В настоящее время нормы КоАП РФ не устанавливают возможность применения согласительно-примирительной процедуры для разрешения возникшего спора. Вместе с тем даже в УК РФ имеется статья, которая освобождает от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим.
Следовательно, в КоАП РФ необходимо также закрепить конкретную статью, которая позволяла бы без мер принуждения разрешить администра-тивно-деликтный спор. Проект такой нормы подготовлен соискателем. Она может выглядеть следующим образом:
«Добровольное согласительное урегулирование спора. Физическое или юридическое лицо, впервые совершившее малозначительное административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред».
Нами разработана идея по привлечению осужденных граждан к административной ответственности. Данная идея воплощена в виде конкретной правовой нормы, устанавливающей административную ответственность осужденных граждан. Она может выглядеть следующим образом:
«Административная ответственность осужденных граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Осужденные граждане (лица без гражданства) за совершение административных правонарушений вне пределов исправительных учреждений, следственных изоляторов несут административную ответственность на общих основаниях».
Разрабатывая эту норму, мы сознательно ограничили область (сферу) применения таковой. Ее следует реализовать только за пределами исправительного учреждения, следственного изолятора, например осужденный, осуществляющий передвижение без конвоя, или осужденный, будучи в отпуске, совершает административное правонарушение. Следовательно, именно эта категория осужденных граждан подлежит привлечению к административной ответственности. Изложенная идея является вполне обоснованной и выполнимой.
Граждане и иные лица не очень активно принимают участие в сфере административно-деликтной деятельности УИС. Вследствие этого нами были внесены поправки (разработки) в проект Федерального закона «Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка». В частности, предлагается осуществить идею участия граждан в охране правопорядка в качестве внештатных сотрудников УИС, в том числе в сфере административной деятельности учреждений и органов ФСИН России.
Таким образом, в УИС должны быть свои внештатные сотрудники.
Предлагаем дополнить положения Федерального закона от 31 мая 2002 г. № бЗ-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» об обязательном участии адвоката.
«Адвокатские образования (адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация) обязаны выделить адвоката для осуществления защиты лица, привлекаемого к административной ответственности. Оплата труда адвоката производится за счет государства. Возмещение расходов государству в этом случае может быть возложено на лицо, в отношении которого было вынесено постановление о наложении административного наказания».
Кроме того, в КоАП РФ предложена норма, которая дает право лицу, имеющему высшее юридическое образование, выполнять функции адвоката исключительно в отдаленной местности при условии отсутствия адвокатского образования.
В целях совершенствования административно -деликтной деятельности в УИС представляется необходимым ст. 19.12, 23.4 КоАП РФ изложить в следующей редакции:
«Статья 19.12. Незаконная передача либо попытка передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в арестных домах, исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы или изоляторах временного содержания и иных местах содержания под стражей (под иными местами содержания под стражей, следует понимать приемники распределители органов внутренних дел).
Передача либо попытка передачи любым способом лицам, содержащимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы или изоляторах временного содержания и иных местах содержания под стражей, предметов, веществ или продуктов питания, приобретение, хранение или использование которых запрещено федеральными нормативными актами, влечет за собой наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятьсот рублей с конфискацией или без таковой запрещенных предметов, веществ или продуктов питания».
«Статья 23.4. Учреждения и органы уголовно-исполнительной системы
1. Учреждения и органы уголовно-исполнительной системы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 19.3, 19.7, 19.12, 20.1, 20.20, 20.21 (в пределах территории учреждений уголовно-исполнительной системы) настоящего Кодекса.
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени указанных в ч. 1 настоящей статьи учреждений и органов вправе начальники исправительных учреждений, начальники уголовно-исполнительных инспекций и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы».
Анализ статей КоАП РФ свидетельствует о том, что подлежит обжалованию исключительно постановление по делу об административном правона-
рушении. Полагаем, что указанную процедуру обжалования необходимо зафиксировать по каждой стадии производства по делу об административных правонарушениях.
