Научная статья на тему 'Усиление социальной функции налогов, уплачиваемых гражданами, задействованными в сфере малого бизнеса, как фактор экономического развития субъекта Российской Федерации (на примере Приморского края)'

Усиление социальной функции налогов, уплачиваемых гражданами, задействованными в сфере малого бизнеса, как фактор экономического развития субъекта Российской Федерации (на примере Приморского края) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ НАЛОГОВ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ / ГОСУДАРСТВО / СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ / ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глухов Егор Владимирович

Актуальность исследования социальной функции налогов определяется необходимостью изучение их внутренних свойств, способов социальной ориентации обязательных платежей, поступающих от граждан, задействованных в сфере малого бизнеса, в условиях усиливающейся поляризации российского общества. Сегодня всё чаще на государственном уровне рассматриваются вопросы по развитию малого бизнеса, однако пока не в полном объеме реализуются существующие финансовые инструменты и методы, а также предложены соответствующие теоретические научные концепции, которые бы позволили более активно вовлекать население в данную сферу предпринимательской деятельности. Ограниченность ресурсов в малом бизнесе и правовая неграмотность приводят к недооценке роли налогов, т.к. ограниченные ресурсы не позволяют малым предприятиям иметь в своей структуре специалистов, ответственных за принятие решений в налоговой сфере. В данной статье предлагается методика, разработанная автором по оптимизации налогов, уплачиваемых гражданами, задействованными в сфере малого бизнеса, осуществляющих свою деятельность в Приморском крае. Внедрение предлагаемой автором методики в отличие от имеющихся аналогов, подразумевает простоту администрирования налоговыми органами льготных категорий налогоплательщиков, создание рабочих мест, развитие малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Усиление социальной функции налогов, уплачиваемых гражданами, задействованными в сфере малого бизнеса, как фактор экономического развития субъекта Российской Федерации (на примере Приморского края)»

Усиление социальной функции налогов, уплачиваемых гражданами, задействованными в сфере малого бизнеса, как фактор экономического развития субъекта Российской Федерации (на примере Приморского края)

Strengtheningthe social function oftaxes, paid bythe citizensinvolvedin small business, as a factor ofeconomic developmentof the RussianFederation (on

the example of Primorye region)

Глухов Егор Владимирович

аспирант

Школа экономики и менеджмента ФГАОУ ВПО Дальневосточныйфедеральный университет

e-mail: [email protected]

Аннотация. Актуальность исследования социальной функции налогов определяется необходимостью изучение их внутренних свойств, способов социальной ориентации обязательных платежей, поступающих от граждан, задействованных в сфере малого бизнеса, в условиях усиливающейся поляризации российского общества.

Сегодня всё чаще на государственном уровне рассматриваются вопросы по развитию малого бизнеса, однако пока не в полном объеме реализуются существующие финансовые инструменты и методы, а также предложены соответствующие теоретические научные концепции, которые бы позволили более активно вовлекать население в данную сферу предпринимательской деятельности.

Ограниченность ресурсов в малом бизнесе и правовая неграмотность приводят к недооценке роли налогов, т.к. ограниченные ресурсы не позволяют малым предприятиям иметь в своей структуре специалистов, ответственных за принятие решений в налоговой сфере.

В данной статье предлагается методика, разработанная автором по оптимизации налогов, уплачиваемых гражданами, задействованными в сфере малого бизнеса, осуществляющих свою деятельность в Приморском крае.

Внедрение предлагаемой автором методики в отличие от имеющихся аналогов, подразумевает простоту администрирования налоговыми органами льготных категорий налогоплательщиков, создание рабочих мест, развитие малого бизнеса.

Abstract. Relevance of the studyof the social functionof taxesis determined bythe need to examinetheirinternal properties, methods of social orientationof mandatorypayments receivedfrom citizensinvolvedin small business, inthe face of increasingpolarizationof Russian society.

Today,more and more oftenat the state leveldeals withsmall business development, but has not yetfullyimplementedthe existingfinancial instrumentsand methods, andalso providesrelevant theoreticalscientific conceptsthat would allowa moreactive involvement ofthe populationinthis area ofentrepreneurship.

Limited resourcesin small businessandlegal illiteracyleadto an underestimation ofthe role oftaxes, as limited resourcesdo not allowsmall businesseshavein the structureof the professionals responsiblefor making decisionsin the tax field.

In this paper we propose a technique developed by the author to optimize the taxes paid by the citizens involved in small businesses, operating in the Primoryeregion.

Implementation of the proposed methodology by the author in contrast to other available solutions, ease of administration means the tax authorities of privileged categories of taxpayers, job creation, and small business development.

