УДК 615.1
ИЗУЧЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН, ИМЕЮЩИХ ПРАВО НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ СОЦИАЛЬНУЮ ПОМОЩЬ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
THE STUDYING OF MEDICINAL MAINTENANCE OF THE CITIZENS HAVING THE RIGHT TO THE STATE SOCIAL HELP IN THE BELGOROD REGION
И.В. Спичак, Л.А. Лапшина I.V. Spichak, L.A. Lapshina
Белгородский государственный национальный исследовательский университет Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, д. 85
Belgorodsky National Research University Russia, 308015, Belgorod, Pobedy St, 85
E-mail: [email protected], lapshina_l @bsu.edu.ru
Аннотация. В статье представлены результаты изучения лекарственного обеспечения граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в Белгородской области. Изучены данные мониторинга реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания жителям Белгородской области медицинской помощи, программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами, программы по семи высокозатратным нозологиям, выявлены тенденции и предложены пути оптимизации лекарственного обеспечения. На первом этапе исследования изучена нормативно-правовая база лекарственного обеспечения льготных категорий граждан. На втором этапе исследования проведен анализ лекарственного обеспечения граждан по программе 7ВЗН. Выявлено, что в Белгородской области наблюдается рост больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, рассеянным склерозом, болезнью Гоше, гипофизарным нанизмом, муковисцидозом, а также пациентов после трансплантации органов и (или) тканей. В рамках третьего этапа исследования проведен анализ лекарственного обеспечения по программе ОНЛС. На заключительном этапе проведено исследование лекарственного обеспечения по региональной льготе. Установлено, что основными направлениями оптимизации является отбор лекарственных средств по торговому наименованию при проведении аукционов на основании доказательной медицины; перевод системы льготного лекарственного обеспечения на лекарственное страхование.
Resume: he article presents the results of the study medicinal maintenance of citizens eligible for state social assistance in the Belgorod region. Examined data on monitoring the implementation of the territorial programs of state guarantees of free provision of inhabitants of the Belgorod region health care programs to provide necessary medicines, seven high-cost nosology program, identify trends and ways of optimization of medicinal maintenance. In the first stage of the study examined the legal framework of drug provision of privileged categories of citizens. In the second phase of the study analyzed the drug supply citizens 7VZN program. It was revealed that in the Belgorod region observed increase in patients with malignant neoplasms of lymphoid, haematopoietic and related tissue, hemophilia, multiple sclerosis, Gaucher's disease, pituitary dwarfism, cystic fibrosis, and patients after transplantation of organs and (or) tissues. The third phase of the study analyzed the drug supply for ONLS program. At the final stage of a study drug provision on regional lines lgote. It was established that the main directions of optimization is the selection of drugs by tradename in conducting auctions on the basis of evidence-based medicine; translation preferential drug provision system on drug insurance.
Ключевые слова: социальная помощь, льготное лекарственное обеспечение населения.
Keywords: social help, preferential medicinal maintenance of the population.
Введение
Задача бесплатного обеспечения лекарственными средствами в РФ остается одной из приоритетных. В январе 2005 года в Российской Федерации Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ введена программа дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Основной целью этой программы является полное, качественное и своевременное обеспечение льготных категорий граждан лекарственными препаратами; обеспечение контроля за выпиской, отпуском лекарственных средств; разграничение и структурирование функций федеральных и региональных органов власти в области льготного обеспечения в рамках единой стратегии. Программа ДЛО -один из наиболее масштабных проектов здравоохранения [Тельнова, 2006; Шубина, 2008]. В ней
реализуются основные задачи демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, поставленные в Указе Президента РФ № 1351 от 09.10.2007г. «Об утверждении Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года»: сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инва-лидов[Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года]. Вместе с тем введение программы ДЛО позволило выявить существующие в лекарственном обеспечении проблемы. Актуальным является анализ результатов реализации вышеуказанной программы с целью оптимизации лекарственной помощи населению.
Цель исследования
Цель исследования - изучение и анализ состояния льготного лекарственного обеспечения населения на территории Белгородской области.
Материалы и методы исследования
Объектами исследования явились: территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания жителям Белгородской области медицинской помощи; программа ОНЛС; программа по 7 высокозатратным нозологиям.
