Научная статья на тему 'Система формирования методико-математической компетентности будущих учителей начальных классов'

Система формирования методико-математической компетентности будущих учителей начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
473
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МЕТОДИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глузман Н. А.

В статье исследованы теоретические и методические основы системы формирования методико-математической компетентности будущих учите-лей начальных классов как инвариантной составляющей их профессиональной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система формирования методико-математической компетентности будущих учителей начальных классов»

УДК 371.13: 378:51

СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ

КЛАССОВ

Н.А. Глузман (г. Евпатория, Российская Федерация)

В статье исследованы теоретические и методические основы системы формирования методико-математической компетентности будущих учителей начальных классов как инвариантной составляющей их профессиональной компетентности.

Ключевые слова: личностно-профессиональная подготовка; компетентностный подход, методико-математическая компетентность.

THE FORMATION SYSTEM OF METHODOLOGICAL-

MATHEMATIC COMPETENCE OF FUTURE PRIMARY SCHOOL

TEACHERS

N.A. Gluzman (Evpatoria, Russian Federation))

Abstract. In the article philosophic-methodological, theoretical and methodological bases of the system offorming the methodological-mathematical competency offuture teachers of primary classes have been investigated. The essence, content and structure of the concept «methodological-mathematical competency offuture teachers ofprimary classes» and specificity of its forming in the process of personality-oriented cognitive activity of students majoring in Primary Education in higher educational establishments have been revealed.

Keyword: personally oriented professional training; competency approach; methodological-mathematical competency.

Модернизация высшего профессионального образования в контексте инновационной научно-технической парадигмы развития России актуализировала потребность осуществления кардинальных преобразований в отечественной системе подготовки педагогических кадров, что подтверждают: Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (2013 г.), Приказ Министерства образования и науки России «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, специалитета, магистратуры» (№ 1367 от 19.12.2013 г.),

Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (профиль подготовки «Начальное образование»). Успешная реализация

указанной законодательно-нормативной базы в образовательной системе Республики Крым, вошедшая в состав Российской Федерации как новый субъект на основании Федерального закона от 29.04.2014 г., в значительной степени зависит от комплексного решения задач совершенствования целей, организационно-структурных, содержательных и технологических компонентов учебно-воспитательного процесса подготовки будущих педагогов в высших учебных заведениях, в том числе и учителей начальных классов.

Доминирующей на современном этапе и в прогнозируемом будущем развитии высшей профессиональной школы является парадигма личностноориентированного образования, концепции и модели ее реализации через компетентностный подход. В связи с этим преобразования касаются не только всех структурных составляющих целостного педагогического процесса подготовки будущих учителей начальных классов (целей, содержания, технологий учебного процесса и системы воспитательной работы в высшем учебном заведении), но и должны быть ориентированы на реального заказчика содержания и результатов данной подготовки - начальную школу.

В контексте проблематики данной статьи считаем нужным акцентировать внимание на работах: И.И. Аргинской, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, О.А. Борзенковой [1], С.И. Волковой, Н.Б. Истоминой, Л.Г. Петерсон,

С.А. Скворцовой [2], А.Л. Чекина [3], в которых четко указывается на возникшее острое противоречие между повышением внимания к качеству подготовки студентов специальности «Начальное образование» и реальностью. К сожалению, в системе подготовки педагогических кадров для начальной школы еще недостаточно учитываются объективные тенденции и задачи, свойственные развитию образования в целом: профессиональное развитие будущих педагогов на основе личностно-ориентированной педагогики; модернизация образовательной деятельности в высших педагогических заведениях на основе использования новых педагогических, информационных и компьютерных технологий; создание средств обучения нового поколения.

Таким образом, актуальность, теоретическая и практическая значимость проблемы формирования методико-математической компетентности учителя начальных классов и в то же время отсутствие методологических, теоретических и методических принципов этого процесса обусловили цель статьи - раскрыть основные результаты процесса формирования методикоматематической компетентности будущих учителей начальных классов как системного процесса.

