УДК 378.147 ББК 74.489
О НЕКОТОРЫХ ИТОГАХ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ «СМЕШАННОГО» ОБУЧЕНИЯ (BLENDED LEARNING) В ВУЗЕ
I Б.Н. Киреев
Аннотация. Переход России к цифровой экономике предполагает переход к цифровой образовательной среде. Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25 октября 2016 года № 9 утвержден паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Включение приоритетного проекта по созданию цифровой образовательной среды в портфель Правительства Российской Федерации демонстрирует важность задач по развитию новых образовательных технологий. Одним из видов таких технологий обучения является «смешанное» обучение (аудиторное + дистанционное, blended learning). В статье на примере эксперимента по использованию «смешанного» обучения при изучении курсов «Гидравлика и гидравлические машины» и «Транспортная энергетика» рассматриваются условия, влияющие на эффективность данного вида обучения. Выводы сделаны по итогам анкетирования до и после эксперимента и на основании результатов экзаменационной сессии.
48 Ключевые слова: смешанное обучение, аудиторное, дистанционное обучение, компетенции, бакалавр, LMSMoodle, гидравлика, анкетирование, педагогическое образование, профессиональное обучение.
AN OVERVIEW ON SOME RESULTS OF THE EXPERIMENT ON THE USE OF BLENDED LEARNING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION
| B.N. Kireev
Abstract. Russia's transition to the digital economy implies transition to the digital educational environment. The minutes of the meeting protocol of the Presidential Council of the Russian Federation on Strategic Development and Priority Projects of October 25, 2016 No. 9 approved the passport of the priority project "Modern Digital Educational Environment in Russian Federation". Inclusion of this priority project to the Governmental portfolio
demonstrates the importance of tasks to develop new educational technologies. One type of learning technologies is called "mixed education" (or, blended learning, which is understood as a combination of in-class activities and distance learning). The article deals with the conditions influencing the effectiveness of this type of training based on the example of the use of blended learning method in teaching of Hydraulics and Hydraulic Machines and Transport Energy courses. The findings are based on the results of the questionnaire before and after the experiment and on the basis of the results of the examination session.
Keywords: blended learning, classroom, e-learning, competence, bachelor, Moodle LMS, hydraulics, survey, pedagogical education, professional training.
Цифровая экономика — это деятельность, непосредственно связанная с электронной коммерцией, в которую входят сервисы по предоставлению онлайн услуг, интернет-магазины, информационные сайты, зарабатывающие на рекламе и прочие виды деятельности. В итоге можно констатировать, что к цифровой экономике можно причислить практически любые способы заработка в сети Интернет.
Идея цифровой экономики начала появляться в последние годы XX века. Причиной этому послужило развитие технологий, позволивших осуществлять все больше и больше коммерческих операций в онлайн режиме. Активно начал развиваться рынок продажи программного обеспечения, компьютерных игр и электронных книг, которые можно было заказать и оплатить, не выходя из дома. В последние годы концепция цифровой экономики начала выходить за рамки коммерческого аспекта покупки и продажи электронных продуктов в Интернете. Сегодня эта идея также включает использование виртуальных процессов в рамках те-
кущей деятельности крупных компаний и корпораций. Также данная концепция внедряется во внутреннюю работу правительств для эффективного выполнения транзакций между предприятиями и ведомствами. По мере того, как технологии продолжают развиваться, цифровая экономика продолжит расширяться, поскольку спектр товаров и услуг, предлагаемых в электронном виде, постоянно растет.
Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской 49 Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25 октября 2016 года № 9 утвержден паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [1]. Включение приоритетного проекта по созданию цифровой образовательной среды в портфель Правительства Российской Федерации демонстрирует важность задач по развитию новых образовательных технологий.
Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в России» нацелен на создание возможностей для получения каче-
ственного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий. Реализация приоритетного проекта должна привести к следующим результатам [2]:
1. Создание системы оценки качества онлайн-курсов и онлайн-ресурсов общего образования, сочетающей автоматическую и экспертную оценку и обеспечивающей обучающихся и образовательные организации достоверной информацией о качестве онлайн-курсов и онлайн-ресурсов.
2. Создание информационного ресурса (портала), доступного всем категориям граждан и обеспечивающего для каждого пользователя по принципу «одного окна» доступ к он-лайн-курсам для всех уровней образования и онлайн-ресурсам для освоения общеобразовательных предметов, разработанным и реализуемым разными организациями на разных платформах онлайн-обучения.
