Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года
1
УДК 349.414;349.6;332.54; 332.334; 330.15; 930.85
08.00.00 Экономические науки
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ДИНАМИКИ СТРУКТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дудник Данил Владимирович к.э.н., доцент SPIN-код: 3862-2797
Бирюков Сергей Алексеевич к.с-х.н., доцент SPIN-код: 8415-4052
Дьяков Сергей Александрович к. э.н., доцент SPIN-код: 9193-5576
СКФФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», Северо-Кавказский филиал, Краснодар, Россия
Дудник Т атьяна Александровна SPIN-код: 7332-0754 Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия
Российская Федерация является самым большим по площади государством на планете, следовательно, важность исследования вопросов рационального использования земельных ресурсов нашего государства не вызывает сомнений.
Одним из основных стратегических преимуществ Российской Федерации перед другими государствами является её природоресурсный потенциал. Естественно, что актуальность государственного управления в части использования различных природных ресурсов, была объективно обусловлена на протяжении всей многовековой истории России, при этом природопользование (лесопользование, водопользование, использование объектов животного мира) рассматривалось как неотъемлемая, составная часть землепользования. Наиболее значимой категорией земель Российской Федерации, имеющей уникальное природное свойство - плодородие, являются земли сельскохозяйственного назначения, среди которых особое место занимают сельскохозяйственные угодья, являющиеся основным средством производства в сельском хозяйстве.
В последние годы наблюдается динамика структурных изменений в сфере использования земельных ресурсов, направленная на экологически обоснованное устойчивое
UDC 349.414;349.6;332.54; 332.334; 330.15; 930.85
08.00.00 Economic sciences
THE ASSESSMENT OF THE EFFECTIVENESS OF ORGANIZATIONAL - ECONOMIC MECHANISM OF LAND USE IN THE CONTEXT OF DYNAMICS OF STRUCTURAL CHANGES OF LAND RESOURCES IN THE RUSSIAN FEDERATION
Dudnik Danil Vladimirovich Cand.Econ.Sci., associate professor SPIN-code: 3862-2797
Biryukov Sergey Alexeevich Cand.Agr.Sci., associate professor SPIN-code: 8415-4052
D’yakov Sergey Alexandrovich Cand.Econ.Sci., associate professor SPIN-code: 9193-5576 Northern-Caucasian Branch of Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education “Russian State University of Justice”, Northern - Caucasian Branch, Krasnodar, Russia
Dudnik T atyana Alexandrovna SPIN-code: 7332-0754
Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia
The Russian Federation is one of the largest states on the planet in area, that is why the importance of the researches of problems of rational use of land resources of our state does not cause doubts.
One of the main strategic advantages of the Russian Federation before other states is its nature-resource potential. Naturally that the urgency of state management in the part of use of different natural resources was objectively substantiated for the long period of centuries-old history of Russia, and the nature management (forest management, water management, use of animal world objects) was considered as a inalienable, compound part of land management. The most significant category of Russian lands having the unique natural property - fertility is lands of agricultural purpose among which the agricultural lands have the special place and are the main means of production in agriculture.
For the last years there was observed the dynamics of structural changes in the sphere of use of land resources directing to the ecologically substantiated stable social and economic development including the decrease of ecological risks under the satisfaction of human demands in the process of use of natural resources as a main factor of socio-economic development of our country. The research of present changes and the assessment of effectiveness of organizational-economic mechanism of land
http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/66.pdf
Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года
2
социальное и экономическое развитие, в том числе и за счёт снижение экологических рисков при удовлетворении человеческих потребностей в процессе использования природных ресурсов, как важного фактора социо-экономического развития нашей страны. В этой связи исследование происходящих изменений и оценка эффективности организационно-экономического механизма землепользования в Российской Федерации является актуальной задачей, отдельным вопросам которой посвящена указанная статья
Ключевые слова: ОРГАНИЗАЦИОННОЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ, ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ, СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО, ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА, ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ
management in the Russian Federation is the urgent task and this article is devoted to the individual questions of this problem
Keywords: ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM, NATURE MANAGEMENT, AGRICULTURAL PRODUCTION, ENVIRONMENT, NATURAL RESOURCES, STATE MANAGEMENT, MANAGEMENT OF LAND RESOURCES
Земельные ресурсы, являются одним из основных стратегических преимуществ Российской Федерации перед другими государствами, поскольку их уникальные качественные характеристики, позволяют их использовать в качестве средства производства в сельском хозяйстве, что обуславливает особую актуальность вопросов совершенствования механизма использования земель в сфере их рационального использования и охраны.
