Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года
1
УДК 631.152
08.00.00 Экономические науки
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ КРАСНОАРМЕЙСКИЙ РАЙОН
Зелинская Мария Владимировна д.э.н., профессор
профессор кафедры государственного и муниципального управления SPIN-код: 5696-3487
Варава Анна Владимировна студент
Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия
Статья посвящена актуальной проблеме современной науки управления - созданию оптимальной организационной структуры и закреплению четких должностных функций между сотрудниками Управления сельским хозяйством с целью эффективного развития сельскохозяйственного производства в муниципальном образовании Красноармейский район Краснодарского края. Этот регион является крупным агропромышленным районом Кубани, в котором в силу высокого хозяйственнофинансового потенциала имеется возможность прогрессивного развития аграрного сектора экономики. В ходе исследования проведен анализ современного состояния и эффективности функционирования Управления сельским хозяйством администрации муниципального образования Красноармейский район. Для повышения эффективности управления сельским хозяйством на данной территории предложено изменить действующую организационную структуру этого органа: перераспределить некоторые полномочия между сотрудниками согласно их квалификации, ввести в структуру востребованную практикой хозяйствования района должность землеустроителя-юриста, направить сотрудника на повышение квалификации. Реализация предложенных мероприятий по совершенствованию организационной структуры Управления сельского хозяйства приведет как к экономическому эффекту - снижению затрат на оплату труда, поступлению дополнительных денежных средств в бюджет от реализации новых административных функций, так и к социальному эффекту - повышение уровня квалификации сотрудников и степени их правовой грамотности
Ключевые слова: КРАСНОАРМЕЙСКИЙ РАЙОН, АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО,
UDC 631.152 Economical sciences
IMPROVEMENT OF MANAGEMENT OF AGRICULTURE IN THE MUNICIPAL DISTRICT OF KRASNOARMEYSKIY AREA
Zielinskaya Maria Vladimirovna Dr.Sci.Econ., professor
professor of the Department of state and municipal
management
SPIN-code: 5696-3487
Varava Anna Vladimirovna student
Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia
The article is devoted to the actual problem of modern science of management - creating the optimal organizational structure and securing clear job functions between employees of the Department of agriculture for the effective development of agricultural production in the municipality of the Krasnoarmeyskiy district of the Krasnodar region. This region is a major agricultural and industrial region of Kuban, in which due to the high economic and financial capacity it is possible to notice progressive development of the agricultural sector.
In the study, we present an analysis of the current state and performance of the agriculture Department of the municipal administration of the Krasnoarmeysky district. To improve the efficiency of management of agriculture in the area we have proposed to change the current organizational structure of this element of public administration: reallocate some powers between employees according to their classification, add into the structure demanded practice of managing the district office by lawyer, send personnel to training. The implementation of the proposed measures for improving the organizational structure of the Department of Agriculture will lead to both economic effect - reduce labor costs, receipt of additional funds in the budget from the sale of new administrative functions, and to the social effect -increasing the skill level of employees and their degree of legal literacy
Keywords: KRASNOARMEYSKY DISTRICT, MUNICIPAL ADMINISTRATIONS, AGRICULTURE, ORGANIZATIONAL
http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/79.pdf
Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года
2
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКУРА STRUCTURE MANAGEMENT OF
УПРАВЛЕНИЕ СЕЛЬСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ, AGRICULTURE, JOB DESCRIPTIONS,
ДОЛЖНОСТНЫЕ ИНСТРУКЦИИ, REDISTRIBUTION OF POWERS, LEGAL
ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ, SUPPORT, COST OF LABOR, ECONOMIC
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, РАСХОДЫ НА EFFECT
ОПЛАТУ ТРУДА, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ
Красноармейский район - ода из крупных агропромышленных локаций Краснодарского края, в которой сельскохозяйственные угодья расположены на площади 143 тысяч гектаров. Объём продукции сельского хозяйства составляет там треть от общего объёма базовых отраслей, в отрасли трудится около 35% всего работающего населения территории. Поэтому ведущее место в системе органов местного самоуправления занимает такое структурное подразделение, как Управление сельским хозяйством администрации муниципального образования Красноармейский район. Это Управление является отраслевым органом администрации МО Красноармейский район, учрежденным на основании решения представительного органа муниципального образования, действует в качестве юридического лица в форме муниципального казенного учреждения.
