Журнал: Кластеры. Исследования и разработки Стр.
Издатель: Московский кластер бизнес-инициатив (Москластер), ОГРН 1157746107606, ИНН 7719402939 7-12
ISSN: 2414-9047
Название статьи: Совершенствование организации управления социально-экономическим потенциалом
территории в контексте реализации кластерной политики на примере лесного кластера Республики Коми
DOI: 10.12737/19890
FOS: 5.02, Economics and Business
WoS: B.00090, Economics
УДК: 338.24
ББК: 65.050
ГРНТИ: 06.52.01
РВИНИТИ: 061.51.53.01
РФФИ: 06.6.50
РНФ: 08.1.55
Автор: Корепова Валерия Владимировна
Телефон: +79164963820
Электронная почта автора: [email protected]
Страна, область, город проживания: РФ, Москва, Москва
Ученая степень: -
Ученое звание: -
Место работы автора: Московский государственный университет технологий и управления им.
К.Г.Разумовского (ПКУ)
Должность: Бакалавр
SPIN: 2577-1389
ODCID: 0000-0002-5406-235X
Researcher ID:-
Аннотация: В настоящее время кластерный подход является одним из главных приоритетов социально-
экономической политики развития регионов. Формирование кластеров помогает более эффективно
использовать имеющийся потенциала региона, что позволяет повысить уровень национальной технической
базы, а также скорость и качество экономического роста.
Ключевые слова: экономический потенциал территории, кластеры, кластерная политика, конкуренция,
корпорация, лесной комплекс.
Одной из приоритетных задач социально-экономического развития территории РФ является мобилизация потенциала территории с целью обеспечения стабильного экономического роста. На сегодняшний день одним из методов целесообразного решения данной задачи является формирование территориальных кластеров. Что подтверждается в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, где рассматривается создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий [7].
В 2008 году были приняты «Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации». В соответствии с этим документом основной целью кластерной политики является «обеспечение высоких темпов экономического роста и диверсификации экономики за счет повышения конкурентоспособности предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, образующих территориально-производственные кластеры».
В рамках поставленной цели в Методических рекомендациях были определены задачи, требующие решения:
- формирование условий для эффективного организационного развития кластеров;
- обеспечение эффективной поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности участников кластера;
- обеспечение эффективной методической, информационно -консультационной и образовательной поддержки реализации кластерной политики на региональном и отраслевом уровне [8].
По мнению М. Портера, конкуренция часто рассматривается менеджерами слишком узко. В 1979 году им была создана модель конкурентных сил, которая предполагает, что мы конкурируем не только с нашими прямыми конкурентами, но также мы боремся за власть с расширенным кругом конкурентов. А именно: с покупателями, у которых есть рыночная власть, поставщиками, у которых есть рыночная власть, с новыми игроками, которые также могут конкурировать с нами и продуктами или услугами-заменителями, которые могут накладывать ограничения на нашу прибыльность и рост. Таким образом, данная модель служит целостным подходом к рассмотрению целой отрасли промышленности, который дает понимание структурных основополагающих факторов прибыльности и конкурентоспособности.
Целью разработок ученого была стратегия адаптации в конкурентной среде. Понятие «кластер» было введено Майклом Портером в 1990 г. в работе «Конкурентные преимущества стран». Он определил «кластеры» как сконцентрированные по географическому признаку взаимосвязанные компании, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организации в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу [1].
Территориальные кластеры сегодня играют роль движущего фактора эволюции в экономическом развитии страны, а также могут стать мощной корпорацией, чья роль традиционно отводилась крупным предприятиям и холдингам. Данная кооперация может осуществлять свою деятельность через организацию различных совместных проектов, а также развитие программ государственно-частного партнерство. Как справедливо отмечает автор книги «Территориальные кластеры» Тарасенко В.В[6] .
Наличие простого суммарного потенциала на территории не является конкурентным преимуществом региона. Кластерный анализ необходим для рассмотрения конкурентных преимуществ с точки зрения анализа их жизнеспособности, оценки потребности данных кластеров в содействии со стороны органов власти и управления, определение форм и методов содействия. Кластерный подход опирается на серьезный многофакторный анализ всех возможностей и ресурсов территории, все экономические отношения на территории рассматриваются как взаимосвязанная и взаимодействующая деятельность предприятий и организаций, действующих в рамках экономических групп, объединяющих однородные предприятия. Отмечает А. Г. Воронин автор книги «Искусство управления населенной территорией» [3].
