УДК 33.338.45.01
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОЦЕНКЕ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ЗАЯВКАХ НА ПОЛУЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
© Елена Сергеевна ПАХОМОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедрa менеджмента, e-mail: [email protected]
Представлена авторская методика экономического обоснования инновационно-инвестиционных проектов при подаче заявок на получение государственной поддержки. Раскрываются недостатки, присущие всем положениям о программах поддержки инновационно-инвестиционных проектов, и предлагается собственная финансовая модель бизнес-плана.
Ключевые слова: инновационно-инвестиционные проекты; экономическое обоснование; финансовая модель бизнес-плана.
Современные программы поддержки инновационно-инвестиционных проектов достаточно разнообразны по видам, требованиям к обоснованию экономических и прочих разделов проектов.
Однако относительно требований к экономическому обоснованию проектов следует отметить недостатки, присущие всем положениям о программах поддержки инновационно-инвестиционных проектов:
- отсутствие четких требований к перечню таблиц экономического обоснования проектов;
- отсутствие четких требований к содержанию таблиц экономического обоснования проектов;
- отсутствие требований к взаимосвязи элементов таблиц экономического обоснования проектов;
- отсутствие требований к информационным технологиям, используемым при экономическом обосновании инвестиционных проектов и т. д.
В связи с этим совершенствование методического аппарата исследования экономической эффективности внедрения инновационно-инвестиционных проектов является, на наш взгляд, крайне актуальным.
Экономическая модель бизнес-проекта, как правило, предоставляется в формате электронных таблиц. Модель должна содержать следующие отдельные основные листы:
- «Инвестиции»;
- «Структура инвестиций»;
- «Численность персонала, оплата труда и средняя заработная плата»;
- «Затраты на производство»;
- «Финансовые результаты»;
- «Движение денежных средств»;
- «Бюджетный эффект»;
- «Льготы»;
- «Окупаемость».
Лист «Инвестиции» представляет собой итоговый результат расчета инвестиций в:
- здания и сооружения;
- оборудование;
- научные исследования и разработки;
- объекты интеллектуальной собственности;
- транспортные средства;
- оборотные средства;
- прочие объекты инвестирования.
Перечень объектов инвестирования с
разбивкой по кварталам должен быть представлен в отдельном вспомогательном листе «Состав основных фондов и расчет амортизационных отчислений». Итоговая сумма по каждой группе основных фондов должна переходить ссылкой в соответствующие группы листа «Инвестиции». Общая сумма первоначальной стоимости всех объектов инвестирования должна переходить ссылкой в итоговое значение по листу «Инвестиции». В таблице «Состав основных фондов и расчет амортизационных отчислений» должен быть также осуществлен расчет амортизационных отчислений по основным фондам исходя из
срока амортизационного периода, указанного в отдельном столбце по каждому виду основных фондов, а также предполагаемого срока их ввода в эксплуатацию.
Итоговое значение объема инвестиций из листа «Инвестиции» должно переходить ссылкой в итоговое значение листа «Структура инвестиций».
Следует отметить, что реализация инно-вационно-инвестицонных проектов, как правило, связана с получением предпринимателем грантов. В связи с этим в данном листе необходимо выделять следующие строки:
- собственные средства инвесторов;
- средства гранта;
- заемные средства.
Объем заемных средств из листа «Структура инвестиций» должен служить основой для расчета процентов по кредитам и планирования сумм погашения основного тела кредита. Соответствующие расчеты должны быть произведены в дополнительном листе «Расчет кредитов».
Лист «Численность персонала, оплата труда и средняя заработная плата» должен представлять собой итоговый результат расчетов планирования численности персонала и размеров оплаты его труда. Более подробные подготовительные расчеты должны проводиться во вспомогательной таблице «Планирование численности персонала и размеров оплаты его труда». Во вспомогательной таблице должен быть представлен полный перечень кадровых единиц предприятия. По каждой кадровой единице в соответствующих столбцах и ячейках приводятся следующие данные: уровень заработной платы в месяц, предполагаемая дата приема на работу. На основании этой информации в данной таблице должны быть рассчитаны квартальные и годовые затраты на оплату труда, а также размер обязательных страховых взносов. Итоговый размер квартальных и годовых затрат на оплату труда в рамках всего горизонта планирования должен переходить в соответствующие ячейки вспомогательного листа «Численность персонала, оплата труда и средняя заработная плата».