Ключевые слова: социальная функция налогов; малый бизнес; налоговая политика; налогоплательщики; государство; страховые взносы; внебюджетные фонды; налоговые льготы.

Keywords: social function oftaxes;small business; tax policy; taxpayers; state; insurance contributions; extra-budgetary funds; tax benefits.

Проведение преобразований в политической, социально-экономической жизни Российской Федерации (РФ), явилось основой реформирования отечественной экономической науки и послужило причиной появления не только новых научных концепций и терминов, но и возникновения новых видов социальных конфликтов, формы и методы решения которых реализуются в различных государствах.

Во второй половине XX века в наиболее развитых странах сложилась система социальной поддержки населения, обеспечивающая защиту граждан от экономических рисков, в основании которой находится перераспределение доходов: налоги с одних плательщиков формируют доходную базу для выплаты социальных пособий другим [10].

Своевременная и полная уплата населением и хозяйствующими субъектами обязательных платежей более эффективно решается в государстве, в котором помимо выполнения налоговой обязанности широко развиты иные, более общие, стимулирующие плательщиков к их уплате механизмы.

Этим объяснима сознательность, налоговая честность, дисциплина, культура и моральнаселения развитых стран при уплате налогов, потому что они видят реальные результаты использования государством изымаемой с них части своих доходов, хотя налоговые системы этих стран не являются совершенными, и там также существуют проблемы, требующие разрешения [8].

Одним из направлений в решении таких вопросов может быть опыт государств, использующих различные налоговые преференции, а также прямое и косвенное регулирование экономики для развития малого бизнеса, который по своей многочисленности является одним из основных элементов децентрализованного сектора экономики.

Предоставление налоговых льгот для малого бизнеса может осуществляться в различных видах и формах, посредством предоставления

3

налогового кредита, налоговых скидок или каникул и т.д.

К примеру, в странах, развивающихся в условиях рыночной экономики, для малого бизнеса предоставление преференций осуществляется по следующим причинам:

1. Налоговое администрирование малого бизнеса связано со значительными издержками в связи с большим количеством малых предприятий, по сравнению с крупными предприятиями и интегрированными бизнес-структурами.

2. При одинаковых ставках налога эффективность налогообложения малого бизнеса будет больше, по сравнению с более крупными предприятиями, в связи с минимальными возможностями налоговых вычетов.

Берёзкин Ю.М. отмечает, что налоговое законодательство в переходных условиях должно строиться иначе, чем в стационарных. Действующая «финансовая схема» не только должна различаться законом, но и рассматриваться в качестве самостоятельного субъекта налогообложения, а «физические и юридические лица» - служить лишь «дополнительными субъектами» (для тех локальных ситуаций, где установлена их самостоятельность).

Поскольку институт налогообложения строился в России в 1990-х годах по образцам, перенесенным из стабильных западных экономик, то данный момент был полностью проигнорирован, только этим обстоятельством можно объяснить существование многих неразрешимых пока проблем налогообложения [5].

Вопрос о том, в какой степени налоги могут быть инструментом экономической политики как формы социального взаимодействия между государством, юридическими и физическими лицами, как и сама эффективность их использования, привлекал и привлекает к себе внимание ученых и исследователей разных стран и эпох.

Перечень услуг, предоставляемых государством, и предназначенных, как

для личного, так и коллективного потребления, достаточно разнообразен, и

4

распространяется на наиболее важные сферы обеспечения жизнедеятельности общества.

Актуальность исследования социальной функции налогов, обусловлена необходимостью изучения влияния процессов налогообложения на нивелирование социально-экономического различия в доходах, как населения, так и хозяйствующих субъектов [7].

Однако, несмотря на продолжительное теоретическое обобщение различных аспектов налогообложения, пока не сложилось единой, целостной концепции, однозначно описывающей роль и значение налога, как формы разрешения социальных противоречий в поляризованном российском обществе [25].

Необходимость исследования налогов и их влияния на социально-экономические процессы современного общества обусловлена тем, что при ограниченном количестве налогоплательщиков и налогооблагаемой базы существующие ставки налогов не дают значительных поступлений в бюджет.

По мнению Самарухи В.И., Красновой Т.Г. налоговая политика государства как инструмент его воздействия на экономику играет важнейшую роль в стимулировании инвестиционной активности, формируя принципы определения налоговой базы, ставки налогообложения, условия предоставления стимулирующих налоговых льгот [17].

Вопросы оптимизации налогообложения стали особенно актуальными не только в России, но и в ряде других стран, столкнувшихся со спадом производства, ростом безработицы, уклонением от уплаты налогов, недостатком средств в бюджетной системе на реализацию различных социальных программ и проектов как на государственном, так и на региональном уровнях.

