ГАРМАНОВ В.М., кандидат юридических наук, доцент, [email protected] Кафедра организации охраны общественного порядка; Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, 625049, г. Тюмень, ул. Амурская, 75
GARMANOV V.M.,
Gandidate of Legal Sciences,
associate professor,
The chair of public order maintenance;
Tyumen Advanced Training Institute
of the Ministry of the Interior
of the Russian Federation,
Amurskaya St. 75, Tyumen, 625049,
Russian Federation
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРАКТИЧЕСКИХ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАНИЙ
Аннотация. Рассматриваются вопросы совершенствования методического обеспечения образовательных программ в образовательных организациях системы МВД России с использованием практических ситуационных заданий. По мнению автора, одним из перспективных направлений является включение в учебный процесс элементов проблемного обучения, расширение межпредметных связей отдельных учебных дисциплин, внедрение современных технологий обучения. С учетом выработанных в педагогической психологии подходов к решению учебных задач и практической направленности обучения, педагогической технологии контекстного обучения предлагается считать одним из направлений совершенствования профессиональной подготовленности сотрудников полиции использование метода ситуационного анализа. Подчеркивается значение практических ситуационных заданий, в частности, для поиска эффективных путей предупреждения нарушений законности сотрудниками полиции.
Ключевые слова: методическое обеспечение образовательного процесса; практическая направленность обучения; совершенствование профессиональной подготовки сотрудников полиции; метод ситуационного анализа; совершенствование проведения практических занятий.
IMPROVING THE METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE EDUCATIONAL PROGRAMS IN THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR OF THE RUSSIAN FEDERATION BY USING PRACTICAL SITUATIONAL TASKS
Annotation. The issues of improving the methodological support of the educational programs in the educational institutions of the Ministry of the Interior of the Russian Federation by using practical situational tasks are analyzed in the article. According to the author's opinion, one of the promising directions is including the elements of problem-based learning in educational process, expansion of the interdisciplinary connections of the separate academic disciplines, introduction of modern teaching technologies. Taking into account the approaches to the solution of educational tasks developed by the pedagogical psychology and practical approach to training, as well as the educational technology of contextual learning, it is proposed to consider using the method of situational analysis as one of the ways to improve the professional training of police officers. The importance of practical situational tasks, in particular, for finding the effective ways to prevent violations of law by police officers, is emphasized.
Keywords: methodological support of educational process; practical approach to training; improving the professional training of police officers; situational analysis method; improving practical training.
Одной из важнейших задач в области подготовки сотрудников полиции является поиск эффективных методических приемов обучения, которые смогли бы обеспечить успешное усвоение слушателями учебного материала и приобретение профессиональных знаний, умений и навыков для выполнения должностных обя-
занностей. Несомненно, что значительная роль при этом должна отводиться практическим занятиям.
В семидесятых годах XVIII века в университетской речи ординарного профессора Московского университета Семена Ефимовича Десницкого «О прямом и ближайшем способе к наущению юриспруден-
ции» предлагался достаточно новый для того времени подход, состоящий в выделении теоретической и практической части программы обучения, когда практическая часть предполагала разбор и решение студентами «тяжебных дел» [1, с. 77].
Значительно позднее, в начале прошлого века в России велись очень интересные дискуссии о содержании, проблемах и значении практической подготовки юристов [2; 3]. Российский правовед Петр Евгеньевич Казанский отмечал, что «... полезно и необходимо познакомить слушателей с техническими действиями их будущей общественной и государственной деятельности и службы. практические занятия этого рода наглядно знакомят слушателя с общественным и повседневным значением права, выясняя роль его в жизни, дают упражнение тем способностям учащегося, без усовершенствования которых он не будет в состоянии делать дело жизни» [3, с. 61].
Понимая значение практических занятий в ходе подготовки различных специалистов в области применения права, зная о том, что такие занятия являются неотъемлемой частью образовательных программ подготовки сотрудников полиции, нельзя не сказать о ряде проблемных моментов. Например, мы являемся свидетелями таких ситуаций, когда даже при наличии теоретической и практической подготовленности и удовлетворительного знания нормативно-правовой основы действий, сотрудник полиции затрудняется при действиях в реально возникающей практической ситуации, где имеется элемент неопределенности, усложняются условия, имеются межпредметные связи и т.д. Это часто препятствует правильному выполнению должностных обязанностей и, что еще более опасно, при отсутствии четких знаний, умений и навыков сотрудника полиции может привести к возникновению определенных чрезвычайных происшествий и нарушениям законности при выполнении служебных обязанностей. Какие же пути решения имеющихся проблем подготовки сотрудников полиции можно предложить сегодня?