В авторском диссертационном исследовании «Система формирования методико-математической компетентности будущих учителей начальных классов» (Н.А. Глузман, Украина, 2011 г.) [4] показано, что формирование методико-математической компетентности будущих учителей начальных классов становится эффективным, если этот процесс приобретает системный характер, охватывая все составляющие профессиональной подготовки студентов специальности «Начальное образование»: цели, содержательный ресурс, организационные формы, технологическое обеспечение, результативный компонент. Управление процессом формирования методикоматематической компетентности организуется в следующих педагогических условиях: мотивационно-ценностного отношения к овладению методикоматематической компетентностью; поэтапность и непрерывность формирования методико-математической компетентности; интеграция содержания математической и методической подготовок; создание возможностей для саморазвития и самореализации студентов в процессе обучения и прохождения педагогической практики; мониторинга процесса формирования компонентов методико-математической компетентности, и направляется на повышение уровня профессиональной компетентности будущих педагогов начального образования. Предваряя возможные дискурсивные моменты, связанные с реализацией компетентностного подхода в системе образования Российской Федерации и в высшей школе Украины, внесем ясность. В статье представлены результаты исследований автора по проблеме формирования методико-математической компетентности будущих

учителей начальных классов [4], которые были апробированы в Республиканском высшем учебном заведении «Крымский гуманитарный университет» (г.Ялта) в 2010-2014 гг., т.е. в период, когда Республика Крым еще входила в состав Украины. Рассмотрим основное содержание исследования и его результаты.

Состояние реализации компетентностного подхода в системе начального образования зарубежных стран может быть охарактеризовано следующими направлениями: за последние годы в области образовательного

законодательства стран Европейского Союза принят ряд законов и правительственных рекомендаций, которые стали ориентирами для разработки современного содержания образования [5]. Внедрение новой системы

оценивания учебных достижений студентов и учащихся общеобразовательных школ вывело компетентностный подход на качественно новую ступень

развития в соответствии с европейскими образовательными стандартами и обусловило стремительный переход компетентностной идеи, в том числе и в отечественном образовании, на уровень обязательной нормативной реализации [6].

Анализ и интерпретация теоретической основы определения понятия «профессиональная компетентность будущего учителя начальных классов», как базового понятия исследования, дало возможность уточнить его категориальную сущность, которая является результатом анализа государственных, нормативных документов, определяющих стандарты методико-математической подготовки учителей начальных классов, обобщение исследований по теории и методики профессионального начального

образования. Ключевыми определениями, положенными в основу

категориального аппарата работы, следует считать определения дефиниций «компетентность» и «компетенция», которые есть в методических рекомендациях МОН Украины по разработке составляющих отраслевых стандартов высшего образования [7]. Компетентность - интегрированная характеристика качеств личности, результат подготовки выпускника вуза для

выполнения деятельности в определенных профессиональных и социальноличностных предметных областях (компетенциях), который определяется необходимым объемом и уровнем знаний и опыта в определенном виде деятельности. Компетенция - включает знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать), знание, как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям), знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими людьми в социальном контексте).

Таким образом, в исследовании профессиональная компетентность будущего учителя начальных классов - это интегративная характеристика, которая определяет готовность и способность личности решать профессиональные задачи обучения и воспитания младших школьников путем реализации системы ценностных установок, теоретических знаний, практических умений, опыта профессиональной деятельности, личностных качеств, приобретенных в учебном заведении.

Также, в соответствии с задачей - обосновать концепцию формирования методико-математической компетентности студентов специальности «Начальное образование» - доказано, что ведущая идея концепции заключается в определении методико-математической компетентности будущего учителя начальных классов как личностно-профессионального качества, инвариантной составляющей целостного формирования его профессиональной компетентности. Исходным положением концепции является создание методической системы. С одной стороны, она основывается на внедрении инновационных технологий в процесс методико-математической подготовки студентов охватывающей: разные формы и методы обучения; обновление содержания методико-математических дисциплин; реализацию гибких, вариативных учебных планов. А с другой, - обеспечивает овладение выпускниками педагогическими инновациями относительно организации и управления процессом формирования математической компетентности

младших школьников.

Определение сущности, структуры методико-математической

компетентности будущих учителей начальных классов базировалось на анализе и синтезе педагогического феномена «профессиональная компетентность», на осмыслении и уточнении понятийного поля категорий «компетентность», «компетенция», «профессиональная компетентность педагога», «профессиональная компетентность учителя начальных классов». Доказано, что базовое для исследования понятие «методико-математическая компетентность учителя начальных классов» является областью пересечения понятийных групп, связанных с этими категориями. Иерархия взаимосвязи базовых понятий исследования методико-математической компетентности учителя начальных классов представлена на рис. 1.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ

/КОМПЕТЕНЦИЯ

т

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

КОМПЕТЕНТНОСТЬ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

КОМПЕТЕНТНОСТЬ

ПЕДАГОГА

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

КОМПЕТЕНТНОСТЬ

УЧИТЕЛЯ

НАЧАЛЬНЫХ

КЛАССОВ

МЕТОДИКО-

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ

КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Рис. 1. Иерархия взаимосвязи базовых понятий исследования методикоматематической компетентности учителя начальных классов

