ISSN 1999-9917. ЧЕЛОВЕК: преступление и наказание. 2013. № 2 (81)
S.S. YEPIFANOV*, N.D. MOISEEV**
УДК 343.1 ББК 67.410.212 Е67
ABOUT THE LEGALITY OF USE OF TECHNICAL MEANS WITHIN THE OPERATIONAL SEARCH ACTIVITIES IN PRISONS IN CONDITIONS OF DEVELOPMENT
OF THE PENAL SYSTEM
Annotation: in the article the author analyses the legislative acts and explains the legality of use of technical means within the operational search activities in prisons in conditions of development of the Penal system.
Key words: penal system, operational search activity, special facilities, legality of use of special facilities.
Аннотация: в статье обосновывается законность использованиятехнических средств оперативно-розыскного назначения в тюрьмах, анализируются законодательные акты, определяющие цель и задачи применения специальной техники в оперативно-розыскной деятельности в условиях развития уголов-но-исполнительнойсистемы.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, оперативно-розыскная деятельность, специальные технические средства, законность применения специальной техники.
Современные условия функционирования правоохранительной системы во многом обусловлены процессами ее реформирования, а также экономическим кризисом. Одно из проявлений кризиса - состояние и тенденции современной преступности (существенная доля тяжких и особо тяжких преступлений, дальнейшее развитие организованных форм преступности: углубляющийся контроль за теневыми и легальными экономическими структурами, наркобизнес и торговля оружием, квалифицированное вымогательство, сведение счетов лидерами преступного мира, крупных бизнесменов с помощью киллеров, терроризм).
Вместе с тем не может не вызывать озабоченности состояние пенитенциарной преступности, для которой также характерны неблагоприятные тенденции. В учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС) совершаются убийства, причинения тяжкого вреда здоровью, побеги, действия, дезорганизующие нормальную деятельность учреждений, исполняющих наказания. Причем количественные и качественные показатели пенитенциарной преступности при всей их значимости не исчерпывают проблемы перманентной сложности оперативной обстановки, отмечаемой в местах лишения свободы. Отказы осужденных от работы и приема пищи, иные совершаемые ими групповые эксцессы, попытки захвата заложников, дальнейшая консолидация преступных «авторите-
--тов» в целях установления «двойного» управ-
* Кандидат юридических наук, доцент;
доцент кафедры организации оперативно-розыскной деятельности;
** кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры организации оперативно-розыскной деятельности (Академия ФСИН России) E-mail: [email protected].
СТАНИСЛАВ СТАНИСЛАВОВИЧ ЕПИФАНОВ*, НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ МОИСЕЕВ**
О ЗАКОННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОПЕРАТИВНОРОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТЮРЬМАХ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
§
о
со
Ï -
с
о §
Ï
с §
О" Ï о
(D
ш со о
О
CD
ГО &
Ф
0
1 «Q
5 §
с
0
6
1
00
о §
ления исправительными учреждениями (ИУ), а фактически дезорганизации их нормальной деятельности - явления, которые содержат в себе реальную угрозу развитию уголовно-исполнительной системы.
Отмеченные процессы характерны для всей УИС в целом, в том числе для таких исправительных учреждений, как тюрьмы. Содержащимся в тюрьмах осужденным присущи повышенные криминогенные характеристики. В общей массе лиц, отбывающих наказание в тюрьмах, значительная доля приходится на осужденных за тяжкие преступления к длительным срокам лишения свободы, а также переведенных в тюрьмы из исправительных колоний за злостные нарушения установленного порядка отбывания наказания.
Реализация положений уголовного закона, современная судебная практика, а также концептуальные положения развития УИС объективно обусловливают концентрацию в тюрьмах наиболее опасной и организованной части осужденных. Для нейтрализации отмеченных процессов и обеспечения правопорядка в тюрьмах их персонал располагает комплексом возможностей режимного, правоприменительного и воспитательного порядка. В настоящее время особое место в этом комплексе занимает оперативно-розыскная деятельность оперативных подразделений тюрем.
