УДК 336.77
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ
ИВАНОВ М.А.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры налогов, налогообложения и финансового менеджмента ФГБОУ ВО Курская ГСХА.
Реферат. В настоящее время возникает необходимость использования новых инструментов финансирования агропромышленного производства, поскольку существующие механизмы кредитования и субсидирования процентных ставок представляются недостаточно эффективными. Сельское хозяйство характеризуется низкой рентабельностью, не позволяющей производителям эффективно использовать заемные средства, поскольку их стоимость в течение последнего времени растет опережающими темпами, что обусловлено политикой Центрального Банка Российской Федерации в целях таргетирования инфляции. В результате использования банковских кредитов финансовое состояние сельскохозяйственных предприятий ухудшается, следствием чего является необходимость разработки новых финансовых инструментов для облегчения доступа производителей сельскохозяйственной продукции к финансированию. Процентные ставки по кредитам для юридических лиц демонстрируют снижение по сравнению с предыдущими периодами, что является благоприятной тенденцией, однако сложность получения кредита сельскохозяйственным товаропроизводителем остается по -прежнему высокой. В то же время интенсификация производства требует наличия ряда ресурсов, в том числе финансовых. В этой связи нами предлагается использование механизмов проектного финансирования, представляющего собой относительно новый механизм финансирования реализации инвестиционных проектов в российской экономике. Указанный механизм имеет ряд преимуществ для заинтересованных сторон. Также мы рекомендуем усовершенствовать методику оценки проектов с целью осуществления наиболее эффективной финансовой поддержки агропромышленного производства. Методика основана на существующей нормативно-правовой базе и позволяет провести экспресс-оценку целесообразности принятия инвестиционного решения. Реализация указанных предложений позволит усовершенствовать механизмы поддержки производителей аграрной продукции и будет способствовать повышению эффективности агропромышленного производства в целях замещения импорта аграрной продукции.
Ключевые слова: импортозамещение, государственная поддержка, кредиты, проектное финансирование.
METHODOLOGY'S IMPROVEMENT OF INVESTMENT PROJECT'S ESTIMATION IN THE AGRARIAN SECTOR
IVANOV M.A.,
Candidate of Science (Economics), Associate Professor of the Department of Taxation, Taxation and Financial Management of the FSBU VO Kursk State Agricultural Academy.
Essay. Now it becomes necessary to use new instruments for financing agro-industrial production, as existing mechanisms for lending and subsidizing interest rates seem to be insufficiently effective. Agriculture is characterized by low profitability, which does not allow producers to effectively use borrowed funds, since their value has recently been growing at a faster pace, which is due to the policy of the Central Bank of the Russian Federation for the purpose of targeting inflation. As a result of the use of bank loans, the financial condition of agricultural enterprises is deteriorating, resulting in the need to develop new financial instruments to facilitate the access of agricultural producers to financing. Interest rates on loans for legal entities show a decrease compared to previous periods, which is a favorable trend, but the difficulty of obtaining credit from the agricultural producer remains very high. At the same time, the intensification of production requires a number of resources, including financial resources. In this regard, we propose the use of project financing mechanisms, which is a relatively new mechanism for financing the implementation of investment projects in the Russian economy. This mechanism has a number of advantages for stakeholders. We also recommend improving the methodology for evaluating projects in order to implement the most effective financial support for agro-industrial production. The methodology is based on the existing regulatory framework and allows an express assessment of the appropriateness of making an investment decision. The implementation of these proposals will improve the mechanisms of support for producers of agricultural products and will increase the efficiency of agro-industrial production in order to replace imports of agricultural products.
Keywords: import substitution, state support, loans, project financing.
Введение. В связи с введением контрсанкций можно сделать вывод о необходимости увеличения объемов агропромышленного производства, в связи с чем отмечается рост потребностей отрасли в финансовых, земельных и трудовых ресурсах. В силу специфики российской денежно-кредитной политики считаем вопрос обеспечения сельского хозяйства финансовыми ресурсами наиболее актуальным в связи со спецификой сельскохозяйственного производства и объективными сложностями в исполь-
зовании собственного капитала товаропроизводителей для инвестиционной деятельности.
