Научная статья на тему 'Совершенствование принципов организации баз данных компании оператора связи'

Совершенствование принципов организации баз данных компании оператора связи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Темкина Т. А.

Рассматривается подход к решению задачи операторов связи по оптимизации деятельности в условиях насыще ния рынка и повышения конкуренции за счет оптимизации принципов хранения и обработки информации, исполь зуемой при оказании услуг связи. Представлена информация об используемых операторами связи базах данных, а также базах данных, внедряемых совместно с системами поддержки операционной деятельности, и характер ные проблемы, возникающие при этом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование принципов организации баз данных компании оператора связи»

7 декабря 2011 г. 18:57

ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Совершенствование принципов организации баз данных компании — оператора связи

Рассматривается подход к решению задачи операторов связи по оптимизации деятельности в условиях насыщения рынка и повышения конкуренции за счет оптимизации принципов хранения и обработки информации, используемой при оказании услуг связи. Представлена информация об используемых операторами связи базах данных, а также базах данных, внедряемых совместно с системами поддержки операционной деятельности, и характерные проблемы, возникающие при этом.

Темкина ТА,

Ведущий инженер НЦ "Гармонизация услуг связи" ФГУПЦНИИС,

tlhtterbox(ayr)oil.nj

В настоящее время практически во всех развитых странах рынок услуг связи является высококонкурентным. В частности, рынок услуг фиксированной связи находится в стадии насыщения, и его участники — в основном, традиционные операторы, вынуждены конкурировать с компаниями, оказывающими альтернативные, более дешевые услуги 51Р-телефонии.

Рынок услуг подвижной связи (СПС) изначально характеризовался более высоким уровнем конкуренции из-за отсутствия на нем монополистов и практически одновременном появлении нескольких участников. За последние же несколько лет данный рынок в развитых странах перешел в стадию насыщения, и уровень проникновения донных услуг в некоторых странах превысил 130%, что еще более обострило конкурентную борьбу.

Рынок услуг широкополосного доступа (ШПД) в настоящее время интенсивно развивается и характеризуется высоким уровнем конкуренции. На нем работают как традиционные операторы связи, так и альтернативные операторы и поставщики услуг доступа. Для традиционных операторов, оказывающих услуги фиксированной телефонной связи, услуги ШПД являются перспективой развития и средством удержания абонентов. Для альтернативных операторов, занимающих обычно значительно меньшую долю рынка, на первом плане также стоит задача укрепления своих позиций, а для поставщиков услуг доступа, для которых услуги ШПД являются основным источников дохода, привлечение новых абонентов является первостепенной задачей.

В сложившихся условиях для привлечения новых абонентов, а при насьщении рынка — для удержания существующих, операторы связи, в целях сохранения конкурентоспособной ПОЗИЦИИ, выводят на рынок новые предложения, такие как:

— пакеты усдуг,

— новые, дополнительные услуги.

Важными условиями успеха при вьводе новых предложений на конкурентном рынке являются:

— обеспечение минимальных операционных расходов на введение новых предложений;

— обеспечение минимальных сроков введения новых предложений.

Выполнение данных условий позволит оператору связи быстро реагировать на действия конкурентов и предпринимать ответные меры, тем самым удерживая позицию на рынке, и при этом избежать существенного падения прибыли из-за затрат на реализацию новых предложений, часть из которых может предлагаться бесплатно в маркетинговых целях, и, соответственно, не приносить дохода.

Однако задача по вьгюлнению донных условий встала перед операторами связи относительно недавно, в связи с чем используе-

мые ими принципы организации операционной деятельности по оказанию услуг связи не позволяют ее решить.

Некоторые операторы связи сейчас используют лишь отдельные, не связанные между собой системы для автоматизации отдельных функций управления, а у некоторых такие системы вообще не используются. В первом случае для внедрения новой услуги необходимо отдельно настраивать используемые системы, прописывая в них информацию о новой услуге и порядке ее оказания, а во втором

— вручную настраивать используемое при оказании услуги оборудование. В обоих случаях операционные расходы оператора связи на внедрение новой услуги неоправданно велики, как и объемы работ по ее внедрению.