Действующая организационная структура Управления представлена на рисунке 1 [4].
Управлением проводится работа по регулированию и координации развития сельского хозяйства района в целях увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции, повышения эффективности производства и качества продукции, формирования производственной и социальной инфраструктуры.
http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/79.pdf
Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года
3
Рисунок 1 - Организационная структура Управления сельским хозяйством администрации муниципального образования Красноармейский район
В ходе изучения Положения об Управлении сельским хозяйством, должностных инструкций его специалистов и информации официального сайта Администрации МО Красноармейский район было выяснено, что его сотрудники должны выполнять следующие задекларированные функции: перспективное планирование и прогнозирование, разработка
муниципальных программ, работа с малыми формами хозяйствования, составление отчетности по направлениям деятельности и др.
http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/79.pdf
Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года
4
С помощью диагностического наблюдения за работой сотрудников выявлено следующее:
1) в программе социально-экономического развития МО
Красноармейский район закреплено 3 целевых показателя развития сельского хозяйства - средний уровень заработной платы, число рабочих мест, производительность труда. Однако сотрудники Управления говорили о других целевых установках - о сохранении села и предприятий, вне зависимости от уровня их эффективности, о введении в оборот новых земель;
2) должностные инструкции сотрудников Управления предусматривают перспективное прогнозирование и планирование развития различных направлений деятельности. Однако, это планирование строится не на целевых показателях. Специалисты Управления получают планы на будущий год от сельхозтоваропроизводителей, суммируют их показатели, и получают плановый районный показатель на следующий отчетный период. Такой алгоритм планирования сложно назвать перспективным;
3) из-за чрезмерной опеки Управления ряд районных сельхозпредприятий занял откровенно иждивенческую позицию. Считая своей первоочередной задачей сохранение села, а, следовательно, и сельскохозяйственных предприятий, сотрудники Управления зачастую берут на себя функции, которые предприятия должны выполнять самостоятельно. Так, например, в Управлении распространена практика проверки отчетов сельхозпредприятий в «сыром виде». Специалист Управления проверяет отчет, связывается с предприятием для разъяснения некоторых моментов и уточнения цифр, затем отправляет отчет обратно на предприятие для подписания руководителем;
4) ряд функций сотрудников Управления дублируется. Сразу несколько работников занимаются составлением отчетов по различным
http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/79.pdf
Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года
5
направлениям: получением информации от предприятий и составлением сводного отчета по своему направлению. Кроме этого можно отметить дублирование функций по работе с документацией по субсидированию сельхозтоваропроизводителей в зависимости от направлений субсидий.
Обобщая опыт диагностического наблюдения, можно выделить следующие основные проблемы функционирования Управления сельским хозяйством администрации муниципального образования
Красноармейский район, актуальные на сегодняшний день:
1. Нерациональное распределение функциональных обязанностей между сотрудниками Управления.
2. Дублирование некоторых функций сотрудниками.
3. Отсутствие полномочий в сфере осуществления муниципального земельного контроля.
4. Отсутствие востребованной спецификой и практикой работы Управления должности землеустроителя-юриста.
Развитие системы управления сельским хозяйством на местном уровне должно предусматривать условия и специфику производства на данной территории, природно-экономические факторы, традиции и материальную базу предприятий, финансово-экономическое состояние организаций, а также перспективы совершенствования структуры производства и сбыта продукции, включая совершенствование аппарата управления, функций управления, повышение квалификационных
характеристик работников аппарата, оптимизацию структуры и методов управления [1].
После изучения условий функционирования и современного состояния Управления сельским хозяйством в муниципальном образовании Красноармейский район, предложим мероприятия по совершенствованию организации работы этого органа [2].
Прежде всего, считаем, что Управлению необходимо
http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/79.pdf
Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года
6
трансформировать свою организационную структуру [3]. Изучив уровень базового образования и требования должностных инструкций всех сотрудников Управления, а также интенсивность их загруженности и степень дублирования работ, считаем целесообразным исключить из штатного расписания должность специалиста по охране труда и технике безопасности и должность агронома.
