Совершенствование навыков чтения у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
Мамедова Лариса Викторовна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального обучения ТИ (Ф) СВФУ имени М.К. Аммосова E-mail: [email protected]
Летучева Елизавета Андреевна,
студент кафедры Педагогики и методики начального обучения ТИ (Ф) СВФУ имени М.К. Аммосова E-mail: [email protected]
Проведенный анализ педагогической и методической литературы свидетельствует о необходимости формирования полноценного и устойчивого навыка чтения у детей младшего школьного возраста. Навык чтения в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования признан необходимым межпредметным умением, так как чтение учебных текстов необходимо для освоения образовательных программ. В стандарте и методических рекомендациях к планированию уроков литературного чтения в начальной школе указано, что обучающиеся должны овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, которые ставятся в начальном образовательном пространстве; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах и т.д. В статье рассматривается совершенствование навыка чтения у младших школьников во внеурочной деятельности. Описана опытно-экспериментальная работа проведенная во 2 классе МБОУ СОШ № 15 в г. Нерюнгри. По результатам первичной диагностики и обобщения педагогического опыта практиков образования РФ и РС (Я) нами было составлено календарно-тематическое планирование, включающее в себя традиционные, активные и интерактивные методы и приемы работы с испытуемыми с целью развития у них навыков чтения во внеурочной деятельности. Описаны также результаты констатирующего эксперимента, подтверждающие эффективность составленных и апробированных нами занятий.
Ключевые слова: навык чтения, младший школьник, внеурочная деятельность, компоненты навыка чтения, упражнение.
Последнее время в образовательном пространстве можно наблюдать упрощение и огрубление речи младших школьников, что отражается на культуре чтения и речи.
Анализ современных педагогических изысканий теоретиков и практиков подтверждает тот факт, что навыки чтения нужны не только для извлечения необходимой информации в учебной деятельности, но и в целом для достижения общей функциональной грамотности, которая начинает формироваться на первой ступени образования и совершенствуется в течение всего школьного обучения. Необходимо отметить, что недостаточная сформированность навыка чтения может ограничить в дальнейшем возможности школьника в самореализации.
Проблеме формирования и совершенствования навыков чтения у детей младшего школьного возраста посвящены работы отечественных психологов и педагогов. Методические аспекты формирования и совершенствования навыков чтения раскрыты в работах Т.В. Атроховой, Г.И. Бондаренко, М.И. Омороковой, Н.Н. Светлов-ской, М.Р. Львова, Н.В. Яшиной, С.А. Смирнова и др. Формирование и совершенствование навыка чтения с точки зрения психологии рассматривали Т.Г. Егоров, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, В.А. Леонтьев, Н.В. Нижегородцева, Л.И. Маленкова, Н.И. Жинкин и др.
Изучение методических аспектов данной проблемы исследования показало, что в современной методике обучения чтению навык чтения представлен в виде «двух компонентов - смысловая и техническая сторона» [1, с. 52]. Смысловая сторона навыка чтения отвечает за понимание содержания и смысла всего текста.
«Умение читать формируется как основополагающий вид речевой и умственной деятельности, необходимый при изучении всех предметов учебного плана начальной школы» [2, с. 49].
Рассмотрим характеристики навыка чтения более подробно.
1. Способ чтения может представлять собой чтение целыми словами и группами слов. Такой способ чтения является желательным и продуктивным. Чтение может осуществляться плавно, быть слоговым с прочтением сразу целых слов. К непродуктивному и нежелательному способу отнесено чтение побуквенным и отрывистым, слоговым способом.
2. Темп чтения зависит от возрастных и индивидуальных психологических особенностей ребенка и характеризуется определенной скоростью
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
чтения, измеряемой количеством слов за определенный временной промежуток (слов в минуту).
3. Правильность чтения характеризуется умением читать слова без пропусков и без искажений букв, слогов, без изменений слов и перестановок слогов.
