https://doi.orq/10.30853/pedaqoqv.2018-3.8
Остапенко Алёна Викторовна
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ, ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ В УЧЕНИИ
Представленная статья посвящена особенностям организации и реализации педагогической поддержки студентов, получающих высшее юридическое образование и испытывающих трудности в процессе обучения. Рассмотрены базовые понятия "педагогическая поддержка", "трудности в учении". Проведен анализ возможных факторов, влияющих на возникновение таких трудностей, определены их виды. Проанализированы направления работы и предложены конкретные технологии по организации психолого-педагогической поддержки студентов юридического профиля, испытывающих трудности в учении. Адрес статьи: отм^.агат^а.пе^т^епа^М^СИв/З/в.^т!
Источник
Педагогика. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2018. № 3(11) C. 38-41. ISSN 2500-0039.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/4.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/4/2018/З/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 37.012 Дата поступления рукописи: 09.09.2018
https://doi.org/10.30853/pedagogy.2018-3.8
Представленная статья посвящена особенностям организации и реализации педагогической поддержки студентов, получающих высшее юридическое образование и испытывающих трудности в процессе обучения. Рассмотрены базовые понятия «педагогическая поддержка», «трудности в учении». Проведен анализ возможных факторов, влияющих на возникновение таких трудностей, определены их виды. Проанализированы направления работы и предложены конкретные технологии по организации психолого-педагогической поддержки студентов юридического профиля, испытывающих трудности в учении.
Ключевые слова и фразы: педагогическая поддержка; педагогическое сопровождение; личностно-ориенти-рованный подход; трудности в учении; личностно-профессиональные качества; юридическое образование; юридическая деятельность.
Остапенко Алёна Викторовна, к. пед. н.
Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ, ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ В УЧЕНИИ
Современное высшее образование ставит перед собой вполне конкретную цель - выпускать высококвалифицированных специалистов, обладающих необходимым набором личностных и профессиональных качеств и способных к конкуренции на рынке труда в своем экономическом сегменте. Достижение подобной цели возможно через решение комплекса задач: создание условий для проявления и развития всего спектра личностных задатков и талантов студентов, оказание помощи в проектировании возможных профессиональных траекторий, направление в нужное русло при расстановке жизненных приоритетов.
Решение указанных задач невозможно без применения в образовательном пространстве высшего учебного заведения актуальных технологий педагогического сопровождения, в основе которого лежит личностно-ориентированный подход к каждому из обучающихся.
Сегодня система высшего юридического образования предъявляет достаточно высокие требования к контингенту студентов. Будущий юрист уже в начале обучения должен быть профессионально ориентирован, а также обладать определенными личностными характеристиками. К таким индивидуально-психологическим особенностям относятся эмоциональная стабильность, склонность к рефлексии, самоконтроль, уверенность в своих силах в сочетании с адекватной самооценкой. Работа в сфере юриспруденции предполагает конструктивное взаимодействие с совершенно разными субъектами общественных отношений, поэтому подобный набор личностных качеств даст будущему профессионалу возможность для успешного начального трудоустройства и дальнейшего карьерного развития и роста. Со своей стороны, вуз раскрывает и укрепляет индивидуально-психологические качества студентов, формирует их профессиональные качества. Именно педагоги, отвечающие за профильные юридические дисциплины, являются ключевыми фигурами, формирующими моральные и профессиональные установки, являющиеся основой для успешного развития и роста в сфере практической юриспруденции. В этом ключе педагогическая поддержка со стороны преподавателей профильных дисциплин является основным инструментом, позволяющим привести к выпуску из вуза высококвалифицированного специалиста-юриста со сформированной системой моральных и профессиональных ценностей.