Термин «земля» обладает большой научной ёмкостью. Он включает в себя такие понятия, как планета, территория, пространственный базис существования государства, средство производства в сельском хозяйстве, почва, земельный участок как объект гражданского оборота и т. д [4].
Земля в системе общественных отношений по своему социальному, экономическому, естественному значению и содержанию - это многосторонний объект земельных отношений [2].
Независимо от того, в каком контексте используется термин «земля», всегда подразумевается её естественное, независящее от воли человека происхождение, поэтому, если рассматривать землю в качестве объекта
http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/66.pdf
Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года
3
управления, необходимо учитывать то, что в первую очередь земля является природным объектом и подлежит особой охране [3].
В соответствии со ст.9 Конституции Российской Федерации: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории»[1].
Земля является необходимой материальной предпосылкой процесса труда, одним из его важнейших вещественных факторов, выступает главным средством производства в ряде отраслей народного хозяйства и, в первую очередь, в сельском и лесном хозяйстве [15].
Важность земли как природного ресурса в экономическом развитии человечества обусловлена исторически - одной из первых отраслей примитивного производства было земледелие. Человечество училось развивать производство, создавать прибавочную стоимость с выращивания продуктов питания.
В дальнейшем с развитием производственных сил земля стала рассматриваться не только как средство производства в сельском и лесном хозяйстве, но и как пространственный базис размещения промышленных объектов, транспортной инфраструктуры, основы развития населённых пунктов и т.д.
В последнее время всё большее значение приобретает социальнокультурная роль земли, когда источником дохода является не эксплуатация плодородия почвенного слоя, а удовлетворение эстетических потребностей людей.
Из общей площади поверхности Земли в 510 млн. км2 на долю суши приходится 149, 1 млн. км2 (29,2%), остальное составляют океаны и моря (70,8%). Земельные ресурсы мира определяются в 129 млн. км2, в их состав не включены ледяные пустыни Антарктиды и Арктики. Крупнейшими земельными ресурсами обладают следующие государства:
http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/66.pdf
Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года
4
Россия - 17,1 млн. км2 (13,3 мировых), Канада - 10,0, Китай - 9,6, США -
9,4, Бразилия - 8,5, Австралия - 7,7 млн. км2. По обеспеченности на душу населения земельными ресурсами выделяются Австралия, Канада и Россия[15].
Земельный фонд планеты представляет собой сочетание разнообразных категорий земель. Наибольшие площади заняты сельскохозяйственными угодьями - более 35%, лесами и кустарниками 30%, населёнными пунктами, промышленностью и транспортом - свыше 3% от всего земельного фонда[16].
Наибольшее значение в качестве земельного ресурса имеют земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения и землям лесного фонда, поскольку, экономическое значение имеет их продуктивность, основанная на почвенном плодородии.
Оценки мировых ресурсов земельных угодий приблизительны, более 1\3 суши строго неучтено (особенно в Азии и Африке) вследствие слабой изученности земель и несовершенства системы учёта. В мировых и национальных сопоставлениях используется такой показатель, как сельскохозяйственная освоенность территории - отношение сельскохозяйственных земель ко всей площади. Среди крупнейших стран мира наблюдается значительная дифференциация, обусловленная большими различиями в природно-географических условиях: в России доля сельскохозяйственных угодий составляет 13% от всей площади страны, в Канаде 7%, в США - 53 %, Франции - 63%[15].
Существует теория, согласно которой земельный и экономический потенциал страны оценивается не по абсолютной, а по эффективной территории. Под эффективной территорией понимается та часть, которая лежит вне экстремальных пространств, к которым относятся районы со средней температурой воздуха -2 градуса по Цельсию, расположенные выше 2000 метров над уровнем моря.
http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/66.pdf
Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года
5
Примерно 58 % площади Российской Федерации или 10 млн. кв. км находится в зоне вечной мерзлоты, где землепользование значительно затруднено. Пригодные для выращивания сельскохозяйственной продукции почвы сосредоточены главным образом на юго-западе нашей страны, в том числе и в Краснодарском крае. Основная часть территории Российской Федерации находится в районах рискованного земледелия.