Всё это сдерживает предпринимательскую активность хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств, вследствие чего сокращается поступление налогов в бюджет, прослеживается рост «теневой» экономики, которая

постепенно начинает замещать реальную экономику вследствие недостаточной

эффективности налоговой политики.

Самаруха В.И., Буров В.Ю.подчеркивают, что в настоящее время практически не разработана какая-либо единая методика количественной оценки теневых экономических отношений субъектов малого бизнеса, а существующая статистическая информация не позволяет в должной мере учесть показатели теневого сектора предпринимательской деятельности.

Это обусловлено двумя основными факторами: первый - статистическая и налоговая отчетность крупного и малого бизнеса несопоставимы между собой; второй - невозможность получить в полном объеме достоверную информацию о размерах теневой деятельности, величине прибыли и рентабельности, обороте субъектов малого бизнеса по результатам проводимых официальных и анонимных опросов [18].

Анисимов С.А. считает, что модели для исследования влияния налогов на экономику должны учитывать общественный характер производства и распределения продукции, влияние доходов и расходов государства как составных частей единого государственного бюджета на экономику в целом, что невозможно моделировать на микроэкономическом уровне. Для этого больше подходит макроэкономический уровень [4].

Киреенко А.П. справедливо отмечает, что ограниченность ресурсов в малом бизнесе и правовая неграмотность приводят к недооценке роли налогов вообще и налоговых рисков в частности. Ограниченность ресурсов не позволяет малым предприятиям иметь в своей структуре специалистов, ответственных за принятие решений в налоговой сфере, либо пользоваться услугами компетентных юристов и консультантов [11].

В основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 гг. сделан акцент на развитие человеческого капитала, повышении предпринимательской активности и международной конкурентоспособности, создании комфортных условий для добросовестных налогоплательщиков [15].

Проведём расчёт влияния фискальной нагрузки на хозяйствующие

6

субъекты малого бизнеса, осуществляющие свою деятельность в Приморском крае, в целях оптимизации их деятельности, направленной на социально-экономическое развитие региона.

Хозяйствующие субъекты, выступающие в качестве работодателей, уплачивают в бюджеты Пенсионного фонда (ПФ), Фонда социального страхования (ФСС), Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, страховые взносы, тарифы которых с 2011 г. увеличились, с ожидаемым эффектом роста соответствующих поступлений (таблица 1).

Таблица 1 - Тарифы страховых взносов для плательщиков, находящихся на общей системе налогообложения и на УСН и (или), уплачивающие ЕНВД (спецрежимы) с 2010 по 2013 гг. (в процентах)

Год Пенсионный фонд Фонд социального страхования Фонды обязательного медицинского страхования Итого

Федеральный Территориальный

Общая система 2010 20 2,9 1,10 2 26

Спецрежимы 14 0,0 0 0 14

Общая система 2011 26 2,9 3,1 2 34

Спецрежимы

Общая система 2012 22+10 сверх нормы* 2,9 5,1 0 30

Спецрежимы

Общая система 2013 22+10 сверх нормы* 2,9 5,1 0 30

Спецрежимы

*предельная величина базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды составляет 512 тыс. рублей в 2012 году и 568 тыс. рублей в 2013 году

Источник: составлено автором на основании данных [19; 20; 21; 22].

На основании данных таблицы 1 видно, что в целом с 2011 года тарифы страховых взносов увеличены на 8%, а для малого бизнеса на 20%.

Следовательно, общая сумма выплат в бюджеты ВБФ в 2011 году увеличилась на 23,5% ((34%-26%)/34%*100%).

Для предприятий малого бизнеса, применяющих упрощённую систему налогообложения (УСН)и (или), уплачивающие ЕНВД, объём выплат увеличился на 58,8% ((34%-14%)/34%*100%) (см. таблица 1).

Анализируя поступления в бюджеты ПФР и ФСС в Приморском крае, приведённые на сайте Федеральной службы государственной статистики,

следует сделать вывод о том, что в 2011 г. совокупные поступления средств увеличились на 31% по сравнению с 2010 г., на 5% в 2012 г. по сравнению с 2011 г., а в 2013 г. сократились на 3% по сравнению с 2013 г.

Логично предположить, что государство, предусматривая повышение тарифов страховых взносов, ожидало, как минимум, в равном объёме увеличение поступлений в бюджеты ВБФ (таблица 2).

