- осуществление модернизации экономики ДР на базе нового уровня внедрения инноваций, повышения инвестиционной привлекательности территорий.
2. Наиболее отвечающая интересам устойчивого развития Республики Тыва экологически ориентированная стратегия является несколько менее экономически эффективной, чем индустриально ориентированная стратегия при расчете ее существующими методами в рамках действующего природоохранного российского законодательства. Необходима, с одной стороны, разработка новых методик расчета эффективности стратегического развития региона и совершенствование российского законодательства, с другой.
Литература
1. Балакина Г.Ф., Заика В.В. Устойчивое развитие депрессивного региона // Региональная экономика:
теория и практика. - 2010. - № 27(62). - С.29-37.
2. Балакина Г.Ф. Эколого-этнологическая концепция развития депрессивного региона // Региональная
экономика: теория и практика. - 2011. - № 28(211). - С.11-16.
3. Балакина Г.Ф. Стратегии развития Республики Тыва как депрессивного региона // Экономическое
возрождение России. - 2011. - № 4 (30). - С. 99-107.
---------♦'-----------
УДК 330.322.14. 338.43:336.566.21 А.Н. Лукьянов
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
В статье на примере АПК Алтайского края обобщены регулирующие инновационную деятельность нормативно-правовые акты, инструменты государственной поддержки инновационноинвестиционных проектов и эффективность их реализации, доказана необходимость дальнейшей государственной поддержки развития сельскохозяйственного производства и обоснованы формы его поддержки со стороны федерального центра в связи со вступлением в ВТО.
Ключевые слова: государство, субсидии, лизинг, инвестиции в инфраструктуру, залог имущества, возмещение затрат, оформление документации, введение института уполномоченных.
A.N. Lukyanov STATE ROLE IN ENSURING INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE REGIONAL AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX
On the example of Altay territory agrarian and industrial complex regulatory and legal acts adjusting innovative activity, tools of innovative investment projects state support and efficiency of their realization are generalized, the indispensability of the further state support of agricultural production progress is proved, forms of its support from the federal center in connection with joining WTO are determined in the article.
Key words: state, subsidies, leasing, investments into infrastructure, property mortgage, compensation of expenses, documentation registration, introduction of authorized persons’ institution.
Введение. Активизация инновационных и инвестиционных процессов, без которых невозможно обеспечить рост производительности труда и снизить ресурсоемкость производства продукции, требует усиления мер государственной поддержки отрасли, так как в условиях нестабильности ценовой ситуации на рынках сельскохозяйственной продукции и сохранения диспаритета цен внутри АПК невозможно не только внедрение инноваций, но и обеспечение нормального воспроизводственного процесса. При этом в реализации аграрной политики ключевыми задачами остаются обеспечение продовольственной безопасности, поддержание достаточного уровня доходности и инвестиционной привлекательности сельского хозяйства, а также
комплексное развитие социальной сферы села. Поэтому перед исследованием стояла цель - показать роль государства в обеспечении инновационного развития АПК. В соответствии с поставленной целью в задачи исследования входили:
- систематизация нормативно-правовой основы инновационной деятельности в АПК и инструментов финансовой поддержки отрасли;
- обобщение опыта Алтайского края в области государственной поддержки инноваций в растениеводстве, животноводстве и техническом перевооружении сельскохозяйственного производства и социального развития села;
- обоснование направлений государственной поддержки инновационного развития отрасли в связи с предстоящим вступлением в ВТО.
В ходе исследования применялись статистический, метод сравнительного анализа, абстрактнологический, прогнозный методы.
Результаты исследования. Важным стимулом совершенствования системы инновационного развития аграрного производства и его законодательной поддержки в последние годы явилось принятие Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», в котором одним из ключевых направлений признается совершенствование науки и научно-технической деятельности в АПК, реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. В 2011 году внесены изменения в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», утверждена Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, принят Указ Президента Российской Федерации «О долгосрочной экономической политике», Закон Алтайского края «О полюсах инновационного развития в Алтайском крае». Эти документы создали дополнительную нормативноправовую основу для реализации государственной инновационной аграрной политики и закрепили основы государственной поддержки инновационной деятельности.