На практике текущие обязанности специалиста по охране труда и технике безопасности в Управлении фактически выполняет специалист по кадровым вопросам. Этого сотрудника и необходимо направить для повышения квалификации на курсы дополнительного профессионального образования в Краснодарском региональном институте агробизнеса, которые проводятся для государственных и гражданских служащих по программе «Охрана труда» в объеме 72 часов. На должность специалиста по охране труда и технике безопасности назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по направлению «Техносферная безопасность» или дополнительное профессиональное образование (профессиональную переподготовку) в области охраны труда. После повышения квалификации указанный сотрудник сможет работать главным специалистом и занимать должность специалиста по охране труда и кадровым вопросам.
Предлагаем закрепить в должностной инструкции следующие основные обязанности главного специалиста по охране труда и кадровым вопросам:
1.Организация проведения вводных инструктажей по охране труда принимаемым работникам.
2. Организация работы по созданию здоровых и безопасных условий труда на производстве, предупреждению несчастных случаев,
профессиональных заболеваний и пожаров в предприятиях, организациях, учреждениях и фермерских хозяйствах.
http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/79.pdf
Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года
7
3. Организация контроля за состоянием охраны труда, соблюдением законодательства об охране труда, а также выполнением приказов, указаний управления по вопросам охраны труда на предприятиях АПК, расположенных на территории района.
4. Организация в установленном порядке обучения и проверки знаний по охране труда руководителей, главных специалистов и специалистов предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности.
5. Осуществление методического руководства службой охраны труда, контроля за состоянием техники безопасности и работой по охране труда предприятий и оказание им практической помощи.
6. Разработка совместно со специалистами структурных подразделений Управления сельским хозяйством комплексных планов улучшения условий труда и санитарно-оздоровительных мероприятий, контроль за их выполнением.
7. Рассмотрение писем, заявлений и жалоб трудящихся по вопросам, входящим в его компетенцию.
8. Составление отчетов по установленным формам и своевременное их предоставление.
9. Ведение делопроизводства, прием поступающей корреспонденции.
10. Регистрация исходящих документов.
11. Печатать по указанию начальника различных материалов и информации, поступающей от специалистов Управления.
12. Прием документов и личных заявлений работников на подпись начальника Управления сельского хозяйства.
13. Формирование дел в соответствии с утвержденной номенклатурой, обеспечение их сохранности и сдачи в архив в установленные сроки.
http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/79.pdf
Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года
8
14. Организация телефонных переговоров начальника, прием и передача телефонограмм.
15. Работа по подготовке заседаний и совещаний, проводимых начальником (сбор необходимых материалов, оповещение участников о времени, месте, повестке дня заседания или совещания, их регистрация).
Рассматривая судьбу действующего агронома, должность которого предлагается исключить из штатного расписания, считаем необходимым назначить его начальником отдела растениеводства. Согласно
должностной инструкции, на эту должность назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование (агрономическое) и минимальный стаж муниципальной службы (государственной службы) от одного до трех лет или стаж (опыт) работы по специальности не менее двух лет. Всем этим требованиям полностью соответствует предлагаемая кандидатура указанного сотрудника. Он будет исполнять следующие обязанности:
1.Организует в районе работу по совершенствованию технологий возделывания зерновых, пропашно-технических и кормовых культур, проведение сельскохозяйственных работ в наиболее оптимальные сроки на высоком агротехническом уровне, с учетом сложившихся погодных условий, разрабатывает и внедряет научно-обоснованные системы севооборотов, защиты почв от эрозии, обработки почвы, применение удобрений, защиты посевов от вредителей, болезней и сорняков.
2. Обеспечивает рациональное использование земельного фонда, машинотракторного парка, горюче-смазочных материалов и средств химизации.
3. Организует работу по семеноводству, быстрому размножению семян районированных сортов, ускоренному проведению сортосмены и сортообновления, обеспечению хозяйств района высококачественными сортовыми семенами, правильному их использованию и хранению.
4. Разрабатывает совместно со специалистами мелиоративных
http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/79.pdf
Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года
9
организаций перспективы развития орошения земель в районе, культур технических и других мелиоративных работ, участвует в подготовке сводных планов ремонтно-эксплуатационных работ, контролирует их выполнение.
5. Анализирует использование богарных и орошаемых земель в хозяйствах района, вносит предложения и организует внедрение мер по улучшению земледелия на этих землях.
6. Подготавливает предложения по специализации и размещению производства в растениеводстве, укреплению материально-технической базы производства, хранения, сушки и переработки продукции растениеводства. Разрабатывает и внедряет мероприятия по снижению потерь продукции растениеводства на всех этапах ее производства и переработки.
