УДК 373.24 ББК Ч414
Татьяна Константинова Клименко,
доктор педагогических наук, профессор, Забайкальский государственный университет (Чита, Россия), e-mail: [email protected] Александра Ивановна Улзытуева, кандидат педагогических наук, доцент, Забайкальский государственный университет (Чита, Россия), e-mail: [email protected]
Совершенствование профессиональной компетентности педагогов двуязычного детского сада
Авторы статьи затрагивают проблему повышения качества и доступности дошкольного образования; обращаясь к компетентностному подходу, освещают проблему совершенствования профессиональной компетентности педагогов двуязычного детского сада, при этом «готовность» и «компетентность» выступают как комплементарные и взаимодополняющие личностно-профессиональные характеристики педагога. В статье готовность к профессиональной деятельности в двуязычном детском саду рассматривается как владение знаниями и умениями в области народной культуры своего региона. В качестве основной компетентности педагога двуязычного детского сада авторы выделяют этнометодическую компетентность. Определив 4 основных направления совершенствования профессиональной компетентности (курсы повышения квалификации; самообразование; организация постоянно действующего семинара; участие в инновационной деятельности), достаточно подробно останавливаются на каждом из данных направлений, при этом акцентируют своё внимание на важности внедрения инноваций в практику дошкольного образования.
Ключевые слова: педагог, двуязычный детский сад, дети-билингвы, готовность, компетентность, профессиональная компетентность, повышение квалификации, самообразование, инновация.
Tatiana Konstantinovna Klimenko,
Doctor of Pedagogy, Professor, Zabaikalsky State University (Chita, Russia), e-mail: [email protected] Aleksandra Ivanovna Ulzytueva, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Zabaikalsky State University (Chita, Russia), [email protected]
Improving the Professional Competence of Bilingual Kindergarten Teachers
The authors address the problem of improving the quality and availability of preschool education. Based on the competence approach, the paper considers the problem of improving the professional competence of bilingual kindergarten teachers, and the “willingness” and “competence” act as complementary and mutually reinforcing personal and professional characteristics of the teacher. The authors identify ethnomethodical competence as the basic competence of bilingual kindergarten teachers. Defining four main areas of improvement of professional competence (training courses, self-education, organization of regular seminars, participation in innovations), the authors expand each of these areas and focus on the importance of innovations in the practice of preschool education.
Keywords: teacher, bilingual kindergarten, bilingual children, readiness, competence, professional competence, advanced training, self-education, innovation.
В последние годы российская система образования уделяет большое внимание проблеме качества. Повышение качества и доступности дошкольного образования - важ-
нейшая задача модернизации системы образования, поставленная в рамках приоритетного национального проекта «Образование» Правительством Российской Федерации.
Актуальность обеспечения качества образования, по мнению учёных из многих стран, определяется объективными причинами.
В отечественной литературе существует несколько подходов к рассмотрению понятия «качества образования». Так, М. М. Поташником оно рассматривается как соответствие требованиям образовательных стандартов. В таком контексте качество образования выступает как «соотношение цели и результата, меры достижения целей, заданных операци-онно и спрогнозированных в зоне потенциального развития обучающихся» [6]. Качество образования М. В. Рыжаковым определяется как соответствие образовательных услуг ожиданиям общества [8].
В Концепции модернизации образования особо подчёркивается, что результатом современного качественного образования являются сформированные образовательные компетентности и ключевые компетенции личности, что предполагает ориентацию образовательного процесса на запросы и потребности человека, способного на активное освоение ситуации социальных перемен.
Компетентностныйподходвобразовании-это подход к определению целей, отбору содержания, организации образовательного процесса, выбору образовательных технологий, оценки результатов. Компетентностный подход ориентирован на развитие личности педагога, выраженной в единстве его теоретических знаний и практической подготовленности к осуществлению учебного процесса.
