СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ ПО ВОПРОСАМ ПРОПАГАНДЫ И ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Бирюкова Н.А., доктор педагогических наук, заместитель начальника Управления кадров, последипломного образования и гигиенического воспитания Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
Кочанов А.М., преподаватель Московского медицинского училища № 19.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, приоритетном национальном проекте «Здоровье» (2009-2012 гг.) одной из основных задач в области демографической политики и политики народосбережения провозглашено совершенствование охраны здоровья населения средствами профилактики заболеваний, пропаганды и формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) у населения Российской Федерации.
Сохранение и укрепление здоровья населения Российской Федерации возможно лишь при условии формирования приоритета здоровья в системе социальных и духовных ценностей российского общества путем создания у населения экономической и социокультурной мотивации быть здоровым и обеспечения государством правовых, экономических, организационных и инфраструктурных условий для ведения здорового образа жизни. Медицинские работники, с одной стороны, являются проводниками идеи здорового образа жизни, с другой, сами служат носителями соответствующих гигиенических навыков, доминант мышления и поведения, активной жизненной и профессиональной позиции по вопросам ЗОЖ. Следовательно, изучение вопросов гигиенического обучения и воспитания, пропаганды и формирования здорового образа жизни, должно стать неотъемлемой частью учебно-воспитательных программ учреждений, занимающихся подготовкой медицинских кадров. Особенности подготовки средних медицинских работников (СМР) (медицинских сестер, лабораторных техников, фельдшеров) по вопросам ЗОЖ обусловлены их особенным положением и ролью в учреждениях здравоохранения и в системе «медицинский работник - пациент»: в любой системе здравоохранения СМР больше, чем врачей (в РФ это соотношение 1:2,4); подготовка СМР в РФ проводится 450 учреждениях среднего профессионального образования (тогда как врачей и фармацевтов - в 47 медицинских и 5 военно-медицинских вузах); они являются «аккумулятором» информации в системе «врач - пациент»; СМР в целом проводят больше времени и часто при выполнении служебных обязанностей занимают более активную позицию по отношению к пациентам в учреждениях здравоохранения; наконец, существуют лечебно-диагностические процедуры, где главная роль принадлежит СМР и отношения пациента с ЛПУ временно замыкаются в системе «СМР - пациент». Главным направлением гигиенического обучения по вопросам ЗОЖ медицинских работников, должно являться, на наш взгляд, постепенное и поэтапное обучение, с учетом современных технологий: сначала понятий о ЗОЖ, его компонентах, приоритетных задачах по его формированию, затем развитие навыков и в конечном счете— личностно-профессиональной мотивации работника.
Анализ существующей системы подготовки СМР в области формирования ЗОЖ позволил выявить, что в календарно-тематических планах учебных дисциплин образовательных циклов (общеобразовательного, общепрофессионального, специальных) данные вопросы затрагиваются в той или иной степени, не формируя цельную ситсему. Необходимо отметить, что в последние годы наметилась отчетливая тенденция к резкому сокращению учебной нагрузки по гигиенической дисциплине.
Исходя из вышеизложенного, представляется целесообразным: расширение содержания общепрофессиональных и специальных дисциплин в отношении вопросов пропаганды и формирования ЗОЖ, повышение эффективности внеурочной работы, использование современных педагогических технологий обучения, повышение роли и качества учебной и учебно-производственной практики и предаттестационной подготовки в вопросах практической реализации умений и навыков, полученных в курсе обучения по вопросам ЗОЖ и др. Надеемся, что данные задачи будут решены при введении с 2010 г. новых образовательных стандартов по специальностям СМР.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011г.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010г.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009г.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008г.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007г.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006г.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005г.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004г.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003г.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г.
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011г.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010г.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009г.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008г.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007г.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006г.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005г.
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004г.
21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003г.
22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002г.
23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001г.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва