12
• • •
Известия ДГПУ, №3, 2014
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 001.92
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
IMPROVING THE ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC METHODS OF THE STATE REGULATION OF THE
HIGHER EDUCATION
© 2014 Абдуллаева Т. К, Исмаилова Р. М. Дагестанский государственный технический университет
© 2014 Abdullaeva T. K, Ismailova R. M. Dagestan State Technical University
Резюме. В статье раскрыта сущность и содержание организационно-экономических методов государственного регулирования высшего образования, а также выявлена наиболее актуальная проблема формирования и реализации стратегии развития высшего образования. Авторами статьи проведен анализ методов государственного регулирования высшего образования и предложены пути их совершенствования.
Abstract. The authors of this article describe the essence and content of organizational and economic methods of state regulation of higher education and identify the most AK-deeperproblem of formation and realization of strategy of development of higher education. The authors conduct an analysis of the methods of state regulation of higher education and suggests ways of improvement.
Rezjume. V stat'e raskryta sushhnost' i soderzhanie organizacionno-jekonomicheskih metodov gosudarstvenno-go regulirovanija vysshego obrazovanija, a takzhe vyjavlena naibolee ak-tual'naja problema formirovanija i reali-zacii strategii razvitija vysshego obrazovanija. Avtorami stat'i proveden analiz metodov gosudarstvennogo regulirovanija vysshego obrazovanija i predlozheny puti ih sovershenstvovanija.
Ключевые слова: высшее образование, государственное регулирование, реформа образования, совершенствование, мониторинг, качество образования.
Keywords: higher education, government regulation, education reform, improving, monitoring, education qua-lityf.
Klyuchevye slova: vysshee obrazovanie, gosudarstvennoe regulirovanie, reforma obrazovaniya, sovershenstvo-
vanie, monitoring, kachestvo obrazovaniya.
Высшее образование является важнейшей составляющей современного общества, которая во многом определяет его социальноэкономические характеристики и основу его устойчивого развития. В связи с этим, государственное регулирование в сфере образования играет одну из основных ролей в жизни современного общества.
В настоящее время подготовка и переподготовка специалистов с высшим образованием приобретает особое значение в связи с переходом российской экономики на инновационный путь развития. Возрастает роль знаний в общественном воспроизводстве в связи с внедрени-
ем информационных технологий в рыночное хозяйство. Востребованность образовательных услуг, предоставляемых высшей школой, неуклонно растет.
Современное российское образование - это непрерывная система последовательных ступеней обучения, каждая из которых объединяет государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов. Образовательная система интегрирует дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование.
Общественные и гуманитарные науки
• ••
13
Образовательная сфера является одной из серьезных отраслей постиндустриальной экономики, поскольку она выполняет ряд самых важных функций: обеспечение высококвалифицированными кадрами других отраслей экономики, создание новых инновационных технологий, проведение научно-практических исследований. Наиболее важным объектом нововведений является внедрение рыночных механизмов в сферу высшего образования. Переход к платному образованию резко изменил порядок финансирования государственных учреждений высшего образования и оказал существенное влияние на их хозяйственную деятельность. Однако ожидаемых реальных масштабных преобразований в сфере высшего образования не произошло. Тем не менее появились новые источники, каналы и формы финансирования государственных вузов, новые субъекты - негосударственные высшие учебные заведения.
По данным Госкомстата РФ за последние три года число высших учебных заведений, в том числе государственных, муниципальных и негосударственных значительно сокращается, в 2010 году это число составляло 30%, а к концу 2013 году этот процент уже снизился до 27%. Такая же тенденция наблюдается и с численностью студентов государственных, муниципальных и негосударственных вузов (включая обучающихся в филиалах): в 2010 году количество студентов составляло 59,9%, а к концу 2013 года это количество сократилось до 9,36%. Аналогичная тенденция просматривается и с количеством принятых студентов и выпущенных специалистов всеми государственными, муниципальными и негосударственными вузами: количество принятых студентов на начало 2010 года составляло 5,8%, а в 2013 году - 2,63%. Исходя из этой статистики количество выпущенных специалистов на 2010 год составляло 2,79%, а в 2013 году - 2,45%.
