ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2007. № 2. С. 111-114.
УДК 372.851:378 М.Е. Исин
Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ
The article shows the improvement of methodical teaching system of economic mathematic modeling to future economists.
В экономических вузах стран СНГ дисциплина «Экономико-математические методы и модели» изучалась и до 90-х гг. прошлого века, но она в настоящее время в условиях рыночной экономики с введением новых экономических специальностей, новых дисциплин приобрела важное значение в подготовке специалистов экономического профиля. На современном этапе развития общества экономико-математические методы стали уже непреходящей научной ценностью. В перспективе вступление стран СНГ в ВТО предполагает широкое внедрение передовой технологии на предприятиях и вместе с тем использование математических подходов, методов и моделей в задачах управления предприятиями. Экономико-математические методы и модели необходимы в преподавании общепрофессиональных и специальных дисциплин студентам экономических вузов. Они используются и как инструмент в экономических исследованиях.
Экономико-математические методы и модели - это математическая дисциплина, имеющая свою методическую систему, которая представляет собой определенную совокупность элементов или компонентов (цели, содержание, методы, средства и организационные формы), образующих единое целое в своем взаимодействии. В данной статье мы рассмотрим, каким образом осуществляется совершенствование методической системы обучения дисциплине «Экономико-математические методы и модели».
Цели обучения экономико-математическому моделированию определяются в зависимости от модели специалиста, так как тот или иной тип модели специалиста ориентирует вузы на определенный характер учебно-воспитательного процесса. В работе [1, с. 59] справедливо отмечено, что «в процессе становления качественно новой системы профессионального образования особое значение приобретает проблема целей обучения. Сейчас эти цели представляются в качестве моделей личности будущего специалиста, профессиограмм, квалификационных характеристик, и совершенствование идет по пути расширения обмена и детализации профессиональных знаний и умений».
© М.Е. Исин, 2007
112
М.Е. Исин
Дисциплина «Экономико-математические методы и модели» наряду с математикой для экономистов участвует в достижении общеобразовательных, развивающих и воспитательных целей.
Общеобразовательные цели: овладение обучающимися системой знаний, умений и навыков, дающих представление о курсе экономико-математического моделирования, ее языке и символике, моделировании, специальных приемах, об алгоритме, периодах развития экономико-математического моделирования; формирование умений строить модели реальных экономических явлений, исследовать явления по заданным моделям, конструировать приложения моделей; приобщение к опыту творческой деятельности; ознакомление с ролью экономико-математического моделирования в современной экономике.
Воспитательные цели: воспитание активности, самостоятельности, ответственности, трудолюбия, нравственности, честности, сообразительности, находчивости, решительности, уверенности, культуры общения, эстетической культуры, эмоциональной устойчивости, а также обязательности, усидчивости, исполнительности, рациональности.
Развивающие цели: формирование мировоззрения обучаемых, логической и эвристической составляющих мышления, алгоритмического мышления, внимания, памяти.
По классификационной схеме из работы [2] всю совокупность экономико-математических методов можно разделить на пять классов:
1) экономические приложения математической статистики;
2) математическая экономия и эконометрия;
3) методы принятия оптимальных решений;
4) экономическая кибернетика;
5) экспериментальные методы в экономике.
Вполне очевидно, что всю совокупность экономико-математических методов невозможно включить в содержание обучения экономико-математическому моделированию в основном из-за ограниченности во времени, которое отводится на обучение этой дисциплине, и из-за степени важности и полезности экономико-математических
методов. Содержание обучения экономико-математическому моделированию строится с учетом следующих факторов, которые доминируют на современном этапе развития общества:
- соответствие логике математической дисциплины (экономико-математическое моделирование - математическая дисциплина);
- соответствие принципам обучения: принцип развивающего и воспитывающего обучения, принцип фундаментальности образования и его профессиональной направленности, принцип социокультурного соответствия, принцип научности и связи теории с практикой, принцип систематичности и системности, принцип сознательности и активности учащихся в обучении, принцип наглядности, принцип доступности, принцип прочности, принцип положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата обучения, принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения;
- построение курса экономико-математического моделирования как продолжение курса математики для экономистов;
- учет психологических возможностей обучающихся;
- обеспечение обучающимся необходимого уровня знаний, умений и навыков для их полноценного общекультурного развития.