Алтайский край исторически является одним из центров сельскохозяйственной науки, обладает значительным и многопрофильным агроинновационным потенциалом и занимает ведущие позиции в Сибирском федеральном округе и Российской Федерации по производству сельскохозяйственной продукции и многих видов продовольствия: молока, сыров, муки, макарон, круп, меда и других продуктов.
Созданная в регионе законодательная база предлагает различные формы и действенные инструменты по поддержке инновационно-инвестиционных проектов:
- субсидирование процентных ставок по кредитам;
- субсидирование части стоимости техники и оборудования, развитие лизинга;
- направление средств краевого бюджета на развитие инженерной инфраструктуры инвестиционных объектов, играющих важную роль в социально-экономическом развитии региона;
- передача в залог имущества казны края для обеспечения обязательств организаций и индивидуальных предпринимателей перед третьими лицами при осуществлении инвестиционной деятельности;
- возмещение затрат на уплату налога на имущество, введенного в эксплуатацию в рамках реализации проекта и др. [4, 5].
С 2011 года появились новые инструменты поддержки инвестиционных кредитов - субсидирование части лизинговых платежей по крупным и средним инвестиционным проектам, части банковской процентной ставки по кредитам, привлекаемым в рамках проектного финансирования.
Реализация ряда крупных инвестиционных проектов в сфере АПК на территории Алтайского края стала возможной благодаря комплексному подходу администраций региона к развитию инфраструктурных площадок. Обеспечивается ускоренное оформление документации на право пользования земельными участками, организуется строительство подъездных путей, создание инженерных сетей, осуществляется газификация. В крае начал работать институт инвестиционных уполномоченных, учрежденный с целью устранения административных барьеров и привлечения ресурсов в реализацию общегосударственных и региональных проектов, в том числе осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства [7].
Системные меры господдержки в отрасли создали благоприятные условия для привлечения стратегических инвесторов и позволили аккумулировать в отрасли солидные инвестиционные ресурсы.
С 2006 года на развитие отрасли направлено около 23,0 млрд руб., в т.ч. из краевого бюджета - более 7,0 млрд руб., в 2011 году - 5 млрд руб., в том числе около 4 млрд руб. - из федерального бюджета, свыше 1 млрд руб. - из краевого. Объем инвестиций в основной капитал сельскохозяйственных организаций края, по данным ведомственной отчетности, увеличился с 2 млрд руб. в 2005 году до 12 млрд руб. в 2011 году. За
последние три года на финансирование долгосрочных инвестиций крупными и средними предприятиями края направлено порядка 30 млрд руб. Большая их часть пошла на проекты развития производства с использованием современных технологических решений и создание новых высокопроизводительных рабочих мест.
С 2006 года сельхозтоваропроизводителями края приобретено более 3,5 тысяч тракторов, 2,3 тысяч зерноуборочных и 500 кормоуборочных комбайнов и другой техники, позволяющей апробировать технологии точного земледелия с использованием системы космической навигации и в результате оптимизировать производственные затраты и получать высокие урожаи (табл. 1).
Таблица 1
Приобретение сельскохозяйственной техники в Алтайском крае
Показатель 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Тракторы, ед. 324 660 716 429 583 821
Зерноуборочные комбайны, ед. 217 472 514 343 343 384
Кормоуборочные комбайны, ед. 58 100 104 93 50 71
Приобретено техники на сумму, млрд руб. 1,5 3,5 6,1 3,9 4,1 6,5
В 2011 году площадь применения энерго- и ресурсосберегающих технологий в крае составила 2,5 млн га (38% от общей площади пашни в крае).
С начала 2012 года на техническое перевооружение направлено около 1,3 млрд руб., в т.ч. более 521 млн руб. - на приобретение техники по лизингу в рамках Федеральной программы обновления парка сельскохозяйственной техники.
