Научная статья на тему 'Совершенствование механизмов противодействия преступлениям в сфере безопасности дорожного движения'

Совершенствование механизмов противодействия преступлениям в сфере безопасности дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дорожное движение / пропаганда / профилактика / противодействие преступлениям / автомобильный транспорт / дорожно-транспортное происшествие / traffic / propaganda / prevention / crime prevention / road transport / traffic accident

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Собалирова Зухра Хазретовна

Транспортная инфраструктура относится к числу отраслей повышенной опасности, а транспортное средство признается источником повышенной опасности. Широкое распространение транспортных средств, многочисленность их видов, а также повышенная опасность их использования, обуславливают необходимость детальной регламентации ответственности лиц за совершение транспортных правонарушений в целом, и преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта в частности. Важнейшая роль в механизме обеспечения безопасности дорожного движения отводится предупредительной деятельности, ориентированной на опережающее воздействие на факторы, способствующие распространению противоправного поведения среди участников дорожного движения. Отмечается, что данная деятельность должна в полной мере учитывать актуальные тенденции, проявляющиеся в обществе и государстве. Автором делается вывод о превалировании пропагандистской работы в механизме противодействия преступлениям в сфере безопасности дорожного движения. При этом отмечается, что основной акцент должен быть сделан на использование информационно-коммуникационных технологий, являющихся основным источником информации для основной массы населения страны. В этих целях автором делается вывод о целесообразности разработки и утверждения рекомендаций по использованию сети Интернет для пропаганды безопасности дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving Mechanisms for Countering Crimes in the Field of Road Safety

Transport infrastructure is one of the high-risk industries. The vehicle is recognized as a source of increased danger. The wide distribution of vehicles, the multiplicity of their types, as well as the increased danger of their use, necessitate a detailed regulation of the responsibility of persons for committing transport offenses in general, and crimes against traffic safety and transport operation in particular. The most important role in the mechanism for ensuring road safety is assigned to preventive activities focused on anticipatory impact on the factors that contribute to the spread of illegal behavior among road users. It is noted that this activity should fully take into account the current trends that are manifested in society and the state. The author concludes that propaganda work prevails in the mechanism for combating crimes in the field of road safety. At the same time, it is noted that the main emphasis should be placed on the use of information and communication technologies, which are the main source of information for the bulk of the country's population. For these purposes, the author concludes that it is expedient to develop and approve recommendations for using the Internet to promote road safety.

Текст научной работы на тему «Совершенствование механизмов противодействия преступлениям в сфере безопасности дорожного движения»

УДК 343. ГРНТИ 10.81 EDN: TUXTUR

4.7. Совершенствование механизмов противодействия преступлениям в сфере безопасности дорожного движения

©Собалирова Зухра Хазретовна

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г.Нальчик, КБР, Россия [email protected]

Аннотация: Транспортная инфраструктура относится к числу отраслей повышенной опасности, а транспортное средство признается источником повышенной опасности. Широкое распространение транспортных средств, многочисленность их видов, а также повышенная опасность их использования, обуславливают необходимость детальной регламентации ответственности лиц за совершение транспортных правонарушений в целом, и преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта в частности. Важнейшая роль в механизме обеспечения безопасности дорожного движения отводится предупредительной деятельности, ориентированной на опережающее воздействие на факторы, способствующие распространению противоправного поведения среди участников дорожного движения. Отмечается, что данная деятельность должна в полной мере учитывать актуальные тенденции, проявляющиеся в обществе и государстве.

Автором делается вывод о превалировании пропагандистской работы в механизме противодействия преступлениям в сфере безопасности дорожного движения. При этом отмечается, что основной акцент должен быть сделан на использование информационно-коммуникационных технологий, являющихся основным источником информации для основной массы населения страны. В этих целях автором делается вывод о целесообразности разработки и утверждения рекомендаций по использованию сети Интернет для пропаганды безопасности дорожного движения.

Ключевые слова: дорожное движение, пропаганда, профилактика, противодействие преступлениям, автомобильный транспорт, дорожно-транспортное происшествие.

