Макар С.В.
д.э.н., Финансовый университет
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ: ВЕКТОРЫ ПОДДЕРЖКИ НАЦИОНАЛЬНОГО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
Ключевые слова: лесной потенциал, лесной сектор, лесное хозяйство, стратегия развития, подходы: концептуальный, стратегический, организационный, кластерный, методологический.
Keywords: forest potential, forest sector, forestry, development strategy, management approaches (conceptual, strategic, organizational, cluster, methodological).
В настоящее время лесной сектор экономики России занимает невыгодные для себя ниши в международном разделении труда. Россия поставляет для основных своих конкурентов дешевое высококачественное сырье и одновременно обеспечивает рынок для сбыта произведенных ими лесных товаров с высокой добавленной стоимостью. Столь неэквивалентный обмен во многом определяет значительную зависимость от импорта и низкую конкурентоспособность отечественного лесного сектора экономики в сфере производства, образования, науки и технологии.
Базовой составляющей лесного сектора является лесное хозяйство, где формируются и воспроизводятся древесные и недревесные1 лесные ресурсы. Основные условия и факторы, обусловившие появление и накопление системных проблем в состоянии современного лесного хозяйства, следующие:
- истощение эксплуатационных запасов древесины в зонах расположения действующих лесопромышленных предприятий и транспортных путей;
- недостаточная точность учета лесных ресурсов;
- дефицит квалифицированных кадров и недостаток трудовых ресурсов в многолесных регионах;
- значительные потери лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней (ущерб от лесных пожаров, вредных организмов и других неблагоприятных факторов значительно выше общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов);
- невысокое качество лесовосстановления;
- низкий технический уровень лесохозяйственных работ;
- слабо развитая транспортная инфраструктура в лесах;
- высокий уровень нелегального оборота древесины;
- нарушение биологического разнообразия лесов (в местах интенсивного освоения лесов наблюдается изменение их ресурсного и экологического потенциала, сокращение видового и экосистемного разнообразия, что требует особого внимания в связи с необходимостью выполнения Россией международных обязательств по сохранению биологического разнообразия, смягчению глобальных изменений климата, требований лесной сертификации).
Целесообразно, c позиций государственного управления, выделить ряд подходов - векторов поддержки лесных хозяйств - с учетом мирового опыта и особенностей современного периода модернизации страны. Под вектором-подходом нами понимается рекомендуемое направление деятельности, которое опирается на научное обоснование и интуицию. В число таких подходов-векторов поддержки в области лесных хозяйств должны, по-нашему мнению, войти следующие:
- концептуальный
- стратегический
- организационный
- кластерный
- методологический.
Выделение данных позиций опирается на анализ мирового опыта государственной поддержки лесных хозяйств, оценку факторов и условий развития лесных хозяйств России в период ее модернизации, Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, Стратегию развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, экспертные оценки.
Концептуальный подход. Исходя из стратегических целей пространственного развития России, целесообразно актуализировать и систематизировать элементы, являющиеся главными концептами для развития национального лесного потенциала и его региональных компонент - экономический, экологический, социальный.
С позиций экономического концепта лес представляет собой восполнимый природный ресурс - важную составляющую национального богатства. В этом качестве он выступает базой для различных видов экономической дея-
1 На сегодняшний день недревесные ресурсы представляют основу для развития малых и средних форм хозяйствования -промышленной и иных видов деятельности.
тельности и формирования диверсифицированной экономики регионов, создания новых рабочих мест. Лес по-прежнему сохраняет своё значение источника древесины - сырья для различных видов промышленной деятельности, но возрастает в последнее время его топливное значение, а также существуют значительные перспективы в отношении реализации рекреационной функции. Данный концепт также включает обеспечение продовольственной безопасности регионов
Главным вектором экологического концепта необходимо выделить углеродный - леса регулируют содержание углекислого газа в атмосфере. Российские леса играют ключевую роль в связывании и поглощении общего атмосферного углерода и выделении кислорода. Выполняя роль проводника в глобальных циклах воды и углерода, леса являются генератором формирования первичной биологической продукции1. Они способны влиять на последствия выбросов парниковых газов, связанных с результатами экономической деятельности человека (антропогенного воздействия) и при этом способствовать накоплению углерода. С позиций национального и регионального уровней лесной потенциал следует рассматривать как главную составляющую ассимиляционного потенциала территории. Подчеркнем экономическую составляющую использования лесных территорий как депозитарного ресурса - накопления углеродных стоков и хранения углерода. Существенным аспектом экологического концепта становится климатический: как средо-образующий фактор леса необходимы для поддержания климата в глобальном, региональном и в локальном масштабе.
