпреступности способствовало формированию её различных направлений, в числе которых оказались преступные проявления, связанные с терроризмом — кибертерроризм [2, с. 216]. Однако прежде чем вести разговор о необходимости совершенствования государственной политики в сфере информационной безопасности нашей страны, исходящих от кибертерроризма необходимо определить его понятие. Прежде всего нельзя не отметить о том, что отечественные ученые провели не мало научных исследований по проблематике «противодействия терроризму, в которых ими предпринимались попытки обобщенного определения сущности терроризма на законодательном уровне, и в конечном итоге все эти попытки способствовали тому, что в 2006 г. понятие терроризма было зафиксировано в ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ [3, с. 30]. Тем не менее нормативное правовое определение терроризма в федеральном законодательстве, не может означать, что это привело к решению всех теоретических проблем, связанных с определением его сущности.

Важно отметить, что и сегодня, в научной сфере разгорается множество обсуждений и дискуссий на эту тему, до настоящего времени среди ученых не сформировано единое общепринятое и всех удовлетворяющее определение, как самого терроризма, так и предельно полной классификации его разновидностей. Важно отметить, что «научная

литература изобилует множеством различных определений терроризма, которые построены на различных основаниях. Сложившаяся ситуация вызывает более чем достаточное количество затруднений для выработки принимаемых всеми определений, которые бы лежали в основе антитеррористической доктрины» [4, с. 36].

Поэтому основываясь на ряде ранее проведенных автором исследованиях кибер-терроризма, по его мнению, под кибертерроризмом следует понимать определенную разновидность террористической угрозы, которая использует современные информационные телекоммуникационные технологии, направленные для устрашения, или же какого-либо другого воздействия для принятия решений органами государственной власти и управления.

Ряд теоретических аспектов, рассматривающих кибертерроризм, как важнейший из факторов, связанных с угрозами безопасности нашей страны, в начале нового тысячелетия были исследованы отечественными специалистами из различных научных сфер: С. В. Зарубиным [5], Е. А. Молодчей [6], В. А. Мазуровым [7], В. С. Овчинским [8], О. А. Степановым [9], Е. В. Старостиной [10], Т. Л. Тропиной [11], Ф. А. Услинским [12] и др. При этом необходимо отметить, что в 2020-х гг. специальных исследований изучающих и научно обосновывающих современные возможности противодействия различным вызовам и угрозам в сфере информационной безопасности Российской Федерации, исходящих со стороны субъектов международного терроризма ранее проведено не было.

Зарождение кибертерроризма началось в 1970-х гг. Данный термин в 1980 г. ввел старший научный сотрудник Института безопасности и разведки (США, Калифорния) Барри Коллин, и спустя многие годы поделился своими исследованиями в своей научной работе «Будущее кибертерроризма». Он предвидел, что через несколько десятков лет всемирные телекоммуникационные сети смогут охватить все мировое пространство и будут выступать в качестве объекта террористической угрозы международных террористов. Им, в частности, указывалось на то, что лицо терроризма меняется, но мотивы остаются прежними. При этом также отмечалось, что «человечество сталкивается с новым и незнакомым оружием. Разведывательные системы, тактика, процедуры безопасности и оборудование, которые когда-то должны были защищать людей, системы и нации, бессильны против разрушительного оружия, под названием кибертерроризм» [13, p. 17]. В своей работе Барри Коллин, в частности, указывало на то, что методы борьбы с терроризмом, которые специалисты по борьбе с терроризмом оттачивали на протяжении многих лет, неэффективны против кибертерроризма, поскольку кибертеррористы не атакует взрывчаткой, химическим газом, динамитом, а единицами и нулями в том месте, где сходятся физический и виртуальный миры.

Таким образом, рассматриваемая противоправная кибердеятельность существует с 1970-х гг., при этом все начиналось со взломов и проникновения на сайты военных организаций, содержавших секретную информацию, но с годами террористические организации все больше стали совершать киберпреступлений в сфере экономики, а также распространять вредоносные компьютерные программы. Научно-технический прогресс и связанные с ним в 1990-х гг. достижения в телекоммуникационных системах, и создание глобальной сети Интернет, также способствовало развитию киберпреступности.

