Научная статья на тему 'ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ ТЕРРОРИЗМУ И ЭКСТРЕМИЗМУ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ ТЕРРОРИЗМУ И ЭКСТРЕМИЗМУ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
228
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СНГ / ТЕРРОРИЗМ / АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / ИНТЕРНЕТ / КИБЕРТЕРРОРИЗМ / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ СЕТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тарасов Даниил Станиславович, Солодухина Елизавета Александровна

Целью исследования является определение методов и способов противодействия стран-участниц СНГ кибертерроризму. Гибридные конфликты пришли на смену традиционным войнам, а в киберпространстве, которое превратилось в виртуальное поле боя, появились новые угрозы. Киберугрозы могут заключаться в киберпреступности, кибертерроризме, кибервойне и в настоящее время являются серьезной проблемой для правительств всех стран мира. С развитием интернета и телекоммуникационных сетей терроризм стал адаптироваться под новые реалии, а пандемия COVID-19 значительно ускорила этот переход. Термин «кибертерроризм» становится все более распространённым в современном мире, хотя и не имеет четкого определения. Кибертерроризм несет значительные негативные последствия для инфраструктурных систем и безопасности всех стран, поэтому правительства обеспокоены возникшей угрозой. В настоящее время компьютерные сети ежедневно подвергаются атакам из-за неспособности системы безопасности идти в ногу с ростом возможностей подключения, а также из-за легкодоступных инструментов и методов взлома. Для борьбы с терроризмом и проявлением экстремизма в рамках СНГ был создан Антитеррористический Центр, главными задачами которого являются консультативные меры, обмен опытом между государствами-участниками СНГ, анализ и прогнозирование нынешней ситуации в киберпространтсве, обучение и переподготовка квалифицированных кадров, научно-методическая деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUNTERACTION OF THE CIS MEMBER STATES IN THE FIGHT AGAINST TERRORISM AND EXTREMISM IN THE FIELD OF INFORMATION TECHNOLOGY

The purpose of the study is to determine the methods and ways of countering cyberterrorism by the CIS member countries. Hybrid conflicts have replaced traditional wars, and new threats have emerged in cyberspace, which has become a virtual battlefield. Cyber threats can be cybercrime, cyber terrorism, cyber warfare and are currently a major problem for governments all over the world. With the development of the Internet and telecommunications networks, terrorism began to adapt to new realities, and the COVID-19 pandemic has significantly accelerated this transition. The term "cyberterrorism" is becoming more and more common in the modern world, although it does not have a clear definition. Cyberterrorism has significant negative consequences for the infrastructure systems and security of the entire country, so governments are concerned about the threat that has arisen. Computer networks are now under attack on a daily basis due to the inability of the security system to keep up with the growth of connectivity, as well as easily accessible tools and methods of hacking. To combat terrorism and the manifestation of extremism within the framework of the Commonwealth of Independent States, the Anti-Terrorism Center was created, the main task of which is advisory measures, exchange of experience between the CIS member states, analysis and forecasting of the current situation in cyberspace, training and retraining of qualified personnel, scientific and methodological activities.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ ТЕРРОРИЗМУ И ЭКСТРЕМИЗМУ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

ПРОБА ПЕРА FIRST STEPS

Научная статья / Research article

Противодействие государств-участников СНГ терроризму и экстремизму в

сфере информационных технологий

Д. С. Тарасов

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия e-mail: 1032211937@pfur. ru

Е. А. Солодухина

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия e-mail:1032180050@pfur.ru

