УДК 378.037.1:612.821
Т. А. Мартиросова
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ БАКАЛАВРОВ ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ВУЗЕ
Высокий уровень современной техники и современных производственных технологий, постоянное повышение интенсивности человеческой деятельности предполагают наличие соответствующей подготовленности самого человека. Поэтому необходимым условием подготовки студентов к профессионально-трудовой деятельности в вузе становится развитие профессионально важных психофизиологических качеств.
Ключевые слова: физическое воспитание, аутогенная тренировка, релаксация, медитация, рекреация, самогипноз.
T. A. Martirosova
The program of the development of professionally important qualities of Bachelors of Forestry Specialities in higher education institution
The high level of the modern engineering and modern production technologies, consistent increasing of the human activity intensity means the presence of a person’s appropriate preparedness. That is why the necessary condition of students’ preparedness to the professional working career in higher education institution becomes the development of professionally important psychophysiological qualities.
Key words: physical education, autogenic training, relaxation, meditation, recreation, self-hypnosis.
Многими зарубежными и отечественными теоретиками по философии и социальным проблемам науки и техники ставится вопрос о необходимости принятия мер для роста профессионального мастерства специалиста. В соответствии с этим определены задачи нашего исследования: выделить основные блоки психофизиологических профессионально важных качеств студентов лесохозяйственных специальностей как будущих специалистов, определить методы и средства физической культуры, а также методы психофизической саморегуляции, способствующие подготовке к будущей профессиональной деятельности; представить программу развития психофизиологических профессионально важных качеств и методику их совершенствования в процессе физического воспитания в вузе.
Составная часть физического воспитания, занимающаяся вопросами, связанными с подготовкой к трудовой деятельности, получила название профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) [1]. Под ППФП нами понимается такая подсистема физического воспитания, которая наилучшим образом обеспечивает формирование и совершенствование свойств и качеств будущего специалиста, имеющих существенное значение для
МАРТИРОСОВА Татьяна Александровна - к. п. н., доцент Сибирского государственного технологического университета.
E-mail: [email protected].
конкретной профессиональной деятельности. Наш концептуальный подход к такому пониманию ППФП позволяет определить ее сущность, оптимальное использование средств, методов и форм физического воспитания с целью достижения и поддержания преимущественного развития психических и физических качеств, к которым предъявляют повышенные требования в процессе обучения и освоения профессии.
Каждая профессия предъявляет свои требования к психическим процессам и качествам личности профессионала: вниманию (устойчивость, переключение, концентрация, широта распределения), мышлению (оперативное, аналитическое, творческое), памяти (кратковременная, долговременная), эмоциональной устойчивости, способности работать при действии помех, выдержке и самообладанию, целеустремленности, самостоятельности, стойкости, общительности, умению ладить с людьми. При этом решающую роль играет процесс физического воспитания в вузе, способствующий формированию психических качеств, которые развиваются определенными физическими упражнениями и занятиями прикладными видами спорта.
Анализ профессионально-трудовой деятельности специалиста лесной отрасли позволил нам выделить три основных блока психофизиологических качеств, необходимых для успешного решения профессиональных задач: 1) развитые психические процессы, такие как внимание, память, мышление, воображение; 2) психологические качества: волевые качества,
организаторские и коммуникативные способности (умение строить свои взаимоотношения с коллегами, способствовать благоприятному психологическому климату в коллективе); 3) психологические умения: сохранять эмоциональную устойчивость, выдержанность, иметь самообладание, уметь снимать
эмоциональное напряжение, сохранять высокую
работоспособность в различных стрессовых ситуациях. Поэтому профессионально-прикладная физическая подготовка в вузе должна быть направлена на тренировку выделенных выше профессионально важных психофизиологических качеств будущих
специалистов лесной отрасли средствами физической культуры. Данный вывод подсказал идею разработки
соответствующей программы, представленной нами в виде схемы (рис.).
