УДК 336.225 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-11-87-93
К ВОПРОСУ О НАЛОГОВОМ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ ИНСТРУМЕНТАРИИ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
СТРЕБКОВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
КУЗНЕЦОВ ИГОРЬ АНАТОЛЬЕВИЧ
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Целью данной статьи является анализ специфики и особенностей развития налогового инструментария повышения результативности функционирования экономики региона, а также проблем функционирования региональных налоговых служб. Методологическую основу исследования составил комплексный подход к разработке теоретических и практических налоговых мероприятий и рекомендаций по совершенствованию налогового инструментария как основополагающего фактора в повышении результативности функционирования предприятий на региональном и муниципальном уровне. Методика проведения исследования в работе предусматривала: авторский мониторинг деятельности предприятий региона в части системы налогообложения, проводимые исследователем; анализ информационных материалов по налоговым платежам, предоставленных предприятиями региона; анализ статистической информации, включая Росстат, Тамбовстат. Анализ внутриведомственных Отчетов Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Тамбовской области за 2014-2016 гг. Методы описательной статистики позволили сформировать количественные данные по заявленным проблемам и представить их в таблицах. Проведенный мониторинг и анализ деятельности региональных предприятий и индивидуальных предпринимателей и физических лиц, обязательно подлежащих налогообложению, позволил сформировать статистические данные по различным количественным и финансовым параметрам и представить их таблицах в данном исследовании. В качестве выводов авторы предлагают цели и задачи, а также мероприятия по совершенствованию налогового инструментария, выполнению индикативных показателей, которые позволят своевременно и адаптивно проводить комплекс налоговых действий в целях повышения результативности функционирования экономики региона. Область применения результатов: проведенный мониторинг, анализ и выводы могут быть использованы в региональных консолидированных программах социально-экономического развития, законодательстве о бюджетах регионов, муниципалитетов на долгосрочную и краткосрочную перспективу, совершенствовании функционирования организационных структур в системе регионального налогового управления. Отдельные положения статьи и некоторые выводы применимы при формировании текущей деятельности налоговых Инспекций, региональных организаций и предприятий, а также физических лиц, подлежащих обязательному налогообложению.
Ключевые слова: Налоговая Инспекция, инструментарий, налоговая система, регион, результативность и эффективность налогового инструментария, НДФЛ, индикативные показатели
Современный этап рыночных отношений ставит перед российской региональной экономикой более сложные, чем ранее, задачи. Региональные экономические процессы сегодня обременены политикой импортзамещения, при условиях международных санкций, а также глубокими диспропорциями самого экономического развития регионов относительно развития всего национального хозяйства России. И на первый план выходит актуализация вопросов грамотного построения
налоговой политики как основополагающей системы в повышении результативности функционирования экономики региона.
В свою очередь современная налоговая политика региона, с позиций проблематики вопроса, формируется под воздействием закономерностей социально-экономического развития и учетом специфики конкретных внешних и внутренних экономических возможностей, достигнутыми предыдущими этапами развития, а также учета
T. N. STREBKOVA, I. A. KUZNETSOV
кластерной структуры и инфраструктуры многоуровневого характера межрегиональных взаимосвязей. Данные положения отражаются в консолидированных программах социально-экономического развития, законодательстве о бюджетах регионов, муниципалитетов на долгосрочную и краткосрочную перспективу, а также различных нормативно-правовых актах по налоговым вопросам и региональном налоговом инструментарии.
Традиционно к налоговому инструментарию относят:
- изменение элементов налогообложения (введение или отмена налоговых льгот и преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок и т. п.);
- замену одних способов или форм налогообложения другими;
- изменение сферы распространения тех или иных налогов;
- изменение прав и обязанностей различных участников налоговых отношений; изменение элементов налогового администрирования [1].
Эффективность региональной налоговой политики и инструментария определяют как соотношение результатов и поставленных целей.
