УДК 85.14я73 М.В. КАДЫРОВА
ББК 75(075)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРИМЕНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Процесс обучения реализуется только через конкретные формы его организации. Однако форма организации обучения - абстрактное понятие, в реальном учебном процессе она проявляется в конкретной теме урока (9, 13) Соблюдая требования к уроку, мы в дальнейшем предлагаем следующие требования:
- способствовать получению достоверных сведений об особенностях таджикского народного искусства и его национально-художественной традиции;
- использовать эти знания в практике по всем направлениям творчества.
Что такое метод в науке? В философской литературе любой метод определяется как система регулятивных принципов практической или теоретической деятельности, как более или менее жёсткая система приёмов, каждый из которых базируется на научно-обоснованном предписании. Если учесть, что принцип есть основное правило, то можно утверждать, что в учебном познании метод также может рассматриваться как система правил и предписаний по применению определённой совокупности системы приёмов, предложенных Н.Н.Анисимовым, М.Н. Скаткиным, И.Я. Лернером, Ю.Н. Бабанским, А.Д. Батвинниковым, Д.А. Алексюком, М.И.Махмутовым, Н.Н. Ростовцевым, Т.Н. Шамовой, Е.В. Шороховым и др.
Каждый метод обучения может иметь определенную совокупность правил и предназначен для решения только определённого круга дидактических задач. Зная сущность и содержание каждого метода, учитель сознательно (по - научному) строит учебный процесс и управляет учебно-познавательной деятельностью учащихся, формируя у них знания, умения, потребности и интерес к учению.
В педагогике метод обучения - это знание педагога (и учащихся) о том, как надо действовать в зависимости от характера педагогических целей и условий их достижения, от содержания учебного материала и уровня обучаемости учащихся (6-7).
Проще, метод обучения - это теоретически обоснованная совокупность правил педагогической деятельности, руководствуясь которыми учитель и учащиеся выбирают и осуществляют приёмы и способы конкретных действий для достижения поставленной дидактической цели.
Основой нашего исследования является диалектический материализм - единственно научный метод познания реальной действительности, объективного мира и изучения закономерностей обучения и воспитания.
Основа методики изобразительного искусства главным образом диктует реалистические методы рисования. На базе этого направления выбраны различные виды изобразительной деятельности. Опираясь на это подтверждение, мы также выбираем их в качестве основных методов обучения в своей теме исследования. Однако среди этих различных методов и видов занятий необходимо определить и выдвинуть на первый план именно подходящий, который даст хороший результат и создаст благоприятное условие для освоения народного искусства.
Так как мы рассматриваем один из основных, наиболее древнейших корней и твёрдый закон построения - художественную традицию таджикского народного искусства, обладающую сложной структурой, то это требует особого подхода и разумного выбора методов обучения. Для полного восприятия и раскрытия учащимися этой сложной специфики народного искусства нужно учителю одновременно объяснять ее целостность и сущность.
Для определения методов обучения на начальном этапе эксперимента учащихся 5-7 классов ознакомили с художественными традициями в народном искусстве на таком виде занятия, как «беседа об изобразительном искусстве».
Целью и задачей исследования было - на основе экспериментального исследования выявить и обосновать наиболее оптимальные пути применения художественной традиции на уроках (изобразительного искусство) ИЗО в V - VI - VII классах.
С целью подтверждения выдвинутого нами предложения необходимо было решить следующие задачи:
1) проанализировать успеваемость учащихся экспериментальных и контрольных классов, выбрать одинаковые классы по успеваемости;
2) провести наблюдение учебного процесса в экспериментальных и контрольных классах для определения адекватности оценочного балла, успеваемости, знаний программного и предлагаемого учебного материала;
3) установить взаимосвязи изобразительного искусства и народного искусства.
В процессе исследования использовались методы наблюдения и анализ продуктов школьников.
Для анализа работы школьников нами были предложены следующие критерии оценки творческой деятельности для занятий декоративного рисования:
I. Умение использования смыслового значения орнамента: а) умение перерабатывать формы, знаки и символы; б) умение стилизовать;
в) Смысловая связь знаков и символов;
II. Композиционное решение орнамента:
а) компоновка на месте:
б) симметричность орнамента;
III. Художественное решение основного композиционного элемента орнамента:
а) выделение основного элемента;
б) образность связи элементов орнамента и композиции.
