и при этом отдел управленческого учета/контроллинга должен быть независимым от финансово-экономической службы, например, как штаб при высшем органе управления, вынесенный за рамки функциональных служб предприятия (схема 3).
Схема 3
Штабная организация управленческого учета/контроллинга
Управление предприятием
Управленческий учет/контроллинг
1 1
... Финансы сбыт-
Главный контроллер подотчетен непосредственно топ-менеджеру предприятия. Это делает контроллеров максимально независимыми по отношению к иным финансово-экономическим службам предприятия, позволяя лучше осуществлять координацию и информационное обеспечение заинтересованных менеджеров. Служба управленческого учета/контроллинга в таком случае наделяется правом отслеживать выполнение остальными структурными подразделениями поставленных перед ними аналитических задач. В ряде случаев контроль этот может иметь исключительно рекомендательный характер [1].
В случае штабной организации управленческий учет/контроллинг наделяется правами давать консультации, готовить выводы для линейных отделов предприятия. Это должно снизить нагрузку с линейных отделов и повысить эффект от их работы.
Органически встроенная в систему управления экономикой предприятия служба управленческого учета/контроллинга позволит оптимизировать деятельность всех финансово-экономических служб:
- оперативно информируется руководство предприятия, так как информация концентрируется в одном специализированном отделе;
- вводятся единые правила планирования, учета, контроля и применяются унифицированные формы предоставления информации во всех подразделениях;
- координация различных планов и процесса их выполнения направлены на единую конечную цель предприятия, что позволяет предварительно проверить их реальность и гарантировать рациональность достижения цели.
Список литературы
1. Лаута, Ю.С. Создание системы контроллинга на промышленном предприятии / Ю.С. Лаута, Б.И. Герасимов. - Тамбов, 2005.
2. Управленческий учет и анализ с практическими примерами / Л.В. Попова, В.А. Константинов, И.А. Масло-ва, Е.Ю. Степанова. - М.: Дело и Сервис, 2008.
3. Юдина, Л.Н. Управленческий учет и контроллинг / Л.Н. Юдина // Финансовый менеджмент. - 2005. - № 1.
УДК 330.341.1:338.45(470.12)
Р.Ю. Селименков
МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
В статье рассмотрен методический инструментарий определения параметров инновационного развития лесопромышленного комплекса на основе критерия устойчивости, который апробирован на материалах лесопромышленного комплекса Вологодской области. Предложены пути активизации инновационной деятельности в лесопромышленном комплексе региона.
Вологодская область, лесопромышленный комплекс, инвестиции, устойчивое развитие, инновации.
The paper presents different methodological tools for determining the parameters of innovational development of the Vologda region timber industry based on the criterion of sustainability. The ways to enhance innovational process in the regional timber industry are suggested.
The Vologda region, timber industry, investments, sustainable development, innovations.
Ускоренное формирование технологически-мо-дернизированной и товарно-диверсифицированной структуры производства составляет целевое содержание инновационного развития российской экономики на долгосрочный период. Однако существен-
ный шаг в модернизации производственной базы непременно должен быть сделан уже в краткосрочном периоде. Это осуществимо только на основе развития высокотехнологичных конкурентоспособных производств, обеспечивающих устойчивое раз-
лесозаготовительной отрасли. В 2008 г. она составила 31,5 %, в то же время уровень лесозаготовок в развитых лесопромышленных странах не превышает 20 % общего объема производства лесопродукции.
Одной из причин такого положения является диспропорция инвестиционных потоков в отрасли производства (табл. 2).
Фактически привлеченные инвестиционные средства в большей степени направляются в деревообрабатывающие производства - 67 %, и лишь 6 % от общего объема инвестиций - в целлюлозно-бумажное производство.
Недостаток инвестиционных ресурсов сдерживает активизацию инновационных процессов в ЛПК региона - основного фактора по достижению передовых позиций на международном рынке лесопро-дукции. Следовательно, одним из условий перехода ЛПК региона на инновационный тип развития является вывод отраслей производства на фазу устойчивого развития (самофинансирования), когда внедрение новых технологий и своевременное обновление основных производственных фондов осуществляется за счет чистой прибыли и привлечения заемных средств на срок до 1 года для решения временных финансовых затруднений (пополнения сезонного запаса оборотных средств и других текущих платежей при задержке оплаты за поставленную продукцию).
