Научная статья на тему 'Совершенствование организационного механизма борьбы с незаконным оборотом наличных средств'

Совершенствование организационного механизма борьбы с незаконным оборотом наличных средств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
334
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБНАЛИЧИВАНИЕ / ФИРМА-ОДНОДНЕВКА / ОБНАЛЬНАЯ СХЕМА / НАЦИОНАЛЬНАЯ АНТИОТМЫВОЧНАЯ СИСТЕМА / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Слезко Вячеслав Васильевич

Автором статьи выявлены правовые и организационные проблемы, связанные с обналичиванием денежных средств через фирмы-однодневки. Рассмотрены условия и возможность создания в России эффективной финансовой системы, препятствующей возникновению экономических потерь. Предложены пути решения выявленных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE ORGANIZATIONAL MECHANISM OF STRUGGLE WITH ILLEGAL TURNOVER OF CASH

The author of the article identified the legal and organizational problems related to cash withdrawal through front companies. The conditions and the possibility of creating in Russia an efficient financial system to prevent economic losses. Proposed solutions to the identified problems.

Текст научной работы на тему «Совершенствование организационного механизма борьбы с незаконным оборотом наличных средств»

УДК 336.741.236.22:347.73

ВВ. Слезко СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО

МЕХАНИЗМА БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАЛИЧНЫХ СРЕДСТВ

Аннотация. Автором статьи выявлены правовые и организационные проблемы, связанные с обналичиванием денежных средств через фирмы-однодневки. Рассмотрены условия и возможность создания в России эффективной финансовой системы, препятствующей возникновению экономических потерь. Предложены пути решения выявленных проблем.

Ключевые слова: обналичивание, фирма-однодневка, обнальная схема, национальная ан-тиотмывочная система, налогообложение.

Vyacte^av Slezko IMPROVEMENT OF THE ORGANIZATIONAL

MECHANISM OF STRUGGLE WITH ILLEGAL TURNOVER OF CASH

Annotation. The author of the article identified the legal and organizational problems related to cash withdrawal through front companies. The conditions and the possibility of creating in Russia an efficient financial system to prevent economic losses. Proposed solutions to the identified problems.

Keywords: cashing, firm-something ephemeral, encasement scheme, national AML/CFT system, taxation.

Обналичивание денежных средств стало неотъемлемым элементом современного российского рынка. Ущерб, наносимый этим явлением, колоссальный. Он носит комплексный характер. Это не только экономические потери, связанные с уклонением от налогов, вывозом денег за рубеж, - это и социальные, и политические потери. Это явление бьет по всем субъектам рынка, не зависимо от того, участвует ли юридическое или физическое лицо в обнальных схемах, или нет.

С точки зрения функционирования хозяйственного механизма, «обналичка» порождает неравенство условий ведения бизнеса для субъектов, находящихся в одной экономической нише. Предприятия, не прибегающие к услугам фирм-«однодневок», несут значительные затраты в виде ЕСН, НДС, налога на прибыль по сравнению с теми, кто пользуется такими услугами. Поэтому на рынке добросовестные хозяйствующие субъекты проигрывают в ценовой конкурентной борьбе и вынуждены либо закрывать свое дело, либо втягиваться в обнальные схемы.

«Бывший председатель Центробанка Сергей Игнатьев оценил объем рынка «обналички» в 500 млрд руб. в 2012 г. Основной интерес к наличным проявляют строительные компании и малый бизнес. В последнее время, по данным МВД, центр незаконных операций перемещается из Москвы в регионы, а поставщиками наличных денег, как и прежде, становятся вещевые, строительные и продовольственные рынки и компании с большим объемом наличной выручки, например, транспортные и торговые» [1].

Для правоохранительных органов и всего бизнес сообщества не секрет, что фундаментом незаконному обналичиванию денежных средств служат фирмы - «однодневки» и кредитные организации (банки). Банки можно разделить на три категории:

1) создают и развивают обнальные площадки;

2) используются для проведения обнальных схем, не предоставляя необходимой информации для надзорных органов;

3) используются в «темную».