От эффективного использования земельных ресурсов во многом зависит благосостояние населения любого государства, тем более, такого как Российская Федерация, имеющего самую большую территорию на планете.
Для эффективного управления и использования земельных ресурсов имеет значение целевое назначение земельного участка, определяемое в соответствии с его принадлежностью к определённой категории земель Российской Федерации.
Поскольку состав земель Российской Федерации неоднороден, содержание понятия «земля» как объекта государственного и муниципального управления, так же как и содержание объекта земельных правоотношений раскрывается через её классификацию в соответствии с целевым назначением.
В соответствии со ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации все земли подразделяются на семь категорий:
- Земли сельскохозяйственного назначения;
- Земли населённых пунктов;
- Земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
Особо охраняемых территорий и объектов;
- Лесного фонда;
http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/66.pdf
Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года
6
- Водного фонда;
- Земли запаса.
На основании данных государственной статистической отчетности в 2013 году площадь земельного фонда Российской Федерации составила
1709,8 млн. га без учета внутренних морских вод и территориального моря.
Данные, полученные в результате государственного статистического наблюдения за земельными ресурсами в течении последних двух лет (таблица 1) свидетельствуют о значительном увеличении в Российской Федерации площадей земельных участков, вовлечённых в гражданский оборот. Кроме того, в стране также продолжается процесс установления (изменения) границ населенных пунктов и приведения правового статуса земельных участков в соответствие с нормами действующего законодательства. К факторам, замедляющим процесс перевода земель из одной категории в другую, можно отнести отсутствие документов территориального планирования.
В течение 2012 года, осуществлённые в Российской Федерации переводы земель из одной категории в другую, затронули все категории земель, в большей степени это коснулось земель запаса и земель сельскохозяйственного назначения (таблица 1.).
http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/66.pdf
Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года
7
Таблица 1 - Распределение земельного фонда Российской Федерации
по категориям (млн. га)
№ п/п Наименование категорий земель на 1 января 2012 г. на 1 января 2013 г. 2012 г. к 2006 г. (+/-) Изменения в процентах
1. Земли сельскохозяйственного назначения 402,6 403,2 +0,6 +0,14
2. Земли населенных пунктов, в том числе: 19,1 19,2 +0,1 +0,5
2.1 городских населенных пунктов 7, 8 7, 8 - -
2.2 сельских населенных пунктов 11,3 11,4 +0,1 -
3. Земли промышленности и иного специального назначения 16,7 16,7
4. Земли особо охраняемых территорий и объектов 34,2 34,4 +0,2 +0,6
5. Земли лесного фонда 1104,9 1105,0 +0,1 -
6. Земли водного фонда 27,9 27,9 - -
7. Земли запаса 104,4 103,4 -1,0 -0,95
Итого земель в Российской Федерации 1709,8 1709,8 — -
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации наиболее ценной категорий земель являются земли сельскохозяйственного назначения, имеющие приоритет в использовании и охране.
Земли сельскохозяйственного назначения — особая категория земель, в состав которой входят лучшие, плодородные земли, составляющие достояние страны. Только в сельском хозяйстве земля используется не только как пространственно-операционный базис для размещения тех или иных объектов, но как основное средство производства. Поэтому сельскохозяйственные земли подлежат особой охране.
В последние годы площадь земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации увеличилась по сравнению с предшествующими годами на 625,9 тыс. га, однако, это связано в первую очередь с совершенствованием системы учёта земель в нашей стране, а не
http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/66.pdf
Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года
8
появлением новых земельных участков, способных служить средством производства в сельском хозяйстве.
Наиболее ценными в составе земель сельскохозяйственного назначения являются сельскохозяйственные угодья, т.е. земельные участки непосредственно участвующие в сельскохозяйственном производстве.
