Научная статья на тему 'Совершенствование механизмов управления инновационным развитием лесопромышленного комплекса'

Совершенствование механизмов управления инновационным развитием лесопромышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
253
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ / ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИЯ / ЛЕСНОЙ КЛАСТЕР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Селименков Р. Ю.

Представлены методические положения по совершенствованию механизмов управления инновационным развитием лесопромышленного комплекса региона, основанные на формировании кластерных структур. Предложены инструменты активизации инновационной деятельности, обеспечивающие взаимодействие государственных, финансовых и отраслевых институтов, интеграцию образования, науки и лесопромышленного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование механизмов управления инновационным развитием лесопромышленного комплекса»

УДК 330.341.1:338.45(470.12)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Р. Ю. СЕЛИМЕНКОВ, младший научный сотрудник лаборатории проблем эффективности использования природных ресурсов E-mail: [email protected] Институт социально-экономического развития территорий РАН

Представлены методические положения по совершенствованию механизмов управления инновационным развитием лесопромышленного комплекса региона. Предложены инструменты активизации инновационной деятельности, обеспечивающие взаимодействие государственных, финансовых и отраслевых институтов, интеграцию образования, науки и лесопромышленного производства.

Ключевые слова: Вологодская область, лесопромышленный комплекс, инновационная деятельность, инвестиция, лесной кластер.

Инновационное развитие российской экономики на долгосрочный период предусматривает ускоренное формирование технологически модернизированной и товарно-диверсифицированной структуры производства. Однако существенный шаг в модернизации производственной базы не-

пременно должен быть сделан уже в краткосрочном периоде. Это осуществимо только на основе развития высокотехнологичных конкурентоспособных производств, обеспечивающих инновационное развитие не только экономики страны в целом, но и экономики регионов благодаря их основным отраслям.

В Вологодской области к таким отраслям относится лесопромышленный комплекс (ЛПК), который после дефолта 1998 г. развивался поступательно, однако прогрессивных изменений в его структуре не произошло. Ситуацию осложняет замедление темпов роста производства в условиях мирового экономического кризиса (см. таблицу).

В структуре товарной продукции развиваются лесозаготовительная и деревообрабатывающая отрасли. В целлюлозно-бумажном производстве наблюдается спад, что ведет к снижению товар-

Динамика производства лесобумажной продукции в ЛПК Вологодской области

Отрасль Год 2009 г. к 1997г., %

1997 1999 2005 2006 2007 2008 2009

Индекс физического объема, в процентах к предыдущему году.

лесозаготовительная 105,0 123,3 101,4 97,5 128,5 99,4 78,3 145,4

деревообрабатывающая 114,8 121,0 109,8 106,1 105,6 95,9 92,2 188,5

целлюлозно-бумажная 110,2 160,1 109,4 85,7 95,3 116,2 85,1 16,7

Отраслевая структура производства, %:

лесозаготовительная 37,7 45,4 32,7 32,3 33,6 31,5 34,3 -3,4

деревообрабатывающая 45,3 41,4 59,8 60,9 59,7 59,9 57,5 + 12,2

целлюлозно-бумажная 17,0 13,2 7,6 6,8 6,7 8,6 8,2 -8,8

Лесопромышленный комплекс в целом (товарность одного кубометра вывезенной древесины), долл. США 63,6 31,0 61,1 72,2 78,6 69,6 58,4 91,9

ности 1 м3 вывезенной древесины, цена которой в 2009 г. составила около 60 долл. (для сравнения: в Финляндии — около 500 долл. /м3).

Непременным условием инновационного развития лесопромышленного комплекса является непрерывное инвестирование в прогрессивные технологии производства продукции глубокой переработки (целлюлозы, бумаги, картона, фанеры, плит, мебели и др.). Мировой опыт показывает, что если компания инвестирует в инновационное производство менее 10% своего оборота, то она обречена на ликвидацию как независимый хозяйствующий субъект. Только за счет ускоренной капитализации лесных и лесопромышленных активов в соответствии с конъюнктурой рынка ЛПК может обеспечить свою конкурентоспособность. При этом ЛПК должен представлять собой единое целое всех хозяйствующих субъектов лесных отношений.