В настоящее время в киберпространство вовлечено порядка трети жителей планеты, и проблема кибертерроризма становится все более актуальнее [14, с. 86].

В настоящее время проявления кибертерроризма являются одними из самых опасных разновидностей преступных посягательств, поскольку, используя кибератаки, возможно причинить значительные виды ущерба не только на локальных, но и на межгосударственных и международных уровнях. Поскольку внешние угрозы международных террористов направлены не на совершение каких-то преступлений небольшой и средней тяжести, а также не сбор каких-то информационных данных о рядовых пользователях системы Интернет. В качестве объектов преступных посягательств кибертер-рористов могут выступать данные, которые касаются секретной информации, управления аппаратурой по контролю за объектами атомной энергетики, ядерных военных комплексов, космической отрасли, государственной банковской инфраструктуры и др.

В обязательном порядке необходимо отметить, что особым интерес среди кибер-террористов вызывает деятельность государственных информационных систем, важная государственная инфраструктура, среди которых системы по управлению железными дорогами, аэропортами, объектами атомной энергетики, военными, оборонными объектами и др. Кибертеррористы стремиться проникнуть на объекты, связанные с информационно-телекоммуникационной системой, перехватить управление ими, подавить средства, связанные с сетевым информационным обменом и осуществить другие деструктивные действия. Самая большая проблема борьбы с террористическими угрозами в сфере информационной безопасности заключается в том, что данная разновидность террористической деятельности не обладает национальными границами, поэтому у правоохранительных органов возникают большие проблемы, связанные с выявлением и раскрытием террористических атак, осуществленным в информационном пространстве.

Опасность кибертерроризма во многом обусловлена тем, что прорывные цифровые технологии, порожденные глобализацией информационных процессов, ворвавшиеся в современное общество, становятся не только информационными составляющими большинства преобразований, происходящих в цифровом обществе, но и вызывают всплеск совершенно новых угроз, связанных с кибертерроризмом. В этой связи важно подчеркнуть то, что с каждым годом кибертерроризм стремится к поиску все новых способов совершения рассматриваемых преступлений, обусловленных регулярным совершенствованием и генерированием процессов в информационно-телекоммуникационной сфере.

Кроме того, опасность кибертерроризма обусловлена тем, что нападавшие, могут действовать незаметно в течение нескольких месяцев, как это было на АЭС в Иране, брать под свой контроль различные сети на регулярной основе собирать политическую, экономическую и финансовую информацию.

Используя телекоммуникационные сети, кибертеррористы обладают многими преимуществами, поскольку они в любой момент в независимости от своего местонахождения могут воспользоваться простым доступом к необходимому информационному ресурсу. Кроме того, они имеют доступ к высокоскоростной передаче больших информационных массивов и информационных данных, по трудно поддающемуся контролю правоохранительными органами каналам связи, имеющим низкую персонификацию

электронных следов [15, с. 147]. К тому же кибертеррористами используется сеть Интернет в организационных и конспиративных целях [16, с. 12]. В дополнение к сказанному необходимо отметить, что при помощи сети Интернет кибертеррористы имеют возможность с большим размахом проводить работу по вербовке новых участников террористического движения и сбору денежных средств от лиц, относящихся с симпатией к террористам. И, наконец, нельзя не отметить, что террористами решается важнейшая задача, заключающаяся в широком освещении проведенных террористических атак, что способствует обретению их известности в обществе и устрашению своих противников [17, с. 26].

Российская Федерация, как и большинство мировых держав, также является мишенью кибератак террористов, которые подрывают его фундаментальные интересы. Сегодня кибератаки могут нацеливаться на государственные структуры, операторов, имеющих жизненно важное значение, или стратегические предприятия. Целью киберпре-ступников является долгосрочная установка в информационную систему с целью кражи конфиденциальных данных (политических, дипломатических, военных, технологических, экономических, финансовых или коммерческих). В любой момент киберпреступ-ники могут взять под контроль подключенные к телекоммуникационным сетям любые объекты, в том числе и стратегического значения, и удаленно прервать их промышленную деятельность или вообще уничтожить.

