Научная статья на тему 'Совершенствование профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел'

Совершенствование профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
519
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО / КОММУНИКАТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / EDUCATIONAL PROCESS / PROFESSIONAL ACTIVITY / PROFESSIONAL SKILLS / COMMUNICATIVE INTERACTION / IMPROVEMENT OF VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коблов Феликс Черменович

В статье рассматриваются вопросы профессионального обучения сотрудников, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел. Проанализирован зарубежный опыт по подготовке полицейских ряда стран. Представлен опыт, апробированный в Центре профессиональной подготовки МВД по РСО-Алания, по подготовке среднего и старшего начальствующего состава. По мнению автора, процесс совершенствования профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел возможен путем оптимизации учебного материала по дисциплине «Психологическая подготовка. Психологический практикум».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коблов Феликс Черменович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of the vocational training of police officers

The article deals with the vocational training of those employees who have just joined the police service. The author analyzes the foreign experience of police officers' training in some countries. The article describes the experience tested in the Vocational Training Center of the Ministry of Internal Affairs in the Republic of North Ossetia Alania on training of middle and senior commanding staff. According to the author, the improving of police officers' vocational training is possible by optimization of the curriculum of the subject "Psychological Training. Psychological Workshop".

Текст научной работы на тему «Совершенствование профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел»

УДК 378:354.31 Коблов Феликс Черменович

преподаватель кафедра организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказздого института повышения квалификации (филиала) Краснодарского университета МВД России

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация:

В статье рассматриваются вопросы профессионального обучения сотрудников, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел. Проанализирован зарубежный опыт по подготовке полицейских ряда стран. Представлен опыт, апробированный в Центре профессиональной подготовки МВД по РСО-Алания, по подготовке среднего и старшего начальствующего состава. По мнению автора, процесс совершенствования профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел возможен путем оптимизации учебного материала по дисциплине «Психологическая подготовка. Психологический практикум».

Ключевые слова:

учебный процесс, профессиональная деятельность, профессиональное мастерство, коммуникативное взаимодействие, совершенствование профессионального обучения.

Koblov Felix Chermenovich

Lecturer, Department for Organization of Law Enforcement Activities, North Caucasus Institute for Advanced Training, branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

IMPROVEMENT OF THE VOCATIONAL TRAINING OF POLICE OFFICERS

Summary:

The article deals with the vocational training of those employees who have just joined the police service. The author analyzes the foreign experience of police officers' training in some countries. The article describes the experience tested in the Vocational Training Center of the Ministry of Internal Affairs in the Republic of North Ossetia - Alania on training of middle and senior commanding staff. According to the author, the improving of police officers' vocational training is possible by optimization of the curriculum of the subject "Psychological Training. Psychological Workshop".

Keywords:

educational process, professional activity, professional skills, communicative interaction, improvement of vocational training.

Основной задачей реформы, проводимой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 2010 г. № 208 «О некоторых вопросах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации», является выведение системы МВД России на качественно новый этап развития, обеспечивающий удовлетворение потребностей общества в надежной защите прав и свобод граждан, эффективное противодействие преступности, обеспечение правопорядка на улицах и в других общественных местах.

С этой целью предусмотрена реализация комплекса мер, направленных на оптимизацию структуры управления, реорганизацию системы ведомственного образования, кадрового, тылового и материально-технического обеспечения.

Особое внимание при этом уделяется повышению профессионализма сотрудников органов внутренних дел (ОВД). Реформа призвана решить вопросы подготовки высококвалифицированных кадров на всех ее этапах.

В соответствии с темой нашего исследования рассмотрим профессиональное обучение лиц среднего и старшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел по профессии «полицейский».

Необходимо отметить, что на сегодняшний день профессиональное обучение лиц среднего и старшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в ОВД по профессии «полицейский», проходит по программам, предусматривающим базовое:

- среднее юридическое и высшее неюридическое образование;

- высшее юридическое образование.

В результате проведенного анализа программ профессионального обучения лиц среднего и старшего начальствующего состава было установлено, что подготовка выпускников осуществляется по одиннадцати направлениям профессионально-служебной деятельности, среди которых: деятельность участковых уполномоченных полиции; сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних; вневедомственной охраны; по обеспечению безопасности дорожного движения; оперуполномоченных уголовного розыска, то есть представители различных служб, про-

фессиональная деятельность которых проходит непосредственно в контакте с населением. Конкретный вид профессиональной деятельности, к которому готовится обучаемый, определяется с учетом специфики подразделения органов внутренних дел (специализации), по профилю которого осуществляется подготовка обучаемого.