На 1 января 2013 года площадь земель сельскохозяйственного назначения составила 403,2 млн. га. К данной категории отнесены земли, предоставленные различным сельскохозяйственным предприятиям и организациям (товариществам и обществам, кооперативам,
государственным и муниципальным унитарным предприятиям, научноисследовательским учреждениям). В нее входят также земельные участки, предоставленные гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных. Кроме того, к категории земель сельскохозяйственного назначения отнесены земли, выделенные казачьим обществам и родовым общинам. Так же, в состав земель сельскохозяйственного назначения вошли земельные участки сельскохозяйственного назначения, ранее переданные в ведение сельских администраций и расположенные за границами населенных пунктов. С целью перераспределения земель на первом этапе земельной реформы эти земли были изъяты у реорганизуемых сельскохозяйственных предприятий для предоставления их гражданам. В общую площадь данной категории земель вошли территории, занятые земельными долями (в том числе невостребованными) и земельными участками сельскохозяйственного назначения, принадлежащими гражданам [3].
Площадь сельскохозяйственных угодий в составе данной категории земель составила 195,6 млн. га (таблица 2).
http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/66.pdf
Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года
9
Таблица 2 - Распределение земель сельскохозяйственного
назначения по угодьям
№ п/п Наименование угодий Площадь (млн. га) В процентах от категории
1. Сельскохозяйственные угодья 195,6 48,5
2. Лесные площади 40,7 10,1
3. Лесные насаждения, не входящие в лесной фонд 19,5 4,8
4. Земли под дорогами 2,3 0,6
5. Земли застройки 1,1 0,3
6. Земли под водой 13,2 3,3
7. Земли под болотами 25,5 6,3
8. Другие земли 105,1 26,1
Итого 403,2 100,0
Как следует из таблицы площадь несельскохозяйственных угодий, т.е. не используемых непосредственно в качестве средства производства сельскохозяйственной продукции, в структуре земель
сельскохозяйственного назначения составила 207,6 млн. га. Т.е. фактически равна площади сельскохозяйственных угодий.
В их состав входят земли, занятые зданиями, строениями и сооружениями, внутрихозяйственными дорогами, лесными насаждениями и поверхностными водными объектами, которые в установленном порядке не переведены в соответствующие категории земель согласно ранее действовавшему законодательству, а также земельные участки,
предназначенные для обслуживания сельскохозяйственного производства.
Более 50% (105,6 млн. га) несельскохозяйственных угодий, как следует из доклада, в составе земель сельскохозяйственного назначения составляли земли, предоставленные для северного оленеводства.
Большая доля несельскохозяйственных угодий - это лесные земли, которые в перспективе могут быть выведены из состава земель сельскохозяйственного назначения. Их площадь составляет 10,1% (40,7 млн. га), от общей площади земель сельскохозяйственного назначения.
http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/66.pdf
Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года
10
Для того чтобы, обеспечить эффективное использование земель сельскохозяйственного назначении путём перераспределения земельных участков, не предоставленных заинтересованным лицам для сельскохозяйственного производства, но предназначенных для нужд сельского хозяйства, в целях создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота, в Российской Федерации продолжает формироваться фонд перераспределения земель.
Изначально в состав данного фонда, на основании решения компетентных органов власти, включались неиспользуемые земли, находившиеся на день введения в действие Земельного кодекса РФ[1] в образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», фондах перераспределения земель категории земель запаса. В настоящее время, как следует из доклада, наиболее распространённым основанием для включения земельных участков в фонд перераспределения, являлось решение исполнительного органа власти о переводе в него земель сельскохозяйственного назначения в случае либо добровольного отказа от земельного участка, либо при принудительном отказе правообладателя от земельного участка, либо если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, а так же распространённым основанием его формирования, стала передача земельных участков в установленном порядке в фонд при ликвидации сельскохозяйственных предприятий.
