УДК 65.011.8
О. Н. Бондаренко
Сибирский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Новосибирск, Россия)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА ГОРОДА НОВОСИБИРСКА И ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАССАЖИРОВ
Данная статья посвящена актуальной для современных мегаполисов теме улучшения организации общественного транспорта и обслуживания пассажиров. Дается анализ состояния обеспеченности транспортом населения города Новосибирска, оценивается потенциал различного вида транспорта, приводятся рекомендации по оптимизации обслуживания пассажиров.
Ключевые слова: транспортная система Новосибирска, общественный транспорт Новосибирска, обслуживание пассажиров, модернизация транспортной системы.
Функционирование транспортной системы — одна из основных составляющих жизни города, поскольку касается большей части его жителей. Особенно это применимо к общественному транспорту. Возникающие проблемы требуют безотлагательного решения и внимательного подхода, что невозможно без накопления опыта и его анализа. Пока же Новосибирск отстает в плане научных исследований по проблемам транспорта. В основном вся информация о модернизации транспорта и планируемых мероприятиях оглашается городскими властями и профильными министерствами, транслируется СМИ. Централизованного научного обобщения данных не проводится. В Новосибирске складывается парадоксальная ситуация: имея огромный научный потенциал, город не реализует его в транспортной сфере в полной мере из-за отсутствия четкой выстроенной системы работы с мэрией и профильными структурами, а также отсутствия у вышеназванных сторон общей цели — совершенствование транспортной системы и обслуживание пассажиров.
Стабильное развитие транспорта и эффективная работа оказывают значительное влияние на социальную ситуацию в городе. Так, согласно реестру маршрутов муниципальной сети Новосибирска в 2015 г. в городе имелось 144 маршрута, из них — 64 автобусных, 57 для маршрутных такси, 13 — троллейбусных и 10 трамвайных.
При этом пассажиров перевозили 4 муниципальных унитарных предприятия, а также более 107 перевозчиков различной организационно-правовой формы. Общее число транспортных средств составило более 2000, среди которых — 931
ISSN 2412-8945. Развитие территорий. 2016. № 2 (5). © О. Н. Бондаренко, 2016
маршрутное такси, 779 автобусов, 221 троллейбус и 97 трамваев1.
Себестоимость перевоза 1000 пассажиров на 10 метров при эксплуатации 6-ти вагонов пригородных электропоездов может составлять примерно 183 руб., если оптимизировать процесс перевозок. Эта цифра на порядок ниже тех, что есть сейчас. Перспективна работа именно в направлении улучшения деятельности пригородных электропоездов, потому что тарифы на перевозку пригородными электропоездами ниже, чем проезд на городском транспорте1.
Постоянный рост населения актуализирует оптимизацию муниципальной транспортной сети.
В среднем в сутки на маршрутах в Новосибирске работают 1959 единиц подвижного состава транспорта. В среднем они перевозят более 1 145 тыс. пассажиров. При этом нагрузка пассажиропотока распределяется следующим образом: автотранспорт — 64,8 %; горэлектротранспорт — 17,1 %; метрополитен — 18,1 %2. Городская система транспорта работает в соответствии с действующим законодательством. При этом курированием организации транспортного обслуживания населения занимаются городские власти.
Руководство города и профильные структуры выполняют следующие функции:
— организуют транспортное обслуживания горожан в пределах Новосибирска и создают условия для предоставления транспортных услуг населению;
— курируют оптимизацию и развитие маршрутной сети города Новосибирска и регулярного сообщения транспорта;
1 См.: Абрамов А. П. Калькулирование себестоимости пассажирских перевозок по видам сообщений // Вестн. ВНИИЖТ. 2006. № 3. С. 16.
2 См.: Там же. С. 18—19.
— следят за повышением качества и уровня обслуживания населения при пассажирских перевозках, контролируют уровень безопасности дорожного движения;
— занимаются привлечением перевозчиков к выполнению регулярных пассажирских перевозок;
— занимаются разработкой и реализацией проектов городских целевых программ в сфере транспортного обслуживания населения;
— занимаются разработкой и реализацией мер по повышению безопасности дорожного движения и пассажирских перевозок;
— формируют муниципальные маршруты регулярного сообщения.