Таким образом, нормативное принятие данных положений будет способствовать обеспечению законности при осуществлении административно-деликтных производств в пенитенциарной системе России.
Список литературы
1. Дугенец А. С. Административно-юрисдикционный процесс : монография. М., 2003.
2. Колонтаевский Ф. Е. Обеспечение социалистической законности в административной деятельности милиции : дис. ... канд. юрид. наук. М., 1970.
3. Поникаров В. А. Вопросы реализации административно-юрисдикционных норм в уголовно-исполнительной системе // Государство и право. 2009. № 2. С. 97-105.
4. Поникаров В. А. Обеспечение законности при осуществлении административной деятельности в пенитенциарной системе России // Административное право и процесс. 2011. № 4. С. 42-44.
TATYANA VLADIMIROVNA PONIKAROVA,
lecturer-methodologist of the highest academic courses;
VLADIMIR ANATOLIEVICH PONIKAROV,
phd in law, associate professor, Professor of the of administrative and financial law department
(Academy of the FPS of Russia) Е-mail: minrs@yandex.ru.
IMPROVEMENT OF LAW ENFORCEMENT AT REALIZATION OF ADMINISTRATIVE AND DELICTUAL PRODUCTIONS IN PENAL SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION
Annotation: the object of study in this article is the prospects of development of the rule of law in the implementation of administrative and delictual productions directly in penal system of Russia. The subject of the study is specific suggestions to improve the proceedings on administrative violations carried out by officials of the penal system.
The result of the study were proposals for the development of the current legislation, in the provision of law to the Federal Penal Service of Russia issue regulations governing the law enforcement institutions and bodies of the Penal System, as well as proposals aimed at improving the Code of Administrative Offences specific of the Penal System.
For example, it is proposed to amend part 2 of Article 27.2 of the Administrative Code, in terms of setting a specific time delivered, and in Part 4 of Article 27.5 of the Administrative Code is proposed to fix the term sober person is intoxicated.
The result is also a draft regulatory provisions of the Administrative Code, which gives an exhaustive list of grounds for administrative detention of a person who committed an administrative offense. In addition, the result was a project standards of the Administrative Code of voluntary reconciliation of the offender with the victim, as well as improvement of articles 19.12, 04.23 of the Administrative Code, as set out in the new version-specific MIS. As a result of the proposed creation of special facilities for the detention of offenders. Proposes the introduction of non-staff employees of the Penal System.
Key words: legality, improvement, administrative and delictual productions, implementation, administrative and legal acts, delivering, administrative detention, special rooms for the maintenance of offenders, penitentiary system.
References
1. Dugenec A. S. Administrativno-jurisdikcionnyj process [Administrative and jurisdictional process]. Moscow, 2003.
2. Kolontaevskij F. E. Obespechenie socialisticheskoj zakonnosti v administrativnoj dejatel'nosti milicii. Dis. kand. jurid. nauk [Provision of socialist legality in the administrative activities of the militia. Cand. legal sci. diss.]. Moscow, 1970.
3. Ponikarov V. A. Voprosy realizacii administrativno-jurisdikcionnyh norm v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme [The implementation of administrative and jurisdictional rules in the penal system]. Gosudarstvo i pravo -State and law, 2009, no. 2, pp. 97-105.
4. Ponikarov V. A. Obespechenie zakonnosti pri osushhestvlenii administrativnoj dejatel'nosti v penitenciar-noj sisteme Rossii [The rule of law in the exercise of administrative activities in the prison system of Russia]. Administrativnoe pravo i process - Administrative law and process, 2011, no. 4, pр. 42-44.
зарубежный опыт
УДК 343 .8 ВИТАЛИИ ГРИГОРЬЕВИЧ СТУКАНОВ,
ББК 67.409(4Бел) кандидат психологических наук, доцент,
С88 докторант
(Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь)
Е-mail: stukanoff@tut.by.
СОСТОЯНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ В БЕЛАРУСИ НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХ1 ВЕКОВ
Реферат: в статье рассматривается организация и содержание воспитательной работы с осужденными к лишению свободы в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы МВД Республики Беларусь в 80-90-х годах ХХ столетия и по настоящее время.
В 80-90-х годах ХХ века воспитательная работа с осужденными в исправительно-трудовых учреждениях МВД БССР осуществлялась на крайне низком уровне, отсутствовала системность и плановость в работе, коллективные мероприятия практически не проводились, индивидуально-разъяснительная работа подменялась принуждением, использованием только карательных мер, условное и условно-досрочное освобождение не применялось. По сути, воспитательная работа с осужденными в ее традиционном понимании была забыта. В исправительно-трудовых колониях появляются «воровские» традиции и группировки. Результатом стали массовые беспорядки, которые продолжались в ИТК Республики до начала 90-х годов.
В 90-х годах тюремным главком МВД Республики Беларусь принимается ряд организационно-практических мер: разрабатывается комплекс нормативно-методических документов по организации воспитательной работы с осужденными; создается новая организационная структура воспитательной работы; к производительному труду приобщается максимальное количество осужденных, улучшаются их материально-бытовые условия; инициируются изменения в Уголовный кодекс Республики Беларусь, которые предусматривают возможность замены лишения свободы условным и условно-досрочным освобождением всем категориям осужденных, разрабатывается первый Уголовно-исполнительный кодекс; создаются условия для искоренения «воровских» норм и традиций; активизируется роль самодеятельных организаций; отлаживается организация учебно-воспитательного процесса, коллективных и культурно-массовых мероприятий с осужденными; организуется православное просвещение в местах лишения свободы; повышается профессиональное мастерство сотрудников воспитательной службы ИУ.
В результате принимаемых законодательных и организационно-практических мер состояние исправительного процесса в начале ХХ1 века кардинально изменилось. Воспитательная работа с осужденными стала носить системный и плановый характер. Наряду с традиционными получили развитие новаторские формы работы. Ликвидирован институт «смотрящих», количество осужденных, официально выразивших стремление к правопослушному образу жизни, стало максимальным (98-99 % от общей численности), число участвующих в работе самодеятельных организаций достигло 95 %.
Ключевые слова: осужденные к лишению свободы, воспитательная работа с осужденными, исправительный процесс, исправительные учреждения.
В 70-80-х годах ХХ столетия в системе исправительно-трудовых учреждений БССР сложилась прогрессивная для своего времени система воспитательной работы с осужденными, которая основывалась на единой политике ИТУ МВД СССР. Внедряются новые формы и методы воспитательной работы с осужденными, практика регулярных аттестаций, создаются самодеятельные организации осужденных. Все осужденные охватываются обязательным общеобразовательным либо профессионально-техническим обучением, а также производительным трудом. Режим и воспитательная работа с осуж-
денными в ИТУ МВД БССР были организованы на высоком уровне, «белорусский опыт» изучался на всесоюзных конференциях, положительно оценивался коллегией МВД СССР (членом которой, кстати, в то время был начальник ИТК-5 г. Иваце-вичи).
К сожалению, начавшийся во второй половине 80-х годов системный социально-экономический и политический кризис в СССР, а затем распад Советского государства прямо отразились на состоянии уголовно-исполнительной системы и, в частности, на организации воспитательной работы с осужденными. В середине 80-х годов в воспита-
тельной работе с осужденными стали проявляться формализм, показуха, бессистемность в работе. Индивидуальная работа с осужденными проводилась формально, разъяснительная работа стала подменяться принуждением, использованием только карательных мер. Выполнение производственных заданий стало декларироваться как главная задача деятельности ИТУ.
