«Эксплуатация судовых энергетических установок». Помимо наименований основных и вспомогательных двигателей, рассматривается устройство данных двигателей, что, безусловно, найдет свое применение в работе судовых механиков. Между тем в учебном пособии отсутствует лексика по темам: «Эксплуатация и ремонт двигателей», «Судоремонт», которые были бы также необходимы для будущих специалистов - судовых механиков.
Группа лексических единиц «Транспортное радиооборудование» в количестве 24 ед. включает такие важные подгруппы для специальности 162107.65 «Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования», как «Радиосвязь» и «Радиооборудование на судне». Однако без внимания остались темы «Сигналы бедствия и срочности», «Медицинские радиосообщения», «Навигационные предупреждения», предусмотренные программой данной специальности по профессиональному английскому языку.
Все полученные данные позволяют сделать вывод о том, что британское учебное пособие 'English for Maritime Studies' может быть использовано для обучения морскому английскому языку будущих судоводителей, поскольку оно содержит необходимый для данной специальности терминологический аппарат, представленный в аутентичных текстах и заданиях. При этом, полагаем, что для большей эффективности преподавателю необходимо разрабатывать списки лексических единиц по отмеченным темам.
Литература
1. Лысенко В.А. Русско-английский морской технический словарь. - М.: Логос, 2006. - 605 с.
2. Мюллер В.К. Новый англо-русский словарь. - М.: Русский язык, 2008. - 880 с.
3. Шаталович Л.Б. Английский язык: русско-английский разговорник для курсантов 3-4 курсов специальности 180403 «Эксплуатация судовых энергетических установок» очной формы обучения. - Петропавловск- Камчатский: КамчатГТУ, 2009. - 102 с.
4. Blakey T.N. English For Maritime Studies. Second Edition. - Prentice Hall International (UK) Ltd, 1987. - 303 p.
УДК 797.2
Е.А. Руденко, О.А. Кучерова
Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: [email protected]
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВ
Высокие спортивные результаты достигаются отлично развитыми в физическом отношении спортсменами, овладевшими техникой и тактикой плавания и проявившими необходимые морально-волевые качества при освоении тренировочных нагрузок. В соответствии с этим в системе спортивной тренировки сборной КамчатГТУ разработана и применена методика, включающая физическую, техническую, тактическую, теоретическую и волевую подготовку. Апробация метода выполняется на базе Камчатского государственного технического университета.
Ключевые слова: плавание, быстрота, ловкость, выносливость.
E.A. Rudenko, O.A Kucherova (Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003) Improvement of swimmers training procedure
High sports results are reached by the athletes perfectly developed in the physical aspect who mastered technique and tactics of swimming and demonstrated necessary moral and strong-willed qualities while developing training loadings. According to it, technique including physical, technical, tactical, theoretical and strong-willed types of training is developed and put into practice in the system of sports training of the combined team of KamchatGTU. Approbation of the method is carried out at Kamchatka State Technical University.
Key words: swimming, speed, dexterity, endurance.
DOI: 10.17217/2079-0333-2015-31-104-108
Высокие спортивные результаты достигаются отлично развитыми в физическом отношении спортсменами, овладевшими техникой и тактикой плавания и проявившими необходимые морально-волевые качества при освоении тренировочных нагрузок. В соответствии с этим в системе спортивной тренировки выделяются следующие виды подготовки: физическая, техническая, тактическая, теоретическая и волевая [1].
Состояние оптимальной готовности пловца к соревнованиям складывается из многих компонентов физической, технической, тактической и психологической подготовленности. Именно поэтому, спортивная форма - состояние всесторонней готовности человека к высшим достижениям, к борьбе за победу в любых соревнованиях. Это состояние носит фазовый характер. Различают время приобретения спортивной формы, относительной ее стабилизации и временной утраты. Соответственно этому, тренировочные периоды именуют подготовительным, соревновательным, переходным. В подготовительном периоде выделяют этапы общей и специальной подготовки (или первый и второй этапы), а в соревновательном - этап подводящих и итоговых соревнований.