Монетарная политика Банка России в последние годы сводилась к таргетированию инфляции, в связи с чем из экономики изымалась значительная часть доходов от экспорта углеводородов, отмечалось снижение рефинансирования банков, а нормативы обязательного резервирования увеличились. Следствием указанной политики стали объективные сложности в инновационном
развитии экономики в целом и агропромышленного производства в частности.
Методика исследования. Эффективная денежно-кредитная политика способствует достижению макроэкономического равновесия, в связи с чем в соответствии с нашим мнением основная задача монетарной политики Российской Федерации должна заключаться в поиске способов увеличения объемов инвестиций в научно-техническое и социально-экономическое развитие при сохранении инфляции на текущем уровне. В этой связи считаем целесообразным следующие действия:
- существенное снижение ставки рефинансирования;
- увеличение инвестиционных расходов бюджета;
- освобождение подлежащих страхованию вкладов граждан от обязательного резервирования в целях исключения двойного обременения;
- снижение издержек банков путем выплаты процентов по средствам коммерческих банков в фонде обязательного резервирования и на корреспондентских счетах в Центральном Банке России.
Принятие указанных мер, на наш взгляд, будет способствовать расширению возможностей банковского кредитования и бюджетных инвестиций, что приведет к дополнительному увеличению объема производства ВВП, активизации реального сектора экономики и более быстрому возврату средств в бюджет в виде налогов [2].
В этой связи проектное финансирование можно определить как «метод привлечения долгосрочного заемного финансирования для крупных проектов посредством «финансового инжиниринга» [4], основанный на займе под денежный поток, генерируемый самим проектом; он зависит от детальной оценки создания проекта, операционных рисков и рисков дохода и их распределения между инвесторами, заимодавцами и другими участниками на основании контрактов и других договорных соглашений» [5]. Преимущественно указанный способ применяется при реализации крупных проектов, имеющих большое социально-экономическое значение: энергогенерирующих мощностей, инфраструктурных проектов, добывающих производств.
В узком смысле проектное финансирование можно представить как размещение привлеченных денежных средств с целью реализации конкретного проекта, при этом источником возврата средств служит исключительно генерируемый указанным проектом денежный поток.
Основные результаты. В качестве правовой основы данного вида финансирования выступает заключаемый в виде кредитной линии кредитный договор. В рамках данной формы взаимодействия банк имеет возможность учета целевого использования заемщиком средств, финансового состояния заемщика, а также мониторить процесс реализации проекта. Следует отметить, что банки в соот-ветствиис указанными договорами имеют значительные возможности по изменению процентных ставок, а также получают право досрочно требовать погашения кредита и процентов по нему в определенных случаях.
Банк вправе предусмотреть в кредитном договоре право увеличить размер процентной ставки в случае про-
Эффективность любого вида экономической политики определяется отношением ее результатов (эффекта) к затратам на ее проведение. Максимизация эффекта может быть достигнута исключительно при совмещении инструментов монетарной и фискальной политики. Если же сравнивать эффективность фискальной политики и монетарной, то, с нашей точки зрения, в условиях спада производства эффект от применения инструментов бюджетно-налоговой политики будет выше, чем от применения денежно-кредитной, особенно если удастся снизить чувствительность инвестиций к изменению процентной ставки. При этом следует активно использовать финансовые рычаги в силу их высокой мобильности.
В связи с вышеизложенным предлагаем оценить целесообразность применения в качестве механизма повышения инвестиционной активности проектное финансирование, которое является перспективным для российской банковской системы, однако в настоящее время применяется редко. Сам термин «финансирование» можно определить как «обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами всего хозяйства страны, регионов, предприятий, предпринимателей, граждан, а также различных экономических программ и видов экономической деятельности» [3].
срочки возврата заемщиком текущего кредита либо отсутствия в обусловленный срок документального подтверждения факта регистрации в соответствующих органах Федеральной регистрационной службы России государственной регистрации ипотеки (залога недвижимости) объекта незавершенного строительства, залогодержателем по которому выступает банк [6].
Банки могут объединять усилия при необходимости финансирования крупных проектов для выдачи заемщику синдицированного кредита, что связано с требованиями резервной политики Центрального Банка Российской Федерации, а также необходимостью минимизации валютных, кредитных, правовых и процентных рисков.
