СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Олег Невзоров*
Многие исследователи соглашаются, что основой государства является экономика. Справедливо считать, что основой высокоразвитой экономики является совокупность промышленных комплексов. Особенно прогресс
промышленности важен для регионального развития, так как именно мощный промышленный потенциал дает большой вклад в валовой региональный продукт. проблемой данного исследования является поиск наиболее эффективных методов прогнозирования промышленного развития региона.
Любая экономика нуждается в правильном определении целей и задач развития и создании условий их достижения, и в этом смысле - в планировании. Одним из средств регулирования социально-экономического развития в условиях региональной экономики является индикативное планирование, выполняющее не только информационно-ориентировочные, но и мотивационные функции. Под влиянием положительных факторов плановой экономики после второй мировой войны во многих странах начало развиваться недирективное
(ориентирующее) планирование на
государственном уровне, получившее название индикативного планирования. Наряду с государственным регулированием его задачей является достижение целей экономического развития регионов страны методом косвенного воздействия на предприятия и сектора экономики. Формы и подходы к индикативному планированию в разных странах различны, но осуществляет его государство в интересах всего общества. Глубина этого планирования различна: от директивных показателей в форме государственных заказов для централизованного управления и в виде косвенного регулирования секторов экономики до воздействия на экономическое развитие путем координации и обеспечения информацией, обмена планами и программами между правительством и объединениями частных предпринимателей.
ПРОМЫШЛЕННОГО
* Невзоров Олег Юрьевич, студент Факультета экономики и управления Самарского государственного университета,
443011 Самара, ул. Ак. Павлова 1;
Email: [email protected]
84
Олег Невзоров
В развитом виде индикативного планирования план должен содержать информацию для корпораций (союзов, ассоциаций, предприятий) о потенциальном спросе на продукцию и услуги, о положении дел в смежных отраслях, о направлениях и размерах инвестиций. В процесс его создания вовлекаются региональные органы управления, управленческие органы корпораций, а также финансово -промышленных групп и других независимых субъектов хозяйствования для достижения согласия по выбору путей развития экономики и общества в целом и их интеграции в этом процессе.
Национальные проекты, федеральные целевые программы, региональные планы и программы вкупе с корпоративными планами и программами развития формируются на основе принципа приоритета решений, отвечающих интересам всего промышленного сообщества. В качестве плановых показателей выступают различные экономические индикаторы, определяющие минимальные и максимальные значения. Обязательным элементом индикативного планирования является мониторинг целевых показателей (индикаторов) и механизма их регулирования (регуляторов), включая цены, налоги, процентные ставки, тарифы, экономические нормативы и проч. В этом смысле цель стратегического планирования состоит в незамедлительном принятии решений в ответ на возникающие опасности и значительные отклонения от пороговых значений индикаторов.
В настоящий момент в условиях кризиса и глобальных структурных изменений многие страны, пройдя последовательно конъюнктурную и структурную формы планирования, перешли к стратегической форме планирования, характерной чертой которого является расширение временного горизонта индикативного планирования. Естественно, это вызывает необходимость создания специализированных плановых органов для обеспечения координации интересов государства и самостоятельно хозяйствующих субъектов и наделения функциями планирования различных региональных органов власти. Для организации индикативного планирования во многих странах созданы специализированные региональные плановые органы: в Японии -Управление экономических планов, Консультативный совет планирования комплексного развития территорий, во Франции - Комиссия по модернизации регионов и т.п.
В России имеющие официальный статус региональные прогнозы разрабатываются согласно утвержденным Министерством экономического развития и торговли России «Методическим рекомендациям к разработке показателей прогнозов социальноэкономического развития субъектов Российской Федерации»1. В принципиальном вопросе о соотнесении прогноза и региональной промышленной политики рассматриваемая методика исходит из принципа территориального прогноза, который по принятой в рекомендациях логической схеме позволяет приступить к выработке на
В настоящий момент в условиях кризиса и глобальных структурных изменений многие страны перешли к стратегической форме планирования...