Программа развития психофизиологических профессионально важных качеств студентов лесохозяйственных специальностей как системы формирования профессионально важных качеств (ПВК) состоит из мотивационно-целевого компонента, организационно-содержательного и контрольнооценочного. Мотивационно-целевой компонент включает в себя цели, задачи, принципы, формы и мотивы системы формирования профессионально важных качеств. Организационно-содержательный компонент состоит из особенностей развития психофизических ПВК студентов, основных блоков
Программа развития ПВК бакалавров в техническом вузе в СО ППФП
Цели: образовательные, воспитательные, оздоровительные
Задачи: способствовать гармоничному развитию, подготовке к труду, физическому и психическому здоровью студентов
Принципы: систематичности, непрерывности, динамичности, вариативности, адаптивности, формирования профессиональной
компетентности
Формы занятий: информационно -содержательные (лекции, беседы); учебно-тренировочная деятельность, самостоятельные занятия;
Мотив: успешная
самореализация в
профессиональной деятельности
Особенности развития ПВК студентов технического вуза
Основные блоки ПВК
Психические процессы
Психические качества
Внимание, память, мышление, воображение
Волевые,коммуникативные ,организаторские и др.
Психологические умения
Сохранять эмоц. устойчивость, самообладание и др.
Средства физической культуры и методы психофизической саморегуляции
Физические
упражнения
Различные виды спорта
АТ, релаксация, медитация, самогипноз, ПФТ, рекреация
Критериальные характеристики сформированности ПВК
Результат: сформированность ПВК, общекультурных компетенций, стремление к физическому развитию и профессиональному самосовершенствованию
Рис. Программа развития психофизических ПВК студентов-бакалавров лесохозяйственных специальностей в процессе ППФП в вузе
профессионально важных психофизиологических качеств, которые включают в себя психические процессы: внимание, память, мышление, воображение; психические качества, представленные волевыми, коммуникативными, организационными качествами; психические умения, включающие в себя умение сохранять эмоциональную устойчивость, самообладание и т. д. Всё это формируется средствами физической культуры и методами психофизической саморегуляции: физическими упражнениями,
различными видами спорта, аутогенной тренировкой (АТ), релаксацией, медитацией, самогипнозом, психофизической тренировкой (ПФТ), рекреацией. Контрольно-оценочный компонент содержит критерии, показатели уровня физического развития и функционального состояния организма студента и результат (сформированность ПВК, общекультурные компетенции, стремление к физическому развитию и профессиональному самосовершенствованию).
Рассмотрим первый блок психофизиологических качеств и средств физической культуры, способствующих их развитию в контексте ППФП. Это психические процессы: внимание, память, мышление, воображение.
Внимание осуществляет функцию контроля, неотделимо от восприятия и мышления, присутствует в любой трудовой деятельности. Специалистам лесной отрасли необходимо иметь широкое поле для обзора, распределения и переключения внимания с одних объектов на другие. Но в некоторых случаях необходимо поочередно то концентрировать внимание, то переключать его. Для развития и совершенствования отдельных качеств внимания используются различные педагогические приемы. Объем и распределение внимания формируются как определенный навык одновременного выполнения нескольких действий, близких по своей психофизиологической структуре профессиональным действиям, выполняемым в условиях высокого темпа работы. Для развития этих свойств внимания можно использовать следующие упражнения: бег, езду на велосипеде по шоссе; бег в среднем и быстром темпе с одновременным выполнением заданий для рук, ног (например, эстафетный бег); бег под гору между деревьями; прыжки в длину с разбега; метание легкоатлетических снарядов; выполнение вольных гимнастических упражнений на координацию движений рук и ног; жонглирование двумя и более мячами; ходьбу по двум параллельно поставленным гимнастическим скамейкам. Переключение внимания формируется в процессе физического воспитания несколькими путями: упражнениями на переключение внимания с объекта на объект с предварительным усвоением техники и «маршрутов» переключений; упражнениями с выделением наиболее важных объектов из второстепенных; тренировками в быстроте переключе-
ния внимания с объекта на объект. Концентрация внимания развивается путем воспитания и самовоспитания установки на внимание. Устойчивость внимания обеспечивается выработкой волевых качеств и созданием путем тренировки определенной физиологической базы для проявления устойчивого внимания, в частности, выносливости глазодвигательного аппарата. Большие возможности для развития качеств внимания представляют гимнастические и строевые упражнения. Эффективным универсальным средством развития внимания являются спортивные игры с мячом. Это объясняется тем, что действия в них требуют высокого уровня проявления различных качеств внимания [2].
