Научная статья на тему 'Математическая подготовка экономистов'

Математическая подготовка экономистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Математическая подготовка экономистов»

• Создать ситуацию выбора в дальнейшем продвижении к элементам новой системы.

• Провести структурирование с несколькими уровнями в зависимости от желаемой глубины погружения.

• Предоставить студентам (слушателям) возможность выбора индивидуальной траектории продвижения. Тем самым проявится их активность, направленная на решение собственных профессиональных проблем, на совершение действий, на развитие.

На семинарах с преподавателями вузов, где слушатели составляют авторские программы своего курса, учебной дисциплины, отмечаются следующие достоинства и недостатки технологии модульного структурирования содержания.

К достоинствам модульной системы обучения большинство преподавателей вузов относят: четкую структуру курса, упорядоченность; возможность отслеживания связей между элементами; наглядность, осознание перспективы; индивидуальный подход к обучению слушателя; гибкость предоставления информации; развитие продуктивного мышления; многофункциональность; возможность самоконтроля обучения студента и деятельности преподавате-

ля; активизацию познавательной деятельности; комплексность, ориентацию на перспективу продвижения; накопительный принцип оценивания работы студента; возможность самоконтроля и самооценки; формирование самостоятельности; тренировку в выборе, то есть определенную свободу; ответственность за свой выбор; формирование субъектной позиции в учебной деятельности.

Преподаватели системы ДПО отмечают, кроме перечисленных, следующие достоинства: возможность адаптации содержания к потребностям слушателя; выбор содержания в соответствии с заявленной слушателем проблемой; учет интересов и проблем слушателей; расширение рынка сбыта; формирование портфеля заказов; гибкий график усвоения нового содержания и новых методов; накопительный принцип в самооценке; избавление от потребительской позиции.

К трудностям преподаватели вузов и системы ДПО относят: громоздкость некоторых модулей, трудоемкость подготовительной методической работы, сложный учет накопительных оценок.

Эффективность использования модульной системы требует высокой методологической подготовки и педагогической квалификации преподавателей.

Математическая

подготовка

экономистов

Д. ПОГОНЫШЕВА, доцент Брянская ГСХА

Современная технология принятия оптимальных управленческих решений в сложных, недетерминированных ситуациях реализуется на основе применения экономико-математических методов и моделей, позволяющих оперативно и качественно об-рабатыватать поступающую информацию. Высшая школа системно связана с экономикой и социальной жизнью страны, поэто-

му будущие специалисты за время обучения должны овладеть основами необходимых знаний и накопить опыт практического использования экономико-математических методов и прикладных моделей.

Выпускник экономического профиля должен демонстрировать владение высокой культурой мышления, способами разработки методов решения неструктурированных

158 Высшее образование в России • № 10, 2004

проблем, типовых и нестандартных задач, а также знание принципов системного анализа, умение строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ.

Применение экономико-математических методов и прикладных моделей в учебном процессе изменяет цели и содержание образования, способствует раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных творческих способностей студентов.

Эффективность использования экономико-математических методов в профессиональной подготовке специалиста зависит от:

■ концептуальной проработанности педагогических инструментальных средств, используемых в учебном процессе;

■ уровня адаптивности учебно-информационной среды будущей профессиональной среде;

■ уровня готовности обучаемых к решению профессионально-ориентированных задач экономико-математическими методами.

Применение экономико-математических методов и прикладных моделей позволяет естественным образом реализовать междисциплинарные связи информатики, математики, экономики и других наук, наилучшим образом выделить и представить будущим специалистам профессионально значимый учебный материал.

При изложении учебного материала гуманитарных и социально-экономических дисциплин считаем необходимым применение графовых, сетевых, имитационных, корреляционно-регрессионных, игровых моделей, моделей линейного и целочисленного программирования, моделей систем массового обслуживания и др. При рассмотрении учебного материала математических и естественно-научных дисциплин следует применять такие экономико-математические модели: функции полезности, кривые безразличия, функции спроса и предложения, производственные функции и др. При изложении учебного материала общепро-

фессиональных и специальных дисциплин также необходимо более широкое применение экономико-математических методов и моделей.

