Ш.Ш. ШАЯХМЕТОВ,
начальник кафедры уголовно-исполнительного права и организации исполнения наказаний Академии КУИС МЮ РК, кандидат юридических наук, майор юстиции
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
Законодательство предусматривает осуществление оперативными подразделениями органов и учреждений уголовно-исполнительной системы широкого спектра мероприятий в сфере оперативно-розыскной деятельности, направленных на обеспечение правопорядка и законности в местах лишения свободы и борьбы с преступностью.
Эта деятельность имеет государственный характер, осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами, имеет четко выраженную правовую основу и осуществляется в строгом соответствии с требованием законности [1].
Поэтому оперативно-розыскная деятельность, обеспечивая реализацию уголовной политики, функционирует в правовых рамках. Однако в силу организационных и тактических особенностей она, в отличие от уголовного и административного процесса, опирается и на законы, и на ведомственные нормативные правовые акты [2].
Само понятие правовой основы оперативно-розыскной деятельности, по мере развития теории оперативно-розыскной деятельности, по моему мнению, достаточно сформировалось. По данному вопросу высказывались различные точки зрения и будем считать его более или менее сложившимся. Но в своей статье я хотел бы акцентировать свое внимание именно на проблемных аспектах право-вогорегулирования ОРД в УИС.
Практически все ученые исследующие проблемы ОРД высказали так же свое мнение в отношении классификации правовых норм, регламентирующих ОРД [3]. Исходя из принципа экономии печатной площади, хотелось бы избежать дискуссии в данном вопросе и, не вдаваясь в анализ существующих мнений на этот счет и не подвергая сомнению их правомерность, отметим точку зрения А.Ю. Шумилова [4] и многих других, различающих нормы права в зависимости от юридической силы акта как наиболее приемлемой. Однако при этом необходимо огово-
риться, что пока не закончен законотворческий процесс, не определены и оптимальные границы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности.
К числу нормативных правовых актов, регулирующих отдельные аспекты оперативно-розыскной деятельности в УИС, в первую очередь, относится Уголовно-исполнительный кодекс РК. Однако, кроме задач ОРД в исправительных учреждениях и определения круга субъектов, уполномоченных на право осуществления ОРД в ИУ, других упоминаний о данном виде правоохранительной деятельности в нем не содержится.
Данная проблема в полной мере относится и к основаниям осуществления оперативно-розыскных мероприятий в исправительных учреждениях. Дело в том, что по смыслу ст. 10 Закона РК «Об ОРД» они могут при наличии возбужденного уголовного дела, по поручению следователя, определения суда, по запросам других субъектов ОРД, а также при наличии информации о признаках противоправного деяния, о лицах, его подготавливающих или совершивших, о лицах, уклоняющихся от уголовного наказания и т. п.
Нарушения режима отбывания наказания в местах лишения свободы в перечне оснований не указаны, что ставит под сомнение возможность их осуществления для раскрытия нарушений установленного порядка отбывания наказания, когда информация о таких нарушениях не содержит признаков уголовно наказуемого деяния [5].
Проведя дальнейший сравнительный анализ норм законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, относящихся к сфере ОРД в уголовно-исполнительной системе, также выявили ряд пробелов и несоответствий.
Во-первых, к числу задач ОРД Закон не относит обеспечение исполнения уголовного наказания и реализации иных мер уголовно-правового характера. В сопоставлении с нормой, содержащейся в ст. 79 УИК РК, это означает, что за пределами оперативно-розыскного воздействия со стороны
органов и учреждений УИС оказываются все лица, осужденные к мерам наказания, альтернативным лишению свободы. Между тем только на учете уголовно-исполнительных инспекций (УИИ) состоит несколько десятков тыс. осужденных. Законодательное признание этих осужденных в качестве потенциальных объектов ОРД позволило бы на ведомственном уровне определить пределы, основания и условия проведения в отношении их если не всех, то хотя бы отдельных оперативно-розыскных мероприятий силами оперативных подразделений УИС. А с учетом практических потребностей ограниченными оперативно-розыскными функциями могут быть наделены и отдельные категории сотрудников УИИ.
Во-вторых, в УИК РК цели оперативно-розыскной деятельности вообще не определены, хотя частично и присутствуют в Кодексе под видом задачи обеспечения безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц. Соответственно эта задача в Законе об ОРД поглощается общей целью защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина. Цели защиты собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств в УИК РК ни в каком виде не зафиксированы.
Среди задач ОРД, установленных нормами анализируемых законодательных актов, полностью или частично совпадают лишь розыск лиц, уклоняющихся от уголовного наказания, выявление, предупреждение и раскрытие преступлений, а также розыск лиц, уклоняющихся от отбывания наказания в виде лишения свободы.
