СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ИНЖЕНЕРА-СТРОИТЕЛЯ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ВОЛЬНОЙ БОРЬБОЙ
PERFECTION OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF THE BUILDER ENGINEER AT EMPLOYMENT BY
FREE-STYLE WRESTLING
А.Ю. Барков A.U. Barkov
ГОУ ВПО МГСУ
Психофизическая подготовка инженеров-строителей средствами занятий единоборствами.
Psychophysical preparation of the builders engineers by means of employment by single combats.
Спортивные единоборства (борьба) представляют большие возможности для воспитания профессионально важных качеств, которые играют важную роль в нравственном воспитании студентов спортсменов. Физическая культура и спорт, в особенности занятия вольной борьбой, являющейся одним из основных видов единоборств, в значительной мере определяют индивидуальную и общественную активность человека, положительно сказываются на его творческой деятельности.
С самых начальных этапов развития человеческого общества занятия борьбой использовались как одно из основных средств подготовки человека к трудовой и военной деятельности, имели важное значение в его приспособленности к постоянно усложняющимся формам труда и факторам социальной среды.
Борьба была и остается, пожалуй, самым естественным и здоровым средством совершенствования физических и моральных качеств молодых людей.
Схватка борцов - это не только состязание в силе и ловкости, это еще и состязание умов. Ограниченные люди обречены а вольной борьбе на скромное существование, несмотря ни на какие могучие сгибатели и разгибатели.
Выдающихся результатов в борьбе способны добиться лишь люди гибкого ума, умеющие быстро и точно ориентироваться в сложной обстановке, принимать молниеносные решения. Лишь умный человек способен выбрать для себя оптимальный тактический вариант ведения схватки. Он создает свою оригинальную и своеобразную технику, определяющую почерк большого мастера.
Умение длительно соблюдать строгий режим, легко переносить различные перегрузки, способность в сложной ситуации быстро принимать единственно верное решение, разносторонность и гибкость ума при принятии решения, высокие морально-волевые качества - все это делает обычного инженера, занимающегося вольной борь-
бой настоящим руководителем, лидером коллектива. Уровень морально-волевых качеств позволяет борцу проявлять свои максимальные возможности в экстремальных ситуациях, создаваемых рангом соревнований, силой соперников, ответственностью в командных соревнованиях, необъективным судейством, травмами и т.п. При этом. что особенно важно для инженера-руководителя, у студента - спортсмена, занимающегося вольной борьбой, вырабатываются следующие психофизические качества:
- умение управлять своим психическим состоянием с целью сохранения нервной энергии к началу соревнований и ее распределения на весь период соревнований;
- умение воздействовать на психику соперника с целью подавления его воли и достижения своей цели;
- умение выкладываться в ответственных поединках до конца;
- умение сопротивляться воздействиям неблагоприятных факторов (высокая психологическая устойчивость);
- умение стойко переносить усталость, болевые ощущения в ходе схватки, а также недомогания, связанные со сгонкой веса;
- рисковать в сложных ситуациях и ставить интересы коллектива выше своих собственных;
- подчинять свои действия в поединке указаниям тренера, воспринимать их как приказ на определенный период схватки.
Исследованиями, которые проводились в 90-е годы в МГСУ установлено, что для инженера-строителя необходим целый ряд специальных личностных, психофизических и физических качеств, среди которых основными являются:
- личностные (организаторские способности, инициативность, смелость и решительность, стойкость, эмоциональная устойчивость, оперативное мышление);
- психофизические (статическая выносливость и устойчивость к гиподинамии, устойчивость работоспособности в условиях высоты и узкой опоры, устойчивость к воздействию неблагоприятных метеорологических и производственных факторов, устойчивость в проявлении внимания);
- физические (общая выносливость, быстрота движений, мышечная сила, ловкость).
Положительное влияние занятий вольной борьбой на подготовку будущих инженеров-строителей заключается в следующем:
- развитые в процессе физической тренировки двигательные способности позволяют быстрее овладеть современной техникой и оборудованием, позволяют более точно и быстро управлять ими;
- разносторонняя физическая подготовленность повышает общую работоспособность организма, позволяет лучше справляться с интенсивными и длительными физическими и психическими нагрузками;
- физическая закалка и специальная тренировка обеспечивают надежность выполнения поставленных задач в неблагоприятных условиях;
- развитые в процессе тренировок и занятий вольной борьбой морально -волевые качества помогают более успешно выполнять разноплановые задачи, действовать настойчиво, решительно, смело, с большой выдержкой и самообладанием;
Физическая тренировка и, особенно, занятия единоборствами оказывают значительное влияние на развитие и совершенствование очень важных морально-волевых и психических качеств инженера-строителя (смелость, волю, настойчивость, дисциплинированность), обеспечивающих устойчивое и успешное выполнение производственных задач и профессиональных действий.