Актуальные аспекты социального концепта сформированы следующим образом:
1 - реабилитационно-рекреационный - как системный объект леса способны восстановить биологические и социальные функции здоровья человека, его работоспособность, физическую выносливость и психологическую устойчивость;
2 - культурно-исторический - лес является частью культурно-исторической среды, частью культурного наследия, под воздействием которой формируются культура и обычаи общин и целых народов2;
3 - санитарно-гигиенический - леса, особенно хвойные, очищают атмосферный воздух от механических примесей и выделяют химические соединения (фитонциды), препятствующие росту и размножению бактерий и вирусов; выполняют защитную функцию в пределах агломераций, служат буфером между городской и пригородной зоной и являются важным эстетическим элементом пространственной структуры городского хозяйства.
Очевидно, что экономический, экологический и социальный концепты сближаются на основе защитной функции, которую выполняют леса (лесные земли) по отношению с человеку, социуму, природным компонентам экосистем. Многоцелевое ведение лесного хозяйства, повышение уровня использования древесины и ее отходов, увеличение заготовок и переработки недревесной продукции леса (плоды и ягоды, березовый сок, лекарственное сырье, мед, мясо) также рассматривается в настоящее время как защита безопасности настоящего и интересов будущих поколений, т.е. как необходимое условие устойчивого развития. Однако значение лесного потенциала трансформируется в зависимости от масштаба рассмотрения объекта, а также приоритетов социально-экономического развития.
Стратегический подход. В целях долгосрочного развития необходимо построение отдельных компонент-стратегий развития лесного потенциала. С нашей точки зрения необходимо использование трех компонент-стратегий:
- освоения,
- воспроизводства-защиты,
- обеспечения безопасности развития лесного потенциала.
Развитие биоэнергетики - инновационный вектор для освоения лесного потенциала России. Его следует рассматривать как вызов для формирования национального устойчивого лесопользования и решения экологических проблем России3. Конкурентные преимущества для развития энергетического направления глубокой переработки древесины могут позволить производству композиционных материалов энергетического назначения (пеллет) стать ядром кластерной системы региона в среднелесных освоенных регионах Европейской части России, что связано с наличием запасов низкотоварной древесины, отходов старых лесопромышленных производств, близостью рынков сбыта, возможностями внутреннего энергопотребления. Отметим, что опыт выделения и формирования лесопроизводственного кластера как пространственной составляющей региональной кластерной системы на основе преимуществ глубокой энергетической переработки древесины представлен на примере Псковской области4.
Конкурентные преимущества, связанные с развитием глубокой химической переработки древесины в бумагу, картон, тару, упаковку и т.д., предоставляют возможность для многолесных лесопромышленных регионах Восточной экономической зоны выделить этот вид деятельности как ядро производственного кластера.
Целесообразность и возможность развития глубокой механической переработки древесины для производства строительных конструкций и мебели реализуется в качестве ядра для малолесных и густонаселенных регионов, расположенных на юге Европейской части России, что связано с организацией массового деревянного домостроения в благоприятных климатических условиях для жизни населения.
1 Русские ученые первыми отметили главное глобальное свойство леса: он является основным планетарным аккумулятором живого вещества в биосфере.
2См.: Макар С.В. Лесной потенциал как объект природного и культурного наследия России и ее регионов // Гуманитарные ресурсы регионального развития (на примере естественно-природного и культурного наследия). - М.: Эслан, 2009. - С. 149-158.
3 Макар С.В. Акценты развития экологической ситуации в России в период модернизации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - М., 2014. - № 21 (258). - С. 11-21.
4 Макар С.В. К вопросу о полюсе развития потенциала региона: Псковская область // Псковский регионологический журнал. 2015. - № 24. - С. 12-22.
Для малоосвоенных регионов главным аспектом освоения является изучение лесного потенциала и создание перспективных моделей реализации и развития лесного потенциала с точки зрения национальных приоритетов и региональных интересов. В этих регионах наиболее важным приоритетом является сохранение природных экосистем и традиционных форм природопользования, связанных с лесом.