Со второй половины 80-х годов ХХ века в связи с расширением мер наказаний, не связанных с лишением свободы, значительными изменениями законодательства, ограничивающими условное и условно-досрочное освобождение, в местах лишения свободы Беларуси начали сосредоточиваться осужденные, склонные к нарушению установленного порядка отбывания наказания. В 1987 г. из-за угроз срыва производственных планов в ИТУ БССР были ввезены тысячи осужденных из различных регионов СССР, в первую очередь из РСФСР, многие из которых являлись злостными нарушителя режима, поддерживали «воровские традиции». В результате амнистии освободилась значительная часть осужденных положительной направленности. В этих условиях наметилась тенденция роста группировок осужденных отрицательной направленности, использовавшие любые промахи администрации для дестабилизации обстановки в ИТУ. Первые в ИТУ МВД БССР «воровские группировки» были созданы осужденными ИТК-10 г. Новополоцка, ИТК-15 г. Могилева и ИТК-7 г. Минска. Результатом стали массовые беспорядки в данных учреждениях и ликвидация в 1987 г. последнего.
Состояние воспитательной работы с осужденными в ИТУ МВД Республики Беларусь в 90-х годах ХХ века продолжает ухудшаться. Это было вызвано в целом социально-экономическим кризисом в стране, соответственно снижением финансирования уголовно-исполнительной системы, разрушением системы производительного труда осужденных, резким увеличением численности осужденных в местах лишения свободы, обусловленной ростом преступности в обществе, а также переводом из ИТУ бывших союзных республик большого количества осужденных - граждан Республики Беларусь. Если в 1991 г. в ИТУ МВД БССР содержалось около 21 тыс. осужденных, то уже в 1995-1998 гг. в 3 раза больше - 58-63 тыс. (включая заключенных под стражу). Во всех ИТК Республики наполняемость была в 2-3 раза больше лимита. Практически все нежилые помещения отрядов осужденных (бытовые помещения, комнаты воспитательной работы) были переоборудованы в жилые, в некоторых колониях для размещения осужденных использовались клубы. Коллективные воспитательные меро-
приятия проводились эпизодически, формально. Индивидуальная воспитательная работа носила фрагментарный характер. Начальники отрядов выполняли в основном организационные и режимные функции. Управление их деятельностью было ослаблено, отсутствовала современная нормативно-методическая база для их работы и рациональная организационная структура. Актуальное уголовное законодательство не позволяло применять меры досрочного освобождения к значительной части осужденных, что существенно ограничивало стимулирование правомерного поведения и проявление полезной активности.
По сути, в начале 90-х годов ХХ века система воспитательного воздействия на осужденных была окончательно разрушена. Новый кадровый состав, который пришел на службу в начале 90-х годов, не был приобщен к положительному опыту и традициям воспитательной работы с осужденными 70-80-х годов. Воспитательная работа с осужденными в ее традиционном понимании была забыта. Практически полностью ликвидированы общеобразовательные школы и профессионально-технические училища при ИТУ. Библиотечный фонд ИТУ перестал пополняться и в большинстве учреждений пришел в полную негодность. ИТУ перестали выписывать для осужденных газеты и журналы (ранее это делалось в расчете на каждый отряд), сами осужденные в основной массе подписывались только на ведомственную газету «Трудовой путь».
В обстановке, когда почти половина осужденных не работает, когда нет всеобщего обучения, когда отсутствует система воспитательного воздействия, были утрачены роль и значение самодеятельных организаций осужденных, так как сфер деятельности, кроме организации быта и хоть какого-то досуга, у них практически не остается. В такой ситуации все большую силу стали набирать «воровские авторитеты», пытающиеся взять под свой контроль осужденных колоний. Ситуацию усугубляли осужденные, переведенные для отбывания наказания из ИТУ бывших союзных республик, которые привнесли с собой «воровские нормы» и обычаи, активно их пропагандировали и распространяли среди осужденных. В условиях когда роль и влияние актива осужденных были сведены к нулю, в ряде ИТУ администрация учреждений в своей деятельности стала опираться на осужденных - лидеров преступной среды, попустительствовать неформальной стратификации осужденных, возникновению института «смотрящих» («смотрящий» «за зоной», «за отрядом», «за карантином», «за буром», «за общаком») и управлять колонией через «авторитетных» осужденных.