Безопасное и надежное киберпространство, имеет важнейшее значение для безопасности и стабильности Российской Федерациям, а эффективная кибербезопасность всей цифровой инфраструктуры российского государства, в условиях начала третьего десятилетия XXI столетия, все больше приобретает решающее значение для конкурентоспособности нашей страны на мировых рынках, государственной экономической стабильности и долгосрочного процветания.

3 марта 2021 г. на ежегодном расширенном заседании коллегии МВД России, приняли участие Президент Российской Федерации В. В. Путин и Министр внутренних дел Российской Федерации, генерал полиции Российской Федерации В. А. Колокольцев. На указанном мероприятии обсуждались итоги и результаты деятельности структурных подразделение МВД России за 2020 г. и ставились задачи сотрудникам на 2021 г. Речь на коллегии зашла также о преступлениях в сфере информационных технологий, число которых значительно выросло. Так в частности В. В. Путиным было отмечено, что информационные технологии быстро развиваются, и общество за ними, к сожалению, не успевает. При этом, очевидно, «технологии обновляются и меняются стремительно, но и поле для преступлений, для разного рода преступной деятельности, к сожалению, тоже увеличивается. Поэтому задача МВД России эффективно ответить на этот криминальный вызов и защитить граждан. Для этого важно повышать профессиональную подготовку и техническое оснащение органов внутренних дел. И, конечно, нужно наладить более чёткое взаимодействие с интернет-провайдерами, операторами сотовой связи. Также Президентом Российской Федерации В. В. Путиным было обращено внимание на то, что в целом показатели раскрываемости кибер- и других видов преступлений должны год от года расти, поскольку от этого зависит реализация важнейшего правового

принципа — неотвратимости наказания, а значит, и вера людей в справедливость, в силу закона, в способность государства защитить безопасность человека»1.

Все обозначенное выше свидетельствует о необходимости разработки и принятия необходимых мер по государственному реагированию на акты кибертерроризма. Качественные изменения показателей кибертерроризма подчеркивают необходимость совершенствования работы с данным противоправным явлением. Во многом такое положение дел объясняется важностью роли профилактического воздействия на рассматриваемую преступность. В сложившейся ситуации не обойтись без комплексной программы мер противодействия рассматриваемому феномену.

Специальные субъекты по обеспечению кибербезопасности это в первую очередь государственные органы, которые помимо выполнения ими своего общего функционала, уполномочены осуществлять противодействие киберпреступности и кибертерро-ризму, и, кроме того, обеспечивать кибернетическую защиту на объектах национальной критической инфраструктуры.

Поскольку в настоящее время проявления кибертерроризма являются долгосрочными причинами и условиями осложнения геополитической системы, и весьма устойчивыми явлениями в развитии общества, в сложившееся ситуации для защиты от серьезных террористических киберугроз необходимо продолжать работу по защите и подготовке всех объектов критически важной национальной инфраструктуры. Также следует обновить военные оборонные возможности защиты от новых видов кибернетических угроз террористического характера.

Следует «улучшать качество работы по установлению и розыску субъектов, которые причастны к террористической деятельности в информационном пространстве, а также привлекать их к уголовной ответственности в соответствии с законодательными нормами Российской федерации, при этом также рационализировать информационное сопровождение работы всех участников деятельности по борьбе с терроризмом при пресечении террористических угроз и осуществлении контртеррористической работы» [18, с. 95].

Ранее проведенные исследования свидетельствуют о том, что осуществляемые киберугрозы в информационной сфере нашей страны активно эволюционируют, поэтому чрезвычайно важно продолжать выявлять материалы в социальных сетях, имеющие обозначенную террористическую направленность. В необходимых случаях блокировать террористический контент и сайты их размещающие. При этом важно проводить профилактические мероприятия среди владельцев заблокированных сайтов, занимаясь их правовым просвещением, предупреждая о возможном наступлении ответственности за деятельность, связанную с размещением контента, носящего террористический характер.