Очевидными вызовами, на решение которых направлена стратегия «воспроизводства-защиты», являются:
- замена первичных лесов вторичными - худшими по качеству лесных ресурсов с нарушенными экосистемами, из чего следует необходимость развития видов деятельности по уходу за лесами;
- ухудшение качества окружающей среды и здоровья населения (экологические проблемы), что подразумевает обязательность сохранения первичных лесных экосистем и создание лесопосадок в малолесных регионах и в пригородных зонах в защитных целях;
- угрозы сохранению лесной специализации страны и низкие по сравнению с развитыми странами значения показателей внутреннего потребления лесной и лесобумажной продукции;
- растущая востребованность поглощения парниковых газов, что приводит к необходимости создания лесных плантаций1 в транспортнообеспеченных регионах и регионах с наличием свободных трудовых ресурсов.
Цель стратегии «воспроизводства-защиты» можно считать двуединой:
- научное исследование эффектов от использования защитных функций лесного потенциала для национального и регионального социально-экономического развития;
- формирование (трансформирование) национального и регионального механизма воспроизводства лесов в целях оптимизации, а также совершенствование механизма использования и поддержания защитных функций лесного потенциала регионов России.
Стратегия «воспроизводства-защиты» определяет не только цели и приоритеты, но и способы эффективного воспроизводства лесного потенциала, сохранения лесных экосистем для регионов различного типа.
С точки зрения особенностей природного пространства необходимые действия (способы реализации стратегии) -лесовосстановление, облесение, сохранение лесных экосистем - должны исходить из анализа и учета региональных природных особенностей и принципа поддержания экосистемных связей.
Аспектами реализации данной стратегии являются: воспроизводство лесов (естественное и искусственное лесо-восстановление); уход за лесами; защитное лесоразведение (облесение); расширение и оптимизация сети ООПТ; создание целевых углеродопоглощающих лесов.
Интенсивный путь развития лесного хозяйства (с позиций национального уровня) подразумевает, что лес выращивается с нужной для переработчика породной и сортиментной структурой, а лесохозяйственные мероприятия проводятся в течение всего периода роста дерева. Это позволяет ускорить достижение заданных характеристик, влияя на формирование деревьев, и использовать альтернативный возрасту насаждений показатель возможности проведения сплошных рубок - достижение древостоем определенного среднего диаметра. Практика скандинавских стран свидетельствует, что использование этой модели приводит к заинтересованности собственника (арендатора) в проведении лесовосстановления наиболее эффективным способом, к более качественному уходу за лесом, к внедрению современных технологий ведения лесного хозяйства и получения максимально возможного экономического эффекта.
Однако региональный интерес заключается в сохранении на территории региона не только лесов, но и процессов воспроизводства жизнедеятельности, что предусматривает диверсификацию структуры экономики региона для более устойчивого экономического развития. В этой связи стратегию воспроизводства лесных ресурсов и развития защитных функций лесного потенциала следует, по нашему мнению, рассматривать в единстве со стратегией «освоения» регионального лесного потенциала.
Стратегия обеспечения безопасности развития национального лесного потенциала и его региональных компонент направлена на снижение уровня угроз лесным ресурсам. Одним из путей решения проблемы нелегальной заготовки и нелегального оборота древесины является исключение из экспортных поставок древесина неясного происхождения, что повысит престиж России в международных отношениях и создаст благоприятные условия для поставок древесного сырья в страны еврозоны.
Очевидные приоритеты деятельности государства в обеспечении безопасности развития лесного потенциала регионов:
- необходимы дополнения к федеральному законодательству, касающиеся создания условий развития в России глубокой энергетической переработки древесины, связанной с утилизацией отходов лесозаготовки и деревообработки;
- темпы роста отечественного ЛПК на протяжении длительного времени остаются низкими; в числе причин -отсутствие в необходимом количестве доступных лесосырьевых ресурсов, что связано со слабым развитием лесной инфраструктуры.
Совокупность факторов наднационального и национального характера требуют от России конгруэнтных действий по формированию системы ответственности, в частности, выраженной в мерах государственного противодействия обороту нелегальной древесины и обеспечения пожарной безопасности лесов. Государственная поддержка необходима для ускорения реализации инвестиционных проектов создания мощностей по глубокой переработке древесины, особенно при финансировании наиболее рискованного для инвесторов этапа «start-up».
