ИННОВАЦИИ № 4 (81), 2005
Методика оценки общественной эффективности
инновационных проектов
Т. С. Новикова,
к. э. н., доцент Новосибирского государственного университета
В период перехода на инновационный путь развития возникает потребность в разработке особого подхода к оценке инвестиционных проектов, который не ограничивается узкими рамками коммерческой эффективности и включает анализ общественной эффективности в качестве важнейшей составной части. Применение такого подхода необходимо для общественно значимых проектов, требующих государственной поддержки.
В статье представлена методика оценки инновационных проектов, базирующаяся на переходе от коммерческой к общественной эффективности. Приведены результаты применения методики к анализу мегапроекта производства новых катализаторов крекинга и риформинга.
Взаимосвязь коммерческой и общественной эффективности проектов
В условиях перехода к инвестиционному экономическому росту становление независимой инновационной экономики требует активной государственной политики, направленной на поддержку отдельных инвестиционных проектов. Анализ таких проектов предполагает применение общественных оценок, дополняющих частные расчеты эффективности.
Для общественных оценок проектов и программ разработана целая система методов, характеризующаяся сопоставлением затрат и выгод и обозначаемая специальным термином: «анализ издержек и выгод». Рассматриваемые методы образуют один из крупных разделов экономики общественного сектора, связан-
During transition to an innovative way of development there is a need for development of the special approach for an investment projects evaluation which is not limited to narrow frameworks of a commercial effectiveness and includes the public efficiency analysis as the major component. The application of such approach is necessary for socially significant projects demanding the state support.
In this paper the methods of innovative projects evaluation, basing on transition from commercial to public efficiency, are suggested. Results of their application for the analysis of a megaproject devoted to production of new crecking and reforming catalysts are presented.
ный с прикладным экономическим анализом. Методы анализа издержек и выгод получили широкое практическое применение при оценке проектов государством и банками развития, соответственно, преимущественно в общественном и частном секторе. Второе направление разрабатывалось в рамках международных организаций, прежде всего, Всемирного банка и ЮНИДО (Организации ООН по промышленному развитию). Особенности развивающихся стран потребовали существенного изменения и развития традиционных методов, разработанных для проектов общественного сектора в развитых странах. В результате к 1970-м годам сформировался особый экономический аспект проектного анализа. Его иногда называют современным анализом издержек и выгод [1-3]. Методические рекомендации по оценке
эффективности инвестиционных проектов [4] определяют возможности применения в России экономического аспекта в рамках анализа общественной эффективности проектов.
Анализ эффективности проектов в полном объеме включает три составные части: во-первых, анализ эффективности проекта в целом, оценку потребности в инвестициях и их отдачи в соответствии с заложенными в проект характеристиками; во-вторых, анализ эффективности участия в проекте, изучение возможных способов финансирования и их влияния на заинтересованность в осуществлении проекта различных участников; в-третьих, анализ финансового состояния участников проекта.
При количественной оценке потенциала инновационных проектов обычно рассчитываются два показателя:
► коммерческая (финансовая) эффективность, учитывающая выгоды и затраты при реализации проекта для совокупности частных субъектов (участников проекта);
► общественная (экономическая, социально-экономическая) эффективность, учитывающая последствия реализации проекта с точки зрения общества в целом.
Три составные части анализа можно выделить для обоих видов эффективности. Обычно проведение экономического анализа сводится к первому этапу и соответствующей оценке потенциала проекта, определяемого с точки зрения общества. Однако при поиске механизмов реализации этого потенциала возникает настоятельная необходимость всесторонней проработки второго этапа анализа. Анализ эффективности участия в проекте выступает при этом как анализ взаимодействия финансов различных участников. В рамках исследования общественной эффективности может появиться потребность в анализе изменения финансового состояния не только предприятия, осуществляющего проект, но и других участников, в частности, в исследовании проблемы финансовой устойчивости бюджетов различных уровней.
Проведение анализа можно представить как определенную последовательность расчетов для получения информационных блоков, объединенных в формате стандартных таблиц. Таблицы можно сгруппировать по четырем основным направлениям анализа: проведение базовых расчетов; учет способа финансирования проекта и расчет налогов; построение денежных потоков; анализ финансового состояния предприятия, осуществляющего проект. На рис. 1 анализу коммерческой эффективности соответствуют незаштрихованные блоки (табл. 1-9 для эффективности проекта и табл. 10-13 для эффективности участия в проекте), а анализу общественной эффективности — области, выделенные с помощью заливки.