3. Интеграция портала с Единой системой идентификации и аутенти-
50 фикации и ГИС «Контингент», за счет чего обеспечивается хранение и передача в электронном виде информации об образовательных достижениях (формирование цифрового портфолио) обучающегося между образовательными организациями.
4. Создание программного обеспечения с открытыми исходными кодами, обеспечивающего повышение качества онлайн-обучения и достоверную оценку результатов освоения онлайн-курсов.
5. Принятие нормативных актов, позволяющих осваивать онлайн-кур-сы как части основных и дополнительных образовательных программ.
6. Создание открытых онлайн-курсов в области образовательных технологий и региональных центров компетенций в области онлайн-обу-чения, обеспечивающих обучение сотрудников образовательных организаций всех уровней в целях широкого применения онлайн-курсов для повышения качества образовательных программ.
7. Создание и реализация не менее 3500 онлайн-курсов, результаты освоения которых могут быть зачтены в основных образовательных программах.
Проект реализуется в 4 этапа и завершается в ноябре 2025 года. Мероприятия приоритетного проекта проводятся в соответствии со сводным планом проекта, утверждаемым проектным комитетом по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Образование». Особо значимые мероприятия проекта, а также разрабатываемые документы и материалы в рамках проекта будут регулярно анонсироваться и публиковаться. На данный момент проводится конкурс на предоставление грантов в форме субсидий из федерального бюджета федеральным государственным образовательным организациям высшего образования.
Ответственные за реализацию проекта: органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образовательные организации, АНО «Институт Развития Интернета», Ассоциация «Национальная платформа открытого образования».
Собственно, речь идет о создании и широком использовании так называемых массовых открытых дистанционных курсов — МООК, МООС
(massive open online courses). Первые открытые курсы появились еще в 2008 г., но широкое распространение они получили к 2013 году. В России их созданием начала заниматься с сентября 2015 г. Ассоциация «Национальная платформа открытого образования» [3].
21 декабря 2017 г. в Москве состоялась пресс-конференция, посвященная первым результатам приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», реализацию которого обеспечивает Минобр-науки России. В мероприятии принял участие директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России А.Б. Соболев [2]. По его словам, современный мир все больше становится цифровым. А это означает, что и процесс образования должен также быть цифровым, соответствовать реалиям современного и будущего мира, что «цифровой мир позволяет выстраивать индивидуальную образовательную траекторию». При этом ответственность за образование человек берет на себя, он сам выделяет компетенции, которые ему пригодятся. Не имея широкого поля цифровых ресурсов, этого сделать нельзя. Проект позволит «предоставить студентам вузов доступ к самому современному контенту, который есть на сегодняшний момент». В проект допускаются только те платформы и ресурсы, которые соответствуют не только современным образовательным стандартам с точки зрения содержания, но и новому современному уровню технологий. В рамках проекта уже создано больше 200 курсов, которыми воспользо-
вались чуть более полумиллиона пользователей. Через два года будет уже 2 миллиона пользователей и 1000 курсов. Курсы проверяются Федеральными учебными методическими объединениями, соответствуют требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов. Он отметил, что «Минобрнауки России провело большую работу для создания нормативной базы, чтобы университеты могли засчитывать курсы, полученные на электронной платформе». На пресс-конференции участники также обсудили вопросы виртуальной академической мобильности студентов и возможных перемен в системе российского образования в связи с переходом страны к цифровой экономике.
Отношение к онлайн курсам среди ученых и преподавателей вузов неоднозначное [4—9]. Интерес к MOOC в Европе не утихает [10]. Популярными мотивами запуска собственных массовых онлайн-курса являются: представленность на международной образовательной арене, привлечение студентов, разработка инновационных 51 методов преподавания и предоставление более гибкого обучения для уже учащихся студентов. Но большинство вузов занимается «смешанным» обучением (blended learning).
Если говорить о реформировании традиционного учебного процесса ведущих российских вузов на основе использования e-learning, то оно, в первую очередь, основывается на использовании образовательной модели «смешанного» обучения (blended learning), совмещающей цифровую, дистанционную и традиционную (аудиторную) формы обучения. При этом вузы создают свои рамки для
52
«смешанного» обучения, используя различные портальные решения (LMS МооШе и др.) [11-16]. Осуществляется подобное обучение в рамках отдельных дисциплин ООП (основной образовательной программы). Гарантией качества «смешанного» обучения является не просто отказ от части аудиторных занятий, но их системное замещение специальными видами учебного взаимодействия в электронной среде [11].