1 Итоги коллегии в МВД РФ 3 марта 2021 года: полная информация о мероприятии — последние новости [Электронный ресурс]. — URL: https://regioninformburo.ru/itogi-kollegii-v-mvd-rf-3-marta-2021-goda-polnaya-mformacziya-o-meropriyatii-posledme-novosti/ (date of the application 10.12.2021).

Необходимо совершенствование информационного противодействия кибертер-роризму, посредством организации различных форумов, тематических групп, опросов.

Одним из важнейших элементов, по мнению отечественных специалистов, в борьбе с терроризмом должна стать грамотно выстроенная информационная политика, осуществляемая средствами массовой информации (далее — СМИ). Так в частности, сведения, которые касаются «проведения контртеррористических операций, средств и методов противодействия терроризму не должны получать огласку со стороны СМИ, так, как все это окажет негативное воздействие на проводимые правоохранителями мероприятия, и кроме того может использоваться в террористической деятельности» [19, с. 138].

Необходимо ввести ограничительные меры, вплоть до запрета в государственных органах власти и управления, а также иных государственных структурах, подключаться к сети Интернет. При этом, в случаях крайне необходимости осуществлять подобное подключение используя специально предназначенные для этих целей средства по защите информационных данных, а также обязать использование криптографических средств, имеющих сертификат ФСБ России, получивший подтверждающий соответствие Федеральной службе по техническому и экспортному контролю.

Также важно «повышать уровень своевременного и эффективного информационного сопровождения субъектов борьбы с терроризмом, связанный минимизацией и ликвидацией террористических актов, при этом важно совершенствовать работу по информированию населения о деятельности связанной с установлением лиц, совершающих террористические акты и их пособников и привлечении их к ответственности» [20, с. 15].

Необходимо рассматривать возможности создания новых межведомственных кибернетических подразделений, которые будут развивать необходимый потенциал по защите от киберпреступности, чтобы дать России сравнительное преимущество в ки-берпространстве. При этом ими должен быть разработан работоспособный механизм по обмену необходимым опытом в рассматриваемой сфере. Также важно усилить роль имеющихся подразделений по защите национальной инфраструктуры, чтобы расширить их охват организациями, которые ранее не рассматривались, как часть критической инфраструктуры, тем самым увеличив способность защищать критические системы и интеллектуальную собственность.

Профилактика и просвещение также имеют решающее значение. Правительство, частный сектор и правоохранительные органы должны работать вместе в этом направлении, чтобы решить рассматриваемую проблему совместными усилиями. Кроме того, необходимо работать с интернет-провайдерами над поиском нового добровольного кодекса поведения, который также поможет противодействовать кибертерроризму.

Кроме того, профилактика кибертерроризма должна осуществляться не только правоохранительными и иными государственными органами, а также исходить со стороны общественных организаций и религиозных объединений граждан. В этой связи, «разработанные новые принципы и механизмы по взаимодействию общественных организаций, а также представителей иных социальных групп населения, выступающих об-

щественными помощниками в различных общественных объединениях» [21, с. 597], окажут существенное воздействие на эффективность противодействия кибертерроризму.

Ряд цифровых устройств, объектов и услуг, которые в настоящее время доступны на рынке, не имеют того уровня безопасности данных, который позволяет им избежать инцидента: утечки данных, неисправности или перерыва в обслуживании. Для российских предприятий защита персональных данных и уровень безопасности цифровых продуктов и услуг, которые они разрабатывают и производят, в краткосрочной перспективе должны стать отличительной чертой и конкурентным преимуществом.