Память - это процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком мыслей, образов, эмоций и движений. Другими словами, память - это индивидуальный опыт человека. Основная функция памяти
- накопление опыта. Без памяти все ощущения и восприятия исчезали бы бесследно. Память создает условия для нормального функционирования мышления: все представления и понятия хранятся в памяти. Память служит основой непрерывности психической деятельности человека в целом, связывая между собой настоящее, прошлое и будущее. Опираясь на память, человек управляет своим поведением, деятельностью. Изучение памяти рядом исследователей позволило выявить её виды - слуховую, моторно-слуховую, зрительную, основой которых является развитие сенсорных систем человека. Память нужна всегда, независимо от видов труда. Но необходимо определить память как профессионально важный признак. Большая нагрузка на память требуется в период обучения любому виду трудовой деятельности, но когда основные навыки сформировались, нагрузка на память снижается.
Механизмы памяти должны быть всегда подвижны и всегда в «форме». Их нужно постоянно тренировать. Для этой цели можно использовать упражнения спортивной гимнастики с запоминанием очередности выполнения акробатических и хореографических элементов; летнее и зимнее спортивное ориентирование; тактическая подготовка игровых видов спорта, элементы подвижных игр и другие. Хорошему запоминанию также способствуют интерес к той или иной двигательной деятельности, установка на прочность запоминания, положительная эмоциональная окрашенность учебно-тренировочного процесса, повторения заученных упражнений, методы визуализации в процессе психофизической саморегуляции.
Мышление является обязательным компонентом любой деятельности, но мышление как профессионально важный признак, прежде всего, выделяют в тех профессиях, в которых приходится оценивать какую-либо ситуацию, требующую принятия определенного
решения в зависимости от сложившегося положения и реализации его в виде каких-то адекватных действий. Значимую роль в данном случае играет оперативное мышление.
Эффективными путями развития оперативного мышления в процессе физического воспитания являются: использование элементов тактической подготовки, широкое применение на занятиях спортивных игр и единоборств и тренировка в этих видах, введение определенной системы педагогических воздействий, специально направленных на формирование качества. Существенный эффект при этом оказывают: обучение приемам оперативного мышления на материале, специфичном для физического воспитания (по принципу проблемного обучения и поэтапного формирования умственных действий); упражнения,
направленные на решение различных двигательных алгоритмических (решаемых по определенной схеме) и эвристических (требующих творческих усилий мысли) задач по типу упражнений для развития тактического мышления игровика, бегуна на средние дистанции, борца; упражнения на развитие наблюдательности, памяти, восприятия, воли и других психических
процессов, связанных с быстрым мышлением.
В качестве средств физической культуры можно использовать следующие физические упражнения: выполнение различных тактических алгоритмических и эвристических заданий; эстафеты с решением
внезапно возникающих алгоритмических и эвристических задач (легкоатлетические эстафеты с общей зоной передачи, эстафеты с преодолением препятствий, с ведением, переноской мяча); преодоление незнакомых полос препятствий на время; бег под гору, езда на велосипеде, скоростной спуск на лыжах, санях по закрытому маршруту; спортивные игры (бадминтон, баскетбол, бейсбол, волейбол, ручной мяч, русская лапта, теннис, настольный теннис, минифутбол, хоккей, велополо, мотополо); игра в бадминтон, волейбол, теннис через закрытую сетку; ориентирование на местности; игра в шахматы «Блиц» (продолжительность партии - 3-10 минут; на каждый ход - 3-10 минут; время на обдумывание постепенно сокращается) [3].