В статье В. В. Тарасенко «Стратегии развития территориальных кластеров» представлено мнение, что кластеры ориентированы, не только на потенциал региона, но и на формирование бренда региона, а также на механизм социально -экономического развития региональных отраслей. По мнению автора кластеры не могут быть самостоятельными организациями, юридическими лицами, а также
субъектами и предметами управленческого консультирования. Объясняется в статье это тем, что история знает не мало примеров, когда кластеры вырастали без какой-либо поддержки и наоборот, когда средства выделенные государством и разного рода организациями на реализацию кластерной политики, не приводили к росту кластеров[5].
Различие мнений авторов состоит в том, что в первом случае ставится упор на роль органов власти и управления в развитие кластеров, за счет их содействия, разработки мер и методик, во втором же случае кластерная политика представляется лишь как способ усиления развития кластеров.
Таким образом, кластерный подход зарекомендовал себя как эффективный способ развития наиболее перспективных отраслей для конкретной экономической системы региона, что может привести в долгосрочном периоде к повышению условий и качества жизни населения, модернизации производства, развитию инфраструктуры и предпринимательства, а также к росту производительности труда, путем применения новых продуктов и технологий [2, 11].
С целью удовлетворения потребностей внутреннего рынка в высококачественной и конкурентоспособной лесобумажной продукции отечественного производства, обеспечения экологической безопасности, стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса была разработана стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020. В соответствии с этим документом стратегия:
- определяет приоритетные направления развития лесного комплекса в части заготовки и переработки древесного сырья и пути их реализации;
- служит концептуальной основой для развития государственно -частного партнерства в лесном комплексе;
- обеспечивает согласованность действий органов исполнительной и законодательной власти различных уровней по направлениям развития лесного комплекса в долгосрочной перспективе;
- служит основой для принятия решений по поддержке на государственном уровне приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и развития лесопереработки в регионах Российской Федерации [10].
В стратегии представлен анализ потенциала доступного к использованию лесных ресурсов. Согласно экспертным оценкам прогнозируемый объем заготовки древесины к 2020 году должен составить 294 млн. куб. м, что будет в полной мере достаточно для реализации Стратегии.
Одним из сценариев реализации этой стратегии является создание территориальных лесопромышленных кластеров, сочетающих в себе конкуренцию, специализацию и кооперацию, взаимодействие всех основных участников -малых, средних и крупных предприятий, высших учебных заведений и других организаций, направленное на оптимизацию условий совместного развития, приводящее к синергетическому эффекту.
Создание региональных лесопромышленных кластеров должно быть направлено на:
- улучшение торгового баланса региона
- стабильное повышение вывоза продукции на внешние и внутренние рынки, а также на импортозамещение;
- увеличение налоговых поступлений в бюджетную систему;
- увеличение объема привлекаемых инвестиций, в том числе зарубежных в развитие региона;
- увеличение доли малых и средних предприятий, обеспечивающих выпуск продукции для удовлетворения регионального и местного рынков;
- развитие индивидуального предпринимательства и лесного фермерства;
- увеличение доли инновационных продуктов в продукции кластера;
- увеличение доли квалифицированных рабочих мест и повышение производительности труда [10].
В Стратегии определены основные точки роста лесного комплекса Российской Федерации и одним из них является территория Республики Коми.
В основных направлениях развития лесопромышленного комплекса Республики Коми на 2010-2015 гг. и на период до 2020 г. обозначены проблемы регионального сектора, основные ориентиры направления и меры государственной поддержки развития лесопромышленного комплекса Республики Коми. Одним из приведенных проектов является переход к интенсивной модели лесного хозяйства.
Данная модель предусматривает ряд мероприятий, таких как:
- замедление негативных процессов в структуре лесного фонда,
- улучшению качества и структуры лесного фонда в экономическом и экологическом отношениях,
- повышение экономической эффективности лесного хозяйства и лесопользования;
- повышению защищённости лесных ресурсов от неблагоприятных природных факторов и недобросовестных пользователей,
- устойчивое обеспечение лесными ресурсами региональной лесопереработки.