Таблица 2 - Поступление средств в ПФР и ФСС РФ в Приморском крае в 2010 - 2013 гг. (тысячи рублей)

2010 2011 2012 2013

Поступление средств в Пенсионный 38 478 270,30 51 041 138,20 53 509 929,40 51 897 196,6

Фонд РФ 0

Изменение к предыдущему году, 133 105 97

проценты

Поступление средств в Фонд 4 273 677,80 5 097 159,00 5 445 465,70 5 713 952,20

социального страхования РФ

Изменение к предыдущему году, - 119 107 105

проценты

Совокупное изменение к - 13 386 349,10 2 817 097,90

предыдущему году

Совокупное изменение в процентах - 31 5 98

Итого 42 751 948,10 56 138 297,20 58 955 395,10 57 611 148,8

Источник: составлено автором на основании данных [9].

Официальные статистические данные говорят о том, что ожидаемый эффект достигнут, и поступления увеличились, как и было рассчитано. Между тем, объём поступлений в бюджеты ВБФ зависит, от количества работающих в различных отраслях экономики края.

Если проанализировать данные экономических показателей деятельности малых предприятий Приморья и динамику численности работающих на них, то ситуация с выплатой ими страховых взносов выглядит несколько по иному, таблица 3.

Таблица 3 - Основные экономические показатели деятельности малых

предприятий Приморского края с 2009 по 2013 гг.(в единицах)

Год Малые предприятия

Всего В том числе микропредприятия

Число предприятий Средняя численность работников (человек) Число предприятий Средняя численность работников (человек)

2009 26 588 153 000 22 923 61 300

2010 29 627 153 800 25 848 64 300

2011 29 897 140 100 26 190 40 700

2012 30 607 143 900 26 772 46 000

2013 31 116 155 200 27 291 47 000

Источник: составлено автором на основании данных [13].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общая численность работников, занятых в малом бизнесе в 2011 г., снизилась по сравнению с 2010 г. на 24,6 (174,4-149,8) тысяч человек, из них 23,6 (64,3-40,7) тысяч человек были задействованы на микропредприятиях, таблица 3.

Можно сделать вывод, что основной причиной сокращения работников, задействованных в сфере малого бизнеса, является увеличение фискальной нагрузки в виде отчислений в ПФ и ФСС.

В связи с этим, отмечая увеличение объёма поступлений средств в ПФ и ФСС необходимо учитывать потери бюджета в виде не поступления НДФЛ за счёт сокращения численности плательщиков, среди работников, занятых в малом бизнесе.

Рассмотрим начисления по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, с 2009 по 2012 гг. и их взаимосвязь со страховыми взносами, уплачиваемыми в бюджет ВБФ, таблица 4.

Таблица 4 - Структура начислений по налогу, уплачиваемому в связи с

применением упрощённой системы налогообложения (тысяч рублей, единиц)

2009 2010 2011 2012 2013

Налог, исчисленный за налоговый период 2 537 085 3 217 398 3 725 057 4 265 026 4 481913

Страховые взносы, уплаченные за налоговый период на обязательное страхование (пенсионное, социальное, обязательное медицинское), уменьшающие сумму исчисленного налога 555 040 685 974 971 748 1 056 735 1 195 310

Количество налогоплательщиков, представивших налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения (ед.) 30 250 33 251 34 431 36 572 38 229

Источник: составлено автором на основании данных [24].

Анализируя данные таблицы 4 об уплаченной налогоплательщиками, применяющими УСН в 2011 году, сумме страховых взносов, можно сделать

вывод о том, что их размер увеличился на 41,6%((971 748-685 974)/ 685 974).

Учитывая, что ставки страховых взносов для предпринимателей возросли на 58,8%, можно прийти к заключению, что увеличение для них фискальной нагрузки, не оправдывает возложенных ожиданий, а наоборот ведёт к ухудшению социально-экономической обстановки, уменьшению количества рабочих мест, снижению поступлений в бюджетную систему и ВБФ, и ведёт к дополнительному налогообложению работодателей.

В связи с этим логично предположить, что для стабилизации и улучшения сложившейся ситуации следует ввести налоговые льготы, которые бы стимулировали активность предпринимателей, мотивировали их к созданию новых рабочих мест, тем самым повышая экономическую привлекательность региона.

Анализируя полученные данные, а также информацию, представленную в официальных источниках, в целях создания более благоприятной социально-экономической обстановки, улучшения инвестиционного климата, в Приморском крае необходимо предоставить вакансии для трудоустройства 17 300 человек, состоящих на учёте в службах занятости Приморского края, т.е. необходимо создать дополнительные рабочие места[23].

Но при этом следует учитывать и тот факт, что в общем количестве не трудоустроенных граждан могут быть и те, кто просто не хочет работать и рассчитывает на получение пособий.

