Н. В. Быхти^
ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПОЛИЦЕЙСКИХ КАДРОВ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Статья посвящена проблеме профессиональной подготовки сотрудников полиции. Особое внимание уделяется содержанию первоначальной подготовки полицейских кадров.
На основе анализа опыта подготовки сотрудников в Великобритании и США автор считает, что зарубежный опыт первоначальной профессиональной подготовки полиции позволит отечественным образовательным организациям готовить квалифицированных сотрудников органов внутренних дел.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, первоначальная подготовка, полицейский, учебная программа, квалификационное требование, констебль.
N. V. Bykhtina
PARTICULAR FEATURES OF THE CONTENT OF INITIAL POLICE TRAINING IN RUSSIA AND IN FOREIGN COUNTRIES
The article is devoted to the problem of vocational police training. A particular attention is paid to initial police training..
The author formulates some conclusions concerning features of the content of foundation police training in Great Britain and the United States. It is noted by the author that foreign experience in examining problem of foundation police training will contribute to the increasing the quality of vocational police training in the Russian police educational institutions.
Keywords: vocational training, foundation (initial) training, police officer, curriculum, qualification standard, constable.
В условиях происходящих в мире преобразований в геополитической, социально-экономической сферах и обусловленного этим роста преступности становится очевидной необходимость повышения качества подготовки специалистов правоприменительной профессии, пересмотра некоторых традиционных подходов к системе профессиональной подготовки полицейских кадров.
Актуальные вопросы совершенствования содержания, организации и методического обеспечения образовательного процесса в системе подготовки кадров для правоохранительных органов
Профессиональная подготовка личного состава органов внутренних дел России - это целенаправленный процесс овладения и постоянного совершенствования профессиональных компетенций, который организуется в порядке, установленном законодательством и иными правовыми актами Российской Федерации. В настоящее время в течение шести месяцев на базе образовательных организаций системы МВД России (ранее в центрах профессиональной подготовки) осуществляется профессиональная подготовка сотрудников ОВД.
Первоначальная подготовка полицейских кадров представляет собой интегративную часть профессиональной подготовки сотрудников полиции, ориентированную на повышение уровня правосознания и интеллектуального уровня сотрудников, формирование их готовности к самостоятельному исполнению служебных обязанностей, готовности к адаптации в условиях международной конкуренции и является базовым уровнем для профессионального становления специалистов правоприменительной сферы.
Научное исследование проблемы профессиональной подготовки полицейских началось сравнительно недавно. Активизация изучения проблемы первоначальной подготовки наблюдается с начала 90-х годов.
В связи с этим сущность и содержание подготовка полицейских
кадров за рубежом становятся предметом исследования многих российских ученых (А.М. Столя-ренко, А.В. Губанов, И.Ф. Колонта-евская, Д.В. Васильев, В.И. Чер-ненилов, Л.П. Рябов, Е.А. Каштанова, В.С. Бялт, Л.Э. Ивкова).
И.Ф. Колонтаевская в своей работе отмечает необходимость изучения зарубежного опыта профессиональной подготовки полицейских. Это, по мнению автора, позволит: совершенствовать образовательную систему ведомственных организаций; сформировать у отечественных специалистов правоприменительной сферы соответствующие компетенции; осуществлять международное взаимодействие наших сотрудников полиции в операциях по борьбе с транснациональной преступностью со знанием и учетом особенностей зарубежных коллег (особенностей их мышления, личностных качеств, мастерства, тактики действия и др.) [4, с. 3].
Однако особенности зарубежных образовательных систем подготовки полицейских кадров; практические руководства по организации тех или иных видов полицейской работы, разработанные зарубежными специалистами; их подходы к решению вышеуказанной проблемы, освещенные в ряде англоязычных публикаций по данной проблематике, являются недостаточно исследованными, что обусловливает высокую популярность указанной темы для российских научных со-
Актуальные вопросы совершенствования содержания, организации и методического обеспечения образовательного процесса в системе подготовки кадров для правоохранительных органов
обществ и специалистов правоприменительной сферы. Подобный факт делает эту тему достаточно интересной и актуальной для научного исследования.