В листе «Затраты на производство» должны быть отражены затраты на:
- сырье, материалы и т. п. (отдельно по каждому виду продукции с использованием соответствующих норм расхода материалов);
- вспомогательные материалы;
- оплату труда (устанавливаются ссылками на итоговые значения листа «Численность персонала, оплата труда и средняя заработная плата»). Инновационный характер продукции, производимой предприятием, может оказывать существенное влияние на динамику данной статьи затрат. Дело в том, что любое новое изделие, незнакомое основным производственным рабочим, приводит к высокому уровню трудоемкости изделий, т. к. может тратиться время на ознакомление с чертежами, на правильный выбор инструмента, на написание новых программ для станков с числовым программным управлением (ЧПУ). Следует отметить, что накопление опыта в производстве инновационной продукции может привести к сокращению трудоемкости их изготовления в будущих периодах;
- обязательные страховые взносы (устанавливаются ссылками на итоговые значения листа «Численность персонала, оплата труда и средняя заработная плата»);
- коммунальные платежи (электричество, газ и т. п. (устанавливаются ссылками на итоговые значения листа «Обоснование потребности в энергоресурсах»));
- амортизацию (устанавливаются ссылками на итоговые значения листа «Состав основных фондов и расчет амортизационных отчислений»);
- проценты по кредитам (рассчитываются в случае реализации проектов за счет заемных средств и устанавливаются ссылками на итоговые значения листа «Расчет кредитов»);
- налог на имущество организации (устанавливаются ссылками на итоговые значения листа «Расчет налога на имущество организации» с учетом таблицы «Состав основных фондов и расчет амортизационных отчислений»);
- прочие затраты.
В данном листе также должны быть подведены итоги по общим затратам предприятия.
Следует отметить, что в настоящее время инновационно-инвестиционным проектам
оказываются разнообразные меры государственной поддержки. Так, к примеру, в Тамбовской области предпринимателям, реализующим данные проекты, до достижения срока окупаемости, но не более чем на 5 лет,
предоставляются льготы по налогу на прибыль, освобождение от налога на имущество и т. п. В связи с этим при расчете налогов в листе «Затраты на производство» необходимо отражать их фактическую сумму с учетом всех льгот.
В листе «Финансовые результаты» (в случае узкого ассортимента выпускаемой продукции данный лист может быть совмещен с листом «Затраты предприятия») должны быть выделены в отдельных строках:
- постатейно все элементы затрат, отраженные в листе «Затраты предприятия». Прямые затраты на материалы приводятся в данном листе общим итогом. Повторное включение всех затрат в дополнительный лист объясняется тем, что не все их элементы могут быть отнесены на финансовые результаты. Например, согласно действующему Налоговому кодексу РФ, на затраты предприятия не могут быть отнесены проценты по кредитам. Элементы данного блока устанавливаются ссылками на соответствующие значения листа «Затраты предприятия»;
- итого затраты, относимые на себестоимость продукции;
- выручка (отдельно по каждому виду изделий с использованием показателей «прогнозируемый объем производства изделия» и «прогнозируемая цена изделия»). Следует отметить, что при прогнозировании выручки в будущих периодах по реализации инновационной продукции необходимо учитывать параметры жизненного цикла изделия, емкость рынка данной продукции, характеристики товаров-анналов конкурентов, прогнозы по появлению на рынке аналогов планируемой к выпуску продукции;
- общая выручка;
- НДС;
- акцизы;
- налогооблагаемая прибыль (рассчитывается как разность между общей выручкой и затратами, включая затраты, не относимые на себестоимость продукции);
- налог на прибыль (определяется умножением «ставки налога на прибыль» на «налогооблагаемую прибыль»);
- чистая прибыль по проекту (определяется вычитанием из налогооблагаемой прибыли налога на прибыль).
Лист «Движение денежных средств» должен включать три основных блока:
1) движение денежных средств по основной деятельности;
2) движение денежных средств по инвестиционной деятельности;
3) общий блок.
Блок «Движение денежных средств по основной деятельности» должен включать следующие строки:
- прогнозируемая выручка от реализации продукции;
- НДС (к уплате и возмещению);
- постатейно все элементы затрат, отраженные в листе «Затраты предприятия». Прямые затраты на материалы приводятся в данном листе общим итогом. Повторное включение всех затрат в дополнительный лист объясняется тем, что не все их элементы могут отрицательно сказаться на денежном потоке предприятия. Например, затраты на амортизацию, согласно классическому подходу, относят к положительному денежному потоку. Элементы данного блока устанавливаются ссылками на соответствующие значения листа «Затраты предприятия». Однако при этом следует различать моменты отнесения затрат на себестоимость и моменты фактического перечисления денежных средств, обусловленные данными расходами. Например, ряд налогов может списываться на себестоимость продукции в одном квартале, а оплачиваться в следующем квартале или даже году. В данном листе затраты отражаются в периоды фактического перечисления денежных средств;
- налог на прибыль. В данном листе налог на прибыль должен относиться на периоды, в которых происходит непосредственное перечисление сумм налога в бюджет;
- сальдо денежного потока по основной деятельности.