Из данной динамики видно, что и количество вузов, и количество принятых и выпущенных студентов стремительно сокращается за последние два года. Это может быть связано абсолютно с разными факторами, такими как: сокращение неэффективных вузов, в том числе филиалов, предоставляющие студентам не всегда качественные образовательные услуги; недобор абитуриентами необходимых баллов ЕГЭ при вступлении в вуз и т. д. [4]
В «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг.» сказано, что «в силу демографических причин, и в силу совершенствования системы образовательных учреждений будет существенным образом обновлена сеть вузов, не вошедших в число федеральных и национальных исследовательских университетов». Это означает, что большее количество вузов, не входящих в список «элитных», будет закрыто. В большей степени это может коснуться филиалов, которые не смогут конкурировать с ведущими вузами и отстаивать свои права в данной отрасли, в связи с чем они могут быть признаны неэффек-
тивными и будут ликвидированы либо реорганизованы. [5]
В общем, алгоритм закрытия различных неэффективных филиалов был выработан и начал действовать еще в предкризисном 20072008 учебном году. Уже тогда появилась масса сообщений о закрывшихся медвузах - без лабораторий и «гуманитарно-социальных университетах» - без библиотек [4].
Образовательная реформа в Российской Федерации происходит одновременно с другими крупномасштабными системными преобразованиями - административной, налоговой и бюджетной реформами, реформой местного самоуправления и т. д. Однако, пожалуй, ни одна из перечисленных реформ не вызывает столько критики, сколько приходится ее на долю реформы образования. В связи с планами преобразований российской системы образования необходимо отметить, что обязательным требованием к их проведению должны стать: во-первых, сохранение всего самого важного и необходимого, что накопилось в отечественном образовании за столетия его существования, того, что способствовало занимать советскому, а затем и российскому образованию значительные позиции в мире; во-вторых: незыблемость конституционного права граждан на получение образования; в-третьих: реформы образования должны быть нацелены на улучшение качества жизни и подъем российской экономики и т. д.
[4].
Начало этапа реформирования системы высшего образования было связано с подписанием Россией в 1997 г. Лиссабонской Конвенции «О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе» и присоединением нашей страны в сентябре 2003 г. к Болонскому процессу. Основными задачами Болонского процесса выступают формирование единого образовательного пространства, единого рынка труда высшей квалификации в Европе, обеспечение качества европейского образования, конкурентоспособности вузов региона на мировом рынке образовательных услуг.
Реформа позволяет повысить значимость рыночных механизмов в сфере высшего образования, что способствует появлению новых поставщиков высшего образования, внедрению новых методов предоставления услуг и схем организации обучения в результате введения современных технологий. С постепенным формированием рынка образовательных услуг могут снизиться масштабы и степень государственного участия в данной отрасли. Имеют место вопросы недофинансирования государственных вузов, нарушен механизм государственного заказа на специалистов. Учитывая все реформы и преобразования, протекающие в системе высшего образования, все эти проблемы существуют и в сегодняшней сфере образования. Большое количество российских исследователей считают, что с этим связаны такие негативные тенденции сферы образования, как недопроизводство и перепроизводство по не-
14
• • •
Известия ДГПУ, №3, 2014
которым специальностям, постепенное снижение уровня качества образовательных услуг.
Однако все эти проблемы, в первую очередь, обусловлены тем, что в нынешний период рынок образовательных услуг высшей школы в РФ находится еще в стадии формирования. Соответственно, самой главной задачей государственного регулирования рынка образовательных услуг высшей школы должно стать усиление стимулирующей роли государства, направленной на формирование и развитие рынка, обеспечение конкурентно преимущественных условий посредством модернизации институционально-правовой основы функционирования учреждений высшего образования.