Развитие этих качеств успешно происходит при занятиях вольной борьбой. В процессе занятий вольной борьбой вырабатываются профессионально важные психофизические качества специалистов строительных специальностей для любой направленности производственной деятельности.
Развитие и совершенствование личностных качеств. В современных экономических условиях возрастает роль профессионально-личностных качеств, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда: успешность в профессиональной самореализации и в построении карьеры, общей компетентности, мобильности, высокой работоспособности, трудолюбия.
Организационные способности. Средствами их развития являются виды спорта, используюмые в качестве дополнительных средств в системе общефизической подготовки борцов вольного стиля. В основном это спортивные игры: ведение мяча с изменением направления и скорости, ведение мяча без зрительного контроля, в условиях единоборства защитника и нападающего; остановка, передача мяча партнеру по звуковым сигналам; броски и ловля мяча различными хватами, сигналы для выполнения и ловли тем или иным хватом в момент, когда мяч находится в воздухе; броски мяча в заданную цель; выполнение сочетаний приемов в дефиците времени; учебная игра в баскетбол, регбол, мини-футбол. Также для этого используются элементы специальной подготовки в вольной борьбе: игровые единоборства, броски чучела и партнера различными захватами, выполнение бросков партнера во время тренировочных схваток по сигналу, выполнение бросков соперника в заданное время и в заданном месте, выполнение заданных комбинаций и приемов при активной защите соперника в ограниченное время и т.д.
Важное место в развитии организаторских способностей отводится инструкторской и судейской подготовке. После прохождения теоретического курса необходимо привлекать студентов к организации и проведению соревнований, разминке, тренировке, проведению утренней гимнастики, а также других физкультурно-оздоровительных мероприятий как в процессе обучения в вузе, так и в период учебно-тренировочных сборов и производственных практик.
Для развития различных личностных качеств применяются различные физические упражнения.
Инициативность: выполнение физических упражнений одним из многих способов по личной инициативе; самостоятельное проведение учебно-тренировочных занятий с группой; соревнование с другими студентами на оптимальное решение двигательной задачи; самостоятельный выбор тактического плана выступления на соревнованиях; организация и проведение физкультурно-массовых соревнований в группе, на факультете; участие в соревнованиях по спортивным играм, эстафеты и т.д.
Смелость и решительность:. броски прогибом и с обвивом, борьба с закрытыми глазами; бег под крутую горку с преодолением препятствий, преодоление усложненной полосы препятствий; вращения и соскоки с гимнастических снарядов; выполнение элементов акробатических упражнений (фляки, рандат, сальто, полет-кувырок, переворот разгибом и т.д.), прыжки на батуте; прыжки в воду с трамплина и с вышки.
Стойкость: длительный бег в сложных метеорологических условиях (ветер, дождь, снег), кроссовый бег до 3 часов, кроссовый бег по сильно пересеченной местности и глубокому снегу; гребля и плавание на дистанцию 1000 м и более, ныряние на дальность; лыжный переход; однодневные и многодневные туристические пешие и лыжные походы.
Эмоциональная устойчивость: комбинированные и легкоатлетические эстафеты, бег с горы по сложному маршруту, перетягивание каната, прыжки в высоту с разбега; выполнение акробатических и гимнастических упражнений, сложных для данно-
го контингента занимающихся; выполнение упражнений на гимнастической перекладине (вращение) и канате; участие в соревнованиях и показательных выступлениях; проведение учебных занятий в присутствии зрителей.
Оперативное мышление: проведение схваток с разными соперниками; круговая тренировка, борьба с ограничением возможностей, проведение схваток с заданием на изменение ритма, изменение направления атаки, порядка проведения (чередование) технических действий; эстафета с преодолением препятствий, с ведением мяча, переноской мячей; бег под ropy; спортивные игры (баскетбол, волейбол, регби, настольный теннис, регбол, мини-футбол); подвижные игры («слон», конный бой, «царь горы», и др.). элементы бокса (бой на ринге).
Развитие и совершенствование психофизических качеств:
Статическая выносливость и устойчивость к гиподинамии. Для формирования статической выносливости и устойчивости к гиподинамии применяются динамические и статические упражнения, направленные на развитие мышц, которые испытывают наибольшую статическую нагрузку в процессе профессиональной деятельности: упражнения на борцовском мосту, удержания, упражнения на выталкивания и перетягивания, перенос партнёра.
Устойчивость работоспособности в условиях высоты и узкой опоры. Формирование устойчивости работоспособности в этих условия тесно связано с совершенствованием равновесия и улучшением функции вестибулярного аппарата.
