Научная статья на тему 'Совершенствование методической системы обучения будущих экономистов экономико-математическому моделированию'

Совершенствование методической системы обучения будущих экономистов экономико-математическому моделированию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исин М. Е.

The article shows the improvement of methodical teaching system of economic mathematic modeling to future economists

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perfection of methodic system of economical and mathematical modeling teaching of future economists

The article shows the improvement of methodical teaching system of economic mathematic modeling to future economists

Текст научной работы на тему «Совершенствование методической системы обучения будущих экономистов экономико-математическому моделированию»

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2007. № 2. С. 111-114.

УДК 372.851:378 М.Е. Исин

Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ

The article shows the improvement of methodical teaching system of economic mathematic modeling to future economists.

В экономических вузах стран СНГ дисциплина «Экономико-математические методы и модели» изучалась и до 90-х гг. прошлого века, но она в настоящее время в условиях рыночной экономики с введением новых экономических специальностей, новых дисциплин приобрела важное значение в подготовке специалистов экономического профиля. На современном этапе развития общества экономико-математические методы стали уже непреходящей научной ценностью. В перспективе вступление стран СНГ в ВТО предполагает широкое внедрение передовой технологии на предприятиях и вместе с тем использование математических подходов, методов и моделей в задачах управления предприятиями. Экономико-математические методы и модели необходимы в преподавании общепрофессиональных и специальных дисциплин студентам экономических вузов. Они используются и как инструмент в экономических исследованиях.

Экономико-математические методы и модели - это математическая дисциплина, имеющая свою методическую систему, которая представляет собой определенную совокупность элементов или компонентов (цели, содержание, методы, средства и организационные формы), образующих единое целое в своем взаимодействии. В данной статье мы рассмотрим, каким образом осуществляется совершенствование методической системы обучения дисциплине «Экономико-математические методы и модели».

Цели обучения экономико-математическому моделированию определяются в зависимости от модели специалиста, так как тот или иной тип модели специалиста ориентирует вузы на определенный характер учебно-воспитательного процесса. В работе [1, с. 59] справедливо отмечено, что «в процессе становления качественно новой системы профессионального образования особое значение приобретает проблема целей обучения. Сейчас эти цели представляются в качестве моделей личности будущего специалиста, профессиограмм, квалификационных характеристик, и совершенствование идет по пути расширения обмена и детализации профессиональных знаний и умений».

© М.Е. Исин, 2007

112

М.Е. Исин

Дисциплина «Экономико-математические методы и модели» наряду с математикой для экономистов участвует в достижении общеобразовательных, развивающих и воспитательных целей.

Общеобразовательные цели: овладение обучающимися системой знаний, умений и навыков, дающих представление о курсе экономико-математического моделирования, ее языке и символике, моделировании, специальных приемах, об алгоритме, периодах развития экономико-математического моделирования; формирование умений строить модели реальных экономических явлений, исследовать явления по заданным моделям, конструировать приложения моделей; приобщение к опыту творческой деятельности; ознакомление с ролью экономико-математического моделирования в современной экономике.

Воспитательные цели: воспитание активности, самостоятельности, ответственности, трудолюбия, нравственности, честности, сообразительности, находчивости, решительности, уверенности, культуры общения, эстетической культуры, эмоциональной устойчивости, а также обязательности, усидчивости, исполнительности, рациональности.

Развивающие цели: формирование мировоззрения обучаемых, логической и эвристической составляющих мышления, алгоритмического мышления, внимания, памяти.

По классификационной схеме из работы [2] всю совокупность экономико-математических методов можно разделить на пять классов:

1) экономические приложения математической статистики;

2) математическая экономия и эконометрия;

3) методы принятия оптимальных решений;

4) экономическая кибернетика;

5) экспериментальные методы в экономике.