7. Анализирует для практического использования в условиях района эффективность рекомендаций научно-исследовательских учреждений по проблемным вопросам производства продукции растениеводства и пропагандирует их в хозяйствах на районных совещаниях, семинарах и в период агрономической службы.
9. Готовит материалы для обсуждения на заседаниях, сессиях коллегии администрации района и управления сельского хозяйства по вопросам производства и переработки продукции растениеводства и осуществляет контроль за выполнением принятых решений.
10. Совместно с отделом животноводства планирует развитие кормовой базы в районе.
Предлагаемые перераспределения полномочий между сотрудниками Управления сельским хозяйством представлены на рисунке 2.
В случае внедрения предлагаемых мероприятий организационная структура управления трансформируется (см. рисунок 3).
http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/79.pdf
Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года
10
Рисунок 2 - Перераспределение полномочий между сотрудниками Управления сельским хозяйством
Проанализировав правовое обеспечение работы Управления сельским хозяйством администрации МО Красноармейский район, было выяснено, что на сегодняшний день оно не имеет права заниматься очень актуальной и востребованной практикой хозяйственных отношений в районе работой, в которую входит организация и осуществления муниципального земельного контроля на своей территории. Эта функция не закреплена в регулирующем данные вопросы нормативном акте -Федеральном законе от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [5].
http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/79.pdf
Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года
11
Рисунок 3- Проектная организационная структура Управления сельским хозяйством администрации МО Красноармейский район после
перераспределения полномочий
Поэтому считаем необходимым внести поправки в указанный нормативный акт, дополнить текст статьи 6 Федерального закона №294-ФЗ «Полномочия органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль» следующей компетенцией: «организация и осуществление муниципального земельного контроля на территории соответствующего муниципального образования». Считаем необходимым закрепить предлагаемую компетенцию следующими функциями:
а) обеспечение использования земельных участков, предоставленных гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в соответствии с условиями, установленными правовыми актами о предоставлении земельных участков, правовым режимом использования земель, а также договорами аренды земельных участков, договорами безвозмездного пользования земельными участками;
http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/79.pdf
Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года
12
б) предупреждение и пресечение самовольного занятия земельных участков, самовольного строительства или использования земельных участков без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю;
в) соблюдение режима использования земель особо охраняемых природных территорий краевого и местного значения, а также режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия;
г) предупреждение и пресечение незаконного изменения правового режима земельных участков;
д) соблюдение установленных земельным законодательством сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретение земельных участков в собственность;
е) предупреждение и пресечение сокрытия и искажения сведений о состоянии земель;
ж) предупреждение и пресечение самовольного снятия или перемещения плодородного слоя почвы;
з) предупреждение и пресечение использования земельных участков для целей недропользования в случае, если целевое назначение и разрешенное использование земельного участка не позволяет такое использование;
и) предупреждение и пресечение уничтожения плодородного слоя почвы, а равно порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
к) выполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и негативного
http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/79.pdf
Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года
13
воздействия на окружающую среду, ухудшающих состояние земель;
л) использование земельных участков не по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользованием земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного и иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом.
Задачей предлагаемого муниципального земельного контроля является обеспечение соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами требований земельного законодательства в области использования земель муниципального образования Красноармейский район [6].
Введение этой нормы позволит реализовать в жизнь предложение закреплению за Управлением сельским хозяйством МО Красноармейский район контрольно-надзорной функции. Данная функция потребует введения в штат Управления должности землеустроитель-юрист, который сможет решать вопросы регулирования земельных отношений и осуществлять правовое обеспечения деятельности Управления.
На сегодняшний момент вопросами правового обеспечения занимаются одновременно в тои или иной форме агроном отдела растениеводства, специалист по субсидированию
сельхозтоваропроизводителей отдела экономики, бухгалтерского учета и субсидирования, специалист отдела земельных отношений управления муниципальной собственностью, специалист юридического отдела администрации МО Красноармейский район. То есть указанная функция распылена и размыта. На предлагаемую штатную должность главного специалиста (землеустроитель-юрист) Управления сельским хозяйством планируется возложить следующие обязанности:
1.Готовит к рассмотрению вопросы о предоставлении и изъятии
http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/79.pdf
Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года
14
земельных участков из земель, находящихся в ведении Администрации, готовит по ним проекты постановлений.
