Научная статья на тему 'Экономические потери финансовых ресурсов России'

Экономические потери финансовых ресурсов России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
209
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА / НАЛИЧНЫЕ ДЕНЬГИ / ОБНАЛИЧИВАНИЕ / "ТЕНЕВЫЕ" ДОХОДЫ / АНТИОТМЫВОЧНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Слезко Вячеслав Васильевич, Слезко Евгений Вячеславович

Авторами статьи рассмотрены вопросы использования финансовых ресурсов в российской экономике. Определены экономические потери от использования в народно-хозяйственном комплексе денежных средств. Предложена формула их расчета. Сделан анализ экономических потерь, связанных с обналичиванием денежных средств, и предложены меры по их сокращению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC LOSSES FINANCIAL RESOURCES OF RUSSIA

The authors consider the use of financial resources in the Russian economy. Economic losses from use in national-economic complex of money are defined. The formula of calculation is offered. Analysis of economic losses is related to cash in cash, and measures for their reduction are proposed.

Текст научной работы на тему «Экономические потери финансовых ресурсов России»

УДК 336.741.236.22

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОТЕРИ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ РОССИИ

Аннотация. Авторами статьи рассмотрены вопросы использования финансовых ресурсов в российской экономике. Определены экономические потери от использования в народно-хозяйственном комплексе денежных средств. Предложена формула их расчета. Сделан анализ экономических потерь, связанных с обналичиванием денежных средств, и предложены меры по их сокращению.

Ключевые слова: финансовые ресурсы, денежные средства, наличные деньги, обналичивание, «теневые» доходы, антиотмывочная система.

ECONOMIC LOSSES FINANCIAL RESOURCES OF RUSSIA

Annotation. The authors consider the use of financial resources in the Russian economy. Economic losses from use in national-economic complex of money are defined. The formula of calculation is offered. Analysis of economic losses is related to cash in cash, and measures for their reduction are proposed.

Keywords: financial resources, money, cash money, cash, «shadow» incomes, anti-money laundering system.

В настоящее время в России отсутствует общепризнанное научное определение финансовых ресурсов. Впервые термин «финансовые ресурсы» был применен при составлении первого пятилетнего плана страны (1928-1932 гг.), в состав которого входил баланс финансовых ресурсов. В период первой пятилетки в стране складывалось крупное машинное производство и потребность в финансовых ресурсах была особенно острой. Не меньшую значимость финансовые ресурсы приобретают и в современных условиях - условиях глобализации, широчайшей интеграции и интернационализации экономики, экономических войн и экономических санкций.

Финансовые ресурсы - это «кровь» системы общественного производства, национальной экономики. Именно они обеспечивают перенос товарной полезности от одного субъекта рынка к другому, являясь залогом устойчивой работы хозяйственного механизма. Если лишить национальное хозяйство «здоровых» (транспорентных, устойчивых, разнообразных) финансовых ресурсов, то ни о каком эффективном, расширенном воспроизводстве не может быть и речи.

В системе общественного производства финансовые ресурсы всегда имеют собственника либо лицо, которому собственником делегированы права ими распоряжаться. Финансовые ресурсы не могут быть вне отношений собственности. Причем только та часть денежных средств, которая находится в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной власти и органов местного самоуправления и обслуживает процесс общественного воспроизводства, относится к финансовым ресурсам. Их принадлежность к конкретному субъекту хозяйствования или органам государственной власти и местного самоуправления позволяет отделить их от не вовлеченной в процесс общественного воспроизводства части денежных доходов и накоплений населения, которые вместе с финансовыми ресурсами составляет финансовый потенциал общества. Финансовые ресурсы разделяются на публичные (централизованные, государственные и муниципальные), корпоративные и личные финансовые ресурсы. В корпоративных финансовых ресурсах в связи со спецификой и особой ролью отдельно выделяются финансы сферы финансовых услуг, в первую очередь финансы кредитных организаций (банков) и финансы страховых организаций. Следует также выделять финансовые ресурсы некоммерческих организаций, а также финансы малого бизнеса.