На сегодняшний день Новосибирск считается одним из передовых городов, где используются современные и инновационные подходы к управлению и обеспечению работы общественного пассажирского транспорта благодаря обширному введению новых технологий, а также в целом компьютеризации процесса и функционированию спутниковой системы ГЛОНАСС/GPS. Мониторинг системы ГЛОНАСС происходит благодаря совместной работе искусственных спутников, наземного управления и устройств клиентов (например, навигаторы). Точное расположение объекта определяется по следующей схеме: на устройство навигации передается сообщение о том, где находится спутник, и указывается точное время. Устройство, принимающее сигнал, сравнивает полученные данные со своими и определяет расстояние до спутника.
В Новосибирске на основе технологий ГЛОНАСС/GPS создана специальная система мониторинга и управления пассажирскими перевозками, получившая название автоматизированной радионавигационной системы диспетчерского управления «АСУ-Навигация». Ее основные задачи: в реальном времени отслеживать, соблюдаются ли графики движения транспорта, а также считывать сведения о скорости того или иного транспорта и определять места ДТП. Весь транспорт Новосибирска имеет вышеуказанную систему.
Новаторство в том, что в систему внедрены дополнительные функции, за счет чего можно подключить разные опции: информационную строку в салоне транспортного средства, видеорегистраторы, аппаратуру учета пассажиров, ситуцию в салоне и на проезжей части, контрольные датчики состояния систем транспортного средства1.
Кроме данной системы, помогающей жителям города проще ориентировать в расписании транспорта и отслеживать его движение (а профильной структуре — контролировать работу подвижного состава), пассажиры также могут воспользоваться еще одной услугой — специальными сервисами сайта муниципального казенного учреждения «Центр управления городским автоэлектротранспортом» (ЦУГАЭТ). Кроме расписа-
1 См.: Александров Н. В. Пути повышения скоростей движения сообщения и сокращения затрат времени на передвижение населения на городском пассажирском транспорте. СПб. : 2014. С. 44—46.
ния движения транспорта, на сайте можно в режиме онлайн увидеть, где находится необходимый транспорт. Также сервис и карта с указанием местонахождения транспорта позволяют узнать время прибытия автобуса, троллейбуса и другого транспорта на остановку.
Также необходимо отметить существование электронных проездных. Проект программы называется автоматизированная система учета и безналичной оплаты проезда на городском общественном пассажирском транспорте (АСОП). Система безналичного расчета, введенная в Новосибирске почти 10 лет назад, доказывает свою эффективность как для жителей города, так и для профильной структуры. При этом весь общественный транспорт, за исключением маршрутных такси, работает в системе безналичного расчета. Эта зона — одна из приоритетных для развития, поскольку маршрутное такси быстрое и удобное средство передвижения, которое часто выбирают жители города. По данным профильной структуры ЦУГАЭТ, в месяц объем перевозок пассажиров по безналичной форме оплаты — 13,6 млн человек (включая метро). Еще одно удобство — владельцы транспортных карт могут просматривать историю своих поездок и оплаты проезда на сайте ЗАО «Золотая корона».
Но как бы ни развивались технологии организации перевозочного процесса, комфорт и безопасность пассажирских перевозок зависит в большей степени от технических и эксплуатационных характеристик подвижного состава. Периодически проводится модернизация подвижного состава, однако ее объем зависит от количества средств, выделенных из городского бюджета на эти цели.
Среди заметных новшеств можно выделить появление на дорогах Новосибирской области троллейбуса на литий-ионных аккумуляторах (ЛИА). Основное его отличие — большая дальность автономного хода. Уникальность состоит в том, что новый троллейбус был создан благодаря совместной работе нескольких предприятий. В 2012 г. создали второй троллейбус, с увеличенной емкостью аккумуляторов, за счет которых дальность хода увеличилась до 50 км. Производитель последних — новосибирский завод «ЛИО-ТЕХ». Кроме того, в Новосибирске создан низко-польный троллейбус на ЛИА — еще одна экологически чистая машина, появившаяся благодаря сотрудничеству мэрии и нескольких предприятий города. В совокупности все вышеназванные технологии при правильном использовании позволяют Новосибирску занять лидирующую позицию в сфере экологичного транспорта.
Еще одно примечательное новшество: автобус с газомоторным двигателем, благодаря которому затраты на перевозку пассажиров по сравнению с дизельным аналогом значительно уменьшились. Однако недостаточное развитие сети автомобильных газонаполнительных станций тормозит быстрое внедрение автобусов с газомоторным топливом. Для решения этого вопроса мэрия заключила договор с ОАО «Газпром». Предприя-
О. Н. Бондаренко. Совершенствование организации общественного транспорта города Новосибирска.