Таблица 1
Динамика производства лесобумажной продукции в ЛПК Вологодской области [1]
Отрасль 1997 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2008 г. к 1997 г., %
Индекс физического объема, в % к предыдущему году
Лесозаготовительная 105,0 94,4 108,4 101,4 97,5 128,5 99,4 135,7
Деревообрабатывающая 114,8 105,9 108,3 109,8 106,1 105,6 95,9 155,3
Целлюлозно-бумажная 110,2 10,2 88,2 109,4 85,7 95,3 116,2 10,3
Отраслевая структура производства, %
Лесозаготовительная 37,7 37,1 36,1 32,7 32,3 33,6 31,5 -6,2
Деревообрабатывающая 45,3 54,6 57,8 59,8 60,9 59,7 59,9 14,6
Целлюлозно-бумажная 17,0 8,2 6,1 7,6 6,8 6,7 8,6 -8,4
Товарность 1 м3 вывезенной древесины, р.
ЛПК, всего 2274 2022 2008 2126 2199 1920 1900 83,5
Таблица 2 Инвестиции в основной капитал ЛПК Вологодской области, млн р.
Показатель 1997 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2008 г. к 1997 г., %
Объем инвестиций, млн р., в текущих ценах 66,0 618,6 721,4 1001 939,7 2408,2 2187,8 в 33 раза
В том числе объем инвестиций в производство, %
Лесозаготовительное 40,3 9,4 39,1 29,8 18,4 22,4 27,3 -13,0
Деревообрабатывающее 46,4 81,5 59,6 69,4 72,4 72,5 67,0 20,6
Целлюлозно-бумажное 13,3 9,1 1,3 0,8 9,2 5,0 5,7 -7,7
витие не только экономики страны в целом, но и экономики регионов и функционирующих в них основных отраслей специализации.
В Вологодской области к таким отраслям относится лесопромышленный комплекс (ЛПК), который после дефолта 1998 г. довольно активно развивался, однако прогрессивных изменений в структуре лесобумажного производства области не произошло (табл. 1).
В структуре товарной продукции более активно развивалась лесозаготовительная и деревообрабатывающая отрасли, где прирост производства составил 36 и 55 %, соответственно. В целлюлозно-бумажном производстве наблюдался спад, что привело к снижению товарности 1 м3 вывезенной древесины, которая в 2008 г. составила 1900 р., или около 65 долларов США (для сравнения: в Финляндии товарность составляет около 500 долл./м3).
Доля перерабатывающих производств в объеме выпуска лесобумажной продукции в 2008 г. по сравнению с 1997 г. увеличилась на 6,2 %, но обеспечено это было в основном за счет увеличения удельного веса механической обработки древесины на 14,6 % при падении удельного веса химической переработки древесины на 8,4 % в составе лесобумажной продукции. В структуре производства все еще остается высокой, хотя и имеет тенденцию снижения, доля
В этой связи особое значение приобретает определение приоритетов реструктуризации ЛПК региона для выявления и нивелирования диспропорции инвестиционных потоков между отраслями производства в целях ускорения инновационного развития.
Для решения поставленной задачи определим приоритеты инвестирования отраслей производства ЛПК региона посредством разработанного методического инструментария (рис. 1). Представленный на рисунке алгоритм имеет следующий экономико-математический аппарат:
1. Формируется матрица показателей, характеризующих состояние каждой отрасли в базовом году при действующей технологии производства (за базовый год принят 2008 г.).
2. Максимально возможный уровень производства в рамках существующей технологии и ограничениях (при 100 %-ной загрузке мощностей) рассчитываем по формуле
V 00 _ Уб ■ Ки
100,
где Уб - объем производства в базовом году, нат. ед.; КИПМ б - коэффициент использования производственных мощностей в базовом году, %.
