АГРАРНАЯ РЕФОРМА И ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
УДК 636.08.003
Татьяна Романова,
кандидат экономических наук, доцент,
Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, г. Казань
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА ГОВЯДИНЫ В РОССИИ
<>0000000<><><X><><><><><><>0<>0<><><><><><><X>0<>0<X><><><><><><>0^^
В статье проведен анализ современного состояния мясного скотоводства России. Выявлены возможности эффективного развития отрасли на основе использования современных технологий, совершенствования организации племенного дела, развития инфраструктуры. Доказана эффективность крупных формирований при производстве говядины, в качестве одного из направлений совершенствования организации производства говядины автором определено развитие интеграционных процессов в мясо-продуктовом подкомплексе АПК.
S u m m a r y
In the article the analysis of current status of beef cattle in Russia. Identified opportunities for the effective development of the industry through the use of modern technologies, improved organization of the breeding, the development of infrastructure. Efficiency of major groups in the production of beef, as a way of improving the organization of production of beef by the author defined the development of integration processes between participants in beef cattle.
Ключевые слова: мясное скотоводство России, говядина, крупный рогатый скот, интеграция.
Keywords: meat cattle breeding of Russia, beef, cattle, integration.
Введение
Всеобщее признание необходимости развития отечественного АПК очевидно, на региональном, федеральном уровнях принимаются определенные меры по обеспечению продовольственной независимости России. Некоторые положительные сдвиги в сторону увеличения производства сельхозпродукции и, в частности, мяса и мясной продукции, имеются. Так, за 10 месяцев 2015 г. было произведено 5,4 млн т мяса и субпродуктов, что на 14,8% больше, чем за аналогичный период 2014 г. (4,7 млн т). Импорт же данного вида продукции за 10 месяцев 2015 г. снизился на 30,8% и составил 0,9 млн т против 1,3 млн т в 2014 г. Это стало возможным благодаря реализации Государственной программы развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы, региональных программ развития мясного скотоводства.
Прошлый 2015 г. стал поворотным годом в развитии отечественного рынка мяса КРС - были запущены в эксплуатацию крупные мясоперерабатывающие заводы (АПХ «Мироторг», «Оренбив», ГК «Заречное»), начали работать десятки откормочных площадок. Вместе с тем у отрасли мясного скотоводства в России имеется ряд существенных проблем, без решения которых обеспечение страны говядиной отечественного производства вряд ли возможно.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ показал, что за последние 5 лет отрасль мясного скотоводства претерпела значительные изменения. За 20092014 гг. поголовье мясного и помесного скота в стране увеличилось на 876,1 тыс. голов. В общем поголовье крупного рогатого скота животные мясного направления в 2013 г. занимали 11,1%, в 2014 г. - 12,3%, а удельный вес говядины от мясного скота за эти годы составил лишь 12,5 и 13,3% соответственно. Государственной программой на 2013-2020 годы предусмо-
трено дальнейшее увеличение мясного и помесного скота до 3590 тыс. голов. Если рассматривать выполнение целевых индикаторов по данному показателю, то в 2013 г. он выполнен на 101,2%, в 2014 г. - на 101,1%, что свидетельствует о реальной возможности создания прочной базы развития специализированного мясного скотоводства в России.
Вместе с тем общее поголовье крупного рогатого скота в России за 2010-2014 гг. сократилось на 705,7 тыс. голов (табл. 1).
Численность крупного рогатого скота, предназначенного на убой, продолжает неуклонно сокращаться. На 01.01.2014 г. поголовье КРС во всех категориях хозяйств составило 19264,3 тыс. голов, что на 1,6% (на 299,7 тыс. голов) меньше, чем годом ранее. Сокращение численности КРС отмечается в большинстве российских округов в пределах 5%. Исключение составили Северо-Западный федеральный округ (+5,1 тыс. голов), Северо-Кавказский федеральный округ (+0,4 тыс. голов) и Крымский федеральный округ (+19,6 тыс. голов). В Приволжском федеральном округе отмечается максимальное снижение поголовья в натуральном выражении - на 158 тыс. голов.
Основой животноводства является племенное направление отрасли. В 2014 г. произошло изменение структуры породного состава стада КРС (табл. 2).