Мы считаем, что одним из перспективных направлений в образовательных организациях системы МВД России является включение в учебный процесс
элементов проблемного обучения, расширение межпредметных связей отдельных учебных дисциплин, внедрение современных технологий обучения. Использование активных форм обучения способствует усилению познавательной активности обучающихся, повышению интереса к изучаемой дисциплине, самостоятельному мышлению и принятию решений.
На наш взгляд, перспективной является разработка алгоритмов действий сотрудников полиции в типичных профессиональных ситуациях и использование таких материалов в процессе подготовки сотрудников полиции. Для этого можно использовать методический потенциал контекстного обучения как одного из условий реализации компетентностного подхода в образовании. Такое обучение, как указывает А.А. Вербицкий, предполагает последовательное моделирование предметного и содержательного описания будущей профессиональной деятельности, а особенностью данного обучения является то, что в нем «при должном научно-методическом обосновании их возможностей в достижении конкретных образовательных целей могут найти свое органичное место педагогические технологии из любых теорий и подходов - традиционные и новые» [4, с. 44-45].
Актуальность исследования поднятого в данной статье вопроса связана с задачей обеспечения качественной профессиональной подготовки сотрудников полиции. Одним из основных документов, регламентирующих нормативную правовую основу подготовки сотрудников органов внутренних дел, является приказ МВД России от 31 марта 2015 г. N 385 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации»*, в котором прямо указано на цели профессионального обучения сотрудников:
- «сотрудники, впервые принимаемые на службу в органы внутренних дел, до самостоятельного исполнения служебных обязанностей проходят профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по должности "Полицейский" в целях приобретения
* Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru
ими основных профессиональных знаний, умений, навыков и компетенции, необходимых для выполнения служебных обязанностей, в том числе в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия (курсив наш. — В. Г.)» (п. 11 приказа);
- «сотрудники проходят профессиональное обучение по программам переподготовки в целях получения компетенции, необходимой для выполнения нового вида оперативно-служебной деятельности, приобретения новой квалификации, а также по программам повышения квалификации в целях совершенствования и (или) получения новой компетенции, необходимой для оперативно-служебной деятельности, и (или) повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации по замещаемой должности (курсив наш. - В. Г.)» (п. 12 приказа). Обратим внимание на то, что в этом документе компетенция связана с деятельностью, причем на особенность такой связи, невозможность понимания содержания компетенции только как условного набора суммы знаний и умений также указывается в ряде работ [5, с. 172].
Дополнительно отметим, что в соответствии с приказом МВД России от 18 мая 2012 г. N 521 «О квалификационных требованиях к должностям рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации»* указаны квалификационные требования в части: профессиональных знаний (например, Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, необходимых для выполнения служебных обязанностей); профессиональных навыков (например, в сфере деятельности, позволяющие выполнять должностные обязанности с учетом задач и функций, возложенных на Министерство внутренних дел Российской Федерации, его территориальные органы или подразделения, применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от
7 февраля 2011 г. N З-ФЗ «О полиции»** (далее - ФЗ «О полиции»).
Опыт подготовки сотрудников полиции по различным образовательным программам показывает, что одним из направлений совершенствования профессиональной подготовленности сотрудников полиции может быть использование метода ситуационного анализа. В педагогической литературе имеются различные классификации метода ситуационного анализа, основу которого составляет анализ конкретной ситуации. В специальной литературе под конкретной ситуацией понимается реальное событие, «происшедшее под влиянием некоторых факторов (событий), частично известных и частично неизвестных, на примере которых формируется коллективный познавательный процесс анализа и принятия решения обучающимися» [6, с. 103].
В более общем виде под конкретной ситуацией можно понимать ряд факторов и явлений, характеризующих определенное событие, ситуацию и требующих соответствующей оценки или действий.
