ческая взаимное составляющая предусматривает сформирован-ность диалогических умений, обеспечивающих конструктивное общение не только с участниками образовательного процесса, но и с окружающим миром в целом. Конструктивное общение обеспечивается пониманием связного текста, умением отвечать на вопросы, поддерживать и начинать разговор, вести диалог. Важно также выделить монологическую составляющую, которая предполагает сформированность умения слушать и понимать вербальную информацию, публично выступать, строить развернутые связные высказывания.
Реализация принципа ориентированности предполагает изучение вопросов, рассматривающих речь педагога с точки зрения профессиональной деятельности и высокого уровня развития его коммуникативной компетенции. Выделение данного положения обеспечивается пониманием роли речи педагога в создании общей речевой развивающей среды.
По мнению М.М. Алексеевой, В. Гербовой, А.И. Максакова, Ф.А. Сохиной, Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, С.Д. Якушевой, речь педагога является отражением внутреннего мира, особенностей интеллектуального и духовного развития его личности, является важной частью профессиональной культуры, которая является культурой общечеловеческой [11]. При этом исследователи вы-
Библиографический список
деляют качества речи педагога дошкольного образования, обеспечивающие проявление их коммуникативной компетенции: правильность; точность; логичность; чистота; выразительность; богатство; уместность.
Следовательно, в разрабатываемой концепции развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций, создаются условия для овладения педагогами языком как:
- системой средств общения участников образовательного процесса друг с другом;
- способом выражения мысли;
- системой знаков, служащей средством человеческого общения;
- мыслительной деятельностью;
- способом выражения самосознания личности;
- способом передачи и хранения информации.
Обозначенные выше положения позволяют сделать вывод
о важности осознанного овладения языком педагогами дошкольного образования во всем многообразии его языкового материала в единстве его функций, языковых средств общения, их форм, содержания и функций, как важного базиса их коммуникативной компетенции.
1. Васильева В.С. Научно-теоретические основы концепции развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций I В.С. Васильева. Международный научно-исследовательский журнал. 2016; 11-3 (53): 27 - 29.
2. Васильева В.С. Педагогические закономерности и принципы концепции развития коммуникативной компетенции педагогов ДОО. Современные проблемы педагогической науки и образования: коллективная монография. Под редакцией проф. Е.Ю. Никитиной. Москва: Перо, 2016: 18 - 37.
3. Романов A.A. Риторика и культура речи. A.A. Романов, С.Э. Максимова, О.Н. Морозова. Тверь: Золотая буква, TrcXA, 2003.
4. Романова И.В. Коммуникативная компетентность профессиональной языковой личности педагога. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. VII междунар. науч.-практ. конф. Часть II. Новосибирск: 2011.
5. Колтунова М.В. Деловое общение. Нормы, риторика, этикет: учебное пособие. М.В. Колтунова. Москва: Логос, 2005.
6. Aзнабаева ЛЛ. Принципы речевого поведения адресата в конвенциональном общении. Уфа, Башк. Гос. ун-т: 2008.
7. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Москва: Художественная литература, 1979.
8. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. Москва: Политиздат, 1990.
9. Братченко С.Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты I С.Л. Братченко. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. Москва: НПФ «Смысл», 2007: 201 - 222.
10. Ефремова Т.Ф. Самый полный современный толковый словарь русского языка в 3 томах. Москва: Издательство ACT, 2005.
11. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства. Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2004.
References
1. Vasil'eva V.S. Nauchno-teoreticheskie osnovy koncepcii razvitiya kommunikativnoj kompetencii pedagogov doshkol'nyh obrazovatel'nyh organizacij I V.S. Vasil'eva. MezhdunarodnyJ nauchno-issledovatel'skiJ zhurnal. 2016; 11-3 (53): 27 - 29.
2. Vasil'eva V.S. Pedagogicheskie zakonomernosti i principy koncepcii razvitiya kommunikativnoj kompetencii pedagogov DOO. Sovremennye problemypedagogicheskoJnaukiiobrazovaniya: kollektivnaya monografiya. Pod redakciej prof. E.Yu. Nikitinoj. Moskva: Pero, 2016: 18 - 37.