Понятие «готовность» в исследованиях разных учёных рассматривается как первичное основополагающее условие успешного выполнения профессиональной деятельности. Известно, что возникновение состояния психологической готовности к деятельности начинается с постановки цели на основе потребностей и мотивов. В условиях двуязычного детского сада профессиональная деятельность педагога имеет специфические особенности. Педагог применяет определённые средства и способы деятельности, направленные на целостное развитие детей в условиях билингвизма. Для этого педагогу необходим запас знаний об особенностях развития детей-билингвов, о культуре своего и контактирующего народов, соответствующих методик и технологий.
Готовность к профессиональной деятельности в двуязычном детском саду - это личностно-профессиональный потенциал педагога, создающий предпосылки для успешного осуществления профессиональных функций
в билингвальном образовательном пространстве. Готовность педагогов дошкольного образования, опирающаяся на владение знаниями и умениями в области народной культуры своего региона, поможет решить задачи по восстановлению и развитию народных традиций с учётом специфики этнорегиона.
Готовность и компетентность выступают как комплементарные, взаимодополняющие личностно-профессиональные характеристики, в совокупности обеспечивающие продуктивную деятельность педагога дошкольного образования.
В дошкольном образовании при осуществлении воспитательно-образовательного процесса в двуязычном детском саду усиливаются практико ориентированность и личностная составляющая, выделяется операциональная и навыковая сторона результатов. Акцент компетентностного подхода в этом случае направлен на совершенствование профессиональной компетентности педагогов двуязычного детского сада.
Традиционно выделяются общепрофессиональные и специальные профессиональные компетенции. Общепрофессиональные компетенции выражаются в устойчивом позитивно-мотивированном отношении в профессиональной деятельности, способности решать разнообразные профессиональные задачи, выходя за рамки стереотипных подходов и приёмов деятельности. Специальные профессиональные компетенции педагогов дошкольного образования находят отражение при применении современных методик и технологий в конкретном двуязычном дошкольном учреждении.
Для педагогов, работающих в условиях двуязычия, актуальной является межкультур-ная компетентность, которая предполагает ориентацию на воспитательно-образовательный процесс с учётом национально-психологических особенностей детей [9].
Исходя из определения компетентности специалиста как совокупности способностей личности решать определённые профессиональные проблемы, Э. Р. Хакимов межкуль-турную компетентность рассматривает как способность к решению профессиональных задач, связанных с этнической принадлежностью людей. По его мнению, в состав меж-культурной компетентности входят два вида компетентностей, составляющих два уровня: первый, базовый - «этнопсихологическая компетентность», второй, производный - «эт-нометодическая компетентность» [10].
На наш взгляд, к этнометодической компетентности следует отнести и такие специальные компетентности, как:
- знание основных теоретических подходов к пониманию межкультурной коммуникации;
- знание механизмов формирования межкультурной коммуникации;
- умение разрабатывать и применять программы формирования предпосылок меж-культурной компетентности у детей [7, с. 158].
Данный вид компетентности чрезвычайно значим в развитии готовности педагогов дошкольного образования к воспитанию, обучению и развитию детей-билингвов. Нами выделяется 4 направления повышения профессиональной компетентности педагогов двуязычного детского сада: курсы повышения квалификации; самообразование; организация постоянно действующего семинара; участие в инновационной деятельности.
Следует остановиться на определении понятия «повышение квалификации». Б. М. Бим-Бад предлагает следующее определение: «Повышение квалификации - вид дополнительного профессионального образования, обновление и углубление полученных ранее профессиональных знаний, совершенствование деловых качеств работников, удовлетворение их образовательных потребностей, связанных с профессиональной деятельностью» [1, с. 201].
По мнению Т. Б. Михеевой, повышение квалификации - дополнительное обучение, обусловленное изменением характера и содержания труда специалиста на занимаемой должности, с моральным старением знаний, а также регулярное углубление, обновление, пополнение знаний в конкретной научной и профессиональной сфере деятельности [3].
Т. Б. Михеева пишет, что курсы повышения квалификации либо частично компенсируют недостаточный уровень базовой подготовки, либо дают знания и вырабатывают педагогические деловые навыки и умения, соответствующие должности, занимаемой специалистом [3, с. 85].