4. Выразительность чтения характеризуется умением ученика читать текст с определенной интонацией, умением видеть и правильно интонировать знаки препинания, при этом проявлять понимание смысла читаемого текста.
5. Сознательность (осознанность) при чтении характеризуется реальным пониманием содержания читаемого текста. Однако сознательность требует того, чтобы школьник проявлял свое отношение к тому, что описано в тексте, чтобы понимал значение художественных средств, применяемых автором текста. В результате школьнику необходимо иметь свой жизненный опыт, понимать лексическое значение слов, иметь определенный словарный запас.
Навык чтения включен в ряд самых сложных психологических процессов, именно поэтому его формирование в процессе начального образования происходит постепенно, строго соблюдая этапы формирования. Для того, чтобы достичь цели, поставленные государственным стандартом, учебных занятий зачастую недостаточно, и в данном случае необходимо задействовать внеурочную деятельность для совершенствования навыка чтения у младших школьников.
Сказанное подтверждает важность формирования навыка чтения в начальной школе, так как он объединяет в себе компоненты и свойства, относящиеся как к мыслительной, так и к речевой деятельности.
Целью проведенной нами опытно-экспериментальной работы являлось совершенствование навыка чтения второклассников МБОУ СОШ № 15 в г. Нерюнгри. Сроки проведения исследования: сентябрь 2021 г. - май 2022 г.
На первом этапе исследования нами были подобраны диагностические методики, направленные на выявление уровня сформированности компонентов навыка чтения школьников:
1. Тест звукобуквенного кодирования и декодирования (В.В. Тарасун). Данный тест дает возможность изучить уровень развития у школьников тех учебных способностей, которые обеспечивают как правильное соотнесение выделенной из слова фонемы со зрительным образом буквы, так и отграничение этой буквы от всех других, особенно сходных по начертанию.
2. Тест на оценку сформированности навыков чтения по методике Л.А. Ясюковой. Методика позволяет оценить уровень развития техники чтения младшего школьника. Обучающимся для самосто-
5 ятельного прочтения предлагается связный текст, § в котором пропущены 10 слов, отсутствие которых й позволяет понять общий смысл текста. Их задача ° заполнить пропущенные поля по смыслу в течении ав определенного времени.
3. Методика выявления уровня восприятия литературного произведения М.П. Воюшиной. Целью данной методики является определение уровня восприятия литературного произведения. Учитель читает текст произведения, после чего детям выдается бланк с вопросами, направленными на определение их эмоционального отношения к герою / ситуации / автору.
4. Диагностическая карта проверки навыка чтения. Данная диагностическая карта включает в себя следующие критерии: способ чтения (слоговое, целыми словами); правильность чтения (повтор, искажения, орфоэпические ошибки); темп чтения (слов в минуту); осознанность чтения; выразительность. Во время чтения, учитель делает определенные пометки в соответствии с условиями проверки. По истечении одной минуты с начала чтения учитель помечает в своем бланке последнее слово, на чтении которого истекло время, но учащийся читает текст до конца. После прочтения текста ученику задается ряд вопросов по тексту для проверки осознанности чтения. Затем в соответствии с рекомендациями учитель оценивает сфор-мированность навыка чтения.
В таблице 1 представлены результаты проведенных диагностических исследований.
Таблица 1
Результаты исследования на начальном этапе исследования
Тест звукобуквенного кодирования и декодирования (В.В. Тарасун) Оценка «5» Оценка «4» Оценка «3» Оценка «2»
75% 15% 10%
Тест на оценку сформиро-ванности навыков чтения по методике Л.А. Ясюковой. Высокий уровень Хороший уровень Средний уровень Низкий уровень
10% 20% 25% 45%
Методика выявления уровня восприятия литературного произведения М.П. Воюш-иной Высокий уровень, «Уровень «идеи» Средний уровень, «Уровень «героя» Уровень ниже среднего, «Констатирующий уровень» Низкий уровень, «Фрагментарный уровень»
10% 20% 30% 40%
Диагностическая карта проверки навыка чтения Оценка «5» Оценка «4» Оценка «3» Оценка «2»
5% 35% 40% 20%
Проанализировав полученные результаты на начальном этапе исследования, мы выявили, что овладение навыком чтения у второклассников находится на достаточно низком уровне. Ис-
ходя из этого, нами было составлено календарно-тематическое планирование занятий для внеурочной работы с обучающимися (Таблица 2).