Все это обусловливает актуальность реформирования российской системы высшего профессионального образования, которое, в первую очередь, касается организационных, финансово-экономических отношений и отношений собственности.
Государственное регулирование системы высшего образования определяется как система экономических, социальных, правовых, политических и организационных форм и методов государственного контроля учебного процесса, что создает условия для реализации целей и задач, которые отвечали бы стратегическим интересам государства и непосредственным интересам в пределах этих субъектов. В этом роль государственного воздействия - образовывать, с одной стороны, спрос на образование, с другой - предложить образовательные услуги. Таким образом, она должна быть основана на оптимальном соотношении области управления и рыночных механизмов.
Государственное регулирование системы высшего образования необходимо начать с определения стратегии развития высшего образования, которая должна быть общей основой для осуществления государственного управления образовательной деятельности для развития высшего образования.
Для совершенствования государственной стратегии развития системы высшего образования необходимо проводить анализ тенденций и прогнозов развития системы высшего образования и в соответствии с происходящими изменениями корректировать и актуализировать программы по конкретным направлениям развития высшего образования.
Стратегия и перспективы определяют развитие программ в конкретных областях высшего образования. Наиболее значимые программы развития высшего образования связаны с двумя факторами: в компьютеризации и гуманизации высшего образования. Первый связан с изменением технологии высшего образования, второй - с уровнем развития общества.
Современные информационные технологии и инновационные нововведения в сфере образования являются основой для процесса информатизации образования, реализация которых предполагает: повышение качества образования за счет лучшего использования имеющейся информации; повышение качества и
эффективности учебного процесса на основе его индивидуализации и интенсификации; обучение участников образовательного процесса к жизни в информационном обществе. В настоящий момент в процессе развития информатизации высшего образования появляются следующие тенденции: формирование системы непрерывного образования как универсальной формы деятельности, направленной на непрерывное развитие личности на протяжении всей жизни; создание единого информационного образовательного пространства; стратегические цели в области высшего образования и т. д.
В соответствии с концепцией государственного регулирования системы высшего образования в механизме государственного регулирования выделены два блока: формы прямого влияния государства и экономические методы регулирования. К первому блоку можно отнести:
1. Правовая система высшего образования, которая базируется на принципах содействия образованию; обеспечить право каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в области образования; право на образование на протяжении всей жизни в соответствии с потребностями индивида; демократический характер управления образованием и т. д.
2. Регулирование отношений в системе высшего образования и элементов системы лицензирования в сфере образования, аттестации и аккредитации, а также прямого административного контроля за качеством высшего образования. Отношения в сфере высшего образования регулируются следующими федеральными законами: Статья 43 Российской Конституции, которая гарантирует каждому гражданину право на образование, в том числе получение бесплатно на конкурсной основе среднего профессионального и высшего профессионального образовании; Федеральный закон «Об образовании»; Гражданский кодекс Российской Федерации и др. В регулировании образовательных отношений являются важными нормативные акты Министерства образования и науки и Министерства труда и социального развития России.
3. Регулирование государственной монополии. Государство должно строго следить за деятельностью естественных монополий, анализировать ситуацию в данной отрасли и искать возможность замены естественной монополии. В любой стране, при любой общественнополитической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени регулируется государством.
4. Государственные инвестиции в высшее образование. Высокий уровень образования граждан способствует качественному и интенсивному развитию государства и нации. Инвестиции в образование превратились в современных условиях в один из решающих факторов экономического роста и конкурентоспособности страны. В настоящее время правительство расходует огромные суммы денег, ин-
Общественные и гуманитарные науки
• ••
15
вестируя системы высшего образования и, которые, конечно же, должны дать свои "плоды" в первую очередь в виде высококвалифицированных специалистов, вносящих вклад в эффективность развития и управления государства.