Таким образом, на сегод няшний день одной из важных задач для операторов связи для обеспечения успешной деятельности в условиях жесткой конкуренции является реорганизация операционной деятельности по оказанию услуг связи в направлении внедрения, объединения и унификации систем управления, используемых в процессе оказания услуг связи.

Вопросом реорганизации бизнес-процессов телекоммуникационных компаний с 2000 года в рамках программы NGOSS (New Generation Operations Systems and Software) занимается международный форум TMF (TeleManagement Forum). В рамках донной программы им были разработаны следующие документы:

— eTOM (enhanced Telecom Operations Map) - расширенная карта бизнес-процессов телекоммуникационных компаний;

— SID (Shared Information and Data) - общая модель информации и данных,

— ТАМ (Telecom Application Map) - карта приложений телекоммуникационных компаний;

— TNA (Technology Neutral Architecture) - технологически нейтральная архитектура (программных решений).

Первые два документа уже утверждены как стандарты ITU, и разработанные в рамках NGOSS документы часто используются операторами связи как основа при реорганизации и оптимизации деятельности.

В соответствии с еТОМ бизнес-процессы телекоммуникационной колонии делятся на три веда:

— разработка стратегии развития, инфраструктуры сети и предлагаемых продуктов;

— операционные процессы;

— процессы управления предприятием.

Соответственно на три веда делятся и системы поддержки деятельности телекоммуникационной компании:

— BSS (Business Support System) — система поддержки бизнеса;

— OSS (Operations Support System) — система поддержки операционной) деятельности;

— ESS (Enterprise Support System) - система поддержки управления предприятием.

Бизнес-процессы, связанные с оказание услуг связи, относятся к операционным процессам и поддерживаются системами OSS. К ним относятся следующие:

178

T-Comm, #7-2010

ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

— продажа и подключение услуги;

— оказание услуги;

— расчет суммы для оплаты и выставление счета;

— решение проблемы клиента;

— решение проблемы, выявленной путем мониторинга средств и сетей связи;

— приостановление/возобновление оказания услуги;

— прекращение оказания услуги по инициативе клиента-

Для автоматизации данных бизнес-процессов, и соответственно, их оптимальной организации, в ТАМ предусмотрены следующие системы OSS;

— автоматизированная система расчетов;

— система управления взаимоотношениями с клиентами;

— система учета ресурсов (инвентаризация);

— система управления заявками

— система регистрации проблем с ресурсами и услугами и управления их устранением;

— система активации услуг;

— система управления устранением неисправностей;

— система управления параметрами работы и др.

В каждой из перечисленных систем предусмотрена работа с определенным набором данных, а значит, имеется база данных и СУБД для хранения, обработки и анализа информации о состоянии соответствующего объекта, или поддерживаются функции по удаленному доступу к базе данных, содержащей необходимую информацию. При этом требуется обеспечить взаимодействие между системами OSS, поскольку данные и деятельность одной могут зависеть от изменения данных в другой системе.

Эти базы данных предназначены для оптимизации деятельности оператора при оказании услуг, в том числе оптимизации хранения всех данных оператора, относящихся к бизнес-процессам оказания услуги, которые до внедрения систем OSS хранились отдельно, по-разному и частично на бумажных носителях

Например, практически у всех операторов автоматизированы хранение и обработка тех данных, которые постоянно обновляются и нуждаются в отслеживании для обеспечения прибыльности работы компании. Такими данными являются данные о состоянии счета абонента, особенно при авансовой схеме платежей и списании средств со счета по факту использования услуги (например, услуги подвижной связи), а для операторов СПС — донные о местоположении абонента, в зависимости от которого изменяется тарификация вызовов.