© Слезко В.В., Слезко Е.В., 2014

В.В. Слезко Е.В. Слезко

Vyacheslav Slezko Jugin Slezko

Таким образом, под финансовыми ресурсами понимаются денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной власти и местного самоуправления и используемые ими на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей.

К источникам формирования финансовых ресурсов принято относить стоимость валового внутреннего продукта, часть национального богатства и поступления от внешнеэкономической деятельности. Часть национального богатства вовлекается в хозяйственный оборот в виде переходящих остатков бюджетных средств, средств от продаж части золотого запаса страны, выручки от реализации излишнего, конфискованного и бесхозного имущества, доходов от приватизации и др. От внешнеэкономической деятельности поступают финансовые ресурсы в виде доходов от внешнеторговых операций, внешних государственных заимствований, иностранных инвестиций и т.п.

Исходя из выше сказанного, а также потребности в идентификации потерь финансовых ресурсов, предлагается классифицировать экономические потери финансовых ресурсов по следующим признакам: а) по принадлежности к определенному субъекту рынка; б) по принадлежности к определенному виду финансового ресурса; в) по стадиям расширенного воспроизводства. Указанные подходы к их классификации позволяют определять наиболее уязвимые зоны возникновения экономических потерь финансовых ресурсов в системе общественного производства и предпринимать адекватные меры по их сокращению и ликвидации.

Финансовые ресурсы участвуют в процессе общественного производства в денежной форме (наличные и безналичные денежные средства), а также в форме финансовых инструментов. Финансовый инструмент - это любой контракт, результатом которого является появление определенной ста -тьи в активах одной стороны контракта и статьи в пассивах другой стороны контракта. Различают инструменты денежного рынка или инструменты рынка капиталов. Финансовые ресурсы на рынке переходят от одного субъекта к другому, обеспечивая обмен разнообразными товарами и услугами. Вместе с тем они обладают вполне конкретной количественной определенностью, обособленностью и самостоятельностью.

Схематично процесс участия финансовых ресурсов в хозяйственном механизме можно представить в виде следующего рисунка (см. рис.1).

Государство

Предприятия коммерческие и некоммерческие

Финансовые ресурсы: Денежные средства Облигации Акции

Производные ценные бумаги

Корпорации

Домохозяйства

Рис. 1. Схема участия финансовых ресурсов в хозяйственном механизме

Обращаясь между субъектами рынка, финансовые ресурсы активно участвуют в создании валового внутреннего продукта (ВВП) России. От их количества зависит и величина ВВП. Особое внимание обращает на себя величина денежных средств в наличной и безналичной форме, которые вра-

щаются на рынке. По данным ЦБ РФ величина денежной массы на российском рынке, выраженная денежным агрегатом М2, имеет устойчивую тенденцию к росту (см. табл 1). Объем наличных денег в обращении также растет (см. рис. 2). Объем наличных денег в обращении также растет (см. рис. 3).

Таблица 1

Динамика денежного агрегата М2 2010-2014 гг. (млрд руб.) [6]

Дата Абсолютная величина Темпы прироста денежной массы в %

01 января 2010 г. 15 267,6

01 января 2011 г. 20 011,9 31,1

01 января 2012 г. 24 483,1 22,3

01 января 2013 г. 27 405,4 11,9

01 января 2014 г. 31 404,7 14,6

Рис. 2. Динамика наличных денег в обращении (млрд руб.) на 01 октября 2013 г. [7]

Попытаемся определить экономические потери от использования финансовых ресурсов, обращающихся на рынке в денежной форме. Для этого проведем сопоставление денежного агрегата М2 и наличных денег в обращении со статистическими данными по производству ВВП в 2005-2013 гг. и проведем расчет (см. табл.2).