Источниками информации служили: данные материалов проверок медицинских организаций, проведенных департаментом здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области, данные мониторинга реализации программ на территории Белгородской области за период с 2013 года по 2015 год.
Методы исследования: сравнения, группировки, контент-анализ, системный подход, структурно-функциональный анализ, методы и подходы фармацевтического менеджмента.
Для реализации цели разработана концепция исследования, включающая четыре этапа: 1) анализ нормативно-правовой базы лекарственного обеспечения льготных категорий населения; 2) изучение лекарственного обеспечения граждан по программе 7ВЗН; з)исследование лекарственного обеспечения граждан по программе ОНЛС; 4) анализ лекарственного обеспечения по региональной льготе.
На первом этапе исследования изучена нормативно-правовая база лекарственного обеспечения льготных категорий граждан. Так, с 1 января 2008г. в соответствии с Федеральным законом от 18.10.2007г. № 230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничений полномочий» программа ДЛО претерпела ряд изменений. В отдельную подпрограмму «Семь высокозатратных нозологий» (7ВЗН), финансируемую за счет средств федерального бюджета, выделено лекарственное обеспечение больных, имеющих заболевания, относящиеся к следующим нозологиям: злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилия, рассеянный склероз, болезнь Гоше, гипофи-зарный нанизм, муковисцидоз, а также пациенты после трансплантации органов и (или) тканей. Обеспечение лекарственными средствами других категорий льготников выделено в подпрограмму «Обеспечение необходимыми лекарственными средствами» (ОНЛС). В целях оперативного реагирования на изменения контингента категорий граждан, имеющих льготное обеспечение, принятия управленческих решений, значительная часть полномочий по обеспечению населения лекарственными средствами возвращена на уровень регионов (региональная льгота)[ Тельнова, 2008; Хабриев и др., 2006; Гурьева, 2007].
Федеральным законом от 25.06.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» статьей 6.1. определено право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (НСУ) отдельным категориям граждан Российской Федерации, включенным в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Граждане могут отказаться от НСУ, подав заявление в Пенсионный фонд по месту жительства в срок до 1 октября каждого текущего года. Если в указанный срок заявление не подано, то право на набор социальных услуг автоматически предоставляется с 1 января по 31 декабря следующего года. Чем больше граждан не отказались от НСУ, тем больше денежных средств приходится на обеспечение по программе ОНЛС и, значит, тем больше лекарственных средств можно закупить. Если от социального пакета отказывается значительное количество льготников, принимая условия монетизации своих льгот, то внутри программы остается недостаточное количество денег, что связано с тем, что из программы, как правило, выходят граждане, которые нуждаются в небольшом количестве лекарственных средств и могут приобретать их самостоятельно за свой счет. Оставляют за собой право на НСУ, в основном, те, кто нуждается в приеме большого количества лекарственных средств или дорогостоящих лекарств, которые они не в состоянии купить самостоятельно, что и
приводит к большому дефициту средств в программе ОНЛС [Барышникова, 2006; Спичак, Лапшина, 2015].
Согласно Федеральному закону от 18.10.2007 г. № 230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничений полномочий» и Федеральному закону от 21.07.2007 г. № 184-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» произошла передача финансовых средств на уровень субъектов РФ, которые самостоятельно проводят аукционы среди поставщиков для закупки лекарственных средств по программе ОНЛС. В Федеральном законе Российской Федерации от 12.04.2010г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» в статье 6 к полномочиям органов исполнительной власти субъекта РФ при обращении лекарственных средств отнесены разработка и реализация региональных программ обеспечения населения лекарственными препаратами. Согласно данной статье, в целях реализации конституционных прав населения субъектов РФ на получение бесплатной медицинской помощи и в соответствии с ежегодным постановлением Правительства Российской Федерации о Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, органы исполнительной власти субъектов РФ разрабатывают собственные региональные программы государственных гарантий обеспечения своего населения бесплатной медицинской помощью. Так, постановление Правительства Белгородской области от 22.12.2014 г. № 501-пп «О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания жителям Белгородской области медицинской помощи на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» утверждает перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врача бесплатно, финансируемых за счет средств областного бюджета. Данное постановление пересматривается ежегодно.
