7 (190) - 2011
ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ
УДК 338.242.4
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ И МЕХАНИЗМАСТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ АГРОБИЗНЕСА
ВРЕГИОНАХ РОССИИ
Н. П. КАРПУСЬ, кандидат экономических наук,доцент, заведующий кафедрой экономики предприятия и предпринимательства Е-таН:кагрои8ги@уаЬоо.сот Российский университетдружбы народов, г. Москва
Проведен анализ современного состояния инновационной деятельности в аграрной сфере экономики России, проблем формирования нормативно-правовых и экономических условий, которые стимулировали бы инновационную активность агробизнеса. Сделан вывод о необходимости создания государственных научно-технических центров и агротехнопарков в крупных сельско-хозяйственныхрайонах и обеспечения соответствующих условий со стороны региональных органов власти.
Ключевые слова: инновационная деятельность агробизнеса;региональная инновационная политика; механизм стимулирования инновационной активности.
В процессе реформирования экономической системы России и рыночной трансформации агропромышленного комплекса (АПК) на первый план выдвигалось развитие частных форм хозяйствования и основанного на предпринимательской деятельности агробизнеса. В настоящее время агробизнес предопределяет развитие сельскохозяйственного производства, а также сфер переработки, хранения, транспортировки и реализации продукции до конечного потребителя. Степень развития агробизнеса определяет уровень обеспечения продовольственной безопасности страны и благосостояния ее граждан. Опыт зарубежных
стран показал, что при активной поддержке со стороны государства агробизнес может эффективно реализовать свой потенциал в производстве высококачественной продукции и достижении конкурентных преимуществ не только на внутренних, но и на внешних рынках.
В России агробизнес еще не занял должного места в системе экономических отношений, и аграрная политика требует дальнейшего совершенствования. Рыночные реформы аграрной сферы российской экономики не обеспечили необходимых институциональных изменений и модернизации производительных сил сельского хозяйства. В процессе рыночных преобразований в сельском хозяйстве не были созданы адекватные организационно-экономические предпосылки для эффективного развития агробизнеса [2]. Одновременно обозначилась четкая тенденция снижения государственной поддержки АПК [9]. За годы реформ уровень субсидирования сельского хозяйства сократился на порядок, а если учитывать диспаритет цен, то в середине 1990-хгг. он и вовсе был отрицательным. Современный уровень дотаций, составляющий около 3 млрд долл., является одним из самых низких в мире. Как известно, в рамках переговоров по присоединению России к ВТО определена верхняя планка субсидирования
аграрного сектора нашей страны в 9 млрд, чего, конечно же, будет недостаточно для обеспечения конкурентоспособности отечественного агробизнеса, поскольку ежегодные субсидии ЕС, США и Японии в сельское хозяйство составляют десятки миллиардов долларов. Уровень государственной поддержки отрасли в этих странах составляет 35—40 % от стоимости ее продукции, что обеспечивает их фермерам конкурентные преимущества на мировом рынке, а при получении экспортных субсидий — возможность прибегать к демпингу.
На современном этапе в России провозглашена инновационная политика в сфере АПК, заключающаяся в формировании нормативно-правовых и экономических условий, которые стимулировали бы агробизнес к проведению исследований, разработок, приобретению новых знаний и технологий, выпуску новых высококонкурентоспособных товаров и освоению новой агротехники [8].
На сегодняшний день еще не существует единого федерального закона, который объединял бы все аспекты инновационной деятельности. К законодательной базе, направленной на стимулирование и поддержку инноваций и инновационной деятельности агробизнеса, можно отнести следующие законы: «О принципах организации инновационной деятельности и управления, проведения исследований и разработок»; «О защите интеллектуальных прав на объекты научных исследований и разработок»; «О льготном налогообложении и налоговом стимулировании субъектов инновационной деятельности»; «О создании особых экономических зон и ином стимулировании субъектов инновационной деятельности для агробизнеса».
Что касается экономического стимулирования инновационной деятельности, то практически во всех регионах страны большинство инноваций финансируется из собственных средств предприятий агробизнеса. В результате доля инновационно активных предприятий агробизнеса в России находится на значительно более низком уровне не только по сравнению со странами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), но и странами Восточной Европы. Согласно данным Росстата, собственные средства агробизнеса составляют 87 % от всех источников финансирования инноваций. Банковские кредиты для финансирования нововведений используют 12 % предприятий. Доля государственного бюджета не превышает 4 %, хотя есть предприятия, которые финансируют инновационную деятельность полностью за счет государственных средств [10].