Аннотация. Целью исследования является определение методов и способов противодействия стран-участниц СНГ кибертерроризму. Гибридные конфликты пришли на смену традиционным войнам, а в киберпространстве, которое превратилось в виртуальное поле боя, появились новые угрозы. Киберугрозы могут заключаться в киберпреступности, кибертерроризме, кибервойне и в настоящее время являются серьезной проблемой для правительств всех стран мира. С развитием интернета и телекоммуникационных сетей терроризм стал адаптироваться под новые реалии, а пандемия COVID-19 значительно ускорила этот переход. Термин «кибертерроризм» становится все более распространённым в современном мире, хотя и не имеет четкого определения. Кибертерроризм несет значительные негативные последствия для инфраструктурных систем и безопасности всех стран, поэтому правительства обеспокоены возникшей угрозой. В настоящее время компьютерные сети ежедневно подвергаются атакам из-за неспособности системы безопасности идти в ногу с ростом возможностей подключения, а также из-за легкодоступных инструментов и методов взлома. Для борьбы с терроризмом и проявлением экстремизма в рамках СНГ был создан Антитеррористический Центр, главными задачами которого являются консультативные меры, обмен опытом между государствами-участниками СНГ, анализ и прогнозирование нынешней ситуации в киберпространтсве, обучение и переподготовка квалифицированных кадров, научно-методическая деятельность.

Ключевые слова: СНГ, терроризм, Антитеррористический Центр, интернет, кибертерроризм, телекоммуникационные сети.

Для цитирования: Тарасов Д. С., Солодухина Е. А. Противодействие государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом и экстремизмом в сфере информационных технологий. Постсоветские исследования. 2022;1(5): 124-130.

Counteraction of the CIS member states in the fight against terrorism and extremism in the field of information technology

Daniil S. Tarasov

RUDN University, Moscow, Russia e-mail: 1032211937@pfur.ru

Elizaveta A. Solodukhina

RUDN University, Moscow, Russia e-mail:1032180050@pfur.ru

Abstract. The purpose of the study is to determine the methods and ways of countering cyberterrorism by the CIS member countries. Hybrid conflicts have replaced traditional wars, and

new threats have emerged in cyberspace, which has become a virtual battlefield. Cyber threats can be cybercrime, cyber terrorism, cyber warfare and are currently a major problem for governments all over the world. With the development of the Internet and telecommunications networks, terrorism began to adapt to new realities, and the COVID-19 pandemic has significantly accelerated this transition. The term "cyberterrorism" is becoming more and more common in the modern world, although it does not have a clear definition. Cyberterrorism has significant negative consequences for the infrastructure systems and security of the entire country, so governments are concerned about the threat that has arisen. Computer networks are now under attack on a daily basis due to the inability of the security system to keep up with the growth of connectivity, as well as easily accessible tools and methods of hacking. To combat terrorism and the manifestation of extremism within the framework of the Commonwealth of Independent States, the Anti-Terrorism Center was created, the main task of which is advisory measures, exchange of experience between the CIS member states, analysis and forecasting of the current situation in cyberspace, training and retraining of qualified personnel, scientific and methodological activities.

Keywords: CIS, terrorism, Antiterrorist Center, internet, cyberterrorism, telecommunication networks.

For citation: Daniil S. Tarasov, Elizaveta A. Solodukhina Counteraction of the CIS member states in the fight against terrorism and extremism in the field of information technology. Postsovetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies. 2022;1(5):124-130. (In Russ.)

Введение.

С 1990-х гг. возможность управлять крупной террористической организацией, способной проводить длительную кампанию непрерывных крупномасштабных атак в каком-либо городе или регионе, прекратилась. Даже самые печально известные сепаратистские движения и крайне правые ополчения, возникшие в западных странах, чья риторика может показаться угрожающей, проводят относительно небольшие операции.

Печально известный теракт 11 сентября 2001 года, по мнению различных исследователей, предвещал появление большого количества сверхопасных неофициальных субъектов, которые имели хорошо оборудованные убежища во многих городах, чьи участники могли незаметно проникать в общество, ожидая приказа о нанесении удара.

Такого рода опасения отразились на стратегическом мышлении органов правопорядка. В этой связи можно провести грубую аналогию с партизанским движением в рамках методов ведения своего рода борьбы для достижения определённых целей. Террористические организации обычно представляют собой небольшие группы лиц, обладающих одним ключевым

преимуществом - анонимностью. Они могут

действовать до тех пор, пока правоохранительные органы не знают, кто они и где находятся. В процессе расследований и анализа полученных данных осведомленность о

террористических группировках со стороны соответствующих государственных органов повышается.

