Научная статья на тему 'Совершенствование профессионализма преподавателя колледжа'

Совершенствование профессионализма преподавателя колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
714
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / КВАЛИФИКАЦИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / PROFESSIONALISM / QUALIFICATION / ADVANCED TRAINING / ACTIVITY / COMPETENCE / COMPETENCY / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулаков Андрей Викторович

В статье рассмотрены особенности формирования уровня подготовки педагогов, определяющего качество профессиональной компетентности выпускников. Преподаватель представлен как ключевая фигура внедрения инноваций в образовательный процесс, для реализации которых он должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма. Проанализированы составляющие профессионализма педагогической деятельности (личностная и деятельностная). Кроме того, в работе раскрыто содержание профессиональнокомпетентного труда педагога колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF PROFESSIONALISM OF A COLLEGE TEACHER

The article describes the features of formation of teachers’ level of training, which determines the quality of vocational competence of graduates. A teacher is considered as a key actor introducing innovations in the educational process, for realization of which he or she must have the necessary level of vocational competence and professionalism. The author analyzes the components of professional teaching activities (personal and activity-based). Besides, the paper reveals the content of professional competent work of college teachers.

Текст научной работы на тему «Совершенствование профессионализма преподавателя колледжа»

УДК 37.014 Кулаков Андрей Викторович директор Строительного колледжа № 41 г. Москвы

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КОЛЛЕДЖА

Kulakov Andrey Viktorovich Principal of Construction College №41, Moscow

IMPROVEMENT OF PROFESSIONALISM OF A COLLEGE TEACHER

Аннотация:

В статье рассмотрены особенности формирования уровня подготовки педагогов, определяющего качество профессиональной компетентности выпускников. Преподаватель представлен как ключевая фигура внедрения инноваций в образовательный процесс, для реализации которых он должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма. Проанализированы составляющие профессионализма педагогической деятельности (личностная и деятельностная). Кроме того, в работе раскрыто содержание профессионально-компетентного труда педагога колледжа.

Ключевые слова:

среднее профессиональное образование, профессионализм, квалификация, повышение квалификации, деятельность, компетенция, компетентность, профессиональная компетентность.

Summary:

The article describes the features of formation of teachers' level of training, which determines the quality of vocational competence of graduates. A teacher is considered as a key actor introducing innovations in the educational process, for realization of which he or she must have the necessary level of vocational competence and professionalism. The author analyzes the components of professional teaching activities (personal and activity-based). Besides, the paper reveals the content of professional competent work of college teachers.

Keywords:

secondary vocational education, professionalism, qualification, advanced training, activity, competence, competency, professional competence.

Сегодня, когда знаниевая парадигма образования претерпевает глубокий кризис, одним из важнейших направлений модернизации системы российского образования является качество профессиональной компетентности педагогических работников. В условиях стремительных изменений и постоянного обновления технологий производства возникает потребность в выпускниках нового качества, обладающих не только знаниями, но и обобщенными умениями, проявляющимися в способности решать жизненные и профессиональные проблемы. Уровень подготовки педагогов определяет качество профессиональной компетентности выпускников и поэтому является актуальным и требует самого внимательного рассмотрения.

В настоящее время на рынке труда востребованы не только знания, но и способность специалиста применять знания на практике, выполнять определенные профессиональные и социальные задачи. Поэтому несостоятельность знаниевой парадигмы вызвана противоречием между фундаментальностью и академичностью профессионального образования и состоянием современного рынка труда. Преодоление кризиса знаниевой модели образования требует изменений в характере управления и обновления содержания образования.

Решение проблем образования начинается с профессиональной подготовки педагогов. Без качественного роста профессиональной компетентности отдельных педагогов невозможна модернизация образования в целом. В связи с этим чрезвычайно актуальным становится такое обучение работающих преподавателей профессиональных учебных заведений, которое основано не только на приобретении фундаментальных знаний в избранной области профессиональной деятельности, но и, согласно ФГОС СПО нового поколения, на овладении общекультурными и профессиональными компетенциями.

Именно преподаватель является ключевой фигурой при внедрении инноваций, для реализации которых в новых условиях он должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.

С одной стороны, профессионализм - это интегральное качество, свойство личности, и как любое другое качество оно формируется в деятельности; с другой стороны - это результат деятельности.

Профессионализм преподавателя колледжа - это результат длительной творческой педагогической деятельности, который предполагает самый высокий уровень продуктивности труда -эффективную личность. Отсюда следует, что профессионализм педагогической деятельности характеризуется личностной и деятельностной сущностью.