Активно ведется техническое перевооружение и в животноводстве. С 2006 по 2011 год в хозяйствах края установлено 340 новых линейных доильных установок, смонтировано 16 современных доильных залов, приобретено 352 танка-охладителя молока, 295 мобильных кормоцехов, 50 комбикормовых установок и много различной другой техники и оборудования. Структура приобретаемой техники свидетельствует о том, что в последние два года финансируются в основном крупные комплексы промышленного типа (табл. 2).
Таблица 2
Приобретение кормоуборочной техники и оборудования для животноводства в Алтайском крае
Техника и оборудование За 20062007 гг. 2008 г. 2009 г. За 20082009 гг. 2010 г. 2011 г. За 20102011 гг. 2010-2011 гг. к 2006 - 2007 гг., %
Линейные доильные установки 118 68 27 95 34 93 127 107,6
Доильные залы 7 1 4 5 1 3 4 57,1
Танки-охладители 121 93 55 148 31 52 83 68,6
Мобильные кормоцеха (типа ИСРК) 103 66 45 111 31 50 81 78,6
Комбикормовые установки 3 12 15 27 7 13 20 В 6,7 раза
Кормозаготовительная техника (комбайны, косилки и др.) 204 113 112 225 40 95 135 66,2
Немаловажную роль в формировании положительных тенденций сыграли серьезные объемы бюджетных ассигнований, направляемые в рамках ведомственных целевых программ по развитию молочного и мясного скотоводства.
В частности, росту инвестиционной активности в значительной степени способствовала краевая программа «Строительство, реконструкция и модернизация 100 молочных и 100 мясных комплексов и ферм в Алтайском крае («100+100»), в которой сфокусирован накопленный в крае опыт поддержки инвестиционных проектов [6]. В 2011 году в ее рамках построено, реконструировано и модернизировано 144 объекта живот-
новодства на 69,7 тыс. постановочных мест, создано 555 новых высокотехнологичных рабочих мест. К наиболее крупным из введенных объектов следует отнести:
- ОАО «Промышленный» Бийского района (строительство откормочных площадок с крытыми кормовыми навесами на 700 голов КРС);
- ООО «Западное» Ключевского района (строительство второй очереди животноводческого комплекса с общим содержанием 4000 коров и 6000 голов молодняка крупного рогатого скота);
- ОАО «Алтай» Шелаболихинского района (реконструкция и модернизация молочного комплекса на 1000 скотомест, строительство доильно-молочного блока).
В 2012 году в рамках программы «100+100» заявлено строительство, реконструкция и модернизация 161 объекта на 241,4 тыс. постановочных мест. Продолжено строительство таких крупных объектов, как:
- ООО «Алтаймясопром» Тальменского района (строительство первой площадки свиноводческого комплекса по выращиванию 100 тыс. голов);
- ООО «Фунтики» Топчихинского района (строительство свинокомплекса на 1260 свиноматок с законченным производственным циклом);
- ООО «Альтаир-Агро» Ребрихинского района (строительство второй очереди свиноводческого комплекса по выращиванию 12,0 тыс. голов),
- строительство третьей очереди животноводческого комплекса ООО «Западное» Ключевского района с общим содержанием 40 тыс. голов крупного рогатого скота.
В 2012 году в рамках инвестиционного кредитования планируется привлечь 4,5 млрд руб. кредитных средств.
Ведется модернизация и увеличение мощностей перерабатывающих предприятий, что обуславливает перспективность расширения посевов сахарной свеклы, подсолнечника и других технических культур. В 2011 году введен в эксплуатацию завод по переработке масличных семян мощностью 165 тыс. тонн оОо «АгроСибРаздолье», завод по сушке подсырной сыворотки в ООО «Троицкий маслосыродел»; завершена реализация инвестиционного проекта ООО «Алтайская буренка» Зонального района.
За 2009-2011 годы на техническое перевооружение сельскохозяйственных товаропроизводителей края было перечислено около 570,0 млн руб. субсидий, в том числе в 2011 году - более 270,0 млн руб., что позволило компенсировать до 20% стоимости приобретаемой кормозаготовительной техники и оборудования для животноводства (табл. 3).
Таблица 3
Субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным на строительство, реконструкцию животноводческих комплексов и техническую и технологическую модернизацию отрасли, млн руб.