Следует заметить, что в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года не уделено внимания развитию оперативно-розыскной деятельности в УИС, сделан упор на общие вопросы совершенствования системы безопасности исправительных учреждений, особенно модернизации технического обеспечения предупреждения противоправных деяний осужденных. В частности, в Концепции в качестве одного из направлений совершенствования обеспечения безопасности в местах лишения свободы предлагается создание системы противодействия преступному поведению осужденных на основе применения современных технических средств, новых технологий и подходов к организации безопасности объектов уголовно-исполнительной системы.
Вместе с тем стоит заметить: несмотря на принимаемые меры, сохраняется тенденция к активизации противоправных действий осужденных, направленных на дестабилизацию деятельности исправительных учреждений. Не перекрыт их доступ к средствам мобильной связи, наркотикам, спиртным напиткам, колю-
ще-режущим предметам, наличие которых в учреждениях УИС способствует дестабилизации оперативной обстановки, совершению осужденными злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания и преступлений1. По информации ФСИН России, увеличилось количество преступлений, в том числе побегов, зарегистрированных в исправительных учреждениях случаев применения насилия в отношении сотрудниковУИС при исполнении ими служебных обязанностей. Только в 2012 г. в учреждениях УИС было совершено 959 преступлений. При этом количество побегов из-под охраны увеличилось по сравнению с прошлым годом на 50 %, убийств - на 56, случаев причинения тяжкого вреда здоровью - на 23 %2.
Надлежащая организация оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях, проведение оперативно-розыскных мероприятий, в том числе с использованием технических средств, в соответствии с действующим законодательством позволяют своевременно выявлять криминальные планы лидеров преступной среды, конкретных исполнителей готовящихся и совершенных преступлений. Это способствует их своевременному предупреждению и раскрытию, позволяет оперативно решать задачи борьбы с преступностью в исправительных учреждениях.
При проведении оперативно-розыскных мероприятий для фиксации их хода и результатов используются информационные системы, фотосъемка, аудио- и видеозапись, а также иные средства, безопасные для жизни и здоровья людей и не наносящие вреда окружающей среде. В процессе осуществления ОРД оперативными подразделениями могут использоваться технические средства, как специально созданные для негласного получения информации, так и общедоступные (бытовые, универсальные, находящиеся в открытой продаже).
Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления ОРД, устанавливается Правительством РФ. На основании Постановления Правительства РФ от 1 июля 1996 г. № 770 в такой перечень включены специальные технические средства, предназначенные (приспособленные, запрограммированные) для того, чтобы негласно:
- получать и регистрировать акустическую информацию;
- вести визуальное наблюдение и документирование;
- прослушивать телефонные переговоры;
- осуществлять перехват и регистрацию информации с технических каналов связи;
- вести контроль почтовых сообщений и отправлений;
- исследовать предметы и документы;
- проникать в помещения, транспортные средства и другие объекты и обследовать их;
- вести контроль за перемещением транспортных средств и других объектов;
- получать (изменять, уничтожать) информацию с технических средств ее хранения, обработки и передачи;
- проводить идентификацию личности.
Следует отметить, что в подразделения тюрем за последнее время поступило определенное количество современных технических средств, в том числе сертифицированные персональные компьютеры для работы с закрытой информацией, унифицированные комплекты для цифровой фото- и видеосъемки, осмотра места происшествия и другая техника. Вместе с тем применение специальной техники в тюрьмах осуществляется в новых условиях функционирования уголовно-исполнительной системы, обусловленных процессами развития и модернизации, повлекшими за собой обновление ведомственной нормативно-правовой базы, изменение организационной структуры оперативных подразделений УИС. Указанные обстоятельства обусловливают потребность в исследовании актуальных вопросов правового регулирования и законности применения специальной техники в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности в тюрьмах.