В числе студентов, получающих высшее юридическое образование, следует выделять определенные категории студентов, требующих особо пристального педагогического внимания со стороны профессорско-преподавательского состава. К числу таких обучающихся можно отнести, с одной стороны, талантливых и одаренных студентов, а с другой стороны, таких студентов, которые, наоборот, испытывают явные трудности при получении юридического образования. Именно последняя группа обучающихся представляет наибольшую сложность при их педагогическом сопровождении даже для опытного педагога. Применительно к таким студентам используемые технологии педагогической поддержки и помощи должны быть проработаны особо тщательно, а личностные и психологические особенности - максимально учтены.
Педагогическая поддержка как дефиниция современной педагогики была введена Н. Б. Крыловой. Это ключевое понятие, лежащее в основе системы педагогического сопровождения саморазвития личности обучающегося, было в дальнейшем развито автором в ряде своих работ [7, а 98], а саму идею педагогической поддержки приняли многие отечественные ученые, такие как О. С. Газман [4], Т. В. Анохина [1], Н. М. Борытко [2] и др.
К сожалению, в теории отечественной педагогики вопрос педагогической поддержки студентов с трудностями в учении разработан недостаточно, а исследования, посвященные специфике педагогической поддержки студентов-юристов, как таковые отсутствуют.
Особенностью педагогической поддержки такой категории обучающихся, как студенты, является тот факт, что она должна базироваться на формировании у них веры в свои силы, устойчивого осознания своих возможностей и акцентировании внимания на их способности преодолевать возникающие трудности при получении высшего образования. Далеко не все студенты могут самостоятельно адаптироваться к вузовскому обучению и справиться с рядом трудностей, вызванных необходимостью изменения привычных стереотипов повседневной
жизни и учебы после поступления в вуз. Следует отметить, что и студенты старших курсов не менее нуждаются в поддержке и адресной помощи со стороны преподавателей. Отсутствие такой помощи может привести к появлению даже у выпускников неуверенности в будущем, а также развитию тревожности [8, а 146].
При организации педагогической поддержки студентов, столкнувшихся с трудностями в учении, преподавателю следует определить те направления поддержки и помощи, на которых ему необходимо сконцентрироваться в первую очередь.
Работа по оказанию педагогической поддержки должна начинаться с диагностирования факторов, влияющих на возникновение сложностей у студентов в ходе образовательного процесса. Без работы в этом направлении дальнейшие действия педагога, оказывающего педагогическую поддержку, не дадут должного эффекта. К таким факторам могут быть отнесены следующие: социальный (национальная принадлежность, социальное происхождение), личностно-психологический (способность к самоконтролю, самостоятельность, ответственность), психолого-педагогический (готовность к вузовским требованиям, уровень профессиональной ориентированности, готовность к овладению юридической профессией), педагогический (понимание взаимосвязей между юридическими дисциплинами, уровень профессиональной и психолого-педагогической квалификации профессорско-преподавательского состава, общее качество учебного процесса, в том числе и материальная оснащенность).
Сочетание ряда факторов из перечисленных определяет возникновение тех или иных трудностей в учении, приводящих в конечном счете к образовательной неуспешности.
Одним из направлений работы по организации педагогической поддержки является определение того, с какими непосредственно трудностями столкнулся тот или иной студент. Трудности в учении следует рассматривать как определенную модель жизненной ситуации студента, которая в данный момент времени носит для него негативную окраску, тормозя его саморазвитие и не давая продвигаться вперед, но на самом деле может стать потенциальным катализатором профессионального и личностного роста - преодоление проблем, возникших на том или ином этапе обучения, зачастую приводит к повышению самооценки студента, его веры в свои силы, а значит и к дальнейшему образовательному успеху.
Педагог, сопровождающий таких студентов в их образовательном процессе, должен понимать, что трудности в учении и педагогическая поддержка - это причина и следствие, и связь между ними неразрывна: педагогическая поддержка должна стать источником решения возникших образовательных проблем.