---N

Для цитирования: Собалирова З.Х. Совершенствование механизмов противодействия преступлениям в сфере безопасности дорожного движения//Пробелы в российском законодательстве. 2023. Т. 16. №4. С. 298-302. ЕОЫ: ТиХТиИ

Improving Mechanismsfor Countering Crimes in the Field ofRoad Safety

©Sobalirova Zukhra Khazretovna

North Caucasus Institute forAdvanced Studies (branch)

of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia [email protected]

Abstract: Transport infrastructure is one of the high-risk industries. The vehicle is recognized as a source of increased danger. The wide distribution of vehicles, the multiplicity of their types, as well as the increased danger of their use, necessitate a detailed regulation of the responsibility of persons for committing transport offenses in general, and crimes against traffic safety and transport operation in particular.

The most important role in the mechanism for ensuring road safety is assigned to preventive activities focused on anticipatory impact on the factors that contribute to the spread of illegal behavior among road users. It is noted that this activity shouldfully take into account the current trends that are manifested in society and the state. The author concludes that propaganda work prevails in the mechanism for combating crimes in thefield of road safety. At the same time, it is noted that the main emphasis should be placed on the use of information and communication technologies, which are the main source ofinformationfor the bulk ofthe country's population. For these purposes, the author concludes that it is expedient to develop and approve recommendations for using the Internet to promote road safety.

Собалирова З.Х.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ

В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Keywords: traffic, propaganda, prevention, crime prevention, road transport, traffic accident.

( Forcitation: SobalirovaZ.Kh. Improving MechanismsforCountering Crimes in the Field ofRoadSafety//Gaps in I Russian Legislation. 2023. Vol. 16. №4. Pp. 298-302. (in Russ.). EDN: TUXTUR

ВВЕДЕНИЕ

Автомобильный транспорт традиционно признается одним из самых опасных способов передвижения. Ежедневно на дорогах страны происходят дорожно-транспортные происшествия (ДТП) в результате которых может быть причинен вред жизни, здоровью людей, природе, имуществу, обществу [8, с. 173], и, как следствие, зачастую заканчивающиеся привлечением виновных лиц к уголовной ответственности. Несмотря на то, что за последние годы наблюдается снижение количества осужденных за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта (с 68 657 человек в 2019 г. до 64 101 в 2022 г.), показатели по-прежнему остаются высокими. Как справедливо отмечает Ю.Н. Калюжный, в Российской Федерации не удается обеспечить «приемлемый» уровень безопасности дорожного движения [5, с. 20].

Как показывает практика, основная масса ДТП происходит по вине водителей, которые пренебрегают правилами дорожного движения. Такие водители характеризуются нигилистическим отношением к запретам, предписанным в правилах дорожного движения, и в целом низким уровнем правовой культуры [2, с. 111], что обуславливает необходимость проведения постоянной работы по повышению уровня правосознания среди лиц, допущенных к управлению транспорты средством.

Повышение автотранспортной безопасности в Российской Федерации, в том числе посредством совершенствования механизмов противодействия преступлениям в сфере безопасности дорожного движения, признается приоритетной государственной задачей, от решения которой зависит социально-экономическое и демографическое развитие страны.

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Устанавливая уголовную ответственность за преступления, связанные с нарушением правил дорожного движения, законодатель не дает определения данного понятия. Единого понимания исследуемой категории не сложилось и в доктрине уголовного права, однако ученые сходятся во мнении, что для рассматриваемой категории преступлений характерен «единый объект посягательства» [10, с. 150].

Значение установления объекта правонарушения имеет особое значение для верной квалификации деяния, поскольку само по себе нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспорта не всегда образует состав преступления [7, с. 113]. Чтобы те или иные деяния, связанные с эксплуатацией транспортного средства, были квалифицированы как преступные необходимо наличие традиционных признаков состава преступлений, среди которых в обязательном порядке должны быть доказаны: непосредственно

деяние, носящее уголовно-наказуемый характер, т.е. предусмотренное гл. 27 УК РФ, общественно-опасные последствия, наступившие в результате такого деяния, а также наличие вины в действиях лица, эксплуатирующего транспортное средство.

Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта отличаются наличием предшествующих и сопутствующих нарушению факторов. К их числу можно отнести, например, противоправное поведение других водителей и иных участников дорожного движения, неудовлетворительное состояние объектов дорожной инфраструктуры, скрытые повреждения транспортных средств, обстоятельства непреодолимой силы и другие факторы, приводящие к наступлению тяжких последствий. Как правило, указанные факторы, учитывая их латентность, затрудняют деятельность правоприменителей по установлению причинной связи между деянием и наступившими последствиями. Однако при решении вопроса о привлечении лица к уголовной ответственности надлежит в обязательном порядке учитывать такие факторы, что будет способствовать беспристрастному, объективному и справедливому разбирательству по уголовному делу рассматриваемой категории.

В этой связи в механизме обеспечения безопасности дорожного движения особую роль играет профилакти-ко-предупредительная деятельность. Основным субъектом указанной деятельности выступает ГИБДД МВД России, которые имеют в своем арсенале множество возможностей для проведения эффективной профилактической и пропагандистской работы в сфере безопасности дорожного движения, поскольку осуществляют надзорные функции в рассматриваемой сфере. В частности, указанные субъекты широко используют разнообразные правовые, экономические, социально-культурные, воспитательные меры, с помощь, которых решают возложенные на них задачи по снижению уровня аварийности на автомобильных дорогах, минимизации вредных последствий ДТП и повышению гарантий безопасности дорожногодвижения.

Наряду с этим в арсенале подразделений ГИБДД МВД России имеются камеры фото- и видеофиксации нарушений ДТП, предупреждающие знаки и информационные табло, муляжи патрульных автомобилей, устанавливаемые на опасных участках автомобильной дороги [4, с. 294], которые следует признать одними из наиболее действенных средств противодействия преступлениям, совершаемым в процессе эксплуатации автомобилей.

В рамках предупредительной деятельности в сфере безопасности дорожного движения немаловажное значение имеет остановка транспортных средств и пешеходов, поскольку, как отмечается в научной литературе, «посредством подобной деятельности может быть оказано влияние как на конкретных нарушителей правил дорожного движения, так и на их примере на иных

участников, которые наглядно могут увидеть профессиональную деятельность сотрудников уполномоченных органов» [3, с. 197; б]. Примечательно, что основания остановки строго регламентированы в ведомственных нормативно-правовых актах. Среди таких оснований можно выделить нарушение правил дорожного движения, необходимость оказания помощи на месте происшествия, введение временных ограничений дорожного движения, которые являются наиболее распространенными и применяемыми соответствующими уполномоченными субъектами в целях противодействия нарушениям правил дорожного движения.

Как было отмечено выше, основной причиной большинства дорожно-транспортных происшествий является именно правовой нигилизм участников дорожного движения, сниженный уровень их правовой культуры, а также недисциплинированность, проявляемая в том числе в попытках доказать свое превосходство. В этой связи пропаганда безопасности дорожного движения, осуществляемая специальными подразделения ГИБДД МВД России признается одним из наиболее эффективных средств предупреждения преступлений, совершаемых в рассматриваемой сфере.

ВЫВОДЫ

Теоретические аспекты противодействия преступлениям в сфере безопасности дорожного движения лишь подтверждают необходимость поиска и применения новых подходов к обеспечению безопасности дорожного движения, посредством которых будут обеспечиваться прав, свободы граждан, а также законные интересы общества и государства. В этой связи одним из приоритетных направлений деятельности подразделений ГИБДД МВД России следует признать совершенствование профилактико-предупредительной работы с участниками дорожного движения. В первую очередь, усилия уполномоченных органов должны быть направлены на повышение правосознания водителей, пешеходов и иных участников дорожного движения, действия которых способны привести к трагическим последствиям.