К примеру, рассмотрим деятельность (применение налогового инструментария) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Тамбовской области по поступлению налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет за 1 полугодие 2015-2016 гг., представленных в таблице 1 [2].
В данной таблице темп роста ФОТ приведен по данным статистики по крупным и средним предприятиям, который соответствует росту поступлений по НДФЛ.
Таблица 1
Динамика поступлений по НДФЛ за январь-июнь 2015-2016 гг. в разрезе районов (тыс. руб.)
1 полугодие 2015 г. 1 полугодие 2016 г. откл. +/-в тыс. руб. рост поступлений в % рост фонда з/платы крупных и средних предприятий в % отклонение в %
Тамбовский район 259746 278276 18530 107,1 108,5 -1,4
Знаменский район 57527 65249 7722 113,4 107,2 6,2
г. Котовк 108257 100545 -7712 92,9 100,9 -8,0
Мордовский район 39605 47651 8046 120,3 103,4 16,9
Жердевский район 77826 86698 8872 111,4 109,7 1,7
Токаревский район 43915 47373 3458 107,9 103,1 4,8
По инспекции 556254 592274 36020 106,5 106,5 -
Применение налогового инструментария по увеличению поступлений НДФЛ подразумевает следующее:
- проводилась работа в отношении обособленных подразделений, зарегистрированных на подведомственной инспекции территории, в адрес головных организаций, осуществляющих деятельность на территории, подведомственной инспекции направлено 69 писем. Получены ответы об отсутствии стационарных рабочих мест;
- за недостоверное отражение сведений в справках формы 2-НДФЛ принято 101 решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение. Сумма штрафных санкций составила 131 тыс. руб.;
- исходя из численности работников, отраженной в сведениях, представленных Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда и ФСС 29 налоговых агентов, не представили сведения о доходах физических лиц. По данному нарушению приняты решения о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение. Сумма штрафных санкций составила 98 тыс. руб.;
- за несвоевременное представление справок формы 2-НДФЛ к налоговой ответственности привлечено 19 налоговых агентов. Сумма штрафных санкций составила 22 тыс. руб.;
- по вопросу своевременной уплаты налога на доходы физических лиц заслушано на комиссии 20 налогоплательщиков.
- в результате работы, проведенной в январе-июне 2016 г. погашена задолженность по НДФЛ в размере 10002 тыс. руб.;
За отчетный период 2016 г., по результатам мониторинга, в налоговые органы Тамбовской области поступило 16,5 тыс. сведений, используемых для выявления лиц, обязанных представить декларации о доходах за 2015 г., на основании которых выявлено 4,4 тыс. физических лиц, обязанных представить декларации о доходах, проживающих на территории подведомственной налоговому органу. По оперативным данным по состоянию на 01.07.2016 г. отчитались о полученных доходах 3095 физических лиц или 70 % от числа обязанных.
В рамках дополнительного привлечения физических лиц к декларированию доходов за 2015 г. на основании ст. 228 НК РФ были проведены следующие мероприятия:
- на 01.04.2016 г. сформированы и направлены информационные письма об обязательном декларировании полученных в 2015 г. доходов потенциальным декларантам в количестве 4938 писем;
- дополнительно 14.04.2016 г. в адрес 42 налоговых агентов по НДФЛ - работодателей в совокупности 301 физического лица Инспекцией направлены письма об оказании содействия в части и напоминания гражданам, работающим под их руководством, об обязанности задекларировать свои доходы и представлении деклараций о доходах 2015 г. по форме 3-НДФЛ;
- 20.04.2016 г. в адрес 29 Глав органов муниципальных образований, на территории которых выявлено наибольшее количество зарегистрированных по месту жительства граждан, обязанных представить за 2015 г. декларации 3-НДФЛ, Инспекцией направлены письма в отношении 822 физических лиц - потенциальных декларантов также с просьбой к Главам сельсоветов (поссоветов) об оказании содействия в привлечении их к декларированию;
- помимо общероссийского мероприятия «День открытых дверей» (15-16 апреля 2016 г.) налоговая Инспекция провела дополнительно аналогичное мероприятие на подведомственной территории (27 апреля).