Совершенствуя кибербезопасность, как на государственном, так и на глобальном уровне следует серьезно задуматься о необходимости выработки системных подходов включающих в себя не только повышение осведомленности о всех имеющихся рисках в информационном пространстве, создании государственных структур, исследующих проблематику информационной безопасности, но также и стремиться к установлению прочных взаимоотношений между отраслями экономики, и необходимому сотрудничеству на международной арене.

С целью реализации указанных вопросов по совершенствованию политики связанной с современными вызовами и угрозами в сфере информационной безопасности, исходящих от международного терроризма, необходимо стремиться к снижению масштабов и числа кибератак; минимизировать и не допускать распространение рассматриваемых преступных проявлений на территории нашей страны; минимизировать ущербы причиняемые деятельностью международных террористических организаций российскому населению; стремиться к привлечению как можно большего числа участников террористических организаций к уголовной ответственности; проводить мероприятия по систематическому совершенствованию и гармонизации законодательных мер в рассматриваемой сфере, учитывая реальные и потенциальные угрозы в сфере информационной безопасности; продолжать проводить на системной основе научные исследования по рассматриваемым проблемам, при этом обеспечить межведомственное взаимодействие между образовательными и научными учреждениями по подготовке совместных научных исследований для сотрудников правоохранительных органов.

В контексте изложенного материла необходимо подчеркнуть, что результативность противодействия рассматриваемым вызовам и угрозам кибертерроризма значительно может быть повышена на основе мер по совершенствованию нормативной правовой базы и обмена положительным опытом среди стран осуществляющим комплексные антитеррористические мероприятия в рассматриваемой сфере.

Важной мерой по противодействию кибертерроризма на глобальном уровне, могли бы стать разработанные и принятые специальные международные договоры универсального и регионального характера в сфере борьбы с кибертерроризмом, поскольку рассматриваемый вид террористической деятельности обладает своей четко выраженной спецификой и особенностью.

Исходя из сказаного следует, что совершенствование государственно-правовой политики Российской Федерации, связанной с современными вызовами и угрозами в сфере информационной безопасности, исходящих от международного терроризма,

должно осуществляться комплексно, системно и последовательно, с учетом многостороннего международного сотрудничества.

В заключение необходимо отметить, что в новом тысячелетии развивая автономное стратегическое мышление, подкрепленное техническим опытом мирового уровня, Российская Федерация должна обеспечить постоянную защиту своих фундаментальных интересов в киберпространстве. При этом важно параллельно продолжать укреплять безопасность своих критически важных сетей и их устойчивость в случае крупной кибе-ратаки террористов, путем расширения сотрудничества с частными заинтересованными сторонами на национальном и международном уровнях. Для защиты своего суверенитета и, в частности, защиты своей информации, касающейся национальной оборонной тайны, Российской Федерации необходимо сохранять свой финансовый и промышленный потенциал для разработки решений с самым высоким уровнем безопасности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

1. Пеньков И. А. Основные направления борьбы с кибертерроризмом // Мир и Согласие. — 2006. — № 1. — С. 32.

2. Терлыч И. А. Уголовно-правовой аспект борьбы с кибертерроризмом в Китае // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития: сборник материалов VIII международной научно-практической конференции, Чебоксары, 12 апреля 2019 года / Редколлегия: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2019. — С. 215—217.

3. Кобец П. Н. Опыт и проблемы противодействия международному терроризму на объектах атомной энергетики // Научный портал МВД России. — № 2 (46). — 2019. — С. 29—39.

4. Кобец П. Н. Совершенствование антитеррористических мер безопасности на объектах транспорта // Научный портал МВД России. — № 1 (49). — 2020. — С. 35—45.

5. Зарубин С. В. Разработка алгоритмов и моделей противодействия кибертерро-ризму: дис. ... канд. техн. наук: 05.13.18, 05.13.19; Место защиты: Воронеж. ин-т МВД России. — Воронеж, 2009. — 140 с.

6. Молодчая Е. Н. Политика противодействия кибертерроризму в современной России: политологический аспект: специальность 23.00.02 «Политические институты, процессы и технологии»: дис. ... канд. полит. наук. — М., 2011. — 188 с.