В настоящее время в целях предупреждения и профилактики правонарушений и преступлений в сфере безопасности дорожного движения сотрудниками ГИБДД МВД России проводится активная пропагандистская работа, осуществляемая посредством разъяснений правил дорожного движения, информирования участников дорожного движения в области безопасности дорожного движения в рамках индивидуальных и коллективных тематических бесед и публичных лекций. Однако, анализируя статистику преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, следует сделать вывод о том, что указанных мер недостаточно для эффективного противодействия преступным действиям в сфере безопасности дорожного движения.

Думается, что в условиях повсеместной информатизации и цифровизации в механизме противодействия

преступлений против безопасности движения следует активнее использовать потенциал современных информационных технологий, в частности сети «Интернет», которая в настоящее время является основным источником получения информации для основной массы населения страны. В связи с доступностью Интернет-ресурсов во всех сферах жизни и деятельности, использование сети Интернет как площадки для пропаганды безопасности дорожного движения является наиболее оптимальным средством доведения информации до пользователей.

Однако, учитывая специфику Интернет-ресурсов, которые оказывают не только положительное влияние на развитие общества и государства, но и влекут за собой распространение негативных явлений, в целях повышения эффективности их использования в механизме противодействия преступлениям в сфере безопасности дорожного движения необходимо на ведомственном уровне разработать и утвердить рекомендации по проведению профилактико-предупредительной деятельности подразделений ГИБДД МВД России в сфере безопасности дорожного движения с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Представляется целесообразным определить в них типовые требования к материалам, публикуемым в целях профилактики и пропаганды безопасности дорожного движения, а также конкретизировать инфор-мационно-телекоммуникационые ресурсы, на кото-рыхдолжны размещаться необходимые сведения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств представляет собой сложное социально-правовое явление, характеризующееся высокой степенью общественной опасности. Учитывая бурное развитие транспортной инфраструктуры, от государства в лице правоприменительных органов требуется проведение активной и своевременной политики противодействия преступлениям в сфере безопасности дорожного движения. Причем такая деятельность должна осуществляться как в отношении водителей транспортных средств, так и пешеходов и иных участников дорожного движения, непосредственно не управляющих транспортными средствами, но так или иначе являющихся нарушителями правил дорожного движения, а, следовательно, создающих препятствия для обеспечения безопасности дорожного движения.

Таким образом, противодействие преступлениям в сфере безопасности дорожного движения является одной из основных задач подразделений ГИБДД МВД России, решение которой заключается в формировании у участников дорожного движения (водителей, пешеходов и иных) уровня правосознания, не допускающего нарушения правил дорожного движения, чувства ответственности, а также дисциплинированности при эксплуатации транспортного средства как источника повышенной опасности.

Собалирова З.Х.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ

В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

ЛИТЕРАТУРА

1. Белокобыльский H.H. Виды и характер преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта в уголовном законодательстве России // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2017. № 3.

2. Гайдарева И.Н. Проблемы профилактики административных правонарушений в области дорожного движения в Российской Федерации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. № 2.

3. ГеляховаЛ.А., Мошкина H.A. Применение мер государственного принуждения в рамках организации и совершенствования деятельности органов внутренних дел // Право и управление. 2022. № 10.

4. ГолдобинД.А., БартоломейИ.Л. Влияниемобиль-ных передвижных муляжей автомобилей Госавтоинспекции на безопасность дорожного движения // Модернизация и научные исследования в транспортном комплексе. 2022. Т. 1.

5. Калюжный Ю.Н. Обеспечение безопасности дорожного движения в Российской Федерации: концептуальные организационно-правовые основы: дис.... докт. юрид. наук. М., 2021.

6. Кодзокова Л. А. Проблемы правоприменения некоторых административных процедур сотрудниками ГИБДД МВД России // Пробелы в российском законодательстве. 2022. Т. 15. № 3.

7. Кравец И.П. Отграничение состава дорожно-транспортного происшествия от смежных составов // Пробелы в российском законодательстве. 2019. № 1.

8. Майоров В.И. Понятие дорожно-транспортных правонарушений и вопросы их квалификации // Проблемы права. 2014. № 2 (45).