Воображение - процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений. В воображении своеобразно и неповторимо отражается внешний мир. Оно позволяет не только представлять действительность в образах, формировать внутренний план действий, планировать и программировать будущее поведение и деятельность, но и регулировать познавательные процессы и эмоциональные состояния человека. Поэтому важно развивать воображение. Сначала человек стремится просто подражать другим людям, но затем возникает и развивается собственный индивидуальный стиль
воображения. Появляется стремление вносить элементы фантазии, делать все как можно оригинальнее и необычнее, не повторять самого себя в продуктах фантазии. Основное условие развития воображения в процессе ППФП - включение студентов в разнообразные виды спортивной деятельности, требующие применения фантазии в выполнении того или иного двигательного элемента.
Второй блок психофизиологических качеств специалиста лесной отрасли включает волевые качества, организаторские и коммуникативные способности, умение строить свои взаимоотношения с коллегами, способствовать благоприятному психологическому климату в коллективе.
Профессионально важным физическим качеством специалиста лесной отрасли является выносливость, т. е. способность человека к продолжительному выполнению того или иного вида умственной или физической деятельности, способность организма бороться с утомлением, вызванным мышечной деятельностью. Без волевых качеств невозможно развитие и совершенствование выносливости. В связи с этим возникают определенные психологические рекомендации по выбору метода тренировки выносливости. Волевые качества развиваются при непрерывных длительных нагрузках. В данном случае преодолеваются внутренние и внешние трудности при помощи равномерного и устойчивого напряжения воли [4].
В числе основных волевых качеств обычно выделяют целеустремленность, инициативность, решительность, смелость, настойчивость и стойкость. Студенту нужны в совокупности все эти волевые качества, и поэтому всестороннее воспитание их должно входить в основное содержание профессионально-прикладной физической подготовки. Кроме этого, в процессе физического воспитания студентов должна проводиться и специальная психическая подготовка, под которой мы понимаем всю совокупность воздействий на психику, обеспечивающих формирование психической готовности к достижению определенной цели. Специальная психическая подготовка охватывает те аспекты подготовки студента, которые имеют прямое отношение к оперативному управлению его психическими состояниями, обеспечивающему оптимальную готовность к выполнению особо трудных задач. Волевые качества должны развиваться адекватными учебно-тренировочными методами и средствами. Методической основой волевой подготовки является система воздействий, направленных на воспитание конкретных волевых проявлений личности, накопление ею опыта волевого поведения, создание хорошей функциональной, физиологической и морфологической базы для волевых проявлений. Основными средствами для
решения этих задач служат физические упражнения, виды спорта, требующие преодоления трудностей, адекватным трудностям производства: бег с горы по сложному маршруту; эстафета с выполнением двигательных задач, требующих проявления смелости, решительности; выполнение различных двигательных задач на высоте (гимнастическом бревне, гимнастической стенке, специальной площадке); прыжки в воду с вышки; прыжки на батуте (с выполнением сложных координационных движений); командные спортивные и подвижные игры; скоростной спуск на лыжах по сложному маршруту; скалолазание.
Формирование инициативности как волевого качества на занятиях физической культурой осуществляется главным образом за счет накопления инициативного поведения. С этой целью действенными являются следующие приемы и средства: выполнение физических упражнений на занятиях одним из многих способов по личной инициативе; самостоятельное проведение одного из занятий с группой; соревнование с другими студентами на оптимальное решение двигательной задачи; самостоятельный выбор тактического плана выступления на соревнованиях; организация физкультурных и спортивных мероприятий в группе по личной инициативе; спортивные игры; единоборства; эстафеты; личные соревнования.