Представляется, что оперативные подразделения органов и учреждении УИС в процессе повседневной служебной деятельности имеют возможность способствовать достижению общих целей и участвовать в решении общих задач ОРД, определенных Законом «Об оперативно-розыскной деятельности». На практике это нередко проявляется не только в выполнении заданий других органов, осуществляющих ОРД, но и в направлении в их адрес так называемых инициативных сообщений, содержащих оперативно значимую информацию, которая используется в борьбе с преступностью. Так, по данным КУИС МЮ РК, с использованием оперативно-розыскной информации, поступающей из УИС в органы внутренних дел ежегодно раскрывают десятки тысяч преступлений. Поэтому задачи ОРД в исправительных учреждениях и уголовно-
исполнительной системе в целом должны быть скорректированы в борону сближения с общими задачами ОРД [6]. В частности, оперативные, подразделения УИС могут участвовать в выявлении лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, не только из числа осужденных и не только до прибытия в исправительные учреждения, но и их криминальных связей, оставшимися на свободе; розыске лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, в среде осужденных - добывании информации о событиях или действиях (как и бездействии), создающих угрозу перечисленным в Законе об ОРД видам безопасности. Не исключено и участие (содействие) оперативных аппаратов УИС в розыске без вести пропавших, например, при получении от осужденных либо иных лиц оперативной информации об обстоятельствах исчезновения или месте нахождения без вести пропавших. Иначе говоря, возможности оперативных подразделений УИС, где сосредоточен специфический контингент, в борьбе с преступностью должны использоваться максимально полно.
В-третьих, ни в Законе об ОРД, ни в УИК РК, ни в других вышеупомянутых актах не прописан механизм взаимодействия оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы с аналогичными подразделениями других государственных органов - субъектов ОРД. Отдельные элементы этого механизма просматриваются в ст. 17, 18, 19, Закона об ОРД и ст. 79 УИК РК. Прямое указание на согласованное проведение оперативно-розыскных мероприятий содержится лишь в ст. 13 Закона об ОРД. Очевидно, законодатель подразумевает, что вопросы взаимодействия оперативных подразделений разных ведомств должны решаться в подзаконных, в т.ч. межведомственных, нормативных правовых актах, на что прямо или косвенно применительно к отдельным ситуациям указано в Законе об ОРД.
Справедливости ради следует отметить, что в уголовно-исполнительной системе действует межведомственные Инструкции об организации взаимодействия в сфере оперативно-розыскной деятельности с ОВД и КНБ. Однако они имеют силу только для двух ведомств, и регламентируют преимущественно использование оперативно-розыскных возможностей УИС в интересах ОВД и КНБ.
Представляется необходимым ускорить разработку аналогичных нормативных правовых
актов и с другими государственными органами при условии, что УИС будет представлена в них как равноправный партнер сотрудничества в сфере ОРД.
В-четвертых, во всех рассматриваемых законодательных актах отсутствует надлежащая нормативно-правовая база для оперативно-розыскной профилактики преступлений. Задача их предупреждения в оперативно-розыскном законодательстве вообще только декларируется. Между тем, в теории ОРД оперативно-розыскная профилактика или оперативно-розыскное предупреждение преступлений, признается самостоятельной организационно-тактической формой ОРД, которая определяется как система целенаправленных и иных предусмотренных законом мер, проводимых в отношении лиц, от которых можно ожидать совершения преступления, с целью осуществления за ними оперативного контроля, оказания на них профилактического воздействия, предупреждения замышляемых и подготавливаемых преступлений, а также использования негласной информации в общепрофилактической работе [7].
Ст. 79 УИК РК провозглашает задачу выявления и предупреждения, готовящихся в исправительных учреждениях не только преступлений, но и нарушений установленного порядка отбывания наказания. Представляется, что успешное решение этой задачи ОРД возможно лишь при специальном осуществлении оперативно-розыскной профилактики на регулярной основе. Разумеется, оперативные аппараты во взаимодействии с другими подразделениями УИС проводят значительную работу по предупреждению пенитенциарной преступности. Согласно оперативной отчетности, поступающей в КУИС МЮ РК, в местах лишения свободы только в течение года предотвращено несколько тыс. преступлений, что многократно превышает количество совершенных, а точнее зарегистрированных. Независимо от того, насколько эти данные соответствуют действительности, вклад оперативных подразделений в достижение отмеченного результата представляется недоста-
точным. Иначе наметилась бы тенденция общего роста регистрируемой преступности, в том числе тяжких, особо тяжких преступлений и побегов.