2. Осуществляет муниципальный контроль за использованием земель по целевому назначению, охраной земель, соблюдением земельного законодательства всеми собственниками земель, землевладельцами, землепользователями и арендаторами, составляет отчеты о нарушениях земельного законодательства.
3.Организует работу по охране окружающей среды, земель, благоустройству населенных пунктов, по борьбе с эрозией почв.
4.Осуществляет работу по борьбе с сорной растительностью и разъяснительные работы среди населения по запрещению выращивания растений, содержащие наркотические вещества.
5. Ведет земельно-кадастровую книгу по всем видам
сельскохозяйственных угодий.
6. Ведет учет земель и строений по категориям: крестьянскофермерские хозяйства (КФХ), лично-подсобные хозяйства (ЛПХ), осуществляет (сбор правоустанавливающих документов).
7. Осуществляет контроль исполнения договоров на аренду земли на территории МО Красноармейский район.
8.Организует работу с руководителями крестьянско-фермерских и лично-подсобных хозяйств: сверку планов земельных участков,
составление отчетов по использованию земли. Разрабатывает и определяет совместно со специалистами агрохимической службы и районной станции защиты растений потребность района в удобрениях, подаче заявок на удобрения, регуляторах роста и мелиорантах.
9.Составляет протоколы об административных нарушениях, определенные законом Краснодарского края от 23.07.2003г. № 608-КЗ «Об административных правонарушениях» и Кодексом об административных правонарушениях РФ.
http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/79.pdf
Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года
15
10. Ведет учет сообщений и заявлений, указывающих на наличие событий административных правонарушений: сообщений и заявлений физических лиц; сообщений в средствах массовой информации; сообщений правоохранительных органов, государственных органов.
11 .Направляет в административную комиссию протокол об административном правонарушении в течение суток с момента его составления.
12.Осуществляет правовое обеспечение деятельности Управления сельским хозяйством;
13.Оказывает консультативно-правовую помощь сотрудникам отделов Управления сельским хозяйством.
Согласно должностной инструкции главного специалиста
(землеустроителя-юриста) на эту должность назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование (землеустройство, юридическое), минимальный стаж муниципальной службы (государственной службы) от одного до трех лет или стаж (опыт) работы по специальности не менее двух лет. Данные требования соблюдены полностью. Предлагается закрепить в штатном расписании должность землеустроителя-юриста и перевести на нее сотрудника, занимающего сейчас должность главного специалиста - инженера по охране труда и технике безопасности. Тогда его не придётся увольнять для реализации первого разработанного выше предложения по перераспределению полномочий сотрудников
Управления. Его образование, стаж службы и опыт работы соответствуют требуемым.
В результате предлагаемых преобразований организационная структура Управления сельским хозяйством муниципального образования Красноармейский район вновь трансформируется (см. рисунок 4). Если в действующем на сегодняшний день реестре должностей предусмотрено 12 сотрудников, то после внедрения в практику Управления сельским
http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/79.pdf
Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года
16
хозяйством администрации МО Красноармейский район предлагаемых рекомендаций по оптимизации структуры и функций, его реестр должностей сократится до 11 специалистов.
Рисунок 4 - Проектная организационная структура Управления сельским хозяйством администрации МО Красноармейский район после введения должности землеустроителя-юриста
Таким образом, оптимальная расстановка кадров, повышение квалификации сотрудников, приведет к наиболее эффективному функционированию Управления сельским хозяйством.
Определим экономические показатели трансформации организации Управления сельским хозяйством в муниципальном образовании Красноармейский район. Для этого определим величину годовых расходов на оплату труда Управления при действующем его реестре должностей (см. таблицу 1). Расчет расходов на оплату труда приведем в годовой размерности, для чего заработную плату сотрудников за месяц, в
http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/79.pdf
Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года
17
соответствии со штатным расписанием Управления, увеличим на 12.
Таблица 1- Затраты на оплату труда Управления сельским хозяйством администрации МО Красноармейский район при действующем реестре должностей, руб.