Первый этап (подготовительный) отводится для решения следующих основных задач:
1) втягивания студентов в регулярные занятия физическими упражнениями (врабатывание);
2) совершенствования физического развития и подготовленности (в частности, общей и силовой выносливости, силы, гибкости, быстроты);
3) совершенствования элементов техники плавания и тактического мышления.
Решение этих задач достигается главным образом за счет использования средств общей физической подготовки.
В подготовительном периоде тренировка пловцов строится на основе упражнений, создающих физические, психические и технические предпосылки для последующей специальной тренировки. Они по характеру и структуре могут значительно отличаться от соревновательных. Это предполагает широкое использование разнообразных вспомогательных и специально -подготовительных упражнений, в значительной мере приближенных к общеподготовительным. На последующих стадиях подготовительного периода постепенно увеличивается доля упражнений, приближенных к соревновательным по форме, структуре и характеру воздействия на организм пловца.
Основные задачи общего подготовительного этапа - повышение уровня общей физической подготовленности спортсмена, увеличение возможностей основных функциональных систем его организма, развитие необходимых спортивно-технических и психических качеств. На этом этапе, прежде всего, закладывается фундамент для последующей работы над непосредственным повышением спортивного результата. Как правило, на этом этапе довольно много времени уделяется работе на суше [2].
Структура тренировочных занятий - это различные факторы, в числе которых закономерные колебания функциональной активности организма студента-пловца в процессе мышечной деятельности, величина нагрузки тренировочного занятия, особенности подбора и сочетания тренировочных упражнений, режим дня и отдыха.
Подготовительная часть тренировок включает в себя организацию и предварительную подготовку к выполнению поставленных задач в основной части. Выполнение разминки, подбор упражнений по индивидуальным особенностям пловцов.
В основной части решается главная задача. В этой части выполняется повышение специальной физической подготовленности, совершенствование техники и т. д. Упражнения и их количество определяют направленность тренировок и нагрузку.
В заключительной части предусматривается постепенное снижение тренировочной нагрузки. Эта часть обязательна в любых учебно-тренировочных занятиях. С ее помощью решается важная задача - постепенное снижение нагрузки, приведение организма в состояние, близкое к норме. Резкий переход от тренировочной работы к покою, как правило, вызывает чувство неудовлетворенности от занятий, ухудшает самочувствие, может привести к нарушению кровообращения. Если нагрузка снижается постепенно, обеспечивая плавный переход к состоянию покоя, отрицательных явлений не возникает. Лучшее средство для заключительной части - работа в спокойном, равномерном темпе (например, свободное плавание). Полезны упражнения на расслабление с более редким и глубоким дыханием [3-5].
Основная задача построения тренировочного процесса со сборной КамчатГТУ - в минимально короткие сроки достичь высокого спортивного результата для выступления в Спарта-
киаде молодежи Камчатского края. Следовательно, необходимо разработать методику, в которой используются средства и методы, направленные на решение задач физической, технической и специально-волевой подготовки.
Педагогическое экспериментальное исследование проводилось на базе КамчатГТУ в 2012-2014 гг. В исследовании приняли участие 20 пловцов (юноши и девушки). Спортсмены были разделены на две равнозначные по физической подготовленности группы: контрольную и экспериментальную. Контрольная группа занимается три раза в неделю в воде, без применения тренажеров. В экспериментальной группе тренировочные занятия проходили три раза в неделю, из них одно занятие проводится с применением упражнений на тренажерах на суше.
В процессе занятий в экспериментальной группе для спортсменов разной подготовленности использовались как одинаковые, так и разные средства и методы тренировочного процесса, но величина нагрузки всегда планировалась разная. При этом в основной части тренировочного занятия каждый получал задание, соответствующее степени физической подготовленности. Был разработан комплекс упражнений для развития физических качеств пловцов отдельно для спортсменов с высоким, средним и низким уровнем подготовленности. При этом объем и интенсивность при выполнении упражнений также различались.