Следовательно посредством создания благоприятной социально-экономической обстановки для малого бизнеса можно добиться его мотивацией к организации новых рабочих мест, и основанием для этого может быть оптимизация действующих налоговых ставок для тех предпринимателей, которые трудоустроят определённое количество граждан.

Наиболее эффективным вариантом решения данного вопроса представляется следующий способ.

Решая задачу по предоставлению вакансий для 17 300 человек,

необходимо учитывать, в первую очередь, сохранение баланса интересов

10

государства и частного сектора экономики, обеспечение поступления денежных средств в региональную бюджетную систему, но при этом сделать для работодателей экономически выгодным создание новых рабочих мест.

На основании данных таблицы 3 видно, что в 2013 г. в Приморье осуществляло свою деятельность 31 116 предприятий малого бизнеса со среднесписочной численностью 155 200 человек, из которых на 27 291 микропредприятиях работало 47 000 человек.

По данным Управления ФНС России по Приморскому краю за 2013 год 38 229 налогоплательщика представили налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения, таблица 4.

Учитывая положения статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»среди малых предприятий выделяются микропредприятия со средней численностью работников до пятнадцати человек[2].

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» установлено предельное значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учёта налога на добавленную стоимость для микропредприятий в размере 60 млн рублей[3].

Положения статьи 346.13 Налогового Кодекса Российской Федерации (НК РФ) содержат схожие ограничения по годовому объёму выручки для плательщиков УСН, поэтому логично предположить, что микропредприятия являются плательщиками налогов по УСН[1].

Вместе с тем, учитывая разницу между данными, размещёнными на официальном сайте Приморскстата и данными налоговой службы можно сделать вывод о том, что не все налогоплательщики, представившие декларации в связи с применением УСН, относятся к малому бизнесу, таблицы 3, 4.

Данную разницу можно объяснить тем, что предельная средняя численность работников микропредприятий установлена до 15 человек, в то время как плательщики, применяющие УСН, могут иметь до 100 работников.

Исходя из указанных выводов и основываясь на данных таблиц 3 и 4, рассчитаем объем обязательных платежей, уплаченных микропредприятиями, таблица 5.

Таблица 5 - Обязательные платежи, уплаченные микропредприятиями

(рублей, единиц)

2009 2010 2011 2012 2013

Количество налогоплательщиков, применяющих УСН (ед.) 30 250 33 251 34 431 36 572 38 229

Количество микропредприятий (ед.) 22 923 25 848 26 190 26 772 27 385

Соотношение УСН/микропредприятия (ед.) 0,76 0,78 0,76 0,73 0,72

Налог, исчисленный микропредприятиями (руб.) 1 922 565 271 2 501 076 765 2 833 471 082 3 122 150 171 3 210 578 030

Страховые взносы, исчисленные микропредприятиями (руб.) 420 601 055 533 248 803 739 161 805 773 567 467 856 249 558

Среднемесячная официальная заработная плата работников малого бизнеса (руб.) 11 608 13 004 14 843 16 184 17 448

Рассчитанная заработная плата работников микропредприятий (руб.) 4 084 4 936 4 451 4 671 5 443

НДФЛ с рассчитанной заработной платы (руб.) 390 558 122,7 495 159 602,9 282 620 690,3 335 212 569,2 371 041 475,1

Источник: Составлено автором на основании данных [13; 24].

Проведённый расчёт показывает, что официальная заработная плата работников микропредприятий намного ниже установленных нормативов, в связи с этим, при решении задачи по предоставлению дополнительных рабочих мест, необходимо, чтобы уровень предлагаемой заработной платы был существенно выше расчётного.

Кроме того следует учесть и интересы работодателей, так как трудоустройство новых работников будет экономически целесообразно, если размер отчислений с их заработной платы не приведёт к увеличению существующей фискальной нагрузки.

Для того чтобы решить поставленные задачи необходимо предоставить возможность для освобождения предприятий малого бизнеса на 2 года от уплаты налога, уплачиваемого в связи с применением УСН при соблюдении ряда условий.

Данный срок для освобождения от уплаты налога представляется наиболее целесообразным, поскольку по итогам первого года налоговых льгот будет достаточно времени для оценки эффективности предложенной методики и принятия решения о её пролонгации, либо об отмене.

В послании президента Российской Федерации Путина В.В., Федеральному собранию на 2015 г., было высказано о необходимости стабильного законодательства, включая налоги, и предложено на ближайшие четыре года зафиксировать действующие налоговые условия и не менять их.

При этом, было предложено реализовать уже принятые решения по облегчению налогового бремени, прежде всего для тех, кто только начинает свою работу. Для малых предприятий, которые регистрируются впервые, будут предоставлены двухлетние налоговые каникулы. Также льготы получат производства, начинающиеся с нуля[16].