Данные о состоянии фонда перераспределения земель представлены в таблице 3.
http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/66.pdf
Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года
11
Таблица 3 - Сведения о фонде перераспределения земель в Российской Федерации на землях сельскохозяйственного назначения (2006-2012 годы) (тыс. га)
№ п/п Состав земель 2006 год 2012 год 2012 г. к 2006 г. (+/-)
1. Земли фонда перераспределения, из них: 43 554,8 46 581,7 +3026,9
2. сельскохозяйственные угодья 11 315,8 11 74 0,7 +424,9
3. в том числе пашня 3 641,5 3 710,5 +69,0
В последние годы, наблюдается тенденция к увеличению площади земель сельскохозяйственного назначения, входящих в состав земель фонда перераспределения, это свидетельствует о наличии серьёзных экономических проблем в сфере сельскохозяйственного производства, поскольку, как следует из государственного доклада, в 2012 году «повсеместно отмечался добровольный отказ сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и других производителей сельскохозяйственной продукции от предоставленных им ранее земель, связанный с их неудовлетворительным экономическим состоянием. Как и прежде, ликвидировались сельскохозяйственные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства. При этом часто не решенным оставался вопрос дальнейшей судьбы земельных участков. Вследствие этого в Едином государственном реестре земель (ЕГРЗ) сведения о таких земельных участках продолжали учитываться как земли сельскохозяйственного назначения, используемые теми или иными юридическими и физическими лицами для сельскохозяйственного производства. По данным статистических наблюдений, общая площадь земельных участков, ликвидированных в результате банкротства сельскохозяйственных организаций, но числящихся за предприятиями в ЕГРЗ, на отчетную дату составила 14,3 млн. га. Количество таких земель
http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/66.pdf
Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года
12
продолжает расти, в течение 2012 года их площадь увеличилась на 3,1 млн. га[3].
При этом, как следует из таблицы, общая площадь земель сельскохозяйственного назначения, включенных в состав земель фонда перераспределения и не предоставленных в использование, увеличилась на
3,0 млн. га составив 46,6 млн. га, при этом на 0,4 млн. га увеличилась и площадь сельскохозяйственных угодий, вошедших в фонд
перераспределения.
Данные изменения требуют наличия эффективного организационно-экономического механизма землепользования,
основанного преимущественно на императивном регулировании.
Для оценки эффективности экономического управления землями сельскохозяйственного назначения предлагаем использовать методику, основанную на применении результативных показателей эффективности использования земель и показателей интенсификации использования земель сельскохозяйственного назначения[4-7].
А поскольку земли сельскохозяйственного назначения являются уникальным природным ресурсом, то ко всем показателям эффективности сельскохозяйственного производства необходимо применять коэффициент экологического вреда, который должен представлять собой отношение полученного с единицы площади земель сельскохозяйственного назначения или пашни, в частности с гектара, дохода за отчётный период к сумме всех платежей за негативное воздействие на окружающую среду и к затратам необходимым для на восстановления естественного состояния земли как природного объекта и природного ресурса[8,9,10, 14].
где,
Кэв - коэффициент экологического вреда;
http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/66.pdf
Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года
13
В - доход с единицы площади (валовой или чистый);
ПНсум - сумма всех платежей за негативное воздействие на окружающую среду;
Зв - затраты необходимые для восстановления естественного состояния земли как природного объекта и природного ресурса.
Поскольку воздействие, осуществляемое на землю в процессе её эксплуатации в качестве средства сельскохозяйственного производства может приводить как к ухудшению её качественных характеристик, так и к их улучшению в результате применения современных систем обработки почвы и различных средств мелиорации (химической, гидротехнической и т.п.), повышающих плодородие почвенного слоя, то данный коэффициент может свидетельствовать как о степени неблагоприятного воздействия на земельные ресурсы, так и о благоприятном воздействии на землю, повышающем её капитализацию.
В данном случае под естественным состоянием земли понимается то её состояние, которое предшествовало осуществлённому воздействию на земельный участок, при этом определение размера вреда окружающей среде осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Таким образом, на основе анализа структуры земель сельскохозяйственного назначения в структуре земельного фонда Российской Федерации можно сделать вывод о необходимости поиска новых направлений развития агропромышленного комплекса Российской
http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/66.pdf
Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года
14
Федерации, которые повысят заинтересованность сельскохозяйственных производителей в расширении производства и вовлечении новых земельных участков в сельскохозяйственный оборот без ущерба их качества.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (Статья 65 приводится с учетом Указов Президента РФ от 09.01.1996 N 20, от 10.02.1996 N 173, от 09.06.2001 N 679, от 25.07.2003 N 841, Федеральных конституционных законов от 25.03.2004 N 1-ФКЗ, от 14.10.2005 N 6-ФКЗ, от 12.07.2006 N 2-ФКЗ, от 30.12.2006 N 6-ФКЗ) // РГ № 237 от 25.12.1993 г.
