использования рыночных отношений в здравоохранении. На этом же этапе следует создать экономические и юридические предпосылки функционирования неприбыльных медицинских учреждений.
Наконец, третий этап будет связан с экономическим подъемом и завершением становления рыночных отношений в производстве. В условиях роста благосостояния населения это даст возможность сконцентрировать внимание на отработке и отладке всех элементов системы охраны здоровья.
Сегодня основными плательщиками страховых взносов в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования являются организации, учреждения, предприятия независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности, а также иные хозяйствующие субъекты[2]. В число плательщиков также входят и органы исполнительной власти, которые осуществляют платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей, учеников школ, пенсионеров, зарегистрированных безработных и других категорий) с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования.
При этом страховые тарифы взносов в фонды обязательного медицинского страхования установлены общими законами о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды. От уплаты страховых взносов освобождены общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, объединения, созданные для осуществления их уставных целей.
Существует перечень выплат, на которые не начисляются страховые платежи в фонды обязательного медицинского страхования:
- премии единовременного характера, не связанные с производственными результатами, выплачиваемые за счет прибыли;
- компенсация за отпуск, выходное пособие при увольнении;
- аренда, перевозка (по договорам гражданско-правового характера);
- суточные и квартальные при командировках (выплаты сверх норм);
- выплаты социального характера (за счет чистой прибыли): стоимость путевок на санаторно-курортное лечение;
- материальная помощь, выплачиваемая работникам на покрытие потерь в результате пожара, хищения имущества, увечья, на погребение работника или его родственников;
- материальная помощь по другим обстоятельствам; единовременные премии при выходе на пенсию; оплата проездных билетов, путевок, питания сотрудников; оплата содержания в детских дошкольных учреждениях и обучения;
- возмещение расходов по проезду, провозу имущества и найму помещения при переводе или переезде на работу в другую местность.
Страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования перечисляются предприятиями и организациями в те же сроки, что и взносы в другие государственные фонды социального страхова-
ния и обеспечения, а именно ежемесячно в срок, установленный для выдачи заработной платы.
Финансовые санкции к плательщикам взносов в фонды применяются в тех же случаях, что и к плательщикам взносов в Пенсионный фонд России (хотя есть особенности в отношении уплаты пени) [7]:
-за отказ от регистрации. При обнаружении этого нарушения плательщик уплачивает штраф в размере 10 % причитающихся к уплате сумм страховых взносов;
-за непредставление в установленные сроки расчетной ведомости по страховым платежам. Это нарушение ведет к необходимости уплаты штрафа в размере 10 % причитающихся к уплате в отчетном квартале сумм страховых взносов;
-за нарушение установленного срока уплаты взносов. Невнесен-ная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени. Недоимкой считается и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов. Пеня начисляется в размере 1% с суммы недоимки за каждый день просрочки по взносам работодателей и иных плательщиков. Если в просрочке платежей виноваты банки, то они уплачивают пени тоже в размере 1%. Пеня начисляется, начиная со следующего дня по истечении срока уплаты и по день уплаты включительно;
-за сокрытие или занижение плательщиком взносов сумм, на которые должны начисляться взносы. При выявлении этих нарушений с плательщика взыскивается вся сокрытая сумма, штраф в размере этой же суммы и пеня. При повторном нарушении штраф взыскивается в двойном размере.
Излишне перечисленная сумма взносов зачисляется в счет очередных платежей или возвращается плательщику. Финансовые санкции взыскиваются с предприятий в бесспорном порядке, в течение 3х лет с момента образования недоимки.
Литература:
1. Решетников А.В. Финансовый менеджмент в системе обязательного медицинского страхования// Экономика здравоохранения. 2002, №10
2. Положение о порядке уплаты страховых взносов в федеральный и территориальные фонды ОМС от 24.02.93, № 45.
3. Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в ПФР от 27.12.91, № 2122-1.
4. Акулов В.Н. Социальная защита граждан в условиях обязательного медицинского страхования// Мир медицины, 1997, №6.
5. Левант Н.А. Организация медицинского страхования в России/ / Медицинский вестник, 1996. №2.