Однако в период рыночных трансформаций ЛПК региона по ряду объективных и субъективных причин утратил системную целостность, были разрушены технологические связи (цепочки) между лесопромышленными отраслями и производствами. Нарастающая фрагментарность лесного сектора стала одной из основных причин снижения темпов роста лесопромышленного производства, привела к стагнации объемов лесозаготовок, деградации технической и технологической базы, вызвала рост транзакционных издержек, снижение рентабельности и даже убыточность многих лесозаготовительных и деревоперерабатывающих предприятий, что тормозит развитие конкурентных преимуществ отраслей и приток в них инвестиций.

Расчеты показывают, что только для стабилизации ситуации в ЛПК и загрузки действующих мощностей производства необходимо привлечение инвестиций в размере более 5 млрд руб. (из них 2,8 млрд руб. заемных средств) преимущественно в деревоперерабатывающие отрасли (рис. 1).

Эти и другие факторы убеждают в необходимости не только увеличения объемов инвестиций в ЛПК, но и кардинального повышения уровня управления инновационным развитием и обеспечения на этой основе совершенствования организационной структуры лесопромышленного комплекса, ускорения внедрения инноваций.

3 000

2 500

2 000

1 500

1 000

500

0

В большинстве развитых промышленных стран мира (США, Канада, Швеция, Германия, Финляндия, Австрия, Норвегия и др.) разработаны и реализуются на практике национальные лесные политики или стратегические программы инвестиционного развития лесных секторов. Одной из главных задач такой политики является поддержка вертикально интегрированных структур управления, создания максимально благоприятных условий для повышения конкурентоспособности и эффективности этих «точек роста».

Функционирующие на территории области интеграционные структуры (компании, корпорации и холдинги) входят в различные промышленные и промышленно-финансовые группы, находящиеся за пределами Вологодской области (например, «Титан»), и действуют в первую очередь в интересах данных групп, а потому не решают и не могут решить вопросы инновационного развития ЛПК.

Решить эту задачу, на взгляд авторов, способна кластерная политика, направленная на интеграцию всех агентов лесных отношений в единую структуру — кластер. Процесс кластеризации рассматривается в настоящее время как важнейшее направление совершенствования институтов отечественной экономики, формирования эффективных механизмов управления производством. Кластеризация является современной мировой тенденцией, которая органично вписывается в инновационные технологии, методы и способы обеспечения устойчивой конкурентоспособности стран, территорий, отраслей и промышленных комплексов национального хозяйства.

2 600,5 п

2 429,9 п

683,1

531,1

г——-—I 198,0 I-■

Лесозаготовительная

Деревообрабатывающая

Целлюлозно-бумажная

□ Фактический объем инвестиций в 2009 г.

□ Потребность инвестиций для развития производства

Рис. 1. Соотношение фактического и потребного объемов инвестиций по отраслям ЛПК, млн руб.

Сущность кластерного подхода базируется на теоретико-методологических положениях, сформулированных на основе обобщений практики американским экономистом М. Э. Портером. Он определил кластер как группу географически соседствующих компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга.

Процесс кластеризации в экономических системах обнаруживает различие в интересах непосредственных и косвенных участников данного процесса. Активным, заинтересованным сторонником выступает та группа производителей и потребителей, которая прямо включенав процесс использования инновационных технологий и полу-

ч

1 с

Г

« а

I

а а

а «

!

Л

2

I

3

3

1=>

1=)

Этап

I. Анализ и диагностика условий формирования кластера

II. Разработка механизма формирования структуры кластера

III. Формирование структуры кластера

IV. Управление и оценка

Инициатор

Органы исполнительной власти

Инициативная группа

Инициативная группа

Инициативная группа

Координационный центр

Координационный центр

чает дополнительные конкурентные преимущества в результате консолидации усилий по их освоению. Пассивно заинтересованными сторонами выступают производители и потребители периферийных секторов, лишь косвенно связанных с получением выгод от внедрения новейших технологий. К числу базовых факторов макроэкономического характера, по мнению автора, относится императивная позиция государственных институтов.