На протяжении последних десяти лет дистанционное обучение интенсивно развивается и в Казанском (Приволжском) федеральном университете. На специальном портале университета edu.kpfu.ru в настоящее время находится примерно 1100 курсов, а число пользователей составляет около 73000 чел. Сложно судить об эффективности использования данных курсов, так как в открытом доступе об этом нет данных. Но если в квартальных рейтингах преподавателей нет графы, учитывающей создание курсов и эффективность их использования, то это говорит о том, что дистанционное обучение находится явно не на первом плане у руководства вуза. Утверждение Правительством России бюджета на развитие проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (в сумме 3,2 млрд. на 4 года) и рекомендации вузам принять участие в подготовке современного контента для МООС (открытых онлайн курсов) заставляют вузы активизировать работу в этом направлении. Так, 30 января 2018 г. появился Приказ директора ЕИ КФУ (Елабужский институт — одно из подразделений КФУ) за № 12д, в котором речь идет об ор-
ганизации внутри институтского конкурса по отбору сценариев курсов в формате массовых открытых онлайн курсов (далее — Конкурс). В «Положении о конкурсе по отбору педагогических сценариев курсов в формате массовых открытых онлайн курсов» названы цели:
1. Повышение качества образовательных программ Елабужского института (филиала) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (далее — Институт) за счет получения обратной связи от широкой аудитории из разных регионов России и стран СНГ.
2. Решение задач Программы повышения конкурентоспособности Института среди ведуших научно-образовательных центров.
3. Повышение узнаваемости бренда Института и его рейтинга, в том числе на международном уровне.
4. Привлечение внимания к институту широкого числа интернет-пользователей, в том числе потенциальных абитуриентов в бакалавриат и магистратуру Института.
В конце февраля 2018 г. руководством основных структурных подразделений КФУ разослано письмо с рекомендациями заинтересованным сотрудникам университета пройти обучение (на бесплатной основе) на платформе онлайн-обучения Open Profession в рамках проекта «Современная цифровая образовательная среда» с целью создания и использования онлайн курсов в обучении.
Преподавателями ЕИ К(П)ФУ к настоящему времени на сайте edu. kpfu.ru выложено более ста курсов,
но в дистанционном («смешанном») обучении используются один-два десятка, не более.
Подготовкой и внедрением в учебный процесс вуза электронных образовательных ресурсов (ЭОР) преподаватели данного вуза начали заниматься около семи лет назад. Вначале ЭОР оформлялись в виде дисков-каталогов, при этом использовалась электронная оболочка Auto Play Menu Builder. В подготовке подобных дисков принимали активное участие студенты выпускного курса инженерно-технологического факультета института (в рамках подготовки ВКР-выпускных квалификационных работ), учителя технологии школ г. Елабуги и преподаватели спецдисциплин политехнического колледжа. Две ВКР, подготовленные с помощью такого метода, на IX в 2016 г. и X — в 2017 г. Всероссийском конкурсе выпускных квалификационных работ (РГГПУ, г. Екатеринбург) в номинации «Информационно-коммуникационные технологии в профессиональном образовании», категория «бакалавр», заняли третье и первое места соответственно. Данная методика подготовки и использования ЭОР описана в работах [17-20]. Для вузов подобные диски-каталоги с ЭОР были подготовлены по предметам: «Гидравлика и гидравлические машины», «Теплотехника», «Термодинамика и рабочие процессы ДВС» для педагогических специальностей 44.03.05 и 44.03.04. Для студентов направления 23.03.01 ТТП («технология транспортных процессов») были подготовлены соответствующие ЭОР по предметам «Основы гидропривода. Гидравлические и пневматические
системы» и «Транспортная энергетика». Их использовали на лекционных занятиях и в самостоятельной работе. Но, как показала практика, подготовленные таким образом ЭОР имели существенные недостатки — не давали обратной связи, и для контроля за выполнением заданий необходимо было использовать специальные программы (например, Экзаменатор, для проведения тестирования), электронную почту. Поэтому, последние два года были использованы для доработки и переноса подготовленных ЭОР на сайт университета dо.kpfu.ru (сайт для создания курсов), их экспертизы, переноса на сайт edu.kpfu.ru и получения разрешения на проведения «смешанного» обучения.