Что касается механизма государственной поддержки хозяйственной предприимчивости и инициативы в аграрной сфере, то его формируют такие инструменты, как бюджетное финансирование государственных проектов и программ развития АПК; ценовая поддержка и льготное налогообложение сельских товаропроизводителей; льготное их кредитование и страхование рисков предпринимательской деятельности; облегчение лизинговых процедур. Причем бюджетная поддержка является особенно эффективной, если она ускоряет внедрение инноваций и современной агротехники возделывания, в первую очередь низкорентабельных культур.
Однако эффективного механизма стимулирования инновационной активности агробизнеса в регионах России с помощью современных методов и экономических рычагов до сих пор не создано. Разработка концепции инновационного развития агробизнеса регионов по праву относится к наиболее актуальным и сложным задачам аграрной науки. Концепция инновационного развития агробизнеса должна четко определять состав и характер наукоемких факторов сельскохозяйственного производства; обосновать направления и формы реальных инноваций в нем, а также институциональные основы этого развития, учитывающие особенности аграрных отношений в том или ином регионе.
Регионы России имеют своеобразные природно-климатические, социально-экономические, исторические и национальные особенности, которые требуют рационального и обдуманного подхода к осмыслению механизма функционирования предприятий агробизнеса, потенциальных возможностей и границ их участия в инновационной деятельности. Кроме адаптации инновационных разработок и программ российского агробизнеса к реальным условиям сельскохозяйственного производства, существенным методологическим принципом разработки концепции является необходимость дифференциации инновационной стратегии для разных социально-экономических укладов агробизнеса. Приоритетное значение отдается инновационному обновлению крупных и средних сельскохозяйственных организаций. Наряду с этим особое внимание необходимо уделять крестьянским (фермерским) хозяйствам и личным подсобным хозяйствам населения. Формирование национальной инновационной системы в аграрной сфере предполагает создание сети региональных центров для осуществления агрономического и зоотехнического консультирования, проведения
почвозащитных мероприятий, снабжения и проката сельскохозяйственной техники, обеспечения высокоурожайными семенами и продуктивными породами скота, а также оказания помощи в переработке и реализации продукции
Следует иметь в виду, что при высоком уровне дифференциации регионов страны по объемам сельскохозяйственного производства, его структуре и по показателям социального развития стратегии развития регионов могут способствовать выводу аграрной сферы их экономик из затянувшейся стагнации, если они предусматривают внедрение новых технологий и инноваций. Требуется научное обоснование путей модернизации сельскохозяйственного производства, формирования и развития инновационного потенциала агробизнеса с целью повышения его эффективности и устойчивости в условиях экономической нестабильности рынка. Для совершенствования инновационного менеджмента на предприятиях агробизнеса необходимо выявление основных факторов, организационных форм и закономерностей активизации инновационных процессов в системе агропромышленного производства регионов.
Естественно, что инновационная активность агробизнеса, как и любая другая предпринимательская деятельность, зависит прежде всего от уровня социально-экономического развития региона. Изменения экономической ситуации вследствие мирового финансового кризиса в некоторой степени выровняли различия в условиях и уровнях социально-экономического развития регионов. Но это произошло в основном за счет ухудшения показателей на территориях, ранее показывающих наиболее высокие результаты.
Сравнительный анализ показателей 10 лучших и 10 худших регионов России показывает, что в
2009 г. наиболее существенная разница между ними по уровню безработицы составляла 7,2 раза (в 2007 г. это отношение составляло 12,3 раза). Для сокращения уровня бюджетной дифференциации между регионами федеральным бюджетом в 2009 г. было предусмотрено 374 млрд руб. дотаций. Если в 2008 г. средства, выделенные на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Федерации, позволили сократить различие между 10 наиболее и наименее обеспеченными регионами с 13 раз до 3,4 раза, то в
2010 г. диспропорции могли бы почти исчезнуть. На выравнивание бюджетной обеспеченности в 2010 г. субъектам РФ были определены квоты в объеме 1 млрд руб. для поддержки инвестирования региональных программ (общий объем финансирования
составил около 80 млрд руб. на год). Но старт этой программы был перенесен на 2011г. Поскольку в предлагаемой Министерством регионального развития системе мер для снятия диспропорций в развитии территорий «отраслью-мультипликатором» было названо жилищное строительство, то на его поддержку предполагалось направить 447,5 млрд руб. Из других отраслей существенную поддержку получила только автомобильная промышленность, а также 704 предприятия, которые вошли в перечень системообразующих [6].