Юридические лица, которые могут быть освобождены от налога, выплачиваемого в связи с применением УСН, должны соответствовать требованиям статьи 346.13 НК РФ, основным из которых является не превышение объёма выручки налогоплательщика по итогам девяти месяцев работы (в год, когда подаётся заявление о переходе на УСН) 45 000 000 рублей [1].

С учётом требований Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» численность работников предприятий, претендующих на льготу не должна превышать 15 человек[2].

Элементный состав предлагаемой льготы полностью соотносится с критериями, определёнными Майбуровым И.А. для корректного

функционирования налоговых преференций. Он включает в себя причину,

13

обосновывающую необходимость её введения, условия получения, механизм действия, определяет ставку, объект и субъект, срок действия и другие основополагающие элементы [12].

Таким образом, социально-экономическая обстановка, в Приморском крае улучшится за счёт уменьшения числа состоящих на учете в службе занятости, а также за счёт снижения дополнительной нагрузки в виде выплат гражданам пособий по безработице, численность которых на 2013 год составляла 15 078 человек[14].

Построим модель изменения основных фискальных показателей деятельности микропредприятий. В качестве исходных данных для этого используем размер налоговых отчислений микропредприятий, суммы НДФЛ с заработной платы их работников, а также объемы уплаченных страховых взносов плательщиков УСН, микропредприятий и изменения указанных показателей в случае применения предложенной методики, рисунок 1.

Источник: Составлено автором на основании данных [13; 24].

Рисунок 1 - Модель изменения основных фискальных показателей деятельности микропредприятий

Данные, представленные на рисунке 1, отражают прогнозные значения объема страховых взносов, подлежащих уплате в бюджет с учетом предлагаемой методики (Умодель) и данные при текущих налоговых ставках.

Прогнозные значения на 2014 и 2015 годы при условии внедрения предлагаемой методики составляют 4 301 873 248 руб. и 4 471 744 247 руб. соответственно.

Уравнение тренда для данного временного ряда имеет вид:

Умодель = 1 101 980 214,941п(х) + 2 327 389 765, 77, (1)

Коэффициент достоверности аппроксимации R для данной модели имеет значение 0,99, что говорит о высокой точности прогнозируемых результатов.

Адекватность предлагаемой модели представляется возможным проверить следующим образом.

Так, уравнение тренда для объема страховых взносов, уплачиваемых плательщиками УСН (УУСН), имеет следующий вид,

Уусн = 278 888 861,231п(х) + 397 530 113, 75, (2)

Прогнозное значение на 2014 год составляет 1 232 107 466 руб., при этом по предварительным данным УФНС по Приморскому краю за 2014 год ожидаемый объем поступлений составляет 1 269 070 тыс. руб. Таким образом, точность прогнозного значения составляет 97%, что позволяет утверждать о высокой степени достоверности проведённых расчётов.

Учитывая взаимосвязь страховых взносов, размера заработной платы и НДФЛ в предложенной модели численность работников микропредприятий может достигнуть 64,5 тыс. человек в 2014 и 67 тыс. человек в 2015 году, при

этом размер НДФЛ составит 1 864 145 тыс. руб. и 1 937 755 тыс. руб., соответственно.

Полученные данные показывают, что при условии внедрения предлагаемой методики, налог, уплачиваемый представителями малого бизнеса, может усилить свою социальную функцию, посредством увеличения объёма страховых взносов, повышения уровня заработной платы, а также за счёт уменьшения числа состоящих на учёте в службе занятости Приморского края.

Внедрение разработанной методики подразумевает простоту администрирования налоговыми органами льготных категорий налогоплательщиков. Претенденты на освобождение от уплаты налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, представляют стандартную декларацию, подаваемую в связи с применением данной системы налогообложения.

Налоговым органам в свою очередь необходимо проверить соответствие налогоплательщика критериям для применения УСН, а также фактическое трудоустройство обозначенного числа граждан Российской Федерации с соответствующим уровнем заработной платы и уплату всех фискальных платежей.В случае несоответствия каким-либо критериям плательщик теряет льготный статус, при этом такие условия являются простыми, понятными и удобными для реализации.

Помимо указанных положительных эффектов при использовании предложенной методики, её актуальность представляется в простоте внедрения. Для этого не придется перерабатывать существующую нормативно-правовую базу. Необходимо внести поправку в Налоговый кодекс РФ, позволяющий субъектам федерации освобождать плательщиков УСН от уплаты данного налога, при условии соблюдения условий по трудоустройству определённого числа граждан с выплатой официальной заработной платы не ниже соответствующего уровня со всеми фискальными отчислениями.