Цель эксперимента - анализировать проведение вида занятия «Беседа об изобразительном искусстве и декоративное рисование во взаимосвязи и ознакомление учащихся с художественной традицией».
Исследование осуществлялось в первое полугодие учебного года. Перед началом эксперимента учителям средних школ предлагалось содержание обучения и методические рекомендации о художественных традициях в народном искусстве.
Предлагалась цель каждого урока: способствовать эстетическому развитию учащихся, привить интерес и любовь к народному искусству, воспитывать самостоятельность в суждениях об оценке народного творчества. Необходимо учить не только раскрыть содержание произведения искусства, но и, анализируя его, использовать его суть на практике.
С целю выявления уровня применения национальной художественной традиции учащихся 5-х классов по вышеуказанным критериям оценки было проведено два вида занятий:
1. Беседа об изобразительном искусстве (два занятия)
2. Декоративное рисование, где школьникам предлагалось задание: на основе двух предыдущих занятий - бесед об изобразительном искусстве составить композицию орнамента (два занятия).
На первом занятии учащихся 5-х классов ознакомили со следующими типами традиций: 1) бытовые, 2) обрядовые, 3) религиозные, 4) социально - политические, 5) культурные 6) художественные, а также и с различными обычаями.
Демонстрируя предметы быта, вышивку сюзане, руймол и одежды, анализировали вышивку горной местности и долины, мотивы орнаментов которых создавались в разных природных условиях: Таджики горной местности, в основном, занимались вышивкой элементов одежды, а в долинах вышивкой украшали жилища и предметы быта.
Проводя урок-беседу мы проследили за тем, чтобы школьники записали данные в тетради чтобы для дальнейшего их использования на других видах занятий.
На втором занятии учащихся ознакомили с историей возникновения, видами и смысловым значением орнамента. Живя среди природы, человек научился видеть в ней множество интересных, причудливых форм, цветовых оттенков, которые стал обозначать обобщёнными условными символами: спираль, солнце в виде круг и т.д.
Поскольку многие явления природы типичны, это нашло отражение в их специфическом изображении, получившем название орнамента.
Слово это означает украшение, состоящее из ряда ритмически упорядоченных элементов. Под ритмом понимается выделение одних (более крупных и значительных) и подчинение им других ( более мелких) элементов на основе определённого повтора (раппорт).
В орнаментах разных народов много идентичных мотивов. Это объяснятся тем, что люди пытались графическим символом выразить такие общие понятия, как солнце, вода, огонь, движение, покой и т.д.)
Школьники должны понять, что, несмотря на национальные особенности, народное искусство в сущности глубоко интернационально и выражает отношение людей к окружающему миру, их понятия о красоте и гармонии.
На третьем занятии - декоративное рисование - школьникам предлагалось выполнение композиции орнаментов с использованием символического значения.
Результаты анализа показали, что проведение занятий во взаимосвязи (беседа об изобразительной искусстве и декоративное рисование) с ознакомлением с художественной традицией содействует эстетическому восприятию в изучении природы, окружающего мира, народного искусства. А при использовании метода комментирования эффективность обучения повышается до 12 %.
В конце учебного года на основе составленных вопросов проверялись знания учащихся. А также был предложен рисунок платья, чтобы ученики составили свою композицию украшения на основе изученных композиционных решений народных мастеров.
Ответы учащихся на каждый вопрос, а также выполненные работы оценивались баллами. Отсутствие (прочерк) или неверный ответ - 2 балла.
Если имелись признаки правильного ответа, но выражен он словами неверно, или ответ на вопрос дан частично, - 3 балла. При начальном, но правильном ответе на поставленный вопрос ставилось 4 балла. Полный правильный ответ в данной части эксперимента - 5 баллов.
На основе анализа ответов можно сделать следующие выводы:
- учащиеся имеют средний уровень теоретических знаний по художественным традициям в народном искусстве;
- учащиеся не могут сопоставлять и анализировать свои знания, которые; можно назвать как «сведения»;
- знание учащихся можно считать несформированным, так как они не могут применять их на практике;
- необходимо вырабатывать у учащихся умение сознательного использования приобретённых знаний в практической деятельности, т.е. ознакомление с художественными традициями в народном искусстве на всех видах занятий по изобразительному искусству.