Показатель 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Всего В т. ч. за счет бюджета Всего В т. ч. за счет бюджета Всего В т. ч. за счет бюджета
феде- раль- ного крае- вого феде- раль- ного крае- вого феде- рально- го крае- вого
Выплачено субсидий 1374,9 1130,8 244,1 1403,3 1193,9 209,3 1420,5 1190,8 229,7
В т.ч.: по кредитам, привлеченным - на приобретение техники, племенного скота 608,0 504,1 103,9 664,7 552,7 112,0 688,4 560,4 128,0
- на строительство и реконструкцию животноводческих комплексов и ферм 767,0 626,7 140,2 738,6 641,2 97,4 732,1 630,4 101,7
За 2006-2011 годы в крае построены и реконструированы комплексы и фермы по содержанию более 50 тыс. голов крупного рогатого скота, около 37 тыс. голов свиней, более 4,4 млн голов птицы. Введены в эксплуатацию вертикально-интегрированные агропромышленные комплексы - ЗАО «Алтайский бройлер» Зонального района мощностью более 60 тыс. т мяса птицы в год, ООО «Альтаир-Агро» Ребрихинского рай-
она по содержанию 24 тыс. голов свиней в год. В настоящее время в них ведется работа по расширению производственных мощностей.
За шесть лет реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и Государственной программы (2006-2011 гг.) объемы производства продукции сельского хозяйства выросли на 33%, рост в животноводстве составил 30,0%, в растениеводстве - 35,7%.
Однако любые инновации в бизнесе имеют смысл только тогда, когда улучшаются условия жизни рядовых работников, поэтому особое внимание в АПК края уделяется вопросам социально-экономического развития сельских территорий и повышению качества жизни населения. Для реализации на территории края мероприятий федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» в 2011 году профинансировано 797,0 млн руб., в том числе из федерального и краевого бюджетов - 433,2 млн руб.
Средства государственной поддержки направлены 417 сельским семьям, в том числе 274 молодым семьям (специалистам) на строительство (приобретение) 34,0 тыс. м2 жилья, введено в эксплуатацию 43,9 км водопроводных сетей и 88,5 км внутрипоселковых газопроводов, что повысило обеспеченность сельского населения питьевой водой до 67,2%, уровень газификации домостроений - до 5,5%; более 74 млн руб. направлено на строительство дорог в сельской местности, в результате чего в эксплуатацию введено 8,7 км автодорог. С 2012 года начато финансирование развития сети общеобразовательных учреждений, на реализацию которого будет направлено 137,0 млн руб.
В целях формирования эффективного механизма продвижения инноваций в крае решается задача по формированию инновационной инфраструктуры агропромышленного комплекса, в частности, ведется работа по развитию мультисервисной сети и ее интеграции с существующей корпоративной сетью передачи данных Администрации Алтайского края. В настоящее время данной сетью охвачено 57 из 60 муниципальных районов края, запущены системы корпоративной электронной почты, 1Р-телефонии, видеоконференцсвязи.
В 2011 году в крае на базе ООО «Сибирские бычки» Павловского района созданы стационарные площадки для демонстрации прогрессивных технологий в агропромышленном комплексе - «Сибирский агропарк», где проведен межрегиональный агрофорум «День сибирского поля - 2011», представлены и продемонстрированы в работе новинки сельхозтехники, инновационные технологии возделывания и уборки сельскохозяйственных культур, проведены тематические круглые столы, конференции и брифинги. В 2012 году этот опыт интеграции науки, образования и бизнеса будет продолжен.
В крае развивается система сельскохозяйственного консультирования, которая в соответствии со Стратегией инновационного развития агропромышленного комплекса России на период до 2020 года рассматривается как основное звено в инновационной инфраструктуре АПК региона. Она включает краевой и 57 районных центров и создает все предпосылки для успешного решения задач по стимулированию инновационного развития отрасли.
В последнее время администрация края прикладывает значительные усилия для стимулирования инновационного развития аграрной экономики. Однако остается много нерешенных проблем, как в законодательной сфере, так и в обеспечении институциональных преобразований и финансовых механизмов реализации инноваций.