3. Romanov A.A. Ritorika i kul'tura rechi. A.A. Romanov, S.'E. Maksimova, O.N. Morozova. Tver': Zolotaya bukva, TGSHA, 2003.
4. Romanova I.V. Kommunikativnaya kompetentnost' professional'noj yazykovoj lichnosti pedagoga. Lichnost', sem'ya i obschestvo: voprosy pedagogiki ipsihologii: sb. st. po mater. VII mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Chast' II. Novosibirsk: SibAK, 2011.
5. Koltunova M.V. Delovoe obschenie. Normy, ritorika, 'etiket: uchebnoe posobie. M.V. Koltunova. Moskva: Logos, 2005.
6. Aznabaeva L.A. Principy rechevogo povedeniya adresata v konvencional'nom obschenii. Ufa, Bashk. Gos. un-t: 2008.
7. Bahtin M.M. 'Estetika slovesnogo tvorchestva. Moskva: Hudozhestvennaya literatura, 1979.
8. Bibler V.S. Ot naukoucheniya - k logike kul'tury: Dva filosofskih vvedeniya v dvadcat'pervyJ vek. Moskva: Politizdat, 1990.
9. Bratchenko S.L. Mezhlichnostnyj dialog i ego osnovnye atributy I S.L. Bratchenko. Psihologiya s chelovecheskim licom: gumanisticheskaya perspektiva vpostsovetskoJpsihologii. Moskva: NPF «Smysl», 2007: 201 - 222.
10. Efremova T.F. SamyJpolnyJ sovremennyJ tolkovyJ slovar'russkogo yazyka v 3 tomah. Moskva: Izdatel'stvo AST, 2005.
11. Yakusheva S.D. Osnovypedagogicheskogo masterstva. Orenburg: RIK GOU OGU, 2004.
Статья поступила в редакцию 08.11.17
УДК 378.634:796
Tyukin V.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
(Barnaul, Russia), E-mail: n.rbydfcbkbq10061981@mail.ru
Grichanov A.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the
Russian Federation (Barnaul, Russia), E-mail: g-ton@mail.ru
Kornaushenko A.V., teacher, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Barnaul, Russia),
E-mail: karn78@mail.ru
Knyazev S.A., teacher, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Barnaul, Russia),
E-mail: knyazevi1977@mail.ru
Knis D.A., Head of Special Disciplines Department, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian
Federation (Barnaul, Russia), E-mail: kndmal@yandex.ru
ENHANCING PRACTICAL FOCUS OF STUDENT EDUCATION VIA EMPLOYING STANDARD SITUATIONS OF POLICE COMMISSIONERS' OPERATIONAL AND OFFICIAL ACTIVITY IN PROFESSIONALLY-ORIENTED PRACTICAL PHYSICAL TRAINING. The article focuses on effectiveness of applying a situation-oriented approach to the education of students and trainees at educational institutions of the Russian Ministry of Internal Affairs in a special course "Professionally-oriented practical physical training", which enables to enhance students' adaptation to conditions of police commissioners' operational and official activity. The article features key approaches and stages reflecting the specifics of modeling the typical situations of operational and official activity
as one of the main factors of training future police commissioners for the operational and official activity. The methodology of applying standard situations in education process has been successfully elaborated and tested. The article features specific recommendations that enable to significantly enhance the practical focus of training, dynamism, variability of education process and the quality of specialist training. Apart from that, standard situations are perfectly integrated in electronic education environment, which considerably enhances the quality of training.
Key words: standard situations of operational and official activity, practical focus, professionally-oriented practical physical training, students of Russian Ministry of Internal Affairs, police commissioners.