На уровне субъекта федерации необходимо принять закон,

16

регламентирующий численность граждан по трудоустройству и по уровню заработной платы, с учётом специфики региона, что в целом будет способствовать созданию на территории благоприятного налогового и инвестиционного климата, и реализации на практике социальной функции налогакак формы совершенствования взаимодействия государства и налогоплательщиков.

Без определения механизмов зависимости между производством, действующей налоговой системой, и формированием доходной базы бюджетов различных уровней, достаточно сложно сформировать оптимальную налоговую систему, которая должна служить в первую очередь интересам общества и способствовать его развитию[6].

Заключение.Использование на практике налоговых льгот и преференций как для юридических, так и физических лиц - потенциальных инвесторов региональной экономики, будет способствовать росту финансовой стабильности различных форм и видов бизнеса, и увеличению их экономического потенциала

Малый бизнес является наиболее динамичной формой реализации предпринимательской деятельности населения, позволяющей гражданам реализовывать свой деловой и творческий потенциал.

Развитие малого бизнеса является необходимым условием для формирования конкурентной экономической среды, позволяющей противодействовать монополии интегрированных бизнес-структур в различных видах хозяйственной деятельности, связанной с производством товаров и оказанием услуг.

В связи с этим необходимо переосмысление в общественном сознании сущности и содержания налога, которое будет направлено на его социальную ориентацию и усиление социальной функции как для населения, так и для малого бизнеса, заинтересованных в успешной реализации проводимых налоговых преобразований, как персонифицированных союзников органов публичной власти.

Библиографический список

1. Налоговый Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ в редакции от 24.08.2013. - Доступ из СПС «Консультант Плюс».

2. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» - Доступ из СПС «Консультант Плюс».

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» -Доступ из СПС «Консультант Плюс».

4. Анисимов С.А. Моделирование влияния налогов на экономический рост // Финансовый журнал. 2012. № 4. С. 65-74.

5. Берёзкин Ю.М. Проблемы и способы организации финансов. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2006. 248 с.

6. Глухов Е.В Формирование доходов регионального бюджета (на примере Приморского края) // Проблемы экономики и менеджмента. 2011. №2. С. 84-89.

7. Глухов Е.В. Роль налогов в разрешении социальных противоречий современного общества // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 59.

8. Гринкевич Л.С., Жалонкина И.Ю. Анализ результативности собираемости налогов в Российской Федерации // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 4 (16).С. 120-123.

9. Единая межведомственная информационно-статистическая система. Режим доступа: http://www.fedstat.ru/indicator/data.do.

10. Калинина О.В. Теоретические аспекты формирования налоговой политики социального государства // Вестник СГЭУ. 2010. № 12 (74). С. 21-24.

11. Киреенко А.П. Налоговые риски в деятельности малого бизнеса // Известия ИГЭА. 2010. № 5. С. 78-82.

12. Майбуров И.А. Налоговые льготы. Теория и практика применения:

18

монография для магистрантов, обучающихся по программам направления «Финансы и кредит» / под ред. И.А. Майбурова, Б.Ю. Иванова.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 487 с.

13. Малое и среднее предпринимательство: Приморскстат. Режим доступа:

http://primstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/primstat/ru/statistics/enterprises/sm all_and_medшm_enterprises/.

14. Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока. Режим доступа: http://minvostokrazvitia.ru/press-center/news_minvostok/?ELEMENT_ID=1705.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Налоговая политика России на 2014 - 2016 годы: основные направления и план действий // Финансы. 2013. № 7. С. 33-37.

16. Послание президента Российской Федерации Федеральному собранию в 2014 г. Режим доступа: http://medassociation.ru/poslanie-prezidenta-federalnomu-sobraniyu-2014-tekst-video/.

17. Самаруха В. И., Краснова Т.Г. Влияние налоговой системы на инвестиционную активность // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2009. № 4. С. 72-75.

18. Самаруха В.И. Теневая экономика в системе предпринимательской деятельности региона / В.И. Самаруха, В.Ю. Буров. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. 243 с.

19. Тарифы страховых взносов в 2010 году. Пенсионный фонд Российской Федерации. Режим доступа: http://www.pfrf.ra/rates_premiums/13015.html.

20. Тарифы страховых взносов в 2011 году. Пенсионный фонд Российской Федерации. Режим доступа: http://www.pfrf.ra/rates_premiums/19916.html.

21. Тарифы страховых взносов в 2012 году. Пенсионный фонд Российской Федерации. Режим доступа: http://www.pfrf.ra/ot_rostov_terifi.