Положение Банка России № 254-П устанавливает для кредитной организации обязанность проводить классификацию выданных ссуд в одну из пяти категорий качества (с учетом степени обеспеченности выданного кредита) и формировать резервы по портфелям однородных ссуд в пределах суммы основного долга (в которую не включаются: обусловленные законом, обычаями делового оборота или договором о предоставлении ссуды платежи в виде процентов за пользование ссудой, комиссионные, неустойки, а также иные платежи в пользу кредитной организации, вытекающие из договора о предоставлении ссуды) [7].
Указанные требования характеризуются достаточной жесткостью. Для отнесения ссуды к второй-пятой категориям качества банк обязан получить определенное обеспечение, в качестве которого может выступать залог, банковская гарантия, поручительство, гарантийный депозит (вклада) соответствующей категории качества обеспечения, установленных вышеуказанным Положением № 254-
Таблица 1 - Уровень финансового левериджа для принятия решения о проектном финансировании
Наименование показателя Значение показателя
Плечо рычага 1 2 3 4 5
Дифференциал рычага 1 1 1 1 1
Уровень эффекта финансового левериджа 0,94 1,88 2,82 3,76 4,7
П. К обеспечению I категории качества могут быть отнесены: залог котируемых ценных бумаг государств, имеющих инвестиционный рейтинг не ниже «ВВВ» по классификации рейтингового агентства S&P (Standard & Poor's) или рейтинг не ниже аналогичного по классификациям «Fitch Ratings», «Moody's», а также ценные бумаги центральных банков этих государств либо облигации Банка России, ценные бумаги, эмитированные Министерством финансов РФ и т.д.
Преимущественно банки оформляют обеспечение, относящееся ко II категории качества: ликвидный залог объектов, перечисленных в Положении № 254-П, гарантии (банковские гарантии), поручительства и т.д. Чем выше сумма кредита, тем более значимое обеспечение необходимо предоставить для отнесения ссуды не менее чем к третьей категорию качества, по которой банки обязаны формировать резерв в размере от 21 до 50 % исходя из суммы основного долга. По более низким категориям качества (4-й и 5-й) банк обязан формировать резервы до 100 % от суммы основного долга.
Преимуществами проектного финансирования для клиента являются:
- возможность расширения действующего бизнеса;
- возможность привлечения денежных средств;
- оптимизация денежных потоков;
- привлечение финансов в долгосрочном периоде;
- оптимизация использования собственного капитала;
- увеличение пригодного для залога имущества;
- комплексное банковское обслуживание.
Проектное финансирование характеризуется исключительно целевым назначением - реализацией крупного проекта с высокой стоимостью, который не может быть реализован за счет капиталов участников проекта. Указанные средства могут использоваться по следующим направлениям:
- приобретение недвижимости;
- приобретение земельных участков под инвестиционный проект;
- выполнение строительных работ (реконструкция, реставрация);
- приобретение основных средств;
- создание новых производственных мощностей и
др.
Наиболее востребованным данный вид кредитования является для следующих отраслей промышленности: металлургии, машиностроении, электроэнергетики, пищевой, деревообрабатывающей и нефтяной промышленности.
В качестве основных критериев для принятия инвестиционного решения об использовании государственного финансирования при реализации региональных инвестиционных проектов являются показатели экономической эффективности проекта (часть суммарного за все годы реализации регионального инвестиционного проекта произведенного объема валового регионального продукта в
субъекте Российской Федерации, который может быть обеспечен в результате реализации указанного инвестиционного проекта) и показатели финансовой эффективности проекта (чистая приведенная стоимость и внутренняя норма доходности проектов) [8].
Считаем необходимым построение универсальной модели, позволяющей осуществлять первичную оценку целесообразности реализации инвестиционного проекта при помощи механизма проектного финансирования на основе показателей финансового левериджа. В основе модели лежат следующие допущения:
1. Налоговый корректор принят равным 0,94, что связано со спецификой налогообложения сельскохозяйственных предприятий и применением для них ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций. Указанное допущение позволит обеспечить некоторый резерв показателей дифференциала финансового рычага.
2. Уровень средней процентной ставки за пользование кредитом принят за 17 % с учетом возможных колебаний финансового рынка в условиях санкций. Средняя расчетная ставка по кредитам для бизнеса в 2016 году составила 12,99 % годовых [9].
3. Минимальный уровень рентабельности активов принят равным 13 %, поскольку при меньших значениях показателя значение эффекта финансового левериджа будет отрицательным, следовательно, проект не может быть принят к реализации.