Таким образом, результатом проведенной работы, по состоянию на 01.07.2016 г., в рамках индикативных показателей по поступлениям налогов и сборов в федеральный бюджет выполнены на 225,4 %, в том числе:
- по налогу на прибыль организаций - на 110,9 %;
- по налогу на добавленную стоимость - на 346,3 %;
- по налогу на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь и Республики Казахстан - на 76,6 %;
- по водному налогу - на 76,1 %;
- по остальным налогам и сборам - на 164,1 % [2].
В рамках применения налогового инструментария ведется огромная работа по контролю состояния задолженности и принятия мер по ее урегулированию. По состоянию на 01.07.2016 г. сумма задолженности по налоговым платежам, налоговым санкциям и пеням в консолидированный бюджет Российской Федерации составляет 843 741 тыс. руб., и структурно представлена в таблице 2 [2].
В целях снижения задолженности проводится детальный анализ структуры задолженности.
По состоянию на 01.07.2016 г. в структуре задолженности по основному долгу наибольший удельный вес занимает недоимка - 60,2 %.
Урегулированная задолженность составляет 240 280 тыс. руб. или 39,1 %, в том числе:
- реструктуризированная задолженность -1137 тыс. руб. или 0,5 % от урегулированной задолженности;
- реестровая задолженность, приостановленная в рамках процедур банкротства - 169610 тыс. руб. или 70,6 % от урегулированной задолженности;
- задолженность, находящаяся на взыскании у судебных приставов - 63138 тыс. руб. или 26,3 % от урегулированной задолженности;
- задолженность, приостановленная к взысканию по решению суда - 6395 тыс. руб. или 2,6 % от урегулированной задолженности.
В структуре совокупной задолженности по состоянию на 01.07.2016 г. Задолженность, невозможная к взысканию, составила 4 111 тыс. руб. или 0,7 %.
Для полноты «экономической картины» эффективности налогового инструментария приведем сравнительный анализ задолженности по налоговым платежам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему РФ по основным видам экономической деятельности, представленный в таблице 3 [2].
Анализ показывает, что рост задолженности с начала года наблюдается:
- в обрабатывающих производствах - на 22811 тыс. руб. или 13,4 %;
- в строительстве - на 127443 тыс. руб. или 77,0 %;
- в транспорте и связи - на 10843 тыс. руб. или в 2,9 раза;
Т. N. STREBKOVA, I. А. KUZNETSOV
- по операциям с недвижимым имуществом - по физическим лицам, не относящимся к
- на 8 737 тыс. руб. или 36,6 %; ИП - на 29 078 тыс. руб. или 25,7 %.
Таблица 2
Структура задолженности по налоговым платежам по видам налогов (тыс. руб.)
Наименование Задолженность на 01.01.2016 Задолженность на 01.07.2016 Отклонение +,- Отклонение %
ВСЕГО в том числе: 516 446 613 772 97 326 118,8
Федеральные налоги 316 013 410 474 94 461 129,9
из них:
Налог на прибыль 58 223 62 986 4 763 108,2
НДС 225 648 309 152 83 504 137,0
НДПИ 810 564 -246 69,6
Остальные федеральные налоги 31 332 37 772 6 440 120,6
Региональные налоги 87 889 91 826 3 937 104,5
Местные налоги 88 639 94 077 5 438 106,1
Налоги со спец. режимом 13 667 17 395 3 728 127,3
Таблица 3
Показатели задолженности по налоговым платежам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему РФ по основным видам экономической деятельности за 1 полугодие 2016 г.