До проведения эксперимента по использованию «смешанного» обучения была поставлена задача изучить в рамках одного факультета ЕИ КФУ (инженерно-технологического факультета Елабужского института КФУ) возможности использования дистанционного обучения как на дневном отделении, так и на отделении заочного обучения (ОЗО). В анкетировании приняли участие 128 студентов направлений подготовки 44.03.05 («педагогическое образование с двумя профилями подготовки», профиль «технология и дополнительное образование»); 44.03.04. («профессиональное обучение по отраслям», профили «транспорт и дизайн») и 23.03.01 («технология транспортных процессов», профиль «эксплуатация транспортных средств»). В анкете было 20 вопросов, в данной статье мы остановимся на результатах анкетирования, касающихся только дистанционного и «смешан-
53
54
100 90 80 70 60 ■ 50 • 40 30 20 10 0
ного» обучения. Было проведено и анкетирование 17 преподавателей, работающих на факультете. Вопросы касались использования ими ЭОР, в том числе курсов, расположенных на сайте edu.kpfu.ru, в работе со студентами факультета.
Так как институт находится на периферии в небольшом городе (70 тыс. жителей), первая группа вопросов касалась технических возможностей обучаемых активно работать в Интернете. Результаты опроса показаны на рис.1-3.
Как следует из приведенных диаграмм, основная масса студентов (90,6%) ежедневно присутствует в сети Интернет. Качество связи устраивает примерно половину студентов. Немного менее половины опрошенных (46,1%) использует ноутбуки для работы в сети Интернет, но мобильным телефоном пользуются около 70%. Чаще всего мобильным телефоном они пользуются для связи с друзьями в социальной сети ВК (в Контакте). Четверть из них также использует стационарные компьютеры или планшеты. Это, по-видимому, связано с тем, что на факультете обучаются студенты из небогатых семей (из сел, небольших городов районного значения). Бесплатного Wi-Fi нет ни в здании факультета, ни в общежитии, где проживает достаточно большая часть студентов.
Вторая группа вопросов касалась использования ЭОР (электронных образовательных ресурсов) в учебном процессе и отношения к ним студентов. Ответы на них приведены на рис. 4, 6, 7. На рис. 5 приведены ответы опрошенных преподавателей. Как следует из приведенных диаграмм, примерно 65% опрошенных студентов отметили, что они получа-
Как часто Вы пользуетесь Интернетом?
90,6
7,8
1,6
несколько раз в Редко неделю
Частота пользования
Не пользуюсь интернетом
70 - 60
I 50
0J
3- 40 о
30 20 10 0
Рис.1. Результаты ответов на вопрос о частоте использования Интернета
Вас устраивает качество работы в Интернете? —57,8
49,2
скорость передачи информ.
стабильность связи
Ответы
не устраивает то и другое
Рис. 2. Итоги анкетирования по техническим вопросам работы в Интернете
Для работы в Интернете Вы используете: 0 -69,6
¡о 60
X 50
28,1
Стацион. компьютер
46,1 ^Н
I |
24,2
Ноутбук
Мобильн. телефон
Наименование устройства
Рис. 3. Использование технических устройств студентами для работы в Интернете
о
7
ш 40 13 30
ют от преподавателей ЭОР на занятиях, как в виде текста, так и в виде презентаций и видеороликов (мультимедиа). Электронные курсы на сайте edu.kpfu.ru посещает только 13,3%.
Между тем преподаватели на данный вопрос ответили (см. рис. 5), что 59% из них имеют курсы на сайте (всего 19 курсов) дистанционного обучения edu. kpfu.ru. Но пояснили, что постоянной работы они со студентами не проводят, только дают рекомендации посетить сайт и ознакомиться с их материалами, выложенными по данному предмету. Причины такого отношения преподавателей к активному использованию дистанционных курсов в обучении, по их мнению, связаны с отсутствием материальной заинтересованности при существенном увеличении затрат времени. На вопрос о мерах поощрения за активное использование дистанционных курсов в обучении 76% опрошенных предлагают ввести снижение семестровой учебной нагрузки на 20% — 30% за использование одного подобного курса в «смешанном» обучении; 12% предлагают приравнять подобный вид работы к опубликованию статьи в журнале из базы данных Скопус. Остальные затруднились с ответом.