Анализ служебно-оперативной деятельности показывает, что все действия сотрудников ОВД характеризуются высоким разнообразием, сопровождаются множеством деловых и межличностных контактов с людьми как внутри, так и вне организационной системы, быстрой сменой событий, многообразием выполняемых действий [1]. В этих условиях большое значение в профессиональной деятельности каждого сотрудника приобретают следующие профессиональные умения:

- создавать благоприятные условия для межличностного контакта;

- воздействовать на других лиц с целью решения оперативно-служебных задач;

- вызывать чувство доверия у граждан;

- отстаивать свою точку зрения;

- вживаться в роль, перевоплощаться;

- применять различные психологические приемы с целью получения информации, представляющей оперативный интерес;

- владеть методами разрешения межличностных конфликтов.

Проведенное исследование подтверждает необходимость повышения уровня профессионального мастерства сотрудников полиции посредством психологической подготовки.

Одним из возможных путей решения имеющейся проблемы, на наш взгляд, является формирование и развитие у слушателей коммуникативных способностей. Наличие знаний и умений в области коммуникативного взаимодействия и разрешения конфликтных ситуаций выступает одним из важных условий повышения эффективности деятельности личного состава органов внутренних дел.

Проведение сравнительного анализа отечественного и зарубежного опыта по подготовке полицейских показывает, что применяемые на практике программы обучения полицейских за рубежом построены на основе специальных курсов, носящих самостоятельный характер, что позволяет добиться углубленного и качественного обучения слушателей.

Во многих полицейских школах западных стран для сотрудников полиции предусмотрено проведение специальных курсов по обучению их способам предотвращения и разрешения конфликтов, возникающих между полицейскими и населением.

На занятиях обучаемые на примере большого количества типичных ситуаций, с которыми сталкиваются полицейские в повседневной деятельности, рассматривают условия, способствующие возникновению конфликтов, учатся оценивать их, проводить беседы с гражданами.

Так, полиция земли Северный Рейн - Вестфалия (ФРГ) с привлечением специалистов в области психологии, психиатрии, медицины и правоохранительной деятельности подготовила и успешно применяет программу, направленную на обучение слушателей умению управлять своими эмоциями, контролировать поведение окружающих, методам общения с населением, налаживанию рабочих отношений с ними, умению расположить к себе собеседника. Курс программы рассчитан на четыре учебные недели.

Программа учит слушателей не только правильно вести себя в различных ситуациях, но и справляться с различными раздражителями, характерными для полицейской деятельности: ненормированный рабочий день, ночные дежурства и т. д. Полицейский должен понять, что именно неумение преодолевать тяготы повседневной служебной деятельности может повлечь за собой стрессовое состояние, которое в свою очередь может стать причиной семейных сор, разводов, сердечно-сосудистых заболеваний, депрессий и т. д.

В первую неделю учебы слушатели знакомятся с методикой обнаружения признаков эмоционального возбуждения у себя и у других и оценки степени их серьезности, обучаются методам релаксации и ослабления эмоциональной напряженности, осваивают дыхательные упражнения, изучают способы предупреждения и преодоления конфликтов, язык жестов и поз. Понимание механизма эмоциональной и психической деятельности, изучение специфики обращения с враждебно настроенными лицами оказывает большую помощь в работе.

Вторая неделя предполагает применение обучаемыми полученных ранее знаний при разборе и разыгрывании различных ситуаций, взятых из полицейской практики. На третьей неделе обучаемые вплотную занимаются полицейской деятельностью, связанной с различными конфликтными ситуациями: семейные скандалы, ссоры в барах, нарушения общественного порядка при проведении массовых мероприятий и т. д. Действия полицейского в каждой конкретной ситуации и применяемые им методы тщательно анализируются на занятиях. Четвертая неделя обучения направлена на изучение методов общения.

Оригинальная методика обучения по программе преодоления конфликтных ситуаций разработана в Гессенской школе полиции (ФРГ). В ее основу положен анализ трансакции, с помощью которого можно определить причины и особенности поведения людей.

С этой целью рассматриваются так называемые «состояние Я» и «уровень Я» для взрослых, детей и родителей. Указанные уровни при этом не относятся к конкретному возрасту, а определяют поведение любого человека в любом возрасте (игры детей в «дочки-матери», состояние взрослых, когда они радуются, как дети).

Каждое «состояние Я» имеет характерные признаки. Основная задача курса - научить обучаемых распознавать «состояние Я» по внешним признакам. При определении характерных признаков слушатели опираются на личный опыт (например, наморщенный лоб, поднятый вверх палец, поднятые брови для многих являются выражением «родительского Я»). Чем больше характерных признаков «состояния Я» (жестикуляция, мимика, тон), тем легче судить о внутренних процессах, происходящих в сознании человека, и правильно оценивать их.