тие построило три газонаполнительные компрессорные станции в Новосибирске.
В планах новосибирских властей — введение перспективного скоростного трамвая. Его плюсы не только в более низких расходах по сравнению с остальным транспортом на рельсах. Основное преимущество — возможность интегрироваться в уже имеющуюся трамвайную сеть. Планируется, что линии скоростного трамвая охватят практически всю территорию города. Будут созданы три связанных между собой «кольца», обеспечивающих вариативность формирования маршрутной сети. Также будут учтены и регулярные пассажирские перевозки из отдаленных («спальных») районов1.
Документально концепция развития скоростного трамвая была одобрена распоряжением мэрии г. Новосибирска от 2 марта 2010 г. № 3170-р. В задачах значатся: модернизация имеющейся сети трамвая, дополнение новыми линиями скоростного движения (согласно Генеральному плану города) в период до 2030 г.
Развитие транспорта регламентируется соответствующими документами муниципальных органов власти, например постановлением мэра города Новосибирска от 18 февраля 2015 г. № 1178 «Об утверждении концепции развития общественного пассажирского транспорта и транспортной инфраструктуры в городе Новосибирске на 2015—2020 годы»2.
Согласно постановлению мэра, основные задачи развития общественного транспорта в Новосибирске:
— оптимизация и расширение маршрутной сети общественного пассажирского транспорта;
— развитие систем информационного обеспечения на общественном пассажирском транспорте;
— развитие экологически чистого транспорта;
— замещение маршрутных такси автобусами городского типа большей вместимости;
— организация деятельности по обеспечению приоритета движения транспорта общего пользования;
— обустройство транспортной инфраструктуры города, в том числе создание пересадочных узлов, учитывая работу городского и пригородного железнодорожного транспорта.
Также совершенствование системы городского пассажирского транспорта осуществляется в рамках Генерального плана города Новосибирска, утвержденного решением Совета депутатов города Новосибирска от 26 декабря 2007 г. № 824 «О Генеральном плане города Новосибирска на период до 2030 года», основными тезисами которого являются: развитие общественного пасса-
1 См.: Артынов А. П., Дмитриев Н. У. Пригородные пассажирские перевозки. М. : Транспорт, 2015. 161 с.
2 Об утверждении концепции развития общественного пассажирского транспорта и транспортной инфраструктуры в городе Новосибирске на 2015—2020 годы : постановление мэра города Новосибирска от 18 февр. 2015 г. N° 1178. URL: http://novo-sibirsk.ru/upload/iblock/327/2015-1178.pdf
жирского транспорта, включая метрополитен, маршрутное такси, а также использование существующих линий железной дороги, проходящих по территории города Новосибирска, для внутригородских пассажирских перевозок3.
Решения об оптимизации тех или иных транспортных маршрутов или введении новых планируется принимать с учетом данных информационно-аналитической системы — комплексной транспортной модели города Новосибирска.
Обозначенные задачи реализуются по нескольким направлениям, согласно нормативным актам местных органов власти и федеральному законодательству:
а) оптимизация маршрутов — на основе данных комплексной транспортной модели Новосибирска. Она будет проводиться согласно застройке города, созданию пересадочных узлов и более тесному взаимодействию городского пассажирского транспорта и железнодорожного транспорта пригородного сообщения;
б) приоритет экологически чистым видам транспорта;
в) обновление подвижного состава городского транспорта путем приобретения нового и модернизации уже имеющегося. Так, автобусы малой вместимости (маршрутные такси) заменят низкопольные автобусы городского типа;
г) строительство и ввод в эксплуатацию запланированных линий метрополитена в Новосибирске продолжит концепцию ввода экологически чистого транспорта;
д) распоряжением мэрии города Новосибирска от 2 марта 2010 г. № 3170-р утверждена концепция строительства скоростного трамвая в городе Новосибирске, где системно определено развитие линии скоростного трамвая на период до 2030 г. с интеграцией с другими видами транспорта.