Для развития социальной и экологической ответственности продавцов и покупателей лесной продукции необходимо построение информационной сети - телевидение, радио, печать и т.п., посредством которых государственные
1 Согласно мировому опыту, формирование лесных плантаций также является частью технологического процесса глубокой химической переработки древесины в качестве обеспечения сырьевой базы данного производства.
органы управления лесным хозяйством, лесной бизнес могут и должны рекламировать свою деятельность, объясняя общественности цели и задачи лесного хозяйства, планирования, лесопользования.
Основной стратегической задачей в сфере информационного обеспечения управления лесами является формирование блока стратегической информации, характеризующей будущее развитие лесных ресурсов, состояние окружающей природной среды, технологий переработки лесных ресурсов, новых продуктов, а также тенденций конъюнктуры глобальных рынков лесных товаров и услуг.
Важнейшим условием вовлечения общественности в управление лесами является наличие в открытом доступе информации о лесах и деятельности органов государственной власти и управления. Россия располагает необходимой законодательной базой для обеспечения открытости такой информации1. Наиболее современной формой предоставления информации являются Интернет-сайты. Однако качество информационного наполнения сайтов органов управления лесами в субъектах Российской Федерации не отвечает современным запросам по актуальности и полноте данных о состоянии лесов и деятельности по их использованию, охране и защите.
Поскольку население является массовым потребителем лесной продукции, для формирования экологически чувствительного внутреннего рынка страны необходимо воспитание социально ответственного потребителя. Лесная продукция в сознании покупателя должна ассоциироваться с конкретным лесом, и связанными с ним экологическими и социальными проблемами. Так, покупая лиственницу для личного строительства, отечественный потребитель должен задуматься о том, где заготовлена эта древесина, поскольку в европейской части страны лиственница занесена в Красную книгу. Это обстоятельство требует внедрение в федеральные и региональные стандарты вузов соответствующих курсов, например, в рамках дисциплины «Экономика природопользования». В то же время очевидна необходимость качественной подготовки кадров для лесного хозяйства по лесным специальностям с учетом лучшего мирового опыта (например, финского). Эта подготовка и переподготовка должна быть ответственно организована совместно МПР РФ (Рослесхозом) и Минобрнауки РФ в ведущих «лесных» вузах страны.
Организационный подход. Очевидна необходимость единого управления в лесном комплексе. Вектор совершенствования системы государственного управления и координации в лесном комплексе определяется потребностью координации и регулирования в лесном хозяйстве и лесной промышленности в сочетании с территориальным управ-лением2. Кроме того, целесообразно создание следующих специализированных служб:
- единой службы авиационной охраны и защиты лесов, включающей региональные подразделения в отдельных субъектах РФ на основе зонального районирования лесного фонда; основное назначение данной службы: организация и проведение превентивных противопожарных и лесозащитных мероприятий, борьба с лесными пожарами, болезнями и вредителями лесов, дополнительно - оказание платных услуг заинтересованным организациям при проведении работ на территории лесного фонда Российской Федерации;
- службы по лесоустройству (или инвентаризации лесов) для обеспечения информацией о наличии и состоянии лесных насаждений в лесном фонде, а также предоставляющей необходимую нормативную документацию для осуществления лесопользования;
- службы воспроизводства лесов, включая селекцию, производство и хранение семян, производство районированного посадочного материала для лесовосстановления, озеленения муниципальных территорий и частных домовладений, оказание платных услуг лесопользователям, сельхопроизводителям, городским коммунальным службам, населению.
Необходимость преодоления негативных процессов, связанных с нелегальной заготовкой древесины, подрывающей лесное хозяйство как базу развития прозрачного лесного бизнеса, обусловливает современный приоритет государственного управления - создание государственной структуры (госкорпорации) по экспорту сырьевых товаров из древесины. С данным аспектом связаны следующие направления деятельности: формирование сети инфраструктуры экспорта, инвестирование в лесную инфраструктуру и мощности по глубокой (химической, механической, энергетической) переработке древесины.
Реализация указанных позиций потребует использования механизма частно-государственного партнерства.