Таблица 2
Тема занятия Цель занятия Реализуемые методы и приемы
«Где живут книги» Закрепление понимания важности чтения и книги для каждого человека, воспитание бережного отношения к книге как важному источнику информации. 1. Беседа о истории создания библиотек, о роли книги в жизни человека. 2. Заполнение анкеты: «Какой я читатель?». 3. Рассказ учащихся о их любимой книге
«В лесу» (И. Соколов-Микитов) Развитие смыслового понимания текста; расширение словарного запаса; совершенствование правильности чтения, темпа чтения. 1. Артикуляционные упражнения (чтение скороговорок) 2. Чтение текста вслух. 3. Беседа по смысловому пониманию текста (определение главной мысли, вопросы по тексту) 4. Словарная работа с новыми словами (пороша, натропил) 5. Игра «Хитрая подмена» (подбор синонимов)
«Зимой в лесу» (И. Соколов - Мики-тов) Развитие смыслового понимания текста; расширение словарного запаса; совершенствование правильности чтения, темпа чтения. 1. Артикуляционные упражнения (чтение сложных слов по слогам и слитно, чтение текста шепотом) 2.Словарная работа с новыми словами (наезженная, перелесок) 3. Беседа по смысловому пониманию текста (определение главной мысли, вопросы по тексту) 4. Упражнение «Продолжи предложение» 5. Творческая работа (иллюстрирование отрывка произведения)
«У лесного озера» (И. Соколов - Мики-тов) Показать значение слова в рассказе для передачи отношения автора к описываемому объекту. Совершенствование правильности и осознанности чтения, передачи интонации. Развитие воображения, творческих способностей 1. Дидактическая игра «Доскажи словечко». 2. Упражнение «Колдуны и колдуньи» (управления силой голоса). 3. Чтение «по цепочке». 4. Словарная работа (в зобах (зоб), галька). 3. Беседа по смысловому пониманию текста (определение главной мысли, вопросы по тексту). 4. Упражнение «Кто здесь лишний?». 5. Творческая работа (иллюстрирование на название произведения).
«Сороки» (А. Тихонов) Совершенствование смыслового компонента навыка чтения; совершенствование правильности и выразительности чтения, звукопроизношения. 1. Артикуляционная гимнастика. Упражнения «Лягушка», «Хоботок», «Вкусное варенье». 2.Упражнение «Корректурная проба». 3. Упражнение «Жужжащее чтение». 4. Беседа по смысловому пониманию текста (определение главной мысли, вопросы по тексту). 5. Тематические ребусы.
«В летнюю пору» (В. Ко-логрив) Совершенствование технического компонента чтения; освоение разных видов чтения; развитие словарного запаса. Совершенствование тема чтения. 1. Упражнение «Ветер» (упражнение на регуляцию дыхания). 2. Чтение структурных слоговых таблиц. 3. Беседа по смысловому пониманию текста (определение главной мысли, вопросы по тексту). 4. Прием «Проблемный вопрос». 5. Дидактическая игра «Найдите антонимы в пословицах». 6. Работа с таблицами Шульте.