85
Социальные явления №2. 2013
очередной прогнозируемый период конкретных мер развития промышленности во всем многообразии вопросов регулирования инвестиционной деятельности.
В основу расчетных процедур положены методы экономикоматематического моделирования. Однако данная техника определения параметров прогноза рассматривается в качестве всего лишь одного из элементов системы регионального прогнозирования. В методических рекомендациях справедливо подчеркивается необходимость сопоставления результатов математических расчетов с выводами, полученными на основе применения других методов, а также корректировки модельных данных с использованием информации, не учтенной в применяемых моделях. В частности отмечается большое значение методов экспертных оценок. Однако приходится с сожалением заметить, что дальше констатации документ не идет и не предлагает алгоритмов реализации содержащихся в нем вполне целесообразных рекомендаций.
В последние годы в России приобретает популярность пришедший с запада новый концептуальный подход и связанные с ним методики проектирования перспективного развития регионов — так называемый региональный форсайт. этот инструмент обязан своим появлением стремлению распространить методы, первоначально предназначенные для выбора приоритетов в сфере науки и технологий (технологический форсайт), на более широкий круг задач социальноэкономического развития, в том числе на проблемы промышленного развития регионов. Методическую основу форсайта образует постоянно расширяющееся множество инструментов, включающее уже десятки специальных как качественных, так и количественных методов (интервью, обзоры литературы, морфологический анализ, «деревья соответствий», ролевые игры, сценарии, анализ взаимного влияния, моделирование и др.), из которых наиболее интенсивно используется лишь небольшая часть. В числе самых продуктивных методических
подходов — так называемые синтетические Какие преимущества методы: метод Дельфи, критические
по сравнению с указанными технологии, разработка сценариев,
выше имеет для Росии подходJ технологическая дорожная карта, регионального форсайтаформирование фокус-групп и экспертных ------------------------панелей.
Важным элементом также является прогноз объема промышленной продукции в действующих ценах (без НДС и акциза). Он разрабатывается, исходя из отчетных данных на предыдущий год, оценки ожидаемых объемов за текущий год и произведения прогнозируемой на следующий год динамики промышленного производства на индекс-дефлятор оптовых цен на промышленную продукцию. В общем виде его можно представить так:
Vпр. = Vотч. * I ф.о. * I д., где
Vпр. - объем промышленного производства в прогнозируемом периоде, V отч. - объем промышленного производства в отчетном периоде,
I ф.о. - индекс физического объема,
I д - индекс-дефлятор2.
86
Олег Невзоров
Для проведения промышленной политики в регионах в основном используется программно-целевой метод. Исследования показывают, что конечные результаты деятельности промышленности во многом определяется двумя факторами: качеством составления первоначальных плановых показателей и уровнем выполнения планов. Для оценки качества плана, на мой взгляд, необходимо использовать систему показателей, характеризующих их реалистичность и напряженность, обоснованность и оптимальность. первый показатель качества - реалистичность (реальность) плана. Известный ученый-экономист Кондратьев отмечал, реальность плана означает возможность его осуществления в ближайший отрезок времени. Реалистичность и выполнимость региональных разработок - главное условие их эффективности. Сопоставляя прогнозные и плановые показатели с фактически достигнутыми параметрами, можно судить о реальности и выполнимости плана, прогноза, программы3. Вторым показателем качества разрабатываемых в промышленности планов предлагается утвердить уровень их напряженности. Для этого используется коэффициент напряженности планов, который определяется путем сравнения соответствующих показателей с установленной мерой или существующим эталоном (к примеру, научно-обоснованные или оптимальные плановые показатели). коэффициент напряженности кн определяется по формуле:
Кн=Апл/Аэ, где
Апл - планируемый или фактический показатель плана;
Аэ - эталонный или нормативный показатель.
В качестве основных направлений совершенствования прогнозирования промышленного развития в регионах предлагаются следующие:
1) Развитие теории и методологии разработки прогнозов. Процесс регионального прогнозирования до настоящего времени не обеспечен теоретическими разработками. В экономической теории практически не учитывается непредсказуемость развития науки и техники. принципиально невозможно определить экономическую эффективность новых технологий, особенно при долгосрочном прогнозировании.