При анализе общественной эффективности в дополнение к комплексу таблиц для финансового ана-
Сал ьдо ДП для расчета общественной эффективности (таблица 9*)
Базовые
расчеты
1. Доходы
2. Инвестиции в основной
капитал
3. Операционные издержки
4. Потребность в оборотном капитале
5. Общие инвестиции
Дополнительные
расчеты
6. ДП от финансовой деятельности
7. Налоги
9а*. Дополнительные эффекты: 9а*1. Внешние эффекты
9а*2. Перераспределительные эффекты 9а*3. Косвенные эффекты 9а*4. Теневые цены
Денежные V потоки Финансовое состояние
VI 9. ДП 8. Отчет
по проекту о прибыли
10. ДП 14. Балансовый
для финансового отчет
планирования
11. ДП 15. Отчет
для государства о движении
денежных
средств
12. ДП Финансовые
для собствен- коэффициенты
ного
капитала
13. ДП
для других
/участников.
) Взаимо-
связь ДП
Взаимосвязь ДП в рамках анализа общественной эффективности (таблица 13*)
Рис. 1. Информационные блоки в рамках анализа коммерческой и общественной эффективности проектов
лиза в него включаются информационные блоки по расчету дополнительных эффектов. В результате корректировки денежных потоков от инвестиционной и операционной деятельности (табл. 9) определяется сальдо денежных потоков для расчета общественной эффективности проекта (табл. 9*), а после дополнения денежных потоков в рамках анализа коммерческой эффективности (табл. 13) денежными потоками других частных участников проекта и корректировки денежных потоков для государства формируется взаимосвязь денежных потоков, соответствующая экономическому анализу (табл. 13*).
Методы анализа общественной эффективности
Факторы, приводящие к расхождению соответствующих показателей коммерческой и общественной эффективности проекта, можно сгруппировать по трем направлениям [5]:
► выявление выгод и затрат, включающее анализ внешних, перераспределительных и косвенных эффектов;
► измерение выгод и затрат, базирующееся на применении теневых цен, соответствующих эффективным решениям при отсутствии искажений на рынках;
► соизмерение выгод и затрат во времени с учетом перераспределения ресурсов между частным и
ИННОВАЦИИ № 4 (81), 2005
ИННОВАЦИИ № 4 (81), 2005
общественным секторами экономики и взаимосвязи между поколениями (социальная ставка дисконтирования).
Для инновационных проектов наиболее существенное влияние оказывают перераспределительные и косвенные эффекты.
Перераспределительные эффекты по своему определению предполагают, что при оценке с точки зрения общества в целом общая сумма используемых и получаемых средств остается неизменной. Поэтому при оценке общественной эффективности проекта из выгод и затрат по проекту необходимо исключить соответствующие составляющие, связанные с перераспределением. Прежде всего, это относится к налогам и трансфертам. Кроме того, рассмотренные эффекты возникают практически во всех проектах из-за прироста нормируемых оборотных средств, которые включают составляющие, связанные с финансированием. Выделение данной группы эффектов было предложено авторами Методических рекомендаций [4]. При анализе проекта с точки зрения общества инвестиции в прирост чистого оборотного капитала в значительной степени включают перераспределение между частными участниками (при возникновении дебиторской и кредиторской задолженности) и между частными участниками и государством (при расчетах с бюджетом).
Косвенные эффекты связаны с выгодами и затратами для экономических субъектов, не являющихся непосредственными участниками данного проекта (вне институциональных рамок проекта). В отличие от внешних косвенные эффекты учитываются в условиях рыночных взаимодействий, но за пределами проекта. Косвенные выгоды возникают у потребителей продукции, производимой в проекте, по цепочке межотраслевых связей первого, второго, третьего и т. д. порядков.
Косвенные эффекты проекта определяются разностью косвенных эффектов в ситуации «с проектом» и косвенных эффектов в ситуации «без проекта».
Количественная оценка общественной эффективности инновационных проектов осуществляется на основе скорректированных денежных потоков и ставки дисконтирования.
В процессе корректировки денежных потоков определяются изменения величин соответствующих выгод, затрат и ставки дисконтирования, что позволяет сформировать денежные потоки, произвести их дисконтирование и осуществить расчет общественной эффективности.
Предположим, что коммерческая эффективность проекта определяется на основе соответствующего денежного потока, включающего выгоды В и затраты С1_ в каждый момент времени Ь. Тогда в расчетах общественной эффективности проекта для каждого момента времени (года) в качестве выгод используется величина р
а в качестве затрат — величина
При этом приростные величины представляют собой суммы по видам дополнительных эффектов
(I, /=1,..., *>.
На основе скорректированных денежных потоков рассчитывается вся система показателей общественной эффективности инновационных проектов по формулам, аналогичным используемым для оценки коммерческой эффективности.