В 2009 г. почти половина (45,5%) поголовья в племенных хозяйствах были животные калмыцкой породы, в 2014 г. увеличилось поголовье абердин-ангусской породы, удельный вес которого в общем поголовье составил 34,6%. На начало 2015 г. в России зарегистрировано 300 племенных хозяйств с мясными породами КРС с маточным поголовьем 163,2 тыс. голов, что на 50 тыс. голов, или 44%, больше, чем в 2009 г.
В 2014 г. импорт мясного племенного скота составил 3,4 тыс. голов против 62,5 тыс. голов в 2013 г., или 5,4%. Реализация отечественных племенных животных также снизилась, но
34
Международный сельскохозяйственный журнал
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА ГОВЯДИНЫ В РОССИИ
Таблица 1
Поголовье крупного рогатого скота и производство мяса КРС в хозяйствах всех категорий России за 2010-2014 гг.
Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2014 г. в % к 2010 г.
Общее поголовье КРС, тыс. гол. 19970,0 20133,8 19997,1 19564,0 19264,3 96,5
В том числе поголовье мясного и помесного скота, тыс. гол. 1488,9 1831,7 2189,1 2185,0 2365,0 158,8
Производство мяса КРС в убойном весе -всего, тыс. т 1727,0 1625,0 1642,0 1633,0 1634,5 94,6
Источник: по данным МСХ РФ.
Таблица 2
Породный состав скота мясных пород в Российской Федерации, %
Порода КРС 2009 г. 2014 г.
Калмыцкая 45,5 30,6
Абердин-ангусская 6,0 34,6
Герефордская 22,2 17,6
Казахская белоголовая 18,4 11,5
Другие породы 7,9 5,7
Источник: по данным НСПГ.
не столь значительно, и составила 21,4 тыс. голов в 2014 г. против 25,4 тыс. голов в 2013 г. (84,3%).
Российская система племенного животноводства существенно отличается от общепризнанной мировой практики. В частности, племенной статус в России присваивается юридическим лицам, за рубежом - животным; в России функции формирования и функционирования племенной системы возложены на государство, в мире - данными вопросами занимаются некоммерческие ассоциации по породам. Кроме того, в России отсутствует система объективной оценки племенных качеств скота и контроля за ведением племенного дела на уровне хозяйств; нет конкурентного рынка российского племенного скота. Следствием перечисленных недостатков организации племенного дела являются низкая доходность предприятий, ведущих племенную деятельность, а также низкая эффективность и результативность действующих механизмов государственной поддержки племенного животноводства. Поэтому в системе племенного животноводства необходимы следующие изменения [1, с. 13]:
• внедрение системы идентификации животных, на первом этапе, возможно, только племенных животных;
• передача полномочий по ведению племенного реестра от
Министерства сельского хозяйства независимым ассоциациям по породам и закрепление за ассоциациями полномочий по контролю за ведением племенной деятельности в хозяйствах (бонитировка, регистрация скота в электронной системе оценки);
• переход от системы присвоения статуса племенным хозяйствам к системе наделения племенным статусом животных;
• вхождение российских ассоциаций по породам в глобальные ассоциации.
В случае реализации данных направлений будет сформирован прозрачный и конкурентный внутренний рынок племенного скота, появится возможность экспорта племенного материала и племенного скота, повысится объем привлекаемых частных инвестиций в научные исследования и разработки в племенном животноводстве, что, в конечном итоге, благотворно отразится на общем состоянии мясного скотоводства. Следует учитывать, что с высокопродуктивным поголовьем племенных животных могут работать только грамотные специалисты, поэтому немаловажен аспект обеспечения племенного дела высококвалифицированным кадровым составом.
№ 1/ 2016
35
АГРАРНАЯ РЕФОРМА И ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Для развития мясного скотоводства выделяются дотации и субсидии, в то время как вопрос развития инфраструктуры отрасли и организации сбыта мясной продукции фактически остается нерешенным. Особую актуальность приобретает сегодня формирование логистической инфраструктуры, включающей современные мощности по убою, переработке и транспортировке скота.
Отсутствие инфраструктуры может стать препятствием движения животных и техники на Евразийском пространстве. Неоднократны случаи, когда крупный рогатый скот, ввозимый в Россию из Казахстана, тысячами голов разворачивался назад вследствие отсутствия необходимых документов. Поэтому нужно менять практику, возможно путем организации централизованных перевозок, строительства на границе бирж живого скота с развитой инфраструктурой. Это позволит государству уйти от «серых» схем покупки и продажи скота и просто на этом заработать.