Наиболее стабильное состояние экономики в 2009 г. сохранялось в слаборазвитых республиках Кавказа и юга Сибири, а также в Якутии, Краснодарском крае и на Сахалине. Наиболее пострадавшими от финансово-экономического кризиса называют Вологодскую, Нижегородскую, Кемеровскую, Самарскую, Свердловскую, Орловскую, Челябинскую и Ярославскую области. Однако главным негативным последствием от кризиса для этих областей является спад не сельскохозяйственного, а промышленного производства.
В сельском хозяйстве формирование современной инновационной системы включает в себя:
• внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий в АПК;
• использование инновационных подходов к управлению АПК региона;
• стимулирование участия агробизнеса в научных экспериментах и в инновационном развитии отрасли, а также стимулирование спроса сельскохозяйственных производителей на инновации (высокопроизводительную сельскохозяйственную технику и оборудование, удобрения и другие ресурсы).
Для стимулирования инвестиционной привлекательности и инновационной активности агробизнеса законодательно должна быть закреплена правовая система страхования и гарантирования инвестиций от рисков внешней среды. Решающее значение имеют гарантии государства о неухудшении в течение определенного времени условий функционирования новых предприятий, которые создал инвестор. Эти мероприятия позволят снизить уровень инвестиционного риска и неопределенности аграрного производства, обеспечивать сравнительную стабильность агробизнеса.
Темпы перечисления федеральных средств в регионы на субсидирование процентных ставок по кредитам и на развитие животноводства в 2010 г. значительно выше, чем в предыдущие годы. Создавались необходимые условия для про-
ведения весенне-полевых работ в полном объеме и в оптимальные сроки, а также для сохранения позитивной динамики развития животноводства. К1 июня 2010 г. из федерального бюджета в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства в регионы было направлено уже 52,3 млрд руб., что составляет почти половину от годового лимита (общий объем государственной поддержки АПК в 2010г. по плану составляет 107,6 млрд руб.) [1]. Однако до полноценной поддержки агробизнеса России еще далеко. Если за последние годы на единицу сельскохозяйственной продукции в России из бюджета потратили больше денег, чем в США, то в расчете на единицу сельскохозяйственных угодий государственная поддержка отечественного агробизнеса на порядок ниже, чем в США и странах ЕС.
Заслуживает внимания опыт разработки и реализации долговременной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012гг. в Краснодарском крае. Эта программа предусматривает увеличение всесторонней государственной и совместной частно-государственной поддержки инновационного развития АПК. Имеется в виду льготное кредитование строительства и реконструкции животноводческих объектов, теплиц и других сооружений, доведения до современного уровня генетической составляющей племенных и продуктивных достоинств скота и птицы, совершенствования рационов их кормления. Намечены конкретные меры по обновлению машинно-тракторного парка, восстановлению плодородия почв, улучшению мелиоративного состояния сельскохозяйственных угодий, внедрению ресурсосберегающих, природоохранных технологий, использованию перспективных высокоурожайных сортов и гибридов сельскохозяйственных растений.
Программой предусмотрено привлечь для этих целей 53,4 млрд руб., в том числе 13,4 млрд — из федерального бюджета, 13,7 млрд — из краевого, 0,9 млрд — из местных бюджетов и 25,3 млрд руб. — из внебюджетных источников. В результате этого, а также осуществления других мер намечено увеличить в 2012 г. производство сельскохозяйственной продукции всеми категориями хозяйств до 200 млрд руб. или на72 %к уровню 2006 г. [5].