Основным фактором, лимитирующим инновационную деятельность в АПК, является низкий платежеспособный спрос сельхозтоваропроизводителей. По итогам 2011 года рентабельность деятельности сельхозпредприятий края с учетом выплаченных субсидий составляла около 17%, без субсидий - 5,3%, в то время, как для обеспечения расширенного воспроизводства она должна быть не ниже 30-35%. В связи с ограниченностью собственных средств крестьян основным источником финансирования аграрной отрасли остаются кредиты. Однако сопоставление размера долгов сельхозпредприятий края (более 30,0 млрд руб.) с размером их доходов показывает, что объем заимствований критичен, а значит, без усиления поддержки государства возможности активизации инновационных процессов ограничены, особенно с учетом ограничений по объему господдержки отрасли и упрощению доступа иностранных продовольственных товаров на российский рынок после 2018 года. Поэтому к приоритетам проекта Государственной программы до 2020 года отнесены стимулирование инвестиционной деятельности и инновационное развитие АПК, в частности, научные исследования, развитие инфраструктуры, консультационная деятельность.
В целях повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и продовольствия усилена поддержка реализации интенсивных факторов (элитное семеноводство, средства химизации, племенное животноводство и др.) и модернизации перерабатывающей промышленности. В связи с этим в крае ут-
верждены ведомственные целевые программы по поддержке развития мелиорации сельскохозяйственных земель, промышленного свиноводства и молочной промышленности.
В текущем году для придания дополнительного импульса развитию предпринимательства на селе в
крае:
- реализуются новые направления поддержки малых форм хозяйствования в АПК - семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств и начинающих фермеров, на что в 20122014 годах из краевого бюджета будет направлено 99 млн руб. субсидий;
- субсидирование расходов на оформление земли в собственность.
Совместно с отраслевыми союзами и экспертами агропродовольственного рынка Министерством сельского хозяйства России подготовлен комплекс необходимых для адаптации российских аграриев к условиям ВТО мер:
- пролонгация льгот по налогу на прибыль (0%) на весь переходный период до 2020 года (как предусмотрено Минфином России, с 2013 года он будет увеличен с 0 до 18%, а в 2016 году - до 20%) и по освобождению сельхозтоваропроизводителей от уплаты НДС при ввозе племенного скота до 2020 года;
- формирование ведомственной сети научно-исследовательских учреждений в целях разработки и внедрения современных методов исследований, соответствующих международным требованиям, а также для подготовки научных обоснований для принятия соответствующих решений;
- усиление таможенного администрирования ввоза сельскохозяйственной продукции и др. [8].
Вместе с тем на уровне федерации необходимо изучить возможности применения такой меры поддержки, как программы регионального развития, и внести изменения в Федеральный закон «О сельском хозяйстве», включающие критерии определения неблагоприятных регионов для ведения сельского хозяйства. Поддержка таких регионов будет относиться к зеленой корзине и не связывается обязательствами по сокращению финансирования в условиях членства в ВТО. При разработке этих критериев важно учесть территориальную отдаленность и различные природно-климатические условия сельскохозяйственного производства в регионах России, что позволит обеспечить равные конкурентные условия производства и реализации продукции, в т.ч. по выходу на международные рынки. Для Алтайского края, который вывозит значительную часть произведенной продукции, решение данного вопроса имеет особую значимость.
С учетом высокой инвестиционной составляющей в структуре себестоимости продукции отечественного животноводства сельхозтоваропроизводители края пока не готовы конкурировать на открытом рынке без соответствующей поддержки. Поэтому в рамках Государственной программы наряду с субсидированием 1 л молока и части затрат на приобретение племенного молодняка крупного рогатого скота необходимо предусмотреть:
- увеличение сроков предоставления долгосрочных кредитов на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих объектов в молочном скотоводстве до 15-20 лет с компенсацией 100% ставки рефинансирования Центробанка России;
- субсидирование инвестиционных кредитов, направленных на развитие социально-инженерной, транспортной и иной инфраструктуры сельских территорий, а также логистических центров и других объектов, обеспечивающих качество сельхозпродукции, ее сертификацию и биобезопасность.
