Г алкина Людмила Александровна
Galkina L.A.
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Federal State Budget Institution of Higher Professional Education "Financial University of the Government of the Russian Federation" Начальник отдела внедрения электронных образовательных технологий Chief of department of e-learning technologies application
E-Mail: [email protected]
Совершенствование организации заочной формы обучения в вузе с использованием интернет-репозитория образовательных ресурсов
Improving the organization of distant learning in high school with usage of internet
repository of educational resources
Аннотация: В работе обоснован подход к совершенствованию организации заочной формы обучения, предусматривающий создание организационно-технологического
механизма управления компетенциями студентов, эффективного в условиях заочного обучения в системе ВПО, и реализации этого механизма с помощью образовательного инструментария электронного обучения. При построении механизма учтены характерные особенности обучения по заочной форме. Описан алгоритм предложенного механизма, раскрыт автоматизированный характер предусмотренных в нем управляющих воздействий. Показан практический пример реализации предложенного механизма путем разработки и внедрения интернет-репозитория образовательных ресурсов.
The Abstract: The article shows approach of improving the organization of distance learning, specified the establishment of organizational and technological management mechanism of students competence, effective in terms of distance learning in the VPO system, and the implementation of this mechanism with the educational tools of e-learning. This mechanism takes into account the characteristics of distant learning. The algorithm of the proposed mechanism is described and also the automated character control actions within this mechanism. The practical example of the implementation of the proposed mechanism is shown through the development and implementation of online repository of educational resources.
Ключевые слова: Заочная форма обучения, электронное обучение, самостоятельная работа студентов, организационно-технологический механизм, автоматизированное управление, интернет-репозиторий образовательных ресурсов.
Keywords: Distant learning, e-learning, self-study students, organizational and technological mechanism, automated management, online repository of educational resources.
***
В концепции Федеральной целевой программы развития образования в Российской Федерации на 2011-2015 годы (http://www.fcpro.ru/) указывается, что одним из магистральных путей совершенствования организации современного образования является повышение эффективности использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). При этом отмечается, что использование ИКТ в сегодняшней образовательной практике носит большей частью эпизодический характер, «поскольку целостная электронная образовательная
среда как фактор повышения качества образования пока не создана». В связи с этим задача разработки комплексных и тиражируемых решений по организации процесса обучения с использованием электронного инструментария, позволяющего повысить эффективность образовательных услуг, является весьма актуальной.
В настоящее время объективной необходимостью становится электронное обучение (elearning), понятие которого было введено в законодательную практику РФ Федеральным законом от 28.02.2012 N 11-ФЗ. Оно предполагает создание в образовательном учреждении условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные и образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий (прежде всего - Интернет-технологий). Фактически вышеупомянутым законом были легитимизированы многочисленные разработки в области информатизации образования, выполненные ведущими российскими вузами, в том числе Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации.
Аспекты применения электронного обучения в российском образовании продолжают раскрываться и детализироваться законодателем - в новом Федеральном законе от 29 декабря
2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», вступающем в силу 1 сентября
2013 г., в проекте приказа Минобрнауки «Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Одной из ключевых составляющих электронного обучения являются дистанционные образовательные технологии (ДОТ), под которыми понимаются «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-
телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников». ДОТ могут применяться при любой форме обучения, однако наиболее органично они интегрируются именно в заочное обучение, поскольку соответствуют его методологии и позволяют преодолевать объективно существующую территориальную разобщенность субъектов образовательного процесса. Не случайно дистанционное обучение и заочное обучение обозначаются одним и тем же англоязычным термином «distance learning»>.
Заочная форма обучения является наиболее востребованной и динамичной развивающейся в российском высшем профессиональном образовании. По данным Росстата, за период с 2005/2006 по 2011/2012 г.г. количество студентов-заочников в России увеличилось на 8,5% и достигло 3289,7 тыс. чел. (для сравнения: за тот же период количество студентов, обучающихся по очной форме, сократилось на 18,8% и составило 2847,7 тыс. чел.)
Основу заочного образования составляет самостоятельная работа студента (СРС), которая занимает до 90% бюджета учебного времени. Эта важнейшая характерная черта заочного обучения обусловливает особую важность применения технологий и средств электронного обучения, которые позволяют частично компенсировать недостаток очного контакта студента с преподавателем.
К другим особенностям заочного обучения относятся наличие у большинства обучающихся опыта профессиональной деятельности, высокую мотивацию к обучению, больший средний возраст по сравнению со студентами очной формы. Эти аспекты также нужно учитывать при формировании информационно-образовательной среды электронного обучения.