Изучение британского опыта подготовки полицейских представляет для отечественных правоохранителей большой интерес.
Система подготовки специалистов полицейских формирований в Великобритании предлагает инновационные, этические программы обучения и развития профессионалов в области правоприменительной деятельности. Учебная программа подготовки полицейских кадров составлена в соответствии с Национальными профессиональными стандартами (соответствующие национальные квалификационные требования и критерии оценки полицейской деятельности) и поддерживается Коллегией полиции.
Начальная профессиональная подготовка полицейских в Великобритании претерпела существенное реформирование: с 2006 г. подготовка для всех полицейских формирований осуществляется унифицировано, по единой программе «Начальная программа полицейского обучения и развития» (Initial Police Learning and Development Programme / IPLDP), базируемой на единых национальных профессиональных стандартах [9].
Согласно программе каждый сотрудник полиции должен пройти первоначальную подготовку (обяза-
тельное условие поступления на службу в полицию). Общее методическое обеспечение и контроль организации начальной подготовки обеспечивает Национальное управление по вопросам совершенствования работы полицейских кадров.
Полная первоначальная учебная программа включает обучение полицейских констеблей, сотрудников полиции по поддержанию сообщества и специальных констеблей [9] и направлена на достижение следующих основных целей:
- познакомить кандидатов на службу в полиции с приоритетными направлениями деятельности полиции;
- сформировать у кандидатов навыки эффективной профессиональной коммуникации;
- развить уверенность в выполнении поставленных служебных задач;
- повысить уровень профессиональной компетентности сотрудника полиции;
- подготовить к адаптации к конкретным условиям профессиональной деятельности в подразделениях, в которых они будут служить.
Национальный план для каждой программы представлен через показатели, содержащиеся в дескрипторах модулей.
Начальная программа подготовки полицейских констеблей включает двухгодичный курс обучения с присвоением по окончании его обязательной минимальной
Актуальные вопросы совершенствования содержания, организации и методического обеспечения образовательного процесса в системе подготовки кадров для правоохранительных органов
национальной квалификации в виде диплома полицейского (с января 2010 г.). По окончании подготовки в основные обязанности дипломированного констебля полиции входят: поддержание закона и порядка, защита представителей общественности и их собственности; предотвращение, обнаружение и расследование преступлений.
С июня 2010 г. был введен сертификат в области полицейской деятельности, получение которого обеспечивает другая учебная программа первоначальной подготовки, предназначенная для сотрудников службы поддержки полиции, охватывающая 6-12-недельный период подготовки. Квалификация сотрудника службы поддержки полиции имеет 4 единицы Ofqual (QCF) [8], которые являются общими с соответствующими квалификационными требованиями для констеблей.
Третья программа начальной подготовки разработана для обучения специальной полиции и направлена на подготовку специальных констеблей, рассчитана на 3,5 недели обучения. В настоящее время нет официальных квалификационных единиц для специального констебля полиции. Первоначальная подготовка для данной категории сотрудников осуществляется в рамках национальной учебной программы.
Каждая программа использует различные педагогические технологии в смешанном учебном процессе, например, тематические исследова-
ния/сценарии, электронное обучение/дистанционное обучение, групповые дискуссии, презентации, ролевые и деловые игры, индивидуальные и групповые упражнения, наставничество на рабочем месте и многие др. [9].
Обучение может проходить в учебных центрах или полицейских образовательных учреждениях, в региональных подразделениях полиции. Для достижения эффективности в решении проблем, возникающих в ходе выполнения служебных задач, в процесс подготовки вовлекаются опытные сотрудники полиции, преподаватели университетов и колледжей.
Слушатели проходят ознакомительную практику в региональных подразделениях полиции, государственных и общественных организациях.
К основополагающим принципам работы полицейских образовательных организаций и центров подготовки можно отнести: практическую ориентированность учебного процесса; учет потребностей и проблем конкретных региональных полицейских подразделений и населения.