6. О цене ошибок при начислении страховых взносов во внебюджетные фонды // Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь», 1998, №28.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ УПРАВЛЕНИЯ ВЫПОЛНЕНИЕМ РАБОТ ИННОВАЦИОННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА
Омарова Ж.М., к.э.н., профессор, Ибаев И-Х.С., аспирант Дагестанского государственного технического университета
Рассмотрены проблемы и методические подходы совершенствования управления параметрами процесса реализации работ инновационных строительных проектов.
Ключевые слова: инновационный строительный проект, приоритетные направления деятельности, управление выполнением работ проекта.
IMPROVING OF METHODICAL APPROACES OF MANAGEMENT OF INNOVATIVE CONSTRUCTION PROJECTS
Omarova G., Candidate of Economic Science, professor, Ibaev I-H. post - graduate (student) of Daghestan State Technical University
Problems and methodical approaches of improving of management of the process of realization of words of innovative construction projects parameters are considered.
Key word: projects parameters are considered.
Одной из актуальных задач современной экономики является организация эффективного управления реализацией работ инновационных проектов в строительстве. Важную роль при этом играет формирование предложений по приоритетным направлениям дея-
тельности, для определения которых можно воспользоваться следующей методикой:
1. Формируется множество допустимых альтернативных на правлений инновационной деятельности и цель, которую пресле-
дует предприятие в своем развитии. Определяется перечень наиболее значимых критериев, по которым можно оценить насколько то или иное направление деятельности позволяет достичь заданной цели.
2. Для каждого проекта, реализующего приоритетное направление, проводится оценка возможности улучшения каждого критериального показателя по сравнению с фактическим его значением, характеризующим существующее положение дел на предприятии на текущий момент времени. Для этого каждому критерию выбора в соответствие ставится лингвистическая переменная, и на основе опроса экспертов определяются ее нечеткие значения (термы): «очень низкая возможность», « возможность ниже средней», «средняя возможность », «возможность выше средней», «очень высокая возможность».
3. Выполняется отсев неперспективных направлений деятельности согласно следующим эвристическим правилам: ««Направления деятельности, не имеющие оценок «возможность выше средней» или «очень высокая возможность», из множества альтернатив исключаются. Остальные направления деятельности остаются во множестве альтернатив по приоритетным направлениям деятельности»»; ««Направления, имеющие более одной оценки «очень высокая возможность» или не менее двух оценок «возможность выше среднего», относятся к числу кандидатов в группу приоритетных. Если направление имеет более двух оценок «высокая возможность» или трех - « возможность выше среднего», то оно относится к кандидатам в группу особо приоритетных»».
4. Степень приоритетности направлений деятельности из группы особо приоритетных оценивается по трем показателям:
- по конечному результату, определяемому приростом анализируемого показателя за фиксированный период;
- по затратам, связанным с его реализацией (общие, включая инвестиции и текущие издержки).
- по значению показателя эффективности реализации.
5. Все альтернативные направления деятельности ранжируются по степени приоритетности. Выбирается одно из них имеющее максимальный ранг. Если несколько направлений имеют одинаковый максимальный ранг, то одно из них выбирается согласно равномерному закону распределения вероятностей выбора.
После выбора наиболее приоритетного направления деятельности переходят к распределению имеющихся финансовых ресурсов между подзадачами связанными с его реализацией. Для этого выполняется анализ «затраты - результат» для выбранной эффективной альтернативы, который в мировой практике является обязательной процедурой любых механизмов распределения финансов. Это объясняется тем, что выбирается такая альтернатив из заданного портфеля альтернатив по заданному критерию выбора, которая дает[ 1]:
-максимально возможную эффективность при заданном ограниченном объеме средств;
-минимальные затраты при достижении требуемого уровня результата и эффективности.
Особое место в управлении выполнением инновационных проектов занимает управление реализацией связанных с ними работ. Работа определяется как совокупность взаимосвязанных операций, направленных на достижение желаемого результата за намеченный интервал времени. Работа наследует основные черты проекта - сроки, объём, бюджет, ресурсы, риск и т.д. Она является основной его составной частью. В этом случае проект может быть представлен как совокупность взаимосвязанных работ [ 2 ].