«Неудачная рыбалка» (И. Пузанов Развитие навыка чтения молча. Совершенствование смыслового чтения, выразительного чтения. Обучение пониманию контекста текста. 1. Упражнение «Задуй свечу» (упражнение на регуляцию дыхания). 2. Артикуляционные упражнения (чтение скороговорок). 3. Чтение текста «про себя». 4. Беседа по смысловому пониманию текста (определение главной мысли, вопросы по тексту). 5. Выразительное чтение 6. Упражнение «Дождик» (Координация речи с точными выразительными движениями и жестами) 7. Кроссворд по изученному тексту
«Весенняя гроза» (Ф. Тютчев) Совершенствование навыка чтения поэтических произведений, их смыслового понимания, особенности поэтического языка и особенности чтения поэтического произведения. Обогащение словарного запаса. Совершенствование навыка владения голосом для передачи интонаций автора. Развитие устной монологической речи. 1. Упражнение «Жужжащее чтение» 2. Словарная работа (перлы, вторил) 3. Беседа по смысловому пониманию текста (определение главной мысли, вопросы по тексту). 4. Выразительное чтение по парам 5. Упражнение на развитие дикции «Произнесите междометия, выражая голосом разные чувства»
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
Продолжение
Тема занятия Цель занятия Реализуемые методы и приемы
Иллюстрации в книгах. Рисуем иллюстрации клюбимым произведения Совершенствование понимания связи иллюстрации и текста произведение, обучение умению читать иллюстрацию, составлять по ней связный рассказ. развитие рече-мыслительной деятельности и творческих способностей. 1. Артикуляционная гимнастика. Упражнения «Грибок», «Чашечка». 2. Упражнение «Лабиринт». 2. Беседа о роли иллюстрации в книге. 3. Игровое упражнение: «Расскажи о содержании книги по иллюстрациям» (работа в группах). 4. Упражнение «Доскажи словечки». 5. Творческая работа (иллюстрация к любимому произведению).
«Аист и лягушка» (С. Михалков) Совершенствование звукопроизношения, интонирования. Совершенствование смыслового чтения, чтения молча. Обучение пониманию переносного значения текста. 1. Прослушивание звукозаписи: «Голоса лесного озера». Упражнение на звукопроизношение (подражание голосам птиц лесного озера). 2.Чтение «про себя» 3. Упражнение «Зрительная лесенка». 4. Выразительное чтение диалога в парах. 5. Упражнение на развитие дикции «Произнесите предложения с заданной интонацией» 6. Чтение «за решеткой»
«Терпеливый Мишка» (В. Бахрев-ский) Совершенствование смыслового чтения, чтения молча. Обучение пониманию контекста произведения. Совершенствование звукопроизношения. Формирование нравственных ценностей. 1. Артикуляционная гимнастика. Упражнения «Футбол», «Блинчики». 2. Упражнение «Коррекатурная проба» 2. Чтение «про себя» 3. Беседа по смысловому пониманию текста (определение главной мысли, вопросы по тексту). 4. Игра «Скачки» (отработка дикции). 5. Выразительное чтение. 4. Игра «Ударение меняет смысл».
«Не стоит благодарности» (С. Михалков) Совершенствование разных видов чтения. Обогащение словаря школьников. Обучение пониманию контекста текста. Развитие дыхательного аппарата. Воспитание в детях человечности, сострадания, умения прийти на помощь, стремление быть благородным в жизни. 1. «Жужжащее чтение» 2. Чтение «про себя» 3. Беседа по смысловому пониманию текста (определение главной мысли, вопросы по тексту). 4. Словарная работа (сподручнее) 5. Игра «Подбери слово» (работа с антонимами). 6. Игра «Стрельба по мишени» (развитие дикции). 7. Чтение диалога по ролям выразительно.
Притча «Радуга и воробей» Совершенствование навыка смыслового и контекстного чтения. Совершенствование чтения молча, развитие эмоционально - ценностного отношения к содержанию текста. Воспитание бережного отношения к окружающим людям, понимание своего предназначения в мире. 1. Упражнение «Клетчатая таблица». 2. Чтение «про себя». 3. Беседа по смысловому пониманию текста (определение главной мысли, вопросы по тексту). 4. Чтение «Бросок-засечка». 5. Упражнение: «Дополни пословицу» 6. Творческая работа «Нарисуйте воробья, если бы он искупался в радуге».