9. Нагоева М.А. К вопросу о проблемах предотвращения дорожно-транспортных происшествий в современной России // Евразийский юридический журнал. 2022. № 10 (173).

10. Чураев А.И. Транспортные преступления: понятия и признаки // Проблемы применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства. 2018. № 1.

REFERENCES

1. Belokobylsky N.N. Types and nature of crimes against traffic safety and transport operation in the criminal legislation of Russia // Bulletin of Moscow University. Episode 112017. No. 3.

2. Gaidareva I.N. Problems of prevention of administrative offenses in the field of road traffic in the Russian Federation // Humanitarian, socioeconomic and social sciences. 2021. No. 2.

3. Gelyakhova L.A., Moshkina N.A. Application of measures of state coercion in the framework of the organization and improvement of the activities of internal affairs bodies // Law and Management. 2022. No. 10.

4. Goldobin D.A., Bartolomey I.L. Influence of mobile mobile models of cars of the State traffic inspectorate on road safety // Modernization and scientific research in the transport complex. 2022. Vol. 1.

5. Kalyuzhny Yu.N. Ensuring road safety in the Russian Federation: conceptual organizational and legal framework: dis.... doc. legal Sciences. M., 2021.

6. Kodzokova L. A. Problems of law enforcement of some administrative procedures by the traffic police of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Gaps in Russian legislation. 2022. Vol. 15. No. 3.

7. Kravets I.P. Separation of the composition of a road traffic accident from adjacent compositions // Gaps in Russian legislation. 2019. No. 1.

8. Mayorov V.I. The concept of road traffic offenses and questions of their qualification // Problems of Law. 2014. No. 2 (45).

9. Nagoeva M.A. To the question of the problems of preventing traffic accidents in modern Russia // Eurasian legal journal. 2022. No. 10 (173).

10. Churaev A.I. Transport crimes: concepts and signs // Problems of application of criminal and criminal procedure legislation. 2018. No. 1.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью преподавателя кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России майора полиции Собали-ровой З.Х. "Совершенствование механизмов противодействия преступлениям в сфере безопасности дорожного движения"

Транспортная инфраструктура относится к числу отраслей повышенной опасности, а транспортное средство признается источником повышенной опасности. Широкое распространение транспортных средств, многочисленность их видов, а также повышенная опасность их использования, обуславливают необходимость детальной регламентации ответственности лиц за совершение транспортных правонарушений в целом, и преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта в частности.

Важнейшая роль в механизме обеспечения безопасности дорожного движения отводится предупредительной деятельности, ориентированной на опережающее воздействие на факторы, способствующие распространению противоправного поведения среди участников дорожного движения. Отмечается, что данная деятельность должна в полной мере учитывать актуальные тенденции, проявляющиеся в обществе и государстве.

Автором делается вывод о превалировании пропагандистской работы в механизме противодействия преступлениям в сфере безопасности дорожного движения. При этом отмечается, что основной акцент должен быть сделан на использование информационно-коммуникационных технологий, являющихся основным источником информации для основной массы населения страны. В этих целях автором делается вывод о целесообразности

разработки и утверждения рекомендаций по использованию сети Интернет для пропаганды безопасности дорожного движения.

Статья представляет научный интерес и отвечает требованиям, предъявляемые к подобного рода работам и может быть опубликована в открытой печати.

Рецензент: Начальник кафедры организации правоохранительной деятельности СКИ(ф)КРУ МВД России, к.ю.н., майор полиции Л.А. Геляхова

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 86,7%

Статья поступила в редакцию 22.05.2023, принята к публикации 20.06.2023 The article was received on 22.05.2023, accepted for publication 20.06.2023

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Собалирова Зухра Хазретовна, канд. юрид. наук, майор полиции, преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России. E-mail: [email protected]

ABOUTTHE AUTHOR

Sobalirova Zukhra Khazretovna, Cand.Sci.(Law), Police Major, Lecturer, Department of Law Enforcement Organization, North Caucasian Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. E-mail: Lel4993@ mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.