Следовательно, при анализе конкретных ситуаций требуется изучение данных факторов или условий ситуации, которая возникла или может возникнуть при определенных обстоятельствах в деятельности сотрудников полиции. Это понимание связано с особенностями практических заданий, которые должны использоваться при подготовке сотрудников полиции, - такие задания должны позволять изучать и преобразовывать существующую профессиональную практику и разрешать определенные профессиональные ситуации. Между тем на сегодняшний день рассматриваемые в данной статье методические приемы еще не нашли широкого распространения в педагогической практике в образовательных организациях системы МВД России, а имеющийся во многих территориальных органах МВД России на районном или региональном уровне положительный опыт и практическая апробация ряда методических приемов в подготовке личного состава также не находят повсеместного применения.
В целях обеспечения правильного направления анализа учебной ситуации
* Рос. газ. 2012. 18 июля.
** Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. N 7. Ст. 900.
особое внимание следует обратить на то обстоятельство, что при подготовке практических заданий преподавателем ставится цель и формулируются условия задания. Единые методические подходы к использованию ситуационных заданий в учебном процессе и цели их использования могут состоять: 1) в оптимизации содержания будущей предметной деятельности; 2) разрешении возникающих проблем практической деятельности; 3) повышении профессиональной компетентности путем устранения ошибок в правоприменении.
Следовательно, задача преподавателя состоит в том, чтобы при формулировании условий учебного задания четко соотнести его с тем программным материалом, который проходит обучающийся, и с конкретными проблемными вопросами, усвоение которых необходимо для получения знаний, умений и навыков по определенной теме и группе вопросов. Одним из возможных вариантов может быть разработка таких практических ситуационных заданий, которые жестко «привязаны» к профессиональным компетенциям, формулируемым в образовательной программе, и целевым установкам при изучении каждой темы.
Оптимальное решение (эталон решения) ситуационной задачи должно быть у преподавателя, а обучающийся может найти данное решение либо проанализировать готовый вариант решения (ответа), предложенный автором (разработчиком одной из ситуационных задач). Наработка такого массива практических заданий нам видится как одно из наиболее востребованных направлений совершенствования методического обеспечения образовательных программ в образовательных организациях системы МВД России.
При создании таких практических заданий следует исходить из того, что обучающийся должен усвоить алгоритм поведения в однозначной (типичной) профессиональной ситуации. Для принятия адекватного (рационального, верного) решения необходимо развивать умение оценивать профессиональные ситуации, выделяя в них главные и второстепенные составляющие, учитывать и ожидать изменения ситуации. В связи с этим при постановке проблемных практических заданий могут и должны вводиться новые
элементы профессиональной ситуации -новые объекты, изменение силы воздействия этих объектов (например, при видоизменении ряда существенных условий ситуации по лицам, фактам, действиям, условиям места, времени, наличию сил и средств и т.п.).
В практической деятельности сотрудников органов внутренних дел нередки случаи использования интуитивных приемов. В философской литературе отмечается, что интуиция включает в себя ряд этапов, среди которых можно выделить следующие: «1) накопление и бессознательное распределение образов и абстракций в системе памяти; 2) неосознанное комбинирование и переработка накопленных абстракций, образов и правил в целях решения определенной задачи; 3) четкое осознание задачи; 4) неожиданное для данного человека нахождение решения. удовлетворяющего сформулированной задаче» [7, с. 346]. Однако интуиция, основанная на чувствах и ощущениях о том, что принимаемое решение является единственно правильным, может привести к неправильному решению, если в ее основе лежит ошибочная информация [8, с. 80] о том, что имеет отношение к анализу ситуации (например, неверное понимание условий задачи, отсутствие фиксации внимания на важных элементах профессиональной ситуации). Практическая работа с ситуационными заданиями может позволить принимать правильные профессиональные решения и в нестандартных ситуациях, когда будет осуществляться поиск оптимальных решений в заданной ситуации.
Таким образом, постепенное усложнение задачи, принятие многократных решений при изменяющихся условиях, нацеливание сотрудников полиции на поиск новых конструктивных решений в условиях ограниченного времени с учетом характера службы соединяет, на наш взгляд, жесткие схемы алгоритмичных предписаний и элементов творческого мышления. В целом это существенно повышает эффективность решения стоящих перед сотрудниками профессиональных задач.