Принципиальная сложность формирования кластеров в Российской Федерации состоит в отсутствии эмпирических данных о функционировании и развитии кластерных систем. Вместе с тем целесообразность создания кластерной структуры подтверждается эффективным функционированием под эгидой государства таких вертикально интегрированных структур, как ОАО «Газпром», РЖД, ВПК, космическая и

Задачи этапа

1. Создание инициативной группы (ядро будущей дирекции проекта) во главе с директором, назначенным региональным департаментом лесного комплекса

2. Маркетинговые исследования.

3. Мотивация потенциальных участников.

4. Анализ состояния капитала и ресурсов участника и оценка перспектив дальнейшего развития

1. Выявление участников, заинтересованных в процессе интеграции.

2. Определение принципов функционирования кластера.

3. Разработка положений и правил, регламентирующих функционирование кластера.

4. Разработка положений о взаимосвязях и взаимозависимости участников кластера.

5. Выявление кадрового потенциала участников кластера

1. Организация структуры управления — Координационного центра: совета директоров и исполнительной дирекции

2. Разграничение полномочий между Координационным центром и участниками кластера.

3. Разделение функций между советом и исполнительной дирекцией кластера.

4. Организация хозяйственной структуры:

— определение состава кластера по технологическому принципу

— организация новых процессов,

— определение функциональных обязанностей участников кластера.

5. Определение масштаба совместной деятельности участников, выпускающих однородную продукцию.

6. Определение норм и правил взаимодействия между участниками кластера.

7. Определение уровня сформированности и оптимизация кадрового потенциала предприятий кластера

1. Разработка и принятие стратегии инвестиционно-инновационного развития кластера.

2. Оценка эффекта кластерных преобразований

Рис. 2. Методика формирования лесного кластера в регионе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

наноиндустрии и др.

Основываясь на выявленных предпосылках и преимуществах кластерной организации производства в сравнении с разрозненно функционирующими вертикально интегрированными структурами (ВИС), а также принимая во внимание их организационную структуру (экономическую иерархию) с учетом региональных особенностей (географии) размещения лесопромышленного производства и незаконченного реформирования лесного хозяйства, в регионе может быть сформирован горизонтально интегрированный лесной кластер.

Предлагаемый алгоритм (порядок) формирования горизонтально интегрированного регионального лесного кластера включаетв себя четыре этапа (рис. 2).

В процессе формирования кластерной структуры важно не только установить длительные технологические связи между основными участниками промышленного производства, но и решить вопросы вспомогательных производств. В кластерной структуре между ключевыми предприятиями и сервисными структурами устанавливаются долгосрочные взаимовыгодные связи, заключающиеся в том, что сервисная фирма имеет длительный гарантированный заказ на поставки, а предприятия технологической цепочки — гарантированное удовлетворение запроса производства в энергоносителях, запчастях и прочих материальных ресурсах. При этом и те, и другие повышают рентабельность производства: первые — от снижения транзакционных издержек, вторые — от экономии затрат, обусловленной ростом объемов услуг и компактностью их поставок.

Ускорить формирование лесного кластера, на взгляд автора, возможно путем преобразования горизонтального кластера в вертикальный, используя метод конвертации финансовых средств, вложенных инвестором в развитие того или иного предприятия, в акции предприятий, принадлежащих инвестору. Механизм формирования пакета акций, принадлежащих инвестору, приведен на рис. 3.

