Е.В. Смирнова
ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ...
ELECTRONIC MEANS FOR EDUCATIONAL PURPOSE FOR FORMING FOREIGN LANGUAGE SKILLS AND ABILITIES
© 2013
E.V. Smirnova candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair «Theory and Technique of Teaching of Foreign Languages and Cultures»
Tolyatti State University, Tolyatti (Russia)
Annotation: Among the many factors that determine the possibility of training in the use of information and communication technologies (ICT), the most important is the availability of electronic means for educational purposes (EMEP). The number of such EMEP includes specially created computer programs for the purpose of teaching, a variety of application software, encyclopedias, help programs and other programs that can effectively be used in educational purposes. Complex application of such materials creates integrated computer language learning environment. Application of EMEP for learning a foreign language allows to personalize and differentiate the learning process; expand opportunity of feedback, control and diagnostics, to exercise self-control and self-correction, and to improve visibility, to simulate the real processes, increase motivation training, etc.
Keywords: information and communication technology (ICT); electronic means for educational purposes (EMEP); integrated computer language learning environment; computer dictionaries and encyclopedias; informational support of educational process; training programs for multimedia presentations; concordances; electronic mail (e-mail), videoconferencing; to personalize and differentiate the learning process; self-control; feedback; motivation.
УДК 378
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2013
Т.В. Федорова, старший преподаватель кафедры «Математика, естествознание
и методика их преподавания»
О.А. Борзенкова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Математика, естествознание
и методика их преподавания»
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)
Аннотация: В статье особое внимание уделяется проблеме совершенствования профессиональной, методикоматематической подготовки педагога по совмещенным профилям «Дошкольное образование» и «Начальное образование»; формирование его методико-математической компетентности. Перспективным направлением авторы считают разработку и апробацию специальных заданий интегративного характера.
Ключевые слова: методико-математическая подготовка, бакалавр, дошкольное и начальное образование, мето-дико-математические задания интегративного характера, профессиональная компетентность педагога.
В современном понимании человек, преобразующий об- - знанием теоретических вопросов о математических,
разовательную среду, творческая личность, моделирующая учебных и методических задачах, об их роли и функциях педагогическую деятельность, профессионал, формирующий в обучении младших школьников, а также при организа-и совершенствующий свою компетентность - это педагог-ме- ции образовательной деятельности дошкольников; тодист дошкольного образования и учитель начальных клас- - знанием особенностей умственной деятельности
сов. дошкольников и младших школьников и умением ис-
Вопросы совершенствования профессиональной под- пользовать интеллектуальные возрастные особенности готовки педагога остаются актуальными на современном в организации образовательной деятельности и учебном этапе при построении образовательного процесса в вузе. процессе;
Безусловно значимой в выделенном контексте выступа- - умением формулировать локальные и перспектив-
ет проблема формирования методико-математической ные учебные задачи, проектировать и конструировать компетентности педагога дошкольного и начального обра- математические и учебные задачи, в том числе и по раз-зования. витию творческого воображения детей, по формирова-
Заметим, что в рамках новой образовательной парадигмы, нию логических операций мышления, по формированию модель будущего педагога по совмещенным профилям умения оперировать образом в соответствии с условием «Дошкольное образование» и «Начальное образование» задачи, по формированию умения строить обобщенные представлена с позиции компетентностных характери- ассоциации;
стик [1]. - умением вводить детей в ситуацию учебной задачи,
Методико-математическая компетентность педагога творчески отбирать учебный материал; дошкольного и начального образования представляет - умением определять методические задачи, направ-собой интегративную характеристику личности. Она ленные на решение математических и учебных задач в включает в себя комплекс математической, методиче- образовательном процессе дошкольников и младших ской, психолого-педагогической и научно-исследова- школьников;
тельской компетенций, т. е. готовность и способность - умением соблюдать основные линии преемственно-
применять интегративные знания, умения и профессио- сти между дошкольным и начальным математическим нально-значимые качества личности будущего педагога образованием;
в процессе математического образования дошкольников - умением составлять системы вопросов, комплексы
и младших школьников [2], [3]. заданий, фрагменты уроков и фрагменты организован-
Современная начальная школа и дошкольное обра- ной образовательной деятельности, программу действий зовательное учреждение нуждаются в педагоге, облада- в точном соответствии с психологическими закономер-ющем интегративным (творческим) уровнем методико- ностями процесса усвоения знаний, дидактическими и математической компетентности. методическими принципами, возрастными особенностя-
Интегративный уровень методико-математической ми детей 5-10 лет; компетентности бакалавров дошкольного и начального - умением создавать свои варианты последовательно-
образования характеризуется: сти изучения программного содержания и обосновывать
их с точки зрения психологических закономерностей процесса усвоения знаний, ориентируясь на взаимосвязь математических понятий и способов действий;
- умением создавать программы, соответствующие частные методики и т.д., то есть владение интегрированной методикой математического образования детей [4];
- умением предвидеть и прогнозировать результат своей профессиональной деятельности и деятельности детей;
- умением проводить психолого-педагогические исследования процесса обучения младших школьников и организовывать образовательную деятельность дошкольников в контексте математического образования;
- способностью проектировать технологии обучения младших школьников и организовывать образовательную деятельность дошкольников, наполнять их новым математическим содержанием;
- обладанием профессионально-значимыми качествами личности;
- владением современными средствами ИКТ и др. [2],
[3].