Например, появление новых методов шифрования помогает террористам избегать обнаружения, а использование новых платформ социальных сетей позволяет распространять пропаганду и вербовать новых членов. Однако у террористов имеется немного времени, чтобы воспользоваться плодами новых технологий, прежде чем государство разработает контрмеры по дешифровке или других видов наблюдения. Таким образом, борьба с терроризмом в основном связана с информацией: службы безопасности работают, чтобы

идентифицировать и выявлять

подозреваемых.

С появлением и развитием интернета и телекоммуникационных сетей методы и способы ведения террористической и экстремистской деятельности

адаптировались под новые реалии. Как известно, для терроризма важен не только сам факт проявления насилия, но и нагнетание страха у населения и

представителей власти для достижения преследуемых целей.

Конец 1990-х гг. характеризовался значительным ростом террористических и экстремистских организаций на

постсоветском пространстве. С учётом их стремительного роста и распространения в мире Совет министров внутренних дел государств - участников СНГ в 1999 г. приходит к мысли о создании центра, координирующего деятельность по борьбе с терроризмом и иными проявлениями экстремизма.

Меры противодействия

кибертеррористической деятельности в странах-участницах СНГ

Приняв во внимание возможные последствия деятельности террористических и экстремистских организаций на протяжении последующего года, государства-участники СНГ вели диалог о возможном политическом и правовом сдерживании кибертеррористической

деятельности. Разработав и согласовав регламент управления и организации ведомства, 21 июня 2000 года решением Совета глав государств СНГ был утверждён Антитеррористический центр1, который уже с 2021 года во взаимодействии с органами государств-участников СНГ координирует и помогает в борьбе с терроризмом. Однако параллельно с развитием и распространением новых информационных технологий и их активной адаптацией и применением во всех сферах жизнедеятельности населения происходит и переориентация деятельности

террористических организаций.

В этой связи интернет и современные информационные системы становятся не только полем деятельности террористов, но и, располагая массовой аудиторией и сетевой структурой, средством для распространения информации об их деятельности и идеологии по всему миру. Также изменились механизмы финансирования террористов, теперь они получают свой доход от онлайн-

казино, подставных интернет-магазинов, сайтов-двойников, фишинговых и фарминг-атак, несанкционированного доступа к банковским ресурсам и криптовалютным биржам [Семыкина, Ключко: 2020]. Например, согласно статистике МВД, за первое полугодие 2007 года было выявлено 148 сайтов в интернете, содержащих материалы террористической и

экстремистской направленности 2 . Причём данные сайты используются не только в одном определённом государстве, а во многих государствах. Так, 70 сайтов террористической направленности было выявлено в России, 49 в США, в Нидерландах - 6. В целях безопасности государства зачастую передают подобного рода информацию в компетентные органы других государств.

Под определением кибертерроризма обычно подразумеваются атаки или угрозы нападения со стороны неформальных субъектов на информационные системы с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий.

Внедрение интернета во все сферы жизнедеятельности людей привело к осуществлению террористической

деятельности не только путем прямого физического или психологического насилия над определенным объектом или группой объектов, но и к более масштабному дистанционному влиянию и достижению определённых целей, а также для пропаганды идеологии терроризма и экстремизма и рекрутингу новых членов организаций. Такого рода расширение сферы деятельности и влияния террористических и экстремистских организаций приводит к необходимости создания новой стратегии противодействия со стороны государства, а также к доработке и совершенствованию существующих методов борьбы с терроризмом.

24 сентября 2009 г. в рамках Антитеррористического центра СНГ советом руководителей органов безопасности и

1 Решение совета глав государств СНГ от 21 июня 2 Глава Антитеррористического центра СНГ:

2000 года «О создании Антитеррористического террористы используют усталость от пандемии //

центра государств - участников Содружества URL: https://tass.ru/interviews/8823371 Независимых Государств» // Официальный сайт АТЦ СНГ. URL: https://www.cisatc.org/132/166/188

специальных служб государств - участников СНГ была принята Концепция сотрудничества органов безопасности и специальных служб в сфере информационного противодействия

терроризму и иным насильственным проявлениям экстремизма 1 . С учётом серьёзной угрозы национальной

безопасности был разработан ряд мер по противодействию кибертерроризму:

усовершенствование правовых механизмов информационного противодействия

терроризму; проведение мониторинга и анализа возможных террористических угроз в целях дальнейшего пресечения преступной деятельности; улучшение защиты информации объектов в сети; установление международного сотрудничества и обмена информацией и опытом в рамках антеррористической деятельности; развитие научно-исследовательской деятельности в сфере информационного противодействия терроризму и проведение совместных учений и тренировок по результатам этой деятельности и т.д.