Остальные данные, относящиеся, например, к системам инвентаризации и др. системам поддержки операционной деятельности, до сих пор хранятся на бумажных носителях (вплоть до чертежей се-

Сравнение подходов к внедрению систем OSS

Но 1X0.1 к ннс зрению систем OSS Лостоиисшя Недостатки

Автомати зашія ОТДЕЛЬНЫХ бизнес* процессов Собственная разработка - Процессы оператора рсали юваны в OSS - Быстрая реакция на потребности Оператора - Необходимость поддержки собственными силами - Нсмасштабирусмыс решения

Специализированное ПО - Поддержка со стороны производителя - Масштабируемость - Возможность интеграции - Подготовка ТЗ на разработка.

Покупка ютового решении OSS - Поддержка со стороны производителя - Поддержка стандартов - Адаптация БІІ онера юра к системам OSS - Избыточность недостаточность фчнкций

Свмостоя тел ьная разрабої ка структуры систем OSS - Процессы опера юра реализованы в OSS - Последовательность внедрения соответствует потребностям - Значительные шрагы на интеграцию систем

тей связи) и в изолированных и не систематизированных и не унифицированных базах данных.

При переводе всех данных в автоматизированные системы OSS необходимо обеспечить их безопасность, защиту от потери, а также возможность оперативного доступа со стороны сотрудников. При внедрении нового принципа обработки донных (автоматизация) при реализации бизнес-процессов также появляется требование по предотвращению перегрузок в сети, соединяющей системы OSS, и перегрузок самих систем, СУБД в них и баз данных оператора.

Реализация этих требований позволит поддерживать деятельность оператора по оказанию услуг. В случае же возникновения сбоев, перегрузок, и других проблем, приводящих к временной блокировке доступа к донным или к полной их потере, оператор не сможет обеспечить качество услуг, а при большом масштабе "аварии" — даже оказывать услуги.

Учитывая вышесказанное, при внедрении систем OSS необходимо комплексно и детально продумывать принципы работы баз донных, с которыми взаимодействуют системы OSS, от их числа и моделей донных до физической реализации и распределения по серверам, для достижения изначально стоящих целей по минимизации операционных расходов, без возникновения проблем при оказании услуг. При этом необходимо учитывать все планы по внедрению систем поддержки в компании, чтобы затем не понадобилось адаптировать следующую внедряемую систему с уже установленным их комплексом, т.е. осуществлять повторную работу.

Однако до сих пор ни один производитель систем OSS не предложил операторам комплексное решение, проработав эти вопросы. Что касается операторов связи, то для них эта задача еще более сложна. В настоящее время внедрение систем OSS производится у операторов связи одним из следующих способов:

— автоматизация только отдельных, целевых бизнес-процессов;

— покупка готового решения OSS и адоптация под него бизнес-процессов;

— анализ деятельности и разработка структуры систем OSS.

Достоинства и недостатки донных способов приведены в таблице.

При любом из трех способов внедрения систем OSS оператор

сам или производитель оборудования разрабатывает модель данных, причем чащв всего для отдельной системы OSS. Отметим, что ее разработка с учетом особенностей деятельности оператора и на основе имеющихся у него донных является очень трудоемкой. Что касается вопросов организации и совместного и взаимозависимого функционирования баз данных, связанных с комплексной системой поддержки операционной деятельности, то они пока остаются нерешенными. Подлежат разработке оптимальные методы построения таких БД порядок их выбора для конкретного случая и средства оценки эффективности их работы.

Литература

1 Самуилов К£ Бизнес-процессы и информационные технологии в управлении телекоммуникационными компаниями / Самуйгав К.Е., Чу-карин АВ , Яркина Н.В. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. — 442 с 2. Управление сетями электросвязи в России: сборник научных материалов конференции [Электронный ресурс] / Экспо-Телеком -М., 2009. — 1 электронный оптический диск (СО-КОМ).

T-Comm, #7-2010

179

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.