В Тверской области с 2010 г. введены новые виды субсидий для агробизнеса, предоставляемые на модернизацию производства. В частности, из областного бюджета выделяются субсидии на воз-
мещение части затрат на обновление оборудования животноводческих объектов, молокоприемных пунктов и первичной переработки молока. На компенсацию затрат на техническое перевооружение в региональном бюджете предусматривалось 35 млн руб. Кроме того, из областного бюджета выделялось 5 млн руб. для компенсации части затрат на строительство и реконструкцию кооперативных рынков [4]. Субсидии на модернизацию предоставляются через муниципальные отделы по развитию АПК сельскохозяйственным товаропроизводителям, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории области, стабильно развивающим свое производство и не имеющим задолженности по налогам и сборам.
Однако в условиях сохраняющегося диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию и неуклонно дорожающие горючее и смазочные материалы, минеральные удобрения, сельскохозяйственную технику и транспортные перевозки, субсидируемые кредиты, выделяемые российскому агробизнесу, чаще идут на пополнение оборотных средств, а не на декларированное инновационное обновление агротехники. В связи с этим Мин-сельхоз России предполагает усилить контроль за целевым использованием в регионах выделяемых средств. Однако в отечественной агроэкономичес-кой науке еще не сформирован единый методологический подход к оценке степени инновационное™ конкретных мероприятий и проектов, хотя инновационная деятельность в стране развивается уже длительное время.
Так, например, в Татарстане субсидированные кредиты на селе получают представители малых форм хозяйствования, которые они могут направить на строительство цехов по переработке овощей, производств по выпуску колбасных изделий и полуфабрикатов, элеваторов для хранения и последующей реализации зерна, а также на приобретение техники. Представленные ими бизнес-проекты предварительно рассматриваются федеральными банками, задействованными в данной программе, и после этого документы на предоставление субсидируемых кредитов направляются в Минсельхоз России.
Что касается государственной поддержки развития животноводства, то на инновационное развитие этого направления и увеличение объемов производства высококачественной говядины нацелена программа по мясному скотоводству на 2009—2012 гг. Ее задача — создание стартовых технологических и экономических условий формирования и устой-
чивого развития отечественной отрасли специализированного мясного скотоводства. Реализация программы позволит увеличить поголовье скота специализированных мясных пород в 1,8 раза, объем реализации племенного молодняка—с 12,8 до 25 тыс. голов, или в 2 раза, производство высококачественного мяса — в 4,5 раза. «Особое внимание на данном этапе, — подчеркнула министр Е. Скрынник, — необходимо уделить вопросу формирования производственных мощностей по первичной переработке мяса крупного рогатого скота» [3]. В настоящее время программы по развитию мясного скотоводства действуют в 22 субъектах РФ. При поддержке Минсельхоза России уже реализуется ряд проектов по созданию предприятий по забою и переработке мяса крупного рогатого скота в Липецкой, Московской областях, Республике Калмыкия.
Учитывая то, что сокращение поголовья крупного рогатого скота в России приводит к существенному снижению скота на убой в живой массе (за 2009 г. — сокращение на 11 %), дискуссионным представляется декларируемый приоритет финансирования проектов первичной переработки мяса. Так, в октябре 2009 г. объем импорта говядины за месяц почти не изменился и составил 66 тыс. т, тогда как отечественное производство ее по сравнению с октябрем 2008г. сократилось на 18,8 % и составило всего 24, Зтыс. т. Учитывая сокращение объемов производства крупного рогатого скота на убой, цены на говядину в стране должны расти гораздо стремительнее. Но их рост сдерживает низкая покупательская способность населения. Средняя цена производителей крупного рогатого скота за месяц составила 55,2 руб. /кг, а говядина выросла в цене всего на1 %и составила 116,3 руб. /кг. [7].
На взгляд автора, необходимо сначала стабилизировать молочное животноводство, а потом развивать мясное. В американских пособиях по мясному скотоводству отмечается, что, прежде чем начинать работать со специализированным мясным скотом, необходимо оценить, куда вы будете реа-лизовываться мясо, которое более дорогое, чем от молочного скота. Как известно, развитие рынка и производства потребительских товаров определяет покупательная способность населения. В условиях кризиса даже американцы снижали потребление дорогой говядины в пользу курятины и свинины. Поэтому, не отрицая важности принимаемых мер по развитию мясного скотоводства, необходимо расставлять приоритеты исходя из сопоставления затрат на производство говядины в мясном и молочном скотоводстве.