Наименование должностей У правления Годовой фонд оплаты труда Отчисления во внебюджетные фонды Итого за год
Начальник управления сельского хозяйства 420 000 126 000 546 000
Начальник отдела растениеводства (инженер) 360 000 108 000 468 000
Г лавный специалист (гидротехник) 288 000 86 400 374 400
Г лавный специалист (агроном) 288 000 86 400 374 400
Начальник отдела животноводства 360 000 108 000 468 000
Начальник отдела координации сырьевых зон перерабатывающей промышленности, по работе с ЛПХ и КФХ 360 000 108 000 468 000
Г лавный специалист 288 000 86 400 374 400
Начальник отдела экономики, бухгалтерского учета и субсидирования 360 000 108 000 468 000
Главный специалист (по бухгалтерскому учету) 288 000 86 400 374 400
Г лавный специалист (по субсидиям) 288 000 86 400 374 400
Главный специалист (по охране труда и технике безопасности) 288 000 86 400 374 400
Специалист 1 категории (по кадровым вопросам) 180 000 54 000 234 000
Итого 3 768 000 1 130 400 4 898 400
Из таблицы 1 видно, что ежегодные расходы на оплату труда составляют 3768 000 рублей, а вместе с отчислениями во внебюджетные фонды 4 898 000 рублей.
Далее определим расходы на оплату труда при новой организационной структуре Управления (см. таблицу 2). Как видно из таблицы 2, в случае внедрения в практику организации работы Управления сельским хозяйством администрации МО Красноармейский район проектного реестра должностей, ежегодный фонд оплаты труда составит
http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/79.pdf
Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года
18
3588000 рублей, а вместе с отчислениями во внебюджетные фонды 4664400 рублей, что на 234000 рублей (4,7%) меньше, чем сейчас.
Таблица 2- Затраты на оплату труда Управления сельским хозяйством администрации МО Красноармейский район при проектном реестре должностей, руб.
Наименование должностей У правления Годовой фонд оплаты труда Отчисления во внебюджетные фонды Итого за год
Начальник управления сельского хозяйства 420 000 126 000 546 000
Начальник отдела растениеводства (агроном) 360 000 108 000 468 000
Г лавный специалист (гидротехник) 288 000 86 400 374 400
Начальник отдела животноводства 360 000 108 000 468 000
Начальник отдела координации сырьевых зон перерабатывающей промышленности, по работе с ЛПХ и КФХ 360 000 108 000 468 000
Г лавный специалист 288 000 86 400 374 400
Начальник отдела экономики, бухгалтерского учета и субсидирования 360 000 108 000 468 000
Главный специалист (по бухгалтерскому учету) 288 000 86 400 374 400
Г лавный специалист (по субсидиям) 288 000 86 400 374 400
Главный специалист (по охране труда и кадровым вопросам) 288 000 86 400 374 400
Г лавный специалист (землеустроитель-юрист) 288 000 86 400 374 400
Итого 3 588 000 1 076 400 4 664 400
Рассмотрим изменение состава должностей и структуры Управления сельским хозяйством после внедрения предлагаемых оптимизационных рекомендаций (см. таблицу 3). Как видно из таблицы 3, при фактической структуре управления, в нем работает 12 человек, а при плановой - 11. В случае внедрения предлагаемых мероприятий и действия проектного реестра должностей, в Управлении произойдет изменение структуры работников: сократится одна должность специалиста первой категории. Это позволит сэкономить на заработной плате 180 тыс. руб. в год.
http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/79.pdf
Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года
19
Однако, для реализации предлагаемых структурных преобразований, необходимо повысить квалификацию одного работника (стоимость обучения составляет 25 тыс. руб.) и модернизировать программное обеспечение для организации работы землеустроителя-юриста (35 тыс. руб.).
Таблица 3 - Динамика состава, структуры и среднегодовой оплаты труда муниципальных служащих
Категории сотрудников Среднесписочная численность, чел. Структура персонала, % Среднегодовая оплата труда одного служащего, тыс. руб.
факт прог- ноз отклонение (+/-) факт прог- ноз отклонение (+/-) факт прог- ноз отклонение (+/-)
Начальник управления 1 1 0 8,3 9,1 +0,8 420 420 0
Начальник отдела 4 4 0 33,4 36,4 +3,0 360 360 0
Г лавный специалист 6 6 0 50,0 54,5 +4,5 288 288 0
Специалист 1 категории 1 0 -1 8,3 0 -8,3 180 0 -180
Итого 12 11 -1 100 100 0 1248 1068 -180
Определим основные показатели окупаемости затраченных инвестиций (см. таблицу 4).
Таблица 4 - Экономический эффект от оптимизации структуры Управления сельским хозяйством МО Красноармейский район, тыс. руб.