В подтверждение того, что сформулировано выше, приведем высказывание известного математика-педагога, члена-корреспондента РАН Л.Д. Кудрявцева, относящееся к обучению математике, но которое так близко по смыслу обучению экономико-математическому моделированию: «Надо всегда помнить, что когда мы учим математике студентов, которые в силу своей природной склонности избрали своей будущей специальностью не математику, то следует особенно тщательно отбирать лишь тот материал, который полезен для них, который им доступен и который может быть ими усвоен за тот промежуток времени, который на это отводится, наконец, тот, на котором можно воспитать у них нужную им математическую культуру, о коей говорилось при обсуждении целей преподавания математики» [3, с.127].
Совершенствование методической системы обучения..
113
Совершенствование содержания обучения экономико-математическому моделированию следует осуществлять на основе вышеперечисленных факторов, учитывая введение в настоящее время новых экономических специальностей, новых дисциплин, а также тот случай, что экономико-математические методы являются инструментом в экономических исследованиях. Например, в статье [4] указывается, что «при изучении цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин следует применять графовые, сетевые, имитационные, корреляционно-регрессионные, игровые модели, модели линейного и целочисленного программирования, а также модели систем массового обслуживания». В этой статье говорится также о целесообразности применения экономико-математических методов и моделей и при изучении цикла общепрофессиональных дисциплин. Например, при изложении учебного материала по аудиту, менеджменту, маркетингу можно применить графовые, сетевые, имитационные, корреляционно-регрессионные, игровые модели, модели линейного, нелинейного и целочисленного программирования, систем массового обслуживания, многокритериальной оптимизации, производственные функции и др.
Методы исследования операций, экономико-статистические методы используются также в учебном материале специальных дисциплин и дисциплин специализации. К примеру, для изложения учебного материала по экономическому анализу деятельности предприятий АПК целесообразно применять линейное, блочное, нелинейное, целочисленное, динамическое программирование, управление запасами, теорию игр, теорию расписания, теорию массового обслуживания, сетевые методы планирования и управления, системный анализ, имитационное моделирование. Экономико-математические методы необходимо преподавать в экономическом вузе еще и потому, что студентов надо приобщать к научной работе, а для решения многих задач прикладной экономики исследователями активно используются линейное программирование, игровые, графовые, сетевые модели, имитационное моделирование и планирование эксперимента [5].
Хотя и относятся к экономико-математическим моделям функции по-
лезности, кривые безразличия, функции спроса, коэффициенты эластичности, функции выпуска продукции и другие, но целесообразнее включить их в курс математики в качестве экономических приложений.
Исходя из всего сказанного следует, что для совершенствования содержания обучения экономико-математическому моделированию на основе Государственных образовательных стандартов необходимо ввести в учебный материал линейное, нелинейное, целочисленное, динамическое программирование, рекуррентные соотношения Белл-мана, игровые, имитационные модели, модели систем массового обслуживания, управление запасами, теорию расписания, системный анализ, математическую теорию оптимального управления, графовые, сетевые модели, планирование эксперимента.