Кластерный подход. Соединение пространственных элементов лесного хозяйства и лесной промышленности с другими компонентами регионального пространства возможно в структурах территориально-кластерного типа. Предлагаемый автором кластерный симбиоз объединяет конструкции кластеров производственного и воспроизводственного типа применительно к лесному потенциалу3. В этой связи предпочтительно использование разновидностей моделей кластеров с учетом выделения трех типов регионов: промышленные лесоизбыточные, лесообеспеченные, лесодефи-цитные.
Региональный лесной кластер - это устойчивая группа территориально близких и функционально связанных частей развития лесного потенциала региона, соотносящихся с региональными особенностями развития региона. Очевидно, что лесной кластер объединяет в себе признаки и отраслевого, и регионального кластера. По сравнению с от-
1 Конституции Российской Федерации: «Каждый имеет среду право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии...» (статья 42);Статья 24 п. 2: органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы; Статья 29: каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
2 Макар С.В. Развитие регионального лесного потенциала в координатах государственного стратегического планирования //
Региональная экономика: теория и практика. 2010. - № 38(173). - С. 33-41.
3
См. подробнее: Макар С.В Применение методологии пространственного анализа к исследованию лесного потенциала России: монография. - М.: Экономика, 2012. - С. 195-208.
раслевым подходом, региональный кластерный подход - это также способ кооперации и защиты конкурентоспособности его участников, объединенных региональными интересами. Лесные виды деятельности современные отечественные исследователи выделяют в числе «пропульсивных». Следовательно, структурные элементы лесного комплекса способны стать ядром кластера, которое притягивает другие виды деятельности (взаимодополняющие и поддерживающие), а также конечное потребление и сферу услуг.
В рамках лесной кластерной системы региона выделяются две группы видов деятельности. Группа, входящая в первый уровень кластерной системы (оболочка ядра), отличается тесными связями с ядром, причем эти связи имеют поддерживающий характер, что обеспечивает устойчивость кластера в целом. Само ядро может включать как один «лесной» вид деятельности, так и несколько.
Диверсификация ядра направлена также на повышение устойчивости кластера. Группа видов деятельности второго уровня (внешняя среда) выполняет обеспечивающие функции для первого уровня - эта связь менее обусловлена и исходит из принципов экономической и социальной целесообразности. Виды деятельности данного уровня имеют отношения не только с кластерными структурами, они носят общерегиональный характер. К этому уровню относятся инфраструктурные виды деятельности, а также научная и образовательная деятельность. Если в регионе выделены другие кластеры (помимо «лесных»), то виды деятельности внешней среды этих кластеров могут входить в лесную кластерную систему региона.
Объединение видов деятельности в лесном кластере отражает региональные преимущества и определяет характер возможных нововведений, связанных в первую очередь с научными эколого-экономическими знаниями, технологией и информацией. Научная и образовательная деятельность является неотъемлемой составляющей кластерной системы - источником генерации новых знаний, новых технологий и информации. Трансформатором этих нововведений в конкурентные преимущества выступает рыночная инфраструктура, ориентированная на диффузию инноваций.
Следует подчеркнуть, что принципиальное значение имеет типология лесных кластеров. С точки зрения реализации лесным потенциалом двух основных функций (социально-экономической и социоприродной) следует различать два типа лесных кластеров: лесопроизводственный и лесовоспроизводственный. Ядром лесопроизводственного кластера, учитывая сложившуюся мировую конъюнктуру, а также национальные приоритеты, должны быть виды деятельности, представляющие глубокую переработку древесины1.
Содержание ядра должно быть конкретизировано с учетом внешних условий и пространственной дифференциации внутренних региональных детерминант развития аспектов этого направления для основных типов регионов -многолесных лесопромышленных, среднелесных освоенных и малолесных регионов. Оболочкой ядра лесопроизвод-ственного кластера должны стать виды деятельности, связанные с ним технологической цепочкой (заготовка сырья, производство полуфабрикатов).