На суше применялись следующие основные средства:
- общеразвивающие упражнения для шеи, рук, туловища, ног; прыжки; метания; упражнения с отягощениями;
- для воспитания выносливости: ходьба, бег, гребля, лыжи, туристские походы, езда на велосипеде;
- для развития быстроты: баскетбол, волейбол, футбол, бег с ускорениями;
- для развития гибкости: упражнения для повышения подвижности в суставах, движения конечностями и повороты туловища с максимальной амплитудой;
- для развития ловкости - элементы акробатики: кувырки, стойки, перекаты, простые элементы гимнастики на снарядах, баскетбол, волейбол, ручной мяч.
В воде в процессе занятий по общей физической подготовке (ОФП) применяются следующие упражнения: плавание различными способами с помощью движений только рук, только ног и с полной координацией движений, комплексное плавание, плавание с задержкой дыхания, ныряние, прыжки в воду, приемы спасания тонущих, подвижные игры в воде, водное поло.
Специальная физическая подготовка (СФП) направлена на развитие и совершенствование специальных физических качеств пловца и решает следующие задачи:
- развитие силы и специальной выносливости мышц, несущих нагрузку при плавании избранным способом;
- развитие специфических качеств: быстроты, гибкости и ловкости, необходимых для плавания избранным способом и выполнения старта и поворотов. СФП проводится на суше и в воде.
Методика рассчитана на дифференцированный подход к спортсменам.
Тренировочные занятия в сборной КамчатГТУ комплексной направленности и применялись, как правило, для поддержания уровня подготовленности. Занятия, построенные таким образом, позволили разнообразить тренировочный процесс и ускорить подготовку к соревнованиям.
На специально-подготовительном этапе тренировки были направлены на повышение специальной работоспособности, что достигалось широким применением специально-подготовительных упражнений, приближенных к соревновательным и собственно соревновательных.
Содержание тренировки со сборной КамчатГТУ предполагало развитие комплекса качеств (скоростных возможностей, специальной выносливости и др.) на базе предпосылок, созданных на общеподготовительном этапе. Значительное место в общем объеме тренировочной работы отводилось узкоспециализированным средствам, способствующим повышению качества отдельных компонентов специальной работоспособности.
Изменялась направленность работы, выполняемой на суше: силовая подготовка осуществлялась преимущественно с использованием специального тренажерного оборудования, упражнения предполагали вовлечение в работу мышц, несущих основную нагрузку в процессе соревновательной деятельности. Упражнения для развития гибкости были акцентированы на повышении подвижности в плечевых и голеностопных суставах.
Технической подготовке, в течение второго этапа - подготовительного, отводилось большее внимание, так как она сводится в основном к реализации возросших физических качеств и функциональной подготовленности каждого пловца (к увеличению по сравнению с прошлым этапом силы гребковых движений, темпа плавания и др.). Эта задача решалась во время выполнения всей системы скоростных упражнений на дистанциях и отрезках, в плавании - по элемен-
там и в координации. Однако большие тренировочные нагрузки этого этапа не позволяли установить полное соответствие между возросшими физическими и двигательными возможностями пловцов. В последующей тренерско-педагогической работе будет делаться упор на разработку методики технической подготовки в соревновательном периоде.
Основной задачей соревновательного периода являлось дальнейшее повышение уровня специальной подготовленности и возможно более полная ее реализация в соревнованиях, что достигалось широким применением соревновательных и близких к ним специально-подготовительных упражнений.