B.Г. Тюкин, _канд. пед. наук, Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул,
E-mail: n.rbydfcbkbq10061981@mail.ru
А.С. Гричанов, канд. пед. наук, доц. Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул,
E-mail: g-ton@mail.ru
А.В. Корнаушенко, преп,. Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: karn78@mail.ru
C.А. Князев, преп., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: knyazevi1977@mail.ru
Д.А. Книс, нач. кабинета спец. дисциплин, Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул,
E-mail: kndmal@yandex.ru
ПОВЫШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ТИПОВЫХ СИТУАЦИЙ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ
В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
В статье раскрывается эффективность внедрения ситуационно-ориентированного подхода в образовательный процесс курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России по специальной дисциплине «Профессионально-прикладная физическая подготовка», позволяющего повысить адаптацию обучаемых по образовательным программам к условиям оперативно-служебной деятельности сотрудников службы участковых уполномоченных полиции. Сформулированы основные подходы, этапы, отражающие специфику моделирования типовых ситуаций оперативно-служебной деятельности, как одного из основных факторов подготовки будущих участковых уполномоченных полиции к оперативно-служебной деятельности. Разработана и апробирована методика применения типовых ситуаций в образовательном процессе. Представлены конкретные рекомендации, позволяющие значительно увеличить практическую направленность подготовки, повысить динамичность и вариативность образовательного процесса и качество подготовки будущих специалистов. Кроме того, типовые ситуации хорошо интегрируются в электронную образовательную среду, использование которой в значительной степени усиливает качество подготовки.
Ключевые слова: типовые ситуации оперативно-служебной деятельности, практическая направленность, профессионально-прикладная физическая подготовка, курсанты МВД России, участковые уполномоченные полиции.
Одним из основных компонентов оценки качества организации образовательного процесса курсантов и слушателей выступает компетентность подготавливаемых образовательной организацией системы МВД России специалистов, способных профессионально решать задачи не только в процессе повседневной оперативно-служебной деятельности, но и в экстремальных условиях.
Полноценное формирование этой компетентности, состоящей, в свою очередь, из многих компетенций, возможно реализовать посредством практического решения проблем, возникающих в процессе повседневной оперативно-служебной деятельности сотрудника подразделений полиции, так как профессионально важные навыки и умения формируются и совершенствуются преимущественно в процессе их практического применения в различных смоделированных учебных ситуациях.
В связи с этим, значительный потенциал в приобретении опыта практического решения таких проблем имеют искусственно созданные в образовательном пространстве условия, моделирующие типовые ситуации оперативно-служебной деятельности сотрудников полиции, в том числе связанные с применением физической силы и специальных средств.
Применение типовых ситуаций способствует реализации практико-ориентированного подхода к профессионально-прикладной физической подготовке сотрудников полиции и формированию профессиональных компетенций практической реализации полученных знаний, умений и навыков.
В настоящее время система оценивания профессионально-прикладной физической подготовленности курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России лишь позволяет оценить их умения и, доведённые до автоматизма на не оказывающем активного сопротивления партнёре, навыки. Данная упрощённая система не в полной мере может охарактеризовать готовность к реальному активному физическому противодействию, в том числе и с вооружённым правонарушителем.
В нормативно-правовых документах, регламентирующих порядок и формы проверки и оценки результатов освоения образовательной программы, а также в учебно-методических материалах по их проведению, достаточно подробно, но в то же время стандартизованно и формализовано представлены условия проведения контроля.
Кроме того, в них отражены профессионально значимые для сотрудника полиции компетенции или, как принято говорить в традиционной педагогике, практические навыки, знания и умения, необходимые для реализации, в частности, таких оперативно-служебных задач, как:
- пресечение противоправных деяний в различных ситуациях, посредством применения физической силы и специальных средств;
- преследование, преодоление агрессивного противодействия законным требованиям и действиям сотрудника полиции и силовое задержание правонарушителей;
- взаимодействие и взаимопомощь сотрудников полиции при нападении, пресечении противоправного деяния, задержании, сопровождении и доставлении правонарушителя.