Перечисленные требования поддерживают проектировочную линию в программе подготовки будущих педагогов - бакалавров дошкольного и начального образования. Сам процесс проектирования образовательной деятельности обеспечивается собственной сознательной деятельностью будущих педагогов.
Таким образом, формируются компетенции, которые обеспечивают готовность и способность бакалавров включаться в проектирование, ставить и решать проблемы, самостоятельно организовывать образовательную деятельность.
Принципами организации формирования методикоматематической компетентности, по нашему мнению, выступают:
- интеграция методико-математических дисциплин в профессиональной подготовке бакалавров дошкольного и начального образования;
- ориентирование на развитие личности обучаемого средствами формирования профессиональных компетенций;
- оптимальное сочетание форм, средств и методов организации образовательного процесса в вузе в соответствии с целями, задачами и условиями формирования;
- соответствие уровня методико-математической подготовки бакалавров дошкольного и начального образования современным и прогнозируемым потребностям общества и тенденциям развития научных исследований
[4].
Модель формирования методико-математической компетентности будущего педагога дошкольного и начального образования представляет собой множество действий и операций (что напоминает педагогическую технологию), обеспечивающих качественное усвоение теоретических знаний, приобретение интегративных умений и развитие профессионально-личностных качеств. Она представлена на схеме 1.
Поиск комплекса дидактических возможностей, обеспечивающих повышение уровня сформированности ме-тодико-математической компетентности педагога дошкольного и начального образования, безусловно, приобретает все большую актуальность [5].
Перспективным направлением в решении поставленной проблемы выступают специальные творческие, ме-тодико-математические задания [5-8].
1. Разработайте план консультации для родителей детей разных возрастных групп на тему: «Роль воображения в образовательном процессе и в умственном развитии человека». Предложите форму ее проведения, обоснуйте свой выбор.
2. Приведите примеры заданий творческого характера по развитию разных видов воображения дошкольников и младших школьников на геометрическом и алге-
браическом материале.
3. Заполните таблицу:
Таблица
Прием творческого воображения Задания, характеризующие прием
для детей дошкольного возраста для младших школьников
4. Разработайте комплекс заданий математического содержания, направленный на развитие как отдельных операций из состава воображения, так и на развитие воображения (в целом) для детей дошкольного и для детей младшего школьного возраста.
Приведите рекомендации педагогам дошкольного и начального образования.
5. Перед вами результаты работы детей. Рассмотрите их (Р.В. Овчарова).
Определите, на развитие какого вида воображения они направлены. Какие группы заданий можно выделить?
6. Разделите приведенные ниже задания на группы по типам оперирования образом. Ориентируйтесь на типы оперирования пространственным образом по И.С. Якиманской.
1) Что случилось с кубиком?
2) Дорисуйте рисунок справа так, чтобы он был таким же, как слева.
3) Если первый квадрат повернуть на один оборот по часовой стрелке, где окажется точка? Выберите правильный ответ из предложенных ответов
7. Заполните таблицу:
Приемы включения детей в творческую деятельность по развитию воображения Задания, характеризующие прием
для детей дошкольного возраста для младших школьников
Рис. 1. Модель формирования методико-математиче-ской компетентности бакалавров дошкольного и начального образования
Внедрение предложенных интегративных заданий в
процесс обучения бакалавров - будущих педагогов дошкольного и начального образования - способствует совершенствованию методико-математической подготовки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. 31 с.
2. Борзенкова О.А., Федорова Т.В. Формирование методико-математических компетенций педагога-мето-диста дошкольного образования.// От проблем подготовки современного педагога к его профессиональной успешности. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной столетию вуза. Самара: ПГСГА, 2011. 256 с. С.165-173.
3. Борзенкова О.А. Формирование методико-мате-матической компетентности будущего учителя начальных классов: Дис....канд. пед. наук. Самара, 2007. 255 с.
4. Артемов А.К. Развивающее обучение математике в начальных классах. Самара: Изд-во СамГПУ, 1995. 118 с.
5. Федорова Т.В. Задачный подход как один из способов подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности по развитию воображения детей. Научное издание «Современное образование: плюсы, минусы и перспективы: материалы международной научно-практической конференции 26 марта 2013». Саратов: Издательство ЦПМ «Академия Бизнеса», 2013. 235 с. 190-194.
6. Скворцова С.А. Методическая система обучения младших школьников решению сюжетных математических задач // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 2. С. 177-181.
7. Тогобецкая Е.Ю. Формирование элементарных математических понятий младшего школьника // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 285-287.
8. Белошистая А.В. Развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики. М.:НПО «Модек», 2004. 350 с.
IMPROVING TEACHING MATHEMATICS BACHELORS PRESCHOOL AND PRIMARY EDUCATION
> 2013
T. V. Fedorova, the senior lecturer of the department of «Mathematics, sciences and methods of their teaching» O.A. Borzenkova, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Mathematics, sciences and methods of their teaching»
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)
Annotation: In the article special attention is paid to a problem of professional training teacher‘s improvement on combined Preschool Education and Primary education profiles; his methodical and mathematical competence forming. The authors see the solution in development and approbation of special tasks of integrative contents.
Keywords: methodico-mathematical bachelor’s training of Preschool Education and Primary Education , methodico-mathematical tasks of integrative contents, professional competence of the teacher.