Администрация тюрем в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (ст. 14) имеет право осуществлять оперативно-розыскную деятельность, производить регистрацию осужденных, их фотографирование, звукозапись, видеосъемку, дактилоскопирование.
На основании ст. 83 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) администрация тюрем вправе использовать аудиовизуальные; электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных.
Оперативные подразделения тюрем при решении задач оперативно-розыскной деятельности, обозначенных в ст. 84 УИК РФ, согласно
Федеральному закону от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 6) вправе использовать в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий информационные системы, видео- и аудиозапись, фотосъемку а также другие технические и иные средства, к числу которых можно отнести, например, аппаратуру связи, поиска, наблюдения, специальные химические вещества, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде. Отметим неограниченность рассматриваемой нормы Закона в отношении видов иных средств, к которым можно отнести любые средства, удовлетворяющие условию безопасности как для осужденных и персонала, так и для окружающей среды.
Говоря о законности самостоятельного использования при проведении оперативно-розыскных мероприятий специальных технических средств сотрудниками оперативных подразделений тюрем, отметим следующее. Указанный Федеральный закон определяет оперативно-розыскную деятельность как осуществляемую гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1), устанавливает основания и условия ее осуществления, а также перечень оперативно-розыскных мероприятий, который является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только Федеральным законом (ст. 6-8).
При этом использование в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий информационных систем, видео- и аудиозаписи, фотосъемки, а также других технических и иных средств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде, возможность которого предусмотрена ч. 3 ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», имеет целью фиксацию хода и результатов проведения соответствующих оперативно-розыскных мероприятий и не является самостоятельным оперативно-розыскным мероприятием. По смыслу Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» применение технических средств осуществляется в рамках общего порядка проведения соответствующих оперативно-розыскных мероприятий и само по себе не предопределяет необходимости вынесения о том специ-
г §
0
со
1 -
с
0 §
1
с §
О" I
о
(D
ш со о
ального судебногорешения. Судебное решение признается обязательным условием для проведения отдельных оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина, а не для фиксации их хода и результатов3.
Следовательно, в соответствии с законом технические средства в ОРД используются исключительно в ходе оперативно-розыскных мероприятий, для фиксации хода ОРМ и результатов. Технические средства и методы обеспечивают качественное решение оперативным работником задач, возложенных на оперативно-розыскную деятельность в исправительных учреждениях, в том числе тюрьмах.
В соответствии со ст. 84 УИК РФ к таким задачам следует отнести: обеспечение личной безопасности осужденных, персонала и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег, а также уклоняющихся от отбывания лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступ-
лений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение (тюрьму). Эти задачи определяют то, для чего применяются специальные технические средства в ходе ОРД в тюрьмах.
Таким образом, говоря о законности использования специальной техники в ОРД, следует подразумевать, что деятельность, в рамках которой применяются технические средств, а также результаты этой деятельности и используемые средства должны соответствовать требованиям и дозволениям, содержащимся в нормах права. Нормативные акты могут либо прямо предписывать применение технических средств и соответствующих тактико-технических приемов, либо устанавливать общую допустимость их использования, либо предполагать возможность их применения при условии соответствия требованиям закона. При этом ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие конкретные вопросы организации и тактики применения технических средств в оперативно-розыскной деятельности в тюрьмах, относятся к закрытым документам.
1 См.: Решение коллегии Федеральной службы исполнения наказаний «Об итогах деятельности уголовно-исполнительнойсистемы в 2012 г., задачах на 2013 г. и путях реализации второго этапа Концепцииразвития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года»: утв. приказом ФСИН России от 13 марта 2013 г. №> 116.
2 См.: Доклад директора ФСИН России о результатах и основных направленияхдеятельности М., 2013.
3 См.: Определения КонституционногоСудаРФ от 11 июля2006 г. №2 268-О; от 17 июля2007 г. № 597-О-О; от 13 октября2009 г. №> 1148-О-О.