СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ПРИ ЭКСПОРТЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ
Сысоев Е.В., соискатель кафедры экономических и финансовых дисциплин Московского гуманитарного университета
В статье рассматриваются некоторые аспекты совершенствования налогового администрирования при экспорте промышленной продукции в современных российских условиях. Эффективность работы промышленного предприятия во многом зависит от действующей системы налогообложения. Особенно существенным такое влияние становится при активизации инновационных процессов.
Ключевые слова: инструменты промышленной политики, промышленное производство, промышленная политика, экспорт, налогообложение.
IMPROVING TAX ADMINISTRATION IN INDUSTRIAL PRODUCTS EXPORT
Sysoyev E., The applicant, Economic and Financial disciplines chair, Moscow University for the Humanities
In article some aspects of improvement of tax administration are considered when exporting an industrial output in modern Russian conditions. Overall performance of the industrial enterprise in many respects depends on operating system of the taxation. Especially essential such influence becomes at activization of innovative processes.
Keywords: tools of industrial policy, industrial production, export, tax policy, taxation.
- на 63,9%, дизельного топлива - на 27,6%, топлив жидких - на 78,8%. Поставки газа природного снизились на 4,8%, нефти сырой
- на 5,0%. Структура российского экспорта не претерпела значительного улучшения и в ней по-прежнему доминируют нефть, газ и металлы.
Одной из наиболее острых проблем российских экспортеров «ненефтегазового» сектора вступает невозврат НДС. Возмещение НДС по экспортным поставкам - распространенная практика во всем мире. Фактически экспортные поставки облагаются нулевой ставкой НДС. Помимо того, экспортерам также возмещается НДС, уплаченный поставщиками комплектующих, использованных при производстве экспортных товаров.
Механизм возмещения НДС при экспорте выглядит следующим образом (см. рис. 1).
Возмещение НДС по экспортным поставкам уравнивает фирмы из разных стран. Тем самым, многие экспортеры, столкнувшиеся с не возмещением НДС, либо отказываются работать на внешних рынках, либо перемещают свой бизнес в страны, где поддержка экспортеров является действенной мерой экономической политики.
Новых экспортеров воспринимают как возможных лжеэкспортеров и на таможне, и в налоговой инспекции. Возмещение НДС идет через суды и долгие сложные процедуры. Что, в свою очередь, снижает конкурентоспособность компаний на зарубежном рынке.
К примеру, механизм возмещения экспортного НДС в Китае отличается, прежде всего, гибкостью, нацеливающей экспортеров на вывоз товаров с высокой добавленной стоимостью.
Можно смело утверждать, что Китай в мировой экономике уже занимает достаточно видное место, поскольку эта страна занимается экспортом в крупных масштабах. Около 80 % бюджетных поступлений приходят извне4.
Расчет суммы возврата НДС производственного предприятия осуществляется по принципу «освобождение/уменьшение/возврат»:
- «освобождение» - означает освобождение от НДС при экспорте товаров (ставка НДС 0% при экспорте);
- «уменьшение» - уменьшение исходящего НДС на сумму входящего;
- «возврат» - возврат в случае если сумма входящего НДС больше суммы исходящего НДС.
Снижение промышленного производства на современном этапе обусловлено несколькими причинами.
Во-первых, падает внешний спрос на главные продукты российского экспорта - сырье. Безусловно, это обусловлено кризисом, прежде всего, в ЕС, важнейшем внешнеэкономическим партнере для РФ (в январе 2013 года промышленное производство Евросоюза сократилось на 1,7%1).
Во-вторых, в настоящее время увеличивается налоговая нагрузка на бизнес. Растет НДПИ, страховые взносы за сотрудников, работающих на вредном производстве («вредными» считаются примерно треть отечественных предприятий).
Третьим фактором, способствующим сокращению промышленного производства, на наш взгляд, является общая неопределенность в мировой экономике.