Во втором блоке сосредоточены различные формы финансирования высшего образования: 1. Бюджетное финансирование, которое играет одну из основных ролей, так как другие источники по разным причинам слабы. Среди подходов, направленных на укрепление бюджетного финансирования основными являются: установление минимальной доли федерального и местных бюджетов на образование; введение целевых налогов или создание в рамках существующих налоговых ставок определенный процент налоговых поступлений; установление минимальных стандартов для государственных расходов в денежном выражении на душу населения или в процентах от ВВП на образование.
2. Формы альтернативного многоканального финансирования. Образование относится к сфере продуктивных вложений. Во многих странах основным источником финансирования образования являются средства государственного бюджета. Образовательные учреждения могут привлекать финансовые средства, в том числе валютные за счет предоставления дополнительных платных образовательных и иных услуг, предусмотренных уставом, а также добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц.
3. Налоговое регулирование. Государственное регулирование образования - в том числе влияние на государственное финансирование высшего образования за счет внедрения налоговых льгот. Основные функции налогового регулирования образования: фискальная, распределение, управление и контроль. Она также включает другие инструменты государственного регулирования, кредитования, регулирования цен на рынке образования. То есть государство и рынок труда должны быть направлены на стратегию развития высшего образования, с тем, чтобы усовершенствовать и модернизировать все методы государственного регулирования высшего образования.
Одна из актуальных и самых важных задач государственного регулирования системы высшего образования - это наличие высококачественного и конкурентно устойчивого образования, которая включает в себя государственные гарантии - обучение в условиях, гарантирующих защиту прав личности студента в образовательном процессе, его психологической и физической безопасности;
Чтобы увеличить объем доступности образования вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи, существует необходимость разработки комплекса социальноэкономических мер по обеспечению расширенного доступа образования:
- разделение полномочий и ответственности между федеральными властями, органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления;
- передача оплаты труда и обеспечения учебного процесса в муниципальных общеобразовательных школах, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации и придания им статуса государственных образовательных учреждений;
- введение целевых адресных платежей для студентов с низким уровнем дохода и создание на региональных и муниципальных уровнях других механизмов поддержки детей, нуждающихся в особой социальной защите.
Необходимо отметить, что одним из основных элементов совершенствования развития эффективных экономических механизмов реформирования и развития образования, обеспечивающих практически новые принципы и систему финансирования отрасли, должны стать:
- введение нормативного бюджетного финансирования общего среднего и начального профессионального образования с целью обеспечения государственных образовательных стандартов и необходимых условий для учебного процесса;
- создание системы государственного образовательного кредитования субсидирования граждан из малоимущих семей и отдаленных территорий для получения ими профессионального образования;
- обеспечение общедоступности и прозрачности межбюджетных отношений в части, касающейся финансового обеспечения образования;
- обеспечение целевого использования средств, выделяемых на нужды образования из бюджетов разных уровней.
- стимулирование соучредительства и многоканального финансирования учреждений профессионального образования.
Система образования должна быть направлена не только на работу с государством, но и на постоянно растущий спрос на образование конкретных интересов семей, местных сообществ и предприятий. Этот акцент на реальные потребности отдельных потребителей образовательных услуг должен создать основу для дополнительных финансовых и материальнотехнических ресурсов.
Наибольшую роль в инновационном развитии образования играют регионы, поскольку:
- реальная реформа не может ограничиваться единой программой действий по всей России в целом. Она не может и не должна всюду проводиться по одной и той же схеме, исходить из одинакового набора задач, методов, темпов ее осуществления;
- окончательно успешное проведение реформы может быть только при сочетании разнообразия конкретных подходов и методов в отдельных регионах и единых принципов реформы;
- наиболее важное значение имеет образовательное законотворчество субъектов Федерации, которое является как фактором обогащения общефедерального законодательства об образовании, так и действенным инструментом развития образования в регионах.