© Слезко В.В., 2014

Фирмы-«однодневки», в свою очередь, заточены под обнальный механизм, под разворовывание бюджетных средств.

Для борьбы с ними в России сформирована своя национальная система противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, которая признана в мире не самой плохой. Основанная по инициативе международного сообщества в лице Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ) и руководства страны, понимающего всю серьезность угроз, исходящих от легализации «грязных» денег и финансирования терроризма, она выстраивает свою деятельность в соответствии со стандартами, разработанными и используемыми ФАТФ. Структура национальной антиотмывочной системы представлена на рисунке.

Финансовые Институты: Банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые и лизинговые организации, ломбарды и пр.

Рис. Национальная антиотмывочная система

Механизм функционирования данной системы включает в себя три этапа. На первом этапе финансовые институты, работая со своими клиентами, выявляют подозрительные транзакции и сделки, подпадающие под установленные законом критерии. Затем формируют о них специальные сообщения и направляют их в Росфинмониторинг. На втором этапе подразделениями Росфинмониторинга производится обработка и детальный анализ получаемых сведений о подозрительных финансовых операциях, а также при необходимости запрашивается дополнительная информация, в том числе у самих кредитных организаций и различных государственных органов. Результатом такого анализа является заключение о наличии или отсутствии в представленных финансовыми организациями сведениях признаков отмывания преступных доходов или финансирования терроризма. На третьем этапе правоохранительными органами принимаются решения о достаточности или недостаточности в собранных Росфинмониторингом материалах оснований для возбуждения уголовного дела по факту легализации преступных доходов или финансирования терроризма. В случае достаточности оснований для квалификации уголовного дела ведут работу с конкретными субъектами рынка по фактам правонарушений. Как видно из рисунка, антиотмывочная система работает по более широкому спектру участников рынка и правонарушений, чем «обналичка».

В статье остановимся на участниках обнальных схем. Росфинмониторинг и правоохранительные органы разделяют участников преступных схем, вовлеченных в нелегальный оборот денежных средств, обычно на две большие группы. Первую группу составляют заказчики услуг обналичивания - лица, непосредственно уклоняющиеся от уплаты налогов либо нуждающиеся в «черном нале». Во вторую группу входят исполнители «обналички».

В зависимости от цели обналичивания, роли в данном процессе и размера незаконно полученных доходов или неуплаченных в бюджет налогов для лиц, входящих в эти две группы, может наступить ответственность по различным статьям УК РФ. Для заказчиков «обналички» (физические лица;

Росфин-мониторинг

Правоохранительные органы

Субъекты рынка

индивидуальные предприниматели; если организация - генеральный директор, главный бухгалтер, лицо, выполняющее обязанности главного бухгалтера) в случае успешной реализации дела инкриминируются статьи 198 (199) УК РФ «Уклонение от налогов». «Если лицо, обналичивающее денежные средства в целях уклонения от уплаты налогов, осуществляет также подделку официальных документов организации, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, или штампов, печатей, бланков, содеянное им может повлечь уголовную ответственность по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 198 (199) и ст. 327 «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков» УК РФ» [2]. Действия исполнителей «обналички» квалифицируются по ряду статей уголовного кодекса, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Варианты квалификации действий лиц, участвующих в незаконном обналичивании денежных средств

№ п/п Название участника Квалификация ответственности

1 Исполнитель - фирма «однодневка» Субъекты ответственности: Учредитель, генеральный директор, главный бухгалтер, менеджеры, курьеры и др. Пособничество заказчикам в уклонении от налогов (ст. 34-198 (199) УК РФ) Незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ) Лжепредпринимательство (ст. 173 УК РФ) Подделка документов (ст. 327 УК РФ)