Половина опрошенных (см. рис. 6) считает, что ЭОР положительно влияют на
усвоение учебного материала по предмету. Что касается отношения к курсам, выложенным на сайте edu. kpfu.ru (знакомы с ними, как следует из рисунка 4 всего 13,3% опрошенных), более трети опрошенных (36,7%) считает, что они полезны с точки зрения постоянного доступа к
В каком виде Вы получаете ЭОР от преподавателей? 64,8
_51,6
в текстовом виде в виде на ДОВ-носителе мультимедиа Наименование ЭОР
13,3
на сайте edu.kpfu.ru
Рис. 4. Виды ЭОР, получаемых студентами от преподавателей
Вы используете ЭОР в работе со студентами -53
41
41
59 59
в виде текстов
мультимедиаТесты и компют.прогр .сайте edu.kpfu.ru Виды ЭОР
Рис. 5. Результаты ответов преподавателей на вопрос, в каком виде они используют ЭОР при работе со студентами
Как влияют ЭОР на обучение?
60
50
| 40
3 30 I
П 20 10
50,8
34,4
15,6
11,7
положит.влияют на незначит.влияют на повышают интерес к затрудняюсь ответить усвоен.предм. подго.по предм. изучаем. предм.
Влияние на подготовку
Рис. 6. О влиянии ЭОР на подготовку студентов Ваше отнош. к ЭОР на сайте edu.kpfu.ru
36,7
38,3
14,8
10,2
устр. счит.эти курсы не поним. необх. затрудн. Ответить
возм.пост.дост. к доп.нарузкой исп. этих курс. уч.матер.
Ответы
Рис. 7. Отношение студентов к ЭОР, выложенным преподавателями на сайте дистанционного обучения университета
55
6
56
100 90
70 60
60
50
ы т 40
н
е ^ 30
о
р 20
с
10
0
учебным материалам. Но основная часть опрошенных студентов (см. рис. 7) считает эти курсы дополнительной нагрузкой, не понимает необходимости их использования в учебном процессе или затрудняется ответить. Вероятно, такие ответы связаны с тем, что студентам непонятна специфика работы с электронными курсами. О массовых открытых онлайн курсах у опрошенных весьма смутное представление.
В течение первого семестра 2017—2018 уч. г. в двух группах дневного отделения факультета (направления подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение по отраслям» профиль «транспорт» и 23.03.01 «Технология транспортных процессов», профиль «эксплуатация транспортных
средств») было проведено «смешанное» обучение в пропорции 80/20 (80% аудиторных занятий и 20% дистанционное обучение). Система LMS МооШе (модульная объективно-ориентированная динамическая среда), используемая на сайте edu.kpfu.ru, позволяет создавать качественные дистанционные курсы и эффективно их использовать в обучении.
В эксперименте по «смешанному» обучению приняло участие 37 студентов (22 по направлению 44.03.04 и 15 — по направлению подготовки 23.03.01. В задания для самостоятельной работы входили: вопросы для самоконтроля при чтении лекций, по темам; задачи по темам (в 10-ти вариантах); отчеты по выполнен-
Ваше отнош. к дист. обуч по заверш. курсов -86,5
I
понрав., его надо шире внедр. на фак -
2,7
считаю этот вид обуч. неэффект.
10,8
затрудняюсь ответить
Ответы студентов
Рис. 8. Отношение студентов к «смешанному» обучению по итогам работы в семестре
Чем Вам понравилось смешанное обучение?: 54,1
48,6
35,1 Щ
I I
2,7
возм. раб. в удобн. время в дом. обет.
развитием нав. раб. е комп. технол.
возм. быстр. оц. рез. раб. и получ. инф.
Ответы
затрудняюсь ответить
Рис. 9. Возможности «смешанного» по итогам анкетирования в конце семестра
ным в аудитории лабораторным работам (задания оформлялись в виде шаблонов); тесты по каждой теме. Задания по курсовой работе также оформлялось на сайте, как и анкетирование по итогам эксперимента (в виде задания на сайте). Итоги анкетирования представлены на рис. 8.
Как следует из анализа диаграмм на рис. 8, отношение студентов к смешанному обучение резко изменилось в результате эксперимента. Уже 86,5% опрошенных считает, что оно им понравилось и его надо шире внедрять в учебный процесс на факультете. На вопрос: «Чем Вам понравилось смешанное обучение?» более половины опрошенных назвали следующие возможности данного вида обучения (см. рис. 9): «возможность работать в удобное время в домашней обстановке» и «возможность
быстро оценить результаты работы и получить информацию о них».