2. Быстров Г.Е. Земельное право. Учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2013.- 720с.
3. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2012 году. - М. -2013.
4. Дудник Д.В. Управление земельными ресурсами \\ Монография. - Краснодар: Изд-во «Парабеллум», 2008. 150 с. - с.5
5. Дудник Д.В. Содержание экономического механизма государственного управления земельными ресурсами Российской Федерации \\ «Предпринимательство». Журнал. - Москва. - № 4. - 2009 г.
6. Дудник Д.В. Основы экономического управления земельными ресурсами Российской Федерации // Монография / Дудник Д. В. Ростов-на-Дону, 2009. 150 с.
7. Дудник Д. В. Экономическое стимулирование охраны окружающей среды как инструмент экономического управления земельными ресурсами Российской Федерации // Теория и практика общественного развития. 2011. № 2. С.316-320
8. Дудник Д.В. Оценка эколого-экономического риска в процессе рационального природопользования при осуществлении эколого-экономического управления земельными ресурсами региона (по материалам Краснодарского края) // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. № 5. 2012. http://uecs.ru
9. Дудник Д.В. Механизм оценки эколого-экономической эффективности управления земельными ресурсами в системе природопользования региона // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 45 (9). С. 49.
10. Дудник Д.В., Дудник Т.А Повышение эффективности использования сельскохозяйственных угодий в системе земельно-имущественных отношений Российской Федерации \\ Экономика и социум. 2013. № 4-1 (9). С. 497-501.
11. Дьяков С. А., Дудник Т.А. Организационно-экономические аспекты формирования механизма воспроизводства плодородия земли в системе земельноимущественных отношений российской федерации\\ Экономика и социум. 2014. № 11 (10). С. 536-540.
12. Рысьмятов А.З. Институциональные аспекты формирования организационноэкономического механизма воспроизводства плодородия земли / А. З. Рысьмятов, С.А. Дьяков, А.Р. Наш // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2006. - №02(018). С. 7 - 42. - Шифр
http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/66.pdf
Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года
15
Информрегистра: 0420600012\0032, IDA [article ID]: 0180602002. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2006/02/pdf/02.pdf
13. Рысьмятов А.З. Выбор приоритетов и направлений селективной поддержки программ инноваций / А.З. Рысьмятов, С. А. Дьяков, А.О. Кириченко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2013. - №04(088). С. 230 - 240. - IDA [article ID]: 0881304016. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2013/04/pdf/16.pdf, 0,688 у.п.л.
14. Козубенко И. С., Дудник Д.В. Экономическое управление землями сельскохозяйственного назначения и методика оценки его эффективности//Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета = Polythematic online scientific journal of Kuban State Agrarian University. -2012. -№ 82. -С. 930-944 -с.7
15. Шимова О.С., Соколовский Н.К. Экономика природопользования: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 377с.
16. Моисеев Н.Н. Агония России: есть ли у неё будущее. Попытка системного анализа проблемы выбора \\ Зелёный мир. 1996. № 12
References
1. 1. Konstitucija Rossijskoj Federacii (Stat'ja 65 privoditsja s uchetom Ukazov Prezidenta RF ot 09.01.1996 N 20, ot 10.02.1996 N 173, ot 09.06.2001 N 679, ot 25.07.2003 N 841, Federal'nyh konstitucionnyh zakonov ot 25.03.2004 N 1-FKZ, ot 14.10.2005 N 6-FKZ, ot 12.07.2006 N 2-FKZ, ot 30.12.2006 N 6-FKZ) // RG № 237 ot 25.12.1993 g.
2. 2. Bystrov G.E. Zemel'noe pravo. Uchebnik. - M.: TK Velbi, Izd-vo Prospekt, 2013.- 720s.