16
• • •
Известия ДГПУ, №3, 2014
Роль и значение инноваций в образовательной сфере трудно переоценить. Обеспечение государства самым важным и ценным ресурсом, то есть квалифицированными специалистами, способными быстро и качественно решать поставленные перед ними задачи, происходит посредством системы общего и профессионального образования.
Мировая экономика неизбежно приводит к увеличению требований к специалистам в различных областях, которые, соответственно, заставляют учебные заведения адаптироваться к новым условиям. Сохранить неизменно высокое качество обучения помогает следование за последними тенденциями в образовательной деятельности.
Инновации в любом учреждении связаны со многими трудностями, и одной из основных проблем является слабая теоретическая база. Отсутствие или неадекватность методов и накопленного опыта заставляет учебные заведения разрабатывать инновационные программы вместо использования уже разработанных.
Наиболее важным показателем, который определяет долгосрочное развитие общества в том или ином направлении, было и остается качество образования. Качество высшего образования определяется множеством показателей, среди которых основными являются «подготовленность педагогического персонала, его участие в научно-исследовательской работе, обработанность образовательных стандартов и программ, довузовская подготовка абитуриентов, организация учебного процесса, состояние материальной и сетевой базы учебного заведения и множество других».
Поэтому основной задачей государственной политики в сфере образования на сегодняшний день выступает мониторинг качества образования. Государство в области образования выступает гарантом качества образовательных программ и услуг, предоставляемых как общеобразовательными, так и профессиональными образовательными учреждениями, независимо от организационно-правовых форм.
Соответственно должна быть создана система постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации, в том числе с учетом международных тенденций. В связи с этими потребностями предстоит выстроить оптимальную систему профессионального образования, то есть реальную многоуровневую структуру высшего образования.
Мониторинг качества образования предполагает систему отслеживания, постоянного измерения эффективности обучения, самоанализа деятельности на всех уровнях, что позволяет определить, насколько работа в области образования соответствует государственным образовательным стандартам, реальным требованиям времени.
Система обеспечения качества подготовки специалистов в вузе включает следующие составляющие: качество государственного образовательного стандарта (федерального компонента); качество абитуриентов; качество усло-
вий образовательного процесса; качество содержания учебного процесса; качество конечного результата, т. е. востребованности выпускников.
Качество государственных образовательных стандартов (нормы) обеспечивается вузом путем активного включения в процесс доработки вариантов государственных образовательных стандартов, путем участия в работе учебнометодических объединений Минобразования России [6].
Системные основы оценки качества образования вообще, и в регионах России в частности, предполагают рассмотрение образовательного процесса «как системы», на «вход» которой поступает «исходный материал» и внешние ресурсы, преобразуемые в процессе образовательной деятельности в «конечный продукт» образовательной системы. Безусловно, важнейшей составляющей оценки качества образования является оценка качества «конечного продукта».
Методология оценки качества образования в современных условиях должна включать два этапа: оценка качества образования на основе бухгалтерской информации о деятельности университета; этап оценки качества образования на основе социологической информации о выпускниках и их бизнесе, творческой и общественной карьере.
Наложение результатов оценок качества образования в соответствии с указанными этапами позволяет получить интегральную оценку качества образования в разрезе каждого из ВУЗов региона. И, конечно же, для этого должна быть создана база данных информационных паспортов высших учебных заведений.
На основе мониторинга качества образования в университете проводится выявление и оценка передовых педагогических технологий. При этом происходит осведомление о соответствии фактических результатов функционирования педагогической системы ее конечным целям. На этом этапе применяются такие формы, как анкетирование: «Преподаватель глазами студентов», независимая экспертиза качества студенческих выпускных и дипломных работ и др. Задача состоит также в том, чтобы правильно оценить степень, направление и причины отклонения.
Соответственно, структура мониторинга качества образования в вузе предполагает: оценку качества профессиональной образовательной программы; оценку организации учебного процесса в соответствии с учебным планом и стандартом; оценку качества преподавания; оценку начальных знаний студентов; оценку текущих знаний студентов; оценку знаний студентов в ходе зачетно-экзаменационных сессий; контроль остаточных знаний студентов.