Следует отметить, что ограничением физических объемов производства в лесозаготовительной отрасли является объем экономически доступной расчетной лесосеки (Ур). Если объем лесозаготовок выше доступной расчетной лесосеки, то объемы производства принимаются равными величине ограничения:
У<
V,
3. В рыночных условиях регулятором фактических объемов заготовки является уравновешенный платежеспособный спрос и предложение участников рынка. Таким образом, объем лесозаготовок в ЛПК равен суммарному спросу потребителей: деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отраслей региона, населения региона, собственного потребления древесины в лесозаготовительной отрасли, лесо-экспортеров и потребителей из других регионов РФ.
Следовательно, требуемый объем лесозаготовок (по нормам расхода сырья) определяется по формуле (м3):
6лпк = (Сц + Сдо + Э) / Увл + Вр + СН,
где Сц - сырье для ЦБП (хвойные балансы); Сдо -сырье для деревообрабатывающей продукции (пиловочник, фанерный и спичечный кряж); Э - фактические поставки на экспорт пиловочника и балансов; Увл - удельный вес соответствующих сортиментов; Вр - потребление в соседних (других) регионах; СН -собственные нужды лесозаготовительной отрасли.
Однако если потребность в сырье превышает фактические ограничения, то проводят корректировку загрузки мощностей производства, т. е. в первую очередь удовлетворяется спрос производителей по выпуску лесопродукции более глубокой переработки.
4. Определяется товарная продукция (ТП100) по формуле
ТП100 = У100 ■ Тб , где Тб - товарность единицы объема в базовом году, р.
Рис. 1. Алгоритм определения приоритетов инвестирования отраслей ЛПК
Себестоимость товарной продукции (С100) определяется по формуле
Сюо = ТПюо ■ Упер б /100 + Уп.б /100 ■ ТПб ,
где Упер б - удельные переменные затраты в базовом году, к.; Уп.б - удельные постоянные затраты в базовом году, к.; ТПб - уровень товарной продукции в базовом году, р.
Прибыль от производства определяется по формуле
П100 = ТП100 - С100.
5. Определяется чистая прибыль по формуле
ЧП100 = П100 - Нп - Ним ,
где Нп - налог на прибыль, р.; Ним - налог на имущество, р.
Налог на имущество определяется по формуле
Ним = ^им /100 ■ (ОППФ + ОСн),
где ОППФ - основные производственные фонды, р., ОСн - нормируемые оборотные средства, р.; Жим -ставка налога на имущество, %.
Нормируемые оборотные средства определяются по формуле
ОСн = [(С100 ■ dM3/100)/NJ ■ [(Ждн /12)/
/((С100 ■ dU3/100)/Ждн /(ТП100/ N0)],
где dM3 - доля материальных затрат в себестоимости, %; Ждн - число рабочих дней в году.
Налог на прибыль определяется по формуле
Нп = (П100 - Ним) ■ N /100,
где Nu - ставка налога на прибыль, %.
6. Определяется потребность в привлеченных инвестиционных средствах по формуле
I = (/оппф + ОСН) - ЧП - Дбзд - Кзд - Аб,
где Кзд - кредиторская задолженность организаций, р.; Дбзд - дебиторская задолженность организаций, р.; Аб - фактический размер амортизации в базовом году, р.; 1ОППФ - потребность инвестиций для замены полностью изношенного оборудования, р.
Потребность инвестиций для замены полностью изношенного оборудования определяется по формуле
1оппф = ((ОПФ ■ Na/100) - Аб)/(Жа /100),
где N - среднегодовая норма амортизации ОППФ, %.
7. Определяются индикаторы устойчивости. На
наш взгляд, система индикаторов должна удовлетворять ряду требований. Во-первых, индикаторы должны быть идентичны для всех структур и отраслей, входящих в комплекс. Во-вторых, их количество должно обеспечивать полноту оценки состояния системы. В-третьих, количество индикаторов должно быть ограничено.
На наш взгляд, данными индикаторами могут быть производственно-экономические показатели, которые в доминирующей степени определяют стабильность конкретной системы, каковой является ЛПК.
Рентабельность производства (R100) определяется по формуле, %:
R100 = (1 - Уз100)/Уз100 ■ 100,
где Уз100 - затраты на рубль товарной продукции в пределе загрузки мощностей;
Уз100 = С100 /ТП100.
