Регионы России
Совершенствование организации льготного лекарственного обеспечения в Самарской области с использованием АИС
Е. А. Оськина, Е. И. Полубенцева, С. И. Кузнецов, И. И. Сиротко
Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области, Самара, Россия
Статья посвящена проблемам программы дополнительного лекарственного обеспечения/обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ДЛО/ОНЛС), представлен опыт организации льготного лекарственного обеспечения с использованием автоматизированных информационных систем (АИС). Указаны основные направления организации работы. Подробно описан порядок формирования персонифицированной заявки в системе ДЛО/ОНЛС. Указаны возможные варианты оптимизации рационального назначения льготных лекарственных средств с использованием АИС.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: лекарственные средства (ЛС); программа дополнительного лекарственного обеспечения/обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ДЛО/ОНЛС); автоматизированные информационные системы (АИС).
На государстве лежит бремя ответственности за справедливое распределение бюджетных ресурсов на оказание лекарственной помощи населению. Основным инструментом решения этой проблемы была выбрана программа дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) граждан, имеющих льготы при приобретении лекарств.
Программа ДЛО, вступившая в силу с 2005 г., является важнейшим социально значимым государственным проектом, основная цель которого — снижение заболеваемости и смертности, повышение качества жизни людей и улучшение социального климата в обществе, решение вопросов доступности и качества лекарственной помощи населению, а именно, социально уязвимых категорий граждан. Данная программа затрагивает интересы около 12 % населения РФ.
Бесперебойное функционирование программы критически важно, поскольку благодаря ей миллионы российских граждан получают доступ к лекарствам для лечения хронических заболеваний, требующих непрерывной фармакотерапии.
В настоящее время в средствах массовой информации содержится много критических публикаций и негативных откликов о программе ДЛО как со стороны пациентов, так и стороны медицинских работников. Раздражение и недовольство граждан провоцируется эпизодическими негативными сюжетами в средствах массовой информации. Надо признать, что часть критических замечаний вполне оправдана.
Однако в реализации программы ДЛО достигнуты и определенные успехи:
• отработан алгоритм движения финансовых, информационных и товарных потоков;
• произошла определенная стабилизация цен на лекарственные средства (ЛС) в рамках ДЛО по сравнению со значительными колебаниями цен на коммерческом рынке;
• повысилась эффективность расходов бюджетных средств;
• проделана значительная работа по оснащению лечебно-профилактических учреждений и аптек вычислительной техникой и программным обеспечением.
Тем не менее проблемы остаются. Как правильно распределить финансирование? Как добиться максимального охвата всех нуждающихся пациентов и обеспечить их необходимыми лекарственными средствами в соответствии с клиническими показаниями?
Перед программой ДЛО стоит чрезвычайно сложная задача. Для оптимизации финансовых затрат на реализацию программы ДЛО необходимо добиться, чтобы ЛС выписывались врачами строго по показаниям в соответствии с современными представлениями о качестве медицинской помощи, а также с учетом стандартов ведения больных и клинических рекомендаций.
В настоящее время на программу ДЛО государством выделяются достаточно серьёзные денежные
63
<
о.
X
о о
0Q <
о.
со
0Q
CQ <
О.
<
о
63 653 173,71 ЛС, влияющие на кроветворение и кровь
80 412 995,67 ЛС для лечения заболеваний респираторной системы
97 014 091,47 ЛС для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы
123 526 483,05 ЛС для лечения заболеваний нервной системы
49 201 528,81 Гормональные ЛС для системного
33 531 936,52 ЛС для лечения заболеваний костно-мышечной
23 724 984,66
ЛС для питания (кетостерил)
! - 20 389 165,20
Изделия медицинского назначения
298 650 500,85 ЛС, влияющие на пищеварительный тракт и обмен веществ
164 074 320,15
Противоопухолевые ЛС и иммуномодуляторы
64
Рис. 1 | Структура затрат на основные группы лекарственных средств (по АТХ классификации) в 2009 г. на территории Самарской области
CL
о
ш -Q Ш
О
о
с; О х X ш
О X
а
ш
средства. Так, в 2009 г. по программе ДЛО Самарская область закупила ЛС более чем на 1 млрд руб. Распределение затрат на ЛС в соответствии с ана-томо-терапевтическо-химической (АТХ) классификацией по программе ДЛО в 2009 г. на территории Самарской области показало, что основные затраты денежных средств приходятся на четыре группы: ЛС, влияющие на пищеварительный тракт и обмен веществ — 30 % всех затрат; противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы — 16 %: ЛС для лечения заболеваний нервной системы — 12 % и препараты, применяемые для терапии сердечно-сосудистых заболеваний, — 11 % (рис. 1).
Таким образом, основные финансовые затраты приходятся на наиболее распространенные и социально значимые заболевания. Однако следует признать, что структура назначаемых препаратов внутри групп АТХ не всегда рационально обеспечивает выбор базовой терапии в соответствии с клиническими рекомендациями и утвержденными стандартами ведения больных.
Рациональное использование ЛС — одна из наиболее актуальных задач в здравоохранении, особенно в условиях ограниченного финансирования.
Реализация программы ДЛО подразумевает два аспекта — равенство затрат и ответственность. Одним выделением дополнительных финансовых средств проблемы лекарственного обеспечения не решить. Необходима ответственность на всех уровнях: от врача, выписывающего ЛС, до органов управления здравоохранением, формирующих потребность фармацевтических организаций, осуществляющих поставки ЛС, и аптек.
Одним из механизмов совершенствования организации льготного лекарственного обеспечения яв-
ляется прозрачно сформированная и убедительно обоснованная заявка на лекарственные препараты.