Как показывает наш опыт работы со студентами юридического профиля, проблема трудностей в учении становится все более актуальной год от года. Перед вузом стоит задача не столько сохранить любой ценой контингент студентов, получающих юридическое образование, сколько выпустить максимально подготовленные кадры во все сферы юриспруденции, а в первую очередь, в органы государственной власти - законодательные, исполнительные, надзорно-контрольные, судебные. В этой связи педагогам следует осуществлять педагогическую поддержку студентов с трудностями в учении как комплекс непрекращающегося взаимодействия в течение всего срока обучения, направленный на активность, успешность в учебе и самовыражение.
При выявлении проблем и сложностей у каждого конкретного студента, требующего пристального педагогического сопровождения, необходимо, как было указано выше, учитывать влияние социальных, педагогических, психологических факторов в различной их комбинации, а также наличие объективных или субъективных причин возникновения трудностей в учении. Проблемами в образовательном процессе, возникшими у студента на основе объективных причин, могут быть: пропуски лекционных и семинарских занятий по состоянию здоровья, трудности при усвоении огромных объемов правовой информации и специфической юридической терминологии, сложности в адаптации к новому образовательному пространству (в первую очередь, эта проблема возникает у студентов младших курсов и в большинстве случаев разрешается к середине второго года обучения), проблема тайм-менеджмента, разочарование в образовательном процессе. К трудностям, возникающим на основании субъективных причин, можно отнести: дефицит базовых начальных знаний, необходимых для успешного овладения юридическими дисциплинами, возникающий на уровне школьного образования и усиливающийся впоследствии в вузе; неумение организовать самостоятельную работу для подготовки к семинарским занятиям, в том числе отсутствие навыков работы со справочными правовыми системами («КонсультантПлюс», «Гарант») и электронными библиотеками («Знаниум», «Студент», «Лань» и др.); коммуникативные проблемы во взаимоотношениях с однокурсниками, а также с профессорско-преподавательским составом; разочарование в выбранной профессии.
Также к направлениям работы по поддержке студентов с трудностями в обучении можно отнести разъяснительную работу преподавателя, целью которой являются устные беседы по разбору со студентами возникших у них сложностей и проблем, объяснение причин их возникновения.
Дальнейшее предложение путей их преодоления, совместное выстраивание индивидуальных траекторий учебной успешности относятся к такому направлению педагогической поддержки, как активная консультативная работа. Работая в этом направлении, педагог может не только дать практические рекомендации по преодолению трудностей при получении юридического образования, но и сместить акценты профессионального интереса (например, с гражданской специализации на уголовную). Как показывает практика, именно активная консультативная работа, связанная с формулированием для конкретного студента мотивацион-ных факторов, в конечном итоге может вывести отстающего студента в лидирующую группу обучающихся.
Выбор и применение тех или иных способов и методов педагогической поддержки зависят не только от тех или иных трудностей, с которыми столкнулись студенты-юристы в образовательном процессе,
но и от курса, на котором студенты обучаются. При работе с первокурсниками педагогу необходимо уделять максимальное внимание адаптации студентов к учебно-воспитательному процессу, как на социальном уровне, так и на психологическом, а также профессиональном. Для этого необходимо использовать творческие, в том числе игровые методы обучения, снижающие напряженность от изменения ритма учебной работы вчерашних школьников [3, с. 372]. Для приобщения их к студенческим формам общественной жизни в вузе целесообразно использовать институт кураторства (реализуемый студентами старших курсов), проводить адаптационные тренинги, знакомить с историей вуза и факультета, проводить день первокурсника и посвящение в студенты. Преподавателям профильных дисциплин следует проводить активную профо-риентационную работу, прививая интерес к юридической профессии, формируя высокий уровень профессионального правосознания, влиять на профессиональное мировоззрение как на систему правовых знаний и совокупность правовых социальных чувств, возникающих в процессе применения норм права [5, с. 23].
