УДК 656.087
С.С. Коршунов
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, ВЫЗВАННЫХ ЗАТОРАМИ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО, РЕГИОНАЛЬНОГО И МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ
В статье приведены результаты анализа действующей нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы ликвидации чрезвычайных ситуаций и распределения обязанностей между разными уровнями реагирования, в том числе в области обеспечения мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению водителей и пассажиров автотранспорта, оказавшихся в заторах в зимний период на автомобильных дорогах федерального, регионального и местного значения. Обоснованы и представлены предложения по совершенствованию правового регулирования деятельности по ликвидации таких чрезвычайных ситуаций, в том числе по внесению изменений в действующие нормативные правовые акты.
Ключевые слова: ликвидация чрезвычайных ситуаций, заторы на автомобильных дорогах, жизнеобеспечение водителей и пассажиров, уровни реагирования, правовое регулирование.
S. Korshunov
THE IMPROVEMENT OF LEGAL REGULATION OF ACTIVITIES ON LIQUIDATION OF EMERGENCY SITUATIONS CAUSED BY CONGESTION IN THE WINTER ON THE ROADS AT THE FEDERAL, REGIONAL AND LOCAL IMPORTANCE
The article presents the results of analysis of the existing regulatory framework governing liquidation of emergency situations and the distribution of responsibilities between different levels of response, including in the area of coverage of the events offirst priority life-support drivers and passengers of vehicles caught in traffic jams in the winter on the roads at the Federal, regional and local significance. Justified and proposals on improvement of legal regulation of activities respond to such emergency situations, including by amending the existing regulations.
Keywords: emergency management, congestion on the roads, the livelihoods of drivers and passengers, levels of response, legal regulation.
В соответствии со статьей 13 Всеобщей декларации прав человека, принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 года, каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства.
Это право закреплено во Всеобщей декларации прав человека наряду с другими основополагающими правами человека, такими как право на жизнь, свободу и на личную неприкосновенность.
Право человека свободно передвигаться закреплено в статье 27 Конституции Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что заторы на автомобильных дорогах, прекращение движения по ним на продолжительный срок, которые, в свою очередь, связаны с рисками для обеспечения нормальной жизнедеятельности водителей и пассажиров
автотранспортных средств, особенно в зимний период, нарушают одно из основных прав человека, закреплённых в Конституции Российской Федерации и международных актах.
Важно установить правовые основания отнесения заторов на автомобильных дорогах к чрезвычайным ситуациям, а также возможность классификации таких ситуаций в соответствии с действующим законодательством с целью определения соответствующих уровней реагирования.
Для этого рассмотрим ряд нормативных правовых документов. В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Классификацию чрезвычайных ситуаций устанавливает Правительство Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на:
а) чрезвычайную ситуацию локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее -зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее - количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее - размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей;
б) чрезвычайную ситуацию муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;
в) чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей;
г) чрезвычайную ситуацию регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей;
д) чрезвычайную ситуацию межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей;
е) чрезвычайную ситуацию федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн рублей.
Приказом МЧС России от 8 июля 2004 г. № 329 «Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях» транспортные аварии (катастрофы) отнесены к техногенным чрезвычайным ситуациям.
В качестве источника чрезвычайной ситуации определены аварии (катастрофы) на автодорогах (крупные дорожно-транспортные аварии и катастрофы).
Приказом установлены нижеследующие критерии отнесения к чрезвычайным ситуациям аварий (катастроф) на автодорогах.
1. Аварии на автомобильном транспорте, перевозящем опасные грузы - любой факт аварии.
2. Повреждение 10 и более автотранспортных единиц.
3. Прекращение движения на данном участке на 12 часов вследствие ДТП - решение об отнесении ДТП к ЧС принимается комиссиями по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления в зависимости от местных условий.
4. ДТП с тяжкими последствиями (погибли 5 и более человек или пострадали 10 и более человек).
Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» дорожно-транспортное происшествие определяется как событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб.
Рассмотрев во взаимосвязи положения вышеуказанных документов и учитывая, что образование заторов на автомобильных дорогах часто происходит в результате событий, не связанных с гибелью людей или получением ими ущерба здоровью, а определение размеров материального ущерба, особенно в начальный период развития ситуации, весьма затруднительно, можно сделать вывод о том, что рассмотренные нормативные правовые документы имеют пробелы в регламентации, которые не позволяют классифицировать заторы на автодорогах в качестве чрезвычайных ситуаций того или иного характера, а также определить соответствующие уровни реагирования.
Вместе с тем, по своему существу такие ситуации являются чрезвычайными, так как влекут за собой значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности большого количества людей.
На основании выполненного в ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) анализа действующей нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы ликвидации чрезвычайных ситуаций и распределения обязанностей между различными уровнями реагирования подготовлены нижеследующие предложения по внесению изменений в действующие нормативные правовые акты.
Предлагается взамен постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и приказа МЧС России от 8 июля 2004 г. № 329 «Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях» подготовить проект постановления Правительства Российской Федерации, которым утвердить уточненную классификацию чрезвычайных ситуаций.
Представляется целесообразным усовершенствованную классификацию чрезвычайных ситуаций сделать более подробной, включив в неё источники чрезвычайных ситуаций и критерии отнесения различных событий к чрезвычайным ситуациям с использованием (учётом) принципиальных подходов к построению приказа МЧС России от 8 июля 2004 г. № 329.
В новой классификации установить, что к чрезвычайным ситуациям относятся заторы на участках автомобильных дорог в зимний период, характеризующиеся прекращением движения автотранспортных средств на данных участках на срок свыше 12 часов и скоплением в таком заторе свыше 1000 автомобилей, автобусов и автопоездов.
Чрезвычайные ситуации на автомобильных дорогах федерального значения отнести к чрезвычайным ситуациям федерального характера, на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения - к чрезвычайным ситуациям соответственно регионального или межмуниципального характера, на автомобильных дорогах местного значения - к чрезвычайным ситуациям муниципального характера.
Такой подход будет в полной мере соответствовать положениям Конституции Российской Федерации, федеральных законов от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Предлагается также внести изменения в подпункт 3) пункта 12 Положения о территориальном органе МЧС России - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, утверждённого приказом МЧС России от 6 августа 2004 г. № 372, а также в подпункт 3) пункта 10 Положения о территориальном органе МЧС России - региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного приказом МЧС России от 1 октября 2004 г. № 458.
В указанных подпунктах этих положений после слов «спасанию и жизнеобеспечению людей при этих чрезвычайных ситуациях» через запятую добавить слова «включая водителей и пассажиров автомобильного транспорта, оказавшихся в заторах в зимний период на автомобильных дорогах».
Предлагается также рассмотреть целесообразность внесения изменения в Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 в части создания Минтрансом России по аналогии с другими видами транспорта (железнодорожным, воздушным, водным) функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве (Росавтодор).
Представляется целесообразным разработать и утвердить примерное положение о взаимодействии органов управления, подразделений и организаций МЧС России, Минтранса России, Федерального дорожного агентства, Минздрава России, МВД России, участвующих в жизнеобеспечении водителей и пассажиров автотранспорта, ликвидации последствий относящихся к чрезвычайным ситуациям заторов на автомобильных дорогах. В примерном положении разграничить сферы деятельности и ответственности дорожников, спасателей, медиков и сотрудников Госавтоинспекции, а также определить порядок их взаимодействия.
Литература
1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.).
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля 2014 г.).
3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
4. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
6. Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794.
7. Приказ МЧС России от 8 июля 2004 г. № 329 «Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях».
Рецензент: кандидат юридических наук Чернышева Н.Н.