В рамках функционирования

Антитеррористического центра СНГ данная Концепция предполагает всестороннее расширение осведомлённости органов безопасности и спецслужб членов-государств СНГ путем взаимного консультирования и разработки методов и способов противодействия терроризму и экстремизму в информационных сетях. Хотя в правовой основе Центра отсутствуют документы, дающие точную формулировку терроризма в интернете и при использовании телекоммуникационных сетей2, фактически данная Концепция направлена на правовое регламентирование методов борьбы с терроризмом внутри СНГ, а если киберпреступления выходят за пределы какого-либо государства-участника, то в таком случае применяются однотипные меры взаимодействия, как и в расследованиях уголовных преступлений.

1 Концепция сотрудничества органов безопасности и

специальных служб государств - участников СНГ в сфере информационного противодействия терроризму и иным насильственным проявлениям

В проведенном исследовании [Hegghammer 2021] было обнаружено, что программа по борьбе с

киберпреступлениями скорее нацелена на создание и постоянную модернизацию систем защиты крайне важных инфраструктур: информационных и энергетических систем, систем

водоснабжения, транспорта и т.д. Однако важно отметить, что ни в Концепции по борьбе с терроризмом в

телекоммуникационных сетях СНГ, ни в международном праве нет точного определения классификации жизненно необходимых инфраструктур. При этом данная сфера страдает скорее от вмешательства недружелюбных государств, нежели от террористов. Важно отметить, что с развитием технологий во многих государствах стали вводить новые законы, регламентирующие время использования беспилотников и место их использования.

Классификация и определение кибертеррористической деятельности

Кибератаки, которые можно

квалифицировать в качестве

кибертерроризма, должны, помимо политической или социальной мотивации, вызывать достаточную степень разрушения, чтобы посеять столько же страха и хаоса, сколько реальные террористические акты. Атаки на критически важные объекты инфраструктуры, такие как

электроэнергетика, телекоммуникации, водоснабжение, нефть и газ, а также финансовые учреждения, которые приводят к серьёзному ущербу, могут рассматриваться как кибертерроризм. С другой стороны, кибератаки, которые совершаются против банков и фондовых бирж, приводящие к ущербу в миллионы долларов, но не включающие элемент социальной и политической мотивации, не должны называться кибертерроризмом.

В рамках заседания АТЦ СНГ в 2013 г. в Концепции была отражена новая задача -«выработка, внедрение и использование

экстремизма // Официальный сайт АТЦ СНГ. URL: https://www.cisatc.org/1289/135/152/9028 2 Там же. // Официальный сайт АТЦ СНГ. URL: https://www.cisatc.org/1289/135/152/9028

понятий и категорий, используемых в процессе борьбы с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий, создание условий для эффективного сотрудничества государств - участников СНГ в правовом регулировании взаимодействия в данной сфере»1. Ввиду разного определения понятия кибертерроризма в Уголовных Кодексах стран-участниц СНГ, было решено прийти к единой классификации тех или иных преступлений. Это было крайне важно для унификации общих методов борьбы с терроризмом в сети. Фактически, согласно Уголовному Кодексу стран СНГ, под данное определение попадали пропагандистская и вербовочная деятельность террористов с использованием соцсетей, мессенджеров, форумов и т.д., а также кража с помощью интернета информации, финансов, вымогательство и т.д. Однако стоит отметить, что, согласно представленной структуре АТЦ, в нем отсутствует полноценный отдел, специализирующийся на борьбе с кибертерроризмом.