Формированию смелости и решительности в наибольшей степени способствуют упражнения, содержащие элементы известного риска и требующие преодоления чувства боязни и колебания: бег под крутую горку с преодолением препятствия; прыжки в глубину и соскоки с гимнастических снарядов; ходьба и бег с закрытыми глазами; прыжки через препятствия и гимнастические снаряды; упражнения на батуте: прыжок на живот - прыжок на ноги, сальто вперед в группировке, согнувшись; преодоление специальных полос препятствий; игра в регби по упрощенным правилам с силовыми элементами; акробатические прыжки; прыжки в воду; прыжки падения на землю, пол; быстрое нападение в играх; боксерский поединок с сильным противником; скалолазание.
Наиболее действенным средством формирования целеустремленности, настойчивости и стойкости в процессе физического воспитания являются упражнения, которые содержат элементы преодоления значительных внешних и внутренних трудностей, выполняются в неблагоприятных метеорологических условиях, в большом объеме, требуют значительного нервного напряжения. При воспитании этих качеств целесообразно использовать приемы, усиливающие эффект применяемых средств: искусственное
наращивание усилий, тренировку в группе, соревновательный метод, внесение в тренировку эмоционального фактора, применение технических средств. Во время формирования этих волевых
качеств нужно тренировать не только волевое усилие, но и физиологическую базу усилия. В этом случае необходимо строго соблюдать принцип постепенности наращивания нагрузки и адекватности их возможностям организма. В противном случае может произойти истощение физиологической базы, что, в конечном счете, отразится на волевом действии. Рекомендуемые упражнения на развитие целеустремленности, настойчивости и стойкости: медленный длительный бег в сложных метеорологических условиях - до 3 часов; темповый кроссовый бег - до 3 часов; кроссовый бег по сложной, изобилующей различными препятствиями местности; тренировка в кроссе и марш-броске при неблагоприятных метеорологических условиях: в дождь, снегопад, при сильном ветре, высокой и низкой температуре; соревнования в марш-броске, беге на 8, 10, 20, 30 км, 42 км 195 м; плавание на дальность; преодоления специальных полос препятствий; борьба с наиболее сильным противником; однодневные и многодневные пешие и лыжные турпоходы; шлюпочный поход на 20 км и более; лыжный переход, велопробег; задержка дыхания на время на вдохе или выдохе.
Для воспитания таких качеств, как организаторские и коммуникативные способности, умение строить свои взаимоотношения с коллегами и способствовать благоприятному психологическому климату в коллективе наиболее эффективными средствами являются такие виды спорта, как туристическое многоборье, альпинизм, спортивное ориентирование, командные виды спорта [4].
Третий блок связан с развитием эмоциональной устойчивости, выдержки, самообладания, умения снимать эмоциональное напряжение, сохранять высокую работоспособность в различных стрессовых ситуациях.
В процессе ППФП эмоциональная устойчивость обеспечивается путем приобретения опыта волевого поведения в условиях эмоциональной напряженности, совершенствования физиологических процессов адаптации к стресс-факторам, выработки навыков, умений, привычек саморегуляции эмоциональной напряженности. Наиболее эффективными средствами являются упражнения, моделирующие различные стрессовые ситуации и требующие мобилизации всех сил занимающихся для эффективного выполнения поставленной задачи в заданных условиях, а также упражнения по изменению соматических и негативных проявлений эмоций (контроля и регуляции мимических мышц, мышц скелетной мускулатуры, специальных дыхательных упражнений) и способы отвлечения от эмоций (самовнушения и самоубеждения).