22. Тарифы страховых взносов в 2013 году. Пенсионный фонд Российской Федерации. Режим доступа: http://www.pfrf.ru/ot_peter_pr_releases/55552.html

23. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю.Режим доступа: http://primstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/primstat/ru/statistics/employment.

24. Управление федеральной налоговой службы по Приморскому краю. Режим доступа: http://www.r25.nalog.ru/statistic/statforms/

25. Glukhov E.V. Tax, as a Form of Resolving Social Contradictions // World Applied Sciences Journal 2013. № 27 (5): 585-589

REFERENCES

1. Tax Code ofthe Russian Federation of31.07.1998 N146-FZ, (amended on08.24.2013). -Access fromRSE "ConsultantPlus".

2. Federal Law of24.07.2007 №209-FZ "On the development of small and medium enterprisesin the Russian Federation" - Access fromRSE "ConsultantPlus".

3. Resolution of the Governmentof the RussianFederation of22.07.2008 №556"Onthe limiting values ofthe proceeds fromthe sale of goods(works, services) for each categoryof small andmedium-sized enterprises" - Access fromRSE "ConsultantPlus".

4. AnisimovS.A.Modelingthe impact of taxeson economic growth/Finance journal.2012. № 4.Рр.65-74.

5. BerezkinY.M.Problems andways of organizingfinances.Irkutsk:IzdBSUEL, 2006. 248p.

6. Glukhov E.V.Formation ofregional budgetrevenues(in the example of Primorye region// Problemsof Economics and Management. 2011. №2.Рр.84-89.

7. Glukhov E.V The role of taxesin resolvingsocial contradictionsof modern society//Management of economic systems: electronic scientific journal. 2013. №59.

8. GrinkevichL.S.,ZhalonkinaI.Y.Analysis ofthe impact oftax collectionin the

Russian Federation// Bulletinof Tomsk State University. 2011. №4 (16). Рр. 120-123.

20

9. Unitedinteragencyinformation-statisticalsystem. Access from: http ://www.fedstat.ru/ indicator/data.do.

10. KalininaO.V.Theoretical aspectsof tax policyof the welfare state// BulletinSSEU. 2010. №12(74).Pp.21-24.

11. KireenkoA.P.Tax risks in the small business// Proceedings ofthe IrkutskStateAcademy of Economics. 2010. № 5. Pp.78-82.

12. MayburovI.A. Tax benefits.Theory and Practice: a monograph for undergraduatesenrolled in theprogramareas ofthe "Finance andCredit"/ ed.I.A.Mayburova, B.J.Ivanova.-M .:UNITY-DANA, 2014.-487p.

13. Small and medium enterprises: Primorskstat. Access from: http://primstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/primstat/ru/statistics/enterprises/sm all_and_medium_enterprises/.

14.Ministry for Development of Russian Far East. Access from: http://minvostokrazvitia.ru/press-center/news_minvostok/?ELEMENT_ID=1705.

14. Taxpolicy of Russiafor 2014- 2016: main trends andplan of action// Finance.

2013. № 7. Pp.33-37.

15. Address by Presidentof the Russian FederationFederal Assemblyin

2014.Access from:http://medassociation.ru/poslanie-prezidenta-federalnomu-sobraniyu-2014-tekst-video/.

16. SamaruhaV.I., KrasnovT.G.The impact ofthe tax systemon investment activity// Proceedings ofthe IrkutskStateAcademy of Economics. 2009. № 4. Pp.7275.

17. SamaruhaV.I. The shadow economyin theentrepreneurial activityin the region/ V.I.Samaruha, V.Y.Burov. Irkutsk:IzdBSUEL, 2010. 243p.

18. Ratesof insurance premiumsin 2010. PensionFund of the RussianFederation.Access from: http://www.pfrf.ru/rates_premiums/13015.html.

20.Ratesof insurance premiumsin 2011. PensionFund of the RussianFederation.Access from: http://www.pfrf.ru/rates_premiums/19916.html.

21.Ratesof insurance premiumsin 2012. PensionFund of the RussianFederation.Access from: http://www.pfrf.ru/ot_rostov_terifi.

22.Ratesof insurance premiumsin 2013. PensionFund of the RussianFederation.Access from: http://www.pfrf.ru/ot_peter_pr_releases/55552.html

23.The territorial authorityof the FederalState Statistics Service ofthe Primorsky Territory. Access from: http://primstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/primstat/ru/statistics/employment.

24. The Office ofthe Federal Tax Servicein the Primorsky Territory. Access from: http ://www.r25.nalog.ru/ statistic/statforms/

25. Glukhov E.V.Tax, as a Form of Resolving Social Contradictions // World Applied Sciences Journal 2013. №27(5): Pp. 585-589.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.