Вертикальный лесной кластер, на взгляд автора, может быть создан двумя путями:

1) вертикально интегрированная структура, владеющая свободными финансовыми ресурсами, направляет их в развитие лесопромышленного производства. С каждым участником горизонтального кластера ВИС заключают договор о вложении финансов в инвестирование его производства на определенных уело -виях. Основными из них являются: отсрочка платежа на срок до получения предприятием чистой прибыли от производства; ежегодный выпуск предприятием акций общей стоимостью, равной сумме чистой прибыли, с передачей их в собственность ВИС до полного погашения долга. Полученные в собственность акции ВИС передает координационному центру кластера в доверительное управление, постепенно увеличивая этим свое влияние в кластере. ВИС, овладев контрольным пакетом

акции, вправе стать головным предприятием кластера или оставить его в доверительном управлении координационного центра;

2) правительство Вологодской области для инвестирования в лесной кластер (ЛК) выделяет средства из областного бюджета, а при недостаточности их заимствует из фонда развития РФ (в виде целевого трансферта) с последующим возвратом из суммы дивидендов, начисленных на акции, принадлежащие государству.

Вложение государственных инвестиций может осуществляться как в денежной, так и в вещественной форме по следующим направлениям:

• льготное предоставление участков лесного фонда в аренду;

• оказание помощи по обеспечению проведения лесохозяйственных работ и развития лесной инфраструктуры;

• участие в модернизации действующих и строительстве новых производственных мощностей; содействие формированию инновационного управленческого и кадрового потенциала. По согласию сторон вся чистая прибыль

предприятий может быть направлена на возврат трансферта, а после его возврата — в резервный фонд кластера.

Участники (организации) лесного кластера региона

Блок оценки и определения приоритетов инвестирования отраслей производства

а к а

и я К

к

я

Щ

и К

Блок принятия решений координационным центром кластера о реализации инвестиционных проектов

л у

Блок корректировки стратегии инвестиционно-инновационного развития лесного кластера

Блок анализа источников инвестирования

Бюджетные и частные инвестиционные фонды

я я я

ш я К

Рис.

3. Схема механизма формирования пакета акций, принадлежащих инвестору

Для ускорения территориальной интеграции хозяйствующих субъектов лесного бизнеса Вологодской области, на взгляд автора, более актуален вертикально интегрированный кластер с контрольным пакетом акций, принадлежащих государству.

Во-первых, это гарантирует развитие лесного сектора экономики на основе единых принципов, что способствует консолидации интересов участников лесных отношений (власть, бизнес, население) нынешнего и будущих поколений.

Во-вторых, в области нет ни одной вертикально интегрированной структуры, которая имела бы достаточно свободных финансов для ускоренного инвестирования в ЛПК и которая сама не является структурным подразделением более крупной группировки, базирующейся за пределами области. При этом, учитывается то, что в настоящее время возникла острая необходимость опережающего развития целлюлозно-бумажной отрасли, для чего на нулевом цикле требуются значительные финансовые вложения, размеры которых частному бизнесу не по силам.

В-третьих, вертикально интегрированный государственный кластер (по желанию сторон) может быть преобразован в горизонтально интегрированный. Вернув долг в резервный фонд государства, предприятия — участники кластера за счет причитающейся им доли чистой прибыли могут постепенно выкупить у государства акции своего предприятия.

Повышение инновационной активности в лесном кластере требует формирования на административном уровне и на уровне предприятий благоприятных условий поддержки инноваций, разработки и реализации комплекса правовых и организационно-экономических мер (включая налоговую, амортизационную, антимонопольную, таможенно-тарифную и внешнеэкономическую политику, пресечение недобросовестной конкуренции и др.), направленных на сохранение и развитие среды генерации знаний, развитие инновационной инфраструктуры, стимулирование инновационной модернизации лесопромышленного комплекса.

Инструментами сохранения и развития среды генерации знаний могут выступать:

• нормативно-правовая база, ограждающая государственные и общественные научные организации от недобросовестных и необоснованных структурных и институциональных преобразований;

• все типы собственности научных организаций: современная приборная база и оборудование,

создаваемые за счет сети центров коллективного пользования, высвобождающихся при закрытии неперспективных институтов и научных направлений (доведение до оптимальной доли финансирования закупки приборов и оборудования в общих расходах бюджета на науку);

• научные школы, молодые ученые (доведение до оптимальной доли бюджетных расходов на научные школы);