Система повышения квалификации специалиста дошкольного образования выполняет следующие функции:
- познавательную;
- компенсаторную;
- диагностическую;
- проективно-прогностическую;
- адаптационную.
Разработанная нами программа курсов повышения квалификации в первую очередь
решает задачу совершенствования профессиональной компетентности педагогов, работающих в условиях билингвизма. Данная программа была реализована в краевом институте повышения квалификации работников образования и социальной сферы.
Качество дошкольного образования определяется множеством факторов, одним из которых является непрерывное совершенствование уровня теоретической подготовки и рост профессионального мастерства педагогов. Важную роль при этом имеет систематическое, самостоятельное ознакомление педагогов ДОУ с новейшими достижениями науки, с передовой практикой, а также изучение программно-методических материалов.
Самообразование выступает в виде возможности учёта индивидуальных особенностей личности, её заинтересованности, а также в виде подготовки к самостоятельной профессиональной деятельности [3, с. 125].
В. Оконь пишет: «Самообразование - это всегда повышение общей культуры, а в её рамках усвоение каких-либо знаний и форм деятельности, а также профессиональной культуры в зависимости от профессии работающего человека» [4]. В самом процессе самообразования дидакты выделяют следующие элементы:
- определение цели, образца или идеала и сравнение его с собственными возможностями;
- рассмотрение условий, необходимых для достижения цели;
- принятие решения для выбора пути деятельности;
- реализация поставленных задач самообразования;
- самоанализ и оценка собственных успехов и недостатков в достижении цели, а также формулировка выводов о направлении дальнейшей деятельности по самообразованию.
Всё это актуализируется и при совершенствовании профессиональной компетентности педагогов двуязычного детского сада. Постоянно действующий семинар по проблемам воспитания, обучения и развития детей-билингвов в дошкольных образовательных учреждениях (деятельность такого рода семинара была инициирована нами в рамках опытно-экспериментальной работы) направлен на совершенствование профессиональной компетентности педагогов не только в процессе участия в семинаре, но и как ориентир для самообразования.
Совершенствование профессиональной компетентности педагогов ДОУ возможно при соблюдении такого важного условия, как выбор наиболее рациональных способов установления содержательных и взаимообога-щающих контактов практических работников ДОУ, входящих в билингвальное образовательное пространство.
Следует назвать ещё два важных условия - это широкое применение активных форм и методов работы с педагогическим коллективом, а также вариативность повышения квалификации педагогов.
Профессиональная компетентность взаимосвязана со структурой профессиональной деятельности, которая предполагает применение ценностных ориентаций, приобретение опыта инновационной деятельности, развитие личности педагога, а также проявление творческой индивидуальности. В связи с этим задачей целенаправленного организационно-педагогического обеспечения выступает апробация инновационных проектов и программ, направленных на развитие дошкольников в двуязычном детском саду.
Активное освоение педагогами дошкольных образовательных учреждений инновационной деятельности является залогом интенсивного развития теории и практики дошкольного образования и достижения его нового качественного состояния. Анализируя деятельность педагога, можно отметить, что его профессиональный труд, согласно теории
С. Л. Рубинштейна, может строиться на основе двух моделей: модель адаптивного поведения; модель профессионального развития. Если адаптивная модель профессионального поведения ориентирована на сиюминутное реагирование на внешние изменения, то модель профессионального развития - на учёт и прогнозирование будущих изменений. В связи с этим инновационную деятельность педагога ДОУ можно рассматривать как модель профессионального развития, которая предусматривает постоянное повышение своей профессиональной компетентности. Компетентный специалист, по определению А. П. Тряпицыной, «устремлён в будущее, предвидит изменения, ориентирован на самостоятельное образование. Важной особенностью профессиональной компетентности человека является то, что компетентность реализуется в настоящем, но ориентирована на будущее». Таким образом, инновационную деятельность педагога ДОУ можно рассматривать как предпосылку для создания кри-
зиса «профессиональной компетентности» и условие для саморазвития [5].