С этой целью в содержание учебной программы включены основные квалификационные единицы, необходимые для получения диплома полицейского и специализированные, соответствие которым предоставляет право получения квалификации сотрудника службы
Актуальные вопросы совершенствования содержания, организации и методического обеспечения образовательного процесса в системе подготовки кадров для правоохранительных органов
поддержки полиции.
По окончании подготовки слушатели подтверждают квалификационные требования и получают диплом полицейского или свидетельство об окончании начальных курсов по охране общественного порядка, которое является аккреди-тационным показателем соответствия основным квалификационным требованиям сотрудника полиции.
Для получения свидетельства слушателям необходимо продемонстрировать знание следующих модулей, включенных в национальный учебный план начальной подготовки: знакомство с оперативной деятельностью, изучение законодательства, изучение политических и руководящих принципов [7, с. 10].
Из-за постоянно происходящих изменений в обществе к первостепенным задачам полиции можно отнести не только охрану общественного порядка, но также защиту и оказание услуг населению, социальную работу, проводимую с гражданами.
В этой связи полицейские формирования нуждаются в квалифицированных кадрах и хорошо разработанной системе их подготовки, «способной незамедлительно и грамотно реагировать на постоянные изменения в обществе» [3, с. 55]. Следовательно, основой образовательной цели в процессе подготовки полицейских кадров становится обеспечение знаниями, которые сочетают теорию и практику и
дают возможность сотрудникам действовать более эффективно в условиях социально-экономических преобразований гражданского общества.
Именно поэтому, на наш взгляд, в содержание подготовки полицейских кадров в Великобритании включено изучение таких тем, как «Основы этики/ценности полицейской службы», «Развитие уважения к другой культуре и формирование толерантного отношения к носителю иной культуры», «Проблемы граждан, помощь и поддержка», «Пути организация эффективного партнерства с гражданами и общественными организациями», «Охрана общества, сообщества и соседей» [7]. Данные темы формируют культуру профессионального речевого общения, культуру поведения, умение владеть собой в конфликтной ситуации, что, безусловно, способствует в конечном итоге поддержанию высокого имиджа и повышению престижа сотрудников полиции.
Обобщая зарубежный опыт начальной подготовки полицейских, можно назвать следующие показатели готовности слушателей к выполнению служебных задач: умение общаться, рассуждать, логично мыслить, слушать собеседника; проявлять тактичность и вежливость; находить подход к гражданам и устанавливать контакты с ними; вызывать их доверие; допрашивать свидетелей и очевидцев происшед-
Актуальные вопросы совершенствования содержания, организации и методического обеспечения образовательного процесса в системе подготовки кадров для правоохранительных органов
шего. Одновременно конечной целью подготовки полицейских на первоначальном этапе становится формирование следующих способностей: прогнозировать степень риска и находить пути разрешения проблемных ситуаций; принимать решения на профессиональном уровне; находить и исправлять ошибки, допущенные в ходе выполнения служебных задач, честно признавать их и извлекать из них положительный опыт [10].
Особенность содержания подготовки полицейских в Великобритании в рамках первоначальных курсов демонстрируется институтом наставничества - длительным процессом (до 12 недель после выпуска) совместной работы, которая способствует готовности к самостоятельному выполнению служебных обязанностей. С этой целью за каждым слушателем или группой закрепляется наставник (констебль полиции) из подразделения, в котором будет работать стажер, он осуществляет наблюдение и контроль выполнения слушателем своих профессиональных обязанностей.
Теоретическая и практическая составляющие подготовки полицейских в Великобритании имеют ряд различий, но представляют собой интегративное целое. Теоретическая подготовка направлена на изучение новых способов выполнения своих обязанностей. Практическая часть обучения способствует более эффективному выполнению своих по-
вседневных обязанностей.
Таким образом, профессиональная подготовка полицейских кадров в Великобритании проводится в несколько этапов, в ходе которых слушатели обучаются оперативной работе в форме практико-ориентированных ролевых и деловых игр.