К упражнениям, способствующим улучшению функции вестибулярного анализатора, относятся: ходьба и бег с ускорениями и внезапными остановками, прыжки на одной и двух ногах на месте и с продвижением; упражнения на теснение и перетягивание; упражнения на одной ноге - пистолетик, сталкивания, ласточка; подтягивание на перекладине; подъемы переворотом и вращения на перекладине; перевороты разгибанием; сальто; фляки; кувырок через партнёра, препятствие.
Устойчивость к воздействию неблагоприятных метеорологических и производственных факторов. Воспитание этого качества осуществляется в основном закаливанием организма, мышечной тренировкой и сочетанием тренировки и закаливания.
Выносливость и устойчивость к высокой температуре достигаются с помощью физических упражнений, сопровождающихся значительным теплообразованием (бег на 500, 1000 и 3000м. интенсивное передвижение на лыжах, игра в футбол, баскетбол и др. спортивные игры), а также посещение сауны и выполнений упражнений в условиях высокой температуры и затрудненной теплоотдачи при сгонка веса.
Выносливость и устойчивость к низкой температуре обеспечивается с помощью физических упражнений, выполняемых в условиях низкой температуры в облегченной одежде: бег в любую погоду, зарядка и разминка зимой с голым торсом, бег на лыжах в облегченной одежде, контрастный душ, растирание снегом.
Устойчивость в проявлении внимания. При выборе средств и методов, направленных на совершенствование внимания, необходимо учитывать постепенное усложнение двигательных заданий, их новизну, неожиданность появления или изменений тех или иных ситуаций или сигналов: осуществление технических действий (приемов) по сигналу, борьба с завязанными глазами, борьба с несколькими соперниками, выполнение комбинаций приемов при сопротивлении противника.
Развитие и совершенствование физических качеств.
Общая выносливость. Формирование общей выносливости обеспечивается длительным выполнением тренировочной нагрузки в режиме, который соответствует работе умеренной и большей мощности. Общая выносливость развивается посредством
разнообразных физических упражнений, вовлекающих в работу более 2/3 мышц тела. Упражнения на развитие общей выносливости: круговая тренировка, серии схваток до технического действия с разными соперниками, работа на освобождение от захватов с несколькими соперниками, кроссовый бег (3-5км), длительное плавание, продолжительные спортивные игры, бег на лыжах на время (5-10)км.
Быстрота движений. В качестве средств воспитания быстроты движений используются упражнения, которые можно выполнить с максимальной скоростью. Данные упражнения должны быть просты по технике исполнения, хорошо освоены занимающимися и их продолжительность должна быть такой, чтобы к концу выполнения их скорость не снижалась вследствие утомления: броски на скорость партнёра, чучела; выполнение заданного количества технических действий за определённый период времени; выполнение технических действий на скорость; выполнение комплекса специальных упражнений на время (броски чучела, забегания или перевороты на мосту, поднимание гири, лазание по канату, отжимание с хлопком, приседание со штангой и т.п.) бег на 60-100м с низкого старта, рывки и ускорения при беге.
Мышечная сила. Основной задачей воспитания силы как физического качества является всестороннее её развитие с целью обеспечения проявления силовых возможностей человека в различных видах деятельности. Средствами воспитания силы являются силовые упражнения с внешним сопротивлением. В качестве внешнего сопротивления используется масса различных предметов (вес партнера и свой вес, штанга, гири, гантели, набивные мячи), противодействие партнера, сопротивления упругих предметов, сопротивление внешней среды.
Ловкость. Воспитание ловкости сводится к воспитанию способности осваивать координационно-сложные двигательные действия и перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки: игры в касание, освобождение от захватов, выполнение технических действий и упражнений с сопротивлением, борьба с одним, двумя, тремя партнерами, выполнение упражнений и технических действий по сигналу.
Совокупность профессионально важных качеств не является каким-либо неизменным объемом свойств организма. Она может варьироваться по своей значимости в зависимости от степени овладения профессией. Сам процесс владения специальностью, его успешность зависит как от уровня развития физиологических, психофизических качеств, так и от развития всего организма и личности в целом.
Автором использовался материал статей и результаты исследований кафедры ФВиС.
Ключевые слова: вольная борьба, психофизическая подготовка, личностные и физические качества, тренировка, профессионально важные качества, совершенствование
Key words: Free-style wrestling, psychophysical preparation, personal and physical qualities, training, professionally important qualities, perfection
129337 г. Москва, Ярославское ш., 26/11.
Факс:8(499)-188-03-04, Тел: 8(499)-188-51-38 E-mail: [email protected]
Рецензент: Кудрявцев Евгений Михайлович, профессор, доктор технических наук, академик Академии проблем качества России, зав. кафедрой СиПТМ ГОУ ВПО Московского государственного строительного университета