В этой связи можно говорить о том, что ранее традиционная педагогика предполагала в основном формирование знаний, умений, навыков и разделение на составные части единого процесса профессиональной деятельности, прежде всего, выделяя в нём практический и теоретический аспекты, а на современном этапе развития педагогики большее внимание уделяется формированию компетенций в целом, не отрицая необходимости разделения процесса обучения, объединяя эти аспекты в процессе непосредственной профессиональной оперативно-служебной деятельности, либо в процессе профессионального её моделирования или игровой имитации.
На наш взгляд, наиболее оптимальное направление формирования системы оценки качества подготовки специалистов для службы участковых уполномоченных полиции заключается в выработке в системе ведомственного образования инновационного
подхода, который опирается на педагогические экспериментальные методики, типовые практические ситуации оперативно-служебной деятельности, связанные с применением физической силы, в том числе опыт зарубежных правоохранительных органов.
В процессе профессионального моделирования профессорско-преподавательским составом таких типовых ситуаций в условиях образовательного пространства вуза МВД России возможно не только приближение условий учебных занятий к реальным условиям практической оперативно-служебной деятельности посредством воспроизводства внешней картины ситуации, но и приближение деятельности курсантов и слушателей к той, которая максимально близка к психофизиологическому состоянию сотрудника полиции в реальных ситуациях, связанных с применением физической силы, специальных средств и т.д.
Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России, как и весь образовательный процесс, подвергается модернизации. Наряду с происходящими изменениями в системе оценки физической подготовленности считаем целесообразным проведение оптимизации и дифференциации образовательного процесса, исходя из профиля подготовки специалиста, путём активного внедрения в его структуру типовых ситуаций оперативно-служебной деятельности, исходя из специализации подготовки.
Целью практических занятий по профессионально-прикладной физической подготовке с курсантами и слушателями образовательных организаций системы МВД России с использованием типовых ситуаций оперативно-служебной деятельности является формирование специальной готовности к несению службы в подразделениях службы участковых уполномоченных полиции.
Для достижения указанной цели подразумевается решение следующих базовых задач, таких как:
- мотивация, стимулирование и активизация познавательного интереса курсантов к использованию типовых ситуаций в совершенствовании навыков правомерного применения физической силы в учебной и профессиональной деятельности;
- приобретение навыков критического мышления, самоконтроля, самооценки, самоанализа и т.д.;
- приобретение и совершенствование профессионально-значимых навыков работы с информацией в процессе анализа различных ситуаций оперативно-служебной деятельности, связанных с применением физической силы и специальных средств.
Для реализации данных цели и задач, комплексные практические занятия по профессионально-прикладной физической подготовке в значительной мере насыщаются элементами быстрой смены обстановки, интенсивности и длительности предельных нагрузок, имитирующих преследование и противоборство с правонарушителем, внезапности и высокого темпа, имитации риска и опасности, поэтапным систематическим наращиванием сложности типовой ситуации.
Особое внимание при этом уделяется именно поэтапному приобретению профессионально-ориентированных специальных компетенций при использовании в образовательном процессе оптимальных средств, методов и форм интерактивного, в том числе дистанционного обучения [1, с. 73].
Для эффективного освоения учебного материала по специальной дисциплине «Профессионально-прикладная физическая подготовка» обучение курсантов и слушателей Барнаульского юридического института МВД России состоит из четырёх этапов:
- освоение теоретических основ и правовой регламентации правомерного применения физической силы и специальных средств;
- развитие и совершенствование наиболее значимых физических качеств;
- практическое обучение базовым наборам боевых приёмов борьбы, способам преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции;
- обучение в процессе моделирования типовых ситуаций приёмам и способам правомерных действий в условиях, приближённых к реальной ситуации связанной с применением физической силы и специальных средств.
Содержание типовых ситуаций оперативно-служебной деятельности участкового уполномоченного полиции, используемых в образовательном процессе в рамках учебной дисциплины «Профессионально-прикладная физическая подготовка», в общем виде представляет собой учебные задачи, составленные
на основании реальных ситуаций и имеет следующую структуру:
- постановка целей и задач осуществления правомерных действий сотрудником полиции;
- характеристика основных черт обстановки места или местности осуществления задержания правонарушителя или сопровождения задержанного;
- установочные данные о количестве задерживаемых или сопровождаемых, их предполагаемой активности (пассивности), степени общественной опасности, вооружённости, а также о количестве участников задержания и сопровождения;
- возможные алгоритмы развития и правомерного разрешения смоделированной типовой ситуации с организационно-методическими указаниями и рекомендациями по применению боевых приёмов и тактических действий сотрудников полиции.
Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов и слушателей Барнаульского юридического института МВД России, обучающихся по специальности «Правоохранительная деятельность» с узкой специализацией «Деятельность участкового уполномоченного полиции» призвана не только сформировать готовность обучающихся к дальнейшему прохождению службы в органах внутренних дел, но и, в большей степени, адаптировать их готовность к выполнению должностных обязанностей, предусмотренных должностными регламентами участковых уполномоченных полиции [2, с. 222].
Реализация дифференциации подготовки, адаптации готовности курсантов и слушателей, приближения к реальной оперативно-служебной деятельности учебного процесса по профессионально-прикладной физической подготовке специалиста для службы в подразделениях участковых уполномоченных полиции осуществляется с учётом использования следующих методических подходов:
- насыщения содержательной части практических занятий типовыми ситуационными заданиями, отражающими специфику будущей профессиональной оперативно-служебной деятельности;
- практического использования макетов огнестрельного и холодного клинкового оружия, приближённых к реальному по весовым и объёмным характеристикам, а также средств сковыва-ния, индивидуальной защиты и активной обороны;
- систематического совершенствования техники индивидуального выполнения комплексов специальных действий после воздействия сбивающих факторов, вызывающих временную, частичную дезориентацию в пространстве на фоне мышечного переутомления, возникшего при выполнении специальных упражнений;
- активного использования технических приёмов и тактических действий при выполнении комплексов специальных действий, в различных типовых ситуациях, смоделированных на специализированных полигонах образовательной организации высшего образования системы МВД России [3, с. 56; 4, с. 48; 5, с. 180.].
Кроме того, с целью получения должного эффекта от применения типовых ситуаций в процессе подготовки участковых уполномоченных полиции, при проведении практических занятий учитываются следующие методические рекомендации:
- отработка типовых задач проводится с постепенным усложнением тактико-технических заданий с прогрессивным нарастанием интенсивности нагрузок, а также с постоянным изменением условий противодействия правонарушителям, причём увеличение интенсивности должно происходить с учётом индивидуального уровня подготовленности и степени выработанно-сти навыков;
- при отработке и решении типовых задач курсантам и слушателям предоставляется право на выбор того или иного тактического приёма, а также свобода поиска эффективных путей решения задачи с предоставлением возможности отработки ситуации с различных позиций, в качестве сотрудника полиции и в качестве правонарушителя, с последующим разбором и детальным анализом действий каждого из участников;
- в качестве заданий для самостоятельной работы курсантам и слушателям не только предлагается теоретическое решение типовых ситуаций, но и самостоятельное моделирование типовой ситуации и выработка способов её разрешения с последующей отработкой на практическом занятии [6, с. 178; 4, с. 69].
Успешное формирование практических навыков правомерного применения физической силы, в том числе боевых приёмов борьбы, в большей степени зависит от использования в плани-
ровании организации образовательного процесса активных и интерактивных методов обучения и информационных технологий.
Использование таких технологий и методов будет способствовать:
- реализации, накопленного в системе ведомственного образования МВД России, информационно-педагогического потенциала образовательной среды в интересах оптимизации и активизации познавательной деятельности сотрудников полиции по профессионально-прикладной физической подготовке;
- развитию и совершенствованию научно-методического компонента системы профессионально-прикладной подготовки на основе непрерывной актуализации и создания в самообразовании (самосовершенствовании или самоподготовке) сотрудников инновационных информационных продуктов и ресурсов, которые содержат приближенные к реальным ситуациям знания, правомерные способы и варианты решения оперативно-служебных задач, связанных с применением физической силы и специальных средств по служебному и должностному предназначению [7, с. 178; 1, с. 75].