Педагогическая поддержка студентов-юристов второго и последующих годов обучения должна быть ориентирована на то, что учеба на старших курсах становится еще более напряженным процессом познания и профессионального становления молодых людей как юристов. Именно на этом этапе могут возникнуть такие трудности, как разочарование в юриспруденции как будущей профессии, сложность профессионализирова-ния психических процессов (проблемы при необходимости проявлять бескомпромиссность, настойчивость и ряд иных необходимых личностных качеств юриста), отсутствие профессиональной самостоятельности и готовности к практической юридической работе и др. Оказывая поддержку и помощь таким студентам, преподаватель должен очень чутко реагировать на причины и факторы, приведшие к проблемам подобного рода.
Формирование профессионального интереса, а значит и учебной успешности, возможно при условии использования методов погружения в практическую деятельность: приглашение на занятия юристов-практиков (адвокатов, нотариусов, судей, прокуроров), организация выездов студентов в суды, прокуратуру, органы исполнительной и законодательной власти, привлечение к дополнительным видам деятельности (участие в профильных олимпиадах, конференциях, конкурсах). При включенности в подобные практико-ориентированные образовательные технологии студенты с низкими образовательными достижениями и редко показывающие результат выше оценки «удовлетворительно» демонстрируют существенное повышение уровня мотивации. Даже самые незначительные успехи в олимпиадах и на конференциях могут вывести «троечника» на новую ступень формирования и становления личности, а значит и преодоления трудностей в учении.
Говоря о формировании мотивации у студентов, следует отметить, что кроме субъективных особенностей самих обучающихся, огромную роль в этом процессе играют, во-первых, образовательное учреждение, во-вторых, особенности организации образовательного процесса, в-третьих, субъективные особенности преподавателей, в-четвертых, специфика учебных дисциплин [6, с. 198]. Студенты, испытывающие трудности в учении, страдают, в первую очередь, от нехватки ряда личностных качеств для самостоятельного формирования внутренней мотивации. Поэтому крайне важно при организации подобной целевой педагогической поддержки использовать внешние факторы для создания интереса к учебе и пробуждения готовности к саморазвитию.
Итак, высшее образование сегодня наделено правом «выдачи лицензии» на выход в профессиональное поле. Для сферы юриспруденции качество выпускаемых специалистов играет огромную роль. Юрист - это специалист, максимально включенный в жизнь социума. Адвокатура, нотариат, прокуратура, судейский корпус, органы исполнительной и законодательной власти, сопровождение коммерческих и некоммерческих юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц и многое другое является сферой деятельности выпускников юридических факультетов. Задача профессорско-преподавательского состава - не просто удержать набранный контингент, а выпустить практико-ориентированных специалистов, способных удовлетворить потребности общества в правотворческой, правоприменительной, правоохранительной деятельности.
Безусловно, психолого-педагогическая работа со студентами, имеющими проблемы и сложности в обучении, требует намного больше усилий со стороны педагогов, чем, например, работа с одаренными и талантливыми студентами, и далеко не всегда она может увенчаться успехом. К сожалению, в ряде случаев ситуации учебной неуспешности не могут быть скорректированы в сторону положительной динамики. Но преподаватель должен всегда попытаться это сделать, используя все имеющиеся у него в арсенале приемы и методы психолого-педагогической поддержки и опираясь, в первую очередь, на личностно-ориентированный подход во взаимодействии со студентами. Проводя анализ своей деятельности по сопровождению студентов с трудностями в учении, педагогу стоит задавать себе вопрос - достигнуты ли цели педагогической поддержки этой категории студентов, соотносятся ли они с полученным результатом. Ответ на этот вопрос должен дать стимул преподавателю к самосовершенствованию в психологии и педагогике, независимо от его опыта педагогической деятельности, должности, ученого звания, степени и иных регалий.
Список источников
1. Анохина Т. В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Новые ценности образования: забота - поддержка - консультирование. М.: Инноватор, 1996. Вып. 6. С. 71-90.
2. Борытко Н. М. Система профессионального воспитания в вузе. М.: АПК и ППРО, 2005. 205 с.
3. Викулина М. А., Попова Ю. А. Педагогические технологии в процессе формирования компетенций обучающихся в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. С. 367-374.