• ведущие научные организации, занятые комплексным решением крупных отраслевых и межотраслевых проблем прикладного поискового характера, реформирование системы научных организаций путем концентрации ресурсов в ведущих научных центрах. Используется широкий круг инструментов

развития инновационной инфраструктуры. Необходимо дальнейшее их совершенствование и использование новых инструментов, адекватных современным условиям. К их числу относятся:

• организационные элементы инновационной инфраструктуры: центры трансферта технологий с участием государственных научных центров, вузов, академических и отраслевых институтов, технико-внедренческих зон; системы фондов начального финансирования инновационных проектов. Особенностью дальнейшей работы по созданию центров трансферта технологий должна стать отработка механизмов партнерства государства и бизнеса, позволяющих обеспечить передачу в предпринимательскую среду результатов научно-технической деятельности, созданных с участием средств федерального бюджета, для введения их в хозяйственный оборот путем создания и развития высокотехнологичных инновационных предприятий;

• система стимулов и мотиваций для участников инновационного процесса, ориентированных на создание высокотехнологичной продукции. Необходимо совершенствование системы налогообложения в отношении авторов и разработчиков технологий, таможенного и тарифного регулирования в отношении предприятий, которые создают и используют научно-технические результаты в своем хозяйственном обороте, расширения практики предоставления грантов на стадии, предшествующей коммерциализации результатов научно-технической деятельности, стимулирования развития институтов кредитования и структур страхования инновационных рисков;

• система подготовки кадров инновационного менеджмента (ее совершенствование). Необходимо использование инструментов стимулирования инновационной модернизации ЛПК (стимулирование рынка сбыта конкурентоспособной лесопродукции);

• разработкамеханизмов, направленных на закупку преимущественно отечественной высококачественной лесопродукции для государственных нужд на конкурсной и равноправной основах;

• создание системы долгосрочных заказов на поставку высококачественной лесопродукции для государственных нужд и естественным монополиям;

• использование межправительственных комиссий, аппаратов торговых представительств и посольств для оценки мировых рынков и политической поддержки продвижения на них российской лесопродукции;

• содействие продвижению инновационной лесопродукции на внешние рынки путем совершенствования налоговой и таможенной политики, включая установление упрощенного порядка таможенного оформления и таможенного контроля за экспортом;

• обеспечение добросовестной конкуренции и защиты отечественной лесной промышленности от нечестных приемов в торговле, применяемых российскими и зарубежными фирмами. Стимулирование инвестиций в модернизацию лесопромышленного комплекса на основе инноваций:

• расширение практики и совершенствование механизмов долевого финансирования крупных инновационных проектов со стороны государства и частного бизнеса;

• использование подконтрольных государству финансовых институтов для финансирования лесозаготовительного и стимулирование финансирования модернизации деревоперерабатывающих производств, облегчение доступа к финансовым ресурсам малым и средним предприятиям.

Стимулирование предприятий к восприятию инноваций требует установления опережающих стандартов научно-технической продукции и введения мер стимулирования приобретения отечественной лесной промышленностью современных овеществленных и неовеществленных технологий, созданных российскими разработчиками, а также формирования прогноза развития перспективных технологических направлений.

Внедрение новых инструментов стимулирования инновационной деятельности и дальнейшее их совершенствование в рамках лесного кластера в конечном итоге послужат базисом для формирования лесной инновационной системы, под которой понимается комплекс организаций, осуществляющих процессы управления созданием и коммерциализацией результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Однако, несмотря на достигнутые в последние годы успехи в создании лесной инновационной системы, обеспечивающей коммерциализацию результатов НИОКР, ее достройка требует существенных усилий. Необходимым условием формирования действенной региональной системы является создание координационного звена.

Координационный центр кластера может выступить организующим, регулирующим и контролирующим органом, способствующим активизации инновационной деятельности в лесном кластере, действующим в рамках инновационной системы (рис. 4).

Вузы и другие учебные заведения

Координация действий по подготовке мобильной рабочей силы и инновационного менеджмента

г Научно-

информационные

центры у

Отраслевые НИИ, исследовательские центры

N

3

к

Л 01

ё | И

й- в 11 с

В д.