На втором этапе исследования проведен анализ лекарственного обеспечения граждан по программе 7ВЗН. Выявлено, что в Белгородской области наблюдается рост больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, рассеянным склерозом, болезнью Гоше, гипофизарным нанизмом, муковисцидозом, а также пациентов после трансплантации органов и (или) тканей с 984 человек в 2013 году до 1211 человек в 2015 году, что составляет 227 человек (+23%). Из них за помощью обратились 707 человек в 2013 году, и 862 человека в 2015 году, рост количества получивших лекарственную помощь составляет 155 человек (+22%). С 2013 года по 2015 год лекарственную помощь по 7ВЗН получили 100% обратившихся больных (рис. 1).
400 200 о
y = 25i.09ln(x) + 955.5 R2 = 0.9291
y = i66.34ln(x) + 705.59 R2 = 0.9664
I Общее кол-во больных
I Кол-во больных, получивших лек.помощь
2013 2014
2015
2016
Год
Рис. 1. Динамика численности больных по программе 7ВЗН в Белгородской области за период 2013-20151Т.,
с прогнозной тенденцией на 2016г., чел.
Fig. 1. Changes in the number of patients on the program 7VZN in Belgorod region for the period 2013-2015., with a
target trend in 2016., pers.
Всего в 2013 году обслужено 8992 рецепта, что составило 9.14 рецепта на 1 пациента. В 2015 году обслужено 11366 рецептов, что на 2374 рецепта больше (+26.4%), при этом на 1 больного пришлось 13.1 рецепта. Средняя стоимость 1 рецепта по 7ВЗН в 2013 году составляла 48962.89 руб., в 2015 году - 45791.65 руб. (-6.5%). По результатам реализации программы по 7ВЗН в 2015 году отпущено лекарственных препаратов на сумму 520.5 млн. руб., что на 80.2 млн. руб. (+18.2%) превышает общую сумму медикаментов, отпущенных в 2013 году (табл. 1).
Установлено, что, несмотря на рост общего количества больных по 7ВЗН, количество пациентов, получивших лекарственную помощь уменьшается; при росте количества выписанных рецептов и увеличении суммы затрат на отпуск лекарственных препаратов, произошло снижение стоимости одного рецепта.
Таблица 1 Table. 1
Показатели реализации программы по 7 высокозатратным нозологиям в Белгородской области Indicators of implementation of high-cost programs 7 nosology in the Belgorod region
Показатели программы Год
2013 2014 2015
Количество больных 984 1081 1211
Количество больных, получивших лекарственную помощь 707 829 862
Количество обслуженных рецептов (шт.) 8992 9439 11366
Стоимость отпущенных ЛС (млн. руб.) 440.3 439-2 520.5
Средняя стоимость 1 рецепта (руб.) 48962.89 46537-98 4579.65
В рамках третьего этапа исследования проведен анализ лекарственного обеспечения по программе ОНЛС. Так, в Белгородской области в 2015 году зарегистрировано 332380 льготников, что на 10048 человек меньше (-3%), чем в 2013 году (342428 человек), из них правом на получение НСУ в 2015 году воспользовались 46136 человек (13.9% от общего количества больных), что на 2233 человека меньше (-4.8%), чем в 2013 году (48369 человек -14.1% от общего числа больных). В 2015 году обратились за лекарственной помощью 36568 человек (80% от числа больных, получающих НСУ), что на 741 человека меньше (-2%), чем в 2013 году (35827 человек -74% от числа больных, получающих НСУ (рис. 2).
Кол-во
2013 2014 2015 Год
■ Общее кол-во больных
■ Кол-во больных, воспользовавшихся НСУ
■ Кол-во больных, обратившихся за лек.помощью
Рис. 2. Структура численности больных по программе ОНЛС в Белгородской области
за период 2013-2015 гг., чел.
Fig. 2. Structure of the number of patients on the program ONLS in Belgorod region for the period 2013-2015., рек.