Инновационное образование является действенным фактором «выращивания» образовательной общественности, профессиональных сообществ в образовании, осознающих ответственность за судьбу страны, за жизнеспособность общества, за изменения в системе образования. «Рождение ииноваци-онности связано с некоторой педагогической идеей, возникающей на основе противоречия между традиционной системой образования и появлением новых педагогических задач, решение которых возможно через появление образа нового, который и вдохновляет инициаторов созидать инновационную практику» [2, с. 114].
Исследовательская направленность инновационной деятельности способствует индивидуально-творческому развитию личности педагога дошкольного образования, при этом расширяется многообразие форм и проблематика научно-педагогического партнёрства учёных и педагогов, поскольку опора новаторов на научные знания служит надёжным основанием устойчивости инноваций в теории и практике дошкольной педагогики.
В настоящее время можно с полной уверенностью утверждать, что инновационная деятельность педагога ДОУ в действительности является принципиально новым видом деятельности, который ранее строился в большей степени на энтузиазме передовых педагогов. Сейчас же это становится одним из требований к уровню профессиональной компетентности педагога. В наше время важной является психологическая установка педагога ДОУ на понимание своей миссии и осознание значимости инновационных педагогических процессов как конструктивных механизмов развития всей образовательной практики и общества в целом.
Активное участие педагога ДОУ в процессе реализации инноваций предполагает освоение воспитателем, методистом, руководителем дошкольного образовательного учреждения новых образовательных технологий, способов управления коллективом и психолого-педагогических приёмов установления конструктивного межличностного взаимодействия с различными субъектами образовательного процесса в ДОУ.
В процессе опытно-экспериментальной работы реализовывались такие инновационные проекты, как «Обучение речевому общению детей в условиях двуязычия», «Приобщение дошкольников к региональной куль-
туре посредством ИКТ», «Педагогическая поддержка молодых родителей посредством народной культуры» и др. Перечисленные проекты решали, в том числе, и задачу совершенствования профессиональной компетентности педагогов, работающих в условиях двуязычия.
Анализ задач модернизации российского образования позволяет выделить ряд компетенций, необходимых педагогу для продуктивной инновационной или опытно-экспериментальной деятельности. Таковыми, по нашему мнению, являются методологическая компетенция, оргдеятельностная компетенция, креативная компетенция, рефлексивноаналитическая компетенция.
В современной образовательной практике компетентность выступает в трёх составляющих: как ценность, как цель, как результат образования. Применительно к конкретным аспектам совершенствования профессиональной компетентности работников дошкольного образования можно говорить о приобретении знаний воспитателями о психологических, психолингвистических, социолингвистических, этнокультурных, методических основах работы по воспитанию,
обучению и развитию дошкольников в условиях двуязычия, а полученные знания способствуют формированию умений профессиональной деятельности, поскольку педагоги не в полной мере обладают способностью учитывать некоторые аспекты социализации, речевого развития детей-билингвов.
Таким образом, исследование проблемы совершенствования профессиональной компетентности педагогов двуязычного детского сада позволяет нам сделать вывод о многогранности данной задачи и подчеркнуть, что профессиональная деятельность педагогов дошкольного образования невозможна без активного внедрения инноваций, поскольку только инновационная практика учитывает современные социокультурные и региональные условия. Способность к эффективному осуществлению инновационной деятельности становится в наше время показателем компетентности и успешности педагога дошкольного образования. В связи с этим справедливо утверждение Г. Яковлевой, что показателями, характеризующими готовность педагога к инновации, являются нравственность, компетентность, инициативность, мастерство [11, с. 102].
Список литературы
1. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. 473 с.
2. Клименко Т. К. Теоретические основы становления будущего учителя в инновационном образовании. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 1999. 214 с.
3. Михеева Т. Б. Теория и практика совершенствования профессиональной компетентности учителя русского языка полиэтнической школы. Ростов н/Д.: Антей, 2010. 208 с.
4. Оконь В. Введение в общую дидактику: пер. с польского. М.: Высшая школа, 1990.