Вводный модуль курсов ориентирован на изучение профессиональной этики, формирование готовности слушателей к эффективному взаимодействию с гражданами, общественными организациями и коллегами.
На основном этапе слушатели изучают проблемы раскрытия и расследования преступлений, знакомятся с доказательной базой, изучают правила дорожного движения и типичные случаи их нарушения, а также осваивают основные рутинные обязанности полицейских.
Второй этап обучения направлен на изучение теоретических основ и развитие практических навыков. На третьем и четвертом этапах подготовки курсанты изучают процедуру судопроизводства и совершенствуют навыки составления отчетной документации.
Заключительный этап подготовки можно считать упрощенной практикой, ориентированной на самостоятельную деятельность обучающихся в различных подразделениях полиции в течение 20 дней, конечной целью которых является проявление самостоятельности в ходе выполне-
Актуальные вопросы совершенствования содержания, организации и методического обеспечения образовательного процесса в системе подготовки кадров для правоохранительных органов
ния профессиональных задач и оценивание достигнутых результатов наставником. На данном этапе обучающиеся могут проявить себя с лучшей стороны и проходят проверку на готовность к выполнению профессиональных задач.
Один раз в год все действующие сотрудники полиции сдают тест на профессиональную пригодность и если показаны низкие показатели, предоставляется возможность повторного прохождения теста, но если показатели не улучшаются, то курсы переподготовки становятся последним шансом остаться в рядах полицейских и не лишиться лицензии.
Изучение опыта профессиональной подготовки американских полицейских позволяет сделать вывод о том, что в США так же, как и в Великобритании не наблюдается единой полицейской структуры. В настоящее время в США функционируют разные виды правоприменительных органов: федеральные полицейские формирования, полиция штата и региональные полицейские подразделения.
Обучение американских полицейских проводится по стандартам, установленным специальной комиссией по подготовке сотрудников полиции каждого штата в 1959 г. Главная цель работы этой комиссии - совершенствование профессиональной компетентности сотрудников полиции в процессе подготовки к правоприменительной де-
ятельности в конкретном штате, повышение квалификации сотрудников частных охранных предприятий, местных исправительных учреждений, сотрудников системы исполнения наказаний и судебных приставов [6].
В США на федеральном уровне сотрудники правоприменительных органов проходят подготовку в Академии ФБР или других федеральных обучающих центрах.
Первоначальная подготовка для всех офицеров является обязательной. Цель первоначальной подготовки полицейских в США - получение теоретических и практических знаний по профессии «полицейский» в сертифицированной полицейской академии штата [1, с. 37].
Главным образовательным центром на уровне штата считается Полицейская академия Нью-Йорка. Одной из приоритетных задач образовательного учреждения рассматривается подготовка офицеров полиции, в содержание которой включено изучение следующих аспектов полицейской профессии: психологических основ деятельности полиции, особенностей оборонительной и защитной тактики, причин преступности несовершеннолетних, полицейской этики, тактики патрулирования повышенного риска, методов осмотра места происшествия, роль граждан в профилактике преступлений.
Ввиду того, что «профилактика преступлений сегодня является
Актуальные вопросы совершенствования содержания, организации и методического обеспечения образовательного процесса в системе подготовки кадров для правоохранительных органов
одним из приоритетных направлений полицейской деятельности, то основным ресурсом превенции становится активность самих граждан» [2, с. 123]. В этой связи таким темам, как «Мастерство общения», «Общественные отношения полиции», «Полицейская этика» отводится значительная часть учебного времени.
Следует выделить особенности организации первоначальной подготовки полицейских кадров на уровне штата: различие в минимальных требованиях и стандартах к подготовке, предусмотренных в региональных нормативно-правовых актах.
Например, различие в отведенных на подготовку часах может достигать значительных цифр - 720 часов (320 часов в штате Канзас, 1040 часов -Гавайи) [1, с. 38].