4. Максимальное значение плеча рычага не может превышать 5, поскольку в данном случае заемщик не сможет предоставить эффективное обеспечение возврата заемных средств.
5. Платежи в силу специфики сельскохозяйственного производства осуществляются один раз в год.
6. Период окупаемости проекта округляется в большую сторону до целого числа.
Без учета дисконтирования денежного дохода максимальный срок окупаемости проекта, при котором проект может быть рекомендован к принятию, при заданном уровне рентабельности составляет 8 лет. Дисконтированная стоимость потока платежей по проекту составит -IC+CF/2,351.
Вывод. Несмотря на то, что проектное финансирование в настоящее время может являться весьма востребованным инструментом кредитования, его практическое применение не слишком развито в силу неполноты и кол-лизионности законодательства. В частности, не отрегулированы правовые основы проектного финансирования в различных секторах рынка: предоставление концессий и гарантий, страхование, консорциальное право, фондовый рынок, трастовые, лизинговые операции и др. В то же время данный механизм потенциально позволяет путем создания новых сельскохозяйственных товаропроизводителей как обеспечить реализацию программ импор-тозамещения, так и способствовать созданию новых рабочих мест в аграрном секторе.
Список использованных источников
1. Айвазов А. Бюджетное правило - ручной тормоз экономики России. Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/1654009.html.
2. Маслова В.В. Воспроизводство и финансовые отношения в аграрном секторе экономики (теория, методология, практика): автореф. дисс. ... на соиск. уч. степ. докт. экон. наук. - М., 2009. Режим доступа: http://dibase.ru/article/12052009_maslovavv/1.
3. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - М.: Инфра-М, 2006.
4. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Традиционно финансовый инжиниринг определяется как: 1) разработка новых финансовых инструментов и операционных схем, пригодных при осуществлении финансово-кредитных операций; 2) создание новых финансовых продуктов путем разделения и объединения действующих финансовых инструментов // Указ. соч.
5. Йескомб Э.Р. Принципы проектного финансирования / Под общей ред. Д.А. Рябых. - М.; СПб.: ВЕРШИНА, 2008. - С. 11.
6. Алексеева Д.Г. Торговое и проектное финансирование // Законы России. - 2008. - № 10.
7. Положение ЦБР от 26 марта 2004 года № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» // Система «Гарант».
8. Приказ Министерства регионального развития РФ от 31 июля 2008 г. № 117 «Об утверждении Методики расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов» // Система «Гарант».
9. Статистическая информация Центрального Банка Российской Федерации [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=int_rat.
List of sources used
1. Aivazov А. The budgetary rule is a hand brake on the Russian economy. Access mode: http://www.regnum.ru/news/1654009.html.
2. Maslova V.V. Reproduction and financial relations in the agrarian sector of the economy (theory, methodology, practice). The dissertation author's abstract on competition of a scientific degree of the Doctor of Economics-M., 2009. Access mode: http://dibase.ru/article/12052009_maslovavv/1.
3. Raizberg BA, Lozovsky L.Sh., Starodubtseva E.B. Modern economic dictionary. M .: Infra-M, 2006.
4. R aisberg BA, Lozovsky L.Sh., Starodubtseva E.B. Traditionally, financial engineering is defined as: 1) the development of new financial instruments and operational schemes suitable for the implementation of financial and credit operations; 2) creation of new financial products by dividing and combining existing financial instruments // Decree. Op.
5. Jescomb E.R. Principles of project financing / Under the general ed. YES. Rowabouts. M .; Спб .: ВЕРШИНА, 2008. - C. eleven.
6. Alekseeva D.G. Trade and project financing // Laws of Russia.-2008.-No. 10.
7. Regulation of the Central Bank of Russia No. 254-P of March 26, 2004 "On the Procedure for the Formation by Credit Organizations of Reserves for Possible Losses on Loans, Loan and Equivalent Debt" // Garant system.
8. Order of the Ministry of Regional Development of the Russian Federation of July 31, 2008, No. 117 "On Approving the Methodology for Calculating Indicators and Applying Criteria for the Effectiveness of Regional Investment Projects" // Garant system.
9. Statistical information of the Central Bank of the Russian Federation [Electronic resource] // Access mode: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=int_rat.