7. Мазуров В. А. Кибертерроризм: понятие, проблемы противодействия // Доклады Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники. — 2010. — № 1—1 (21). — С. 41—45.

8. Основы борьбы с киберпреступностью и кибертерроризмом: хрестоматия / сост. заслуж. юрист Рос. Федерации, д-р юрид. наук В. С. Овчинский. — М.: Норма, 2017. — 527 с.

9. Степанова О. А. Актуальные проблемы противодействия кибертерроризму: моногр. — М.: Акад. Ген. прокуратуры, 2014. — 99 с.

10. Старостина Е. Подход к выработке единого понятия «кибертерроризм» (научное обоснование, сравнительная характеристика) // Право и жизнь. Независимый правовой журнал. — М., 2006. — № 101. — С. 80—89.

11. Тропина Т. Л. Киберпреступность и кибертерроризм: договоримся о понятиях // Проблемы преступности: традиционные и нетрадиционные подходы: сб. ст. — М.: Российская криминологическая ассоциация, 2003. — С. 14—21.

12. Услинский Ф. А. Кибертерроризм в России: его свойства и особенности // Право и кибербезопасность. — 2014. — № 1. — С. 6—11.

13. Collin В. С. The Future of Cyber Terrorism // Crime & Justice International. 1997. Vol. 13, No. 2. March. P. 15—18.

14. Горба М. С. Киберпреступность, как развивающаяся криминальная угроза обществу / М. С. Горба, Е. Б. Тюнин // Информационное общество: современное состояние и перспективы развития: сб. мат-в XII междунар. форума, Краснодар, 15—20 июля 2019 г. — Краснодар: ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина», 2019. — С. 84—87.

15. Гавло В. К. Следовая картина и ее значение для расследования преступлений, связанных с неправомерным удаленным доступом к компьютерной информации /

B. К. Гавло, В. В. Поляков // Российский юридический журнал. — 2007. — № 5 (57). —

C. 146—152.

16. Осипенко А. Л. Организованная преступность в сети интернет // Вестник Воронежского института МВД России. — 2012. — № 3. — С. 10—16.

17. Осипенко А. Л. Особенности раскрытия преступлений экстремистской направленности, совершаемых в сети интернет / А. Л. Осипенко, Н. И. Болычев // Преступность в сфере информационных и телекоммуникационных технологий: проблемы предупреждения, раскрытия и расследования преступлений. — 2015. — № 1. — С. 26— 31.

18. Кулакова Л. Н. Информационная война как объект научного анализа (понятие и основные характеристики информационной войны) // Альманах современной науки и образования. — 2012. — № 6. — С. 93—96.

19. Скребец Е. С. Борьба с терроризмом в Российской Федерации: концепция и методология // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. — 2016. — Т. 2 (68). — № 1. — С. 137—144.

20. Кобец П. Н. Проблемы совершенствования антитеррористической деятельности МВД России. Вестник всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России. — № 4 (40). — 2016. — С. 13—16.

21. Кобец П. Н. Анализ природы терроризма и его детерминирующих факторов в условиях середины второго десятилетия XXI столетия // Полицейская деятельность. — 2016. — № 6. — С. 596—602.

REFERENCES

1. Penkov I.A. The main directions of the fight against cyberterrorism // Peace and Consent. 2006. No. 1.P. 32.

2. Terlych I.A. The criminal-legal aspect of the fight against cyberterrorism in China // Actual directions of scientific research: development prospects: Collection of materials of the VIII International scientific and practical conference, Cheboksary, April 12, 2019 / Editorial board: O. N. Shirokov [and others]. — Cheboksary: Limited Liability Company Center for Scientific Cooperation Interactive Plus, 2019. pp. 215-217.

3. Kobets P.N. Experience and problems of countering international terrorism at nuclear power facilities. Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia. No. 2 (46). 2019. P. 29-39.

4. Kobets P.N. Improvement of anti-terrorist security measures at transport facilities. Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia. No. 1 (49). 2020. pp. 35-45.