Для мясного скотоводства, в первую очередь, нужны пастбища, а ведь в России около 70 млн га пустующих кормовых угодий. Если учитывать, что каждые 3 га даже неулучшенных пастбищ могут «прокормить» одну корову с приплодом в течение года, то в стране проблема обеспечения животных кормами вполне разрешима. Помимо закладки многолетних пастбищ, необходимо улучшение качества уже используемых кормовых угодий, ведь часто получается так, что корова с теленком в поисках корма вынуждена проходить десятки километров, что замедляет прирост веса животных. Создание долголетних культурных пастбищ с преобладанием в них белого клевера и райграса с использованием электропастуха будет способствовать росту продуктивности животных. Важно также получать приплод в феврале-марте, чтобы коровы с телятами паслись на естественных пастбищах практически до конца октября.
Одним из направлений развития мясного скотоводства может стать развитие интеграционных связей между малыми формами хозяйствования и крупными агрохолдингами. Отметим, что по итогам 2014 г. 32% производства говядины в России приходится на сельскохозяйственные организации, 60,8% - хозяйства населения и 7,2% - К(Ф)Х. Данные свидетельствуют, что основной объем мяса КРС производится малыми формами хозяйствования, а значит, нужно активно встраивать данный сектор в аграрный бизнес. Формирование кластеров, включающих производителей говядины различных форм собственности и переработчиков, выступают наиболее перспективным направлением развития отрасли.
Крупные инвестиционные проекты испытывают высокую потребность в поставке откормочного и убойного поголовья от сторонних хозяйств, и передача животных малыми формами хозяйствования предприятиям-интеграторам будет одним из вариантов взаимовыгодного сотрудничества. Эффективные взаимоотношения сельхозпроизводителей могут строиться на основе их межхозяйственного кооперирования в сельскохозяйственный потребительский кооператив, основной зада-
чей которого будет сбор и передача молодняка крупного рогатого скота, полученного К(Ф)Х и ЛПХ, специализированным откормочным предприятиям, где будет осуществлен откорм КРС до убойной кондиции. Экономические отношения между потребительскими кооперативами, производящими телят для откорма, и откормочными предприятиями должны учитывать интересы обеих сторон и осуществляться на основе долговременных производственно-экономических связей с заключением договоров контрактации [3, с. 23].
Собственники К(Ф)Х и ЛПХ пока негативно относятся к кооперации с другими предприятиями по сбыту и производству говядины, допуская лишь кооперацию в кормопроизводстве. Поэтому следует активно осуществлять информационную работу среди представителей малых форм хозяйствования посредством проведения тренингов, конференций, круглых столов, на которых должны быть освещены преимущества кооперации и выгодность для ее участников.
Выводы
В России, чтобы минимизировать импорт говядины, необходимо использовать любую возможность для развития мясного скотоводства, ведь цель в данном случае оправдывает средства. Требуют совершенствования все составляющие производственной цепочки: разведение племенного чистопородного поголовья, разведение маточного поголовья, откорм животных до убойной кондиции, мясопереработка и реализация. Резервы увеличения производства говядины в России есть, но ни один из них не сможет быть использован без участия государства. Использование всех организационно-экономических механизмов и форм организации и управления мясным скотоводством позволит отрасли эффективно развиваться.
Литература
1. Мясное скотоводство: стратегия развития // Комбикорма. 2015. № 5. С. 12-16.
2. Романова Т.Е. Современное состояние и возможности эффективного развития мясного скотоводства в Республике Татарстан // Международный сельскохозяйственный журнал. 2015. № 6. С. 46-48.
3. Романова Т.Е. Развитие интеграционных процессов как решение проблем мясного скотоводства России // АПК: экономика, управление. 2015. № 11. С. 21-27.
4. Романова Т.Е. Развитие межхозяйственной кооперации в мясном животноводстве // Аграрная политика России в условиях международной и региональной интеграции: Труды международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Всероссийского научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства. Ч. 2. М.: ФГБНУ ВНИИЭ-СХ, 2015. С. 205-215.
36
Международный сельскохозяйственный журнал