Экономика РФ на современном этапе полностью зависима от экспорта энергоресурсов и сырья. Однако, именно зависимость бюджета страны от цен на энергоносители на мировом рынке является угрозой национальной безопасности.
Первый заместитель председателя Центрального банка России Алексей Улюкаев в 2013 году предложил разделить бюджет на «нефтегазовый» и «ненефтегазовый»2.
По данным таможенной статистики3 экспорт России в 2012 году составил 524,7 млрд.долларов США и по сравнению с предыдущим годом увеличился на 1,6%. Подчеркнем, что основу российского экспорта в 2012 году в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 73,0%.
В общем стоимостном объеме экспорта в страны дальнего зарубежья доля экспорта продукции химической промышленности в 2012 году составила 5,6%; доля металлов и изделий из них - 8,3%; доля экспорта машин и оборудования осталась на уровне предыдущего года и составила 3,6%; доля экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий - 1,8%.
В товарной структуре экспорта в страны СНГ в 2012 году доля топливно-энергетических товаров составила 55,4% от всего экспорта в эти страны.
Физические объемы экспорта угля каменного возросли на 7,7%, кокса - на 13,0%, электроэнергии - на 13,6%, нефтепродуктов - на 41,0%, в том числе: бензина автомобильного - на 29,0%, керосина
Рис. 1. Механизм возмещения НДС при экспорте
В Китае существующая система возврата НДС создана в целях стимулирования экспорта продукции. Согласно китайскому законодательству, льготами пользуются как китайские, так и иностранные компании, имеющие право на экспорт. Если в свидетельстве на право деятельности, выданном Управлением торгово-промышленной администрации Китая, предусмотрено право на импорт и экспорт товаров, то после завершения сделки по экспорту товаров предприятие может подать документы в налоговые органы Китая на возврат НДС. Для этого оно обязано пройти процедуру оформления определения ставки при возмещении или освобождении от НДС на экспортируемые товары. Только после завершения такого определения в компетентный налоговый орган подается Заявление о возмещении или освобождении от экспортного НДС.
Механизм внутреннего НДС в Китае в целом аналогичен российскому. Основная ставка 17%, которая может быть меньше для отдельных категорий товаров - до 13%. Субъекты на общей системе налогообложения уплачивают налог по формуле «исходящий НДС минус входящий НДС». Субъекты малого предпринимательства (годовой оборот менее определенной суммы) НДС платят по фиксированной ставке от оборота 4%-6% (по сути налог с продаж), они не могут уменьшить сумму налога к уплате на сумму входящего НДС и их документы не могут быть приняты покупателями для последующего возмещения НДС.
Основное отличие от российского НДС - узкая сфера его применения. Государство взимает НДС только с производителей товаров и некоторых услуг. Строительство, транспорт, страхование, почта, телекоммуникации, культурные и развлекательные мероприятия и многие другие сферы экономики НДС не облагаются.
Еще одно существенное отличие - бланки для документов по НДС (аналог наших «счетов-фактур») нужно закупать в налоговой, которая контролирует их дальнейший оборот и использование.
Есть еще много других отличий. В целом китайское правительство признает, что НДС в существующем виде несовершенен. Существуют проблемы зачета НДС между разными провинциями и налоговые правонарушения на этой почве. Ввиду того, что на многих этапах право на возврат НДС может быть утеряно и возникнуть вновь, эффективная ставка по этому налогу для конечных потребителей составляет примерно 23%.
Также следует отметить, что Правительство Китая постоянно проводит реформу НДС, реализуя пилотные проекты в некоторых провинциях.
В России же в настоящее время наблюдается следующее: дорогие некачественные отечественные товары, отсутствие диверсификации экономики, недостаток инвестиций в обрабатывающие сектора промышленности, тем самым отсутствие инноваций.
Не решив такой «незначительной» проблемы, как эффективный возврат НДС экспортерам, российская экономика обрекает на провал «громкие» проекты, такие как Сколково. Так как без проверки на конкурентоспособность зарубежным рынком выращенные ими фирмы станут лишь бременем для экономики.