Нами проанализированы экономические понятия, являющиеся ключевыми при подготовке будущих экономистов в соответствии с моделью деятельности специалиста. Данные экономические понятия изучаются в разных дисциплинах учебного плана, материал которых в той или иной мере включен в состав комплексного государственного экзамена по экономическим и учетно-финансовым дисциплинам.

Широкое использование в учебном процессе ключевых экономических понятий позволяет успешно реализовать межпредметные связи. С целью разработки фрагмента сквозной программы по экономике предприятия (раздел «Ресурсный потенциал») и формирования требований к базовым курсам нами была построена матрица межпредметных связей. В ней базовые курсы (математика, экономическая теория, растениеводство, животноводство) расположены в последней строке, в первой - формируемые специальные дисциплины (организация производства на предприятии, экономический анализ деятельности предприятия, управление АПК, дипломное проектирование). Столбцы матрицы имели двойную нумерацию. Матрица заполнялась следующим образом: каждый элемент матрицы есть дробь, числитель которой указывал на связь данной темы с формируемыми дисциплинами, а знаменатель отражал тесноту связи темы с базовыми дисциплинами. Анализ элементов матрицы показал, что существует насущная необходимость излагать все темы указанного раздела на высоком уровне для качественной подготовки будущих специалистов.

К примеру, изложение материала об использовании земельных ресурсов следует вести с применением моделей оптимизации структуры посевных площадей, структуры кормопроизводства, распределения минеральных удобрений, производственных

функций и др.; рассматривая материальнотехнические ресурсы сельского хозяйства и экономическую эффективность их использования, необходимо применять в учебном процессе модели оптимизации состава машинно-тракторного парка и его использования, графовые и сетевые модели и др.; материал по инвестициям и капитальным вложениям в сельское хозяйство выглядит убедительнее в случае применения моделей инвестиционных процессов. Определенную роль в учебном процессе выполняют разработанные деловые игры.

При написании курсовых работ по экономике предприятия, организации производства на предприятии и другим экономическим дисциплинам целесообразно с учетом темы исследования дополнительно выполнить расчеты по оптимизации рационов кормления скота, плана производства и использования кормовых ресурсов, структуры посевных площадей, построить систему корреляционно-регрессионных моделей и т.д. К актуальным задачам в сельском хозяйстве следует отнести выявление путей повышения экономической эффективности деятельности предприятий агропромыш-

ленного комплекса Брянской области. В академии студенты пишут курсовые и дипломные работы, используя материалы предприятий, на которых проходили производственную практику и хотели бы работать после завершения обучения. Учитывая важность подготовки высококвалифицированных специалистов, темы курсовых работ на экономическом факультете «привязаны» к теме дипломной работы. При написании дипломных работ студенты очного и заочного обучения конструируют на компьютере модели социально-экономических процессов с адаптацией к конкретным условиям планирования и управления.

При изучении дисциплины «Моделирование социально-экономических процессов» поощряется выполнение наиболее успевающими студентами работ на исследовательском уровне. Для повышения комфортности при выполнении заданий студенты работают в составе небольших групп. Творческие работы имеют различный характер. Одним из видов заданий является моделирование на языке знаковых средств предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности.

«ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ»

НАУЧНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЖУРНАЛ

«ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ» - базовый философский журнал Министерства образования России.

Основные рубрики:

философия и культура в контексте времени проблемы российского образования

■ в помощь преподавателю гуманитарных дисциплин актуальные проблемы современности Публикуются статьи отечественных и зарубежных специалистов в области истории философии, философской антропологии, политической культурологии, религиоведения, психологии, философского психоанализа, эзотерики.

Журнал «Философские науки » входит в перечень изданий, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования РФ.

Индекс в каталоге «Пресса России» - 45490. Телефон редакции 203-72-15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.