Детальная проработка взаимодействия пассажирского автотранспорта и пригородных электропоездов по организации пассажирских перевозок в южном направлении с обустройством транспортно-пересадочных узлов: «Метро "Речной вокзал"», «Разъезд Иня», «Матвеевка», «Нижняя Ельцовка», «Сеятель», «Обское море» — приведет к более эффективному использованию сети пригородных электропоездов, проходящих по территории города4;
е) продолжение реконструкции трамвайных путей с учетом оптимизации маршрутов, строительство новых трамвайных линий по современным градостроительным и иным требованиям;
3 О Генеральном плане города Новосибирска : Генеральный план города Новосибирска, утв. решением Совета депутатов города Новосибирска от 26 дек. 2007 г. № 824. URL: http://novosibirsk.ru/upload/iblock/f0c/docs_generalnyy_plan_goro da_novosibirska_file_2007_resh_824_genplan.pdf
4 См. об этом: Мартыненко Н. В. Экономическая эффективность совершенствования пригородных пассажирских перевозок // Пути совершенствования эксплуатационной работы железных дорог Сибири : межвуз. сб. науч. тр. Новосибирск : НИИЖТ. 2009. С. 60—63.
ж) комплекс мероприятий по организации приоритета движения общественного пассажирского транспорта. Планируются:
— ликвидация парковочных карманов вдоль основных транспортных магистралей города;
— расширение сети выделенных полос для движения общественного транспорта1;
з) формирование транспортно-пересадочных узлов для удобства движения транспорта: «перехватывающие парковки», строительство площадок для посадки и высадки пассажиров, кассы
и автоматы по продаже билетов, залы ожидания
2
на станциях пригородных касс и вокзалов .
Ожидается, что введение упомянутых мер приведет к выполнению следующих задач:
— повышение безопасности транспортного обслуживания населения;
— рост культуры и скорости обслуживания пассажиров в общественном транспорте;
— повышение регулярности движения пассажирского транспорта;
— повышение комфортности и привлекательности общественного пассажирского транспорта для пассажиров;
— увеличение объема перевозок пассажиров;
— улучшение транспортной доступности районов, удаленных от центра города;
— замещение маршруток автобусами городского типа большей вместимости;
— уменьшение отрицательного влияния пассажирского транспорта на окружающую среду.
Упомянутые задачи актуальны до сих пор, что подтверждается опросом, проведенным на сайте мэрии опрос от 18 мая 2015 гъ
1 См. об этом: Шубко В. Г. Организация дальних, местных и пригородных пассажирских перевозок. М., 2014. 27 с.
2 См. об этом: Белинский А. Ю., Соболь И. А. Организация транспортного обслуживания (в том числе ж.-д.) загородных зон отдыха населения большого города // Проблемы больших городов / МГЦНТИ. М., 2012. Вып. 10. 26 с.
3 См.: Опрос «Общественный транспорт: на чем поедем?». URL: http://poll.novo-sibirsk.ru/result.aspx?quiz=33
Проголосовали 1702 человека. Как вы оцениваете работу общественного транспорта в Новосибирске в целом?
Полностью удовлетворен 1,94 %
Скорее удовлетворен 35,55 %
Скорее не удовлетворен 46,53 %
Полностью не удовлетворен 11,46 %
Затрудняюсь ответить 4,52 %
По вашему мнению, ситуация с общественным транспортом в городе за последний год:
Определенно улучшается 4,41 %
Скорее улучшается 19,86 %
Не изменилась 48,12 %
Скорее ухудшается 14,98 %
Определенно ухудшается 6,4 %
Затрудняюсь ответить 6,23 %
Исходя из данных отметим, что в целом пассажиры не очень удовлетворены услугами транспорта. В этом направлении есть зоны роста. Предложения по улучшению сложившейся ситуации выдвинем на основе остальных данных опроса: Как вы считаете, в каких мерах для развития наземного общественного транспорта и улучшения транспортной ситуации больше всего нуждается Новосибирск? (Выберите один или несколько вариантов ответа.)
46,89 %
49 %
37,43 % 49,65 %
32,78 % 51,59 %
24,97 % 18,8 % 31,26 % 42,89 % 28,2 % 6,46 % 3,76 %
Какие меры для развития наземного общественного транспорта Новосибирска и улучшения транспортной ситуации, на ваш взгляд, могут быть реализованы в первую очередь в существующих экономических условиях? (Выберите один или несколько вариантов ответа.)