2) Формирование нормативно-правовой и информационной базы прогнозирования. Региональные прогнозисты испытывают острый недостаток оперативной, полной и достоверной статистической информации о социально-экономическом состоянии объекта прогнозирования. Многие показатели приводятся только по группе крупных и средних предприятий.
3) Совершенствование методической базы прогнозирования и его организационного обеспечения. при составлении прогнозов нарушается последовательность, технология, алгоритм проводимых работ. Разработка алгоритма прогнозирования позволит устранить дублирование работ, сократить затраты на составление прогнозов, а следовательно, и повысить экономическую эффективность всего комплекса исследований.
4) Создание концептуальной программы развития промышленности региона.
87
Социальные явления №2. 2013
Рис. 1. Концептуальная программа развития промышленности региона.
I. Анализ промышленной деятельности: определение динамики, факторный анализ эффективности, анализ соответствия требованиям мирового рынка и конкурентоспособности промышленной продукции
7Г Определение направлений развития й повышения эффективности реализации продукции промышленного производства по целевым сегментам мирового рынка
_____________________^ Jpr_____________________
III. Формирование набора доступных мероприятий по повышению эффективности использования промышленного потенциала
IV. Оценка и выбор по ряду критериев наиболее эффективных мероприятий и альтернативных путей их реализации
V. Оценка рисков неполучения намеченных результатов реализации мероприятий и формирование программы
Концептуальная программа развития промышленности региона (рис.1) состоит из трех взаимосвязанных частей: директивной части,
организационной части и прогнозной. принятие данной программы позволит более точно спрогнозировать развитие промышленного комплекса региона, а так же определить основные направления оптимизации его работы.
Важно отметить, что главный недостаток и уязвимость рассматриваемых и
разрабатываемых в
настоящее время прогнозов состоит в том, что они базируются в основном на цене за нефть. при этом просматривается стремление занизить в прогнозе эту цену во избежание рисков. На этой цене базируется формирование бюджета. Возникающие в случае роста цен на нефть дополнительные поступления в бюджет отсекаются перечислением их в соответствующие фонды, а небольшая их часть направляется по решениям президента и правительства Рф на решение частных вопросов. В связи с ростом цен на нефть сверх прогнозируемых появляются возможности превышения других прогнозных оценок.
“Главный недостаток и уязвимость рассматриваемых и разрабатываемых в настоящее время прогнозов состоит в том, что они базируются в основном на цене за нефть...”
Какие данные как основание прогнозов для Росии следует предпочесть?
осии i
Конечно, в условиях функционирования экспортно-ориентированной экономики России мы не можем влиять на внешние факторы (цены на нефть, состояние мировой экономики), которые могут опрокинуть самые
точные расчеты и оценки. Но при этом необходимо совершенствовать
88
Олег Невзоров
технику и методику расчетов и оценок развития промышленного производства в рамках ежегодного прогноза, нужно развивать и создавать условия для разработки показателей, наиболее приближенных к реальности. Для этого необходима организация взаимодействия региональных органов власти с департаментами Минэкономразвития Рф, Минпромторга Рф, Минэнерго Рф, крупными государственными компаниями, корпорациями, сетевыми энергетическими компаниями, включая возможность подписания рамочных соглашений о сотрудничестве. предлагаемые в данной статье теоретические и методологические рекомендации позволят на практике обеспечить совершенствование прогнозирования промышленного развития региона.
Примечания
1 Мельянцев В. Информационная революция, глобализация и парадоксы современного экономического роста в развитых и развивающихся странах. - м.: исАА мгу, 2012 - 205 с.
2 сарычев А.Е. оценка ресурсов и способностей компании в условиях динамизма внешней среды и глобализации // Российское предпринимательство. - 2008. - №7(2). - С.67-69.
3 Постных А.А. Моделирование прогнозирования развития промышленности в регионе. Препринт.- Пермь: Изд-во ООО «Полиграф», 2010 - 124 с
89