Основными проблемами, связанными с управлением реализацией работ строительного проекта является управление выполнением связанных с ними операций в заданные сроки, при ограниченных ресурсах с минимальным риском срыва достижения цели.
Объём работы относится к важнейшим её характеристикам и может выражаться в различных величинах: трудоёмкости, продолжительности, стоимости и т.д. Наиболее часто для определения объёмов работ проекта используется продолжительность, которая определяется количеством рабочего времени, которое требуется для её выполнения. На продолжительность работ оказывает влияние потребность в ресурсах, необходимых для их реализации, квалификация рабочих, климатические условия, сроки поставок строительных материалов накопленный опыт и т.д. Инструментарием для оценки продолжительности работ могут служить:
- расчёты на основе нормативов;
- экспертные оценки;
- оценки по аналогам;
- имитационное моделирование.
Таким образом, описание, определяющее текущее состояние выполняемых работ проекта, будет включать п кортежей (количество п определяется числом совмещено реализуемых работ проекта), каждый из которых содержит текущие оценки, определяющие: сроки выполнения работы, отсчёт которых ведётся от начала их реализации; фактически выполненные объёмы работы и нереализованные, т.е. оставшиеся их объёмы; израсходованные и оставшиеся средства и ресурсы, действующие на процесс реализации работы факторы риска. Для анализа состояния процесса реализации работ фактические значения показателей реализации работ, сравниваются с заданными (целевыми) их значениями. Полученные в результате сравнения, отклонения рассматриваются как подцели, требующие проведения определённых корректирующих мероприятий, позволяющих устранить выявленные отклонения.
Важным элементом эффективного управления реализацией работ проекта является оптимальное планирование и распределение требуемых для их реализации ресурсов. Потребность в ресурсах определяется на основе их норм использования, и какое количество их требуется для выполнения работ проекта. Источниками информации для принятия решений в этом случае могут служить структурированные сетевые модели реализации работ, содержание работ и цели реализации проекта [3].
Планируемая стоимость работ зависит от их объёма и в общем случае определяется на основании планируемой потребности в ресурсах, необходимых для их выполнения и стоимости единицы каждого вида используемых ресурсов. В случае, когда невозможно адекватно оценить потребности в конкретных видах ресурсов на работу, планируемая стоимость определяется либо по нормативам на данные виды работ, либо на основании заключённых договоров, либо в результате экспертных оценок и из предыдущего опыта [4].
Продолжительность работ, планируемые потребности в ресурсах и стоимость являются взаимосвязанными показателями, т.к. изменение одного из них влечёт за собой изменение других показателей. При этом сокращение первого из них влечёт за собой увеличение последних двух, а по условию задачи необходимо минимизировать каждый из данных показателей. Следовательно, для определения величин рассмотренных показателей требуется решить задачу многокритериальной оптимизации, позволяющую определить компромиссное значение отмеченных выше показателей. При этом в качестве параметров управления можно рассматривать квалификацию рабочих, периодичность поставки материалов, производительность труда, объёмы получаемой прибыли и т.д.
Особую роль в управлении производством работ проекта играет его содержание. Под содержанием проекта подразумевается деятельность, необходимая для получения результатов проекта (продукта) со специфическими характеристиками и функциями [5]. Основными процессами управления содержанием проекта являются:
- инициирование проекта;
- планирование содержания;
- определение содержания;
- подтверждение содержания;
- контроль над изменением содержания.
Инициирование является процессом, связанным с определением целесообразности реализации нового проекта или того факта, что проект должен перейти в новую фазу. Учитывая сложность процесса реализации проектов этот процесс должен рассматриваться как полифазный, когда переход на новую фазу определяется достижением текущей цели. Другими словами для организации эффективного инициирования строительных процессов они разбиваются на фазы (например, по вехам), каждая из которых заканчивается достижением соответствующей цели. Окончание одной фазы является предпосылкой для перехода к следующей за ней другой фазе реализации проекта.