При формировании данного блока также необходимо учитывать тот факт, что большинство инновационно-инвестиционных
проектов получают разнообразные льготы и преференции. В связи с этим при формировании бизнес-плана проекта, безусловно, необходимо в тонкостях понимать механизм предоставления данной поддержки. Например, возможно изначальное перечисление полного объема сумм налога, а затем возврат данных средств в соответствии с условиями инвестиционного соглашения. В данном случае в блоке «Движение денежных средств по
основной деятельности» необходимо точно отразить моменты возникновения этих встречных денежных потоков.
Блок «Движение денежных средств по инвестиционной деятельности» должен включать следующие строки:
- собственный капитал (устанавливается ссылкой на лист «Структура инвестиций»);
- средства гранта (устанавливается ссылкой на лист «Структура инвестиций»);
- заемные средства (устанавливается ссылкой на лист «Структура инвестиций»);
- проценты по кредиту (устанавливается ссылкой на лист «Расчет кредитов»);
- средства на погашение основного тела кредита (устанавливается ссылкой на лист «Расчет кредитов»);
- сальдо по инвестиционной деятельности.
Общий блок по листу «Движение денежных средств» должен включать следующие строки:
- общее сальдо денежного потока по основной и инвестиционной деятельности;
- общее дисконтированное сальдо.
Следует отметить, что положительное
решение о реализации инновационно-инвестиционных проектов должно приниматься в случае отсутствия кассовых разрывов, т. е. общее дисконтированное сальдо в рамках данного листа для каждого периода времени должно быть больше ноля.
Лист «Бюджетный эффект» является одним из главных при обосновании инновационно-инвестиционных проектов. Данный лист в совокупности с листом «Льготы» должен отражать все потери (из-за предоставления налоговых льгот) и доходы консолидированного бюджета от реализации инновационно-инвестиционного проекта. Здесь должны быть рассмотрены все виды налогов и сборов, которые будут уплачены в бюджеты различных уровней с учетом всех льгот, согласно инвестиционному соглашению.
Ввиду того, что решения о предоставлении льгот по инновационно-инвестиционным проектам осуществляются на региональном уровне, целесообразно рассчитывать не только общий бюджетный эффект, но и отдельно для федерального, регионального и местного уровня. Такое деление позволит обоснованно рассчитывать отдачу проекта для региона. Например, в Тамбовской облас-
ти положительное решение о предоставлении льгот по инновационно-инвестиционным проектам принимается в случае, если прогнозируемый региональный эффект равен либо превышает сумму предоставляемых льгот, итоговое значение по которым рассчитываются в листе «Льготы».
Лист «Окупаемость» является завершающим при обосновании экономической эффективности реализации инновационноинвестиционных проектов. Для обоснованного расчета показателей экономической эффективности подобных проектов необходимо наличие следующих строк:
- инвестиции;
- амортизация;
- чистая прибыль;
- возврат НДС по основным фондам;
- общее сальдо денежного потока;
- коэффициент дисконтирования;
- дисконтированное сальдо денежного потока;
- накопительное дисконтированное сальдо денежного потока.
Данный лист позволяет определить следующие основные показатели экономической эффективности инновационно-инвестиционных проектов:
- чистый дисконтированный доход;
- дисконтированный период окупаемости;
- внутренняя норма доходности;
- рентабельность инвестиций.
В случае необходимости могут быть рассчитаны дополнительные показатели, отражающие экономическую эффективность инновационно-инвестиционных проектов.
Следует отметить, что реализация инновационно-инвестиционных проектов связана с существенными рисками. Сформированная бизнес-модель проекта также может быть исследована с учетом возможных рисков. Например, если существует риск снижения мировых цен на выпускаемую продукцию на 5 %, то бизнес-модель, разработанная по рассмотренной ранее методике, позволит ответить на вопросы: что произойдет с чистой прибылью, чистой дисконтированной стоимостью, периодом окупаемости проекта?
Полный анализ всех видов рисков должен быть представлен в отдельном разделе бизнес-плана.
Поступила в редакцию 18.06.2013 г.
UDC 33.338.45.01
IMPROVING GUIDELINES FOR EVALUATING INNOVATION AND INVESTMENT PROJECTS IN APPLICATIONS FOR GOVERNMENT SUPPORT
Elena Sergeyevna PAKHOMOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Management Department, e-mail: [email protected]
The author's method of economic feasibility of innovation investment projects during applying for state support. The drawbacks inherent to all provisions of programs to support innovation and investment projects are revealed, and its own financial model of the business plan is offered.
Key words: innovative-investment projects; economic ground; financial model of business plan.