Личностную сущность профессионализма составляют знания, необходимые для выполнения профессиональной деятельности педагога, специфичное отношение к объекту, процессу, условиям профессиональной деятельности и необходимость самосовершенствования как профессионала.

Деятельностную (процессуальную) сущность педагогического профессионализма составляет сложный комплекс умений: гностических, самосовершенствования, общения, управления, умения перестраивать деятельность - свою и студентов, реконструировать учебно-воспитательную информацию в целях искомого результата своего труда и т. д. Преподаватель не только знает, как учить и как воспитывать, но и умеет переводить обучаемого из одного состояния в другое, решать педагогические задачи, то есть умеет и обучать, и воспитывать, вследствие чего он переводит студента на новый уровень обученности и воспитанности.

Профессионализм педагога - концентрированный показатель его личностно-деятельност-ной сущности, обусловленный мерой реализации его гражданской ответственности, зрелости и профессионального долга.

Согласно С.А. Дружилову, профессионализм - это особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда, это особое мировоззрение человека. Необходимой составляющей профессионализма человека является набор профессиональных компетенций [1, с. 35].

Компетенция представляет собой общую способность, основанную на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Компетенция включает в себя нормативные требования к профессиональной подготовке преподавателя, а компетентность -уже сложившиеся, состоявшиеся его качества.

Сравнительный анализ вариантов возможных определений понятия компетентности позволил вычленить в качестве важнейшей составляющей профессиональной компетентности умения актуализировать и применять имеющиеся знания и опыт в конкретной ситуации. Экстраполируя эти особенности на профессиональную компетентность педагога, выделим готовность и способность эффективно решать задачи обучения, воспитания, самообразования.

Профессиональная компетентность предполагает готовность и способность специалиста принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность характеризуется совокупностью интегрированных знаний, умений и опыта, их эффективного применения, а также совокупностью личностных качеств, позволяющих эффективно проектировать и осуществлять профессиональную деятельность. Компетентность педагога включает в себя и успехи в учебе обучающихся, и их ответственный подход к действиям, осуществляемым в частной профессиональной и общественной сфере. Сюда относятся также «экстрафункциональные квалификации», такие как логическое, аналитическое, абстрагирующее, интегрирующее мышление, а также распознавание взаимосвязей систем и процессов. Применительно к положениям об организации профессиональной подготовки для производственного профессионального обучения профессиональная компетенция соответствует цели способствовать выполнению профессиональной деятельности, которая включает, в частности, самостоятельное планирование и контроль.

Профессионализм современной педагогической деятельности состоит в привнесении в нее элементов научного исследования в целях контроля и самоконтроля меры ее продуктивности.

Профессионально-компетентным является такой труд педагога среднего профессионального образования, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, реализуется личность педагога и достигаются хорошие результаты обучения, воспитания и развития личности обучающегося.

Концепции производственного обучения и повышения квалификации всё больше ориентируются на понятие «профессиональная компетенция действия», которое предполагает способность и готовность человека действовать в профессиональной ситуации целесообразно, технически грамотно, продуманно и в соответствии с общественной ответственностью, то есть самостоятельно и целенаправленно решать поставленные задачи на основе знаний и опыта, а также при помощи собственных идей оценивать найденные решения и совершенствовать свою способность действовать. Профессиональная компетенция действия включает в себя компоненты профессиональной, личностной и социальной компетенций.

Основой любой деятельности, в том числе педагогической, является действие. Деятельность состоит из цепочки взаимосвязанных действий, которые и образуют ее структуру.

Практико-ориентированное образование направлено на приобретение умений и навыков практической деятельности. Такое образование предполагает приобретение опыта деятельности, уровень которого возможно более точно определить методами компетентностного подхода, ориентированного в первую очередь на достижение конкретных результатов, а также приобретение значимых компетенций. Овладение этими компетенциями невозможно без приобретения опыта деятельности. Компетенции формируются в процессе деятельности и ради будущей профессиональной деятельности, поэтому компетенции и деятельность неразрывно связаны между собой. В этих условиях процесс обучения приобретает новый смысл, он превращается в процесс приобретения знаний, умений, навыков и опыта деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей [2].

Действенность обучения выражается в способности к импровизации, умелом использовании теоретического материала, организации продуктивной деятельности путем постановки перед обучающимися познавательных проблем, для решения которых они должны самостоятельно найти информацию. Организуя деятельность учащихся, педагог, обладающий профессионализмом, не прямо воздействует на обучающихся, а передает им те инструменты, с помощью которых они самостоятельно находят решение той или иной задачи. Действенность обучения дает обучающимся возможность быть готовыми к практическому применению своих знаний.