По окончании эксперимента, на основании данных табл. 1-4, следует сделать соответствующие выводы: в экспериментальной группе, занимающейся по методике с использованием тренажерных устройств, показатели физической подготовленности значительно выше показателей контрольной группы
Таблица 1
Показатели физической подготовленности спортсменов на начало исследования
Тесты Экспериментальная группа Хэ Контрольная группа Хк Стандартное отклонение 5э Стандартное отклонение 5к Стандартная ошибка Среднеарифметическое значение щэ Стандартная ошибка Среднеарифметическое значение щк Критерий Стьюдента Г Показатель достоверности Р
Бег 100 м (с) 14,5 14,9 1,2 0,9 0,4 0,3 2,1 р > 0,05
Челночный бег 10 х 10 м (с) 31,7 29,8 2,5 2,3 0,8 0,7 3,9 р > 0,05
Прыжок в длину с места (см) 195,3 190,6 38,1 34,9 13,4 12,5 0,12 р > 0,05
Наклон вперед (см) 13,1 10,9 1,5 1,2 0,5 0,4 5,8 р > 0,05
1000 м (мин.) 4,78 3,98 0,91 0,53 0,21 0,22 0,07 р < 0,05
Таблица 2 Показатели технической подготовленности спортсменов на начало исследования
Тесты Экспериментальная группа Хэ Контрольная группа Хк Стандартное отклонение 5э Стандартное отклонение 5к Стандартная ошибка Среднеарифметическое значение щэ Стандартная ошибка Среднеарифметическое значение щк Критерий Стьюдента Г Показатель достоверности Р
Кроль на груди (50 м) 36,72 35,66 8,54 7,96 2,99 2,63 0,42 р > 0,05
Таблица 3
Показатели физической подготовленности спортсменов по окончании исследования
Тесты 1 на щ В ми уп ипре руг Я Контрольная группа Хк Стандартное отклонение 5э Стандартное отклонение 5к Стандартная ошибка Среднеарифметическое значение щэ Стандартная ошибка Среднеарифметическое значение щк Критерий Стьюдента Г Показатель достоверности Р
Бег 100 м (с) 13,5 13,9 0,9 0,7 0,3 0,2 2 > 0,05
Челночный бег 10 х 10 м (с) 29 26,3 2,3 2,3 0,7 0,7 3,8 > 0,05
Прыжок в длину с места (см) 223,5 200,8 11,3 13,4 12,1 13,4 0,07 > 0,05
Наклон вперед (см) 11,9 9,2 1,4 1,1 0,4 0,3 5,4 > 0,05
1000м (мин.) 3,85 3,87 0,43 0,45 0,14 0,15 0,03 < 0,05
Таблица 4
Показатели технической подготовленности спортсменов по окончании исследования
Тесты Экспериментальная группа Хэ Контрольная группа Хк Стандартное отклонение 5э Стандартное отклонение 5к Стандартная ошибка Среднеарифметическое значение щэ Стандартная ошибка Среднеарифметическое значение щк Критерий Стьюдента t Показатель достоверности Р
Кроль на груди (50 м) 30,91 34,24 8,07 7,64 2,69 2,54 0,29 > 0,05
Статистический анализ показателей физической подготовленности пловцов после эксперимента свидетельствует о более высоких темпах прироста уровня развития физических качеств пловцов из экспериментальной группы. В беге на 100 м, в челночном беге 10 х 10 м, в упражнении на гибкость и в беге на 1000 м пловцы из экспериментальной группы показали достоверно более высокие результаты в сравнении со своими сверстниками из контрольной группы.
В упражнении на гибкость, в беге на 1000 м девушки из экспериментальной группы после эксперимента стали более подготовленными в сравнении с девушками из контрольной группы.
Близкие к достоверным более высокие результаты физической подготовленности после эксперимента показали девушки и юноши из экспериментальной группы в прыжках в длину с места, девушки из экспериментальной группы в беге на 1000 м, челночном беге 10 х 10 м.
Таким образом, дифференцированное применение технических средств и методов в учебно-тренировочном процессе способствовало более эффективному формированию физической подготовленности пловцов из экспериментальной группы.
Анализ показателей техники плавания кролем на груди и кролем на спине после эксперимента свидетельствует о том, что юноши и девушки из экспериментальной группы показали достоверно более высокий уровень технической подготовленности в сравнении с контрольной группой при статистически значимых различиях.