Формула для расчета величины чистого дисконтированного дохода в рамках анализа общественной эффективности проекта принимает вид:
Последовательность расчетов по методике анализа общественной эффективности
Расчеты для анализа общественной эффективности проекта можно проводить двумя основными способами, на их основе формируются две методики расчетов. В первом способе осуществляется переход от финансового анализа к экономическому, при этом информация, полученная для расчета коммерческой эффективности, используется в качестве исходного пункта. Второй способ аналогичен проведению финансового анализа и предполагает построение полного комплекса взаимосвязанных таблиц для расчета общественной эффективности проекта. Такой способ применяется в Методических рекомендациях 2000 г. Представляется предпочтительным использование первого способа по следующим причинам. Прежде всего, создается информационная основа для анализа не только эффективности проекта, но и эффективности участия в проекте. С помощью данного способа появляется возможность установить соответствие влияния факторов различия финансового и экономического анализа с эффективностью участия в проекте различных субъектов инвестиционной деятельности за рамками проекта, тем самым в полной мере представить эффективность участия в проекте. Кроме того, для большинства проектов частного сектора, требующих проведения экономического анализа, необходимо наряду с общественной анализировать и коммерческую эффективность. Данный способ позволяет существенно упростить проведение расчетов, а также ясно показать влияние каждого из специфических факторов общественной эффективности.
При анализе общественной эффективности сравниваются два варианта реализации проекта: с государственной поддержкой и без нее. Даже при предоставлении реальной поддержки отдельным проектам
необходимо сравнивать рассматриваемый вариант с гипотетическим случаем отсутствия активного государственного вмешательства в осуществление проекта [6]. Соответствующий подход аналогичен традиционным методам анализа финансового состояния предприятия, при которых даже в случае привлечении заемных средств при построении финансовых коэффициентов исследуется вариант финансирования только за счет собственного капитала.
Оценка общественной и социальной эффективности инновационного проекта предполагает последовательное осуществление ряда этапов.
Первый этап. Учет внешних эффектов. Данный этап предполагает детальное представление инновационного характера производимой продукции или предлагаемой технологии. В рамках упрощенной методики данные эффекты учитываются только через качественные показатели при осуществлении рейтинговой оценки проекта.
Второй этап. Учет перераспределительных эффектов. К доходам от проекта добавляются суммы выплачиваемых налогов и других платежей предприятия-заказчика, а к расходам — суммы трансфертов и дотаций. Кроме того, денежные потоки корректируются на эффекты оборотного капитала.
Третий этап. Учет косвенных эффектов. На стадиях использования продукции основные косвенные выгоды возникают в операционной деятельности, а косвенные затраты — в инвестиционной деятельности. В соответствии с приростами цен, объемов выпуска и издержек можно выделить три группы косвенных выгод проекта, возникающих при использовании продукции: выигрыш за счет разницы мировых и внутренних цен; прирост продаж у потребителей за счет роста качества и количества продукции; экономия издержек за счет применения новых производственных технологий. При наличии исходной информации рассчитываются косвенные эффекты на дальнейших стадиях использовании продукции.
Наряду с операционными выгодами для каждого проекта на различных стадиях использования продукции выделяются и приросты косвенных эффектов, связанные с инвестиционной деятельностью.
Четвертый этап. Расчет итогового сальдо денежных потоков для экономической оценки. В результате суммирования сальдо денежных потоков для оценки коммерческой эффективности и данных, полученных на предыдущих трех этапах расчетов, определяется сальдо денежного потока для анализа общественной эффективности проекта.
Пятый этап. Оценка общественной эффективности проекта. На основе полученных по годам жизненного цикла проекта чистых денежных потоков рассчитываются основные показатели его общественной эффективности, прежде всего чистый дисконтированный доход, индекс доходности, внутренняя норма доходности, срок окупаемости.
Шестой этап. Расчет денежных потоков различных участников в рамках анализа общественной эффективности. Денежные потоки различных участников, определенные в рамках анализа коммерческой эффективности, корректируются в соответствии с основными дополнительными эффектами. К ним добавляются денежные потоки участников за институциональными рамками проекта.
Седьмой этап. Оценка эффективности участия в проекте в рамках анализа общественной эффективности. На основе суммарных чистых денежных потоков для анализа общественной эффективности рассчитываются основные показатели, прежде всего чистый дисконтированный доход для каждого участника.
Применение методики для анализа эффективности проекта производства новых катализаторов крекинга и риформинга
Инновационный проект «Разработка и промышленное освоение катализаторов и каталитических технологий нового поколения для производства моторных топлив» стал одним из победителей конкурса на выполнение работ в 2003-2006 гг. [6]. Обоснование принадлежности данного проекта к указанной группе базируется на применении рассмотренной методики. В табл. 1 приведены результаты оценки различия коммерческой и общественной эффективности рассматриваемого проекта. При 10-процентной ставке дисконтирования чистый дисконтированный доход, определяемый в рамках анализа коммерческой эффективности, составляет лишь 5% от уровня общественной эффективности проекта. Различие двух показателей эффективности определяется влиянием двух основных групп факторов: перераспределительных и косвенных эффектов.