Таким образом, с введением нового закона «Об образовании», принятого 1 сентября 2013 года и новых образовательных стандартов, должны быть созданы условия для устойчивого развития и подготовки кадров с высшим профессиональным образованием с учетом требований современного рынка труда.
Общественные и гуманитарные науки
• ••
17
Механизм государственного регулирования высшего образования способствует выявлению проблем и улучшению работы правительства в области образования; а для этого следует направить процесс обучения в сфере высшего образования на путь к полному развитию личности, для удовлетворения своих потребностей, потребностей общества и рынка труда в условиях конкуренции компетентных и ответственных профессионалов; определить ответственность производителей образовательных услуг за качество этих услуг.
Совершенствование именно организационно-экономических методов государственного регулирования высшего образования позволит стимулировать подготовку высококвалифицированных специалистов; обеспечить целевое использование средств, выделяемых на нужды образования из бюджетов разных уровней; повысить качество и эффективность предоставляемых образовательных услуг, так как государство является непосредственным участником всех процессов, протекающих в жизни общества, в том числе и образования.
Литература
1. Аношкина Е. Л. Современные социально-экономические аспекты и методы развития системы высшего образования. Дис. канд. эк. наук. Пермь, 2000 г. 2. Галаган А. И. Проблемы государственного контроля и автономии
вузов в России // Сб. Социально-гуманитарные знания, 2006. 3. Данные главной Федеральной службы государственной статистики за период с 2010 по 2013 гг. 4. Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг.» // Собрание законодательства РФ, 2011 г. 5. Указ Президента РФ от 04.03.2010. № 271 «Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2010. 6. Федеральный Закон «Об образовании», принятый 1 сентября 2013 г. 7. Чепурных Е. Е. Развитие законодательной базы в сфере российского образования // Право и
образование. 2002. № 1.
1. Anoshkina E. L.Modern socio-economic aspects and methods of the system of higher education development. Dis. Cand. Economics. Perm, 2000. 2. Galagan A. I. Problems of state control and autonomy of the universitites in Russia // Coll. Socio-humanitarian knowledge, 2006. 3. Data of Main Federal Service of State Statistics for the period since 2010 till 2013. 4. The RF Government decree of 7 February, 2011 # 61 “The Federal target program of the education development for 2011-2015” // Legislative assevbly of the Russian Federation. 2011. 5. The decree of the President of the Russian Federation of 04.03.2010 # 271 “Issues of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation” // Legislative assembly of the Russian Federation. 2010. 6. Federal Law “The Education”, passed in September, 1, 2013. 7. Chepurnykh E.E. Development of the legislative base in the sphere of education in Russia // Law and Education. 2002. # 1.
1. Anoshkina E. L. Sovremennye social'no-jekonomicheskie aspekty i metody razvitija sistemy vysshego obrazovanija. Dis. kon. jek. nauk. Perm', 2000g. 2. Galagan A. I. Problemy gosudarstvennogo kontrolja i avtonomii vuzov v Rossii // Sb. Social'no-gumanitarnye znanija, 2006 g. 3. Dannye glavnoj Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki za period s 2010 po 2013 gg. 4. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 7 fevralja 2011 g. № 61 «O Federal'noj celevoj programme razvitija obrazovanija na 2011-2015 gg.»// Sobranie zakonodatel'stva RF, 2011. 5. Ukaz Prezidenta RF ot
04.03.2010 № 271 «Voprosy Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF.
2010. 6. Federal'nyj Zakon «Ob obrazovanii», prinjatyj 1 sentjabrja 2013 g. 7. Chepurnyh E. E. Razvitie zakonoda-
tel'noj bazy v sfere rossijskogo obrazovanija // Pravo i obrazovanija. 2002. № 1.
References
Literatura
Статья поступила в редакцию 20.05.2014 г.