Отрасли экономики Задолженность по налоговым платежам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему РФ Уд. вес отрасли в общей сумме задолженности по налоговым платежам, % Прирост (снижение) задолженности, в %
за отчетный период за отчетный период за отч. период
на 01.01.16 на 01.07.16 Отклон. (+, -) Темп роста, % на 01.01.16 на 01.07.16 Отклон. (+, -) на 01.07.16
Всего 679 431 843 741 164 310 124,2 100,0 100,0 0,0 24,2
в том числе:
Сельское хозяйство 34162 31181 - 2981 91,3 5,0 3,7 -1,3 -8,7
Добыча полезных ископаемых 16081 9656 -6425 60,0 2,4 1,1 -1,3 -40,0
Обрабатывающие производства 169765 192576 22811 113,4 25,0 22,8 -2,2 13,4
Строительство 165426 292869 127443 177,0 24,3 34,7 10,4 77,0
Оптовая и розничная торговля 141697 118978 -22719 84,0 20,9 14,1 -6,8 -16,0
Транспорт и связь 5830 16673 10843 286,0 0,9 2,0 1,1 186,0
Операции с недвижимым имуществом 23840 32577 8737 136,6 3,5 3,9 0,4 36,6
Физические лица, не относящиеся к ИП 113100 142178 29078 125,7 16,6 16,9 0,3 25,7
Остальные виды эк. деятельности 9530 7053 - 2477 74,0 1,4 0,8 -0,6 -26,0
Наибольший удельный вес в общей сумме за- строительстве - 34,7 %. Сумма задолженности с долженности по налоговым платежам сложился в начала года возросла на 127443 тыс. руб. или
77,0 % и по состоянию на 01.07.2016 г. составила 292 869 тыс. руб. Основная причина роста задолженности - неуплата доначисленных платежей в 1 квартале 2016 г. (по акту выездной налоговой проверки).
В целях снижения задолженности инспекцией в оперативном порядке принимался полный комплекс мер принудительного взыскания задолженности в соответствии с действующим законодательством и Планом действий налоговых органов по повышению эффективности урегулирования и взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации.
Так, в 1 полугодие 2016 г. от применения комплекса мер по принудительному взысканию недоимки в бюджет поступило 252 421 тыс. руб. Показатель эффективности погашения задолженности юридических лиц и ИП составил 50,8 %, что на 24,2 % ниже доведенного задания на 2016 г. (75,0 %), физических лиц - 39,7% что также ниже доведенного задания на 35,3 %.
В инспекции налажено тесное взаимодействие с территориальными подразделениями службы судебных приставов:
- регулярно в службу судебных приставов направляется информация о погашенных суммах задолженности по исполнительным производствам;
- ежемесячно проводится сверка отдельных показателей статистической отчетности, ведется мониторинг исполнительных производств, находящихся на исполнении более двух месяцев, возбужденных в отношении налогоплательщиков, за которыми числится на праве собственности имущество;
- проводятся совместные рейдовые мероприятия на дорогах города, по изъятию денежной наличности из кассы, а также по аресту имущества должников.
По итогам 1 полугодие 2016 г. показатель эффективности исполнительных действий составил 9,5 %, показатель эффективности произведенных арестов - 1,04 %.
Очень сложная работа осуществляется с лицами, осуществляющими хозяйственную деятельность в неформальном состоянии. В течение отчетного периода на постоянной основе проводились мероприятия, направленные на выявление лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, либо юридического лица. В управляющих «Рынками, различными областными Базарами, Ярмарками» компаниях запрашивались реестры продавцов и
реестры договоров о предоставлении торговых мест, которые использовались при проведении контрольных мероприятий. В результате данной работы выявлено 22 случая осуществления предпринимательской деятельности без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, либо юридического лица. В отношении лиц, допустивших указанные нарушения, составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ, и переданы в соответствующие суды на рассмотрение. Сумма штрафных санкций составила 10 тыс. руб., оплачено 5 тыс. руб. Также в отчетном периоде проведено 346 проверок по контролю за предпринимательской деятельностью.