В рамках дополнения к Концепции в 2018 г. были представлены определённые деяния, за которые предусмотрена уголовная наказуемость2:

1. Уничтожение, блокирование, модификация либо копирование информации, нарушение работы информационной (компьютерной) системы путем несанкционированного доступа к охраняемой законом компьютерной информации.

2. Создание, использование или распространение вредоносных программ.

3. Нарушение правил эксплуатации компьютерной системы лицом, имеющим к ней доступ, повлёкшее уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом компьютерной информации, если это деяние причинило существенный вред или имело тяжкие последствия.

4. Хищение имущества путем изменения

информации, обрабатываемой в

компьютерной системе, хранящейся на машинных носителях или передаваемой по сетям передачи данных, либо путем введения в компьютерную систему ложной информации, либо сопряжённое с несанкционированным доступом к охраняемой законом компьютерной информации.

5. Распространение с использованием сети «Интернет» или иных каналов электрической связи порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего.

6. Изготовление в целях сбыта либо сбыт специальных программных или аппаратных средств получения несанкционированного доступа к защищённой компьютерной системе или сети.

7. Незаконное использование программ для компьютерных систем и баз данных, являющихся объектами авторского права, а равно присвоение авторства, если это деяние причинило существенный ущерб.

8. Распространение с использованием сети «Интернет» или иных каналов электрической связи материалов, признанных в установленном порядке экстремистскими или содержащих призывы к осуществлению террористической деятельности или оправданию терроризма.

Современное состояние ситуации в развитии кибертерроризма

Актуальность развития кибертерроризма также обусловлена пандемией COVID-19. По мере перехода населения большинства стран на самоизоляцию, закрытие границ, прекращение транспортного, авиа и ж/д сообщений между странами уровень террористических актов значительно снизился. К тому же при пересечении границ очень сильно возрос пограничный и санитарно-эпидемиологический контроль.

1 О Концепции сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с преступлениями,

совершаемыми с использованием информационных технологий 2013 // Официальный сайт АТЦ СНГ. URL: https://www.cisatc.org/1289/135/152/9030

2 Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий 2018 // Официальный сайт АТЦ СНГ. URL: https://www.cisatc.org/1289/135/152/9034

Сотрудниками АТЦ СНГ отмечается, что большая часть террористических

группировок переходит в онлайн-режим. Ввиду того, что они не могут осуществлять свою деятельность традиционными путями, террористы с помощью интернета занимаются вербовкой новых членов организаций, продвижением и

распространении собственной идеологии, привлечением финансов и т.д. В рамках терроризма это можно назвать затишьем перед бурей. Пока государства нацелены на спасение жизней и здоровья собственного населения, террористические организации занимаются активной вербовкой и пропагандой в тех странах, где и до пандемии COVID-19 был низкий уровень жизни, а после массового заболевания стало еще хуже.

Заключение

Таким образом, подводя итоги, стоит отметить, что в рамках АТЦ СНГ

развиваются методы и способы борьбы не только с физическим проявлением насилия, но и терроризмом в социальных сетях. Несмотря на то, что в Центре нет определённого отдела, занимающегося этим вопросом, а концепции по борьбе не содержат определения видов и классификации терроризма в

информационно-телекоммуникационных сетях, работа по развитию методов и способов борьбы с терроризмом не стоит на месте. Пандемия COVID-19 ненамеренно стала причиной перехода терроризма в интернет. Благодаря рекрутингу новых членов группировок, финансовому обману, кражу личной информации и средств террористы набираются сил и готовятся к осуществлению своей преступной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Абрамов А.В., Федорченко С.Н., Курылев К.П. Сетевая природа международного терроризма и возможности консолидации российского общества // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017. Т. 17. № 4. С. 738-748.

Буткевич С.А. Экстремизм и терроризм в киберпространстве: выявление, нейтрализация и предупреждение // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2018. № 1. (39). С. 17-22.

Мусалимов Р.А. Контртеррористическая политика стран СНГ на постсоветском пространстве // Вестник РУДН, серия Политология. 2019. № 4. С. 13-19.

Семыкина О.И., Ключко Р.Н. «Цифровой» признак совершения преступлений как вектор криминализации (компаративный обзор подходов государств - участников СНГ) // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2020. № 6. С. 31-52.