Перераспределительные эффекты для данного проекта, прежде всего, связаны с выплатой акцизов и налога на добавленную стоимость нефтеперерабатывающими заводами в размере 1276,4 млн руб., что составляет 82,9% перераспределительных эффектов базового варианта (см. рис. 2).
При проведении расчетов оценивалась также величина эффектов оборотного капитала. Корректировка прироста потребности в чистом оборотном капитале после исключения перераспределительных эффектов составила 16,1 млн руб. при расчете без
Таблица 1
Основные группы эффектов, определяющих различие коммерческой и общественной эффективности проекта производства катализаторов (г=10%)
Объем, млн руб. Структура, %
Коммерческая эффективность проекта 137,3 5,0
Перераспределительные эффекты 1539,6 55,6
Косвенные эффекты 1091,4 39,4
Общественная эффективность проекта 2768,3 100,0
ИННОВАЦИИ № 4 (81), 2005
ИННОВАЦИИ № 4 (81), 2005
4000,0-
3000,0-
1000,0-
-1000,0-
дисконтирования и 13,2 млн руб. при 10-процентной ставке дисконтирования, что соответствует 0,8 и 0,5% от общественной эффективности проекта (определяемой размерами ЧДД). В связи с такой незначительной величиной эффектов оборотного капитала в базовом варианте данный фаКТОр При Переходе ОТ КОММерЧеСКОЙ К обще- 2000,0-ственной эффективности не учитывался.
Среди косвенных эффектов наибольшее влияние на рост общественной эффективности оказывает прирост продаж бензина (см. рис. 2) на общую сумму 1747,5 млн руб. при 10-процентной ставке дисконтирования, в том числе на 74,5% за счет роста производительности (измеряемой выходом бензина) и на 25,5% за счет роста качества продукции (измеряемого ростом октанового числа). Выигрыш в ценах, определяемый возможностью покупки отечественных катализаторов крекинга и риформинга по более низким внутренним ценам, оценивается величиной 167,9 млн руб. и зависит от конкурентоспособности новых катализаторов и выбранной маркетинговой стратегии. Экономия издержек в нефтепереработке, измеряемая эффектом от снижения затрат драгоценных металлов (платины и рения), составляет незначительную величину в 12,2 млн руб. Чистые инвестиции вне производства катализаторов, главным образом, определяются инвестициями на реконструкцию установок риформин-га (за вычетом остаточной стоимости основных средств в ликвидационный период) в размере 498,4 млн руб., а также инвестициями в НИОКР за пределами катализаторного производства и нефтепереработки в размере 337,8 млн руб.
В целом рассматриваемый проект производства и применения новейших отечественных катализаторов крекинга и риформинга относится к числу мегапроектов, характеризующихся сочетанием низкой
137,3 А 263,1
L 1276,4
Л 167,9
1747,5
\ _J^12,2
//''-836,3
■ Коммерческая
эффективность проекта
□ Налоги в производстве катализаторов
□ Налоги
в нефтепереработке
□ Выигрыш в ценах
□ Прирост продаж бензина
□ Экономия издержек в нефтепереработке
□ Чистые инвестиции вне производства катализаторов
Общественная эффективность проекта 2768
Рис. 2. Влияние различных факторов перехода от коммерческой к общественной эффективности проекта производства катализаторов, млн руб.
коммерческой и высокой общественной эффективности и образующих группу общественно значимых проектов, требующих государственной поддержки.
Литература
1. I. M. D. Little, J. Mirrlees. Manual of Industrial Project Analysis. Vol. II; Social Cost Benefit Analysis. Paris: OECD Development Centre, 1969.
2. A Guide to Cost-Benefit Analysis of Investment Projects. DG Regional Policy, European Commission, 2000.
3. G. P. Jenkins, A. C. Harberger. Cost-benefit Analysis of Investment Decisions. Manuel. Queen’s University, Canada, 2001.
4. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция). Официальное издание. М.: Экономика, 2000.
5. Т. С. Новикова. Анализ общественной эффективности инвестиционных проектов. Новосибирск: ИЭ ОПП, 2005.
6. Н. П. Анфимова, А. О. Баранов, А. С. Носков, Т. С. Новикова. Взаимодействие государства и частных участников при реализации инновационных проектов государственного значения. // Инновации, 2004, № 5(72). С. 52-56.