Для повышения эффективности деятельности по вопросам взыскания задолженности по налогам инспекция принимала все меры, в том числе:
Побуждающие:
- Ежемесячно в Межрайонной инспекции ФНС России № 4 по Тамбовской области проводятся заседания комиссии по урегулированию задолженности с приглашением физических и юридических лиц, имеющих задолженность по налогам. Так, с начала 2016 г. на заседаниях комиссии присутствовало 53 физических лиц, имеющих общую сумму задолженности 0,6 млн руб. Сумма погашенной задолженности после заседаний комиссии составила 0,3 млн руб.
- В 1 полугодии 2016 г. проведена 93 комиссия при администрациях города, районов и сельских советов, где были заслушаны и рассмотрены причины образования задолженности в отношении 483 должников, приглашенных на заседания комиссии и имеющих задолженность в общей сумме 1,3 млн руб. Погашено после проведения выездных заседаний комиссий 0,9 млн руб.
- На постоянной основе главам сельских советов направляются списки должников по налогу на имущество, земельному и транспортному налогам, ведется работа по уточнению места жительства должников.
Запрещающие:
- Совместно с территориальными отделами службы судебных приставов с начала 2016 года проведено 6 рейдовых мероприятия в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В ходе рейдов отработано 6 должника по 6 исполнительным производствам, произведено 6 ареста имущества должников на общую сумму 1335 тыс. руб. В результате проведенной работы погашена задолженность в сумме 1335 тыс. руб.
- Ведется работа по ограничению выезда должников за границу. С начала 2016 года на-
Т. N. STREBKOVA, I. А. KUZNETSOV
правлено 8 заявлений об ограничении выезда за границу на сумму 4252 тыс. руб. Удовлетворено судом 6 заявлений об ограничении права выезда за пределы РФ на сумму 1196 тыс. руб. (с учетом поданных заявлений в прошлом году).
- В службу судебных приставов одновременно с направлением судебных приказов инспекцией направляются заявления о возбуждении исполнительного производства с просьбой в случае неисполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, произвести ограничение выезда за границу должника. Так, с начала 2016 г. в подразделения судебных приставов направлено 11 заявлений о возбуждении исполнительного производства и об установлении временного ограничения на выезд за границу на сумму задолженности 510 тыс. руб.
Ликвидирующие:
С начала 2016 г. на основании принятых решений о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании, в соответствии со статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации и приказом ФНС России от 19.08.2010 г. № ЯК-7-8/393 списана задолженность в сумме 62854 тыс. руб.
Исходя из вышеизложенного, сформируем следующие задачи и перспективы работы налоговой инспекции на 2017 г.
1. Обеспечить повышение качества проводимых выездных налоговых проверок и исключить случаи необоснованного затягивания выездных налоговых проверок.
2. Исключить случаи проведения низкоэффективных налоговых проверок.
3. Обеспечить рост показателей представления отчетности налогоплательщиками по телекоммуникационным каналам связи по сравнению с аналогичными показателями за 2016 г.
4. Продолжить агитационную работу с физическими и юридическими лицами по вопросу подключения к Интернет-сервисам ФНС России: «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица», а также обеспечить рост подключений к сервису «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц».
5. Неукоснительно соблюдать сроки представления налогоплательщикам услуг, определенных ЕСОН.
6. Не допускать несвоевременных ответов по запросам налогоплательщиков, в том числе по запросам ИОН.
7. Продолжить информационную работу о возможностях получения информации о состоянии расчетов с бюджетом посредством ТКС.
8. Обеспечить на высоком уровне качество предоставления государственных услуг с целью обеспечения показателя: оценка эффективности предоставления государственной услуги по бесплатному информированию на уровне не менее 75 %.