Распределение и потребление бюджетных источников достигают наибольшего экономического эффекта, если процедуры финансирования нововведений направлены на достижение цели сбалансированного развития животноводства, растениеводства и перерабатывающих предприятий, что обеспечивается только в условиях, когда они в силу специфики своей деятельности получают доступ к сезонным и долгосрочным кредитам. Поэтому особую роль в обеспечении роста инновационной активности и потенциала агропромышленных холдингов призваны сыграть предлагаемые в стратегии Российской Федерации меры в области развития науки и инноваций на период до2015 г.
Необходимым эффективным инструментом стимулирования инновационной деятельности агробизнеса является страхование. В отличие от предприятий переработки и торговли сельское хозяйство зависит от неблагоприятных погодных факторов. Засухи, наводнения и болезни животных делаютрискованными вложения капитала в отрасли растениеводства, животноводства и птицеводства. Несмотря на выведение засухоустойчивых сортов растениеводческих культур и селекции животных, адаптированных к местным природным условиям, даже в странах, применяющих высокоинтенсивные технологии, последствия предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве остаются непредсказуемыми. Институт страхования остается одним из эффективных способов минимизации рисков агробизнеса.
Представляется целесообразным также предоставление бюджетных средств на условиях со-финансирования модернизации материально-технической базы сельского хозяйства, обеспечение финансирования фундаментальных и прикладных научных исследований, а также выделение субсидий на подготовку и переподготовку специалистов в сфере управления агробизнесом.
Решение данных инновационных задач, требующих активизации фундаментальных и прикладных исследований, связано с необходимостью обеспечения техногенной безопасности агробизнеса на основе адаптации всего индустриального технологического комплекса к существующим воспроизводственным природным ресурсам регионов, их почвенно-климатическим и другим условиям. Стремление к максимизации прибыли не должно нарушать адаптивного сельскохозяйственного природопользования в регионах.
Инновационные разработки мирового уровня не находят пока применения в российском сельском хозяйстве ввиду несбалансированности формиру-
ющейся национальной инновационной системы, а также вследствие общей низкой восприимчивости к инновациям российского агробизнеса. На сегодняшний день в сельском хозяйстве России отсутствуют практически все современные технологии, применяемые в агробизнесе развитых стран. В регионах необходимо повсеместно организовать проведение специалистами консультаций сельскохозяйственных товаропроизводителей по интересующим вопросам и расчетам технико-экономического обоснования инновационных проектов. Получение наиболее актуальной информации о новинках и тенденциях в области сельскохозяйственного машиностроения, животноводства и племенного дела, альтернативной энергетики, переработки сельскохозяйственного сырья и производства продуктов питания позволит агрофирмам правильно выбрать современную технику и оборудование.
Список литературы
1. Агентство АгроФакт. URL: http://www. agronews. ru/newsshow. php?NId=59082.
2. Боготов X., Гяургиев А. Принципы преобразования управления в АПК региона // Международный сельскохозяйственный журнал. 2009. № 4. С. 32-34.
3. Всероссийский агропромышленный портал. URL: http://www.glavagro.ru/info/novosti-otrasli/e_skrinnik-proizvoditeli-i-pererabotchiki-govyadini-dolzhni-obyedinit-usiliya_29/05/2010.
4. Информационное агетство «Альянс Медиа». URL: http://www. rian. ru.
5. Официальный интернет-портал Минсель-хоза России. URL: http://mcx.ru/news/news/ show/1458.285.htm.
6. Российская Бизнес-газета. 2009. №707 (23) от 23 nroM._URL: http//www.rg.ru/gazeta/biznes/ 2009/06/23.html.
7. Сайт Meatinfo.ru. URL: http://www.glavagro. ru/info/novosti-otrasli/v-rossii-sokrashchaetsya-pogolove-krs_29/05/2010.
8. Семененко Ю. Курс на инновации. URL: http:// mcx.ru/news/news/show/1458.285.htm.
9. Скрынник E. Б. Как добиться повышения эффективности государственной поддержки сельского хозяйства. URL: http://www.zol. га/ review/show. php?ids [0] =6608.
10. Смирнов В. Е. Перспективы инновационного агробизнеса: методы и инструментарий стратегического управления инновационной деятельностью агропромышленных холдингов. URL: http://www.jurnal.org/articles/2010/ekon5. html.