Для того чтобы максимально учесть потребности и запросы практики, роль территориальных органов МВД России и образовательных организаций системы МВД России должна состоять в тщательном вы-
делении необходимых проблемных вопросов по принципу «от простого к сложному». Например, от элементарной правильной последовательности действий сотрудника полиции в соответствии с положениями ФЗ «О полиции» при задержании или доставлении лица, а также для выработки навыков правильных действий сотрудников полиции при несении патрульно-постовой службы и др.) до заданий на получение знаний и формирование умений и навыков по действиям в сложных тактических ситуациях при несении службы по охране общественного порядка (например, при конфликтном поведении задерживаемого лица, действиях сотрудника полиции при фиксировании различных административных правонарушений и др.).
Если вести речь об уголовно-правовой подготовке обучающихся, то целесообразна подготовка специальных практических заданий, связанных с анализом сложнейших вопросов квалификации при особых формах преступной деятельности (например, при соучастии в преступлении), с проведением в них межпредметных связей при рассмотрении проблем доказывания в определенных следственных ситуациях, изучении вопросов установления объективной истины при квалификации преступлений и других. Опыт подобной работы имеется [9, с. 87-89, 10, с. 115-125; 11].
Образовательные организации системы МВД России при этом должны быть основным звеном в создании и систематизации таких заданий по единому образцу и в соответствии с едиными требованиями к их содержанию с учетом:
1) круга научных интересов профессорско-преподавательского состава;
2) педагогического и практического опыта профессорско-преподавательского состава;
3) профилизации образовательных организаций в соответствии с приказом МВД России от 29 августа 2012 г. N 820 «О профилизации образовательных организаций МВД России»*;
4) выделенных и тщательно систематизированных профессиональных компетенций, на выработку которых должны быть ориентированы указанные практические задания.
* Доступ из справ.-правой системы «Кон-сультантПлюс».
В свою очередь, в МВД России должны быть определены перспективы разработки, организации доступа и обмена такими заданиями в рамках всех образовательных организаций министерства. Необходим анализ количества и характера подготавливаемых методических материалов для выработки определенных профессиональных компетенций сотрудников органов внутренних дел определенной должностной категории.
Мы считаем, что уже сегодня задача создания массива практических ситуаций с описанием эталонов их решения может быть выполнена путем создания различных «площадок» для обсуждения предлагаемых заданий (например, в специализированных изданиях образовательных организаций либо в форме тематической рубрики в уже существующих периодических изданиях), подготовки специальных учебно-методических и учебно-практических пособий по узловым практическим проблемам деятельности органов внутренних дел.
Очень важно, что подобным методическим материалам должны придаваться характер и форма научной или учебно-методической публикации, в которой авторами могут быть описаны подходы к решению таких ситуаций, содержащие детальный анализ нормативных правовых актов, касающихся регулирования определенных отношений, отраженных в практической ситуации, детальный анализ порядка правильных действий сотрудников полиции, возможное выделение основных (типичных) вариантов неправильных действий в указанной ситуации, и даже представлено описание существующих точек зрения по решению этих вопросов в теории. Эти базовые практические ситуации должны быть основой для работы обучающихся, которым следует представлять ряд схожих примеров, затрагивающих базовые вопросы, а также задания с многочисленными вариантами дополнительных условий и развития практических ситуаций.
Последующий ввод дополнительных объектов информации в таких заданиях и их усложнение в зависимости от задач подготовки, характера проблемных вопросов (например, необходимости раскрытия вопросов тактики действий сотрудников полиции в определенных условиях при
несении патрульно-постовой службы, вариантов изменения квалификации преступлений и т.п.), проведения межпредметных связей усилит методическое значение таких материалов, их практическую востребованность и нацеленность на выработку определенных профессиональных компетенций сотрудников полиции как в процессе обучения, так и в процессе несения службы. Такая потенциальная возможность создания более сложных условий практических заданий может и должна быть заложена в самой структуре задания.
Преподавателю-разработчику соответствующего задания нужно учитывать наиболее сложные в практическом плане вопросы и разрабатывать его на основе реальных практических материалов. Этот подход означает имитацию, идеальное отображение реальной или искусственно созданной ситуации, отражающей типичные проблемы, возникающие в изучаемой практической ситуации. Считаем, что примерная схема для составления ситуационного задания может включать следующие элементы: 1) название, отражающее основную идею конкретного задания для проверки тех знаний, умений и навыков, которые подвергаются проверке; 2) целевую установку; 3) задание и инструкцию по его выполнению; 4) теоретическое обоснование правильного (оптимального) решения, которое заранее дается преподавателем (представляются необходимые теоретические подходы, ссылки на нужные материалы, возможные ошибки, отдельные направления (варианты) решения.