9. Обеспечить процент удовлетворенности налогоплательщиков на письменные ответы налоговых органов на уровне не менее 90 % (1 квартал 2016 г. - 97,8 %)
10. Обеспечить проведение Мониторинга обращений, отзывов, комментариев налогоплательщиков (обратная связь) и использование его результатов для устранения недостатков в работе инспекции.
11. На постоянной основе осуществлять сбор данных, необходимых для выявления мнения налогоплательщиков о качестве предоставления государственных услуг налоговым органом, с последующим внесением контактных номеров в ПО «Мониторинг качества государственных услуг»:
12. Обеспечить информирование налогоплательщиков об имеющихся способах оценки налогоплательщиками эффективности деятельности руководителей территориальных налоговых органов с учетом качества предоставления государственных услуг.
С нашей точки зрения, сформированный комплекс задач и мероприятий в будущем позволит наиболее эффективно и результативно применять налоговый инструментарий на территории региона.
Литература
1. Миляков Н. В. Налоги и налогообложение: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2010. С. 45.
2. Статистические данные приведены на основе авторского мониторинга и внутриведомственных Отчетов Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Тамбовской области за 2014-2016 гг. URL: http://www.nalog.ru/rn68/ifns/imns68_mri_1/
References
1. Milyakov N. V. Nalogi i nalogooblozhenie: Uchebnik [Taxes and taxation: Textbook]. 5-e izd., pere-rab. i dop. M.: INFRA-M, 2010.
2. Statisticheskie dannye privedeny na osnove av-torskogo monitoringa i vnutrivedomstvennyh Otchetov Mezhrajonnoj inspekcii Federal'noj nalogovoj sluzhby № 4 po Tambovskoj oblasti za 2014-2016 gg. [ records Interdistrict Inspectorate of the Federal Tax Service № 4] URL: http://www.nalog.ru/rn68/ifns/imns68_mri_1/
* * *
THE QUESTION OF TAX ORGANIZATIONAL-ECONOMIC TOOLKIT IMPROVEMENT OF THE FUNCTIONING ECONOMY OF THE REGION
STREBKOVA TATYANA NIKOLAEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
KUZNETSOV IGOR ANATOLYEVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
The purpose of this article is to analyze the specific nature of the tax tools improve the efficiency of functioning of the regional economy, as well as functioning problems of regional tax services. The methodological basis of the study was a comprehensive approach to the development of theoretical and practical tax measures and recommendations to improve tax tools as a fundamental factor in increasing the effectiveness of the functioning of enterprises at regional and municipal level. The methodology of the research work included: Exclusive monitor the activities of companies in the region in terms of the taxation system, conducted by the researcher; analysis of information materials on tax payments provided to companies in the region; analysis of statistical information, including the Federal State Statistics Service, Tambovstat. Analysis of intradepartmental records Interdistrict Inspectorate of the Federal Tax Service № 4 in the Tambov region in 2014-2016. Methods of descriptive statistics allowed to generate quantitative data on the stated issues and present them in tables. The monitoring and analysis of regional enterprises, individual businessmen and physical entities, necessarily subject to taxation, allowed to generate statistical data on various quantitative and financial parameters and submit them to the tables in this study. As a conclusion, the author suggests aims and objectives, as well as measures to improve tax tools, the implementation of performance indicators that will enable a timely and adaptively conduct complex tax activities to enhance the effectiveness the functioning of the region's economy. Field of results application: monitoring, analysis and conclusions can be used in the consolidated regional programs of social and economic development, law on the budgets of regions and municipalities in the long and short term, improving the functioning of organizational structures in the system of regional tax administration. Certain provisions of the article and some of the findings are useful in the formation of the current activities of the tax inspectorate, regional organizations and businesses, and individuals subject to compulsory taxation.
Key words: tax inspection, tax system, the region, the results, the efficiency and effectiveness of tax instruments, personal income tax, indicative indices
T. N. STREBKOVA, I. A. KUZNETSOV