В Самарской области разработан новый порядок формирования заявки, который внедрен с IV квартала 2010 г. на ЛС по программам льготного лекарственного обеспечения с использованием АИС. Принципиально важными в новом порядке являются следующие принципы: заявка на льготные лекарственные препараты формируется персонифицировано на каждого конкретного пациента непосредственно лечащим врачом.
Порядок формирования персонифицированной заявки на льготные лекарственные препараты представлен на рис. 2. Заявка формируется в автоматизированной системе в лечебном учреждении, затем направляется в ГУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр» (МИАЦ). После прохождения необходимого контроля, в том числе технического, сводные заявки направляются в Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области (далее - министерство).
На уровне министерства происходит оценка представленной заявки, в том числе с учетом целесообразности назначения препаратов в соответствии с клиническими рекомендациями и стандартами ведения больных. В случае необходимости заявка возвращается на доработку в учреждение здравоохранения, причем корректировку персонифицированной заявки осуществляет только лечащий врач, который непосредственно наблюдает больного.
Итоговые сводные заявки поступают в автоматизированной программе в министерство и передаются в отдел государственных закупок.
Рис. 2 | Схема подачи персонифицированной заявки (ПЗ)
ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ ЗАЯВКИ В АИС
• Заявка формируется лечащим врачом, имеющим право на выписку льготных медикаментов.
Плюсы: с помощью автоматизированной программы можно выбрать все назначения определенного врача, ранжировать их по нозологиям, пациентам, провести анализ данных назначений с учетом клинических рекомендаций, аналоговых замен медикаментов, выбранного режима дозирования, выявить полипрагмазию. С практической точки зрения важно определить «проблемные» врачебные назначения (по медикаментам или нозологическим формам) и предложить варианты решения в каждом конкретном случае. Например, обучение, направление на консультацию к главному специалисту министерства, методическая помощь, информирование о стандартах и клинических рекомендациях.
• Ввод ЛС для пациента осуществляется из «Бланка заявки», который содержит доступные препараты на выбранный период.
Плюсы: в бланке заявки присутствуют препараты из утвержденного перечня ЛС, возможность выбора лекарственного препарата по международному непатентованному наименованию, подбор аналоговых замен.
• Введено окно плана лечения, где отображаются данные пациента, льготная программа, выбранный препарат (рис. 3).
65
Рис. 3 | План лечения больного
Плюсы: указание кода заболевания по МКБ 10 при выписке лекарственного препарата, что позволяет оценить назначения при конкретных нозоло-гиях на разных уровнях - от лечащего врача, лечебного учреждения, района (соответствия назначений стандартам, клиническим рекомендациям, зарегистрированным показаниям).
• Введено окно назначения, необходимое для ввода и просмотра плана лечения выбранным препаратом.
Плюсы: указываются разовые и курсовые дозы, частота и длительность применения препарата (данный раздел позволяет оценить и провести коррекцию назначений с точки зрения достижения
<
CL
X
о о
m <
CL Ci
со m
m <
CL
<
О
66
Рис. 4 | Назначения лекарственного препарата
адекватной суточной дозы, проведения должного курса терапии и т.д.) (рис. 4).
• Корректировка назначений возможна только лечащим врачом, что позволяет избежать неконтролируемых изменений схемы лечения у конкретного больного.
Подводя промежуточные итоги работы по формированию персонифицированной потребности в ЛС в IV квартале 2010 г., I квартале 2011 г., можно констатировать, что на 9,8 % снизилось число «дополнительных» неучтенных заявок от лечебных учреждений, на 5,6 % снизилось число обращений граждан по вопросам назначений ЛС. Отмечается также существенная тенденция в изменении структуры назначаемых препаратов: на 25,3 % увеличилась доля базисных препаратов (бронхиальная астма, сахарный диабет, гипертоническая болезнь) и на 19,8 % снизилась частота назначений симптоматических и второстепенных медикаментов для лечения указанных выше заболеваний.
ВЫВОД
Внедренная на территории Самарской области персонифицированная программа формирования заявки на льготные медикаменты позволяет кардинально изменить подходы к формированию потребности в лекарственных препаратах в лечебных учреждениях и организационно способствует более рациональному назначению лекарств.
Сведения об авторах:
Оськина Елена Александровна
главный внештатный клинический фармаколог Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области, канд. мед. наук
Полубенцева Елена Игоревна
заместитель министра Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области, д-р. мед. наук, профессор
Кузнецов Сергей Иванович
руководитель Управления организации медицинской помощи населению Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области, канд. мед. наук
Сиротко Илья Иванович
главный терапевт Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области, д-р. мед. наук, профессор
Адрес для переписки:
443086, г. Самара, ул. Ленинская, д. 73, Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области Телефон: +7 (846) 332-9432 E-mail: [email protected]
POLITICS AND GOVERNANCE IN HEALTHCARE
Regions of Russia
CL
О
LÛ -Q Ш
3
О
Improvement of Drug Supply for privileged groups of population in Samara region with use of automated information systems
E. A. Oskina, E. I. Polubentseva, S. I. Kuznetsov, 1.1. Sirotko
The article deals with issues of the additional drug supply program (rus. DLO/ONLS) for certain categories of population, experience of organizing reimbursed drug supply using automated information systems (AIS). The article covers key components of the work process. It describes in detail the procedure of developing a personalized application form within the framework of DLO/ONLS. It also reviews possible ways of optimizing rational prescription methodology for reimbursed drugs using automated information systems.
KEYWORDS: drugs; additional drugs provision program (rus. DLO/ONLS); automated information systems.
О с; О x X ш
О X
а
ш