384 с.
5. Пискунова Е. В. Социокультурная обусловленность изменений профессиональнопедагогической деятельности учителя: монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 324 с.
6. Поташник М. М. Управление качеством образования / М. М. Поташник, Е. А. Ямбург, Д. Ш. Матрос [и др.]. М.: Педагогическое общество России, 2000.
7. Профессионально-психологическая компетентность гуманитарных технологов в человеческих отношениях / под ред. В. Н. Панферова, В. В. Семикина, Н. Б. Лисовской: учеб.-метод. пособие. СПб.: Книжный дом, 2008. 352 с.
8. Рыжаков М. В. Федеральные образовательные стандарты в контексте демократических преобразований в России // Образовательные стандарты: проблемы и перспективы: тез. докл. междунар. конф. М.: МЦНТИ, 1995.
9. Улзытуева А. И. Компетентностный подход к проблеме формирования детского двуязычия // Гуманитарный вектор. 2011.№ 1(25). С. 10-14.
10. Хакимов Э. Р. Общая характеристика понятия «межкультурная компетентность педагога» и её формирования у будущих педагогов // Межкультурная компетентность педагога в поликультурном образовательном пространстве: науч.-метод. материалы / под ред. О. Е. Хух-лаева, М. Ю. Чибисовой СПб.: Книжный Дом, 2008. 408 с.
11. Яковлева Г Готов ли педагог к инновациям? // Дошкольное воспитание. 2009. № 7. С. 101-104.
References
1. Bim-Bad B. M. Pedagogicheskiy entsiklopedicheskiy slovar'. M., 2002. 473 s.
2. Klimenko T K. Teoreticheskie osnovy stanovleniya buduschego uchitelya v innovatsionnom obrazovanii. Chita: Izd-vo ZabGPU, 1999. 214 s.
3. Miheeva T B. Teoriya i praktika sovershenstvovaniya professional'noy kompetentnosti uchitelya russkogo yazyka polietnicheskoy shkoly. Rostov n/D.: Antey, 2010. 208 s.
4. Okon' V. Vvedenie v obschuyu didaktiku: per. s pol'skogo. M.: Vysshaya shkola, 1990. 384 s.
5. Piskunova E. V. Sotsiokul'turnaya obuslovlennost' izmeneniy professional'no-pedagogicheskoy deyatel'nosti uchitelya: monografiya. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2005.
324 s.
6. Potashnik M. M. Upravlenie kachestvom obrazovaniya / M. M. Potashnik, E. A. Yamburg,
D. Sh. Matros [i dr.]. M.: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 2000.
7. Professional'no-psihologicheskaya kompetentnost' gumanitarnyh tehnologov v chelovecheskih otnosheniyah / pod red. V. N. Panferova, V. V. Semikina, N. B. Lisovskoy: ucheb.-metod. posobie. SPb.: Knizhnyj dom, 2008. 352 s.
8. Ryzhakov M. V. Federal'nye obrazovatel'nye standarty v kontekste demokraticheskih preobrazovaniy v Rossii // Obrazovatel'nye standarty: problemy i perspektivy: tez. dokl. mezhdunar. konf. M.: MTsNTI, 1995.
9. Ulzytueva A. I. Kompetentnostnyj podhod k probleme formirovaniya detskogo dvuyazychiya // Gumanitarnyj vektor. 2011.№ 1(25). S. 10-14.
10. Hakimov E. R. Obschaya harakteristika ponyatiya «mezhkul'turnaya kompetentnost’ pedagoga» i ee formirovaniya u buduschih pedagogov // Mezhkul'turnaya kompetentnost' pedagoga v polikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve: nauch.-metod. materialy / pod red. O. E. Huhlaeva,
M. Yu. Chibisovoy SPb.: Knizhnyj Dom, 2008. 408 s.
11. Yakovleva G. Gotov li pedagog k innovatsiyam? // Doshkol'noe vospitanie. 2009. № 7.
S. 101-104.
Статья поступила в редакцию 23.11.2012