В рамках данной статьи следует затронуть и такие вопросы, как использование практических ситуационных заданий для определения межпредметных связей различных направлений подготовки и поиска эффективных путей предупреждения нарушений законности сотрудниками полиции. Главная идея использования практических ситуационных заданий при проведении межпредметных связей состоит в том, что действия обучающихся должны исходить из конкретной, реально существующей ситуации, учитывать ее важнейшие параметры и их изменения, что возможно сделать при использовании для создания такого задания материалов следственной и судебной практики, детальной проработке сценария занятия,
проведения междисциплинарных занятий (например, в части изучения вопросов применения огнестрельного оружия, специальных средств или физической силы и др.), возможного использования криминалистических полигонов в зависимости от вида практической ситуации.
Так, после усвоения базовых знаний о правовых основаниях применения огнестрельного оружия, специальных средств или физической силы в образовательных программах профессионального обучения целесообразно включение междисциплинарных практических занятий, которые могли бы содержать элементы:
1) административно-правовой подготовки (на знание положений ФЗ «О полиции»);
2) тактики обеспечения личной безопасности (причем в более широком смысле следует вести речь о важности понимания сотрудниками полиции проблематики обеспечения виктимологической безопасности в связи с их повышенной виктимностью [12];
3) боевой и физической подготовки (при оценке конкретных условий и обстоятельств, например, преследования, силового задержания, ситуации патрулирования и обращения к гражданину и др.);
4) психологической подготовки к действиям, связанным с применением огнестрельного оружия, специальных средств или физической силы (вопрос актуален в связи со значительным количеством ошибок сотрудников, неприменением оружия даже при наличии соответствующих оснований и условий в соответствии с положениями ФЗ «О полиции») [13, с. 12-16];
5) уголовно-правовой подготовки (изучение уголовно-правовых оснований и условий правомерности необходимой обороны, причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление, а также последствий применения огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы).
Однако оценка ситуации с точки зрения требований нормативных правовых актов, привитие профессиональных знаний и навыков - лишь часть задач, которые стоят сегодня перед нами, так как большое значение имеет и воспитательный аспект в работе с практическими заданиями, ориентированными на решение
вопросов о выборе сотрудниками полиции правильного варианта поведения в той или иной ситуации оперативно-служебной деятельности.
В связи с этим интересно мнение П.Е. Казанского, который, подчеркивая значение практических заданий, пишет: «...возможно даже бороться с установившимся в жизни неправильным толкованием закона и содействовать новой, лучшей судебной и иной практике» [3, с. 62].
Особенность подобного методического приема и рассмотрение практических заданий с отработкой направлений предупреждения нарушений законности в предложенной ситуации связаны с важностью обеспечения законности и служебной дисциплины среди личного состава, поскольку законность является одним из принципов деятельности полиции согласно ст. 6 ФЗ «О полиции». Именно по этой причине требование к сотрудникам полиции относительно безусловности следования положениям законодательства должно быть заложено в самой методике проведения учебных занятий, в том числе практических.
Методические материалы должны быть не только тщательно подобранными и проверенными временем, но и динамичными, учитывающими актуальные потребности практики. Используемые методические приемы должны быть настолько выверенными, чтобы обеспечивать эффективность подготовки, быстроту освоения программного материала и получение сотрудниками полиции соответствующих компетенций.
Совершенствование правоприменительной практики и практики деятельности сотрудников полиции возможно на основе разработки единых и признанных большинством научно-педагогических и практических работников подходов к описанию правильной последовательности действий сотрудников полиции в различных предлагаемых ситуациях выполнения профессиональных обязанностей. Особый характер таких практических заданий позволит использовать их не только в процессе обучения, но и в рамках профессиональной служебной подготовки сотрудников полиции в различных подразделениях органов внутренних дел. Уже сегодня во многих подразделениях органов внутренних дел
ситуационные задания используются в процессе тренажей при заступлении сотрудников полиции на службу.