Чубик А.П. Терроризм в информационном пространстве // Известия Томского политехнического университета: философия, социология и культура. 2013. Т. 323. № 6. С. 117-121.

Шинкарецкая Г.Г. Сотрудничество государств СНГ в борьбе с киберугрозами // Международное сотрудничество Евразийских государств: политика, экономика, право. 2020. №1 С. 55-62.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Щеколдина Т.И. Контртеррористическая и антиэкстремистская деятельность ОДКБ // Постсоветские исследования. 2019. Т. 2. № 6. С. 1373-1384.

CanzaniE. Risk management in (cyber-) Terrorism: Modeling insights and perspectives // Countering terrorist activities in cyberspace. 2018. P. 131-139.

Pierre Joseph M. The psychology of guns: risk, fear, and motivated reasoning // Palgrave communications: humanities, social sciences, business. 2019. Vol.5. P. 1-7.

Mantere M., Halunen K., Pentikainen H. Cyber security of critical infrastructures // Espoo. 2013. № 9. P. 58-59.

Pastorello M. How is cyberspace used by terrorist organization: possible threats to critical infrastructures? The most recent activities of cyber counterterrorism // Security, Terrorism and Society. 2015. № 2. P. 118-135.

Nazura AbdulManap, PardisMoslemzadeh Tehrani Cyber Terrorism: Issues in Its Interpretation and Enforcement // International Journal of Information and Electronics Engineering. 2012. Vol. 2. № 3. P. 409-413.

Tropina T. Fighting cybercrime: is it possible to develop a universal mechanism? // International justice. 2012. № 3. P. 86-95.

Hegghammer Т. Resistance Is Futile: The War on Terror Supercharged State Power // ISSUE. 2021. Vol.100. № 5. P. 44-52.

Golubev V. Cybercrime and cyberterrorism as a new security threat // Countering terrorist activity in cyberspace. 2018. P. 20-25.

REFERENCES

Abramov A.V., Fedorchenko S.N., Kurylev K.P. Setevaya priroda mezhdunarodnogo terrorizma i vozmozhnosti konsolidacii rossijskogo obshchestva // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya. 2017. T. 17. № 4. S. 738-748.

Butkevich S.A. Ekstremizm i terrorizm v kiberprostranstve: vyyavlenie, nejtralizaciya i preduprezhdenie // Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii. 2018. № 1. (39). S. 17-22.

Musalimov R.A. Kontrterroristicheskaya politika stran SNG na postsovetskom prostranstve // Vestnik RUDN, seriya Politologiya. 2019. № 4. S. 13-19.

Semykina O.I., Klyuchko R.N. «Cifrovoj» priznak soversheniya prestuplenii kak vektor kriminalizacii (komparativnyj obzor podhodov gosudarstv - uchastnikov SNG) // ZHurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya. 2020. № 6. S. 31-52. Chubik A.P. Terrorizm v informacionnom prostranstve // Izvestiya Tomskogo politekhnicheskogo universiteta: filosofiya, sociologiya i kul'tura. 2013. T. 323. № 6. S. 117-121.

Shinkareckaya G.G. Sotrudnichestvo gosudarstv SNG v bor'be s kiberugrozami // Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo Evrazijskih gosudarstv: politika, ekonomika, pravo. 2020. №1 S. 55-62.

Shchekoldina T.I. Kontrterroristicheskaya i antiekstremistskaya deyatel'nost' ODKB // Postsovetskie issledovaniya. 2019. T. 2. № 6. S. 1373-1384.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATIOM ABOUT THE AUTHOR Тарасов Даниил Станиславович, Daniil S. Tarasov, Master of International Магистр в области международных Relations, RUDN University (e-отношений, РУДН (e- mail:1032211937@pfur.ru)

mail:1032211937@pfur. ru)

Солодухина Елизавета Александровна,

магистр в области международных отношений, РУДН

(e-mail:1032180050@pfur.ru)

Elizaveta A. Solodukhina, Master of International Relations, RUDN University (e-mail:1032180050@pfur.ru)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.