4. Газман О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. М.: Инноватор, 1995. Вып. 3. С. 58-63.
5. Захарцев С. И., Сальников В. П. Правосознание юриста и правовой нигилизм: современные проблемы профессиональной деформации // Юридическая наука: история и современность. 2013. № 11. С. 11-29.
6. Козляков К. С. Влияние учебной и профессиональной мотивации на академическую успеваемость студентов высшего учебного заведения // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2012. № 4 (22). С. 196-200.
7. Крылова Н. Б. Педагогическая, психологическая и нравственная поддержка как пространство личностных изменений ребенка и взрослого // Классный руководитель. 2000. № 3. С. 96-108.
8. Мерзлякова Д. Р., Файзуллина Г. З. Психолого-педагогическое сопровождение студентов высших учебных заведений в процессе адаптации к обучению // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 1. С. 146-148.
FEATURES OF PEDAGOGICAL SUPPORT ORGANIZATION FOR STUDENTS-LAWYERS EXPERIENCING DIFFICULTIES IN STUDYING
Ostapenko Alena Viktorovna, Ph. D. in Pedagogy National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod alena-o1@ya. ru
The article is devoted to the peculiarities of organizing and implementing pedagogical support for the students receiving higher legal education and experiencing difficulties in studying. The basic notions such as "pedagogical support", "difficulties in studying" are considered. The author carries out the analysis of possible factors influencing the occurrence of such difficulties and determines their types. The study analyses the directions of the work and offers specific technologies for the organization of psychological and pedagogical support for the students of the legal profile experiencing difficulties in studying.
Key words and phrases: pedagogical support; pedagogical maintenance; person-centered approach; difficulties in studying; personal-professional qualities; legal education; legal activity.
УДК 372.881.111.1 Дата поступления рукописи: 08.09.2018
https://doi.Org/10.30853/pedagogy.2018-3.9
Статья посвящена проблеме подготовки будущих учителей иностранного языка как организаторов межкультурного общения и взаимодействия в условиях образовательного учреждения. Предлагается использовать универсальный алгоритм осуществления международного проекта с учетом регионального (краеведческого) компонента. Аксиологическая направленность содержания реализуется с опорой на базовые национальные ценности в их местном выражении на примере малой родины (город Муром). Рассматриваемый подход способствует развитию профессиональной личности, готовой к созданию воспитывающей образовательной среды в рамках равностатусной межкультурной коммуникации.
Ключевые слова и фразы: алгоритм осуществления международного проекта; образовательная среда; иноязычная межкультурная коммуникация; учебник иностранного языка; региональный компонент; национальные ценности; национальная идентичность.
Панкратова Елена Александровна, к. пед. н., доцент
Муромский институт (филиал) Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых в1впа-рап@таИ. ги
АЛГОРИТМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРОЕКТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ГОРОДА МУРОМА)
Данное исследование выполняется в рамках гранта РФФИ. Региональный конкурс «Центральная Россия: прошлое, настоящее, будущее» 2017 - Владимирская область. Проект № 17-16-33002.
Доминантой современной языковой политики является ее аксиологически ориентированный характер, направленный на развитие личности гражданина своей Родины как ценности, сохранение национальной идентичности и взаимного уважения, открывающий возможность к равностатусному межкультурному общению [2].
Данное исследование продиктовано необходимостью более результативной подготовки студентов к участию в иноязычной межкультурной коммуникации в качестве равноправных партнеров, которые достойно представляют свою малую родину и развеивают негативный образ России, создающийся некоторыми зарубежными СМИ. В связи с этим актуальным становится совершенствование профессиональной подготовки учителей иностранного языка, связанное с осознанием важности организации межкультурного общения и взаимодействия, а также умением разрабатывать и осуществлять международные проекты [1, с. 78].
Была выявлена проблема, которая состоит в следующем: существует противоречие между необходимостью развивать международные связи в сфере образования и отсутствием или ограниченностью у будущих преподавателей опыта осуществления международных проектов в конкретном учреждении.