Данное направление в настоящее время является достаточно актуальным и активно внедряется в образовательный процесс Барнаульского юридического института МВД России. В информационно-телекоммуникационной системе образовательной организации в настоящее время созданы и функционируют образовательные порталы. Кроме того, на базе «Moodle» создана электронная образовательная среда, в рамках которой кафедрой физической подготовки начата апробация комплексного дистанционного дифференцированного интерактивного учебного курса «Профессионально-прикладная физическая подготовка», который составлен на основе междисциплинарного взаимодействия, с учетом типовых ситуаций, возникающих в деятельности сотрудника службы участковых уполномоченных полиции [1, с. 74].
В целях выявления эффективности использования типовых ситуаций и данного учебного курса в образовательном процессе профессионально-прикладной физической подготовки будущих участковых уполномоченных полиции в первом семестре 2017-2018 учебного года проводился педагогический эксперимент.
В эксперименте приняли участие 40 курсантов 4-х курсов факультета подготовки сотрудников полиции и следователей Барнаульского юридического института МВД России, обучающихся по образовательным программам высшего образования
При проведении эксперимента решались и другие, предусмотренные учебной программой «Профессионально-прикладная физическая подготовка», задачи, но при этом на практических занятиях и в заданиях для самостоятельной подготовки (самостоятельной работы) мы целенаправленно акцентировали внимание на решение задач, поставленных в эксперименте.
Программа эксперимента, не нарушая логических взаимосвязей учебного процесса, включала в себя пять взаимообусловленных и взаимосвязанных этапов.
Цель первого диагностического этапа заключалась в выявлении уровня теоретической и практической подготовленности курсантов к правомерному самостоятельному применению физической силы и специальных средств в ситуациях, приближенных к оперативно-служебной деятельности участкового уполномоченного полиции.
Второй и четвёртый формирующие этапы были связаны с методико-теоретической и практической подготовкой курсантов к самостоятельному применению физической силы и специальных средств в ситуациях, приближённых к оперативно-служебной деятельности участкового уполномоченного полиции, и последующему самосовершенствованию, в том числе, с использованием в процессе подготовки комплексных дистанционных дифференцированных интерактивных учебных курсов на базе «Moodle».
Третий и пятый оценочно-результативные этапы были направлены на диагностику уровня сформированности профессиональных компетенций, уровня функциональной и физической подготовленности и степени сформированности мотивов к физическому самосовершенствованию курсантов контрольной и экспериментальных групп по завершению проведённой опытно-экспериментальной работы.
Результаты реализации первого диагностического этапа эксперимента показали, что в ЭГ и КГ подготовленность к правомерному самостоятельному применению физической силы и специальных средств в ситуациях, связанных приближенных к оперативно-служебной деятельности участкового уполномоченного полиции, является недостаточной и находится на базовом, пороговом или даже недопустимом уровне сформированности профессиональных компетенций. Проведённая на первом этапе диагностика уровня функциональной и практической подготовленности свидетельствует о средних и ниже средних показателях, хотя курсанты имеют базовый уровень владения боевыми приёмами борьбы, но применять их в комплексе, исходя из оценки ситуации, практически не могут (таблица 1).
Таблица 1
Динамика уровней сформированности компонентов готовности курсантов к применению физической силы в типовых ситуациях оперативно-служебной деятельности участкового уполномоченного полиции в %
Уровни подготовки Компоненты готовности
Мотивационный Когнитивный Деятельностный
До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента
Продвинутый 6 12 8 40 3 3 2 15 12 16 12 45 КГ ЭГ
Базовый 16 34 17 29 11 26 11 38 52 44 58 42 КГ ЭГ
Пороговый 52 28 11 20 46 35 47 41 24 24 23 9 КГ ЭГ
Недопустимый 26 26 36 11 60 36 40 6 12 16 7 4 КГ ЭГ
со специализацией «Деятельность участкового уполномоченного полиции». Курсанты были разделены на две группы: экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ).