2 Исполнитель - банк Субъекты ответственности: Учредитель, генеральный директор, главный бухгалтер, менеджеры, курьеры и др. Незаконная банковская деятельность (ст. 172 УК РФ Подделка документов (ст. 327 УК РФ)

3 Преступная группа Незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ) Незаконная банковская деятельность (ст. 172 УК РФ) Лжепредпринимательство (ст. 173 УК РФ) Подделка документов (ст. 327 УК РФ) Легализация преступных доходов (ст.174, 174.1 УК РФ) Организация преступного сообщества (ст.210 УК РФ)

Как видно из таблицы 1, существует достаточно жесткий инструментарий борьбы с экономической преступностью, который широко используется правоохранительными органами. Так, во взаимодействии с Росфинмониторингом им удалось пресечь ряд масштабных незаконных финансовых схем. В рамках совместной деятельности «проведены целевые скоординированные мероприятия по ликвидации крупнейших «теневых» площадок незаконных финансовых операций в Республике Дагестан и Самарской области. В результате удалось уничтожить инфраструктуру незаконных финансовых операций на территории Самарской области и сократить ежемесячный объем сомнительных операций почти в 90 раз» [2].

«В 2013 г. общее количество финансовых расследований по линии противодействия отмыванию доходов сохранило тенденцию роста: по отношению к 2012 г. - на 11 %. В суды передано сопоставимое количество уголовных дел, при расследовании которых использовались материалы Росфин-мониторинга. Из них на 41 % больше, чем в 2012 г., квалифицировано по статьям 174 и 174.1 УК РФ»

В результате проведенной работы, а также под воздействием ряда других факторов в национальной экономике отчетливо проявились три тенденции, имеющие отношение к обналичиванию денежных средств.

Во-первых, количество банков в России за последние семь лет значительно сократилось (см. табл. 2). «Количество банков на 01 января 2014 г. составило 923, т.е. за прошедший год сократилось еще на 33 банка (956 - 923). А количество банков за последние шесть лет (с 2007 по 2014 гг.) сократилось уже на 213 банков (1136 - 923) что составляет 18,8 %» [4].

Таблица 2

Количество банков в России: динамика за 2001-2014 гг.

ГОДЫ

2001 2006 2007 2011 2012 2013 2014

Число действующих кредитных организаций - всего 1311 1253 1136 1012 978 956 923

Из существующих в настоящее время банков, только 418 (45,3 %) можно твердо отнести к крупным или соответствующим требованиям по величине уставного капитала, т.е. чистка банков еще продолжится. По заключениям ряда экспертов, в ближайшие годы в России останется около 500 -600 банков.

Во-вторых, количество коммерческих предприятий в различных организационно-правовых формах с 2011 г. по апрель 2014 г. незначительно увеличилось на 3,2% (см. табл. 3) [5]. Причем рост произошел в основном за счет юридических лиц в организационно-правовой форме обществ с ограниченной ответственностью (ООО), которые в структуре юридических лиц на апрель 2014 г. составляли 94 %.

Таблица 3

Количество предприятий 2011-2014 гг. (тыс. шт.)

Виды предприятий Май Май Май Декабрь Апрель

2011 2012 2013 2013 2014

Коммерческие юридиче- 3 829 165 3 864 273 3 895 893 3 931 589 3 949 727

ские лица, ведущие дея-

тельность

Коммерческие юридиче- 1 875 866 2 405 581 2 791 772 3 032 613 3 182 469

ские лица, прекратившие

деятельность

ООО

Созданные путем созда- 3 182 279

ния

Созданные путем реорга- 38 180

низации

Зарегистрированные до 493 890

01 июля 2002 г.