Основными механизмами по реализации перехода к интенсивной модели ведения лесного хозяйства являются:
- реализация долгосрочной республиканской целевой программы "Использование, охрана, защита и воспроизводство лесов в Республике Коми (2011 - 2013 годы)", охватывающей систему лесовосстановления, лесоустройства, охраны и защиты лесов;
- реализация проекта "Интенсификация лесного хозяйства и лесопользования в Республике Коми" в рамках Финляндско-Российской программы по развитию устойчивого лесопользования и сохранения биоразнообразия на Северо-Западе Российской Федерации;
- зонирование территории лесов Республики Коми для выделения участков пригодных для ведения интенсивного лесного хозяйства исходя из их продуктивности и транспортной доступности с доведением объёмов создания лесных культур на данных участках до 25-30% от площади лесовосстановления;
- внедрение в практику лесопользования и лесовосстановления коммерческих рубок ухода;
- внедрение опыта ведения лесного хозяйства и лесопользования, полученного в рамках реализации проекта Модельный лес «Прилузье» и других модельных лесов, действующих на территории Российской Федерации с его правовым и финансовым обеспечением;
- повышение квалификации специалистов лесного хозяйства и лесопромышленников методам интенсивного ведения лесного хозяйства и лесопользования;
- стимулирование и государственная поддержка проведения сертификации лесоуправления и лесопользования на основе международно -признанных стандартов;
- укрепление кадрового состава и материально-технической базы органов государственного лесного контроля и надзора за лесопользованием [9].
Требования к развитию кластеров в стратегиях развития зачастую носят исключительно декларативный характер, в них не всегда описаны модели и инструменты реализации кластерной политики. Автор статьи «Анализ качества управления кластерной политикой в контексте регионального развития Российской Федерации» Тарасенко В.В. затрагивает проблему качества управления кластерной политикой. Исследовав управленческие документы, отражающие цели и результаты кластерной политики, он пришел к выводу: развиваемые модели отраслевого и территориального развития могут инициировать не развитие кластеров, а развитие ТПК - территориально промышленных комплексов, характеризующихся закрытостью жесткостью отношений участников производственной цепочки, их ориентаций на получение государственных льгот [4].
Формирование и развитие территориальных кластеров в настоящее время становится одним из главных приоритетов социально-экономической политики развития регионов. Её главной задачей служит обеспечение стабильного экономического развития, за счет образованной конкуренции между взаимодействующими участниками кластера. Образование территориальных кластеров становится движущей точкой развития имеющегося потенциала региона. Кластерный подход является целесообразным механизмом направления суммарного потенциала региона в нужное русло, которое позволяет повысить уровень национально технологической базы, а также повысить скорость и качество экономического роста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Michael E. Porter. On Competition., Updated and Expanded Edition. Harvard Business Review Book, 2008.
2. Ананишнев, В.В. Формирование инновационных территориальных кластеров на базе успешных производственных отраслей экономики / В.В. Ананишнев, В.В. Брижанин, Р. Р. Хафизов // Журнал: Вестник челябинского государственного университета, Издательство: Челябинский государственный университет (Челябинск), 2015.
3. Воронин, А.Г. Искусство управления населенной территорией. Издательство: Финансы и статистика, 2014.
4. Тарасенко, В. В., Анализ качества управления кластерной политикой в контексте регионального развития Российской Федерации. Журнал: Современные проблемы науки и образования, Издательский Дом: «Академия Естествознания» (Пенза), 2014.
5. Тарасенко, В. В. Стратегии развития территориальных кластеров. Журнал: Экономические стратегии, Издательство: Институт экономических стратегий (Москва), 2011.
6. Тарасенко В.В. Территориальные кластеры: Семь инструментов управления. Москва, 2014
7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 .11.2008 г. N 1662-р) // [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/
8. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (утв. Минэкономразвития РФ 26.12.2008 N 20615-ак/д19) // [Электронный ресурс] URL: http://economy.gov.ru/minec/ activity/sections/innovations/development/doc1248781537747/
9. Основные направления развития лесопромышленного комплекса Республики Коми на 2010-2015 гг. и на период до 2020 г.(утв. экс-Главой Республики Коми В.М. Гайзером ) // [Электронный ресурс] URL: http: //minprom.rkomi .ru/page/5 912/
10.Приказ Минпромторга РФ № 248, Минсельхоза РФ № 482 от 31.10.2008 г. «Об утверждении развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020». // [Электронный ресурс] URL:http://www.mgul.ac.ru /UserFiles/File/Lesoustroistvo/Normativno_pravovye_dokumenty/Strategiya_raz vitiya_lesnogo_kompleksa_Rossijskoj_Federatsii_na_period_do_2020_goda.pdf/
11.Митрофанова М. В. Региональная кластеризация - механизм повышения инвестиционной привлекательности региона / В. В. Корепова, Д. С. Мазина, М. В. Митрофанова // Кластеры. Исследования и разработки. 2016. Т. 1. №. 1. C. 26-33. DOI: 10.12737/19101