Предложенные варианты правовой оценки ряда практических ситуаций могут быть одним из важных элементов деятельности руководителей различных подразделений органов внутренних дел по предупреждению характерных нарушений служебной дисциплины и законности личным составом и выступать одним из средств формирования мотивационной готовности сотрудников полиции к правильному выполнению должностных обязанностей [14, с. 130-131; 15, с. 98-99].
Дополнительно укажем, что исследование обозначенных нами вопросов соответствует ряду основных направлений научного обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, указанному в приложении N 6, утвержденном приказом МВД России от 1 апреля 2016 г. N 155 «Об осуществлении научной (научно-исследовательской) деятельности в органах внутренних дел Российской Федерации»: 9.3. Современные тренинговые технологии в подготовке сотрудников органов внутренних дел; 9.10. Организация и функционирование системы дополнительного профессионального образования в МВД России; 9.14. Организация, функционирование и методическое обеспечение системы профессионального обучения; 9.16. Формирование профессиональных качеств обучаемых в период обучения в образовательной организации МВД России; 9.18. Обеспечение практической направленности обучения в образовательных организациях МВД России*.
В силу приоритетности этих направлений исследования изучение перспектив использования практических ситуационных заданий для подготовки сотрудников полиции необходимо продолжить, совершенствование методики обучения в образовательных организациях системы МВД России должно быть связано с дальнейшей разработкой содержания обучения, разработкой и внедрением новых методов и средств обучения. Подчеркнем, что правильное понимание и использование связей элементов методической системы обучения (целей обучения, определяющих
* Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
содержание обучения, методов обучения, средств обучения, форм организации обучения) позволят повысить эффективность
подготовки сотрудников полиции в образовательных организациях системы МВД России.
Список литературы
1. Съянова Е. Он работал для пресечения злотворства // Знание-сила. 2015. N 6. С. 75-80.
2. Есипов В.В. О преподавании права. Варшава, 1901. 34 с.
3. Казанский П. К вопросу о постановке преподавания на юридических факультетах. Одесса, 1901. 80 с.
4. Вербицкий А.А. Контекстное обучение в компетентностном подходе // Высшее образование в России. 2011. N 11. С. 44-45.
5. Снигирев А.Л. Анализ проблемы формирования профессиональной компетентности в педагогической литературе и практике // Проблемы предупреждения и борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: материалы всерос. науч.-практ. конф. / под ред. Н.Ю. Лебедева. Новосибирск: НГУЭУ, 2012. С. 168-172.
6. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / под общ. ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. 2-е изд., стер. М.: Академия, 2007. 368 с.
7. Введение в философию: учебник для вузов: в 2 ч. Ч. 2 / И.Т. Фролов [и др.]. М., 1990. 639 с.
8. Клакстон Г. Развитие интуиции. Как принимать верные решения без сомнения и стресса. М., 2015. 352 с.
9. Гарманов В.М. Активные методы обучения в уголовном праве // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2004. N 2 (22). С. 87-89.
10. Гарманов В.М. Основные направления интенсификации практического обучения при преподавании уголовного права // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2007. N 1 (2). С. 115-125.
11. Гарманов В.М. Использование метода ситуационного анализа при проведении практических занятий по уголовно-правовой подготовке в системе повышения квалификации сотрудников ОВД: учеб.-метод. пособие. Тюмень: Тюм. ин-т повышения квалификации сотрудников МВД России, 2014. 76 с.
12. Гарманов В.М. Отдельные направления предупреждения виктимности сотрудников полиции // Виктимология. 2014. N 2 (2). С. 34-40.
13. Лупырь В.Г., Литвин Д.В. Формирование у слушателей вузов МВД России профессиональных компетенций правомерного применения огнестрельного оружия в ходе оперативно-служебной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. N 3 (54). С. 12-16.
14. Гарманов В.М. Сущность нарушений законности в деятельности сотрудников подразделений патрульно-постовой службы полиции и основные направления их предупреждения // Вестник ТИПК МВД России. 2015. N 1 (4) С. 125-132.
15. Гарманов В.М. О предупреждении нарушений законности в деятельности сотрудников изоляторов временного содержания, специальных приемников для лиц, подвергнутых административному аресту, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых // Вестник ТИПК МВД России. 2015. N 2 (5). С. 95-99.