Количество рецептов, выписанных больным по программе ОНЛС в 2015 году, составило 602257 штук, что на 229495 рецептов меньше (-38%), чем в 2013 году (831752 рецепта). Таким образом, на 1 больного в 2015 году приходилось по 13,05 рецепта, что на 24% меньше, чем в 2013 году (17.2 рецепта). При этом средняя стоимость 1 рецепта в 2013 году составила 564.85 руб., в 2015 году - 830.39 руб. (+47%). По итогам реализации программы ОНЛС в 2015 году отпущено лекарственных средств на общую сумму 499.1 млн. руб., что на 29.8 млн. руб. больше (+6.3%), чем в 2013 году (469.3 млн. руб.) (табл. 2).
Выявлено, что происходит уменьшение количества больных, числящихся в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение набора социальных услуг, кроме того, сокращается численность граждан, воспользовавшихся НСУ и обратившихся за лекарственной помощью, однако, количество пациентов, обратившихся за лекарственной помощью от числа больных, получающих НСУ, увеличилось.
Таблица 2 Table. 2
Показатели реализации программы ОНЛС в Белгородской области Indicators ONLS implementation of the program in the Belgorod region
Показатели программы Год
2013 2014 2015
Количество больных 48369 47916 46136
Количество больных, обратившихся за лекарственной помощью 35827 35434 36568
Количество обслуженных рецептов (шт.) 830907 717746 601083
Стоимость отпущенных ЛС (млн. руб.) 469-3 480.4 499.1
Средняя стоимость 1 рецепта (руб.) 564.85 669.30 830.39
На заключительном этапе проведено исследование лекарственного обеспечения по региональной льготе. Так, в Белгородской области в 2015 году общее количество граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств областного бюджета, составило 99294 человека, что на 8517 человек больше (+8.6%), чем в 2013 году (90777 человек). Из них в 2015 году обратились за лекарственной помощью 26706 человек (26.9% от общего числа льготников), что на 1574 человек больше (+5.9%), чем в 2013 году (25132 человек -27.6% от общего числа льготников) (рис. 3).
2013 2014 2015 Год
■ Общее кол-во больных
■ Количество больных,получивших лек. помощь
Рис. 3. Структура численности больных, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств областного бюджета в Белгородской области, за период 2013-20151Т., чел.
Fig. 3. Structure of the number of patients eligible for preferential medicinal maintenance at the expense of the regional budget in the Belgorod Region, for the period 2013-2015., рers.
Установлено, что общее количество больных, а также больных, получающих лекарственную помощь за счет средств областного бюджета ежегодно увеличивается, в то время как процент льготников относительно общего количества уменьшается. В 2015 году за счет средств областного бюджета обслужено 129862 рецепта, что на 23145 рецептов меньше (-15.1%), чем в 2013 году (153007 рецептов). На 1 человека в 2015 году выписано 4,87 рецепта, что на 1.1 рецепт меньше, чем в 2013 году. Стоимость отпущенных медикаментов на 1 больного в 2015 году составила 175.46 руб., что на 190.14 руб. меньше (-52%), чем в 2013 году (365.6 руб.). По итогам реализации территориальной программы в 2015 году стоимость отпущенных лекарственных средств составляет 173 млн. руб., что на 54.3 млн. руб. больше (+31.3%), чем в 2013 году (118.7 млн. руб.) (табл. 3).
Таблица 3 Table. 3
Показатели реализации территориальной программы в Белгородской области Indicators of implementation of the territorial programs in the Belgorod region
Показатели программы Год
2013 2014 2015
Количество больных 90777 90231 99294
Количество больных, получивших лекарственную помощь 25132 26595 26744
Количество обслуженных рецептов (шт.) 153007 138695 129862
Стоимость отпущенных ЛС (млн. руб.) 118.7 124.5 173.0
Стоимость отпущенных ЛС на 1 больного (руб.) 365.6 150.09 175.46
Таким образом, в ходе исследования установлено, что, несмотря на рост общего количества больных по 7 ВЗН, количество пациентов, получивших лекарственную помощь уменьшается; при росте количества выписанных рецептов и увеличении суммы затрат на отпуск лекарственных препаратов, произошло снижение стоимости одного рецепта. Происходит уменьшение количества льготников, числящихся в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение набора социальных услуг, кроме того, сокращается численность граждан, воспользовавшихся НСУ и обратившихся за лекарственной помощью, однако, количество пациентов, обратившихся за лекарственной помощью от числа льготников, получающих НСУ, увеличилось. Изучение и анализ территориальной социальной программы Белгородской области показал, что общее количество больных и больных, получающих лекарственную помощь за счет средств областного бюджета ежегодно увеличивается, в то время как доля обеспеченных лекарственными средствами уменьшается. Наблюдается тенденция к снижению стоимости одного рецепта, вследствие преобладания в предложении препаратов отечественного производства. Основными направлениями оптимизации, на наш взгляд, является отбор лекарственных средств по торговому наименованию при проведении аукционов на основании доказательной медицины; перевод системы льготного лекарственного обеспечения на лекарственное страхование.