3. 3. Gosudarstvennyj (nacional'nyj) doklad o sostojanii i ispol'zovanii zemel' v Rossijskoj Federacii v 2012 godu. - M. -2013.
4. 4. Dudnik D.V. Upravlenie zemel'nymi resursami \\ Monografija. - Krasnodar: Izd-vo «Parabellum», 2008. 150 s. - s.5
5. 5. Dudnik D.V. Soderzhanie jekonomicheskogo mehanizma gosudarstvennogo upravlenija zemel'nymi resursami Rossijskoj Federacii \\ «Predprinimatel'stvo». Zhurnal. -Moskva. - № 4. - 2009 g.
6. 6. Dudnik D.V. Osnovy jekonomicheskogo upravlenija zemel'nymi resursami Rossijskoj Federacii // Monografija / Dudnik D. V. Rostov-na-Donu, 2009. 150 s.
7. 7. Dudnik D. V. Jekonomicheskoe stimulirovanie ohrany okruzhajushhej sredy kak instrument jekonomicheskogo upravlenija zemel'nymi resursami Rossijskoj Federacii // Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija. 2011. № 2. S.316-320
8. 8. Dudnik D.V. Ocenka jekologo-jekonomicheskogo riska v processe
racional'nogo prirodopol'zovanija pri osushhestvlenii jekologo-jekonomicheskogo upravlenija zemel'nymi resursami regiona (po materialam Krasnodarskogo kraja) // Upravlenie jekonomicheskimi sistemami: jelektronnyj nauchnyj zhurnal. № 5. 2012. http://uecs.ru
9. 9. Dudnik D.V. Mehanizm ocenki jekologo-jekonomicheskoj jeffektivnosti upravlenija zemel'nymi resursami v sisteme prirodopol'zovanija regiona // Upravlenie jekonomicheskimi sistemami: jelektronnyj nauchnyj zhurnal. 2012. № 45 (9). S. 49.
10. 10. Dudnik D.V., Dudnik T.A Povyshenie jeffektivnosti ispol'zovanija
sel'skohozjajstvennyh ugodij v sisteme zemel'no-imushhestvennyh otnoshenij Rossijskoj Federacii \\ Jekonomika i socium. 2013. № 4-1 (9). S. 497-501.
11. 11. D'jakov S.A., Dudnik T.A. Organizacionno-jekonomicheskie aspekty
formirovanija mehanizma vosproizvodstva plodorodija zemli v sisteme zemel'no-
http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/66.pdf
Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года
16
imushhestvennyh otnoshenij rossijskoj federacii\\ Jekonomika i socium. 2014. № 1-1 (10). S. 536-540.
12. 12. Rys'mjatov A.Z. Institucional'nye aspekty formirovanija organizacionno-
jekonomicheskogo mehanizma vosproizvodstva plodorodija zemli / A.Z. Rys'mjatov, S.A. D'jakov, A.R. Nash // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2006. - №02(018). S. 7 - 42. - Shifr Informregistra: 0420600012\0032, IDA [article ID]: 0180602002. - Rezhim dostupa:
http://ej.kubagro.ru/2006/02/pdf/02.pdf
13. 13. Rys'mjatov A.Z. Vybor prioritetov i napravlenij selektivnoj podderzhki programm innovacij / A.Z. Rys'mjatov, S.A. D'jakov, A.O. Kirichenko // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2013. -№04(088). S. 230 - 240. - IDA [article ID]: 0881304016. - Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2013/04/pdf/16.pdf, 0,688 u.p.l.
14. 14. Kozubenko I.S., Dudnik D.V. Jekonomicheskoe upravlenie zemljami sel'skohozjajstvennogo naznachenija i metodika ocenki ego jeffektivnosti//Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = Polythematic online scientific journal of Kuban State Agrarian University. -2012. -№ 82. -S. 930-944 -s.7
15. 15. Shimova O.S., Sokolovskij N.K. Jekonomika prirodopol'zovanija: Uchebnoe posobie. - M.: INFRA-M, 2009. - 377s.
16. 16. Moiseev N.N. Agonija Rossii: est' li u nejo budushhee. Popytka sistemnogo analiza problemy vybora \\ Zeljonyj mir. 1996. № 12
http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/66.pdf