Важную роль при обучении студентов экономико-математическому моделированию играют методы обучения. В настоящее время актуальной является проблема подготовки специалистов, умеющих принимать сложные решения на основе компьютерного анализа. Н.Б. Кобелев отмечает: «Одной из причин невысокого уровня подготовки специалистов по экономико-математическим методам является методика обучения самих педагогов, преподающих эти дисциплины. Опыт преподавания говорит о том, что если педагог имеет математическое образование, то он, как правило, склонен при общении с аудиторией делать акцент на разнообразии существующих математических методов, демонстрировать их на небольших абстрактных примерах и основное внимание уделять теории и технике расчетов при использовании тех или иных методов» [6, с. 3-4]. На наш взгляд, в этих рассуждениях есть свои плюсы и минусы. Рассматривая содержание обучения экономико-математическому моделированию, мы убедились в том, что имеется много необходимых для изучения экономико-математических методов, поэтому стоит «делать акцент на разнообразии существующих математических методов», а принцип фундаментальности образования требует уделять внимание «теории и технике расчетов при использовании тех или иных методов». Компьютеры как средство обучения еще слабо используются в преподавании экономико-математическо-
114
М.Е. Исин
го моделирования, поэтому «за рамками изучения оказывается весьма сложный процесс постановки задачи, который может быть реально освоен только при рассмотрении множества различных задач, их преобразовании в конкретные модели и оценке полученных результатов моделирования».
Вообще говоря, при обучении будущих экономистов экономико-математическому моделированию надо выдержать рациональный баланс между фундаментальностью дисциплины «Экономико-математические методы и модели» и ее полезностью для экономических приложений, так как возможны две крайности: преподавание студентам чисто математического курса и преподавание аналога справочника «рецептов» по решению некоторых классов теоретических и прикладных задач экономики. К средствам обучения относится также учебно-методическая литература по экономико-математическому моделированию, но ее не достаточно для учебного процесса, особенно мало задачников с задачами из современной экономики. Появление книг по применению компьютеров к решению задач из современной экономики поможет преподавателям вузов, не отказываясь от принципов фундаментальности образования, качественно изменить подходы и методы изложения материала, сделать его более интересным, наглядным и доступным. Материалы этих книг могут послужить творческим импульсом для разработки лабораторных занятий по экономико-математическому моделированию.
В настоящее время актуально также совершенствование методической системы обучения экономико-математическому моделированию на основе технологии обучения. Хотя «технология обучения» -это распространенное в педагогике понятие, но нам пока неизвестна реализация методической системы обучения дисциплине «Экономико-математические методы и модели» в условиях функционирования какой-либо технологии обучения. Поскольку технология обучения способствует повышению качества обучения студентов, то в перспективе произойдет перевод используемых сегодня методик на технологии обучения. В будущем неизбежно появление разнообразных технологий обучения студентов экономических вузов
экономико-математическому моделированию.
Наряду с лекциями, практическими занятиями и самостоятельной работой студентов в обучении будущих экономистов экономико-математическому моделированию применяются и лабораторные занятия с помощью компьютеров. Обращаем внимание на совершенствование методической системы за счет использования информационных технологий. Современный подход к лекции, семинарскому занятию и к организации самостоятельной работы студентов подробно отражен в работе В.И. Загвязинского [7, с. 144-168].
Таким образом, в данной статье мы прокомментировали, как в условиях социально-экономических изменений общества совершенствуется методическая система обучения будущих экономистов экономико-математическому моделированию, и привели соответствующие предложения.
[1] Хуснутдинов Р.Ш. Личностно ориентированное
прикладное математическое образование специалистов экономического профиля (в системе «ссуз-вуз»). Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2003. 221 с.
[2] Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь. М.: Наука, 1987.
[3] Кудрявцев Л.Д. Современная математика и ее
преподавание. М.: Наука, 1985. 176 с.
[4] Погонышева Д. Экономико-математическое моделирование в подготовке будущих специалистов // Вестник высшей школы Alma Mater. 2004. № 8. C. 59-61.
[5] Аскаров Е.С. О научной работе: Руководство для аспирантов, соискателей и магистров. Алматы, 2002. 187 с.
[6] Кобелев Н.Б. Практика применения экономико-
математических методов и моделей. М.: ЗАО «Финстатинформ», 2000. 246 с.
[7] Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная
интерпретация. М.: ИЦ «Академия», 2004. 192 с.