Что касается пропорций аудиторного и дистанционного вида обучений (см. рис.10), то наиболее подходящим, с точки зрения основной части опрошенных, является соотношение 70/30 (среднее между 80/20 и 60/40).
До зачетно-экзаменационной сессии 86,3% студентов успешно выпол-
Предложите пропорции ауд. и дистанц. обучения
полн.дистанционное
40/60
3,9
60/40
80/20
чисто аудиторное
14,8
32,8
36,7
10
11,8
20
Проценты
30
Рис. 10. Наиболее эффективные пропорции аудиторного и дистанционного обучения по результатам анкетирования
Итоговая успеваемость по предмету: (1- > 86 бал.); (71 бал.<2<86 бал.); (56 бал.<3<71бал.); (4-<56 бал.)
40,9
Набранные баллы
Рис. 11. Итоговое количество баллов, набранных студентами-бакалаврами направления подготовки 44.03.04 («профессиональное обучение по отраслям», профиль «транспорт»). Учебный предмет — «Гидравлика и гидравлические машины»
нили задания и получили соответствующие баллы. Из 22 студентов направления подготовки 44.03.04 (см. рис.11) 36,4% набрали свыше 86 баллов, 40,9% свыше 72%, 9,1% набрали между 60 и 71 баллов и только 13,6% набрали менее 56 баллов. Они выполняли задания уже по окончании экзаменационной сессии, во время пересдач. В эксперименте не принимали участие 4 студента, 3 из них — иностранцы (из ближнего зарубежья).
Из 15 студентов направления подготовки 23.03.01 все студенты своевременно выполнили задания и получили свыше 60 баллов (для зачета необходимо было набрать 56 баллов). Десять студентов писали курсовую работу по транспортной энергетике. Методические указания по подготовке работы, ее оформлению, а также шаблон работы в виде задания были также размещены на сайте. 8 из 10 студентов (80%) успешно выполнили курсовую работу в срок и дистанционно представили ее на проверку. В эксперименте не принимали участие 4 студента, 3 из них — иностранца (из ближнего зарубежья).
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
1. Основные образовательные программы (ООП) для разных направлений подготовки бакалавров имеют различные рабочие программы для одних и тех же
40
13,6
57
45
40
35
30
25
^ 20
15
10
5
0
58
учебных предметов (по названию) и подготовить для них единые открытые онлайн курсы практически невозможно. Особенно это касается общетехнических и инженерных дисциплин, где виртуальные лабораторные работы не дадут соответствующей практической подготовки обучающимся. Это говорит о проблематичности широкого использования массовых открытых онлайн курсов в вузах страны на современном этапе.
2. Более подходящим на современном этапе развития высшего образования в России является использование «смешанного» обучения (blended learning) в процентном соотношении 80/20 или 70/30. Оно оказывает значительное влияние на формирование таких важных профессиональных компетенций бакалавров, как: «способность к самоорганизации и самообразованию», «способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационных технологий» и т.п.
3. Для эффективного использования «смешанного» обучения на кафедрах (факультетах) необходимо иметь несколько компьютерных кабинетов с выходом в Интернет, чтобы часть занятий можно было проводить в них, в том числе и обучение работе с редакторами текстов, формул, рисунков и диаграмм тех студентов, которые испытывают в этом затруднения. В общежитиях и в учебных зданиях необходимы бесплатные зоны Wi-Fi.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРА
1. Современная цифровая образовательная
среда [Электронный ресурс]. — URL:
httpsV/минобрнауки.рф/проекты/совре-менная-цифровая-образовательная-среда (дата обращения: 08.02.2018).
2. Образовательную среду переводят в цифровой формат [Электронный ресурс]. — URL: httpsV/минобрнауки.рф/пресс-цешр /11875 (дата обращения: 09.02.2018).
3. Открытое образование» — новый межвузовский проект дистанционного обучения [Электронный ресурс]. — URL:http:// bakalavr-magistr.ru/news/513 (дата обращения: 12.02.2018).
4. Данилина, А. Массовые открытые онлайн-курсы становятся альтернативой традиционной системе образования [Электронный ресурс]. — URL:http://www.ug.ru/article/ 654 (дата обращения: 12.02.2018).
5. Сумленный, С. Останется десять университетов [Электронный ресурс]. — URL: http:// ex-pert.ru/expert/2013/48/osta-netsya-desyat-universitetov/ (дата обращения: 08.01.2018).