5. Zarubin S.V. Development of algorithms and models for countering cyber terrorism: dissertation ... Candidate of Technical Sciences: 05.13.18, 05.13.19; Place of protection: Voronezh. Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. — Voronezh, 2009 . 140 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Molodchaya E. N. Policy of countering cyber terrorism in modern Russia: political science aspect: specialty 23.00.02 «Political institutions, processes and technologies»: dissertation for the degree of candidate of political sciences. — Moscow, 2011. — 188 p.

7. Mazurov V.A. Cyberterrorism: concept, problems of counteraction // Reports of the Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics. — 2010. — No. 1-1 (21). — P.. 41-45.

8. Fundamentals of combating cybercrime and cyberterrorism: reader / compiler, Honored Lawyer of the Russian Federation, Doctor of Law V.S. Ovchinsky. — Moscow: Norma, 2017 .- 527 p.

9. Stepanova O.A. Actual problems of countering cyber terrorism: monograph. — Moscow: Acad. General Prosecutor's Office, 2014 .- 99 p.

10. Starostina E. Approach to the development of a single concept of «cyber terrorism» (scientific justification, comparative characteristics) // Law and Life. Independent legal journal. — M., 2006, No. 101. — pp. 80-89.

11. Tropina T.L. Cybercrime and cyberterrorism: let's agree on the concepts // Problems of crime: traditional and non-traditional approaches. Digest of articles. — M.: Russian Criminological Association, 2003. — P. 14-21.

12. Uslinsky F.A. Cyberterrorism in Russia: Its Properties and Features // Law and Cy-bersecurity. — 2014. — No. 1. — P. 6-11.

13. Collin B. C. The Future of Cyber Terrorism // Crime & Justice International. 1997. Vol. 13, No. 2. March. P. 15-18.

14. Gorba M.S., Tyunin E.B. Cybercrime as a developing criminal threat to society // Information society: current state and development prospects: collection of materials of the XII International Forum, Krasnodar, July 15-20, 2019. — Krasnodar: Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin ", 2019. — P. 84-87.

15. Gavlo V.K., Polyakov V.V. Trace picture and its significance for the investigation of crimes related to illegal remote access to computer information // Russian legal journal. — 2007. — No. 5 (57). — P. 146-152.

16. Osipenko A.L. Organized crime on the Internet // Bulletin of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. — 2012. — No. 3. — P.. 10-16.

17. Osipenko A.L., Bolychev N.I. Features of disclosing extremist crimes committed on the Internet // Crime in the field of information and telecommunication technologies: problems of prevention, disclosure and investigation of crimes. — 2015. — No. 1. — P.. 26-31.

18. Kunakova L.N. Information war as an object of scientific analysis (concept and main characteristics of information war) // Almanac of modern science and education. 2012. No. 6. P. 93-96.

19. Skrebets E.S. The fight against terrorism in the Russian Federation: concept and methodology // Scientific notes of the V.I. Vernadsky. Legal sciences. — 2016 .- T. 2 (68). — No. 1. — P. 137-144.

20. Kobets P.N. Problems of improving the anti-terrorist activities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Bulletin of the All-Russian Institute for Advanced Studies of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. No. 4 (40) 2016. P. 13-16.

21. Kobets P.N. Analysis of the nature of terrorism and its determinants in the middle of the second decade of the XXI century // Police activity. — 2016. — No. 6. — P.596-602.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Кобец Петр Николаевич, доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник центра организационного обеспечения научной деятельности. Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России. 121069, г. Москва, ул. Поварская, д. 25, стр. 1

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Kobets Peter Nikolaevich, Doctor of Law, Professor, All-Russian Scientific Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 121069, Moscow, st. Povarskaya, 25, building 1.

Статья поступила в редакцию 09.12.2021; одобрена после рецензирования 16.12.2021; принята к публикации 10.06.2022.

The article was submitted 09.12.2021; approved after reviewing 16.12.2021; accepted for publication 10.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.