На региональном уровне в каждом крупном городе есть полицейские академии и университеты, осуществляющие академическую подготовку будущих полицейских, руководствуясь общими стандартами.
Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы.
Полицейские подразделения в Великобритании, США и России выполняют общую миссию - защиту интересов граждан и общества. Однако способы организации деятельности полицейских формирований разных стран могут варьироваться по ряду объективных причин.
Профессиональная подготовка является ведущим фактором, влия-
ющим на эффективное выполнение полицейскими своих функций. Следовательно, от оптимальности ее организации уже с первого этапа (первоначальной подготовки) во многом зависит возможность эффективного выполнения полицейскими любого государства служебных задач.
Главной целью начального этапа подготовки полицейских кадров за рубежом становится обучение основным навыкам полицейской службы, изучение должностных обязанностей полицейских, развитие умения действовать оперативно и эффективно в профессиональной среде, формирование коммуникативной компетенции сотрудника. Все формируемые профессиональные компетенции помогают новобранцам приобретать и совершенствовать навыки полицейской работы.
Различие в организации подготовки офицеров и гражданских лиц для полицейских кадров на первоначальном этапе в Великобритании и США не наблюдается. После окончания подготовки каждый из них начинает работу в полиции в качестве констебля.
После анализа содержательных сторон учебных программ первоначальной подготовки британских и американских полицейских мы наблюдаем сочетание двух направлений: традиционных аудиторных занятий и практики, что позволяет готовить квалифициро-
Актуальные вопросы совершенствования содержания, организации и методического обеспечения образовательного процесса в системе подготовки кадров для правоохранительных органов
ванных кадров для полиции.
Нельзя не отметить усиленную практическую составляющую подготовки сотрудников полиции на первоначальном этапе (Великобритания и США) [7]. Практико-ориентиро-ванность в системе профессиональной подготовки полицейских в вышеуказанных зарубежных странах, на наш взгляд, помогает сотрудникам полиции чувствовать уверенность в ходе выполнения профессиональных задач; не испытывать трудности в принятии решений в сложных оперативных ситуациях.
Первоначальная подготовка американских полицейских в различных штатах осуществляется с разным количеством учебных часов. В штатах с ограничением учебного времени на подготовку слушатели в меньшем объеме изучают проблемы и аспекты, необходимые для исполнения служебных обязанностей сотрудниками полиции на профессиональном уровне. Кроме того, прием на службу сотрудника полиции, прошедшего первоначальную подготовку по «ускоренной» программе, в подразделение другого штата затягивается и становится возможным после повторного прохождения курса подготовки.
Считаем, что совершенствование отечественной системы первоначальной профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел и повышение качества профессиональной подготовки
сотрудников полиции с учетом зарубежного опыта будет способствовать укреплению международного сотрудничества по вопросам профессиональной подготовки.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Бялт В.С. Особенности профессиональной подготовки полицейских в США / В.С. Бялт, С.Д. Богданов // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 50. С. 37-40.
2. Васильев Д.В. Концепции организации деятельности полиции и возможности их использования в отечественной практике (по материалам США и некоторых стран Западной Европы): дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.
3. Ивкова Л.Э. Сравнительный анализ профессиональной полицейской подготовки в России, Великобритании и США. Калининград, 2007.
4. Колонтаевская И.Ф. Педагогика профессионального образования кадров полиции зарубежных стран: анализ, оценка, использование опыта: дис. . канд. юрид. наук. М., 2002.
5. A Comparative Study of the Police Training in the United Kingdom and the USA. Vol. 9. 2011. URL: http://www.pa.edu.tr./ outrnal of Police studies.
6. Loftus, B. (2010). Police Culture in a changing world. Oxford University Press.
7. Police Sector Council (2006), Policing Competency Framework. Retrieved August 01, 2011, from Police Sector Council. URL: htpp//www.policecouncil.ca/pages/
8. URL: http: www.certificateinkno-ledgeofpolicing.co.uk
9. URL: http: www.college.police.uk
10. URL: http: www.skillsforjustice-ppf.com