Из таблицы видно, что эффективность использования финансовых ресурсов в форме денежной массы (денежный агрегат М2) за последние восемь лет значительно снизилась. Это, конечно, не единственный ресурс, который используется в экономике, но то что объем экономических потерь от его использования - 45 673,83 млрд руб. - сопоставим с ВВП 2010 г., вызывает серьезную озабоченность. Расчет экономических потерь, выполненный по мультипликатору К2, выглядит значительно лучше - 8410,1 млрд руб., но все равно свидетельствует о снижении эффективности хозяйственного механизма.

Таблица 2

Расчет экономических потерь от использования финансовых ресурсов, обращающихся на рынке в денежной форме (2005-2013 гг. в млрд руб.)

Годы (конец) Абсолютная величина денежного агрегата М2 Количество наличных денег в обращении Абсолютная вели-чи-на ВВП Мультипликатор отношения ВВП к М2 К1 Мультипли-катор отношения ВВП к наличности К2

2005 6032,1 2009,2 21 610 3,58 10,76

2010 20 011,9 5062,7 46 309 2,31 9,15

2011 24 483,1 5938,6 55 800 2,27 9,3

2012 27 405,4 6430,1 62 599 2,28 9,7

2013 31 404,7 6985,6 66 755 2,12 9,56

Потери ВВП в 2013 г. по отношению к 2005 г Расчет ЭП по мультипликатору К1: ВВП по К1 в 2013 г. = 31 404,7 • 3,58 = 112 428,83 ЭП = 112 428,83 - 66 755 = 45 673,83 млрд руб. Расчет ЭП по мультипликатору К2: ВВП по К1 в 2013 г. = 6985,6 • 10,76 = 75 165,1 ЭП = 75 165,1 - 66 755 = 8410,1 млрд руб.

Наиболее актуальными и опасными для экономики представляются экономические потери, связанные с обналичиванием денежных средств. «Обналичка (денег), обнал - распространенное, с начала экономических реформ в России в 1990-е гг. сленговое название действий, совершаемых хозяйствующими субъектами (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями), с целью уклонения от уплаты налогов и получения «черного нала», т.е. наличных денежных средств, не отраженных в официальных бухгалтерских документах хозяйствующего субъекта. Распространенным способом незаконного «обналичивания» денежных средств является совершение так называемой «никчемной сделки» или мнимой сделки, предметом которой служит обязанность исполнителя выполнить работы, оказать услуги или осуществить поставку товарно-материальных ценностей заказчику, которая фактически не исполняется. Зачастую в основу незаконного обналичивания денег входит использование подложных документов» [8].

Легко заметить, что незаконное «обналичивание» денежных средств наносит экономический ущерб в первую очередь государству. Это явление приобрело глобальный характер. По этой причине не только Россия, но и все государства несут колоссальный финансовый урон. В случае неэффективной борьбы с легализацией преступные финансовые потоки могут расшатать мировую финансовую систему. Если «обналичиваются» бюджетные средства, то это в большинстве случаев хищения денег. Вторая составляющая экономических потерь государства - это невыплаченные налоговые поступления.

«Теневые доходы - неотъемлемая часть любой организованной преступной группировки. Постепенно процесс «отмывания» противоправных доходов из этапа развития организованной преступности трансформировался в высокодоходное и эффективное криминальное производство, недоступное социальному контролю, по сути, став третьей по величине индустрией в мире по объему оборотного капитала. Причем более 70 % криминальных средств легализуется в форме инвестиций в прибыльные отрасли экономики» [3].

Государство теряет средства, а другие субъекты рынка (в большинстве своем малый и средний бизнес), вовлеченные в этот процесс, получают доход. Их трудно назвать преступниками в чистом виде, потому что «обналичка» была и остается неотъемлемой подсистемой хозяйственного меха -

низма России. Опросы слушателей переподготовки и повышения квалификации, занимающихся разнообразным бизнесом, свидетельствуют, что они хорошо знают и активно пользуются этой подсистемой, выплачивая 4-10 % комиссионных. Они пользуются ею не потому, что стремятся обворовать государство, а потому что в противном случае они просто разорятся.