Притча «Мальчик и зеркало» Совершенствование смыслового чтения и выразительности чтения. Обучение пониманию переносного значения смысла. Воспитание нравственных качеств, умения контролировать свои эмоции. 1. Игровое упражнение: «Свет мой, зеркальце, скажи...». 2. Чтение «про себя». 3. Чтение «по цепочке». 4. Беседа по смысловому пониманию текста (определение главной мысли, вопросы по тексту). 5. Упражнение «Веселые человечки» (Координация речи с точными выразительными движениями и жестами). 6. Выразительное чтение. 7. Инсценировка притчи.
Японская сказка «Журушка» Совершенствовать умение читать вслух и про себя; обогащать словарь по теме чтения; знакомить с выразительными средствами языка; учить передавать голосом чувства (удивление, восхищение, разочарование). Воспитание нравственных качеств 1. Артикуляционные упражнения (чтение скороговорок) 2. Чтение по цепочке (с педагогом). 3. Беседа по смысловому пониманию текста (определение главной мысли, вопросы по тексту). 4. Определение выразительных средств речи в тексте 5. Упражнение «Произнесите предложения с заданной интонацией. 6. Упражнение «Найди отличия»
Русская народная сказка «Снегурочка» Совершенствовать умение читать вслух; обогащать словарь по теме чтения; знакомить с выразительными средствами языка; учить передавать голосом чувства (удивление, восхищение, разочарование). Воспитание нравственных качеств 1. Упражнение «Лабиринт». 2. Упражнение «Гласные звуки» (отработка интонации) 2. Чтение «по цепочке». 3.Беседа по смысловому пониманию текста (определение главной мысли, вопросы по тексту). Сравнительный анализ со сказкой «Журушка». 4. Выразительное чтение по ролям. 5. Упражнение «Поиск смысловых несуразностей». 6. Творческая работа (Рисование иллюстраций к сказкам по выбору)
Окончание
Тема занятия Цель занятия Реализуемые методы и приемы
Конкурс: «Узнай героя сказки» Закрепление навыков техники чтения. Развитие мышления, умения анализировать, соотносить фрагменты сказок и личности. Формирование коммуникативных навыков взаимодействия. 1. Беседа о любимых сказках. Рассказы учащихся. 2. Конкурсная программа. Работа в группах. (Конкурсные задания: а) узнай героя по голосу (аудиозапись) б) узнай героя по одежде в) узнай героя по фразе). 3. Инсценировка любимой сказки.
«Как Светлячок друзей искал». (По сказке С. Юцзунь) Совершенствование смыслового чтения, выразительного чтения. Обучение пониманию контекста произведения. Совершенствование звукопроизношения. Формирование нравственных ценностей. 1. Работа с таблицами Шульте. 2. Упражнение «Восстанови текст». 3. Чтение «по цепочке». 4. Беседа по смысловому пониманию текста (определение главной мысли, вопросы по тексту). 5. Чтение по ролям. 6. Упражнение «Подобрать вторую часть пословицы». 5.Артикуляционные упражнения «Артикуляция гласных, согласных, сочетаний гласных и согласных»
«Что легче?» (В.А. Осеева) Совершентсвовать навыки чтения. Показать значимость главной идеи книги для читателя, для понимания нравственных качеств человека. Совершенствовать навыки осознанного и беглого чтения. 1. Упражнение «Лабиринт» 2. Упражнение «Чепушиные стихи» 3. Чтение «про себя» 4. Беседа по смысловому пониманию текста (определение главной мысли, вопросы по тексту). 5. Творческая работа (проиллюстрировать пословицу по выбору).
Тема занятия Цель занятия Реализуемые методы и приемы
«Что легче?» (В.А. Осеева) Совершентсвовать навыки чтения. Показать значимость главной идеи книги для читателя, для понимания нравственных качеств человека. Совершенствовать навыки осознанного и беглого чтения. 1. Упражнение «Лабиринт» 2. Упражнение «Чепушиные стихи» 3. Чтение «про себя» 4. Беседа по смысловому пониманию текста (определение главной мысли, вопросы по тексту). 5. Упражнение «Подобрать окончание к первой части». 6. Чтение текста с пропущенными окончаниями. 7. Творческая работа (проиллюстрировать пословицу по выбору).