Другая часть исследования осуществлялась во втором полугодии учебного года.
Целью этого исследования было использование учебно-методических комплексов, теоретическая, и творческо-практическая подготовка, осуществляемая не только на таком виде занятий, как «Беседа об изобразительном искусстве», но и на всех видах занятий (рисование с натуры, рисование на тему, декоративное рисование).
При выборе темы учитель должен принять во внимание степень информированности детей. Кроме того, нужно ещё учесть, что учащиеся раньше имели представление о народном искусстве.
После выяснения уровня информированности детей учитель может приступить к выбору темы, В целях совершенствования учебно-воспитательного процесса на этом виде урока мы рекомендуем выбирать такие темы, которые могут охарактеризовать разные сферы народного искусства. Для решения этих задач мы предлагаем жилище и костюм, то, что знакомо всем.
Постараемся объяснить в двух словах. Поскольку любой предмет домашнего быта находит своё определенное место в жилищном пространстве, каждый из них представляет собой подлинный продукт произведения народного искусства. Многие учёные очень верно писали, что жилище является совмещателем народного искусства и "выступает как один из основных источников и трансляторов информации" (4, 100), человеческой жизни, непосредственно протекавшей в нём.
В отношении костюма А.Исаев писал: "Народный костюм - один из самых ярких проявлений культуры каждого народа. В нём выявляются связь с природой, особенности уклада жизни, эстетика, социальные отношения и мировоззрение народа"(5, 8). Характер одежды, далее отмечает автор, обуславливатся художественной традицией, бытовым укладом народа.
Для более успешного проведения урока, его полноценного усвоения и пробуждения интереса учащихся к таджикскому искусству учителю следует использовать доступные материалы по творческим видам народных мастеров республики. Здесь нужно составлять последовательную тематику, начиная от районного масштаба с выходом на республиканский, а затем мировой уровень.
Таких видных мастеров немало, они были и есть, творили и продолжают творить в каждом селе, районе нашей республики. Периодические встречи с такими интересными людьми оказывают на учащихся большое эмоциональное воздействие.
Для лучшего восприятия учащимися учебного материала, бесед учитель ИЗО должен подготовить подходящие наглядные пособия, различные репродукции произведений народных мастеров и искусства, слайды, диафильмы, характеризующие народные произведения, и ещё можно прямо показать несколько образцов самих народных вещей, если они доступны учителю.
Организация и проведение таких бесед выполняются во взаимопонимании между учащимися и учителем ИЗО,-и не только в отношении восприятия и освоения содержательного характера тем, бесед, но и в идейно-политических суждениях, во взглядах на свою давнюю историю.
В качестве исторического аспекта по народному искусству можно использовать творчество ряда русских художников, прежде всего В.В.Верещагина, чья серия полотен по среднеазиатской тематике полна тем, что было характерным для искусства наших предков. Также не мешало бы иллюстрировать произведения и других русских художников, которые побывали в наших краях: Н.Н.Каразина, Ф.Федченко, Д.Иванова, С.Дудина, Н.Щербина-Крамареко, Н.Симакова и т.д., которые имеют исторический характер. Вот какое мнение в отношении их работ бытует среди учёных: «Они сохранили для последующих поколений учёных и исследователей Средней Азии в рисунках, фотографиях, альбомах, печатных изданиях уникальные памятники архитектуры и искусства...» (8, 15).
Одной из основных задач бесед - это ознакомление учеников с важнейшими особенностями таджикского искусства, приобретение «народных» знаний для понятия художественного языка народа - языка выражения и отражения. Слушая рассказ своего учителя, ученики приобретают наиболее устойчивый и верный навык для определения различных свойств произведения своего народного искусства, содержания, формы, образцов богатства, своеобразия, что пробуждает у детей уважение и любовь к художественным ценностям, к своему народному искусству.
Для закрепления проведённых бесед большой эффект даёт выбор темы следующего урока -рисование с натуры.
Выбор темы для этого вида, как мы уже отметили, должен логически следовать за предшествующим уроком. Большую пользу даёт сдвоенное занятие. Значит, минувший урок нужно планировать как урок с натуры.