Вполне очевидно, что всю совокупность экономико-математических методов невозможно включить в содержание обучения экономико-математическому моделированию в основном из-за ограниченности во времени, которое отводится на обучение этой дисциплине, и из-за степени важности и полезности экономико-математических

методов. Содержание обучения экономико-математическому моделированию строится с учетом следующих факторов, которые доминируют на современном этапе развития общества:

- соответствие логике математической дисциплины (экономико-математическое моделирование - математическая дисциплина);

- соответствие принципам обучения: принцип развивающего и воспитывающего обучения, принцип фундаментальности образования и его профессиональной направленности, принцип социокультурного соответствия, принцип научности и связи теории с практикой, принцип систематичности и системности, принцип сознательности и активности учащихся в обучении, принцип наглядности, принцип доступности, принцип прочности, принцип положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата обучения, принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения;

- построение курса экономико-математического моделирования как продолжение курса математики для экономистов;

- учет психологических возможностей обучающихся;

- обеспечение обучающимся необходимого уровня знаний, умений и навыков для их полноценного общекультурного развития.

В подтверждение того, что сформулировано выше, приведем высказывание известного математика-педагога, члена-корреспондента РАН Л.Д. Кудрявцева, относящееся к обучению математике, но которое так близко по смыслу обучению экономико-математическому моделированию: «Надо всегда помнить, что когда мы учим математике студентов, которые в силу своей природной склонности избрали своей будущей специальностью не математику, то следует особенно тщательно отбирать лишь тот материал, который полезен для них, который им доступен и который может быть ими усвоен за тот промежуток времени, который на это отводится, наконец, тот, на котором можно воспитать у них нужную им математическую культуру, о коей говорилось при обсуждении целей преподавания математики» [3, с.127].

Совершенствование методической системы обучения..

113

Совершенствование содержания обучения экономико-математическому моделированию следует осуществлять на основе вышеперечисленных факторов, учитывая введение в настоящее время новых экономических специальностей, новых дисциплин, а также тот случай, что экономико-математические методы являются инструментом в экономических исследованиях. Например, в статье [4] указывается, что «при изучении цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин следует применять графовые, сетевые, имитационные, корреляционно-регрессионные, игровые модели, модели линейного и целочисленного программирования, а также модели систем массового обслуживания». В этой статье говорится также о целесообразности применения экономико-математических методов и моделей и при изучении цикла общепрофессиональных дисциплин. Например, при изложении учебного материала по аудиту, менеджменту, маркетингу можно применить графовые, сетевые, имитационные, корреляционно-регрессионные, игровые модели, модели линейного, нелинейного и целочисленного программирования, систем массового обслуживания, многокритериальной оптимизации, производственные функции и др.

Методы исследования операций, экономико-статистические методы используются также в учебном материале специальных дисциплин и дисциплин специализации. К примеру, для изложения учебного материала по экономическому анализу деятельности предприятий АПК целесообразно применять линейное, блочное, нелинейное, целочисленное, динамическое программирование, управление запасами, теорию игр, теорию расписания, теорию массового обслуживания, сетевые методы планирования и управления, системный анализ, имитационное моделирование. Экономико-математические методы необходимо преподавать в экономическом вузе еще и потому, что студентов надо приобщать к научной работе, а для решения многих задач прикладной экономики исследователями активно используются линейное программирование, игровые, графовые, сетевые модели, имитационное моделирование и планирование эксперимента [5].

Хотя и относятся к экономико-математическим моделям функции по-

лезности, кривые безразличия, функции спроса, коэффициенты эластичности, функции выпуска продукции и другие, но целесообразнее включить их в курс математики в качестве экономических приложений.

Исходя из всего сказанного следует, что для совершенствования содержания обучения экономико-математическому моделированию на основе Государственных образовательных стандартов необходимо ввести в учебный материал линейное, нелинейное, целочисленное, динамическое программирование, рекуррентные соотношения Белл-мана, игровые, имитационные модели, модели систем массового обслуживания, управление запасами, теорию расписания, системный анализ, математическую теорию оптимального управления, графовые, сетевые модели, планирование эксперимента.