Таким образом, в России НДС и его возврат оказался выгоден не обрабатывающей промышленности России, которая за очень редкими исключениями оказалась неконкурентной на мировых рынках, а экспортерам сырья. Тем самым, потенциальные российские экспортеры продукции с повышенной долей добавленной стоимости так и не смогли свои потенции реализовать, задавленные фискальным прессом НДС.
Неслучайно, что в нефтедобывающих странах, которые, как и Россия, ставят перед собой цели диверсификации экономики, НДС нет.
Можно привести и еще один контраргумент, в 2000-2002 годах доходы от налога с продаж составляли 0,5% ВВП, а облагаемая налогом доля ВВП - 10%. Однако тогда налог с продаж взимался одновременно с НДС, что не могло не сказаться на статистике обоих налогов.
Хотелось бы отметить отсутствие развернутой информации о том, каковы затраты на администрирование НДС, включая затраты добросовестных налогоплательщиков, каков реальный объем воз-
врата НДС экспортерам, какая доля в этом возврате, по имеющимся оценкам, приходится на криминальные схемы, каковы судебные издержки по делам, связанным с НДС и т.д.
Следует ввести «налоговые интервалы» для молодых промышленных предпринимателей. Данное нововведение не только по принципу возраста предпринимателя, но и по принципу объемов выручки предпринимателя и по соответствующему целевому назначению. Тем самым, необходимо поддерживать не предприятия нефтегазового сектора, а небольшие производства, остродефицитные для региона.
Отметим, что налоги с нефтегазовой сферы являются одним из основных источников дохода бюджета. За 2012 год экспортная пошлина на сырую нефть принесла федеральному бюджету 2,48 трлн. руб., или 19,4% от общего дохода, НДПИ - 2,1 трлн. руб. (16,6%)5.
В настоящее время Правительство РФ признает, что проблемы с НДС существуют, но отказывается что-либо менять. Но если налог с продаж признается слишком рискованным, это еще не повод для того, чтобы оставлять НДС в неприкосновенности. По нашему мнению начать стоило бы с отказа от возврата НДС при экспорте сырья и снижения за счет этого ставки налога на добавленную стоимость.
Предложенные в статье рекомендации по совершенствованию налогового администрирования будут способствовать повышению эффективности промышленной политики в современных условиях.
Литература:
1. Енина В., Экспортный НДС в Китае // Налоги и налоговое планирование, №4, 2013.
2. Титов К., Региональная промышленная политика: цели, задачи, приоритеты // Проблемы теории и практики управления, 2009, № 5. С. 28.
3. Шестаков Н.О., Налоговые новости // Налоги и финансовое право, №7, 2013.
4. Селиванова М., Промышленность вступила в рецессию // Экспертный портал Высшей школы экономики: http://www.opec. ru71470204.html
5. Стенограмма Заседания Правительства // Доклад А.Улюкаева о плане мероприятий, направленных на повышение темпов роста российской экономики: http://government.ru^news/3363#ulyuka
6. Экспорт-импорт России важнейших товаров за январь-декабрь 2012 года // Федеральная таможенная служба: http://www. customs.ru/
1 См.: Селиванова М., Промышленность вступила в рецессию // Экспертный портал Высшей школы экономики: http://www.opec. ru71470204.html
2 См.: Стенограмма Заседания Правительства // Доклад А.Улюкаева о плане мероприятий, направленных на повышение темпов роста российской экономики: http://government.rU/news/3363#ulyuka
3 См.: Экспорт-импорт России важнейших товаров за январь-декабрь 2012 года // Федеральная таможенная служба: http://www.customs.ru/
4 См.: Енина В., Экспортный НДС в Китае // Налоги и налоговое планирование, №4, 2013.
5 Шестаков Н.О., Налоговые новости // Налоги и финансовое право, №7, 2013.