Целью исследования являлось выявление возможностей, условий и использования метода типовых ситуаций для повышения практической направленности и улучшения качества обучения в системе физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, в том числе, с применением дистанционных дифференцированных интерактивных учебных курсов.
Для достижения цели были использованы следующие методы научного исследования: анализ литературных источников; моделирование; педагогический эксперимент; тестирование; метод экспертной оценки.
На втором и четвёртом этапах, в рамках самоподготовки (самостоятельной работы), курсантам в ЭГ предлагалось не только повторить ранее изученные боевые поёмы борьбы, но и составить алгоритм правомерного их применения, исходя из условий смоделированных типовых задач оперативно-служебной деятельности участкового уполномоченного полиции, с последующей его отработкой и разбором каждого из возможных алгоритмов на практическом занятии.
Для решения курсантам в ЭГ было предложено на выбор 13 основных типов учебных ситуаций, возникающих в процессе оперативно-служебной деятельности участкового уполномоченного полиции, причём на втором этапе в каждом типе было предложено по два возможных места действия. На четвёртом этапе количество мест действия было увеличено до шести, причём
решение типовых ситуационных задач, проводившееся в рамках самоподготовки (самостоятельной работы) осуществлялось курсантами с использованием дистанционного дифференцированного интерактивного учебного курса, с отправкой результатов решения задачи для проверки и оценки преподавателю посредством сети интернет.
На третьем и пятом этапах эксперимента проводилась диагностика и оценка промежуточного и итогового результатов проведённой опытно-экспериментальной работы. С целью выявления и регистрации изменений в уровне сформированности профессиональных компетенций было проведено тестирование ЭГ и КГ курсантов.
В результате проведённого тестирования уровня сформиро-ванности способностей правильно ориентироваться в изменяющихся условиях различных типовых ситуаций оперативно-служебной деятельности участкового уполномоченного полиции, применяя навыки боевых приёмов борьбы, было зафиксировано
Библиографический список
значительное повышение уровня профессиональной готовности к применению физической силы у представителей ЭГ по сравнению с КГ.
В ходе исследования нами было установлено, что представители ЭГ продемонстрировали более высокий уровень сформи-рованности способности ориентироваться в условиях различных типовых ситуаций, приближённых к оперативно-служебной деятельности участковых уполномоченных полиции, применяя готовые отработанные алгоритмы правомерного поведения и навыки боевых приемов борьбы, что подтверждает гипотезу исследования. В результате исследования так же было установлено, что использование типовых ситуаций оперативно-служебной деятельности участкового уполномоченного полиции может не только повысить уровень практической направленности образовательного процесса по дисциплине, но и в значительной степени увеличить эффективность и качество подготовки специалистов для службы участковых уполномоченных полиции.
1. Юркин Д.В., Корнаушенко А.В., Книс Д.А. К вопросу о повышении эффективности преподавания профессионально-прикладной физической подготовки в образовательных организациях системы МВД России при помощи современных информационных технологий. Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2017; 1 (32): 73 - 75.
2. Книс Д.А., Тюкин В.Г., Корнаушенко А.В. Использование метода анализа типовых ситуаций оперативно-служебной деятельности, связанных с применением физической силы и специальных средств в служебно-прикладной физической подготовке участковых уполномоченных полиции. Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2017; 1 (32): 221 - 223.
3. Волосников И.В. Практико-ориентированная направленность физической подготовки сотрудников полиции. Новая наука: Проблемы и перспективы. 2016; 115-2: 56 - 57.
4. Рожков А.А., Князев С.А. Методика формирования у курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России правомерных способов действий при применении ими физической силы и специальных средств. Учебное пособие. Барнаул. 2010.
5. Троян Е.И., Богданова В., Насонов В. Ситуационный метод, как способ реализации практико-ориентированного подхода в физической подготовке сотрудников ОВД. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016; Т. 5; № 3 (16): 179 - 181.
6. Гричанов А.С. Моделирование ситуаций служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел в образовательных организациях МВД России. Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: материалы XVIII Международной научно-практической конференции. Иркутск 2016; Том 1: 345 - 350.