Возникает правомерный вопрос: следует ли ликвидировать этот элемент хозяйственного механизма, или сохранить его в каком-то ином виде? Президент Российской Федерации В.В. Путин в Послании к Федеральному Собранию 12 декабря 2013 г. одним из приоритетов обозначил работу по повышению прозрачности экономики страны: «Нужно продолжить принципиальную и твердую линию по избавлению нашей кредитно-финансовой системы от разного рода «отмывочных контор», или как еще говорят, «прачечных». При этом интересы добросовестных клиентов и вкладчиков проблемных банков должны быть надежно защищены» [9].

Действительно, с «обналичкой» необходимо вести самую решительную борьбу, так как ущерб, наносимый ею государству, огромен. Нам не удалось найти данных о количестве финансовых ресурсов, представленных выше, которые прошли через «отмывочные конторы». Однако следующие данные помогут дать некоторое представление об этом.

«В финансовом мире ни для кого не секрет, что Мастер-банк в течение многих лет был главной «обнальной помойкой» в стране. Теперь уже и руководители ЦБ подтверждают, что Мастер-банк ежегодно обналичивал до 200 млрд руб.» [5]. А это значит, что только по налогу на добавленную стоимость государство недополучало ежегодно 36 млрд руб.

Также следует учитывать еще и то, что «при отзыве лицензии у кредитной организации клиентам банков приходится выплачивать в рамках Агентства страхования вкладов (АСВ) обязательные платежи, или гарантированные выплаты, вклады в значительных суммах. Я могу сказать, что только при ликвидации «Мастер-Банка» приходится выплачивать порядка 30 млрд. руб.. Дагестанская площадка - около 20 млрд. руб., Самарская - около 20 млрд. руб.» [1]. Эти потери также необходимо отнести на счет «обналички».

В 2013 г. финансовой разведкой были установлены устойчивые теневые банковские каналы по перемещению денежных средств по фиктивным внешнеторговым контрактам с участием компаний Республик Беларусь и Казахстана. Масштаб исходящих международных платежей из России в Беларусь и Казахстан (по данным ФБД Росфинмониторинга, январь 2012 - июль 2013 гг.) составил в Беларусь - 1,4 млрд руб., Казахстан - 8,4 млрд руб. [4]. Ущерб от этих операций России составил 9,8 млрд руб.

Еще один факт: «Так, по данным правоохранительных органов, в 2013 г. в отечественной кредитно-финансовой сфере совершено более 42 тыс. преступлений, из них почти 16 % - в крупном и особо крупном размере. Ущерб только от выявленных преступлений за последние три года составил свыше 20 млрд руб.» [2].

На пути экономических потерь необходимо поставить надежную преграду. Одним из существенных блоков этой преграды является антиотмывочная система, которая в настоящее время развивается и укрепляется. «Сегодня цель, стоящая перед всей российской антиотмывочной системой, - повышение эффективности работы всех ее участников: финансовой разведки, Банка России, правоохранительных органов, налоговых, надзора, частного сектора. Все это должно способствовать профилактике «здоровья» экономики Российской Федерации. Количество недобросовестных кредитных организаций в минувшем году начало сокращаться. По сравнению с 2012 г. число банков и их филиалов уменьшилось на 10,2 % (26 банков и 312 филиалов). Из общего количества сокращенных банков - 12 приходится на ЦФО, и 7 - на СКФО. Наиболее резко уменьшилось число банков, действовавших на территории СКФО (на 14 %). Филиальная банковская сеть значительно сократилась на территории ПФО (на 23,6 %). Это связано, в том числе, с ликвидацией «теневой» обнальной площад-

ки в Республике Дагестан и Самарской области. Несмотря на сокращение числа действующих кредитных организаций и их филиалов, количество сообщений от них по операциям с денежными средствами или иным имуществом в 2013 г. по сравнению с 2012 г. увеличилось на 3,2 %» [2].