Важную роль при обучении студентов экономико-математическому моделированию играют методы обучения. В настоящее время актуальной является проблема подготовки специалистов, умеющих принимать сложные решения на основе компьютерного анализа. Н.Б. Кобелев отмечает: «Одной из причин невысокого уровня подготовки специалистов по экономико-математическим методам является методика обучения самих педагогов, преподающих эти дисциплины. Опыт преподавания говорит о том, что если педагог имеет математическое образование, то он, как правило, склонен при общении с аудиторией делать акцент на разнообразии существующих математических методов, демонстрировать их на небольших абстрактных примерах и основное внимание уделять теории и технике расчетов при использовании тех или иных методов» [6, с. 3-4]. На наш взгляд, в этих рассуждениях есть свои плюсы и минусы. Рассматривая содержание обучения экономико-математическому моделированию, мы убедились в том, что имеется много необходимых для изучения экономико-математических методов, поэтому стоит «делать акцент на разнообразии существующих математических методов», а принцип фундаментальности образования требует уделять внимание «теории и технике расчетов при использовании тех или иных методов». Компьютеры как средство обучения еще слабо используются в преподавании экономико-математическо-

114

М.Е. Исин

го моделирования, поэтому «за рамками изучения оказывается весьма сложный процесс постановки задачи, который может быть реально освоен только при рассмотрении множества различных задач, их преобразовании в конкретные модели и оценке полученных результатов моделирования».

Вообще говоря, при обучении будущих экономистов экономико-математическому моделированию надо выдержать рациональный баланс между фундаментальностью дисциплины «Экономико-математические методы и модели» и ее полезностью для экономических приложений, так как возможны две крайности: преподавание студентам чисто математического курса и преподавание аналога справочника «рецептов» по решению некоторых классов теоретических и прикладных задач экономики. К средствам обучения относится также учебно-методическая литература по экономико-математическому моделированию, но ее не достаточно для учебного процесса, особенно мало задачников с задачами из современной экономики. Появление книг по применению компьютеров к решению задач из современной экономики поможет преподавателям вузов, не отказываясь от принципов фундаментальности образования, качественно изменить подходы и методы изложения материала, сделать его более интересным, наглядным и доступным. Материалы этих книг могут послужить творческим импульсом для разработки лабораторных занятий по экономико-математическому моделированию.

В настоящее время актуально также совершенствование методической системы обучения экономико-математическому моделированию на основе технологии обучения. Хотя «технология обучения» -это распространенное в педагогике понятие, но нам пока неизвестна реализация методической системы обучения дисциплине «Экономико-математические методы и модели» в условиях функционирования какой-либо технологии обучения. Поскольку технология обучения способствует повышению качества обучения студентов, то в перспективе произойдет перевод используемых сегодня методик на технологии обучения. В будущем неизбежно появление разнообразных технологий обучения студентов экономических вузов

экономико-математическому моделированию.

Наряду с лекциями, практическими занятиями и самостоятельной работой студентов в обучении будущих экономистов экономико-математическому моделированию применяются и лабораторные занятия с помощью компьютеров. Обращаем внимание на совершенствование методической системы за счет использования информационных технологий. Современный подход к лекции, семинарскому занятию и к организации самостоятельной работы студентов подробно отражен в работе В.И. Загвязинского [7, с. 144-168].

Таким образом, в данной статье мы прокомментировали, как в условиях социально-экономических изменений общества совершенствуется методическая система обучения будущих экономистов экономико-математическому моделированию, и привели соответствующие предложения.

[1] Хуснутдинов Р.Ш. Личностно ориентированное

прикладное математическое образование специалистов экономического профиля (в системе «ссуз-вуз»). Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2003. 221 с.

[2] Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь. М.: Наука, 1987.

[3] Кудрявцев Л.Д. Современная математика и ее

преподавание. М.: Наука, 1985. 176 с.

[4] Погонышева Д. Экономико-математическое моделирование в подготовке будущих специалистов // Вестник высшей школы Alma Mater. 2004. № 8. C. 59-61.

[5] Аскаров Е.С. О научной работе: Руководство для аспирантов, соискателей и магистров. Алматы, 2002. 187 с.

[6] Кобелев Н.Б. Практика применения экономико-

математических методов и моделей. М.: ЗАО «Финстатинформ», 2000. 246 с.

[7] Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная

интерпретация. М.: ИЦ «Академия», 2004. 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.