Таким образом, учитывая все вышесказанное, определено базовое понятие исследования «методико-математическая компетентность учителя начальных классов», под которым понимается системное личностное образование, отображающее интеграцию теоретических, практикоориентированных, исследовательских знаний и умений по математике и методики ее обучения в начальной школе, ценностного отношения к совершенствованию результатов своей профессиональной деятельности на принципах самообразования, самореализации, социализации и личностного развития. Функциями методико-математической компетентности учителя начальных классов являются аксиологическая, гносеологическая, праксеологическая, рефлексивная, которые определяют структуру категории, включающую мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный и

рефлексивно-творческий компоненты. Обобщением теоретических результатов стала структурно-функциональная модель системы формирования методикоматематической компетентности будущих учителей начальных классов, которая представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Структурно-функциональная модель системы формирования методико-математической компетентности будущих учителей начальных

Как ви,

itl 1

wvi VIII

классов

из

тч

v«/ivyiwi

ретико-

и

методологического, проектно-технологического, формирующего результативно-оценочного, которые мы коротко охарактеризуем.

В рамках теоретико-методологического блока модели определена методологическая база исследования: личностно-ориентирована парадигма образования, подходы, принципы, приведены педагогические условия обеспечения эффективности формирования у студентов методико-

математической компетентности.

В проектно-технологическом и формирующем блоке модели представлена структура методико-математической компетентности и модель методической системы ее формирования. Составные элементы системы формирования методико-математической компетентности - цели и задания, содержательный ресурс, организационные формы, технологии обеспечения и результативный компонент - тесно связаны между собой и направлены на достижение интегрированного результата: сформированности методико-математической компетентности у будущих учителей начальных классов.

Формирование методико-математической компетентности у студентов осуществляется поэтапно (подготовительный, теоретический, технологический и результативный этапы) в моделируемой профессиональной среде на протяжении всего периода обучения в высшем учебном заведении и носит динамический, взаимопроникающий характер.

С целью определения состояния сформированности методикоматематической компетентности у студентов (результативно-оценочный блок модели) применялся мониторинг, а именно проходил контроль: предшествующий, текущий, модульный (на учебных занятиях), а также итоговый (в пределах контрольных мероприятий).

Выводы. Проведенное нами исследование показало многоаспектность проблемы формирования методико-математической компетентности будущих учителей начальных классов, разрешило обнаруженные нами противоречия, подтвердило основные положения. Среди разработанных направлений исследования как перспективные могут быть определены следующие: разработка механизма оценивания результатов начального образования в измерениях компетентностей и компетенций; организация мониторинга качества профессионального образования будущих учителей начальной школы; реализация инновационных подходов к магистерской подготовке будущих педагогов; раскрытие возможностей педагогической практики в процессе формирования составляющих профессиональной компетентности педагогов.

Источники:

1. Борзенкова О.А. Формирование методико-математической компетентности будущего учителя начальных классов: дисс. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования». Самара: Самарский гос. пед. ун-т, 2007. 255 с. [Borzenkova O.A. Formation of teaching mathematics competence of future primary school teachers: thesis.Candidate of pedagogic sciences:

13.00. 08 «Theory and methodology of professional education». Samara: Samara State Pedagogical University, 2007. 255p. (In Russ.)]

2. Скворцова С.О. Методична система навчання розв’язування сюжетних задач учшв початкових клатв: Монографiя. Одесса: Астропринт, 2006. 696 с. [Skvortsova S.O. Solution plot problems tasks methodical training system of primary school pupils: Monograph. Odessa: Astroprint, 2006. 696p. (In Ukr.)]

3. Чекин А.Л. Профессиональная подготовка учителя начальных классов к обучению математике на основе интегративного похода: дисс. ... д-ра пед. наук: спец. 13.00.02. «Теория и методика обучения и воспитания (математика)». М.: РГБ, 2005. 350 с. [Chekin A.L. Professional training of primary school teachers in learning mathematics through integrative approach: thesis... Doctor of pedagogic sciences:

13.00. 02. «Theory and methodology of education (mathematics)». Moscow: Moscow State Pedagogical University, 2005. 350 p. (In Russ.)]