Фондоотдача определяется по формуле
Фо = ТП100 / ОППФ.
Фондоемкость производства единицы продукции определяется по формуле
Фе = ОППФ / ТП100.
Темп роста производительности труда к базовому году определяется по формуле, %:
ТРпт = ПТ100 / ПТб,
где ПТ - производительность труда в пределе загрузки мощностей, р; ПТб - производительность труда в базовом году, р.
Производительность труда определяется по формуле
ПТ = ТП / ППП,
где ПППб - численность промышленно-производст-венного персонала, чел.
Темп роста заработной платы к базовому году определяется по формуле, %:
ТРз.п = (ТРПТ - 100) ■ к +100,
где к - коэффициент, отражающий соотношение темпов роста средней заработной платы и производительности труда. При планировании уровня средней заработной платы в коммерческих организациях должен обеспечиваться опережающий рост производительности труда над темпами роста заработной платы.
Рост бюджетной эффективности к базовому году определяется по формуле, раз:
Рб.эф = Бэф 100 / Бэф б,
где Бэф - бюджетный эффект в пределе загрузки мощностей, р.; Бэф б - бюджетный эффект в базовом году, р.
Бюджетный эффект определяется по формуле
Бэф = НДС + Нд + HИм,
где НДС - налог на добавленную стоимость, р.
Рост социальной эффективности к базовому году определяется по формуле, раз:
Рс.эф = Сэф 100 / Сэф б,
где Сэф - социальный эффект в пределе загрузки мощностей, р.; Сэф б - социальный эффект в базовом году, р.
Социальный эффект определяется по формуле
Сэф = ПФР + ФОМС + ФСС,
где ПФР - страховые взносы в пенсионный фонд РФ, р.; ФОМС - страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования, р.; ФСС - страховые взносы в фонд социального страхования РФ, р.
Товарность единицы объема продукции определяется по формуле
Т = ТП / У.
На основании индивидуальных индикаторов определяются количественные индикаторы устойчивости в целом по ЛПК как сумма отраслевых, а удельные - средневзвешенным методом.
Если отраслями ЛПК достигается уровень самофинансирования, то расчетная структура привлеченных инвестиционных средств принимается оптимальной для инвестирования отраслей производства, а индикаторы устойчивости - целевыми показателями развития ЛПК региона.
На основе предложенного методического инструментария определим структуру приоритетного инвестирования отраслей производства и целевые индикаторы устойчивости ЛПК Вологодской области при достижении уровня самофинансирования.
Расчеты показывают, что для достижения устойчивости и перехода на инновационный тип развития необходима загрузка мощностей производства и сбалансированное привлечение инвестиций в размере 5 млрд р. (из них 2,8 млрд р. заемных средств) в отрасли ЛПК по приоритетной структуре (рис. 2).
В фазе устойчивого развития рентабельность производства в ЛПК увеличится почти в 3 раза и составит 15,5 %, производительность труда и заработная плата увеличатся на 57 и 45 %, соответственно. Бюджетная и социальная эффективности возрастут к базовому году в 1,9 и 1,4 раза, соответственно. Товарность 1 м3 древесины в круглом виде увеличится на 23 % и составит 2356,9 р. (табл. 3).
Полученные результаты оценки убеждают в том, что на данный момент привлечь требуемый объем инвестиций и достигнуть индикаторов устойчивости без посторонней помощи весьма проблематично.
Движущей силой в данном процессе, по нашему мнению, должно выступить государство в лице Правительства Вологодской области и Департамента лесного комплекса. Воздействуя различными методами регулирования, органы власти могут создать благоприятные условия для ускорения инновационных процессов в ЛПК региона.
Рис. 2. Соотношение фактического и потребного объемов инвестиций по отраслям ЛПК (по результатам апробации методики)
Какие задачи нужно решить для достижения этой цели?
Прежде всего, необходима единая лесная политика, стимулирующая инновационное развитие. Особенно это касается лесного хозяйства, где требуется фундаментальная (с привлечением лесоустроительных структур) инвентаризация лесов с последующей сертификацией по международным стандартам (ISO, системам FSC и PEFC).