Цель обучения в вузе (в том числе при оказании образовательных услуг по заочной форме) определяется доминирующей в настоящее время парадигмой компетентностно-ориентированного обучения. При этом под компетенциями в федеральных государственных стандартах ВПО понимаются «способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области».
В условиях экономики знаний основная образовательная деятельность вузов, продукцией которых должны являться качественно подготовленные специалисты, подчиняется общим экономическим законам. Подготовка профессионалов, конкурентоспособных на современном рынке труда, невозможна без управления качеством обучения. Поскольку качество обучения студентов на всех его этапах определяется уровнем сформированных компетенций, возникают предпосылки постановки задачи управления компетенциями.
Данное понятие, традиционное для сферы управления персоналом, где оно означает сравнение потребности организации в кадрах с наличными трудовыми ресурсами и выбор форм воздействия для приведения их в соответствие с требованиями производства, в ВПО приобретает иной смысл. Под ним предлагается понимать формирование у студентов установленных в образовательных стандартах ВПО профессиональных и общекультурных компетенций, контроль их приобретения и реализацию необходимой обратной связи по результатам этого контроля.
Исходя из данного определения, вытекают и другие отличия термина «управление компетенциями» в ИЯМ и ВПО, которые иллюстрируются на рис. 1.
НКЛІ
Как охл&идый сотрудник так н группа сотрудников или организация в цепом (коргюратнЕная компетенции)
А спешны управ лен ия комп етен циями
___________I
Субъект (объект), обладающий компетенцией /носитель компетенции'
Образовательные услуги в сфере ВПО
Конкретный студент как субъект образовательной деятельности
Задачи организации
Факторы, определяющие перечень требуемых компетенций
Уровень о5разования: направление подготовки
Оценка компетенций
Разовое примоюше мето-дое профессионалы! ай диагносгшїи= тестирования «ассестмзгт-цолра»
Приоритетная задача в отношении носителя компетенций
Подходы к оценке уровня компетенций
Формирование
компетенций
Постоянное комплексное ацошвание с учетом междисциплинарных связей и карты кшшетащий
Анализ компетентности имеющег о ся п ер сонала и вьграбо тка н ео бхо димых управленческих решений по приведению ее в соответствие с задачами организации
Сущность управления компетенциями
Формирование компетенций студентов с целью обеспечения их соответствия требованиям ФГОС ВПО
Кадровые, финансовые, организационные
Повышение эффективности работы организации
Основные управляющие воздействия
I
Цель управления компетенциями
Обличающие
Повышение эффективности и качества обличения
Рис. 1. Различия понятий управления компетенциями в ИКМ и ВПО
На основании вышеизложенного можно утверждать, что для эффективной организации оказания образовательных услуг в вузе по заочной форме в условиях электронного обучения требуется применение новых механизмов реализации образовательного процесса, учитывающих специфику заочного обучения и предусматривающих использование современных образовательных технологий и средств для формирования и контроля компетенций.
Таким образом, должны быть сведены воедино три аспекта организации образовательного процесса: технологии, контент, управление обучением (рис.2).
Рис. 2. Компоненты, необходимые для организации электронного обучения
Для реализации такого подхода необходимы:
• информационно-образовательная интернет-среда, представляющая собой систему управления обучением класса LMS и позволяющая автоматизировать процесс обучения;
• компетентностно-ориентированные электронные учебные и контролирующие средства, учитывающие специфику заочного обучения и интегрированные в информационно-образовательную среду;
• эффективный механизм СРС с этими средствами в информационнообразовательной среде с возможностью удаленного взаимодействия с преподавателем.
Автором разработан организационно-технологический механизм, реализующий автоматизированное управление обучением студентов-заочников в процессе их самостоятельной работы, базирующийся на применении инструментария электронного обучения, обеспечивающий индивидуализацию образовательной траектории студента с целью формирования требуемых компетенций и предусматривающий апостериорную корректировку применяемых электронных образовательных ресурсов на основе статистического анализа результатов обучения. Управляющие воздействия в этом механизме осуществляются на основании данных, полученные в ходе детального автоматического протоколирования результатов самостоятельной работы студентов с образовательными ресурсами, в сочетании с результатами очных контрольных мероприятий. Предложенный механизм позволяет повысить эффективность образовательного процесса за счет гибкого использования образовательного контента и средств контроля текущих учебных достижений студентов.
На рис. 3 представлен алгоритм, формализующий разработанный механизм,
фактически реализующий процесс управления компетенциями студентов.
На входе данного алгоритма - внутривузовские материалы, регламентирующие организацию учебного процесса, составленные в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.