Определение содержания проекта включает декомпозицию целей проекта на более мелкие и управляемые подцели для того, чтобы:
-определить оценки по стоимости, времени и ресурсам проекта;
-создать основу для измерения и контроля хода выполнения проекта;
-распределить права и обязанности по проекту, определить степень ответственности.
Для декомпозиции целей и подцелей проекта, следует использовать методы построения редукционных моделей решения сложных задач, рассматривая первую фазу реализации проекта на первом уровне редуцирования.
Важное место в организации управления выполнением работ проекта является определение характера взаимосвязи между объёмами, продолжительностью и стоимостью реализуемых работ.
Объём выполняемых работ может вычисляться после построения модели разбиения работ на составляющие с целью их эффективной реализации на основе нормативов выполнения элементарных операций, определяемых на последнем уровне разбиения.
Продолжительность реализации проекта и составляющих его работ ограничивается желаемой датой его завершения, установленной либо контрактом с заказчиком, либо другими внешними условиями. С другой стороны продолжительность работ может быть определена из их объёма и производительности ресурсов, имеющихся для их выполнения:
Т =ур / о
где У объёмы р-го вида работ; Qp - объемы р-го вида работ, которые можно выполнить в единицу времени согласно имеющимся для этого ресурсам.
Учитывая, что объёмы р-го вида работ по проекту Ур являются фактически величиной постоянной, то параметром регулирования продолжительности работ является объём задействованных для этого ресурсов Q Другими словами, для сокращения сроков выполнения работ необходимо в соответствии со связанными с ними нормативами увеличить объем используемых для их реализации ресурсов.
Стоимость реализации работ зависит от количества ресурсов, требуемых для их выполнения. В виду того, что наиболее значимым и невосполнимым элементом проекта является время его реализации, то именно за счёт эффективного планирования ресурсов и затрат проекта можно добиться оптимального срока его завершения. При этом задача оптимизации продолжительности выполнения работ сводится к расчету величины Тр при заданных объёмах и зафиксированных финансовых средствах отпущенных на их реализацию.
В других постановках эта задача может решаться при следующих обстоятельствах:
- при необходимости обеспечения завершения отдельных работ и всего проекта в целом за более короткие сроки;
- для определения целесообразности внедрения новых технологий после начала реализации работ по проекту;
- для проверки правильности и оптимальности распределения ресурсов между работами при ограниченных их объёмах;
- при необходимости перераспределения имеющихся ресурсов между работами для сокращения сроков реализации критических работ .
Общие затраты на реализацию проекта или отдельных его работ для каждого периода определяются как сумма прямых и косвенных затрат [6]. Природа прямых затрат такова, что они увеличиваются в объёме при сокращении длительности выполнения работы, а накладные расходы при этом сокращаются. Это приводит к тому, что существует продолжительность 1* выполнения работ при которой общие затраты являются минимальными. Следовательно, если не существует со стороны заказчика жёстких ограничений на сроки реализации проекта, то для получения максимальной прибыли подрядчик должен придерживаться оптимальных сроков реализации каждого вида выполняемых работ по проекту.
При этом важным является применение эффективных методов управления содержанием работ проекта, являющихся элементами содержания самого проекта. Для эффективного управления содержанием инновационного строительного проекта необходимо определить [7]:
-работы для выполнения;
-последовательность работ;
-продолжительность работ;
-потребность в ресурсах и стоимость работ.
Под содержанием отдельных работ проекта следует понимать описание связанных с их выполнением операций и технологии реализации этих операций, а также закреплённые за ними ресурсы, которыми они должны быть обеспечены.
Для определения операций, из которых состоит отдельная ра-
бота проекта, необходимо сформировать её сетевую модель реализации. Последовательность выполнения операций определяется их порядковыми номерами, присвоенными в процессе построения сетевого графика реализации работы.
Планирование ресурсов на реализацию работ выполняется путём определения того, какие ресурсы требуются для выполнения отдельных элементарных операций с последующим суммированием по каждому их типу.
Назначение ресурсов при ограниченном их объёме различным элементарным операциям осуществляется путём решения задачи оптимального их перераспределения между работами при заданных ограничениях, например, согласно критерию минимизации сроков реализации проекта.