Квалификация преподавателя определяется знаниями, умениями и навыками в основных видах деятельности. Проблема квалификации - это один из аспектов изучения трудовой деятельности вообще, а именно ее качественный аспект, который менее изучен по сравнению с количественным, подразумевающим производительность труда.

Термин «квалификация» по своей сути многозначен. Главным образом он употребляется в таких смыслах, как степень годности, подготовленности к какому-либо мастерству, виду труда, исполнительского искусства, а также общественное признание, удостоверение степени годности; уровень подготовленности, а иногда как профессия, специальность [3, с. 75].

Инвариантом смыслового значения термина «квалификация» во всех смыслах является наличие способности выполнять определенный вид труда. Вместе с тем выявляется и определенная эволюция термина - от акцента на степени годности к какому-либо виду труда к акценту на степени подготовленности. Таким образом, в настоящее время большой удельный вес смыслового значения заключается в отражении целенаправленно развиваемого процесса специальной подготовки работников к труду определенной квалификации.

Квалификация предполагает профессиональную учебу, принципиально исходя из способностей и интересов субъекта. Это никаким образом не исключает ее применимости на рынке труда. Напротив, в понятии квалификации учитываются знания, навыки и умения применительно к возможности их использования в частной, профессиональной и общественной сфере.

К одной из важнейших составляющих упомянутой выше профессиональной компетентности относят способность педагога приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности (учебная компетентность) [4].

Учебная компетентность включает в себя, в частности, способность и готовность педагога в профессии и вне профессиональной сферы развивать стратегии и техники обучения и использовать их для повышения квалификации. В настоящее время в процессе повышения квалификации преподавателей специальных дисциплин применяются такие современные технологии обучения, как «Лаборатория будущего», «Проблемное обучение», «Изучения случая», «Перекрестная наметка идей», «Морфологическая матрица», «Латеральное мышление», что позволяет развивать методическую компетенцию и творческое мышление слушателей [5].

Изучение случая - это комплексный обучающий метод, который построен на алгоритме распознавания и решения проблемы. Проблемы чаще всего задаются в форме профессиональной ситуации или выводятся из конкретных случаев. Особое значение имеет то, что сложные случаи адаптируются к месту применения: к школе, колледжу или процессу повышения квалификации, то есть они упрощаются, сокращаются и структурируются таким образом, чтобы слушатели могли с большей самостоятельностью решить свойственную данным ситуациям проблему.

Дидактическая цель применения технологии «Изучения случая» заключается прежде всего в совершенствовании компетенции действия. Для изучения случая применяется какая-либо проблемная ситуация, которая, как правило, уже произошла в действительности. Слушатели получают задание проанализировать проблемную ситуацию и с максимально возможной самостоятельностью найти пути решения проблемы. В поиске решений проблемы слушатели должны по возможности противопоставлять различные способы решения и взвешивать по отношению друг к другу их преимущества и недостатки, прежде чем они придут к обоснованному решению. Затем это решение сравнивается с решением в реальном случае [6].

Подобные методики позволяют обеспечить качественную подготовку педагога, давая возможность сочетать фундаментальность профессиональных знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным исследовательским подходом к разрешению конкретных педагогических проблем.

Подводя итог, отметим, что профессионализм педагога включает в себя широкий круг профессиональных и личностных задач, способствующих развитию личности обучающихся. На педагога возложена большая ответственность за обучение и воспитание подрастающего поколения, будущих граждан, умеющих решать различные профессиональные и социальные вопросы. Поэтому педагог должен сформировать личность, способную жить в условиях неопределенности, предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных ситуациях общественной и профессиональной деятельности.

Ссылки:

1. Дружилов С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога // Сибирь. Философия. Образование. 2005. № 8. С. 26-44.

2. Мануйлова Т.А. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию [Электронный ресурс] // Первое сентября. 2014. 11Р1_: http://festival.1september.ru/articles/577983/ (дата обращения: 02.02.2014).

3. Гаврилова М.А. Непрерывное профессиональное педагогическое образование : проблемы, суждения, опыт работы : монография. Воронеж, 2003.

4. Дружилов С.А. Указ. соч.; Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

5. Соатова Г.К. Усовершенствование процесса обучения, направленного на формирование и развитие педагогического мастерства будущего преподавателя профессионального колледжа // Молодой ученый. 2011. № 12. Т. 2. С. 134-138.

6. Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.