«Анличанин Павля» (В. Драгунский) Актуализация значимости понимания смысла прочитанного, влияние содержания произведения на читателя. Совершенствование выразительности чтения. 1. Упражнение «В цветочном магазине» (дыхательная гимнастика). 2. Чтение «про себя». 3. Чтение «Бросок - засечка». 4. Беседа по смысловому пониманию текста (определение главной мысли, вопросы по тексту). 5. Игра «Различай на слух!». 7. Игровое упражнение: «Испорченный телефон».
Пословицы и поговорки - правила для жизни Формировать умение понимать переносный смысл поговорок и пословиц. Развивать умение подбирать антонимы и синонимы, составлять поговорки. Совершенствование выразительности чтения. 1. Игровое упражнение «Перепутаница» (работа в группах). 2. Беседа: отличие пословицы от поговорки. 3. Игровое упражнение: «Создай из пословицы поговорку» 4. Проговаривание скороговорок. 5. Игровое упражнение: «Скажи по-другому» - выразить смысл пословицы через диалог (работа в группах). 6. Творческая работа (иллюстрирование пословиц).
Инсценирование поговорок и пословиц Совершенствование понимания переносного значения слов и выражений. Совершенствование звукопроизношения, обогащение словарного запаса. 1. Артикуляционные упражнения (чтение скороговорок) 2. Беседа о переносном смысле пословиц и поговорок. 3. Игровое упражнение «Ответь пословицей». 3.Инсценирование пословиц (работа в группах и парах).
Конкурс чтецов Совершенствование выразительности чтения как важного качества навыка чтения. 1. Конкурсные чтения
Итоговое занятие «Какой я читатель» Подведение итогов работы кружка, самопроверки достигнутых результатов. Рефлексия. 1. Беседа о том, чему научились в кружке учащиеся - выслушивают мнения друг друга. 2. Анкетирование: «Какой я читатель?». 3. Смотр -конкурс на лучшего чтеца текста (проверка техники чтения).
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о
т О
от
З
и о со
В качестве примера рассмотрим некоторые, используемые нами методы и приемы подробнее.
1. Упражнения, направленные на развитие речевого аппарата.
На занятии «Сороки» (А. Тихонов) на начальном этапе занятия нами была организована артикуляционная гимнастика, включающая в себя сле-
дующие упражнения: упражнение «Лягушка». Задача детей улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед; упражнение «Хоботок» - губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед тру-
бочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти; упражнение «Вкусное варенье» - высунуть широкий язык, облизывать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Данную гимнастику целесообразно проводить перед чтением текста, для подготовки речевого аппарата к последующей работе.
2. Упражнения, направленные на расширение оперативного поля чтения.
На занятии «Терпеливый Мишка» (В. Бахрев-ский) мы использовали упражнение «Коррекатур-ная проба» которое представляет собой ряд символов (цифр, слогов, картинок) в котором необходимо выделить / вычеркнуть заданный символ. Данное упражнение необходимо выполнять на скорость, но главное условие не возвращаться в прочитанный ряд, что также тренирует и внимание младших школьников.
3. Упражнения, направленные на осознанность чтения.
Таблица 3
Результаты исследования на начальном этапе исследования
Тест звукобук- Оценка Оценка Оценка Оценка
венного коди- «5» «4» «3» «2»
рования и де- 90% 10% - -
кодирования
(В.В. Тарасун)
Тест на оценку Высокий Хороший Средний Низкий
сформирован- уровень уровень уровень уровень
ности навыков 40% 35% 15% 10%
чтения по мето-
дике Л.А. Ясю-
ковои.