6. Уваров, А.Ю. Зачем нам эти МУКи [Текст] / А.Ю. Уваров // Информатика и образование. — 2015. — № 9.
7. Ярослав Кузьминов о цифровом будущем университетов [Электронный ресурс]. — URL: http://www.edutainme.ru/post/kuzmin ov-interview/ (дата обращения: 08.12.2017).
8. Татарчевская, Т. Способно ли онлайн-об-разование изменить университет? [Электронный ресурс]. — URL: http://elibrary. ru/projects/blogs/post/2013/12/31/mooc_1. aspx (дата обращения: 03.02.2018).
9. Петров, Д.А. Об условиях эффективности использования дистанционных образовательных ресурсов при реализации основных образовательных программ в условиях регионального вуза [Текст] / Д.А. Петров, М.В. Худжина // Преподаватель XXI век. — 2016. — № 4. — С. 78-85.
10. Results of a mapping survey conducted in October-December 2013 Michael Gaebel, Veronika Kupriyanova, Rita Morais, Elizabeth Colucci [Electronic Resource]. — URL: http://www.openedu-cationeuropa.eu/sites/ default/files/news/e-learnung%20 survey.pdf (дата обращения: 14.02.2018).
11. Велединская, С.Б. Смешанное обучение: технология проектирования учебного процесса [Текст] / С.Б. Велединская, М.Ю. Дорофеева, А.А. Андреев // Откры-
тое и дистанционное образование. —
2015. — № 2. — С. 12-19.
12. Готская, И.Б. Классификация и краткое описание средств организации электронного обучения [Текст] / И.Б. Готская,
B.М. Жучков, А.В. Кораблев [Электронный ресурс]. — URL: (дата обращения: 20.12.2017).
13. Каракозов, С.Д. Развитие ИКТ-насыщен-ной образовательной среды педагогического вуза [Текст] / С.Д. Каракозов,
A.Ю. Уваров // Информатика и образование. — 2014. — № 8.
14. Киреев, Б.Н. E-leaming при подготовке педагогических кадров [Текст] / Б.Н. Киреев // Высшее образование в России. —
2016. — № 2. — С. 148-154.
15. Kireev, B.N. The Use of Active Teaching Methods In Bachelor Training // Espacios. — 2017. — Vol. 38 (№ 56).
16. Жданов, С.А. Интеграция электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в учебный процесс педагогического вуза [Текст] / С.А. Жданов,
C.Д. Каракозов, В.Г. Маняхина // Информатика и образование. — 2015. — № 2 (261). — С. 17-21.
17. Киреев, Б.Н. Использование цифровых образовательных ресурсов при изучении предмета «Технология» в средней школе [Текст] / Б.Н. Киреев, А.Н. Крюков // Школа и производство. — 2013. — № 8. (электронное приложение к журналу).
18. Киреев, Б.Н. Использование мультимедийных ресурсов при изучении спецкурса «Индивидуальный предприниматель» [Текст] / Б.Н. Киреев // Преподаватель XXI век. — 2013. — № 4. — С. 89-93.
19. Kireev, B.N. Integrated classes of computer science and economics in college [Тех^ /
B.N. Kireev, L.V. Kolesnikova // Conference Book.International Congress on Interdisciplinary Behavior and Social Science 2013. Jakara-Indonesia, 04-05 November 2013. — P. 516-518.
20. Kireev, B.N. The use of multimedia technologies in the study of engineering disciplines / B.N. Kireev, V.V. Epaneshnikov // Interdisciplinary Behavior and Social Sciences / Ed. by Ford Lumban Gaol. — CRC Press, 2015. — P. 121-124.
REFERENCES
1. Open Education — new project of distance learning, available at: http://bakalavr-magistr. ru/news/513 (accessed: 12.02.2018). (in Russian)
2. Digitalization of the educational environment, available at: https://MHHo6pHayKH.p$/ npecc^ernp/11875 (accessed: 09.02.2018). (in Russian)
3. Sovremennaya tsifrovaya obrazovatelnaya sreda, available at: https://MHHo6pHayKH.p$/ np0eKTLi/c0BpeMeHHafl^H$p0Baa-06pa30-BaTentHaa-cpega (accessed: 08.02.2018). (in Russian)
4. Danilina A., Massovye otkrytye onlajn-kursy stanovyatsya al ternativoj tradicionnoj sisteme obrazovaniya, available at: http://www. ug.ru/article/654 (accessed: 12.02.2018) (in Russian)
5. Gotskaya I.B., Zhuchkov V.M., Korablev A.V, Klassifkaciya i kratkoe opisanie sredstv or-ganizacii ehlektronnogo obucheniya, available at: http://ra-kurs.spb.ru /2/0/3/1/id=13 (accessed: 20.12.2017) (in Russian)
6. Kireev B.N., Epaneshnikov V.V., "The use of multimedia technologies in the study of engineering disciplines", in: Interdisciplinary Behavior and Social Sciences, Ed.by Ford Lumban Gaol, CRC Press 2015, pp. 121-124.