Координационный центр кластера

к &

* о

Б

о. °

я &

" л

11 о. ^

О

с В-

| Е

п

8 I

Я р, ! " £ <

5 Е :

?В ;

II

Стимулиров анне инновационной деятельности,

внедрение инновационных проектов

Спрос на иннов ационные разработки

I____

Пр е дпринимате ль с кий

сектор ле сопр омышленн ого комплекса

Предложения по реформированию законодательной и нормативно-правовой базы

Региональные органы

законодательной и исполнительной власти

___I

Рис. 4. Инновационная система лесного кластера

100

Формирование кластерной структуры позволит тесно связать систему «образование—наука—производство» в единое целое, что стимулирует развитие инноваций, обучение высококвалифицированных кадров, способствующих развитию трансферта технологий и инновационно-активных предприятий.

Расчеты показывают, что при условии привлечения требуемых инвестиционных ресурсов на инновационные проекты модернизации производства в рамках ЛПК, отраслевая структура ЛПК региона может трансформироваться в сторону производств по выпуску продукции глубокой переработки (рис. 5).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Структурные сдвиги в отраслевом производстве положительно отразятся на финансово-экономических результатах ЛПК региона. В рамках кластерной организации рентабельность производства в ЛПК увеличится почти в 3 раза (составит 15,5%), производительность труда и заработная плата увеличатся на 57 и 45 % соответственно. Бюджетная и социальная эффективности возрастут к базовому году в 1,9 и 1,4 раза соответственно.

Таким образом, осуществление системы мер по управлению инновационным развитием ЛПК в рамках кластерной организации позволит получить экономический эффект от использования всех ресурсов, задействованных в производственном процессе, и научно-технического потенциала региона.

90

80

70

60

50

40

30

20

10

0

Список литературы

1.

2.

3.

4.

Бурдин H.A., Сахаров В. В., Демешкан Е.Ю. О стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации // Лесной экономический вестник. 2008. № 2 (56). С. 3-15. Губанов С. Неоиндустриализация плюс вертикальная интеграция (о формуле развития России) // Экономист. 2007. № 7. Захаренкова И. А. Комплексные проблемы разработки стратегии инновационного развития деревообрабатывающих предприятий России// Лесной экономический вестник. 2008. № 1. С. 35-43.

Кондратюк В. А., Кожемяко Н. П. Научно-техническое и инновационное развитие лесного

Базовый уровень (2009 г.) Прогноз (кластер)

□ Лесозаготовительная □ Деревообрабатывающая □ Целлюлозно-бумажная

Рис. 5. Прогнозируемые изменения в отраслевой структуре ЛПК региона, %

комплекса России: состояние, проблемы, перспективы // Лесной экономический вестник. 2008. № 2. С. 15-18.

5. Лесной комплекс регионов Северо-Западного федерального округа: стат. сб. / Росстат; Волог-дастат. Вологда, 2003, 2009.

6. Лесной план Вологодской области до 2017 года// Кн. 1,2. 2007.

7. Лесной кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 22.01.2007 № 22-ФЗ (ЛК РФ).

8. Петров А. П. Через науку и образование — к инновационному развитию лесного сектора// Вологодский лесной журнал. 2008. № 2. С. 13-16.

9. Петров А. П. Федерализм в системе лесных отношений: централизация или децентрализация власти в лесном секторе // Лесной экономический вестник. 2006. № 2. С. 10-14.

10. Пинягина Н. Б. Принципиальные подходы к формированию концепции развития лесного комплекса // Лесной экономический вестник. 2008. № 1. С. 21-29.

И. Портер М. Конкуренция / М.: Вильяме, 2003. 496 с.

12. Разработка основных направлений развития ЛПК Вологодской области до 2020 года: заключительный отчет о НИР / М. Ф. Сычев, Т. В. Ускова, 3. С. Миронова, Р. Ю. Селименков. Вологда, 2007. 117 с.

13. Цветков В., Джумов А. Государственная собственность и эффективность экономики // Экономист. 2007. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.