Это позволит повысить инвестиционную привлекательность лесов, что обеспечит внедрение инновационных технологий воспроизводства и сохранности лесов, а также развитие их инфраструктуры.
Требуется активизация инновационных процессов и в лесопромышленной деятельности путем освоения новых технологий, внедрения высокопроизводительных машин и оборудования. Инструментами достижения данной задачи могут выступать инвестиционно-инновационные проекты по интенсификации лесозаготовок, глубокой переработке сырья и импортозамещению ряда видов продукции деревообработки и целлюлозно-бумажной промышленности [2].
Еще одной первоочередной задачей является ускоренная адаптация рабочей силы к запросам рынка труда. Основу трудового потенциала ЛПК должна составить мобильная рабочая сила, обладающая современными ключевыми компетенциями.
Таблица 3
Индикаторы устойчивости ЛПК Вологодской области
Показатели Базовый уровень (2008 г.) Фаза устойчивости
Товарность 1 м3 древесины, р. 1900,0 2356,9
Рентабельность производства, % 5,3 15,5
Фондоемкость ТП, р. 0,9 0,6
Фондоотдача, р. 1,11 1,76
Производительность труда на одного работника ПИП: - среднегодовая, тыс. р. - среднемесячная, тыс. р. 605,7 50,5 951,2 79,3
Рост производительности труда к базовому уровню, % 100,0 157,0
Рост заработной платы к базовому уровню, % 100,0 145,6
Итого отчисления в бюджеты всех уровней 1765,1 3373,6
Рост бюджетной эффективности к базе, раз 1,0 1,9
Отчисления во внебюджетные фонды, млн р. 1100,1 1569,5
Рост социальной эффективности к базе, раз 1,0 1,4
Данное условие требует от учебных заведений, занимающихся подготовкой специалистов для лесного сектора, скорейшей адаптации образовательного процесса в интеграции с проведением научных исследований к запросам и требованиям всех субъектов лесных отношений.
Актуальным остается и вопрос совершенствования системы управления в ЛПК региона. Выход на рубежи инновационного развития возможен при формировании макроэкономического механизма, который способствовал бы целенаправленному стимулированию инновационной деятельности. Мировой опыт свидетельствует о том, что решить эту задачу способна кластерная политика, основанная на инновациях, эффективном взаимодействии промышленных предприятий, организаций науки и образования с непосредственным участием системы государственной поддержки. Однако формирование кластерной структуры на основе добровольной интеграции предприятий в условиях рынка требует большого временного лага, сократить который возможно путем усиления роли государства, например за счет конвертации государственных инвестиций в акционерный капитал предприятий.
Вложение государственных инвестиций может осуществляться как в денежной, так и в вещественной форме по следующим направлениям: льготное предоставление участков лесного фонда в аренду, оказание помощи по обеспечению проведения лесо-хозяйственных работ и развития лесной инфраструктуры, участие в модернизации действующих и строительстве новых производственных мощностей,
содействие формированию инновационного управленческого и кадрового потенциала [3].
Целесообразность создания кластерной структуры подтверждается эффективным функционированием под эгидой государства таких вертикально-интегрированных структур, как РАО ЕЭС, ГАЗПРОМ, ВПК, РЖД, космическая и наноиндустрия [4].
В заключение хочется подчеркнуть, что для перехода ЛПК Вологодской области на инновационный путь развития необходима консолидация усилий всех участников лесных отношений (властвующих структур, бизнеса и населения) в осуществлении под контролем Правительства области лесной инновационной политики и полномасштабное участие государства в капитализации лесных активов.
Список литературы
1. Лесной комплекс регионов Северо-Западного федерального округа: стат. сб. / Росстат; Вологдастат. - Вологда, 2009.
2. Позгалев, В.Е. О состоянии и перспективах развития лесопромышленного комплекса Вологодской области / В.Е. Позгалев // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2008. - № 3. - С. 20.
3. Разработка основных стратегических направлений развития лесопромышленного комплекса Вологодской области до 2020 г.: отчет о НИР / ВНКЦ ЦЭМИ РАН. -Вологда, 2007.
4. Цветков, В. Государственная собственность и эффективность экономики / В. Цветков, А. Джумов // Экономист. - 2007. - № 4. - С. 27.