В работе по борьбе с «обналичкой» существует ряд проблем различного характера: нормативно-правовых, организационных, экономических, кадровых, технических и др. На одной из них остановимся особо - это недостаточная скоординированность деятельности по борьбе с «черным налом» надзорных и правоохранительных органов на различных уровнях, сложность проведения сборов доказательной базы, иногда лоббирование по препятствию этим действиям. Все это приводит к тому, что расследование затягивается на длительные годы. В этом случае материальные средства, полученные от преступления, уходят в другие юрисдикции и практически не подлежат возврату собственнику и государству в том числе. К примеру, отозвали у банка лицензию, Агентство по страхованию вкладов рассчиталось с вкладчиками, но деньги-то «уплыли». А фигурантам закрытого банка не составит большого труда на тех же площадях создать новый банк, только под другим названием.

Поэтому очень важно в финансовом секторе выделить те предприятия, организации, преступные группы, «которые сами создают и распространяют криминальный бизнес и втягивают в него своих клиентов. И нужно сказать, что это высокодоходный бизнес, так как теневая площадка с большим оборотом, а есть площадки, которые существовали с оборотом до 50 млрд руб. в месяц, и при процентной ставке до 7 %, безусловно, зарабатывали очень неплохо, а в кризисной ситуации ставка поднималась еще выше. Причем, как правило, такие финансовые организации берут все риски клиентов на себя, совершая операции, как они называют, «от дверей до дверей», создавая у себя внутри целые системы, механизмы с многочисленными техническими фирмами, с большим количеством сотрудников, которые участвуют в организации этих мероприятий» [7].

Согласованность и оперативность действий участников антиотмывочной системы против таких организаций должна быть самой высокой и надежной. В этом случае удар будет нанесен не только по ним, но и по тем теневым преступным группам, которые активно используют существующие финансовые институты. Также сократится число финансовых организаций, которые в основе своей не участвуют в так называемых схемах, но, не предоставляя своевременную и качественную информацию о финансовых операциях, способствуют отмыванию денег.

В целом же деятельность российской антиотмывочной системы должна проводиться по трем основным направлениям, определенным в законодательстве и в стандартах Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Первое - это регулирование, второе - препятст-вование проникновению «грязных» денег в экономику страны и третье - пресечение деятельности «прачечных», преступных групп и в первую очередь тех, которые действуют на базе финансовых организаций.

Библиографический список

1. Выступление главы Федеральной службы по финансовому мониторингу в Совете Федерации в рамках «правительственного часа» по теме противодействия легализации незаконных доходов, финансированию терроризма и деофшоризации российской экономики 5 марта 2014 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fedsfm.ru

2. Иванова И.В. В.В. Путин: «Ущерб только от выявленных преступлений в отечественной кредитно-финансовой сфере за последние три года составил свыше 20 миллиардов рублей // Финансовая безопасность. - 2014. - № 4. - С. 29-31.

3. Карпов A.C. На весах правосудия ответственность за ущерб // Экономический журнал. - 2010. - Т. 20. -№ 4.

4. Публичный отчет о работе федеральной службы по финансовому мониторингу в 2013 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fedsfm.ru

5. Сигал Е. Шахер - «Мастер» // Коммерсантъ Деньги. - 2014. - № 11.

6. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/MS.asp?Year=20104

7. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/sndmvo/print.aspx?file=str_nal_ dm_131001. htm&pid=sndmvo&sid=sdm

8. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ %СЕ %Е1 %ЕБ %Е0 % ЕВ %Е8 %Б7 %ЕА %Е0

9. Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/transcripts/19825

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.