Ремонт существующих и строительство новых трамвайных линий
Создание BRT-маршрутов (Bus Rapid Transport — скоростной автобусный транспорт) с непрерывными выделенными полосами движения для скоростных автобусов
Оптимизация схемы существующих маршрутов общественного транспорта
Развитие выделенных полос для существующих маршрутов общественного транспорта
Постепенное сокращение количества маршрутных такси и замена их автобусами городского типа большей вместимости
Ужесточение контроля над соблюдением графика движения общественного транспорта
Установка средств фото- и видеонаблюдения для профилактики нарушений ПДД Увеличение скоростного режима на отдельных участках дорог Введение единого (повременного) билета
Обновление подвижного состава городского электротранспорта (трамваев, троллейбусов) Обновление автобусного парка Другие меры Затрудняюсь ответить
О. Н. Бондаренко. Совершенствование организации общественного транспорта города Новосибирска...
Ремонт существующих и строительство новых трамвайных линий 38,25 %
Создание BRT-маршрутов с непрерывными выделенными полосами движения для скоростных автобусов 30,73 %
Оптимизация схемы существующих маршрутов общественного транспорта 38,78 %
Развитие выделенных полос для общественного транспорта 44,65 %
Постепенное сокращение количества маршрутных такси и замена их автобусами городского типа большей вместимости 20,56 %
Ужесточение контроля над соблюдением графика движения общественного транспорта 43,54 %
Установка средств фото- и видеонаблюдения для профилактики нарушений ПДД 17,92 %
Увеличение скоростного режима на отдельных участках дорог 14,81 %
Введение единого (повременного) билета 23,03 %
Обновление подвижного состава городского электротранспорта (трамваев, троллейбусов) 22,74 %
Обновление автобусного парка 14,63 %
Другие меры 4,94 %
Затрудняюсь ответить 3,76 %
На основе данных опроса можно определить приоритетные задачи в сфере обеспечения транспортом: ремонт существующих и строительство новых трамвайных линий, развитие выделенных полос для общественного транспорта, ужесточение контроля над соблюдением графика движения общественного транспорта, оптимизация схемы существующих маршрутов общественного транспорта.
На основании приведенных данных предлагаем провести:
а) совершенствование информационного обеспечения населения о работе муниципального пассажирского транспорта общего пользования, а именно:
— развитие сети электронных табло;
— увеличение количества средств системы видеонаблюдения на крупных транспортных пересадочных пунктах;
— оснащение салонов транспорта табло «бегущая строка» и аудиоинформаторами;
— установление табло и «бегущей строки» на остановочных павильонах;
— установление видеонаблюдения в транспорте (для безопасности);
б) совершенствование системы оплаты проезда на всех типах транспорта:
— внедрения бескондукторной и безналичной системы оплаты проезда на пассажирском транспорте;
— реализация возможности оплачивать проезд банковской картой или с помощью мобильно-
го устройства (подобная система уже работает в метрополитене);
в) введение ускоренных автобусных маршрутов (БЯТ-маршруты), что позволит общественному транспорту иметь привилегии перед частным и передвигаться быстрее. Пока в Новосибирске нет БЯТ-маршрутов, только выделенные полосы для уже существующих маршрутов общественного транспорта.
Необходимо резко повысить темпы развития городского пассажирского транспорта с высокими скоростями движения. Например, если планировать использовать пригородные электропоезда как городской вид транспорта (в черте города), нужно в деталях обследовать потоки пассажиров внутри города. Также необходимо исследовать конкурентоспособность пригородных электропоездов для перевозок пассажиров в черте города.
Главные критерии для тех, кто пользуется городскими видами транспорта, — стоимость проезда, время передвижения и доставка «от двери до двери».
В заключение обратим внимание на то, что в развитии транспортной инфраструктуры в городе Новосибирске должны активно принимать участие не только различные виды власти и бизнеса, но и жители мегаполиса и общественные организации. Только слаженная работа всех частей механизма позволит достичь положительного результата и поднять на новый уровень качество и безопасность пассажирских перевозок.
O. N. Bondarenko
IMPROVEMENT OF THE ORGANIZATION OF PUBLIC TRANSPORT IN NOVOSIBIRSK
AND SERVICE OF THE PASSENGERS
The subject of this article is improvement of the organization of public transport and service of the population, which has high value for the modern megalopolises. Analyzed how public transport has provide population of Novosibirsk, it evaluated potential of different type of transport, it gives recommendation for improve of service of the population.
Keywords: transport system of Novosibirsk, Novosibirsk public transport, service of passengers, modernization of transport system.