В третьих, отмечается интенсивный процесс создания и ликвидации юридических лиц, в котором также основную роль играют общества с ограниченной ответственностью, в том числе фирмы-

«однодневки». «По данным «Коммерсантъ Картотека», в 2013 г. в целом по стране было создано 326 тыс. 381 юридических лиц. При этом прекратили свою деятельность 340 340 - на 13 959 больше. 98 % новых юридических лиц были созданы заново, и только 2 % появились путем реорганизации» [6]. Определить точное количество созданных фирм-«однодневк», к сожалению, не представилось возможным, но то, что они ускоряют процесс кругооборота ООО на рынке, и то, что они представляют собой «хребет» «обнальных» схем, не вызывает сомнения.

Существует ряд предложений по тому, как избавить экономику России от фирм -«однодневок». Самые, пожалуй, известные - это ужесточить требования к созданию и ликвидации ООО: по уставному капиталу (довести его до 25 тыс. евро и выше); по процедуре регистрации и ее стоимости; по бухгалтерской отчетности; по процедуре ликвидации; по налоговым проверкам и т.д.

Процедура регистрации юридических лиц хорошо известна, и дальнейшее ужесточение требований к ней приведет только к ухудшению инвестиционного климата и сокращению предпринимательства. Сейчас Россия занимает 111 место в рейтинге Doing Business по показателю регистрации юридических лиц. Процедуру необходимо упрощать. И правительством был принят план мероприятий («дорожная карта») «Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (утв. распоряжением Правительства РФ № 317-р от 7 марта 2013 г.), который, по мнению экспертов, к 2018 г. выведет нашу страну на 20-е место. Количество этапов, необходимых для регистрации, должно сократиться до трех. Время, затрачиваемое на нее, - до пяти рабочих дней. Стоимость регистрации уменьшится до 4 000 руб. «Планируется исключить правило о том, что на момент регистрации уставный капитал нужно оплатить не менее, чем на половину. Открывать в банке временный (накопительный) счет для указанных целей не потребуется. Оплачивать уставный капитал нужно будет в срок не более двух месяцев со дня госрегистрации.

Юридические лица смогут использовать типовые уставы, утвержденные уполномоченным федеральным органом. Их не нужно будет представлять в регистрирующий орган. Предлагается отменить обязательность печати для юридические лиц при прохождении процедур госрегистрации. Отпадет необходимость нотариально заверять подпись на заявлении о госрегистрации в случае, когда документы представляются лично заявителем.

Появится возможность использовать институт «регистрационных агентов» (которыми вправе выступать в том числе банки и нотариусы). Срок регистрации в государственных внебюджетных фондах должен поэтапно сократиться до одного дня»[7].

Порядок добровольной ликвидации ООО и сейчас достаточно трудоемкий и сложный. Он занимает от трех до четырех месяцев. Из выше сказанного видно, что в ужесточении требований к ликвидации ООО нет необходимости, да и смысла, потому что фирмы-«однодневки» этой процедурой как раз и не пользуются.

В законодательстве нет определения понятия фирмы-«однодневки». Вместе с тем, обобщая практику применения данного термина, можно сказать, что фирма-«однодневка» - это юридическое лицо, создаваемое исключительно с целью уклонения от уплаты налога либо в целях совершения одного или нескольких преступлений, связанных с финансовыми операциями либо сделками с денежными средствами или иным имуществом. Никакой реальной производственной или иной законной экономической деятельностью такие компании не занимаются, однако побороть их достаточно сложно.

Незаконное обналичивание денежных средств продолжает существовать и даже, по оценкам отдельных экспертов, развиваться. Серьезным шагом в борьбе с этим явлением стало принятие в 2013 г. Федерального закона № 134-Ф3 от 28 июня 2013 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям». Этим законом были установлены жесткие, прогрессивные, полностью отвечающие мировым

стандартам нормативы прозрачности и оптимизации инструментов контроля за различными субъектами рынка с целью обеспечения безопасности отечественной финансовой системы.