Обучение слушателей методам контроля и влияния на трансакции проводится путем разбора упражнений и примеров по распознанию «состояния Я». Программа содержит относительно простые правила коммуникации на уровне «взрослого Я».

Значительная часть программы включает просмотр видеофильмов с последующим анализом представленных в них ситуаций.

Использование программы приносит положительные результаты. Многие полицейские, прошедшие соответствующую подготовку, выражают единодушное мнение, что приобретенные ими знания применимы не только в служебной деятельности, но и в сфере личных отношений.

На базе центра профессиональной подготовки МВД по РСО-Алания был проведен следующий эксперимент. После проведения очередного набора слушателей в январе 2014 г. из числа прибывших на обучение было сформировано пять учебных групп, две из которых были задействованы в проводимом эксперименте. Комплектование учебных групп проходило без учета возраста, мотивации к обучению, развитости коммуникативной компетентности и культуры общения. Тестирование, проведенное среди слушателей в первые дни обучения, показало, что вышеуказанные параметры во всех группах одинаковые.

В дальнейшем при прохождении профессионального обучения с экспериментальными группами регулярно проводились дополнительные занятия по психологической подготовке, направленные на формирование и приобретение навыков, необходимых в повседневной службе. В процессе подготовки слушателей обучали методам установления взаимоотношений с населением, разрешения конфликтов между людьми, ведения диалога с агрессивно настроенными гражданами, способам сохранения индивидуальной выдержки и борьбы со стрессами. При этом широко использовался метод ролевой игры с определенным сценарием. Учебные группы делились на «полицейских» и «гражданских». Каждый из слушателей играл свою роль по определенному для каждой конкретной ситуации сценарию. К проведению таких занятий привлекались также студенты факультета искусств Северо-Осетинского государственного университета, которые выступали в роли гражданских персонажей по специально разработанным для них сценариям.

При подготовке занятий с элементами деловой игры с участием студентов, которым предлагалось сыграть свою роль в партнерстве с полицейскими-слушателями, проводился инструктаж. При этом с содержанием сценария до начала занятий никого не знакомили.

Далее учебная группа распределялась на подгруппы по четыре человека в каждой: двое выполняли роль полицейских, еще двое выступали в качестве статистов, строго контролировавших соблюдение правил эксперимента и качество исполнения ролей. Получив указание о расследовании того или иного инцидента, слушатели знакомились с зафиксированной на карточке соответствующей информацией, которая, как и в реальной обстановке, могла быть частичной и неточной.

Слушателям, выступавшим в качестве статистов, разрешалось появляться на «месте происшествия» только после того, как слушатели-полицейские начинали расследование. Каждое такое расследование становилось предметом детального разбора и обсуждения, в котором принимали участие все исполнители.

По завершении инсценировки каждой группе слушателей давалась новая установка с участием различных исполнителей, как полицейских-слушателей, так и студентов университета. Обязательным условием при этом являлось исключение возможности общения участников очередного «инцидента», равно как и предварительное ознакомление с содержанием нового сценария.

По окончании занятий проводился разбор с участием слушателей учебной группы и студентов университета.

По окончании профессионального обучения при проведении повторного тестирования показатели, характеризующие уровень мотивации к обучению и поступлению на службу в ОВД, развитость коммуникативных способностей и культуры общения слушателей экспериментальных групп, значительно отличались от результатов контрольных групп.

Экспериментально доказано, эффективность апробированной методики достаточно высока. Описанная методика психологической подготовки полицейских кадров получила поддержку и высокую оценку как у руководителей центра профессиональной подготовки, так и у руководителей университета.

По оценке слушателей, приобретенные ими навыки имели положительный результат в служебной деятельности. Проведенный анализ эффективности оперативно-служебной деятельности сотрудников ОВД указывает на необходимость совершенствования их психологической подготовленности к профессиональному общению, умению разрешать конфликты, повышению коммуникативной компетентности различных категорий личного состава, внесению соответствующих изменений в программы подготовки кадров в ведомственных образовательных учреждениях.

Результаты проведенного эксперимента позволяют утверждать: апробированная методика, несмотря на сложность режиссуры и исполнения, оправдывает себя и заслуживает внедрения в учебный процесс ведомственных образовательных учреждений при подготовке сотрудников органов внутренних дел.

Ссылки:

1. Организация психологического обеспечения деятельности сотрудников органов внутренних дел в экстремальных условиях : метод. пособие / М.И. Марьин, Ю.Г. Касперович, В.Е. Петров и др. ; под общ. ред. В.М. Бурыкина. М., 2004. 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.