Исходя из этого, нужно целесообразно выбрать натуру, которую ученики видели и о которой слышали во время беседы. Если беседа проводилась на тему керамических изделий, нужно выбрать натуру, именно из этих артефактов, а если речь шла о народном костюме, то тогда следует выбрать «руймол» из компонентов народной одежды. Например, мужской пояс «руймол» или тюбетейка - «токи».
Активизация познавательно-творческой деятельности учащихся по народному искусству в данный момент зависит от объяснения учителя. Учитель должен чётко и ясно объяснить все конструктивные особенности избранной натуры: форму, пропорцию, цвет, распределение светотени и т.п. Для того, чтобы привлечь внимание учащихся к натуре, учитель должен рассказать о функциональном значении предмета. Вид данного предмета взаимосвязан с его функцией, и, исходя из функционального назначения и формы, разрабатывалась её особая художественная отработка, оформление. И только после такого объяснения дети всесторонне осознают, хорошо усваивают и крепко запоминают другие особенности данного предмета, закрепляя их в своём сознании. «Человек не может ничего правильно реалистически изобразить, если в его сознании нет ясного и образного представления о форме, характере предмета» (3, 27). Далее, после такого объяснения учитель направляет внимание своих учеников на рассмотрение избранной модели.
На начальной стадии занятия, как и обычно, учитель объясняет основное правило изобразительного искусства с учётом передачи данной натуры. Нельзя забывать, что новые знания о народном искусстве легко усваиваются, если они включены в их практическую деятельность. На этой фазе ученики остро нуждаются в методическом совете учителя, который определяет направленность их творческой деятельности. Учителю необходимо объяснить последовательность работы, и он должен показать на доске эти этапы в полном объёме, вследствие чего создаётся благоприятная творческая атмосфера в классе. Современная физиология, как и психологическая наука, доказала, что дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности не более 15 минут. Опираясь на установленные данные, следует так и планировать уроки. Так что информационные части нового материала и овладение изобразительной грамотностью необходимо объяснить и выложить именно за это время, а оставшееся время урока отдать практической части.
Одной из основных задач педагога-художника является развитие творческой активности детей. Эффективные, результативные работы педагогов ИЗО неразрывно связаны с тем, насколько активно работают дети, есть ли творческая атмосфера на уроках. Однако творческая атмосфера не статична, она подвержена множеству влияний самого различного свойства и даже зависит от погоды, которая видна из окна класса. Но прежде всего она зависит именно от личности учителя ИЗО. Хороший, способный учитель, учитывая состояние учеников, направляет их деятельность в нужное русло.
А это, естественно, требует от самого учителя хорошего специального и художественного образования. Учитель ИЗО "... должен иметь не только общую методическую, но и специальную, художественную подготовку" (3, 7).
Таджикское народное искусство является одним из сложнных и многогранных видов искусства, обладающим различными художественными средствами и эстетическими взглядами. В этом отношении все виды и отрасли народного искусства имеют огромное значение для эстетико-художественного воспитания подрастающего поколения.
Мы считаем, что для эффективного обучения учащихся на уроках ИЗО совершенно недостаточно одного теоретического обучения, которое превалировало в течение первого полугодия:
Подводя итоги применения художественных традиций на уроках ИЗО, можно утверждать, что процесс формирования знаний и умений возможно осуществлять систематически на всех видах уроках по программе общеобразовательной школы. Теорию о художественной традиции следует изучать в тесной взаимосвязи с практической работой учащихся.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Авеста. Избранные гимны. Душанбе, 1990 - 90с.
2. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев - Москва: Наука, 1985. - 381с.
3. Венгер, Л.А. Восприятие и обучение /Л.А. Венгер - М., 1969. - 368с.
4.Ершов, Н.Н. Каратаг и его ремесло / Н.Н. Ершов - Душанбе: Дониш, 1984. - 120с.
5.Исоев, А.Б. Таджикский костюм в контексте народной художественной культуры. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / А.Б. Исоев - Москва: 1992 - 16с.
6.Кузин, В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1- 3 классах /В.С. Кузин - М., 1979 - 266с.
7.Краснов, Н.В. Беседы по искусству в средней школе / Н.В. Краснов - Москва: Искусство, 1970. -176с.