7. Karakozov S.D., Uvarov A.Yu., Razvitie IKT-nasyshchennoj obrazovatel noj sredy pedagogicheskogo vuza, Informatika i obra- 59 zovanie, 2014, No. 8. (in Russian)
8. Kireev B.N., E-learning pri podgotovke peda-gogicheskih kadrov, Vysshee obrazovanie v Rossii, 2016, No. 2, pp. 148-154. (in Russian)
9. Kireev B.N., Kolesnikova L.V., "Integrated classes of computer science and economics in college", in: Conference Book. International Congress on Interdisciplinary Behavior and Social Science 2013, Jakara-Indone-sia, 04-05 November 2013, pp. 516-518.
10. Kireev B.N., Kryukov A.N., Ispol zovanie cifrovyh obrazovatel nyh resursov pri izuchenii predmeta "Tekhnologiya" v sred-nej shkole, Shkola i proizvodstvo, 2013, No. 8. (in Russian)
11. Kireev B.N., Ispol zovanie mul timedijnyh resursov pri izuchenii speckursa "Individual nyj predprinimatel", Prepodavatel XXI vek, 2013, No. 4, pp. 89-93. (in Russian)
12. Kireev B.N., The Use of Active Teaching Methods In Bachelor Training, Espacios, 2017, Vol. 38 (No. 56).
13. Petrov D.A., Hudzhina M.V., Ob usloviyah ehffektivnosti ispol zovaniya distancionnyh obrazovatel nyh resursov pri realizacii os-novnyh obrazovatel nyh programm v usloviyah regional nogo vuza, Prepodavatel XXI vek, 2016, No. 4, pp. 78-85. (in Russian)
14. Results of a mapping survey conducted in October-December 2013 Michael Gaebel, Veronika Kupriyanova, Rita Morais, Elizabeth Colucci, available at: http://www.open-edu-cationeuropa.eu/sites/default/files/ news/e-learnung%20survey.pdf (accessed: 14.02.2018).
15. Sumlennyj S., Ostanetsya desyat universite-tov, available at: http://ex-pert.ru/expert/ 2013/48/osta-netsya-desyat-universitetov/ (accessed: 08.01.2018). (in Russian)
16. Tatarchevskaya T., Sposobno li onlajn-obra-zovanie izmenit universitet, available at:
http: // elibrary. ru/proj ects/blogs/post/2013 /12/31/mooc_1.aspx (accessed: 03.02.2018). (in Russian)
17. Uvaro A.Yu., Zachem nam ehti MUKi, In-formatika i obrazovanie, 2015, No. 9. (in Russian)
18. Veledinskaya S.B., Dorofeeva M.Yu., An-dreev A.A., Smeshannoe obuchenie: tekh-nologiya proektirovaniya uchebnogo processa, Otkrytoe i distancionnoe obrazovanie, 2015, No. 2, pp. 12-19. (in Russian)
19. Yaroslav Kuz minov o cifrovom budushchem universitetov, available at: http://www. edutainme.ru/post/kuzmino v-interview/ (accessed: 08.12. 2017). (in Russian)
20. Zhdanov S.A., Karakozov S.D., Manyahina V.G., Integraciya ehlektronnogo obucheniya i distancionnyh obrazovatelnyh tekhnologij v uchebnyj process pedagogicheskogo vuza, Informatika i obrazovanie, 2015, No. 2 (261), pp. 17-21. (in Russian)
Киреев Борис Николаевич, кандидат физико-математических наук, доцент, кафедра общей инженерной подготовки, Елабужский институт, Казанский (Приволжский) федеральный университет, [email protected] Kireev B.N., PhD in Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor, General Engineering Training Department, Elabuga Institute, Kazan (Volga) Federal University, [email protected]
60