При назначении работам ограниченных ресурсов следует учитывать их пределы потребления, что в дальнейшем позволит проводить анализ профилей их использования. Для оптимизации распределения ресурсов и разрешения ресурсных конфликтов, применяются методы выравнивания, которые учитывают пределы потребления ресурсов и позволяют реализовать наиболее эффективное их использование.
Для построения и хранения модели работ в базе данных и знаний каждую из них необходимо структурировать и определить, с помощью различного рода характеристик, необходимых для их идентификации, определения текущего состояния и возможных путей развития. Обычно структурированное описание работ проекта включает:
-идентификатор - уникальный код, однозначно определяющий работу в проекте;
-описание работы или краткое описание ее структуры и содержания;
-продолжительность работы.
Продолжительность работ определяется оценкой времени в заданных единицах измерения, требуемого для выполнения работы с учётом её характера и необходимых ресурсов. На оценку продолжительности оказывают влияние ограничения во времени, используемые объёмы ресурсов; квалификация рабочих и опыт реализации предыдущих проектов. К основным методам, используемым для оценки продолжительности работ можно отнести[8]:
-экспертную оценку, которая получается путём обработки знаний экспертов, полученных на основании их опроса. В качестве экспертов могут выступать высококвалифицированные управленцы, имеющие большой опыт выполнения строительно-монтажных работ;
-оценку по аналогам. Для получения такого вида оценок определяется ряд показателей, которые влияют на продолжительность работ. Тогда две работы являются аналогичными между собой, если они приблизительно равны по значениям сравниваемых показателей (аналогичны). Следовательно, если известна продолжительность одной работы, то продолжительность другой работы принимается равной первой;
-оценку определения с помощью имитационного моделирования. В этом случае продолжительность рассматривается как случайная величина, определяемая, например, по методу Монте-Карло.
Процент выполнения представляет собой долю завершённой части объёма работы в процентах. Данный показатель должен планироваться в виде временной функции, позволяющей определить заданные его значения в произвольные моменты времени.
Оставшаяся длительность для выполняемых работ рассчитывается либо по проценту выполнения, либо путём оценки. Показатель может иметь заданное значение и принимать фактическое значение. По данному показателю можно определить возможность завершения работы в заданный срок путём увеличения используемых для её реализации ресурсов.
В произвольные моменты времени в процессе реализации проекта, рассмотренные выше параметры работ будут иметь запланированные значения, изменяющиеся в динамике реального времени. В совокупности эти значения определяют целевое состояние (требуемое состояние) работы. Фактические же значения этих показателей в этот же момент времени будут определять текущее состояние работы. Тогда, сравнивая между собой текущую и целевую ситуации, и определяя имеющиеся между ними различия, можно управлять процессом реализации работ, путём проведения корректирующих действий (мероприятий), позволяющих устранять все наблюдаемые отклонения параметров от запланированных их зна-
чений. Для этого каждому виду отклонений и его величине в соответствие ставятся требуемые для их устранения корректирующие управленческие действия.
Наиболее критичным, с точки зрения эффективности управления реализацией строительных работ является время или продолжительность их выполнения. Сказанное обусловлено тем, что основной целью реализации проекта является своевременное завершение всех связанных с ним работ. Другими словами, эффективное управление временем, связано с достижением требуемых результатов по реализации проекта.
На основании годового плана время распределяется помесячно и понедельно, на ближайшие месяцы и недели, а в рамках недели составляется точный план на каждый рабочий день.
В ходе осуществления деятельности в определённые моменты времени производится контроль полученных результатов и исполь-зованого времени. Если полученные результаты совпадают с заданными, то продолжается выполнение работ согласно принятому плану. В противном случае выполняется корректировка процесса реализации работ, в соответствии с обнаруженными отклонениями между фактическими и заданными их характеристиками и параметрами.