7. Федулов Б.А., Гричанов А.С., Морозов В.А. Педагогическое обеспечение подготовки курсантов вуза МВД России к участию в спортивных соревнованиях и служебно-профессиональных конкурсах. Современные проблемы науки и образования. 2015; 4: 178.
References
1. Yurkin D.V., Kornaushenko A.V., Knis D.A. K voprosu o povyshenii 'effektivnosti prepodavaniya professional'no-prikladnoj fizicheskoj podgotovki v obrazovatel'nyh organizaciyah sistemy MVD Rossii pri pomoschi sovremennyh informacionnyh tehnologij. Vestnik Barnaul'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2017; 1 (32): 73 - 75.
2. Knis D.A., Tyukin V.G., Kornaushenko A.V. Ispol'zovanie metoda analiza tipovyh situacij operativno-sluzhebnoj deyatel'nosti, svyazannyh s primeneniem fizicheskoj sily i special'nyh sredstv v sluzhebno-prikladnoj fizicheskoj podgotovke uchastkovyh upolnomochennyh policii. Vestnik Barnaul'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2017; 1 (32): 221 - 223.
3. Volosnikov I.V. Praktiko-orientirovannaya napravlennost' fizicheskoj podgotovki sotrudnikov policii. Novaya nauka: Problemy i perspektivy. 2016; 115-2: 56 - 57.
4. Rozhkov A.A., Knyazev S.A. Metodika formirovaniya u kursantov i slushatelej obrazovatel'nyh uchrezhdenij MVD Rossii pravomernyh sposobov dejstvij pri primenenii imi fizicheskoj sily i special'nyh sredstv. Uchebnoe posobie. Barnaul. 2010.
5. Troyan E.I., Bogdanova V., Nasonov V. Situacionnyj metod, kak sposob realizacii praktiko-orientirovannogo podhoda v fizicheskoj podgotovke sotrudnikov OVD. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya. 2016; T. 5; № 3 (16): 179 - 181.
6. Grichanov A.S. Modelirovanie situacij sluzhebnoj deyatel'nosti sotrudnikov organov vnutrennih del v obrazovatel'nyh organizaciyah MVD Rossii. Sovershenstvovanie professional'noj i fizicheskoj podgotovki kursantov, slushatelej obrazovatel'nyh organizacij i sotrudnikov silovyh vedomstv: materialy XVIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Irkutsk 2016; Tom 1: 345 - 350.
7. Fedulov B.A., Grichanov A.S., Morozov V.A. Pedagogicheskoe obespechenie podgotovki kursantov vuza MVD Rossii k uchastiyu v sportivnyh sorevnovaniyah i sluzhebno-professional'nyh konkursah. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; 4: 178.
Статья поступила в редакцию 13.11.17
УДК 514(075.8):81(075.8)
Proyaeva I.V., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Orenburg State Pedagogical University n.a. V. P. Chkalov (Orenburg, Russia), E-mail: docentirina@mail.ru
Kolobov A.N., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Orenburg State Pedagogical University n.a. V. P. Chkalov (Orenburg, Russia), E-mail: docentirina@mail.ru
THE USE OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF PREPARING FOR THE OLYMPICS IN MATHEMATICS.
This article focuses on one of the most pressing issues of contemporary school - Olympiad movement. The authors give the right motivation to involve students in the movement and proper preparation for it. An Olympiad, first of all, the subject Olympic games in the modern schools were and are instrumental in the formation of motivation for learning, enhancing cognitive activity of students, development of their creative abilities, to stimulate the deepening and expansion of students' knowledge on the subject, what determines the relevance of the topic. The article highlights and describes the characteristics of techniques of solving of Olympiad tasks using interactive technologies. Considerable attention is paid to methodological scheme for geometric problems of high complexity. This paper proposes a technique of preparation of students to participate in the mathematical Olympiads that has been implemented in the educational process in elective courses and has been used to raise the level of Geometry skills.
Key words: Olympiad movement, geometric problems of high complexity, interactive learning technologies, methodology of work with gifted students.