Думается, совершенно правы А.П. Исиченко и С.А. Бажанов, считающие, что правовую основу оперативно-розыскной профилактики на ведомственном уровне мог бы составить специальный раздел комплексной «Инструкции о предупреждении преступлений и иных правонарушений в УИС» или «Наставлении об основах организации и тактики ОРД УИС» [8].
Таким образом, нормативно-правовая база оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе несовершенна, изобилует пробелами, недостаточно согласуется с Законом «Об оперативно-розыскной деятельности» и нуждается в улучшении.
Целесообразно, в первую очередь, привести в соответствие цели и задачи ОРД, представленные в Законе и УИК РК. Ст. 2 Закона об ОРД при этом желательно дополнить указанием на задачу обеспечения исполнения уголовного наказания и применения иных мер уголовно-правового характера, а ст. 79 УИК РК - на цели, вытекающие из Закона об ОРД, и уточнить задачи этой деятельности в исправительных учреждениях. В частности, учитывая оперативно-розыскные возможности оперативных подразделений УИС, задачу содействия в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение, как представляется, следует сформулировать иначе: «содействие или иное участие в выявлении, раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительные учреждения, а также в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений, подготавливаемых, совершаемых или совершенных другими лицами».
Анализируя вышеизложенное, можно прийти к выводу, что оперативно-розыскная деятельность является средством обеспечения установленного законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядка исполнения и
Использованная литература
1. Гребельский Д.В. Теоретические основы и организационно-правовые проблемы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. - М., 1977. - С. 20.
2. Агарков А.В. Оперативно-розыскная деятельность в местах лишения свободы (правовые и исторические проблемы). Дис. ... канд. юрид. наук. - Владимир, 2006. - С. 107.
3. Гребельский Д.В. Указ. соч. С. 32; Самойлов В.Г. Сущность правовых основ оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел / Проблемы совершенствования оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. - М., 1981. С. 4; Синилов Г.К. Основы оперативно-розыскной деятельности советской милиции. - М., 1981. С. 4; Бобров В.Г., Лукашов В.А., Смирнов С.А. Введение в курс «Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел». - М., 1990. С. 40.; Паташков С.В., Чокин Ж.М., Каймульдинов Е.Е. Основы оперативно-розыскной деятельности. - Алматы, 2002. - 259 с.; Галиев С.Ж., Сапарин О.Е. Комментарий к Закону Республики Казахстан «Об оперативно-розыскной деятельности»: Учебное пособие. - Алматы: Жет жаргы, 1998.; Токалов Т.Б. «Теоретические, правовые и организационно-управленческие проблемы оперативно-розыскной деятельности ОВД Республики Казахстан в борьбе с преступностью» Автореф...докт. юрид. наук. -Москва: ВНИИ МВД РФ, 2008г.; Паташков С.В. Борьба с противоправной деятельностью осужденных отрицательной направленности в исправительных учреждениях (оперативно-розыскные и тактические аспекты): Автореф... канд. юрид. наук. - Алматы: Академия МВД РК, 2000г., Шаймуханов А.Д. «Совершенствование и развитие оперативно-розыскного законодательства Республики Казахстан» Автореф... докт. юрид. наук. - Караганда: КЮИ МВД РК, 2009г.
4. Шумилов А.Ю. Проблемы законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности в России: монография. - М., 1997. - С. 26-27.
5. Горяинов К.К. Некоторые направления оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе // Проблемы оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе: Сборник статей. - М., 2005. - С. 14.
6. Лукашов В.А. Оперативно-розыскная деятельность: проблемы и пути совершенствования // Проблемы теории и практики в оперативно-розыскной деятельности в современных условиях: Межвуз. сб. науч. трудов. - М., 1993. - С. 21.
7. Проблемы оперативно-розыскной деятельности: Сб. избран. работ В.А. Лукашова / Сост. К.К. Горяинов, А.П. Исиченко, А.С. Вандышев. - М, 2000. - С. 131.
8. Исиченко А.П., Бажанов С.А. К проблеме правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в УИС // Проблемы оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе: Сборник статей. - М., 2005. С. 27.
Берген макала шегшде К^азацстан Республикасындагы цылмыстыц -атцару жуйесшдеп жедел-iздестiру цызметш реттейтш нормативтж цуцыцтыц актшерш жетiлдiруге цатысты, б1рцатар кешендi ережелер талцылауга усынылып отыр.
В рамках данной статьи выносится на обсуждение ряд комплексных положений, касающихся совершенствования нормативных правовых актов, регламентирующих оперативно-розыскную деятельность в уголовно-исполнительной системе Республики Казахстан.
In the given article discussion of some complex statutes concerning perfection of normative documents, regulating detective activity in criminal-executive system in the Republic of Kazakhstan is considered.