4. Глузман Н.А. Система формування методико-математично! компетентносп майбутшх учителiв початкових клатв: дис. ... докт. пед. наук: 13.00.04 «Теорiя та методика професшно! освгги». Луганськ: Державний заклад «Луганський нащональний ушверситет iм. Тараса Шевченка». 2011. 44 с. [Gluzman N.A. Formation system of teaching mathematics competence of future primary school teachers: Author’s thesis.Doctor of pedagogic sciences: 13.00.04 «Theory and methodology of professional education» Lugansk: Lugansk National Taras Shevchenko University, 2011. 44 p. (In Ukr.)]

5. Coombs P. The World Educational Crisis : A System Analysis. N.-Y.: Oxford University Press, 1968.

6. Eurydice. The Education System in Austria. 2006 / 07. Eun / base. The Information Database on Education Systems in Europe. European Commission, 385 p. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.eurvdice.om/ressources/eurvdice/curvbase/pdf/Q integral/AT EN.pdf

7. Методичш рекомендацп з розроблення складових галузевих стандарт вищо! освгги

(компетентшсний шдхвд) / [В.Л. Гуло, К.М. Левювський, Л.О. Котоловець, Н.1. Тимошенко,

В.П. Погребняк, А.В. Гончарова, М.О. Присенко, М.В. Симонова, Н.В. Крошко]. Киев: Мшютерство осв^и i науки Украши, 1нститут шновацшних технологш i змюту осв^и, 2013. 92 с. [Guidelines for composite industry standards for higher education / V.L. Gulo, K.M. Levkivsky, L.O. Kotolovets, N.I. Timoshenko, V.P Pogrebnyak, A.V Goncharova, M.O. Prisenko, M.V. Simonov, N.V Kroshko. Kiev: Ministry of Education and Science of Ukraine, Institute of Innovative Technologies and Education Content. 2013. 92 р. (In UkrTj]References:

1. Borzenkova O.A. Formirovanie metodiko-matematicheskoy kompetentnosti budushchego uchitelya nachal'nykh klassov: diss. ... kand. ped. nauk: spets. 13.00.08 «Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya». Samara: Samarskiy gos. ped. un-t, 2007. 255 s.

2. Skvortsova S.O. Metodichna sistema navchannya rozv’yazuvannya syuzhetnikh zadach uchniv pochatkovikh klasiv: Monografiya. Odessa: Astroprint, 2006. 696 s.

3. Chekin A.L. Professional'naya podgotovka uchitelya nachal'nykh klassov k obucheniyu matematike na osnove integrativnogo pokhoda: diss. ... d-ra ped. nauk: spets. 13.00.02. «Teoriya i metodika obucheniya i vospitaniya (matematika)». M.: RGB, 2005. 350 s.

4. Gluzman N.A. Sistema formuvannya metodiko-matematichnoi kompetentnosti maybutnikh uchiteliv pochatkovikh klasiv: dis. ... dokt. ped. nauk: 13.00.04 «Teoriya ta metodika profesiynoi osviti». Lugans'k: Derzhavniy zaklad «Lugans'kiy natsional'niy universitet im. Tarasa Shevchenka». 2011. 44 s.

5. Coombs P. The World Educational Crisis : A System Analysis. N.-Y.: Oxford University Press, 1968.

6. Eurydice. The Education System in Austria. 2006 / 07. Eun / base. The Information Database on Education Systems in Europe. European Commission, 385 p. [Elektronnyy resurs] // Rezhim dostupa: http://www.eurydice.org/ressources/eurydice/curybase/pdf/0_integral/AT_EN.pdf

7. Metodichni rekomendatsii z rozroblennya skladovikh galuzevikh standartiv vishchoi osviti

(kompetentnisniy pidkhid) / [V.L. Gulo, K.M. Levkivs'kiy, L.O. Kotolovets', N.I. Timoshenko,

V.P. Pogrebnyak, A.V. Goncharova, M.O. Prisenko, M.V. Simonova, N.V. Kroshko]. Kiev: Ministerstvo osviti i nauki Ukraini, Institut innovatsiynikh tekhnologiy i zmistu osviti, 2013. 92 s.

Зарегистрирована: 17.06.2014

Глузман Неля Анатольевна (г. Евпатория), Евпаторийский институт социальных наук Республиканского высшего учебного заведения «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта), директор, заведующая кафедрой методик начального и дошкольного образования, доктор педагогических наук, профессор. Тел.: +380990528791

Gluzman Nelya Anatolyevna (Evpatoria), Evpatorian Institute of Social Sciences of the Republican Higher Educational Establishment «Crimean Unviersity for the Humanities» (Yalta), director, chairperson of the Department of Methodology of Primary and Pre-school Education, doctor of pedagogical sciences, professor. Ph.: +380990528791. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.