8. Липский, В.Н. Эстетическая культура личности / В.Н. Липский - Москва: Знание, 1987. - 128с.
9. Щукина, Г.Н. Роль деятельности в учебном процессе / Г.Н. Щукина - Москва: Просвещение, 1986 - 144с.
REFERENCES:
1. Avesta. Selected hymns. Dushanbe. 1990 - 90p.
2. Ananiev, B.G. On the problems of modern human knowledge/B.G. Ananiev - Moscow: Science, 1985.-381p.
3. Venger, L.A. Perception and training/L.A. Venger - Moscow: Education, 1969. - 368p.
4. Ershov, N.N. Karatag and craft/N.N. Ershov - Dushanbe: Knowledge, 1984. - 120p.
5. Isoev, A.B. Tajik costume in the context of national culture. (The abstract)/A.B. Isoev - Moscow, 1992. - 16p.
6. Kuzin, V.S. Methods of teaching fine arts in grades 1-3/V.S. Kuzin - Moscow: Education, 1979. -266p.
7. Krasnov, N.V. Conversations on art in high school/N.V. Krasnov - Moscow: Art, 1970. - 176p.
8. Lipsky, V.N. Aesthetic culture of personality/V.N. Lipsky - Moscow: Knowledge, 1987. - 128p.
9. Shukina, G.N. Role of activity in the learning process/G.N. Shukina - Moscow: Education, 1986. -144p.
Совершенствование методов обучения в процессе применения национально - художественных традиций на уроках изобразительного искусства
Ключевые слова: целостность, корней, традиция, специфика, искусство, обучения, систематический.
В статье отмечается, что процесс формирования знаний и умений по художественным традициям, возможно, осуществлять систематически на всех видах занятий.
Автор приходит к выводу, что теорию следует изучать в тесной взаимосвязи с практической работой учащихся. Особое внимание уделено изучения учащимися национально -художественных традиций таджикского народного искусства.
На основе изучения, устанавливается, что с первых дней занятий по изобразительному искусству интенсифицировать обучение художественным традициям, в каждом задании ставить перед учащимися задачу выявить и освоить признаки художественных традиций.
На основании анализа установлено, что нужно совмещать учебные задачи и виды уроков и организовать главный переход после занятий, бесед и экскурсий к рисованию по памяти и с натуры, а после этих уроков поручать ученикам домашние задания соответствующей тематики.
Теоретический изложенный материал должен подкрепляться примерами из жизненной практики и основываться на наблюдения народного искусства в окружающей действительности.
На основе полученных результатов эксперимента автор дает обобщенную характеристику, что проведение занятий во взаимосвязи с ознакомлением художественной традицией содействует эстетическому восприятию, а изучение художественных традиций имеет огромное значение для выявления ряда особенностей народного искусства.
The improvement of the teaching methods in the process of implementation the national- art traditions at the lessons of fine art
Keywords: completeness, roots, tradition, specific, art, education, systematic
The article points out that the process of building up of knowledge and skills in art traditions is carried out systematically in all kinds of activities.
The author concludes that the theory should be studied in close connection with the students' practical work. Particular attention is given to the students' study of the national-art traditions of Tajik folk art.
Study shows that it is necessary to intensify the process of teaching of art traditions from the very first day of the lessons in fine art to set goals in each activity to identify and to learn the signs of it.
The analyses showed that we need to combine the educational objectives and types of lessons and to organize a major shift to drawing from the memory and from nature after classes, discussions and excursions and to give pupils homework on relevant topics.
Theory should be supported by the examples from life practice and should be based on the observation of folk art in the surrounding reality
The result of the experiment gives the general characteristics that conducting classes in connection with an introduction to the art traditions promote aesthetic perfection but study of art traditions is essential to identify a number of folk art features.
Сведения об авторе:
Кадырова Мунаввара Вахидовна, доцент кафедры черчения, начертательной геометрии и методики преподавания Худжандского государственного университета имени академика Б.Г. Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд), E-mail: qadirova@mail.ru
Information about the author:
Kadirova Munavvara Vakhidovna, Assistant Professor of drawing, descriptive geometry and teaching methodology of Khujand State University named after academician B.G.Gafurov (Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail: qadirova@mail.ru