Методика выяв- Высокий Средний Уровень Низкий
ления уровня уровень, уровень, ниже уровень,
восприятия «Уровень «Уровень средне- «Фраг-
литературного «идеи» «героя» го, «Кон- ментар-
произведения стати- ный уро-
М.П. Воюшиной рующий вень»
уровень»
25% 25% 30% 20%
Диагностиче- Оценка Оценка Оценка Оценка
ская карта про- «5» «4» «3» «2»
верки навыка 30% 30% 30% 10%
чтения
В качестве работы над осознанностью чтения мы использовали метод беседы, которые включали в себя вопросы по прочитанному тексту, эмоциональное восприятие текста, прием проблемного вопроса. Такие беседы включены в каждое занятие с текстом. Также мы предлагали учащимся упражнение «Поиск смысловых несуразностей», — как, например, на занятии «Русская народная о сказка «Снегурочка»» где, учащимся предлагаем ется специально подготовленный связный текст еЗ или набор отдельных предложений, в которых содержатся смысловые ошибки, делающие описы-
ваемую ситуацию нелепой и смешной, например, «Дети не промокли под ливнем, потому что спрятались под телеграфным столбом».
После проведения все системы занятий нами был проведен констатирующий эксперимент с целью определения динамики уровня сформирован-ности навыка чтения, по аналогичным методикам, что и при первичной диагностике. Результаты исследования приведены в таблице 3.
Итак, необходимо отметить, что результаты итоговой диагностики показали положительную динамику по всем критериям: у большинства учащихся слоговой способ чтения сменился на чтение целыми словами, дети стали более внимательно и осознанно изучать литературные произведения, также увеличилась скорость чтения. Также читательский интерес младших школьников значительно вырос, что в свою очередь положительно влияет не только на эффективность проведенной работы, но и на учебную успеваемость в целом.
Навык чтения у школьников, научившихся читать, требует постоянного совершенствования. Успех работы в данном направлении зависит во многом от того, насколько точно учитель знает об уровне сформированности навыка чтения, как в смысловом, так и в техническом отношении.
Литература
1. Григорьева А.К. Смысловое чтение учебного и научного текста. Теория и практика: учебное пособие. - М.: Флинта; Наука, 2016. - 174 с.
2. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. - М.: АРКТИ, 2001. -160 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N373). - М.: Просвещение, 2010.
IMPROVEMENT OF, READING SKILLS IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE IN EXTRA-COURSE ACTIVITIES
Mamedova L.V., Letucheva E.A.
Technical Institute (branch) of the State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education "North-Eastern Federal Institute of MK Ammosova"
The conducted analysis of pedagogical and methodical literature testifies to the need to form a full-fledged and stable reading skill in children of primary school age. The reading skill in the Federal State Educational Standard of Primary General Education is recognized as a necessary interdisciplinary skill, since reading educational texts is necessary for mastering educational programs.
The standard and methodological recommendations for planning literary reading lessons in elementary school indicate that students must master the skills of semantic reading of texts of various styles and genres in accordance with the goals and objectives that are set in the primary educational space; consciously build a speech statement in accordance with the tasks of communication and compose texts in oral and written forms, etc.
This article discusses the improvement of reading skills in younger students in extracurricular activities. The experimental work carried out in the 2nd grade of MBOU secondary school No. 15 in the city of Neryungri is described. Based on the results of the primary diagno-
sis and generalization of the pedagogical experience of educational practitioners of the Russian Federation and the Republic of Sakha (Yakutia), we have compiled a calendar-thematic planning, which includes traditional, active and interactive methods and techniques of working with the subjects in order to develop their reading skills in extracurricular activities. The results of the ascertaining experiment are also described, confirming the effectiveness of the classes compiled and tested by us.
Keywords: reading skill, primary school student, extracurricular activities, reading skill components, exercise.
References
1. Grigoryeva A.K. Semantic reading of educational and scientific text. Theory and practice: textbook. - M .: Flint; Nauka, 2016. -174 p.
2. Omorokova M.I. Improving the reading of younger students. -M.: ARKTI, 2001. - 160 p.
3. Federal state educational standard of primary general education (approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of October 6, 2009 N373). - M .: Education, 2010.