Дифференцированный подход в процессе технической подготовки пловцов позволил подбирать упражнения, доступные для исполнения, в зависимости от двигательных способностей.
Таким образом, применение дифференцированного подхода в процессе совершенствования техники способствовало формированию более качественного уровня навыков у пловцов из экспериментальной группы. Это объясняется тем, что они выполняли с помощью технических средств упражнения, доступные для исполнения и в то же время с заданной степенью сложности.
Литература
1. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. - Киев.: Олимпийская литература, 1999. - 320 с
2. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - Киев.: Олимпийская литература, 1999. -172 с.
3. Меньшуткина Т.Г., Литвинов А.А., Орехова А.В. Техника спортивных способов плавания, старта и поворота: учеб.-метод. пособие. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2004. -29 с.
4. Викулов А.Д. Плавание: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Владос-Пресс, 2004. - 367 с.
5. Козлов А.В. Основы техники плавания: учеб. пособие. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1997. - 37 с.
УДК 93(470)"1950/2014":94(571.66).084.3
Н.В. Толкачева
Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 е-mail: kamchatgtu@kamchatgtu. ru
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ - НАЧАЛА XXI ВВ.
ОБ ИСТОРИИ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ НА КАМЧАТКЕ
Статья посвящена анализу отечественной историографии второй половины ХХ - начала XXI вв. по истории гражданской войны на Камчатке.
Ключевые слова: историография, история гражданской войны, Дальний Восток, Камчатка, Северо-Восток России.
N.V. Tolkacheva (Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003) Russian historiography from the second part of the XXth century up to nowadays of the history of the civil war in Kamchatka
This article is devoted to the analysis of Russian historiography from the second part of the XXth century up to nowadays of the history of the civil war in Kamchatka.
Key words: historiography, the history of the civil war, the Far East, Kamchatka, the North East of Russia.
DOI: 10.17217/2079-0333-2015-31-109-116
Величайшая трагедия России - гражданская война, в ходе которой различные политические силы развернули борьбу за реализацию собственной модели государственного устройства страны. На Камчатке она имела те же этапы, что и на всем Дальнем Востоке. Здесь трижды устанавливалась Советская власть. Окончательно - 10 ноября 1922 г. Главные события происходили в основном в Петропавловске и его окрестностях. Власть «белых» менялась также неоднократно -Временное правительство, Сибирское правительство, диктатура Верховного правителя А.В. Колчака, затем власть была у братьев С.Д. и Н.Д. Меркуловых, у М.К. Дитерихса. Гражданская война на Северо-Востоке России закончилась сражением, в котором участвовала экспедиция под руководством М.П. Вольского, 13 апреля 1923 г. в Наяхане.
В советской историографии проблематика гражданской войны занимала одно из ведущих мест. В изучении истории гражданской войны советскими историками можно выделить несколько этапов:
Первый - с 1917 г. до конца 20-х гг. ХХ в. - время относительно свободного становления советской историографии, определение круга проблем для дальнейшего изучения, первые попытки дать ответы на сложные и острые вопросы.
Второй - 30-е - середина 50-х гг., тогда научные поиски были поставлены в жесткие рамки «сталинского» прочтения истории, для которой характерен схематизм, обезличивание исторического процесса, отсутствие должного анализа идейно-политических платформ противников большевиков, существенное ограничение источниковой базы и исследовательского инструментария.
Третий - с середины 50-х гг. (после XX съезда КПСС) - до середины 80-х гг. ХХ в. - обращение к ленинским произведениям. Ученые считали, что ленинские оценки истории первых лет Советской власти и гражданской войны - наиболее объективный критерий научных исследований. В это время происходит значительное расширение документальной основы исследований и проблематики. В свет вышли обобщающие труды по истории гражданской войны.
Четвертый период, который начался со второй половины 1980-х гг., в отечественной историографии проблем истории гражданской войны отмечается ослаблением марксистко-ленинской методологии. Историки стали применять в исследованиях концепцию борьбы альтернатив обще-