Специальные методы психической саморегуляции представлены «психорегулирующей тренировкой»
и идеомоторными упражнениями. Психологические методы с применением психологических воздействий стали использоваться в физкультурно-спортивной деятельности преимущественно в последние годы. Благодаря внедрению этих воздействий мы учим студентов снижать уровень психической угнетенности, нервно-эмоциональное напряжение, быстро обеспечивать восстановление затраченной нервной энергии и эффективно воздействовать на процессы восстановления во многих системах организма. К методам психофизической саморегуляции мы относим аутогенную тренировку (АТ), мышечную релаксацию, медитацию, самогипноз и психофизическую тренировку.
Приемы аутогенной тренировки осваиваются студентами для активизации работоспособности, для снятия усталости и восстановления сил для продуктивной работы. Мышечная релаксация, связанная с расслаблением скелетной мускулатуры, снятием психического напряжения, достижением состояния покоя, расслабленности, возникающая у субъекта вследствие снятия напряжения после сильных переживаний или физических усилий, представляет собой активный навык, который необходимо тренировать для достижения отдыха и успокоения разума. Медитация представляет собой состояние, в котором достигается высшая степень концентрации внимания на определенном объекте или же, наоборот, полное рассредоточение внимания. На занятиях по физической культуре в процессе ППФП студентами используются медитации: динамические, пятиминутные (для снятия внутреннего напряжения), «абсолютное здоровье», концентрирующие, дыхательные и медитативные гимнастики. Самогипноз, связанный с повседневной самоорганизацией и программированием психических процессов и состояний человека, учит студентов снимать напряжение и усталость, чувствовать себя спокойнее и раскрепощённее, повышать эффективность умственных процессов, улучшать память, обострять восприятие, блестяще
отвечать на экзаменах. Психофизическая тренировка
- это метод самовоздействия на организм при помощи смены мышечного тонуса, регулируемого
дыхания, образного представления нормального функционирования органов, словесного подкрепления с целью повышения психофизического потенциала, воспитания активного внимания, воли, развития памяти, формирования самообладания и адекватной реакции на раздражители. Устраняет излишние,
непроизвольные, неконтролируемые движения. Специальные упражнения снимают спазмы, навязчивые состояния, мысли и т. п. Смена напряжения и
расслабления мышц в сочетании с дыхательными упражнениями оказывают регулирующее влияние на гладкую мускулатуру внутренних органов и на сердечно-сосудистую систему [5].
Такой нетрадиционный подход к процессу ППФП в вузе способствовал разработке методики развития психофизиологических профессионально важных качеств средствами физической культуры и методами психофизической саморегуляции.
Методика развития психофизиологических профессионально важных качеств студентов лесохозяйственных специальностей направлена на сохранение, использование и развитие психологических возможностей студентов в целях оптимизации учебно-тренировочного процесса и достижения образовательных, воспитательных и оздоровительных целей. Психологическая подготовка проводится в едином русле с физической, технической и тактической подготовкой, призвана снизить риск профессиональных заболеваний, укрепить личностную силу студентов, их творческую готовность к непредвиденным ситуациям в будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, нами разработана программа развития психофизиологических профессионально важных качеств студентов-бакалавров лесохозяйственных специальностей в процессе физического воспитания в вузе, определяющая индивидуальный стиль педагогической деятельности с использованием ресурсов личности студента. Психотехнологии совершенствования физической и психофизической подготовки будущих специалистов помогают разрабатывать рекомендации по оптимизации профессиональной подготовки в рамках процесса физического воспитания в вузе.
Л и т е р а т у р а
1. Физическая культура: учебник / Под ред.
М. Я. Виленского. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2013. - 424 с.
2. Физическая культура студента: учебник / Под. ред. В. И. Ильинича. - М.: Гардарики, 2005. - 448 с.
3. Евсеев Ю. И. Физическая культура / Ю. И. Евсеев. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2010. - 444 с.
4. Немов Р. С. Психология: учеб. для студентов
высших педагогических заведений [В 3 кн.] Кн.1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. - 3-е изд. - М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 688 с.
5. Гогунов Е. Н. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. зав. / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. - 2-е изд., дораб. - М.: изд. центр «Академия», 2004. - 224 с.