Один из ключевых элементов рассматриваемого механизма - блок СРС с электронными образовательными ресурсами (ЭОР) и, в частности, с электронными оценочными средствами, входящие в предусмотренный образовательными стандартами ВПО фонд оценочных средств. Поскольку функции формирования и контроля компетенций неразрывно связаны, электронные оценочные средства должны быть тесно интегрированы с обучающими ресурсами. Можно говорить о том, что через указанный образовательный инструментарий реализуется управление самостоятельной работой студента.
Алгоритм разработанного механизма предусматривает автоматизированную фиксацию результатов работы студента с ЭОР и оценочными средствами. Все оценки, как сформированные автоматически, так и установленные преподавателем, должны фиксироваться в системе управления обучением - LMS. Шкалирование результатов предпочтительно осуществлять в рамках балльно-рейтинговой системы (БРС) по типу европейской ECTS. При этом должно быть реализовано кумулятивное накопление баллов.
В зависимости от баллов, набранных студентом и характеризующих уровень сформированных компетенций, управление процессом оказания образовательных услуг осуществляется за счет задействования следующих контуров обратной связи (табл.1).
Таблица 1
Контуры управления уровнем сформированных компетенций
Контур обратной связи Удержание Этап оказания образовательных услуг
Основной внутренний контур управления По результатам CPC с ЭОР определяются рекомендуемые для достижения порогового значения В рамках текущего контроля успеваемости
Дополнительный внутренний контур управления По суммарным результатам CPC и экзамена (зачета) определяются рекомендуемые для дополнительного (повторного) изучения ЭОР или их модули В рамках промежуточной аттестации
Внешний контур управления По результатам апостериорного анализа эффективности образовательных услуг После завершения оказания услуг
Учебный план, матрица компетенций, учебная программа по дисциплине
Определили е н ео бхо -ди:мых (рекомендуемых) для дополнительной работы ЭОР или их модулей
- 1
I
СРС* с ЭОР** в вео-среле обучения
Оценочные средства
электронные иные
Пр еп о д ав атель (эксперт, представитель работодателе)
>-------1
Анализ результатов контроля и протоколов СРС с ЭОР
Протоколирование СРС с ЭОР
автоматическая проіодавателєм
Интерпретация результатов контооля
Кумулятивное накопление баллов
нет
Набранных баллов достаточно для допуска к жзамяту&ачелу
да
нет
Завершить излчшие дисциплины
да
Промежуточная аттестация: экзамен / зачет с использованием компетентностно-ориентированных оценочных средств, начисление баллов
і-----------і
нет
Набранных батю® достаточно для засчиты-вания дисциплины
Корректировка ЭОР и организации работы с ними
Статистический анализ эффективности образовательных услуг
Г
Среднее количество баллов за СРС с ЭОР. набранных за отве-дзшое учебными планами время на СРС. и общий средний балл не ниже определзш ого конгралыгаго значения
да^р
Эффективная организация образовательного процесса с использованием ЭОР и веб-среды обучения
Рис. 3. Алгоритм механизма оказания образовательных услуг по заочной форме обучения
* СРС - самостоятельная работа студентов ** ЭОР - электронные образовательные ресурсы
Основной внутренний контур управления может быть реализован в автоматическом или автоматизированном режиме, а дополнительный - только в автоматизированном, что предусматривает определенные оценочные действия со стороны преподавателя. Как основной, так и дополнительный внутренние контуры управления задействуются в рамках учебного процесса.
Внешний контур управления предусматривает корректирующие действия по результатам автоматизированного анализа уже осуществленного учебного процесса. Он может быть задействован, например, в случае, когда среднестатистический студент не может (или не успевает за отведенное учебными планами время на СРС) набрать необходимое количество баллов, формируются рекомендации по совершенствованию ЭОР. Другая возможность его применения - необходимость совершенствования электронных компонентов фонда оценочных средств, если статистический анализ их использования позволит выявить недостаточное качество этих средств контроля.
На основании предложенного механизма при непосредственном участии автора разработан образовательный инструментарий электронного обучения - интернет-репозиторий образовательных ресурсов (свидетельство о государственной регистрации в Роспатенте № 2010617802 от 24.11.2010, в Роскомнадзоре - № ФС77-49322 от 10.04.2012) как система LMS-класса, компьютерные обучающие программы более чем по 200 дисциплинам (авторские права зарегистрированы в государственных и отраслевых организациях), а также программный комплекс для текущего контроля и промежуточной аттестации «LAN-тестинг» (свидетельство о государственной регистрации в Роспатенте № 2009611087 от 18.02.2009). Данный образовательный комплекс, в полной мере реализующий описанный механизм, с 2010 года был внедрен в учебный процесс Всероссийского заочного финансово-экономического института, в настоящее время присоединенного к Финансовому университету при правительстве Российской Федерации, где и показал свою эффективность при подготовке студентов заочной формы обучения.