Список литературы References
Барышникова Г. 2006.Перспективы реализации программы ДЛО зависят и от заявки на потребности в лекарствах. Фармацевтический вестник, 2: 8-10.
Baryishnikova G. 2006.Perspektivyi realizatsii programmyi DLO zavisyat i ot zayavki na potrebnosti v le-karstvah. [Prospects of the DLO program whether on the application depend on the need for medications] Farmatsev-ticheskiy vestnik, 2: 8-10. (in Russian)
Гурьева Т. 2007. ДЛО: взгляд сверху. Новая аптека. 1:19-20.
Gureva T. 2007. DLO: vzglyad sverhu. [DLO: a view from the top] Novaya apteka, 1:19-20. (in Russian) Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Электронные данные. Режим доступа: http:mon.gov.ru/dok/ukaz/vosp/4202. (in Russian)
Kontseptsiya demograficheskoy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda.[Russian demographic policy concept for the period up to 2025] Elektronnyie dannyie. Rezhim dostupa: http:mon.gov.ru/dok/ukaz/vosp/4202.
Спичак И.В., Л.А. Лапшина. 2015. Изучение эффективности программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами на территории Белгородской области. Научный результат, 1. 4 (6):109-112.
Spichak I.V., L.A. Lapshina. 2015. Izuchenie effektivnosti programmyi obespecheniya neobhodimyimi le-karstvennyimi sredstvami na territorii Belgorodskoy oblasti. [The study of the effectiveness of the program provide necessary medicines in the Belgorod region] Nauchnyiy rezultat, 1. 4 (6):109-112. (in Russian)
Тельнова Е.А. 2006. Критический анализ состояния системы лекарственного обеспечения льготной категории населения. Фармация, 4: 6-9
Telnova E.A. 2006. Kriticheskiy analiz sostoyaniya sistemyi lekarstvennogo obespecheniya lgotnoy kategorii naseleniya. [Critical analysis of the state of the system of drug provision of preferential categories of the population] Farmatsiya, 4: 6-9 (in Russian)
Тельнова Е.А., Петроченков Г. А., Румянцев А.С. 2008. Лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами: состояние, проблемы, перспективы. Вестник Рос-здравнадзора, 3: 18-20
Telnova E.A., Petrochenkov G.A., Rumyantsev A.S. 2008. Lekarstvennoe obespechenie otdelnyih kategoriy grazhdan neobhodimyimi lekarstvennyimi sredstvami: sostoyanie, problemyi, perspektivyi. [Drug provision of certain categories of citizens of essential drugs: state, problems and prospects] Vestnik Roszdravnadzora, 3: 18-20 (in Russian)
Хабриев Р.У., Тельнова Е.А., Вескер И.Л. 2006. Реализация программы дополнительного лекарственного обеспечения населения России. Фармация, 5: 4-7
Habriev R.U., Telnova E.A., Vesker I.L. 2006. Realizatsiya programmyi dopolnitelnogo lekarstvennogo obespecheniya naseleniya Rossii. [Implementation of the program of additional medicinal maintenance of the population in Russia]. Farmatsiya, 5: 4-7. (in Russian)
Шубина Л.Б. 2008. Экономические аспекты лекарственного обеспечения и медицинской помощи. Социальные аспекты здоровья населения. (Электронный научный журнал), 7: 3
Shubina L.B. 2008. Ekonomicheskie aspektyi lekarstvennogo obespecheniya i meditsinskoy pomoschi. Sot-sialnyie aspektyi zdorovya naseleniya. [Economic aspects of drug supply and medical aid] (Elektronnyiy nauchnyiy zhurnal), 7: 3. (in Russian)