При этом важным элементом организации управления процессом выполнения работ является определение состава факторов, приводящих к потерям времени. Это необходимо для определения причин и сопричин, влекущих за собой срывы выполнения строительно-монтажных работ и связанных с этим потерь времени реализации проекта. После определения факторов потери времени управление реализацией работ проекта может быть построено по следующей схеме:
«контроль за задержками выполнения работ» - «определение, причин возникновения задержки путем анализа характера полученного отклонения по времени» - «выбор и проведение корректирующих действий для устранения последствий вызванных задержкой выполнения работы».
К основным факторам потерь времени можно отнести :
- ошибки, допущенные на стадии определения содержания работ, выражающиеся в не учёте некоторых подцелей проекта, в процессе разбиения проекта на работы, в определении участников проекта и в установлении вех выполнения проекта;
- неточности планирования, вызванные недостоверными исходными данными;
- недостаток времени на оценку показателей проекта;
- неправильное планирование графика проведения работ, вызванное плохим учётом возможностей участников реализации этого графика;
- плохой учёт опыта реализации проекта;
- неверное планирование распределения ресурсов;
- слабый учёт целей и задач последних фаз реализации проекта;
- слабый учёт влияния рисков на проведение работ;
- отсутствие требуемой детальной информации, для эффективного проведения работ;
- фактическое состояние проекта не соответствует текущему графику выполнения работ;
- ошибки передачи и приёма информации, не позволяющие вовремя отслеживать расхождения между текущими и базовыми графиками проведения работ;
- влияние погодных условий на проведение работ;
- брак, вызванный низкой квалификацией исполнителей работ и плохим качеством используемых стройматериалов.
Все рассмотренные факторы потерь времени можно разделить на устранимые в процессе реализации работ за приемлемое время, и неустранимые. Влияние устранимых причин ликвидируется путём оперативного перепланирования процесса реализации работ за счёт перераспределения имеющихся резервов и ресурсов. При возникновении неустранимых причин, существенно влияющих на процесс реализации работ проекта, задача их устранения и учёта может решаться, путём стратегического перепланирования и корректировки базового графика выполнения работ.
К неустранимым причинам можно отнести: слабый учёт рисков внешней среды; существенное изменение фактического состояния проекта; брак выполнения работ при его больших объёмах; длительные простои, связанные с нерабочими погодными условиями или из-за отсутствия финансовых средств.
К одному из управляемых параметров, существенно влияющих
на процесс и продолжительность выполнения работ, относится производительность труда. Управление производительностью труда включает следующие процессы [9]:
- измерение и оценку производительности;
- планирование контроля и повышения производительности на основе информации полученной в процессе измерения и оценки;
- осуществление мер контроля и повышения производительности;
- измерение и оценка воздействия этих мер.
Для управления производительностью выполнения строительных работ необходимо определить основные факторы, как позитивно, так и негативно влияющие на производительность труда. Описать характер влияния данных факторов и определить корректирующие воздействия, позволяющие устранить как сами факторы, так и связанные с ними последствия. Для этого формируются правила вывода решений, позволяющие выявлять корректирующие мероприятия, направленные на повышение производительности труда, и строится подсистема оперативного управления продолжительностью работ проекта с учетом влияния фактора производительности труда.
Литература:
1. Беренс В.Б., Хавранек П.М. Руководство по оценке эффективности инвестиций. - М.: ИНФРА - М, 1995.
2. Фил Бетьюли. Управление проектом. - М.: ФАИР - ПРЕСС, 2002.
3. Управление исследованиями, разработками и инновационными проектами / Под ред. Валдайцева С.В. - СПб.: СПбГТУ, 1995.
4. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление проектами: Справочник для профессионалов / Под ред. Мазура Н.И., Шапиро В.Д. -М.: Высшая школа, 2001.
5. Либерзян В.И. Основы управления проектами. - М.: Нефтяник, 1997.
6. Дорантес Д. Х., Тункель И. Л. Управление инновационными проектами: методология и инструментальные средства. - СПб.: СПбГТУ, 1997.
7. Воропаев В.И. Управление проектами в России. - М.: Аланс, 1995.
8. Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии. - М.: Экономика, 1989.
9. Барканов С.А., Бурков В.Н., Гилязов Н.М. Методы агрегирования и управления проектами. - М.: ИПУ РАН, 1999.