В интернет-репозитории разработана и реализована уникальная система прав, предусматривающая автоматическое формирование свыше 5000 различных вариантов доступа к ресурсам в зависимости от роли пользователя, вида образования, специальности или направления подготовки, года обучения, а также возможность подписки ресурсов вручную. Осуществлена стыковка баз данных пользователей репозитория с общеинститутскими базами данных.
При разработке интернет-репозитория учитывались требования международных спецификаций и стандартов e-learning. Образовательные ресурсы представлены в соответствии с моделью SCORM (Sharable Content Object Reference Model). Их метаописания составлены в соответствии с требованиями спецификации RUS_LOM (расширения международной спецификации LOM - Learning Object Metadata), разработанной ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика».
Образовательные ресурсы, размещенные в репозитории, защищены от неавторизованного доступа независимо от их формата, который может быть произвольным, и количества взаимосвязанных в них файлов. Репозиторий интегрирован с широко распространенной в мире (свыше 68000 зарегистрированных внедрений в 211 странах мира, из них свыше 1100 в России) LMS с открытым кодом Moodle, на которую распространена разработанная система защиты ресурсов.
Разработан каталог образовательных ресурсов, в котором каждому пользователю предоставляется гипертекстовый перечень электронного контента, доступного в соответствии с его правами. Ресурсы могут быть отфильтрованы по типам. Каталог оснащен сервисами поиска по ключевым параметрам метаописаний.
Особая практическая ценность репозитория заключается в возможности
• предоставления преподавателям результатов самостоятельной работы студентов:
• времени работы с образовательными ресурсами и отдельными их модулями;
• данных о просмотренных страницах ресурсов;
• результатов выполнения тестов, контрольных работ, тренингов.
Результаты СРС накапливаются в электронных портфолио, ведется статистика работы пользователей с интернет-репозиторием.
Для обеспечения работы преподавателя с результатами самостоятельной работы студентов, а также организации обратной телекоммуникационной связи с ними разработан специальный контролирующий модуль.
В 2012 г. интернет-репозиторий был дополнен системой личных кабинетов (рис.4), предоставляющих пользователям, помимо непосредственной работы с образовательными ресурсами института, ряд дополнительных возможностей:
• персонифицированного доступа пользователей к 15 электронно-библиотечным системам, в т.ч. без повторной авторизации;
• работы с вики-узлом как инструментарием совместной работы в веб-среде;
• просмотра индивидуализированного расписания занятий;
• ознакомления с личной статистикой работы с репозиторием и
образовательными ресурсами;
• использования системы внутренних сообщений;
• изменения личных настроек работы с системой.
Рис. 4. Интерфейс личного кабинета интернет-репозитория образовательных ресурсов
Таким образом, в настоящее время интернет-репозиторий представляет собой полномасштабную среду электронного обучения заочного вуза, основное назначение которой - поддержка самостоятельной работы студентов.
Количество пользователей интернет-репозитория (студентов заочной формы обучения, преподавателей и сотрудников Финансового университета) в настоящее время составило около 45000. Количество обращений к размещенным в нем ресурсам в 2011/2012 учебном году составило около 3000000.
Внедрение интернет-репозитория образовательных ресурсов в учебный процесс в качестве инструментария e-learning позволило усовершенствовать организацию заочной формы обучения в Финансовом университете.
1. Российский статистический ежегодник. 2011. Стат.сб./Росстат. - М., 2011. 795 с.
2. Дайитбегов Д. М., Торопцов В. С., Григорович Д. Б., Галкина Л.А. Интернет-репозиторий образовательных ресурсов ВЗФЭИ как инструментарий электронного обучения // III Международная научно-практическая конференция «Инновационное развитие российской экономики». Сб. науч. трудов, ч.3. - М.: МЭСИ, 2010.
3. Г алкина Л. А. Механизм повышения качества образовательных услуг в заочном вузе в условиях электронного обучения // Вестник Университета Российской академии образования, № 3 , 2011.
4. Галкина Л. А. Подходы к созданию фонда оценочных средств для контроля качества обучения в системе высшего профессионального образования // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса, № 4, 2011.
5. Григорович Д.Б., Галкина Л.А. Интернет-репозиторий образовательных ресурсов ЗФЭИ как среда электронного обучения // Информатизация образования - 2012: педагогические основы разработки и использования электронных образовательных ресурсов / материалы Международн. науч. конф., Минск: БГУ, 2012.
Рецензент: Колчин Сергей Павлович, профессор, доктор экономических наук, декан заочного финансово-кредитного факультета. Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
ЛИТЕРАТУРА