Основные новации этого закона, касающиеся повышения прозрачности деятельности юридических лиц, включая противодействие уклонению от налогообложения с помощью офшорных компаний и фирм-«однодневок», заключаются в следующем:

- закреплено понятие бенефициарного владельца и сформирован механизм его раскрытия;

- налоговым органам предоставлено право получать от банков сведения об открытии физическими лицами счетов и операциям по ним;

- расширен перечень оснований для отказа в государственной регистрации юридических

лиц;

результаты оперативно-розыскной деятельности могут направляться в налоговые органы для целей выявления налоговых преступлений.

Эксперты неоднозначно оценивают эти изменения в законодательстве. «Позитивные последствия для добросовестных компаний - в усилении борьбы с незаконными операциями и фирмами-«однодневками». Также плюс в формализации некоторых моментов налогового администрирования, которые раньше оставались неясны. В частности, уточняется порядок взыскания долгов ликвидируемых организаций. Негативное последствие - ужесточение контроля. Усложнение процедуры регистрации предприятий вряд ли будет способствовать улучшению делового климата. Принятые поправки дают налоговикам почву для злоупотреблений и давления на бизнес. Сложнее станет вести бизнес финансовым организациям, так как закон предполагает значительное увеличение объема предоставляемой налоговикам информации. Намного теснее станет сотрудничество банков с ФНС», - говорит председатель Экспертного совета при Комиссии Мосгордумы по законодательству П. Гагарин» [7]. Также расширение полномочий со стороны налоговых и правоохранительных органов создает самую благоприятную почву для дальнейшего развития коррупционных схем.

Федеральная налоговая служба уже давно пытается навести порядок в вопросах с обналичкой. Однако эффективность борьбы налогового ведомства с «однодневками» также является спорной. Дело в том, что в 2007 г. ФНС России приняла приказ № ММ-3-06/333@ от 30 мая 2007 г. «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», в соответствии с которым были выделены следующие признаки фирм-«однодневок»:

отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;

отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;

отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, рекомендаций партнеров или других лиц, сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама, интернет-сайты и т.д.) о других участниках рынка, в том числе производителях идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;

- отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ.

Однако определение и реализация данных критериев на практике не позволяют говорить о

том, что налоговый орган успешно завершил борьбу с «однодневками». Например, добросовестный контрагент также может не иметь рекомендаций от партнеров или наружной рекламы. Кроме того, заключая договоры, добросовестные контрагенты имеют право налаживать контакты через уполномоченных представителей компании, менеджеров, имеющих соответствующие доверенности. Отсутствие сайта также не свидетельствует о том, что контрагент не может осуществить поставку, ведь нередко контракты заключаются на соответствующих выставках-продажах, путем продажи товаров торговыми представителями по образцам или другими способами.

Закрыть вопрос с «однодневками», по нашему мнению, можно только совместными усилиями государственных органов и бизнес сообщества. Со стороны государства (Федеральной налоговой службы РФ, ЦБ РФ, Росфинмониторинга и правоохранительных органов) необходимо создать межведомственную рабочую группу конкретно по этому направлению работы. Со стороны бизнес сообщества необходимо обеспечить поток своевременной и качественной информации о компаниях и сделках, имеющих признаки участия в обнальных схемах.

Библиографический список

1. Деньги в портфеле: как устроены подпольные сети по обналичиванию в Москве [Электронный ресурс]. -Режим доступа: Шр^Мп^ег news.com/publication.mhtml?Part=48&PubID=30535

2. Публичный отчет о работе федеральной службы по финансовому мониторингу в 2013 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fedsfm.гu/content/files/activity/annualгepoгts/публичный отчет_2013.pdf

3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bankirsha.com/kolichestvo-bankov-v-rossii-na-konec-goda-finansovyi-krizis-ustavnoi-kapital-i-chislennost-bankov.html

4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vestnik-gosreg.ru/info_ul/

5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nesekretno.ru/eco/19744/V_2013_godu_v_ Rossii_znacitel_no_sokгatilas_cislennost_uгidi

6. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 70232794/#ixzz3 3 СЬ^х

7. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravcons.ru/analisnews-10-07-13-4.php

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.