Ядром лесовоспроизводственного кластера должны стать виды деятельности, реализующие социоприродную функцию лесного потенциала: лесовосстановление; создание лесных культур; сохранение биологического и ландшафтного разнообразия (создание генетических резерватов); лесное семеноводство; лесная селекция. Оболочкой ядра лесовоспроизводственного кластера следует рассматривать виды деятельности, поддерживающие ядро и обусловленные им: уход за посадками; выращивание лесопосадочного материала; выращивание и реализация саженцев плодовых деревьев и кустарников; заготовка плодов, ягод, орехов, грибов и их реализация; сдача в аренду рекреационных, ландшафтных участков леса; обслуживание туристических маршрутов, туристических стоянок; заготовка сена и других видов кормов; изготовление и реализация сувениров, изделий народного промысла и т.п.
Особенностью кластерного подхода к поддержке лесных хозяйств является комплементарное соединение двух кластеров - лесопроизводственного и лесовоспроизводственного в одной региональной кластерной системе. Такое соединение носит взаимовыгодный характер и может быть названо кластерным симбиозом. Региональная кластерная система будет иметь, с одной стороны, стандартную конфигурацию (двумерное ядро - его оболочка - внешняя среда), с другой стороны, наполнение этой конфигурации будет всегда индивидуально, т. к. основано на конкретных системных характеристиках самих кластеров и свойствах (особенностях) социально-экономических систем их локализации. Процесс формирования и развития региональной кластерной системы на основе использования и развития лесного потенциала, базируется на использовании комплексной оценки территории региона как методе пространственного анализа, а также поддерживается информационной базой региона (территориальным банком данных).
Стратегия развития региональной кластерной системы на основе лесного потенциала (кластерная стратегия) предполагает определение способов решения проблем реализации и развития данного объекта как части регионального пространства и системной составляющей регионального хозяйства. С позиций построения стратегии устойчивого развития лесного потенциала в контексте регионального развития следует говорить о формировании оптимального (желательного) состояния лесной кластерной системы в рамках регионального пространства. Если, как было отмечено выше, рассматривать стратегию в узком смысле - как совокупность способов решения проблем реализации и развития лесного потенциала, то необходимо определить начальное состояние реализации регионального лесного потенциала и наметить траекторию перехода к устойчивому развитию данного объекта с учетом стратегических параметров внешнего пространства. Опыт применения кластерного подхода для поддержки лесных хозяйств и реализации региональ-
1 Исходя из технологических особенностей глубокой переработки древесины, различают следующие ее виды: механическую; химическую; энергетическую (этот вид глубокой переработки древесины следует считать инновационным для России).
ного лесного потенциала представлен в моделировании региональных кластерных систем для регионов различных типов1.
Методологический подход. В целях совершенствования господдержки лесных хозяйств с научной точки зрения целесообразно применение методологии пространственного анализа, которая позволяет выйти за рамки рассмотрения исключительно экономического пространства2. Потребность в этом объясняется необходимостью сочетания производства лесной продукции (в частности, структур, связанных с заготовкой древесины) с воспроизводством - как видом экономической деятельности и как природно-антропогенным процессом. Пространственный анализ позволяет выявлять ограничения, которые касаются структурных проблем состояния и развития потенциала лесов России. Данный подход также позволяет исследовать условия комплементарности (взаимодополняемости) развития различных особенностей лесного потенциала, основываясь на анализе его размещения, особенностей реализации, проблем развития, выявления связей с другими пространственными структурами.
Применение методики расчета устойчивости развития лесного потенциала регионов-субъектов РФ3 в рамках методологии пространственного анализа позволяет проводить типологию регионов по критерию устойчивости развития их лесного потенциала (как интегрального развития и лесного хозяйства, и лесной промышленности). Данный показатель отражает результат воздействия совокупности факторов и показывает векторы совершенствования государственного управления лесным хозяйством в сочетании с лесной промышленностью.
В заключении дополнительно подчеркнем необходимость стратегии развития национального лесного потенциала и определение невербального вклада региональных лесных потенциалов в региональное развитие, а также отражение этого вклада в рамках национальной и региональных стратегий.
1 См.: Макар С.В. Применение методологии пространственного анализа к исследованию лесного потенциала России: монография. - М.: Экономика, 2012. - С. 256-257, 261-262, 271-272, 274-278, приложение 6, 7.
2 Там же, с. 9-71.
3 Экономическое развитие и региональное разнообразие Российской Федерации / Авт. колл. под рук. М.А. Федотовой, Ш. Вебера. - М.: Финансовый университет, 2013. - С. 77-116.