Показатель Фактически, 2014 г Проект, 2015 г Отклонение, +/-
Инвестиции в повышение квалификации специалиста - 25,0 +25,0
Инвестиции в программное обеспечение 35,0 +35,0
Г одовой фонд оплаты труда 3 768,0 3 588,0 -180,0
Г одовые отчисления во внебюджетные фонды 1 130,4 1076,4 -54
Итого затрат на оплату труда 4 898,4 4 664,4 -234,0
Экономия затрат - +174 +174
Окупаемость инвестиций, месяцев 4,1
http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/79.pdf
Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года
20
Как видно из таблицы 4, предлагаемые рекомендации по совершенствованию организации управления требуют общих инвестиций в размере 60 тыс. руб. Они приведут к годовой экономии затрат на оплату труда в размере 174 тыс. руб. Таким образом, инвестиции полностью окупятся через 4,1 месяца.
Отметим, что введение должности землеустроителя-юриста предполагает дополнительную статью доходов в бюджет муниципального образования Красноармейский район. Этот сотрудник согласно
должностной инструкции составляет протоколы об административных нарушениях, определенных законом Краснодарского края от 23.07.2003г. № 608-КЗ «Об административных правонарушениях» и Кодексом об административных правонарушениях РФ, а это, в свою очередь, предполагает поступление денежных взысканий (штрафов).
Следовательно, реализация предложенных мероприятия по совершенствованию организационной структуры Управления сельским хозяйством администрации МО Красноармейский район приведет как к экономическому, так и социальному эффекту: расходы на содержание Управления уменьшатся, его контрольные функции существенно расширятся, а уровень квалификации сотрудников будет повышен.
Литература:
1. Ермоленко В.В., Ермоленко Д.В. Новые функции государственного управления и регулирования условиями формирования экономики знания. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. 2010. - № 60. - Режим доступа http://ej.kubagro.ru/2010/06/pdf/06.pdf.
2. Зелинская М.В. Инструментарий оценки состояния региональной экономической системы. // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 11-2 (40-2). - С. 147-151.
3. Зелинская М.В. Информационное обеспечение региональной экономики. В сборнике: Экономика, финансы и менеджмент: тенденции и перспективы развития Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Инновационный центр развития образования и науки. - 2014. - С. 23-25.
http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/79.pdf
Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года
21
4. Официальный сайт муниципального образования Красноармейский район Краснодарского края http://www.krasnarm.ru/
5. Федеральный закон от 26.12.2008г. № 294 - ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
6. Чернявская С.А., Зелинская М.В. Влияние глобализации на развитие продовольственной подсистемы Краснодарского края. // Бизнес в законе. Экономикоюридический журнал. - 2012. - № 5. - С. 216-224.
References:
1. Ermolenko V.V., Ermolenko D.V. Novye funkcii gosudarstvennogo upravlenija i regulirovanija uslovijami formirovanija jekonomiki znanija. // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. 2010. - № 60. - Rezhim dostupa http://ej.kubagro.ru/2010/06/pdf/06.pdf.
2. Zelinskaja M.V. Instrumentarij ocenki sostojanija regional'noj jekonomicheskoj sistemy. // Jekonomika i predprinimatel'stvo. - 2013. - № 11-2 (40-2). - S. 147-151.
3. Zelinskaja M.V. Informacionnoe obespechenie regional'noj jekonomiki. V sbornike: Jekonomika, finansy i menedzhment: tendencii i perspektivy razvitija Sbornik nauchnyh trudov po itogam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Innovacionnyj centr razvitija obrazovanija i nauki. - 2014. - S. 23-25.
4. Oficial'nyj sajt municipal'nogo obrazovanija Krasnoarmejskij rajon Krasnodarskogo kraja http://www.krasnarm.ru/
5. Federal'nyj zakon ot 26.12.2008g. № 294 - FZ «O zashhite prav juridicheskih lic i individual'nyh predprinimatelej pri osushhestvlenii gosudarstvennogo kontrolja (nadzora) i municipal'nogo kontrolja».
6. Chernjavskaja S.A., Zelinskaja M.V. Vlijanie globalizacii na razvitie prodovol'stvennoj podsistemy Krasnodarskogo kraja. // Biznes v zakone. Jekonomiko-juridicheskij zhurnal. -
2012. - № 5. - S. 216-224.
http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/79.pdf