Для защиты потребителей сельскохозяйственной продукции важно сформулировать и утвердить на государственном уровне основные технические регламенты на сельскохозяйственную продукцию, соответствующие основным параметрам мировых стандартов, как вертикальные - по видам продовольствия, так и горизонтальные - по функционалу.
Реализация указанных направлений позволит повысить доходность агробизнеса, компенсировать возможные негативные последствия в связи с присоединением к ВТО и создаст необходимые условия для повышения спроса в отрасли на инновации и стимулы для их освоения в АПК.
Заключение
Государственная поддержка инновационного обеспечения регионального АПК основывается на нормативно-правовых документах федерального и регионального уровней.
К основным инструментам государственной поддержки инновационно-инвестиционных проектов в крае относятся субсидирование (процентных ставок по кредитам и части стоимости техники и оборудования), развитие лизинга, инвестирование средств краевого бюджета в инженерную инфраструктуру инвестиционных объектов, играющих важную роль в социально-экономическом развитии региона, информационноконсультационную службу, мультисервисную сеть, передачу в залог имущества казны края для обеспечения обязательств хозяйствующих субъектов перед банками, возмещение затрат на уплату налога на имущество, введенного в эксплуатацию в рамках реализации проекта, ускоренное оформление документации на право пользования земельными участками, введение института инвестиционных уполномоченных и др.
С 2006 по 2011 год на освоение новых технологий, внедрение новых сортов и закупку новых пород скота, техническое перевооружение, крупные проекты по модернизации и строительству мясных и молочных животноводческих комплексов, перерабатывающих производств и социальное обустройство села направлено около 23,0 млрд руб., в т. ч. из краевого бюджета - более 7,0 млрд руб. Это позволило увеличить объемы сельскохозяйственного производства на 33%.
Основным сдерживающим внедрение в производство инноваций фактором является убыточность сельскохозяйственного производства и критический уровень закредитованности сельхозтоваропроизводителей.
Вступление в ВТО усугубляет необходимость расширения инновационной активности, что требует от федерального центра создания условий, обеспечивающих прибыльность сельскохозяйственного производства, к основным из которых относятся увеличение сроков предоставления долгосрочных кредитов на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих объектов и субсидирование инвестиционных кредитов, направленных на развитие инфраструктуры сельских территорий и других объектов, обеспечивающих качество сельхозпродукции, ее сертификацию и биобезопасность.
Литература
1. Федеральный закон от 23.08.1996 №127-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О науке и государственной научнотехнической политике» // Консультант Плюс.
2. Указ Президента РФ от 07.05.2012 №596 «О долгосрочной государственной экономической политике» // Рос. газ. - №102. - 09.05.2012.
3. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 №2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. -02.01.2012. - № 1.- Ст. 216.
4. Закон Алтайского края от 14.09.2006 №95-ЗС (ред. от 03.09.2010) «Об инновационной деятельности в Алтайском крае» (принят Постановлением АКСНД от 07.09.2006 N 453) // Алтайская правда. -20.09.2006. - №294-295.
5. Закон Алтайского края от 07.09.2009 №62-ЗС «О полюсах инновационного развития в Алтайском крае» (принят Постановлением АКЗС от 31.08.2009 N 474) // Алтайская правда. - 15.09.2009. - №282.
6. Постановление Администрации Алтайского края от 25.03.2011 N 149 «Об утверждении краевой про-
граммы «Строительство, реконструкция и модернизация 100 молочных и 100 мясных комплексов и ферм в Алтайском крае (Программа "100 + 100")» на 2011-2013 годы» // Алтайская правда. -07.04.2011. - №92.
7. Постановление Администрации Алтайского края от 15.06.2011 N 322 «Об утверждении плана меро-
приятий по реализации краевой программы «Улучшение инвестиционного климата в Алтайском крае» на 2011- 2016 годы» // Алтайская правда. - 05.07.2011. - №195-197.
8. Сельское хозяйство в условиях присоединения России к ВТО // Экономика с.х. России. - 2012. - №74.
- С. 72-79.
--------♦'-----------